Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие учреждений СПО как эффективная форма обеспечения занятости молодежи'

Сетевое взаимодействие учреждений СПО как эффективная форма обеспечения занятости молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2121
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СЕТЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОТРАСЛЕВЫЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION / SYSTEM OF NON-INTERRUPTED PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION / NETWORK TRAINING / BRANCH SPECIALIZATION / TRAINING MASTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Геннадий Николаевич

Статья посвящена одному из актуальных вопросов в профессионально-педагогическом образовании: повышению эффективности процесса адаптации будущих мастеров производственного обучения к рынку труда. Автор представляет сетевую форму организации подготовки специалистов, позволяющую расширить спектр отраслевых специализаций, востребованных на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуков Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK INTERACTION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS AS EFFECTIVE FORM OF DEVELOPING YOUTH EMPLOYMENT

The article is dedicated to one of the actual problem in the sphere of professional pedagogical education – how to increase the level of employment of future training masters on labour market. The author’s suggestion is to use a network form of organization in the system of education which allows to widen the rage of branch specializations, required by the labour market.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие учреждений СПО как эффективная форма обеспечения занятости молодежи»

УДК 377.5 : 331.5 Г. Н. Жуков

G. Zhukov

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

NETWORK INTERACTION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS AS EFFECTIVE FORM OF DEVELOPING YOUTH EMPLOYMENT

Статья посвящена одному из актуальных вопросов в профессионально-педагогическом образовании: повышению эффективности процесса адаптации будущих мастеров производственного обучения к рынку труда. Автор представляет сетевую форму организации подготовки специалистов, позволяющую расширить спектр отраслевых специализаций, востребованных на рынке труда.

The article is dedicated to one of the actual problem in the sphere of professional pedagogical education - how to increase the level of employment of future training masters on labour market. The author’s suggestion is to use a network form of organization in the system of education which allows to widen the rage of branch specializations, required by the labour market.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, система непрерывного профессионально-педагогического образования Кемеровской области, технология сетевого взаимодействия, сетевая подготовка, отраслевые специализации, мастер производственного обучения.

Keywords: professional pedagogical education, system of non-interrupted professional pedagogical education, network training, branch specialization, training master.

Модернизация профессионального образования предполагает качественные изменения в содержании и экономике образования, управлении системой образования. Наиболее эффективным условием решения этих задач является отработка новых моделей содержания профессионального образования, новых организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием. К таковым можно отнести сетевой характер взаимодействия образовательных институтов.

На сетевую форму реализации образовательных программ ориентирует и новый закон «Об образовании в Российской Федерации».

Сетевая форма обеспечивает возможность освоения студентами образовательной программы с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений (организаций), осуществляющих подготовку будущих специалистов. Причем спектр учреждений и организаций, участвующих в реализации сетевой формы, достаточно широк: учебные, научные, производственные и другие.

Образовательную сеть А. И. Адамский определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу образовательные ресурсы с целью взаимного повышения результативности и качества обучения.

Один из актуальных вопросов в профессионально-педагогическом образовании - повышение эффективности процесса адаптации выпускников профессионально-педагогических колледжей (мастеров производственного обучения) к рынку труда. В основном это учреждения (организации) профессионального образования (НПО, СПО и др.).

В сегодняшних условиях оптимизации учреждений НПО и СПО, сокращения количественной потребности мастеров производственного обучения по одной отраслевой специализации необходимо наряду с уменьшением их количества осуществлять дополнительное включение отраслевых специализаций, востребованных рынком труда.

Так, сегодня уже не требуется в массовом порядке подготовка мастеров производственного обучения, имеющих специализацию, например, строительной или энергетической отрасли в количестве 30-60 человек. Для закрытия вакансий в учреждениях НПО, СПО и создаваемых центрах профессиональных (прикладных) квалификаций достаточно ежегодно выпускать по 7-10 человек разных специализаций. Правда, данный подход не укладывается в классическую схему комплектования учебных групп в количестве 25-30 человек.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями рынка труда в мастерах производственного обучения с 6-8 специали-

зациями и возможностями образовательного учреждения подготовить не более 2-3 специализаций из-за отсутствия кадровых, материальных и учебно-методических ресурсов. Разрешение данного противоречия возможно при реализации специально организованного взаимодействия системообразующего учреждения с 2-3 другими учреждениями, осуществляющими отраслевую подготовку согласно требуемым специализациям.

Одним из оптимальных путей решения данной проблемы является сетевая подготовка будущих мастеров, которая решает проблемы рынка труда и личности обучающегося, обеспечивая широкий спектр отраслевых специализаций, объединение учебно-материальной базы и педагогических кадров учреждений профессионального образования, образующих сеть. При организации сети необходимо определиться с ее структурой, кадровыми и материальными ресурсами, нормативно-правовыми основами сетевого взаимодействия и организационноуправленческими особенностями. Немаловажное значение при этом имеет опыт самого системообразующего учреждения СПО в реализации различных инновационных проектов, приближенных по содержанию к сетевым.

