НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ
INTERACTIVE APPROACH AS A MEANS OF UPGRADING CADETS’COMMUNICATIVE CULTURE
УДК 378.147=371.3
В.В. ЛАЗАРЕВА,
кандидат педагогических наук (Харьковский национальный университет
внутренних дел) e-mail: [email protected]
V.V. LAZAREVA,
сandidate of pedagogic sciences (KharkovNational University of Internal Affairs)
Аннотация: в статье рассмотрена роль интерактивных методов обучения иностранному языку в процессе формирования коммуникативной культуры будущих сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: активность, курсант ведомственного учебного заведения, интерактивные методы обучения, коммуникативная культура.
Abstract: the article considers the role of interactive approaches to learning a foreign language in the course of formation of communicative culture of would-be law-enforcement professionals.
Keywords: activity, cadet of departmental educational institution, interactive methods of training, communicative culture.
Будущий сотрудник правоохранительных органов, помимо правовой функции, роли медиатора (посредника) между законом и обществом, является носителем морально-профессиональных ценностей и высокой культуры. Наиболее презентативной в деятельности представителя полиции (милиции) является коммуникативная культура, ведь от ее уровня напрямую зависит степень доверия населения, эффективность деятельности, профессионализм в целом. Культура общения (коммуникативная культура), на наш взгляд , это совокупность знаний и практических умений использования средств коммуникации, способность эффективно их использовать в соответствии с ситуацией взаимодействия. Вопросы культуры речи в различных сферах рассматриваются в работах А.Бовдырь, А.Коваль, А.Леонтьева, Н.Таран, Е.Пассова и других.
Проблема активных (интерактивных) методов обучения широко представлена в научной литературе. Это, прежде всего, работы В.Буркова, В.Давыдова, А.Дусавицкого, Е.Пометун, Л.Пироженко и другие.
В статье мы рассмотрим влияние интерактивных методов обучения на процесс формирования коммуникативной культуры будущих сотрудников органов внутренних дел.
Интерактивные методы обучения определяют как способы организации активного взаимодействия учителя и обучающихся с целью достижения результатов обучения [2]. Интерактивные методы являются активными, то есть такими, которые стимулируют активность и самостоятельность обучаемых. Основной принцип взаимодействия - равная степень участия каждого в процессе обмена знаниями. Культура общения это, прежде всего, культура взаимодействия, взаимопомощи и партнерского участия, это культура речевого поведения, а значит, навыки социального поведения в целом.
Основные требования к уровню владения иностранным языком сейчас не сводятся к овладению лексическими единицами для работы со специальной литературой, а подразумевают также умение установить контакт с собеседником, в частности, представителем другой культурной среды. Базовой методи-
63
2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
ческой категорией, определяющей выбор способов и путей обучения иностранному языку, является категория «поход к обучению». В нашей работе мы рассмотрим более детально коммуникативно-деятельностный поход, так как его использование, на наш взгляд, является наиболее эффективным как для достижения основных целей обучения языку, так и позволяет максимально задействовать интерактивные методы в процессе его реализации.
Ученые отмечают, что «методическим содержанием такого похода являются способы обучения, связанные с широким использованием коллективных форм работы, решением проблемных задач, партнерским сотрудничеством...» [3, с.11]. Основным принципом интеракции является постоянное взаимодействие обучающихся курсантов между собой, в отличие от активных методов, при которых преподаватель организует и стимулирует процесс взаимодействия и, как следствие, результат такого сотрудничества во многом зависит от преподавателя, его педагогических и методических способностей. Такой принцип является основополагающим для формирования у будущего сотрудника органов внутренних дел чувства персональной ответственности за свои действия, осознание того, что результат взаимодействия зависит, в основном, от его умения скоординировать ситуацию (в том числе, и речевого характера). Культура общения во многом определяет культуру поведения, образ мышления и в целом эффективность профессиональной деятельности. Ценной, на наш взгляд, является идея о том, что интерактивный характер организации учебного процесса исключает возможность неучастия курсанта в коллективном процессе получения знаний [2]. Другими словами, такая ситуация утверждает, что нет «слабых», «неактивных» участников взаимодействия, что позволяет курсантам с невысоким уровнем овладения языком почувствовать свою значимость в процессе работы.
Что касается рассмотрения интерактивных методов обучения как активных, то здесь мы основываемся на классификации методов Я. Голанта (60-е годы ХХ в.), который разделил методы в зависимости от степени участия обучаемых в учебной деятельности. Очень важной является мысль о том, что интерактивные методы, хоть и являются разновидностью активных, отличаются от них характером коммуникации между участниками обучения [2].
