Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО БРЕНДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ'

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО БРЕНДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЙ БРЕНД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / СПОСОБЫ / ФОРМИРУЮЩИЕ БРЕНД ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна, Гуреева Евгения Павловна

В отечественной педагогике возрастает роль кадрового потенциала, способного генерировать знания и управлять отношениями коллектива, формируя интерес к предмету преподавания. Педагогу становится крайне важно владеть репрезентативными технологиями формирования собственного имиджа. Статья посвящена формам и методам представления личного бренда преподавателя. Успешность реализации личного бренда преподавателя зависит от разнообразия форм, способов и методов представления. В статье описаны преимущества и недостатки формирования личного бренда преподавателя в социальных сетях, сделаны выводы о наиболее предпочитаемых формах представления своего имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна, Гуреева Евгения Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF FORMATION OF PERSONAL BRAND OF SCHOOL TEACHER

In domestic pedagogy, the role of human resources is increasing, capable of generating knowledge and managing the relations of the team, forming an interest in the subject of instruction. It becomes extremely important for the teacher to master the representative technologies of forming his own image. The article is devoted to the forms and methods of presenting the teacher's personal brand. The success of the implementation of the teacher's personal brand depends on the variety of forms, methods and methods of presentation. The article describes the advantages and disadvantages of forming a teacher's personal brand on social networks, draws conclusions about the most preferred forms of presenting one's image.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО БРЕНДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Гуреева Евгения Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО БРЕНДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ШКОЛЫ

Аннотация. В отечественной педагогике возрастает роль кадрового потенциала, способного генерировать знания и управлять отношениями коллектива, формируя интерес к предмету преподавания. Педагогу становится крайне важно владеть репрезентативными технологиями формирования собственного имиджа. Статья посвящена формам и методам представления личного бренда преподавателя. Успешность реализации личного бренда преподавателя зависит от разнообразия форм, способов и методов представления. В статье описаны преимущества и недостатки формирования личного бренда преподавателя в социальных сетях, сделаны выводы о наиболее предпочитаемых формах представления своего имиджа.

Ключевые слова: личный бренд преподавателя, способы, формирующие бренд преподавателя.

Annotation. In domestic pedagogy, the role of human resources is increasing, capable of generating knowledge and managing the relations of the team, forming an interest in the subject of instruction. It becomes extremely important for the teacher to master the representative technologies of forming his own image. The article is devoted to the forms and methods of presenting the teacher's personal brand. The success of the implementation of the teacher's personal brand depends on the variety of forms, methods and methods of presentation. The article describes the advantages and disadvantages of forming a teacher's personal brand on social networks, draws conclusions about the most preferred forms of presenting one's image.

Keywords: the teacher's personal brand, ways that form the teacher's brand.

Введение. В отечественной педагогике возрастает роль кадрового потенциала, способного генерировать знания и управлять отношениями коллектива, формируя интерес к предмету преподавания. Современная образовательная политика требует формирования нового мышления педагога, способного ставить в приоритет такие направления организации деятельности учащихся как: комфортность учения и удовлетворенность его результатами, воспитанность, развитие у учащихся интереса к преподаваемой дисциплине, персональное развитие, посредством личного примера. Педагогу становится крайне важно владеть репрезентативными технологиями формирования собственного имиджа, однако многие учителя не осознают все преимущества и недостатки использования таких технологий и средств реализации, и не умеют определять их место и роль в современных интерактивных формах подачи учебного материала [5, 7].

Одним из самых популярных каналов общения у современной молодежи является социальные сети. Персональное продвижение является далеко не предметом изучения маркетинга, но и частью педагогической науки. Создание образовательный среды не значимо, без личного развития и лидерского потенциала преподавателя. Акцент с формирования образовательных целей, сместился на разработку способов получения знаний, подчеркивая важность развития познавательных, коммуникативных и др. способностей.

По мнению авторов, формирование личного бренда преподавателя стоит рассматривать как образ коммуникативного взаимодействия, который помогает выстраивать отношения с публичными сообществами и разными социальными группами, с целью получения интереса к предметному содержанию той дисциплины, которую он преподает [2, 5].

Если рассматривать формирование бренда педагогических работников именно с позиции интереса к предметному содержанию, то результат такого образа, по мнению авторов, должен реализовывать регулятивную, аксиологическую, семиотическую, креативную функции [1].

Регулятивная функция связана с формированием у обучающихся личностных черт, которые отвечали бы нормативным требованиям общества.

Аксиологическая функция отражает систему ценностей общества в целом и человека в частности.

