Научная статья на тему 'О возможностях организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе МВД России с использованием электронных учебных продуктов'

О возможностях организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе МВД России с использованием электронных учебных продуктов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES / POLYCULTURAL EDUCATION / INTERACTIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мажарова А.Г., Проценко Е.А.

В статье рассматриваются вопросы использования мультимедийных электронных средств в организации интерактивного обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF FOREIGN LANGUAGE INTERACTIVE TEACHING USING COMPUTER-ASSISTED COURSES IN THE MIA OF RUSSIAHIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article focuses on the use of multimedia electronic technologies in interactive education of foreign language.

Текст научной работы на тему «О возможностях организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе МВД России с использованием электронных учебных продуктов»

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(2)

References

1. Roadmap of the further reforming of the Ministry of Internal Affairs of Russia / RG.RU [Network Resource]. - Moscow, 2013. - URL: http://www.rg.ru/2013/02/04/karta-mvd-site-dok.html (last accessed date:

25.01.2014)

2. Concepts of the federal target problem “Youth of Russia” for the period of 2011-2015 / Youth Parliamentary Movement of Russia [Network Resource]. - Lipetsk region, 2010. - URL: http://www. newparlament.ru/docs/view/320 (last accessed date: 25.01.2014).

3. Kravchuk L.S., About the realization of competency building approach in teaching of foreign languages in High School of the Ministry of Internal Affairs of Russia / L.S.Kravchuk // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - Belgorod, 2011. № 2. P. 52-56

4. Social network service VKontakte [Network Resource]. - URL: http://vk.com/club44834403 (last accessed date: 25.01.2014).

(Статья сдана в редакцию 26.02.2014)

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ МВД РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПРОДУКТОВ

POSSIBILITIES OF FOREIGN LANGUAGE INTERACTIVE TEACHING USING COMPUTER-ASSISTED COURSES IN THE MIA OF RUSSIAHIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

УДК 372.881.111

А.Г. МАЖАРОВА,

кандидат филологических наук, доцент (Воронежский институт МВД России) e-mail: allmazh@yandex.ru;

Е.А. ПРОЦЕНКО,

кандидат филологических наук, доцент (Воронежский институт МВД России) e-mail: procatherine@mail.ru

A.G. MAZHAROVA,

candidate of philological sciences, Associate Professor (Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia);

E.A. PROTSENKO,

candidate of philological sciences, Associate Professor (Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы использования мультимедийных электронных средств в организации интерактивного обучения иностранному языку.

Ключевые слова: интерактивное обучение, мультимедийные технологии, английский для специальных целей, поликультурное образование.

Abstract: : the article focuses on the use of multimedia electronic technologies in interactive education of foreign language.

Keywords: interactive education, multimedia technologies, English for specific purposes, polycultural education.

Объективно существующая в современном мире необходимость владения иностранным языком как средством профессиональной коммуникации обусловливает изменение как целей, так и содержания курса иностранного языка в неязыковом вузе.

Сегодняшний выпускник высшего учебного заведения должен овладеть коммуникативной компетенцией, позволяющей ему осуществлять профессиональную деятельность в рамках устной и письменной коммуникации на иностранном языке. Образовательные

33

2014'2(2)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

стандарты последнего поколения требуют подготовить в короткие сроки (от полутора до двух лет) специалистов, в достаточной степени владеющих языком специальности и навыками профессионального общения в устной и письменной форме. В большинстве неязыковых вузов, включая вузы МВД России, реализация этих задач осложняется рядом объективных и субъективных факторов. Среди них достаточно назвать следующие: минимальное количество аудиторных занятий по дисциплине «Иностранный язык» в учебных планах большинства вузов; размещение этих учебных часов в течение первых двух лет обучения на фоне отсутствия профильных и специальных дисциплин, изучаемых, как правило, на старших курсах, и как следствие - низкая мотивация обучаемых, которая усугубляется ощутимой дифференциацией уровня языковой подготовки выпускников средних школ.

