ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
| 31
Преемственность в среднем профессиональном образовании: школа — колледж
БЫЧКОВ
Анатолий Васильевич,
доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, Москва
Аннотация
В статье представлена авторская концепция формирования мотивации школьников к продолжению обучения в системе среднего профессионального образования. Раскрыты новые подходы к использованию результатов обучения школьников предмету «Технология» в учебном процессе в колледже
Ключевые слова:
учебный предмет «Технология», преемственность основного общего образования и среднего профессионального образования, направленность личности
Отечественное производство остро нуждается в специалистах среднего звена, от которых во многом зависит производительность и качество труда в конкретной отрасли и на каждом рабочем месте и в целом успех технологической революции, происходящей в нашей стране. Целесообразно показать молодежи с точки зрения возможностей для самореализации перспективность обучения в системе среднего профессионального образования в процессе становления нового технологического уклада. Немаловажно раскрыть перспективы, во-первых, раннего личного материального обеспечения (в некоторых колледжах обучающиеся со второго курса имеют возможность получать денежное вознаграждение за свой труд), во-вторых, продолжения образования в вузах. Важно преодолеть сложившееся предубеждение относительно непрестижности обучения в колледжах. С методической точки зрения целесообразно ориентироваться на современные принципы непрерывности образования [5]. Важно использовать научные сведения о психологических закономерностях выбора профессии [4].
В настоящее время отсутствуют надежные мотивирующие факторы, содержание и методы обучения, способствующие привлечению молодежи к получению специальности в системе СПО. Выявлено противоречие между значительной востребованностью специалистов среднего звена в российском производстве и недостаточной ориентированностью школьного предмета «Технология» как учебной дисциплины на формирование у старшеклассников потребности продолжения образования в организациях СПО.
Учебный предмет «Технология» в качестве обязательного изучается на постоянной основе во всех школах России. Как предписывает ФГОС, он является предметом «по выбору» в зависимости от желания обучающихся, социальных условий региона, в котором расположено образовательное учреждение, потребностей регионального производства и материального обеспечения учебного процесса. Также было учтено, что практически все организации СПО принимают на обучение молодых людей, имеющих аттестат о получении девятилетнего образования.
В 2016-2017 годах нами был проведен мониторинг современного состояния преемственности основного общего образования (учебный предмет «Технология») и среднего профессионального образования в образовательных комплексах «школа — колледж» на основании анализа ФГОС общего образования по «Технологии» и ФГОС СПО, а также практики работы (образовательных программ) образовательных организаций.
Выявлено, что в ФГОС основного общего образования по «Технологии» нет указаний на целесообразность и методы формирова-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ния у обучающихся потребности продолжения обучения в колледжах. Не предусмотрено и формирование личностных качеств выпускников, способствующих выбору организаций СПО для дальнейшего продолжения обучения.
Тем не менее в процессе выполнения в Институте стратегии развития образования Российской академии образования исследовательского проекта № 27. 8472.2017/БЧ «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений» выявлены основания для разработки организационно-педагогических условий, способствующих установлению преемственности содержания основного общего и среднего профессионального образования, содержащиеся во ФГОС общего образования по «Технологии» и во ФГОС СПО. К таким условиям относятся процессуальные действия педагогов по использованию мотивирующего содержания личностных результатов обучения (предмет «Технология») и личностных компетенций в системе СПО, обеспечивающих формирование направленности школьников к продолжению обучения в системе СПО.
Направленность рассматривается как важнейший компонент структуры личности, который, в частности, влияет на мотивацию деятельности, в том числе и образовательной. «Направленность личности можно определить как устойчивую (трансситуативную) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций» [1]. Ученые «классифицировали подростков на следующие группы по видам направленности личности: 1) с коллективистской направленностью; 2) с деловой направленностью; 3) с личной направленностью; 4) со смешанной направленностью (или без явной направленности)» [1]. Личная направленность принята нами в качестве ведущей.
Среди разделов, регламентирующих результаты обучения как школьников, так и обучающихся в колледжах, выявлены результаты, сходные по своим развивающим и воспитательным основаниям, которые могут стать мотивирующими для обучающихся. Они могут использоваться в качестве системообразующего начала в процессе разработки организационно-педагогических условий преемственности содержания образования на примере предмета «Технология».
