Научная статья на тему 'Разработка и практическая реализация системы непрерывного профессиональнопедагогического образования'

Разработка и практическая реализация системы непрерывного профессиональнопедагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / CONTINUING EDUCATION / SYSTEM OF VOCATIONAL TEACHER TRAINING / PERSONAL / SOCIAL AND COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Геннадий Николаевич

Публикация посвящена проблемам организации и обеспечения эффективности непрерывного профессионального педагогического образования. В первой части статьи излагаются общие теоретикометодологические основы «образования через всю жизнь», которое как идея и норма жизни сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения и никем не оспаривается. Поскольку непрерывное образование – это процесс разносторонний, который должен активизировать психологическую, социальную и профессиональную сферы жизнедеятельности человека, наиболее приемлемым для его планирования и реализации автор считает интегративный – личностно-компетентностно-социальный подход. Далее на примере опыта Кемеровской области рассматриваются конкретные аспекты функционирования системы непрерывного профессионально-педагогического образования. Особое внимание уделяется преимуществам сетевого взаимодействия образовательных учреждений разных уровней и производственных структур в данной системе. Такое сотрудничество предполагает качественные изменения в содержании, экономике и управлении профессионального образования. Описывается экспериментальный проект сетевой подготовки мастеров производственного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуков Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и практическая реализация системы непрерывного профессиональнопедагогического образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Г. Н. Жуков

РАЗРАБОТКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Публикация посвящена проблемам организации и обеспечения эффективности непрерывного профессионального педагогического образования. В первой части статьи излагаются общие теоретико-методологические основы «образования через всю жизнь», которое как идея и норма жизни сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения и никем не оспаривается. Поскольку непрерывное образование - это процесс разносторонний, который должен активизировать психологическую, социальную и профессиональную сферы жизнедеятельности человека, наиболее приемлемым для его планирования и реализации автор считает ин-тегративный - личностно-компетентностно-социальный подход.

Далее на примере опыта Кемеровской области рассматриваются конкретные аспекты функционирования системы непрерывного профессионально-педагогического образования. Особое внимание уделяется преимуществам сетевого взаимодействия образовательных учреждений разных уровней и производственных структур в данной системе. Такое сотрудничество предполагает качественные изменения в содержании, экономике и управлении профессионального образования. Описывается экспериментальный проект сетевой подготовки мастеров производственного обучения.

Ключевые слова: непрерывное образование, система профессионально-педагогического образования, личностно-компетентностно-соци-альный подход.

Abstract. The paper is devoted to organizing and ensuring the effectiveness of continuing vocational education. The author describes the general theoretical idea of a lifelong education that no longer raises any

doubts and objections. The continuing education is regarded as a versatile process affecting psychological, social and professional spheres, and requiring therefore the integrative - i. e. personal, social and competence approach.

Referring to the expertise of Kemerovo region, the author considers the functional aspects of continuing vocational teacher training. The main emphasis is on the advantages of the network cooperation of institutions representing different educational levels and structures. Such cooperation involves the qualitative changes of content, as well as economics and management of vocational education. The experimental project of the network lead-up for vocational training masters is described.

Keywords: continuing education, system of vocational teacher training, personal, social and competence approach.

Теоретико-методологические основы

Непрерывное образование чаще всего трактуется как процесс постоянного, беспрерывного роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, происходящий на основе использования ресурсов системы государственных и общественных институтов в соответствии с потребностями личности и социума. Такое образование как идея и норма жизни сегодня ни у кого не вызывает сомнения и никем не оспаривается. Эта идея, дополненная требованием соблюдения принципов интеграции и много-уровности обучения с учетом его регионализации, все больше находит свое воплощение в профессиональном образовании.

В государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.» говорится, что в настоящее время одним из важнейших факторов, обеспечивающих ближайшее и отдаленное во времени будущее социально-экономическое благополучие России, является создание систем и внедрение моделей непрерывного профессионального образования различного уровня и модификаций.

Данное положение реализуется и в области профессионально-педагогического образования (ППО), где существуют разнообразные варианты непрерывного обучения, подготовки и переподготовки кадров, включающие деятельность учреждений начального, среднего и высшего звена.

