Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА СИМПТОМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ДИАГНОСТИКА СИМПТОМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
270
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СИМПТОМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Синева Надежда Леонидовна, Деулина Светлана Александровна

В настоящее время в педагогическом сообществе активно обсуждаются вопросы эмоционального интеллекта, содержательные аспекты, методики его измерения, но в настоящее время в образовательных организациях определены серьезные тенденции наличия проблемы эмоционального выгорания среди педагогических работников. В статье раскрываются результаты исследования наличия симптомов эмоционального выгорания таких как: симптом неудовлетворенности собой, симптом эмоциональной отстраненности; симптом деперсонализации и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Синева Надежда Леонидовна, Деулина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF SYMPTOMS OF EMOTIONAL BURNOUT IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Currently, the pedagogical community is actively discussing issues of emotional intelligence, substantive aspects, methods of measuring it, but at present, educational organizations have identified serious tendencies for the presence of the problem of emotional burnout among pedagogical workers. The article reveals the results of a study of the presence of symptoms of emotional burnout, such as: a symptom of dissatisfaction with oneself, a symptom of emotional detachment; a symptom of depersonalization, etc.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА СИМПТОМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 378.14.

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Синева Надежда Леонидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Деулина Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ДИАГНОСТИКА СИМПТОМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В настоящее время в педагогическом сообществе активно обсуждаются вопросы эмоционального интеллекта, содержательные аспекты, методики его измерения, но в настоящее время в образовательных организациях определены серьезные тенденции наличия проблемы эмоционального выгорания среди педагогических работников. В статье раскрываются результаты исследования наличия симптомов эмоционального выгорания таких как: симптом неудовлетворенности собой, симптом эмоциональной отстраненности; симптом деперсонализации и т.д.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, симптом.

Annotation. Currently, the pedagogical community is actively discussing issues of emotional intelligence, substantive aspects, methods of measuring it, but at present, educational organizations have identified serious tendencies for the presence of the problem of emotional burnout among pedagogical workers. The article reveals the results of a study of the presence of symptoms of emotional burnout, such as: a symptom of dissatisfaction with oneself, a symptom of emotional detachment; a symptom of depersonalization, etc.

Keywords: emotional burnout, symptom.

Введение. В настоящее время в педагогическом сообществе активно обсуждаются вопросы эмоционального интеллекта, содержательные аспекты, методики его измерения. Несомненным является факт, что преподаватель - носитель эмоционального интеллекта делает образовательный процесс ярким и насыщенным, понятным слушателю. Такие педагогические кадры востребованы на рынке и всегда есть необходимость обеспечить такими преподавателями кадровый состав школы и вуза. Но в условиях перестройки внутренних процессов в организации, наличия требований внешней среды к образовательным организациям определены серьезные тенденции наличия проблемы эмоционального выгорания среди педагогических работников [5, 8].

С 2019 года профессиональный синдром эмоционального выгорания включен в Международный классификатор болезней, а значит - официально признан фактором, влияющим на состояние здоровья [4, 7].

Согласно исследованиям, преподаватели, испытывающие эмоциональное выгорание, чаще обращаются за медицинской помощью: 63% из них с большей вероятностью берут больничный. Такие преподаватели в два раза реже обсуждают с руководителем достижение поставленных целей, на 13% меньше уверены в своей работе и в 2,6 раза чаще увольняются из организации.

Целью публикации является выявление наличия симптомов эмоционального выгорания в образовательных организациях [3, 7].

В работе были поставлены следующие задачи:

- описание основных симптомов эмоционального выгорания согласно методике исследования;

- провести анкетирование школьных учителей, определить наличие симптомов эмоционального выгорания;

- сделать выводы об уровне профессионального выгорания.

Изложение основного материала статьи. В рамках данной темы НГПУ им. К. Минина проводилось исследование на базе школ Балахнинского района Нижегородской области, в ходе которого было опрошено 120 преподавателей.

Авторами было проведено 2 этапа исследования. Первый - определяющий наличие или отсутствие эмоционального выгорания, где была использована методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» [1, 9].

Второй - определяющий доминирующие психотравмирующие элементы деятельности школьного учителя.

Данная публикация описывает результаты первого этапа исследования. Методика включает суждения, которые позволяют диагностировать наличие следующих симптомов: Симптом неудовлетворенности собой: симптом «загнанности в клетку»; симптом редукции профессиональных обязанностей; симптом эмоциональной отстраненности; симптом деперсонализации [1].