Обоснованы принципы выявления компетенций, обязательных для формирования в основном общем образовании и в системе СПО, которые при соответствующей педагогической работе могут становиться личностно значимыми для обучающихся основной школы с точки зрения выбора вида дальнейшего образования. Процессуальные компоненты становления этих компетенций могут быть использованы в качестве системообразующего начала при проектировании организационно-педагогических условий, обеспечивающих преемственность в образовательном комплексе «школа — колледж».
Преемственность основного общего образования и СПО будет более эффективной на основе преемственности личностных результатов обучения в образовательных комплексах «школа — колледж», как ведущих, в связи с общемировой тенденцией признания человеческого фактора в качестве определяющего в процессе обучения, освоения профессии, повышения качества и производительности труда.
В ныне действующих ФГОС для основного общего образования в качестве самостоятельных и обязательных к усвоению представлены три вида результатов: предметные, метапредметные и личностные. Если достижению обучающимися первых двух результатов посвящено много научных исследований и методи-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ческих разработок, то по поводу становления личностных результатов доказательная научная литература отсутствует. Как показывают наши предыдущие исследования, с учетом общемировых тенденций к признанию человеческого (личностного) фактора в качестве решающего в процессе обучения, освоения профессией, повышения производительности и качества труда целесообразно в сопоставительном плане тщательно исследовать методы формирования личностных характеристик обучающихся как субъектов учебной трудовой деятельности в общем образовании и при овладении специальностями в системе СПО. Установлено, что неформальное освоение личностных результатов в технологическом образовании в школе может повышать его качество.
Для педагогов колледжей будут предложены варианты деятельности по становлению ускоренной адаптации бывших школьников в системе СПО на основе личностных результатов, достигнутых в основной школе, с целью эффективного освоения содержания образовательных программ. Для этого целесообразно проводить просветительскую работу с педагогами СПО по раскрытию содержания личностных результатов обучения «Технологии», которые могут использоваться в качестве основы для реализации преемственности общего и среднего профессионального образования и тем самым для дальнейшего развития обучающихся. Работа по наполнению содержания этого сегмента модели организационно-педагогических условий продолжается.
Установлено, что в молодежной среде преобладают прагматические устремления, связанные с получением высокой зарплаты после окончания обучения, что в целом не такая уж малозначимая потребность с учетом современных социально-экономических условий.
Целесообразно раскрывать варианты приобретения материальных благ уже в период получения среднего профессионального образования и после окончания обучения, а также варианты трудоустройства. В то же время актуальным становится формирование у обучающихся общеобразовательных школ понимания социальной значимости обучения в системе СПО и трудовой деятельности специалистов этого уровня. Но одного понимания недостаточно. Следует показать привлекательность и творческое содержание труда специалистов среднего звена, возможности карьерного роста и получения достойной зарплаты. Немаловажно раскрыть возможности для личной самореализации в профессиональной деятельности. Особого внимания заслуживает становление понимания, что после среднего профессионального образования появляются принципиально новые возможности для продолжения обучения в вузе. В этом отношении важно обращаться к амбициозным устремлениям обучающихся с позиции психологии высших достижений. Нелишне преодолеть стереотипное представление о колледжах как о прототипах профессионально-технических училищ. Следует показать положительную роль училищ на определенном историческом этапе развития отечественного народного хозяйства и ценность обучения в колледжах как принципиально новых образовательных учреждениях, формирующих прогрессивную технологическую культуру обучающихся.
Как видно, проблем много и каждая из них требует решения, в том числе и на научном уровне.
В качестве первоочередной нами выбрана проблема формирования направленности обучающихся основной школы на продолжение обучения в системе среднего профессионального образования. Все другие проблемы решаются значительно легче, если у подростка сформирована устойчивая направленность к получению профессии в системе СПО.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Были установлены и обоснованы новые принципы разработки организационно-педагогических условий, обеспечивающие преемственность содержания основного общего (учебный предмет «Технология») и среднего профессионального образования в образовательном комплексе «школа — колледж» с целевой установкой на становление направленности личности обучающихся основной школы к продолжению обучения и получению специальности в системе СПО.