Видами интерактивных методов обучения являются: работа в парах, в малых группах, дискуссии, дебаты, ситуативное моделирование (ролевая игра) и др.
Использование интерактивных методов дает больше пространства для самореализации потенциальных способностей каждого учащегося (курсанта). Основной акцент приходится на организацию эффективной коммуникации, участники которой не отстаивают полярные взгляды, не пытаются подражать взглядам преподавателя, а грамотно вступают в полилог, проявляя мобильность и открытость в выражении собственного мнения. Другими словами, интерактивное обучение - это обучение навыкам сотрудничества в коллективе. В связи с этим американские ученые Д. Джонсон и Р. Джонсон справедливо замечают, что «обучение в сотрудничестве более сложная форма, чем индивидуальное обучение или обучение, основанное на соревновании, ибо детям приходится одновременно приобретать и знания, и навыки коллективного труда» [1, с.146].
Возвращаясь к контингенту обучаемых, о которых идет речь в работе, и специфике среды обучения, хотелось бы проанализировать основные интерактивные технологи, используемые на занятиях. Наиболее широко используемыми методами работы являются дискуссия и ролевая игра.
Дискуссия имеет своей целью принятие профессионально правильного решения в процессе решения предложенной преподавателем проблемы. Этот вид деятельности характеризуется наличием значительных возможностей для творческой деятельности курсантов. Поскольку дискуссия не является средством контроля чтения и понимания, то материалы для постановки проблемы должны предлагать широкие возможности, вариативность в решении проблемы. Так, например, возможными темами для дискуссий обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность» могут быть следующие: “How to succeed in interviewing and interrogation”, ‘’How to represent yourself as a candidate for investigative post’’, “Discussing law enforcement activity in case of riot (“written” and “unwritten” laws). Важно, чтобы в процессе обсуждения участники дискуссии руководствовались нормативными документами, в частности, законом «О милиции», уставами правоохранительной деятельности и различных служб милиции. Эффективным способом повышения культуры речи курсантов при этом может стать предварительное
64
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
знакомство с речевыми оборотами, которые наиболее часто используются в этой форме взаимодействия (выражение согласия/не-согласия, изложение точек зрения, просьба предоставить слово и прочие).
Формой работы, которая имеет наиболее высокую речевую мотивацию, выступает ролевая игра. Исходя из личных наблюдений, можно утверждать, что этот вид деятельности вызывает у курсантов наибольший интерес, поскольку то, что говорит участник игры, насколько правильно и корректно он «вжился» в свою роль, имеет значение и для поведения других участников, и для осознания собственной «успешности», значимости. Следующим преимуществом ролевой игры является максимальное приближение процесса обучения к ситуациям профессионального характера. Такими коммуникативно-ориентированными ситуациями
могут быть:
- militiaman + victim of a theft;
- traffic inspector + disobedient driver;
- militiaman + child lost in the crowd.
В ролевой игре поведение курсантов характеризуется естественностью, которая распространяется и на речевое поведение. Преподаватель выполняет лишь роль наблюдателя - координатора процесса.
В заключение хотелось бы отметить, что обучение является действенным средством формирования культуры в целом, и коммуникативной культуры - в частности. Ведь каждый метод, используемый на занятии, предполагает взаимодействие с целью достижения общего результата, а значит, и развитие, усовершенствование культуры общения, являющейся ключевым показателем в деятельности сотрудника правоохранительных органов.
Литература
1. Джонсон Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. - СПб.: Экономическая школа, 2001.
256 с.
2. Енциклопедiя осваи / АПН УкраУни ; голов. ред. В. Г. Кремень. - К.: Юршком Ытер, 2008. 1040 с.
3. Хачатурян Х.В. Обучение иностранным языкам (методические основы обучения двум иностранным
языкам одновременно методом сопоставления): монография. - К.: МИЛП, 2000. 514 с.
References
1. Johnson D. Metody obucheniya v sotrundichestve. - SPb.: Ekonomicheskaya shkola, 2001. 256 p.
2. Encyclopedia of education / Academy of pedagogical Sciences of Ukraine ; editor-in-chief C., Flint. - K.: Wincom Inter, 2008. 1040 р.
3. Hachaturyan H.V. Obuchenie inostrannim yazikam (metodicheskie osnovi obuchenia dvum inostrannim yazikam odnovremenno metodom sopostavleniya): Monografiya.- K.: MILP, 2000. 514 p.
(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)
65