Теоретические и практические аспекты непрерывного ППО рассмотрены В. А. Федоровым [3] и получили развитие в различных комбинациях интеграции учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО, СПО и ВПО). Попробуем разобраться с детерминирующими методологическими, психолого-педагогическими подходами, которые обеспечивают функционирование подобной педагогической системы.

Непрерывное образование, как и любые вид, тип или форма образования, - это процесс, который должен воздействовать на личность и обеспечивать ее разностороннее формирование и развитие. На наш взгляд, разносторонность в данном случае заключается в активизации трех основных сфер человека: психологической (личностной), социальной и профессиональной.

Развитие личностной сферы опирается на личностно ориентированный подход, подробно описанный и проанализированный в работах ведущих отечественных ученых: Л. С. Выготского, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, А. Н. Леонтьева, В. В. Серикова и др.

На формирование социальной сферы человека ориентированы прежде всего социоцентрические концепции. В их основу положен социальный подход (Дж. Локк, К. Е. Гельвеций, А. Бандура, Дж. Роттер и др.), который наиболее полно и ярко воплотился в педагогической деятельности А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского.

Базовым для развития профессиональной сферы сегодня, особенно в связи с внедрением ФГОС третьего поколения, считается компетентностный подход. Данному подходу посвящены работы А. С. Белкина, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, А. В. Хуторского и др.

Указанные подходы в психолого-педагогических исследованиях очень часто рассматриваются изолированно друг от друга. Однако тесное взаимодействие и взаимопроникновение трех ведущих сфер жизнедеятельности человека очевидны, поэтому правомерно говорить об актуальности интегративного личностно-ком-петентностно-социального подхода (ЛКС) - к организации и обеспечению эффективности непрерывного профессионального образования [2], которое может быть определено как процесс и результат формирования, совершенствования индивидуума с целью его

личностного, социального, профессионального развития в течение всего жизненного цикла и ориентированного на постоянное повышение качества его жизни. ЛКС-подход позволяет учесть в процессе проектирования и реализации системы непрерывного образования потребности не только личности, но и социума, а также потребности профессиональной (производственной) сферы.

Так как система непрерывного образования - это сложная педагогическая система, многие теоретики и педагоги-практики все больше склоняются к мнению, что для современного образования наиболее продуктивны не моноподходы и монометоды, а ин-тегративные, комплексные их варианты. С этим согласен и на этом настаивает целый ряд ученых. О назревшей необходимости интеграции различных методологических позиций пишут Р. Х. Джу-раева, С. В. Иконкина, Н. К. Чапаев и др. В частности Н. К. Чапаев полагает, что именно интегративный подход должен стать единой методологической основой профессиональной подготовки специалистов [4].

ЛКС-подход имеет важное значение прежде всего для подготовки специалистов в тех сферах, где степень концентрации содержания трудовой деятельности является очень высокой, т. е. набор знаний, умений и навыков, которыми должен обладать работник для успешного исполнения профессиональных обязанностей, весьма обширен. Все это относится и к профессионально-педагогическому образованию: подготовка педагогов и мастеров производственного обучения предполагает достаточно высокий уровень личностно-интеллектуального развития, сформированности широкого спектра компетенций, а также высокую степень социализации личности будущего педагога.

Остановимся чуть подробнее на составляющих ЛКС-подхо-да - на его личностном, социальном и компетентностном аспектах, уделяя внимание в первую очередь профессионально-педагогическому непрерывному образованию.

Личностный аспект рассматриваемого подхода связан с формированием у будущего специалиста психологической готовности к профессиональной деятельности. Для этого его интеллектуальную

подготовку, выбор ее методов и средств нужно осуществлять с опорой на потребности, мотивы, потенциальные и приобретаемые в ходе обучения способности, необходимые для обеспечения саморазвития, самопознания, самореализации личности.

Социальный аспект подразумевает развитие социальных характеристик личности, ее социализацию, освоение будущим специалистом социально-экономических и социально-культурных отношений для удовлетворения его соответствующих потребностей в условиях современного рынка труда. При этом следует отдавать должное формированию как необходимых индивидуальных социально-психологических качеств, так и тех, что необходимы мастеру и педагогу профессионального обучения.