Семиотическая связана с обязательным введением обучающихся в систему символов и знаков изучаемой дисциплины.

Креативная функция предполагает развитие и применение различных интерактивных форм, с помощью которых можно представить себя в социальных сетях [1].

Формы и методы представления своего образа в социальных сетях способны как активизировать, так и подавлять интерес обучающихся к предметному содержанию. Успешность реализации всех перечисленных функций зависит от правильного моделирования образа, от разнообразия форм, способов и методов представления [2].

В работе были поставлены следующие задачи:

- описание основных способов формирования личного бренда преподавателя в социальных сетях;

- выявить преимущества и недостатки формирования личного бренда преподавателя в социальных сетях;

- сделать выводы о наиболее предпочитаемых формах представления своего имиджа.

Изложение основного материала статьи. Безусловно, что процесс и способы формирования личного бренда преподавателя школы будет иметь свои особенности. В современной системе вузовского образования большое внимание уделяется научным исследованиям, продвижениям этих исследований на международном

рынке, которые требуют статусности, признания достоинств коллег, обладающих учеными степенями и другими регалиями. Особое значение для персонализации преподавателя высшей школы будет играть вовлеченность в различные научные сообщества и преумножение опыта научно-исследовательской деятельности [2]. Педагогическими критериями успешности преподавателя школы является: уровень обученности учеников, состояние исследовательской работы и работы по самообразованию, образование педагогов и повышение квалификации, способность к самоанализу и рефлексии, так называемые soft and hard skills [2].

Исследуя и анализируя различные исследования персонального развития в работах таких ученых как Иноземцева Л., Парамонова С., Домнина В., Панкрухина А. выделяют основные этапы формирования личного бренда. К ним относятся: позиционирование школьного учителя в системе образования; разработка стратегии бренда учителя школы; разработка содержания, идеи; анализ личности и создание имени бренда, рефлексия - отношение к персональному бренду преподавателя. Принимая во внимание вышеперечисленные этапы, встает вопрос об использовании форм презентации, которые будут интересны, уместны и понятны поколению в настоящее время.

Предметом исследования авторов является не процесс формирования личного бренда, его основные этапы и т.д., а способы и формы представления, которые могут позитивно повлиять на имидж преподавателя школы.

Наличие интереса у аудитории - это главный фактор активности и регуляции школьной среды. В течении всей жизни человека интересы динамично меняются. Но мотивы остаются неизменными это познание себя, достижение человеком профессионального и социального развития, расширение диапазона ролей, самореализация. Рубинштейн Л.С. говорил: «Когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно» [5].

К самым популярным формам интерактивного взаимодействия относится:

- технология сторителлинга, которая уже получила большое распространение в зарубежной практике в таких областях как маркетинговые коммуникации и связи с общественностью. Сторителлинг (от англ. storytelling) это рассказывание историй, которые побуждают к действию и определенному отношению. Каждая рассказанная история, миф или легенда о поступке или действии, которая распространяется с целью формирования интереса к изучаемой теме, проблеме, событиям в общешкольной жизни [8];

- создание социологических опросов, как форма напоминания о себе, получение одобрения аудитории, вовлечение в обсуждение пользователей, получение обратной связи, мониторинг интересных тем для дальнейшего роста;

- видео-фрагменты, которые может быть представлен личной информацией и обсуждением, с целью формирования собственной позиции к содержанию увиденного;

- вовлеченность в различные педагогические сообщества, с целью повышения самооценки и поиска единомышленников;

- написание различных комментариев, которые помогают понимать, что его умения и советы нужны другим. Уверенность и выражение собственной позиции помогают и защищают от эмоционального выгорания.

В НГПУ им. К Минина в рамках изучения курса «Основы менеджмента педагога» проводилось психолого-педагогическое исследование по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профили подготовки История, Биология и Химия, Математика и Физика, Математика и информатика, Математика и экономика. Всего в исследовании приняло участие 120 респондентов данного направления подготовки 2,3 курса обучения. Анкетирование проводилось через Google - формы. Вопросы задавались в открытой и закрытой форме. Вопросы структурировались по логике исследования, графики построены автоматически, отражают наглядность полученных данных. Выборка студентов составила 30 человек, что соответствует критерию малой выборки. На подготовительном этапе авторами была разработана анкета, апробированная на пилотажной выборке 5 человек, проведена ее коррекция с учетом полученных результатов.

