Научная статья на тему 'Преемственность в среднем профессиональном образовании: школа — колледж'

Преемственность в среднем профессиональном образовании: школа — колледж Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ "ТЕХНОЛОГИЯ" / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бычков Анатолий Васильевич

В статье представлена авторская концепция формирования мотивации школьников к продолжению обучения в системе среднего профессионального образования. Раскрыты новые подходы к использованию результатов обучения школьников предмету "Технология" в учебном процессе в колледже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бычков Анатолий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity in secondary vocational education: school – College

The article presents the author’s conception of forming of motivation of students to continue education in secondary vocational education. Presents new approaches to the use of the results of teaching students the subject of "Technology" in the educational process in College.

Текст научной работы на тему «Преемственность в среднем профессиональном образовании: школа — колледж»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

| 31

Преемственность в среднем профессиональном образовании: школа — колледж

БЫЧКОВ

Анатолий Васильевич,

доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, Москва

Аннотация

В статье представлена авторская концепция формирования мотивации школьников к продолжению обучения в системе среднего профессионального образования. Раскрыты новые подходы к использованию результатов обучения школьников предмету «Технология» в учебном процессе в колледже

Ключевые слова:

учебный предмет «Технология», преемственность основного общего образования и среднего профессионального образования, направленность личности

Отечественное производство остро нуждается в специалистах среднего звена, от которых во многом зависит производительность и качество труда в конкретной отрасли и на каждом рабочем месте и в целом успех технологической революции, происходящей в нашей стране. Целесообразно показать молодежи с точки зрения возможностей для самореализации перспективность обучения в системе среднего профессионального образования в процессе становления нового технологического уклада. Немаловажно раскрыть перспективы, во-первых, раннего личного материального обеспечения (в некоторых колледжах обучающиеся со второго курса имеют возможность получать денежное вознаграждение за свой труд), во-вторых, продолжения образования в вузах. Важно преодолеть сложившееся предубеждение относительно непрестижности обучения в колледжах. С методической точки зрения целесообразно ориентироваться на современные принципы непрерывности образования [5]. Важно использовать научные сведения о психологических закономерностях выбора профессии [4].

В настоящее время отсутствуют надежные мотивирующие факторы, содержание и методы обучения, способствующие привлечению молодежи к получению специальности в системе СПО. Выявлено противоречие между значительной востребованностью специалистов среднего звена в российском производстве и недостаточной ориентированностью школьного предмета «Технология» как учебной дисциплины на формирование у старшеклассников потребности продолжения образования в организациях СПО.

Учебный предмет «Технология» в качестве обязательного изучается на постоянной основе во всех школах России. Как предписывает ФГОС, он является предметом «по выбору» в зависимости от желания обучающихся, социальных условий региона, в котором расположено образовательное учреждение, потребностей регионального производства и материального обеспечения учебного процесса. Также было учтено, что практически все организации СПО принимают на обучение молодых людей, имеющих аттестат о получении девятилетнего образования.

В 2016-2017 годах нами был проведен мониторинг современного состояния преемственности основного общего образования (учебный предмет «Технология») и среднего профессионального образования в образовательных комплексах «школа — колледж» на основании анализа ФГОС общего образования по «Технологии» и ФГОС СПО, а также практики работы (образовательных программ) образовательных организаций.

Выявлено, что в ФГОС основного общего образования по «Технологии» нет указаний на целесообразность и методы формирова-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ния у обучающихся потребности продолжения обучения в колледжах. Не предусмотрено и формирование личностных качеств выпускников, способствующих выбору организаций СПО для дальнейшего продолжения обучения.

Тем не менее в процессе выполнения в Институте стратегии развития образования Российской академии образования исследовательского проекта № 27. 8472.2017/БЧ «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений» выявлены основания для разработки организационно-педагогических условий, способствующих установлению преемственности содержания основного общего и среднего профессионального образования, содержащиеся во ФГОС общего образования по «Технологии» и во ФГОС СПО. К таким условиям относятся процессуальные действия педагогов по использованию мотивирующего содержания личностных результатов обучения (предмет «Технология») и личностных компетенций в системе СПО, обеспечивающих формирование направленности школьников к продолжению обучения в системе СПО.

Направленность рассматривается как важнейший компонент структуры личности, который, в частности, влияет на мотивацию деятельности, в том числе и образовательной. «Направленность личности можно определить как устойчивую (трансситуативную) устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, которая является следствием доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций» [1]. Ученые «классифицировали подростков на следующие группы по видам направленности личности: 1) с коллективистской направленностью; 2) с деловой направленностью; 3) с личной направленностью; 4) со смешанной направленностью (или без явной направленности)» [1]. Личная направленность принята нами в качестве ведущей.