■ Не сложившийся Скиадывающгшся Сложпвшппся

Рисунок 1. Неудовлетворенность собой

Симптом неудовлетворенности собой проявляется одним из первых на начальной фазе эмоционального выгорания - фазе напряжения. Опрос 120 (респондентов) учителей школ г.Балахны показал отсутствие данного симптома у 9 человек (24%респондентов), у 82 человек (68% респондентов) он формируется, у 9 человек (8% респондентов) неудовлетворенность собой сформировалась окончательно.

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек начинает испытывать недовольство профессией, занимаемой должностью, и в самом серьезном случае -собой. Таким образом осуществляется механизм «эмоционального переноса» - разочарование и раздражение направляется не только и столько на внешние источники, сколько на себя. Человек попадает в энергетически замкнутый круг: впечатления от окружающих обстоятельств негативно воздействуют на личность и побуждают ее постоянно переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В данном случае главную роль в процессе формирования эмоционального выгорания через симптом неудовлетворенности собой играют внутренние факторы деятельности педагога. Травмирующие обстоятельства внешней среды трансформируются во внутренние факторы. Человек воспринимает свои профессиональные обязанности и социальную роль «учитель» как основу структуры своей психики, а не набор социальных установок, поэтому неудачи в работе приобретают значимость личностного краха, вызывают недовольство своими личностными качествами и озлобленность на самого себя. На начальных этапах эмоционального выгорания такая интенсивная интериоризация вызывает повышенное напряжение, а в дальнейшем провоцирует психологическую защиту от связанных внешних факторов.

Симптом «загнанности в клетку» начинает проявляться на фазе напряжения (начальной) не во всех случаях. Среди респондентов практически у половины - 52 учителей (43% респондентов) проявления данного симптома отсутствуют. У 42 человек (35% респондентов) - складывается, 26 человек (22% респондентов) в полной мере ощущают себя в состоянии «загнанности в клетку» на протяжении длительного времени.

Симптом «загнанности в клетку» является логическим продолжением долго развивающейся стрессовой ситуации. В этот период времени человек оказывается под давлением психотравмирующих обстоятельств, которые он не в состоянии устранить. Такая ситуация вызывает чувство безысходности. Попытки найти решение проблемы и что-то изменить заставляют мысленно возвращаться в негативную ситуацию и постоянно мысленно воспроизводить неудовлетворительные аспекты деятельности. В этот момент человек сопоставляет «идеальную картинку» произошедшего (альтернативные цели, действия, установки, реакции, слова, результаты) и реальное положение дел. Образы надлежащего и желаемого вызывают чувство эмоционального подъема, прилив энергии, личность стремится к совершенствованию внешних обстоятельств, однако при столкновении с действительностью обнаруживает несостоятельность своих планов и невозможность преобразовательной деятельности в данных реальных условиях. На смену состоянию сосредоточенности психической энергии и воодушевлению приходит чувство «загнанности в клетку». Человек испытывает состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика, сопровождающееся чувством безысходности, незначительности собственных действий, ощущением беспредельности стрессовой ситуации. Такая реакция свидетельствует о нарушении в механизмах психологической защиты. Это объясняет факт того, что «загнанность в клетку» ощущается не поголовно каждым педагогом, имеющим признаки эмоционального выгорания. Во многих случаях на начальной фазе средства психологической защиты, в основном замещение (перенос действия, направленного на недоступный объект, на объект доступный), вытеснение отрицательных эмоций, компенсация неудач успехами в другой области, еще срабатывают, своевременно устраняя чувство безвыходности и подавленности, маскируя развитие данного симптома. В противном случае симптом «загнанности в клетку» проявляется не только в профессиональной деятельности, захватывая все сферы жизни.

■ Не сложившийся Складывающийся Сложившийся

Рисунок 2. Симптом «загнанности в клетку»

■ Не сложившийся Складывающийся Сложившийся

Рисунок 3. Симптом редукции профессиональных обязанностей

Симптом редукции профессиональных обязанностей является ключевым аспектом фазы резистенции или сопротивления. Эта фаза определяется условно, поскольку сопротивление стрессу начинается еще с момента появления стрессообразующего фактора. В контексте эмоционального выгорания педагога фаза резистенции представляет собой попытки учителя вести себя «соответствующим образом». И чем больше он фиксирует за собой отклонения от заданной им самим «нормы», тем активнее предпринимает попытки «сглаживания» отклонений. Однако для субъектов общения становится заметен факт «натянутости» и искусственного поведения. У респондентов это показатель редукции профессиональных обязанностей оказался рекордным: 97 человек (81% респондентов) имеют окончательно сформировавшийся симптом, у 13 учителей (11% респондентов) симптом складывающийся, и только у 10 респондентов проявления редукции не столь выражены, чтобы называть их зачатками симптома при синдроме эмоционального выгорания.