# Обязательно нужно, эти еще один способ сформировать интерес учащегося к предмет/ ф Необязательно, учитель формирует отношение к предмет/ в ходе занятий Я против создания персональной страницы, есть риски разрушить репутацию, я не мог/ пойти на эти риски

Рисунок 1. Необходимость создания персональной страницы в социальных сетях

(Составлено авторами)

На вопрос нужно ли создавать персональную страницу в социальных сетях преподавателю школы мнения респондентов разделились: 54,3% респондентов ответили, что необязательно, т.к. учитель формирует отношение к предмету в ходе занятий, 44,4% подтвердили необходимость формирования интереса учащегося через личную страницу. Как показал дополнительный опрос обучающиеся отметили, что педагог должен быть конкурентноспособным и должен обеспечивать устойчивый уровень качества образовательных услуг. Такой педагог не имеет проблем с учебной нагрузкой и обязательно занимается вопросами формирования своего имиджа, т.к. стремятся учиться у того, кто выдерживает конкурс и соперничество.

Рисунок 2. Наиболее интересные интерактивные формы и способы выражения личного бренда в социальных сетях (Составлено авторами)

На вопрос какие интерактивные формы и способы выражения личного бренда в социальных сетях для вас являются наиболее интересными, наибольший интерес вызвали такие формы как: использование эмоциональной символики, реакция на аудиторию, дружественное, открытое общение (72,8%респондентов), сторителлинг (59,3% респондентов), проведение открытых трансляций (49,4% респондентов). Чуть меньше респонденты оценивают создание чата, как способа выражения поддержания коммуникаций (42% респондентов). Одинаково распределились доли по созданию опросов и голосований и презентация видеофрагментов (38,3% респондентов). Обучающиеся также указывают, что необходимо использовать и другие практические методы такие как использование дополнительной литературы, компьютерных игр и др. По мнению авторов, диалоговое общение по-прежнему является самой эффективной формой выражения собственной позиции и обеспечивает формирование интереса к содержанию предмета и позволяет увидеть успешность преподавателя. Как показал дополнительный опрос, обучающиеся сформулировали критерии успешности преподавателя во время общения в социальных сетях: чувство юмора, выразительность речи, грамотная стилистика и русский язык, творческое начало и эмоциональность. Все эти критерии, по мнению авторов, составляет личностный потенциал педагога, который представлен ценностными ориентациями, верованиями и убеждениями.

Рисунок 3. Недостатки формирования бренд-имиджа в социальных сетях

Далее исследование показывает, что является факторами тревожности при формировании личного бренда являются: неготовность принимать отрицательные комментарии, временные затраты на поддержании бренда. Из диаграммы очевидно, что не всегда общение в социальных сетях является позитивным, большая часть респондентов (66,7%) считает, что информация личного характера может быть охарактеризована не в пользу преподавателя, (34,6% респондентов опасаются критики коллег), 25,9% респондентов считают, что для поддержания личной страницы необходимы временные затраты, а преподаватель озабочен учебным процессом и у него нет времени на разработку и поддержания информационного контента страницы. Кроме этого, многие обучающиеся считают, что ученики часто используют коммуникацию через социальные сети в своих личных целях и затрудняют тем самым процесс общения и используют его для решения собственных проблем.

• Да

• Нет

Рисунок 4. Готовность будущих преподавателей к созданию своего личного бренда

На вопрос если вы будете работать преподавателем в школе, будете ли вы создавать свой личный бренд, большинство респондентов ответили положительно (87,2%). По мнению обучающихся, ведь именно формирование личного бренда позволит завоевать авторитет преподавателю, позволит сформировать коммерческий подход к своим наработкам. Если преподаватель осуществляет репетиторскую деятельность, то это позволит ему быстрее найти свою аудиторию, если преподаватель осуществляет методическую деятельность, то это позволит ему организовывать занятия и продавать свой интеллектуальный труд.

Выводы. Настоящее исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования личного бренда преподавателя, но, опираясь на достигнутое, можно обозначить актуально-значимые выводы:

- описаны основные способы формирования личного бренда преподавателя в социальных сетях;

- обозначены наиболее значимые способы формирования личного бренда преподавателя;

- определено отношение обучающихся к формированию личного бренда преподавателя в социальных сетях.

В последнее время особую значимость придается бесценному опыту преподавателя школы, возрастает понимание к разнообразным видам деятельности преподавателя, особую роль приобретает развитие личного бренда преподавателя, который обеспечивает узнаваемость и восприятие его личности.

Литература:

1. Булганина С.В., Шкунова А.А. Исследование этико-когнитивных отношений в процессе обучения студентов вуза // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - Т. 7. - № 3 (28). - С. 140.