Среди разделов, регламентирующих результаты обучения как школьников, так и обучающихся в колледжах, выявлены результаты, сходные по своим развивающим и воспитательным основаниям, которые могут стать мотивирующими для обучающихся. Они могут использоваться в качестве системообразующего начала в процессе разработки организационно-педагогических условий преемственности содержания образования на примере предмета «Технология».

Обоснованы принципы выявления компетенций, обязательных для формирования в основном общем образовании и в системе СПО, которые при соответствующей педагогической работе могут становиться личностно значимыми для обучающихся основной школы с точки зрения выбора вида дальнейшего образования. Процессуальные компоненты становления этих компетенций могут быть использованы в качестве системообразующего начала при проектировании организационно-педагогических условий, обеспечивающих преемственность в образовательном комплексе «школа — колледж».

Преемственность основного общего образования и СПО будет более эффективной на основе преемственности личностных результатов обучения в образовательных комплексах «школа — колледж», как ведущих, в связи с общемировой тенденцией признания человеческого фактора в качестве определяющего в процессе обучения, освоения профессии, повышения качества и производительности труда.

В ныне действующих ФГОС для основного общего образования в качестве самостоятельных и обязательных к усвоению представлены три вида результатов: предметные, метапредметные и личностные. Если достижению обучающимися первых двух результатов посвящено много научных исследований и методи-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ческих разработок, то по поводу становления личностных результатов доказательная научная литература отсутствует. Как показывают наши предыдущие исследования, с учетом общемировых тенденций к признанию человеческого (личностного) фактора в качестве решающего в процессе обучения, освоения профессией, повышения производительности и качества труда целесообразно в сопоставительном плане тщательно исследовать методы формирования личностных характеристик обучающихся как субъектов учебной трудовой деятельности в общем образовании и при овладении специальностями в системе СПО. Установлено, что неформальное освоение личностных результатов в технологическом образовании в школе может повышать его качество.

Для педагогов колледжей будут предложены варианты деятельности по становлению ускоренной адаптации бывших школьников в системе СПО на основе личностных результатов, достигнутых в основной школе, с целью эффективного освоения содержания образовательных программ. Для этого целесообразно проводить просветительскую работу с педагогами СПО по раскрытию содержания личностных результатов обучения «Технологии», которые могут использоваться в качестве основы для реализации преемственности общего и среднего профессионального образования и тем самым для дальнейшего развития обучающихся. Работа по наполнению содержания этого сегмента модели организационно-педагогических условий продолжается.

Установлено, что в молодежной среде преобладают прагматические устремления, связанные с получением высокой зарплаты после окончания обучения, что в целом не такая уж малозначимая потребность с учетом современных социально-экономических условий.

Целесообразно раскрывать варианты приобретения материальных благ уже в период получения среднего профессионального образования и после окончания обучения, а также варианты трудоустройства. В то же время актуальным становится формирование у обучающихся общеобразовательных школ понимания социальной значимости обучения в системе СПО и трудовой деятельности специалистов этого уровня. Но одного понимания недостаточно. Следует показать привлекательность и творческое содержание труда специалистов среднего звена, возможности карьерного роста и получения достойной зарплаты. Немаловажно раскрыть возможности для личной самореализации в профессиональной деятельности. Особого внимания заслуживает становление понимания, что после среднего профессионального образования появляются принципиально новые возможности для продолжения обучения в вузе. В этом отношении важно обращаться к амбициозным устремлениям обучающихся с позиции психологии высших достижений. Нелишне преодолеть стереотипное представление о колледжах как о прототипах профессионально-технических училищ. Следует показать положительную роль училищ на определенном историческом этапе развития отечественного народного хозяйства и ценность обучения в колледжах как принципиально новых образовательных учреждениях, формирующих прогрессивную технологическую культуру обучающихся.

Как видно, проблем много и каждая из них требует решения, в том числе и на научном уровне.

В качестве первоочередной нами выбрана проблема формирования направленности обучающихся основной школы на продолжение обучения в системе среднего профессионального образования. Все другие проблемы решаются значительно легче, если у подростка сформирована устойчивая направленность к получению профессии в системе СПО.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Были установлены и обоснованы новые принципы разработки организационно-педагогических условий, обеспечивающие преемственность содержания основного общего (учебный предмет «Технология») и среднего профессионального образования в образовательном комплексе «школа — колледж» с целевой установкой на становление направленности личности обучающихся основной школы к продолжению обучения и получению специальности в системе СПО.