Компетентностно-ориентированный аспект нацеливает на усиление практической и инструментальной направленности подготовки будущих специалистов посредством выработки их профессиональной компетентности и компетенций. Для развития профессиональной сферы будущих педагогов и мастеров производственного обучения наиболее значимым в свете компетентностного обучения является достижение таких целей образования, как обу-ченность, самоопределение, самоактуализация личности и профессионально важных качеств.

Все три аспекта взаимодополняют друг друга, что позволяет в процессе проектирования, обучения и воспитания личности педагога (мастера) активно использовать не только преимущества и достоинства перечисленных выше, но и общенаучных подходов -системного и целостного.

Построение системы непрерывного ППО осуществляется на основе педагогических принципов, которые были скорректированы исходя из особенностей ЛКС-подхода и специфики структуры воспитательных отношений данного направления профессиональной подготовки [1, с. 90]. Воспитательные отношения определяют взаимодействия субъектов ППО и обеспечивают развитие личности будущего мастера и педагога профессионального обучения. В структуре воспитательных отношений принято выделять личность самого обучающегося, процесс взаимодействия педагога

и обучающегося, направленный на освоение будущей специальности, внешнюю (социально-экономическую и культурную) среду.

Нами были выделены следующие группы педагогических принципов построения системы непрерывного ППО:

• личностно ориентированные принципы;

• принципы построения состава «содержание - форма» (А. М. Новиков) как основы формирования компетентности будущего специалиста;

• социально ориентированные принципы.

К личностно ориентированным принципам относятся

• развитие индивидуальности каждого обучающегося на основе общечеловеческих ценностей;

• выбор индивидуальной траектории освоения образовательной программы, который позволяет на уровне содержания, методики, опыта, сложности, конечного результата реализовать обучающемуся собственное жизненное предназначение, удовлетворить свои интересы и потребности, осуществить запланированные цели, т. е. самореализоваться;

• признание приоритетного права молодежи на свободное самоопределение, на свободу и право выбора, что также гарантирует возможность альтернативного избрания молодым человеком образовательной программы на любом уровне системы непрерывного образования.

Принципы построения непрерывного образования на основе «содержание - форма» сегодня широко представлены в теории и сводятся к следующему:

• содержательный аспект:

- многоуровневость профессиональных образовательных программ;

- дополнительность базового и последипломного профессионального образования;

- маневренность профессиональных программ;

- преемственность образовательных программ;

• аспект формы организации обучения:

- интеграция профессиональных образовательных структур;

- гибкость организационных форм профессионального образования.

Социально ориентированные принципы - это

• социально-экономическая целесообразность выбора образовательной траектории (определяется теми социально-экономическими особенностями и условиями рынка труда, которые есть в конкретном регионе, или общей тенденцией развития экономики и общества);

• социально-культурологическая обусловленность (формирование духовно-нравственной сферы общественного развития и влияние ее на личность будущего специалиста средствами культуры);

• социальное партнерство;

• социальная ответственность (принцип определяет ответственность образовательного учреждения при построении системы непрерывного образования и меру ее влияния на личность обучающегося).

Указанные принципы достаточно полно отражают сущность ЛКС-подхода и позволяют разработать оптимальные методы и педагогические технологии для учебного процесса образовательных учреждений всех типов (НПО, СПО и ВПО), входящих в систему непрерывного образования.

Несмотря на то, что образование официально провозглашено «благом» (см. новый Закон «Об образовании»), система непрерывной профессиональной подготовки функционирует сегодня в жестких условиях рынка образовательных услуг. Данный рынок взаимодействует, в свою очередь, с рынком рабочей силы (рынком труда), который в значительной степени определяет структуру спроса на образовательные услуги. При этом существуют еще и потребности самой личности, получающей образование, которые определяются ее внутренними мотивами. Часто потребности личности и потребности рынка труда не совпадают. Выстраивая систему непрерывного образования в современной социально-экономической ситуации, следует учитывать запросы и потребности всех заинтересованных сторон, все факторы их взаимодействия, как внутренние, так и внешние.