2. Гуртовенко О.М., Левкин Г.Г. Бренд преподавателя высшего учебного заведения // Основы ЭУП. -

2014. - №6 (18). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/brend-prepodavatelya-vysshego-uchebnogo-zavedeniya (дата обращения: 06.05.2021).

3. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. - Режим доступа: http://www.edinorog.boom.ru/psimaster/BomoutMaslach.htm (дата обращения: 09.02.2021).

4. Портал HR. Что такое эмоциональное выгорание и почему оно может стоить вам работы -https://nn.hh.ru/article/28063

5. Слепенкова Е.А., Аксенов С.И. Становление и развитие педагогического образования в Росии: XVIII - XX вв. // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №1 https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-7

6. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2002. - №7. URL: https://www.mednovosti.by/Journal.aspx?id=126

7. Шкунова, А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея:автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. - Нижний Новгород, 2004.

8. Шкунова А.А., Прохорова М.П., Трушкова Д.М. Сторрителлинг в преподавании управленческих дисциплин // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. - С. 299-303.

9. Шкунова А.А., Колода С.А. Наличие интереса у студентов к изучению предмета как условие успешного формирования профессиональной компетенции бакалавра // Вестник Мининского университета. -

2015. - № 1 (9). - С. 24.

Педагогика

УДК 378.14.

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Синева Надежда Леонидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Деулина Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ДИАГНОСТИКА СИМПТОМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В настоящее время в педагогическом сообществе активно обсуждаются вопросы эмоционального интеллекта, содержательные аспекты, методики его измерения, но в настоящее время в образовательных организациях определены серьезные тенденции наличия проблемы эмоционального выгорания среди педагогических работников. В статье раскрываются результаты исследования наличия симптомов эмоционального выгорания таких как: симптом неудовлетворенности собой, симптом эмоциональной отстраненности; симптом деперсонализации и т.д.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, симптом.

Annotation. Currently, the pedagogical community is actively discussing issues of emotional intelligence, substantive aspects, methods of measuring it, but at present, educational organizations have identified serious tendencies for the presence of the problem of emotional burnout among pedagogical workers. The article reveals the results of a study of the presence of symptoms of emotional burnout, such as: a symptom of dissatisfaction with oneself, a symptom of emotional detachment; a symptom of depersonalization, etc.

Keywords: emotional burnout, symptom.

Введение. В настоящее время в педагогическом сообществе активно обсуждаются вопросы эмоционального интеллекта, содержательные аспекты, методики его измерения. Несомненным является факт, что преподаватель - носитель эмоционального интеллекта делает образовательный процесс ярким и насыщенным, понятным слушателю. Такие педагогические кадры востребованы на рынке и всегда есть необходимость обеспечить такими преподавателями кадровый состав школы и вуза. Но в условиях перестройки внутренних процессов в организации, наличия требований внешней среды к образовательным организациям определены серьезные тенденции наличия проблемы эмоционального выгорания среди педагогических работников [5, 8].

С 2019 года профессиональный синдром эмоционального выгорания включен в Международный классификатор болезней, а значит - официально признан фактором, влияющим на состояние здоровья [4, 7].

Согласно исследованиям, преподаватели, испытывающие эмоциональное выгорание, чаще обращаются за медицинской помощью: 63% из них с большей вероятностью берут больничный. Такие преподаватели в два раза реже обсуждают с руководителем достижение поставленных целей, на 13% меньше уверены в своей работе и в 2,6 раза чаще увольняются из организации.

Целью публикации является выявление наличия симптомов эмоционального выгорания в образовательных организациях [3, 7].

В работе были поставлены следующие задачи:

- описание основных симптомов эмоционального выгорания согласно методике исследования;

- провести анкетирование школьных учителей, определить наличие симптомов эмоционального выгорания;

- сделать выводы об уровне профессионального выгорания.

Изложение основного материала статьи. В рамках данной темы НГПУ им. К. Минина проводилось исследование на базе школ Балахнинского района Нижегородской области, в ходе которого было опрошено 120 преподавателей.

Авторами было проведено 2 этапа исследования. Первый - определяющий наличие или отсутствие эмоционального выгорания, где была использована методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» [1, 9].

Второй - определяющий доминирующие психотравмирующие элементы деятельности школьного учителя.

Данная публикация описывает результаты первого этапа исследования. Методика включает суждения, которые позволяют диагностировать наличие следующих симптомов: Симптом неудовлетворенности собой: симптом «загнанности в клетку»; симптом редукции профессиональных обязанностей; симптом эмоциональной отстраненности; симптом деперсонализации [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.