К обоснованным новым принципам разработки организационно-педагогических условий относятся: приоритет личностного развития обучающихся в процессе выбора и освоения профессии; освоение обучающимися личностных результатов обучения, заявленных в ФГОС основного общего образования (учебный предмет «Технология») с ориентацией на преемственность с компетенциями, представленными в ФГОС СПО, что становится ориентировочной основой деятельности педагогов; поэтапное формирование преемственности основного общего и среднего профессионального образования с учетом общего и специфического в процессуальной и содержательной составляющих учебного процесса в этих видах образования в контексте формирования компетенций в образовательном комплексе «школа — колледж»; использование проектных технологий для преемственного и разноуровневого формирования направленности личности обучающихся к освоению специальности в системе среднего профессионального образования (уровень обучающегося в школе — что может школа, и уровень обучающегося в колледже — что может колледж); использование личностно-ориентированных (в отличие от знаниевых и предметно-ориентированных) критериев оценивания уровней сформированности направленности обучающихся школ к продолжению образования в системе СПО.

Модель организационно-педагогических условий становится ориентировочной основой действий педагогов школ по обеспечению эффективной преемственности основного общего образования (учебный предмет «Технология») и среднего профессионального образования (применительно ко всем специальностям) при включении в содержание модели методов, способствующих формированию у обучающихся школ:

- представлений о перспективности продолжения обучения в системе СПО с точки зрения личной самореализации;

- понимания творческого (инновационного) содержания будущей профессиональной деятельности в качестве фактора формирования интереса к ней;

- представлений о сущности интеллектуальной собственности (патенты), создаваемой обучающимися в колледжах, и правил материального вознаграждения за интеллектуальный труд;

- осознания важности ускоренного освоения специальности в современных сложных социально-экономических условиях как одного из вариантов личного материального обеспечения:

- уяснения личной необходимости и возможностей продолжения обучения в системе высшего профессионального образования на льготных условиях (поступление в вуз не на первый курс, создание предпосылок для успешного освоения вузовских образовательных программ и т.п.) с позиции достижения амбиционных устремлений.

Продолжается работа по наполнению этого сегмента содержания модели организационно-педагогических условий, проектируются новые методы деятельности педагогов. Предполагается разработать предложения по совершенствованию и обеспечению преемственности ФГОС основного общего образования (образовательная область «Технология») и ФГОС СПО для оптимизации про-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

цесса адаптации бывших школьников в системе среднего профессионального образования, что будет способствовать повышению эффективности деятельности педагогов среднего профессионального образования;

Ведется работа по подготовке новых образовательных программ по «Технологии» (основная школа) и образовательных программ среднего профессионального образования, а также рекомендаций для педагогов по совершенствованию педагогической деятельности в соответствии с разработанной моделью организационно-педагогических условий на основании полученных теоретических результатов исследования.

У педагогов общеобразовательных организаций целесообразно формировать понимание, что в основном общем образовании формируется не личность специалиста, а, в частности, направленность к освоению специальности в системе среднего профессионального образования. В этом и состоит сущность преемственности в контексте нашего исследования.

Полученные результаты будут использованы при разработке образовательных программ, подготовке методических пособий и методических рекомендаций для руководителей образования, методистов и преподавателей.

При проведении исследования использованы авторские концептуальные предположения о приоритете личностного компонента в структуре образовательной деятельности в процессе становления личности современного труженика [2; 3].

Была использована авторская методика многофакторного анализа результатов обучения, представленных в ФГОС основного общего образования по «Технологии» и в ФГОС СПО.

Главный вывод состоит в том, что учреждения среднего профессионального образования практически не используют результаты обучения молодежи «Технологии», что исключает преемственность между обучением в школе и в колледже и затрудняет процесс адаптации бывших школьников к новым условиям обучения. Все основы технологической грамотности обучающиеся колледжей осваивают с нулевого уровня. Личностные результаты обучения, освоенные учащимися школ, не становятся основой приобретения технологических знаний на новом практико-ориентированном уровне.

Установлено, что эффективное совершенствование образовательного процесса в среднем профессиональном образовании в качестве результата установления преемственных связей с курсом «Технология» в основной школе становится возможным при активном участии в процессе модернизации учебного процесса работодателей, заинтересованных в кадровом обеспечении производства специалистами среднего звена.

Литература

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расшир. — М: АСТ: АСТ Москва; СПб.: Прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2009. — 811 с.

2. Бычков А. В. Созидательная культура учащихся: какой ей быть // Педагогика. — 2007. — № 3. — С. 22-28.

3. Бычков А. В. Человеческий фактор в основном общем и дополнительном образовании (на примере технологического образования). — М.: АБВ-ИЗДАТ, 2016. — 88 с.

4. Климов Е. А. Как выбирать профессию. — М., 1984. — 184 с.

5. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. — М.: Наука, 2006. — 221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.