Потребности индивидуума могут быть представлены как личностная сфера человека, которая включает индивидуальные, социальные и профессиональные потребности, т. е. состоит из микроуровня (индивидуально-личностные потребности), макроуровня (социально-личностные потребности) и мезоуровня (профессионально-личностные потребности). В соответствии с тем, какие из них превалируют, насколько сильно выражена та или иная потребность, человек совершает сознательный или бессознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Сегодня, приступая к обучению, студент должен уже «на пороге» своей профессиональной карьеры отдать предпочтение тем или иным потребностям, определить среди них доминантную (или несколько доминантных), чтобы в процессе получения профессионального образования спроектировать и построить свою индивидуальную образовательную траекторию, которая может быть как индивидуально-личностно-ориентированной, так и социально-личностной или профессионально-личностной. От сделанного выбора во многом будет зависеть востребованность или невостребованность будущего специалиста (приобретенных им компетенций) на рынке труда.

При традиционном обучении в локальном образовательном учреждении, где образование регламентировано, порой весьма жесткими сроками, образовательная траектория учащегося может быть только одна: получение конкретной профессии или специальности.

В условиях же системы непрерывного образования возможны различные комбинации образовательных траекторий, которые могут меняться и корректироваться не один раз благодаря тому, что в таком образовании всегда присутствуют инвариантная и вариативная составляющие. Например, базовое обучение в профессиональном училище может выступить инвариантным компонентом, а проектируемое продолжение на заочном или дневном отделении в образовательных учреждениях СПО или ВПО могут быть вариативными составляющими.

Цель системы ППО - всесторонний учет потребностей обучающихся, их приоритетов, удовлетворение потребностей социума

и профессионального сообщества. Личностно-компетентностно-со-циальный подход к организации образовательного процесса позволяет решить данную задачу.

Практическая реализация системы

Как уже отмечалось выше, сегодня существуют различные модели реализации непрерывного образования, включающие различные сочетания типов образовательных учреждений и программ НПО, СПО и ВПО.

Рассмотрим систему непрерывного ППО в Кемеровской области, которая начала складываться еще в 90-х гг. XX в. и существует уже более 15 лет. В основу организации деятельности данной системы был положен ЛКС-подход. Системообразующим учреждением непрерывного профессионально-педагогического образования является Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж, кроме него система включает десять профессиональных училищ и филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ, Екатеринбург).

Реализация непрерывного ППО на базе профессионально-педагогического колледжа организована на ассоциативной основе учреждений общего образования, учреждений НПО, собственно колледжа и филиала РГППУ в г. Кемерово (рис. 1).

Рис. 1. Структура непрерывного ППО Кемеровской области

На нулевом уровне, в общеобразовательных школах, осуществляется в основном профагитационная работа, ориентированная на педагогическую деятельность. В некоторых школах удалось включить в программы профильных классов информацию о системе профессионально-педагогического образования России и характеристике педагогических работников. К сожалению, сформировать профильный класс, целиком ориентированный на педагогическую деятельность в учреждениях НПО и СПО, не удалось, что связано с позицией вышестоящих управленческих структур системы общего образования.

В учреждениях НПО, т. е. на первом уровне системы непрерывного ППО, были организованы факультативные курсы, знакомящие учащихся с педагогической профессией, с особенностями подготовки будущих мастеров и педагогов профессионального обучения. Предпринимаются шаги по формированию у учащихся мотивации и интереса к будущей педагогической профессии. В частности, в качестве «живых» примеров и образцов этой деятельности перед учащимися выступают сами мастера и педагоги образовательных учреждений.

Согласно ФГОС, в колледже осуществляется подготовка будущих мастеров производственного обучения, а в филиале РГППУ -будущих педагогов профессионального обучения.

Все уровни системы непрерывного ППО являются открытыми для поступления абитуриентов с различным уровнем образования (общего, НПО и СПО). Учащиеся могут получить диплом об окончании начального либо среднего уровня ППО, работать по специальности и в то же время продолжить обучение на более высоком уровне - на заочном отделении или же очно, по дневной форме. Кроме подготовки мастеров производственного обучения, осуществляется повышение квалификации их будущих коллег, а также годичная переподготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

Всего за время существования системы непрерывного ППО в Кемеровской области подготовлено около пяти тысяч выпускни-

ков, имеющих как среднее, так и высшее ППО. Они успешно работают в системе профессионального образования и промышленной сфере Кузбасса. Многие из них стали известными преподавателями, методическими и административными работниками учреждений, а также инженерно-техническими работниками на производстве. Так, только в Кемерово выпускниками, прошедшими подготовку в системе непрерывного ППО, являются пять директоров и восемь заместителей директоров профессиональных образовательных учреждений, директор общеобразовательной школы, ведущий консультант Кузбассобрнадзора, заместитель мера г. Кемерово, главный специалист одного из департаментов администрации Кемеровской области.