Суть симптома редукции профессиональных обязанностей заключается в стремлении упростить процесс профессиональной деятельности. Если речь идет о работе, предполагающей широкое повседневное общение с людьми, это проявляется попытках ограничить свое личностное участие в профессиональной деятельности, облегчить, избежать или сократить объем обязанностей, требующих эмоциональных затрат. Проще говоря, субъекты деятельности: ученики, коллеги, родители - обделены вниманием. Педагог со своей стороны не проявляет должного участия к человеческим проблемам, превращая работу в машинальное выполнение должностных обязательств. Со стороны это проявляется через «стеклянный взгляд», застывшее псевдодоброжелательное выражение лица-маски, дежурные фразы и вопросы, ответы на которые не имеют для учителя никакого значения. Зачастую это интерпретируется партнерами как личностная неприязнь или неуважение, порождая недопонимания и коммуникативные барьеры.

Симптом эмоциональной отстраненности при работе с людьми является развитием симптома редукции профессиональных обязанностей. Однако это - уже критическая стадия, которая свидетельствует о фазе истощения, наступающей после оказавшегося бесполезным сопротивления в фазе резистентности. Среди 120 опрошенных процент учителей, со складывающимся симптомом эмоциональной отстраненности почти равен половине - 59 человек (49% респондентов), проявления сложившегося симптома заметны у 34 педагогов (28% респондентов), 27 человек (23% респондентов) не входят в группу подверженных данному симптому.

Симптом эмоциональной отстраненности проявляется в почти полном исключении личностью своих эмоций из профессиональной сферы. Начинается все с ощущения, что педагог уже не в состоянии эмоционально помочь ученикам или коллегам, войти в их положение, сочувствовать, сопереживать. Затем пропадает реакция на эмоциональные ситуации, которые должны трогать, задевать, побуждать, мотивировать или вызывать какую-либо отдачу: эмоциональную, действенную, волевую, моральную. В контексте эмоциональной отстраненности принято рассматривать крайнюю форму - отсутствие почти любых переживаний и эмоционального отклика, вне зависимости, положительный он или отрицательный. Эти проявления не являются физиологическим признаком - это приспособление психики, выработанная эмоциональная защита. При этом в других сферах может встречаться даже бурная эмоциональная реакция, но на работе человек учиться взаимодействовать как автомат по обслуживанию.

■ Не сложившийся Складьтающийся Сложившийся

Рисунок 4. Симптом эмоциональной отстраненности

■ Не сложившийся

■ Складывающийся Сложившийся

Рисунок 5. Деперсонализация

Симптом деперсонализации или личностной отстраненности является ярчайшим проявлением финальной фазы синдрома эмоционального выгорания - истощения. Он имеет глубокие корни и происходит из совокупности состояний реакций на психотравмирующие факторы профессиональной деятельности, влечет к серьезным и часто необратимым последствиям на психическом и физиологическом уровнях. Среди респондентов опроса больше половины учителей, 72 человека (60% респондентов) - носители сложившегося симптома, у 31 респондента формируется личностная отстраненность, и только 17 респондентов не являются носителями данного симптома.

Личностная отстраненность опасна тем, что затрагивает не только реакцию на психотравмирующие внешние факторы, а представляет собой уже сформировавшуюся модель поведения. Деперсонализация проявляется в широком диапазоне состояний и поступков педагога в процессе профессиональной деятельности и общения и из рабочего пространства переносится во все сферы жизни человека. Прежде всего, наступает частичная или полная потеря интереса к субъекту своей деятельности, то есть, к ученику. Профессионал начинает относиться к детям как к «материалу», обездушенному объекту, над которым необходимо по должностным обязанностям исполнить ряд манипуляций. Таким образом, понятия «человек-ученик», «человек-коллега», «человек-родитель» теряют свое первоначальное значение, при котором учитывался бы индивидуальный набор психо-физических черт, установок, ценностей, проблем. Все эти проявления «одушевленности»: проблемы, интересы, потребности, способности - начинают тяготить педагога, раздражать самим фактом своего существования. Такие люди на работе стараются подогнать любую деятельность под стандартный перечень, по которому можно работать, не отклоняясь, выполняя четко определенные задачи, отрицая индивидуальность и ученика, и себя как педагога.