Очевидно, что осуществление программных целей в таких условиях невозможно без внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий. Учитывая специфику дисциплины «Иностранный язык», можно выделить наиболее эффективные и востребованные в настоящее время инновационные методы: модульный принцип построения учебной программы, использование всего спектра мультимедийных средств, обучение в сотрудничестве, метод проектов и т.д. За последние годы уже накоплен немалый опыт использования этих методов в учебном процессе неязыковых вузов. Однако новая дидактическая парадигма в области языкового образования смещает основной акцент в сторону приоритета иноязычных коммуникативных компетенций, приобретаемых как в сфере общего языка, так и в сфере языка для специальных целей. Государственные образовательные стандарты практически по всем специальностям исходят из того, что иностранный язык является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста, и предусматривают использование интерактивных методов обучения в учебном процессе [3]. В сущности, речь идет о формировании интерактивной компетенции.

В условиях вуза МВД система языковой подготовки должна представлять собой «целостное единство закономерно расположенных, функционально взаимосвязанных компонентов, организованное с целью иноязычного образования курсантов вузов МВД» [1, с.9]. Поэтому оптимизация процесса

обучения иностранному языку невозможна без комплексного и последовательного применения различных инновационных методов и образовательных технологий в ракурсе интерактивного подхода, цель которого - максимальное взаимодействие всех участников акта коммуникации. Интерактивный подход обеспечивает практическую направленность обучения иностранному языку, что довольно сложно организовать в вузе МВД.

Популярность интерактивного подхода в методике преподавания иностранных языков возрастает в последнее время не случайно. Интерактивная модель предусматривает вовлечение и активное участие всех обучаемых, их непосредственное взаимодействие, а также индивидуальную и коллективную ответственность за успех совместной деятельности. В процессе интерактивного обучения создается поликультурная образовательная среда, которая характеризуется открытостью, направленностью на личностно ориентированное взаимодействие, творческим и продуктивным характером обучения.

В течение довольно длительного периода времени основным методом интерактивного обучения считалась ролевая игра. Эффективность этого метода для воспроизведения профессионально значимых ситуаций, стимулирования мотивации обучаемых и развития навыков межличностного взаимодействия не требует доказательств. Однако в последние годы все большее распространение приобретают такие приемы, как мультимедийная презентация, электронные учебники, электронная письменная коммуникация и т.д. Действительно, современные информационные и компьютерные технологии предоставляют широкие возможности в организации как процесса обучения, так и контроля результатов. Электронные учебные или учебно-справочные продукты интенсивно внедряются в практику преподавания иностранного языка в Воронежском институте МВД России, так как они позволяют систематизировать и актуализировать в учебном процессе большой объем информации разного характера (теоретические положения, правила и примеры их употребления, тексты, аудио- или видеозаписи, иллюстрации, схемы, разные виды заданий, включая тестовые). Опыт показывает, что электронные учебники и учебные пособия могут использоваться для проведения различных видов занятий, допуская трансформирование представленного материала в соответствии с потребностями учебного

34

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

2014'2(2)

процесса и возможностями обучаемых.

Одним из наиболее эффективных средств оптимизации обучения иностранному языку следует признать мультимедийные электронные учебные продукты. Как известно, в основе всех мультимедийных средств обучения лежит одновременное и параллельное воздействие на несколько основных каналов восприятия информации - зрительный, слуховой и моторный. Мультимедийная презентация, как правило, включает аутентичный текст, созданный и представленный в электронном виде носителями иностранного языка, и отражает функционирование языка в ситуациях реального общения. Мультимедийное учебное пособие позволяет воспринимать иноязычную речь в сочетании с компьютерной анимацией, графикой или изображением, и звуком. Однако инновационные образовательные технологии позволяют преобразовать мультимедийную презентацию в эффективный интерактивный инструмент.

Учебный материал подбирается в зависимости от содержания и тематики модуля, этапа обучения и интересов обучаемых. Так, на начальном этапе обучения (например, в рамках вводно-коррективного курса, тематики повседневного общения) привлекаются в основном тексты диалогического характера, предназначенные не только для восприятия или воспроизведения, но и используемые в качестве стимула к ведению беседы на иностранном языке. После прослушивания диалога курсантам можно предложить, к примеру, такие задания, как: отреагировать на реплику-запрос, озвучить реплики одного из собеседников, продолжить беседу и т.п.