Не может не радовать и то, что выпускники непрерывного ППО оказываются более мотивированными для работы в структурах профессионального образования, чем выпускники локальных учреждений.

Многолетний эксперимент в Кемеровской области показал, что наряду с повышением мотивации к педагогической деятельности значительно повысилось и качество как теоретической, так и практической подготовки, о чем говорят результаты государственной итоговой аттестации (ГИА) и уровень защиты выпускных квалификационных работ (ВКР).

И все же главным в работе непрерывного ППО стало реальное трудоустройство и закрепление выпускников в учреждениях НПО и СПО в качестве педагогических работников. Система профессионального образования Кемеровской области постепенно пополнялась квалифицированными мастерами и педагогами профессионального обучения, этот вклад оказался весьма значимым (рис. 2). Количественная динамика в период 1997-2012 гг. выглядит следующим образом: численность мастеров производственного обучения со средним ППО увеличилась в 1,4 раза, с высшим ППО -в 40 раз, а преподавателей общетехнических дисциплин и специальных дисциплин с высшим ППО - в 125 раз.

%30 25

20 15

10

5

0 Г-М-Ч--Х/Л----Л-----

•1997 2002 2008 2012 Год

Рис. 2. Рост численности мастеров и преподавателей профессионального цикла:

I I - мастера с ВПО; ^ - мастера с СППО; [Щ] - ВППО

Сегодня система непрерывного ППО Кемеровской области претерпевает определенные изменения из-за совершенствования ее структуры и внедрения инноваций. Так, в связи с интеграцией учреждений НПО и СПО выросло количество последних. Рассматривается вопрос о включении в систему формирующихся сегодня центров профессиональных квалификаций. Среди инноваций особо выделим сетевое взаимодействие образовательных учреждений.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

Модернизация профессионального образования предполагает качественные изменения в его содержании, экономике и управлении. Одной из наиболее эффективных форм решения этих задач является освоение сетевого взаимодействия образовательных институтов.

На сетевой способ реализации образовательных программ ориентирует и новый Закон «Об образовании». Сетевая форма обеспечивает возможность обучения студентов при использовании ре-

24,0 25,0

14,0

9,8 11,0 /V, 1 1 1 0 2,0 1 1 3,0 1

I 5,0 Г 7,0

0,3 1,8

1997 2002 2008 2012

сурсов нескольких образовательных учреждений (организаций), осуществляющих подготовку будущих специалистов по смежным специальностям или близким профилям. Причем спектр учреждений и организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, может быть достаточно широк - среди них учебные, научные, производственные и другие структуры.

Одной из актуальных проблем ППО является трудоустройство выпускников профессионально-педагогических колледжей (мастеров производственного обучения) и повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

В условиях оптимизации учреждений НПО и СПО, сокращения количественной потребности в мастерах производственного обучения определенных отраслевых специализаций необходимо включать в программы ППО дополнительные специализации, востребованные рынком труда.

Так, сегодня в Кемеровской области уже не нужна массовая подготовка мастеров производственного обучения для строительной или энергетической отрасли. Чтобы закрыть вакансии в учреждениях НПО, СПО и создаваемых центрах профессиональных квалификаций, достаточно ежегодно выпускать по 10-15 специалистов. Правда, данный подход не укладывается в классическую схему комплектования учебных групп в количестве 25-30 человек.

Мы привели пример лишь одного из противоречий, существующих в современной системе образования, хотя пример довольно показательный: при сохранении массового характера обучения требуется его максимальная индивидуализация, которая отражает потребности как рынка труда, так и самих обучающихся, нуждающихся в широком профиле подготовки. Решить данную проблему можно с помощью сетевой подготовки будущих мастеров, обеспечивающей широкий спектр отраслевых специализаций путем объединения учебно-материальной базы и педагогических кадров учреждений СПО. Однако при организации сети необходимо четко определиться с ее кадровыми и материальными ресурсами, нормативно-правовыми основами и организационно-управленческими особенностями. Немаловажное значение также имеет опыт

системообразующего учреждения СПО в реализации различных инновационных проектов, приближенных по содержанию к сетевым.