К обоснованным новым принципам разработки организационно-педагогических условий относятся: приоритет личностного развития обучающихся в процессе выбора и освоения профессии; освоение обучающимися личностных результатов обучения, заявленных в ФГОС основного общего образования (учебный предмет «Технология») с ориентацией на преемственность с компетенциями, представленными в ФГОС СПО, что становится ориентировочной основой деятельности педагогов; поэтапное формирование преемственности основного общего и среднего профессионального образования с учетом общего и специфического в процессуальной и содержательной составляющих учебного процесса в этих видах образования в контексте формирования компетенций в образовательном комплексе «школа — колледж»; использование проектных технологий для преемственного и разноуровневого формирования направленности личности обучающихся к освоению специальности в системе среднего профессионального образования (уровень обучающегося в школе — что может школа, и уровень обучающегося в колледже — что может колледж); использование личностно-ориентированных (в отличие от знаниевых и предметно-ориентированных) критериев оценивания уровней сформированности направленности обучающихся школ к продолжению образования в системе СПО.
Модель организационно-педагогических условий становится ориентировочной основой действий педагогов школ по обеспечению эффективной преемственности основного общего образования (учебный предмет «Технология») и среднего профессионального образования (применительно ко всем специальностям) при включении в содержание модели методов, способствующих формированию у обучающихся школ:
- представлений о перспективности продолжения обучения в системе СПО с точки зрения личной самореализации;
- понимания творческого (инновационного) содержания будущей профессиональной деятельности в качестве фактора формирования интереса к ней;
- представлений о сущности интеллектуальной собственности (патенты), создаваемой обучающимися в колледжах, и правил материального вознаграждения за интеллектуальный труд;
- осознания важности ускоренного освоения специальности в современных сложных социально-экономических условиях как одного из вариантов личного материального обеспечения:
- уяснения личной необходимости и возможностей продолжения обучения в системе высшего профессионального образования на льготных условиях (поступление в вуз не на первый курс, создание предпосылок для успешного освоения вузовских образовательных программ и т.п.) с позиции достижения амбиционных устремлений.
Продолжается работа по наполнению этого сегмента содержания модели организационно-педагогических условий, проектируются новые методы деятельности педагогов. Предполагается разработать предложения по совершенствованию и обеспечению преемственности ФГОС основного общего образования (образовательная область «Технология») и ФГОС СПО для оптимизации про-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
цесса адаптации бывших школьников в системе среднего профессионального образования, что будет способствовать повышению эффективности деятельности педагогов среднего профессионального образования;
Ведется работа по подготовке новых образовательных программ по «Технологии» (основная школа) и образовательных программ среднего профессионального образования, а также рекомендаций для педагогов по совершенствованию педагогической деятельности в соответствии с разработанной моделью организационно-педагогических условий на основании полученных теоретических результатов исследования.
У педагогов общеобразовательных организаций целесообразно формировать понимание, что в основном общем образовании формируется не личность специалиста, а, в частности, направленность к освоению специальности в системе среднего профессионального образования. В этом и состоит сущность преемственности в контексте нашего исследования.
Полученные результаты будут использованы при разработке образовательных программ, подготовке методических пособий и методических рекомендаций для руководителей образования, методистов и преподавателей.
При проведении исследования использованы авторские концептуальные предположения о приоритете личностного компонента в структуре образовательной деятельности в процессе становления личности современного труженика [2; 3].
Была использована авторская методика многофакторного анализа результатов обучения, представленных в ФГОС основного общего образования по «Технологии» и в ФГОС СПО.
Главный вывод состоит в том, что учреждения среднего профессионального образования практически не используют результаты обучения молодежи «Технологии», что исключает преемственность между обучением в школе и в колледже и затрудняет процесс адаптации бывших школьников к новым условиям обучения. Все основы технологической грамотности обучающиеся колледжей осваивают с нулевого уровня. Личностные результаты обучения, освоенные учащимися школ, не становятся основой приобретения технологических знаний на новом практико-ориентированном уровне.
Установлено, что эффективное совершенствование образовательного процесса в среднем профессиональном образовании в качестве результата установления преемственных связей с курсом «Технология» в основной школе становится возможным при активном участии в процессе модернизации учебного процесса работодателей, заинтересованных в кадровом обеспечении производства специалистами среднего звена.
Литература
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расшир. — М: АСТ: АСТ Москва; СПб.: Прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2009. — 811 с.
2. Бычков А. В. Созидательная культура учащихся: какой ей быть // Педагогика. — 2007. — № 3. — С. 22-28.
3. Бычков А. В. Человеческий фактор в основном общем и дополнительном образовании (на примере технологического образования). — М.: АБВ-ИЗДАТ, 2016. — 88 с.
4. Климов Е. А. Как выбирать профессию. — М., 1984. — 184 с.
5. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. — М.: Наука, 2006. — 221 с.