На следующем этапе чаще привлекаются видеоматериалы, записанные в стране изучаемого языка, что способствует не только созданию поликультурной среды обучения, но и расширению фоновых знаний, приобщению курсантов к социальному, культурному, в том числе и коммуникативному, опыту носителей языка. Организованная дискуссия или импровизированный обмен мнениями не только позволяет проверить понимание и усвоение учебного материала, но и формирует такие коммуникативные умения, как способность активно высказать и аргументировать свою позицию, выслушать собеседника и быть терпимым к оппонентам, последовательно отстаивать свою точку зрения и т.д.

Мультимедийные средства имеют очень большой потенциал, выполняя как познавательные, общеобразовательные, так и психологические, и лингвистические функ-

ции. Они стимулируют интерес обучаемых, повышают их мотивацию к изучению иностранного языка; активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, эмоции) и способствуют созданию более благоприятного психологического климата на занятиях. Более того, применение мультимедийных средств играет весьма важную роль именно в обучении иностранному языку, в формировании коммуникативной компетенции будущих специалистов, в частности таких ее составляющих, как лингвистическая, социокультурная и дискурсивная компетенции.

Применение интерактивных технологий, включая классические круглые столы и деловые игры, проблемное обсуждение, не только способствует развитию навыков межличностного общения, но и позволяет «проиграть» различные профессиональные ситуации и должностные роли. С помощью мультимедийной презентации преподаватель создает и моделирует различные ситуации, с которыми сталкивается в своей профессиональной деятельности сотрудник органов внутренних дел. Так, например, в ходе ролевой игры, организованной с использованием мультимедийных средств, предлагается и апробируется определенная модель взаимодействия полицейского с иностранными гражданами в типовых ситуациях, таких как «Установление и поддержание контакта», «Идентификация личности», «Прием заявления», «Опрос потерпевшего или свидетеля», «Досмотровые мероприятия» и т.п. Именно использование интерактивных технологий обучения позволяет в данном случае максимально приблизить учебный процесс к реальным условиям иноязычной профессиональной коммуникации. В рамках модуля профессионально ориентированного обучения можно организовать проблемное обсуждение или деловые игры с использованием различных электронных средств обучения. Дебаты по профессиональным вопросам способствуют развитию культуры общения, а также овладению различными методами аргументации и убеждения.

Преимущества мультимедийных средств обучения иностранному языку заключаются не только в том, что они позволяют эффективно сочетать разные виды наглядности с аудио- или видеоматериалами, но и органично встроить развитие различных языковых умений в общую парадигму формирования профессиональной компетенции специалистов [2]. Опыт использования мультимедий-

35

2014'2(2)

НАУЧНЫЕ

ФОРУМЫ

ных электронных продуктов в организации интерактивного обучения иностранному языку в Воронежском институте МВД России показал, что представленный таким образом учебный материал усваивается легче

и эффективнее, одновременно стимулируя активную познавательную деятельность обучаемых и способствуя расширению их фоновых знаний и профессионально значимых компетенций.

Литература

1. Беломытцева Н.А. Оптимизация системы обучения иностранному языку курсантов вузов МВД: на примере преподавания французского языка: дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2003. 130 с.

2. Гольцова ТА. Основные средства реализации концепта «долг» в концептосфере военнослужащего // Научный вестник ВГАСУ. Серия: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2009. №12. С. 86-94.

3. Федеральные ГОС ВПО третьего поколения [Интернет-ресурс] // Департамент методического обеспечения СПбГПУ. - Режим доступа: http://uap.spbstu.ru/fgos.

References

1. Belomyttseva NA. Optimizatsiya sistemy obucheniya inostrannomu yazyku kursantov vuzov MVD: na primere

prepodavaniya frantsuzskogo yazyka: dis. ...kand. ped. nauk. - SPb., 2003. 130s.

2. Goltsova TA. Osnovnyesredstvarealizatsiikontsepta «dolg» v kontseptosferevoennosluzhaschego // Nauchnyiyvestnik VGASU. Seriya: Sovremennyielingvisticheskie i metodiko-didakticheskieissledovaniya. 2009. №12. S. 86-94

3. FederalnyieGOSVPOtretegopokoleniya// DepartamentmetodicheskogoobespecheniyaSPbGPU. Internet-resurs: http://uap.spbstu.ru/fgos

(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.