В системе непрерывного ППО Кемеровской области, в частности в Кемеровском государственном профессионально-педагогическом колледже, на протяжении двух десятков лет в процессе подготовки будущих мастеров производственного обучения применялись различные интеграционные схемы: образовательный комплекс «училище - колледж», образовательная корпорация «училище - техникум - университет», договорные формы совместного использования учебно-материальной базы для проведения учебной практики и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2000-х гг. в колледже была реализована экспериментально-сетевая программа подготовки будущих мастеров производственного обучения по отраслевой специализации «Швейное производство» с использованием учебно-материальной базы и педагогов другого профессионального образовательного учреждения. Обучение при этом проводилось в группе из 30 чел., имеющих лишь одну специализацию. Сегодня же требуется несколько отраслевых специализаций, причем в рамках одной учебной группы, разбитой на две или три подгруппы для осуществления подготовки по нескольким разноотраслевым профессиональным модулям (ПМ).

Вообще необходимо создание учебных групп с интеграцией нескольких специализаций в рамках одной специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям). Это требует корректирования основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), адаптированной к условиям сетевого обучения, решения экономических вопросов, вопросов лицензирования и аккредитации. Благодаря происходящим изменениям в законодательстве и формированию нормативно-правовых основ сетевой образовательной деятельности, появилась возможность реализации подобных инновационных проектов.

Для обучения мастеров производственного обучения в интегрированной учебной группе, формирования профессиональных знаний и навыков из разных отраслей у различных подгрупп обучающихся, кроме ОПОП, необходимо создание механизмов такой

подготовки. Прежде всего нужна разработка интегрированной основной профессиональной образовательной программы, содержащей инвариантную и вариативную части. В инвариантную войдут учебные дисциплины блоков общеобразовательной подготовки, общих гуманитарных и социально-экономических предметов, цикл естественных наук, которые будут изучаться студентами на первом - третьем курсах. Вариативную часть составят учебные дисциплины профессионального цикла и профессиональные модули, которые будут осваиваться в отдельных подгруппах учебной группы на третьем и четвертом курсах.

В Кемеровском государственном профессионально-педагогическом колледже разработан и осуществляется экспериментальный проект по соединению групповых и индивидуально ориентированных форм обучения. Ближайшей задачей является апробация сетевого взаимодействия учреждений системы непрерывного ППО, цель которого - создание новых отраслевых профессиональных модулей и новых образовательных практик (технологий) для подготовки будущих мастеров производственного обучения.

Общим результатом претворения в жизнь данного проекта должна стать модернизация системы непрерывного профессионально-педагогического образования Кемеровской области: планируется, что произойдет рост общего количества образовательных учреждений, образующих систему; расширится спектр отраслевых специализаций подготовки будущих мастеров производственного обучения; станут более совершенными механизмы взаимодействия управленческих структур системы, включая мониторинг результативности подготовки.

Работа по данному проекту началась в 2012 г. и будет продолжаться до 2016 г. Реализуется она поэтапно:

• 1-й этап - обобщение собственного опыта работы по интеграции взаимодействия учреждений СПО и опыта работы других образовательных учреждений, вошедших в сетевую организацию подготовки специалистов; анализ возможностей сетевого сотрудничества учреждений СПО по подготовке будущих мастеров производственного обучения;

• 2-й этап - определение теоретико-методологических основ сетевого взаимодействия учреждений СПО как эффективной формы обеспечения занятости молодежи на рынке труда;

• 3-й этап - проектирование технологий сетевого обучения;

• 4-й этап - реализация и анализ эффективности сетевого взаимодействия учреждений СПО.

Задачи, намеченные на первом этапе, к настоящему времени выполнены. Как уже отмечалось ранее, колледж имеет определенный положительный опыт взаимодействия учреждений НПО и СПО в вопросах подготовки будущих мастеров производственного обучения, который можно считать одним из вариантов сетевого взаимодействия. Полезным оказалось и знакомство с деятельностью других учреждений среднего профессионально-педагогического образования России по применению сетевого взаимодействия.