Выводы. По итогам анкетирования 120 учителей школ г.Балахны были выявлены следующие результаты: у 51 учителя (43% респондентов) - выявлен имеется синдром эмоционального выгорания, у 53 человек (44% респондентов) - синдром уже формируется, и только 16 педагогов (13% респондентов) не входят в группу риска. Общая картина такова: средний балл выявленности синдрома эмоционального выгорания у педагогов по городу - 77, что приближено к верхней границе складывающегося синдрома, то есть в общем климате коллективов синдром практически сформированный. Больше всего подвержены эмоциональному выгоранию оказались педагоги в возрастных группах 20-27 лет и 36-45, 46-54. В первом случае это объясняется тем, что учителя, вчерашние студенты, оказались банально не готовы столкнуться с реальностью профессии и испытывают стресс, сомнения в правильности своего выбора, а некоторые уже поняли, что находятся не на своем месте. Следующие возрастные группы - учителя со стажем работы 20-30 лет, уже получившие или дорабатывающие до выслуги, имеющие семьи. Стабильная и уже устоявшаяся в профессиональной деятельности группа, они считаются основной рабочей силой, на них делает расчет руководство при поручении работы, рассчитанной на достижение высокого результата. Однако педагогам трудно справляться со всеми видами деятельности сразу, им не присущ энтузиазм и запас сил учителей 28-35 лет, но на них ложится множество обязанностей и приходится основная учебная нагрузка.

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М. - Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. - 472 с.

■ Отсутствие Начинающийся Нмеющгйся

Рисунок 6. Эмоциональное выгорание

Литература:

2. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - №2 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9128779 (дата обращения: 14.02.2021).

3. Водопьянова Н.Е, Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб, 2000. - 560 с.

4. Ганеева Э.Р. Синдром "выгорания" на фоне проявлений акцентуаций черт характера школьного учителя; автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева - Казань, 2005. - 19 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002944027 (дата обращения: 14.02.2021).

5. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. - Режим доступа: http://www.edinorog.boom.ru/psimaster/BornoutMaslach.htm (дата обращения: 09.02.2021).

6. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. - 2019. - №4 https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1033

7. Портал HR. Что такое эмоциональное выгорание и почему оно может стоить вам работы. -https://nn.hh.ru/article/28063

8. Слепенкова Е.А., Аксенов С.И. Становление и развитие педагогического образования в Росии: XVIII - XX вв. // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №1 https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-7

9. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2002. - №7. URL: https://www.mednovosti.by/Journal.aspx?id=126

10. Шкунова, А.А. Формирование этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея:автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. - Нижний Новгород, 2004.

11. Yashkova, E.V., Sineva, N.L., Egorova, A.O., Kuznetsova, S.N. General trends in the development of the organizational culture of Russian companies Journal of Applied Economic Sciences, 12 (8), pp. 2472-2480. - 2018. Интернет-ресурс http://www.scimagojr.com/journalsearch.php?q=21100264820&tip=sid&clean=0

Педагогика

УДК 378.14.

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студент Малых Данил Эдуардович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студент Шамрай Полина Денисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Представленная статья актуализирует вопросы оптимизации и нормирования рабочего времени учителя-предметника в рамках образовательного пространства школы, приводя и описывая наиболее эффективные административные и методико-педагогические приёмы. Исследует актуальность применения метода фотографирования рабочего времени для извлечения большего рабочего потенциала. С практической точки зрения рассматривает конкретные наименования затрат рабочего времени с применением индексов согласно теоретическому базису методики фотографирования рабочего времени.

Ключевые слова: оптимизация рабочего времени, тайм-менеджмент, нормирование рабочего времени, педагогика, методология, фотографирование рабочего времени, хронофаги.

Annotation. The presented article updates the issues of optimizing and rationing the working time of a subject teacher within the educational space of the school, giving and describing the most effective administrative and methodological and pedagogical techniques. Explores the relevance of using the method of photographing working time to extract more working potential. From a practical point of view, it considers specific names of working time costs using indexes according to the theoretical basis of the method of photographing working time.

Keywords: optimization of working time, time management, rationing of working time, pedagogy, methodology, photographing working time, chronophages.

Введение. Рабочий день преподавателя насыщен мероприятиями, как плановыми, так и внеплановыми: совещания, педсоветы, проведение диагностик, введение документации, проверки, родительские собрания и различные другие виды деятельности.

Профессия преподавателя довольно кропотливая, требующая терпения, внимательности, усидчивости. Помимо организации педагогического и воспитательного процессов, педагог также занимается различными видами деятельности [3, 4].

Каждый день он вовлечён во многочисленные взаимодействия с объектами своего окружения, из-за чего многократно возрастают временные затраты на операции и действия, носящие рутинный характер в следствие банального увеличения их числа. Вышеописанные акты часто можно классифицировать к так называемым хронофагам - факторам, отвлекающим от основного, текущего вида деятельности, которым занят субъект [1, 3]. В этой связи, ещё в семидесятых годах двадцатого века в теорию цикла управленческих наук был введён термин тайм-менеджмент, хотя как инструмент нормирования и рационализации времени он использовался задолго до этого. Во многом, более формальный и нормированный подход к организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.