Предварительный мониторинг рынка труда показал, что в настоящее время имеется потребность в следующих отраслевых специализациях: эксплуатация автомобильного транспорта, механизация сельского хозяйства, пищевая промышленность, горная промышленность, металлургия, сервис. По большинству из них в колледже отсутствуют материальные и кадровые ресурсы. Однако благодаря сетевому взаимодействию реально организовать обучение по следующим специализациям: эксплуатация автомобильного транспорта, механизация сельского хозяйства и пищевая промышленность. Именно по данным направлениям и будет осуществляться сетевая подготовка мастеров производственного обучения.

Анализ рынка образовательных услуг как в Кемерово, так и в других городах региона подтвердил востребованность среди выпускников 9-х классов общеобразовательных школ выбранных нами отраслевых специализаций. Готов и перечень учреждений СПО, которые могут после проведения определенных мероприятий стать участниками сетевого обучения.

В ходе второго этапа работы обозначены методологические основы реализации проекта, в качестве которых избраны системный и личностно-компетентностно-социальный подходы.

Проектирование технологии сетевого взаимодействия учреждений СПО требует выявления организационно-педагогических условий реализации этого процесса, определения его целей, принципов, содержания, методов, средств, форм и субъектов.

Отметим очевидные преимущества социального партнерства в сети:

• ведущей особенностью и главным условием работы становится отказ от административного руководства всем и вся и замещение его сопровождением, курированием, консультированием, согласованием учрежденческих и сетевых интересов и возможностей, т. е. переход от жесткого руководства к сервису (обслуживанию), осуществляемому общими силами процесса подготовки кадров;

• другим важным положительным аспектом является индивидуализация образования - выстраивание индивидуальных траекторий обучения студентов на первом - третьем курсе и последующий выбор соответствующей отраслевой специализации в соответствии с ЛКС-подходом;

• еще одно преимущество - открытость и гибкость процесса сетевого взаимодействия, предполагающие в зависимости от обстоятельств оперативную корректировку, внесение необходимых изменений и введение новшеств как в содержание обучения, так и в набор его средств, форм и методов;

• сотрудничая в сети, каждый из субъектов сетевого взаимодействия (включая администрацию учреждений, педагогов, студентов) может обдуманно, рационально и с выгодой для себя реализовать собственные цели. Так, для некоторых субъектов интерес могут представлять, например, оптимизация «избыточных» учебно-материальных ресурсов и педагогических кадров, не обеспеченных нагрузкой; формирование имиджа учебного заведения и привлечение абитуриентов и работодателей; дополнительные доходы от частичной сдачи учебных площадей в аренду и др.;

• распределение функций процесса подготовки по отраслевым профессиональным модулям между сетевыми партнерами, делегирование некоторых функций другим субъектам взаимодей-

ствия позволяют более рационально планировать и организовывать внутреннюю деятельность каждого отдельно взятого учреждения СПО.

Механизмами реализации сетевого взаимодействия выступают договоры о сотрудничестве, положение о сетевом взаимодействии, работа координационного совета сети, план работы сетевого взаимодействия и др.

В настоящее время осуществляются третий и четвертый этапы экспериментального проекта сетевого взаимодействия по соединению групповых и индивидуально ориентированных форм обучения, т. е. производится проектирование и апробация технологии совместной (сетевой) подготовки будущих мастеров производственного обучения в рамках системы непрерывного ППО Кемеровской области.

В конце 2010-го г. в системе непрерывного ППО Кемеровской области произошли некоторые изменения. Ряд общеобразовательных учреждений и учреждений НПО перестал удовлетворять своих социальных партнеров и заказчиков, что на какое-то время привело к некоторым сбоям в процессе непрерывного обучения. Однако благодаря отлаженной самоорганизации (кооперативности, сотрудничеству) структурных элементов системы и развитию сетевого взаимодействия сегодня ситуация выправилась: система непрерывного ППО Кемеровской области эволюционировала, стала более гибкой и мобильной в управлении.

Многолетняя творческая работа Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа и филиала РГППУ по разработке и реализации системы непрерывного ППО и позволила в полной мере обеспечить Кемеровскую область мастерами производственного обучения и педагогами профессионального обучения как средней, так и высшей квалификации.

Литература

1. Жуков Г. Н., Матросов П. Г. Общая и профессиональная педагогика: учеб. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. 448 с.

2. Жуков Г. Н. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих мастеров производственного обучения: дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2005. 423 с.

3. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. 330 с.

4. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.