Имеющийся отечественный и зарубежный опыт организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений показывает, что:

- обеспечивается доступ субъектов образовательного процесса к ресурсам различных образовательных учреждений сети;

- организуются образовательные сообщества, позволяющие оптимизировать и развивать непрерывное образование;

- сближаются педагогические коллективы образовательных учреждений сети, что приводит к плодотворному обмену педагогическим опытом;

- повышается результативность и качество образования как в отдельных образовательных учреждениях, так и всей сети в целом.

В Кемеровском государственном профессионально-педагогическом колледже (КемГППК] уже на протяжении двух десятков лет в процессе подготовки будущих мастеров производственного обучения применялись различные интеграционные схемы: образовательный комплекс «училище - колледж», образовательная корпорация «училище - техникум - университет», договорные формы совместного использования учебно-материальной базы для проведения учебной практики и другие. Данные схемы предусматривали наличие в определенном объеме элементов сетевого взаимодействия.

В 2000-х годах в колледже уже была реализована экспериментальная сетевая форма подготовки будущих мастеров производствен-

ного обучения по отраслевой специализации «Швейное производство» с использованием учебно-материальной базы и педагогов другого профессионального образовательного учреждения. Правда, при этом обучение проводилось в группе из 30 человек. Сегодня же требуется несколько отраслевых специализаций уже и в рамках одной учебной группы, разбитой на две или три подгруппы для осуществления подготовки по нескольким разноотраслевым профессиональным модулям. Вследствие чего необходимо создание учебных групп с интеграцией нескольких специализаций в рамках одной специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)».

Это повлечет разработку основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), адаптированной к условиям сетевого обучения, и приведет к решению экономических вопросов, вопросов лицензирования и аккредитации. Таким образом, учитывая происходящие изменения в законодательстве и появление нормативно-правовых основ для сетевых форм в образовательной практике, имеется возможность разработки и реализации инновационного проекта в данном направлении.

Идеей проекта является создание механизма сетевых взаимодействий учреждений СПО в процессе подготовки будущих мастеров производственного обучения в целях эффективного обеспечения занятости выпускников на рынке труда.

Подготовка мастеров производственного обучения в рамках интегрированной учебной группы, формирование профессиональных отношений к разным отраслям у различных подгрупп обучающихся потребуют создания интегрированной основной профессиональной образовательной программы (ИОПОП), содержащей инвариантную и вариативную части. В инвариантную часть войдут учебные дисциплины циклов ОГСЭ, ЕН. Инвариант будет изучаться студентами на первом-третьем курсах. В вариативную часть войдут учебные дисциплины профессионального цикла и профессиональные модули, которые будут осваиваться студентами в отдельных подгруппах (двух-трех] на третьем и четвертом курсах.

Основными проблемами проекта являются:

1. Апробация сетевых взаимодействий учреждений СПО по подготовке будущих мастеров производственного обучения.

2. Создание новых образовательных практик (технологий) через организацию сетевого взаимодействия.

Способом реализации проекта является объединение групповых и индивидуально ориентированных форм обучения как условие ор-

ганизации сетевой формы взаимодействия учреждений СПО.

Целью проекта являются разработка и апробация структуры и механизмов сетевого взаимодействия учреждений СПО в процессе реализации ИОПОП в части нескольких отраслевых профессиональных модулей в рамках одной учебной группы.

Выделяются несколько этапов проекта:

- 1-й этап - обобщение собственного опыта работы по интеграции взаимодействия учреждений СПО и опыта работы других образовательных учреждений сетевой организации подготовки специалистов; анализ возможностей реализации сетевых взаимодействий учреждений СПО по подготовке будущих мастеров производственного обучения;

- 2-й этап - определение теоретико-методологических основ сетевого взаимодействия учреждений СПО как эффективной формы обеспечения занятости молодёжи на рынке труда и разработка педагогической модели сетевого взаимодействия;

- 3-й этап - проектирование технологии сетевого взаимодействия учреждений СПО в подготовке будущих мастеров производственного обучения;

- 4-й этап - реализация и анализ эффективности сетевого взаимодействия учреждений СПО в подготовке будущих мастеров производственного обучения.

Общим результатом реализации данного проекта будет модернизация системы непрерывного профессионально-педагогического образования Кемеровской области, которая коснется роста общего количества образовательных учреждений, образующих систему, расширения спектра отраслевых специализаций подготовки будущих мастеров производственного обучения, совершенствования механизмов взаимодействия управленческих структур системы, включая мониторинг результативности подготовки. И таким образом потребность системы профессионального образования Кемеровской области в мастерах производственного обучения нужной отраслевой специализации будет обеспечена.

Данный проект в Кемеровском государственном профессионально-педагогическом колледже является экспериментальным, его реализация началась в 2012 году и будет продолжена до 2016 года. Основные работы, намеченные на первом этапе, выполнены.

Как уже отмечалось ранее, колледж имеет определенный положительный опыт взаимодействия учреждений НПО и СПО в вопросах подготовки будущих мастеров производственного обучения, который можно считать одним

из вариантов сетевого взаимодействия. Анализ работы других учреждений среднего профессионально-педагогического образования России также выявил наличие разработки и реализации предполагаемого сетевого взаимодействия учреждений СПО с другими учреждениями, что подчеркивает актуальность и необходимость разработки рассматриваемого проекта.

Предварительный анализ рынка труда показал, что сегодня имеется потребность учреждений НПО и СПО Кемеровской области в следующих отраслевых специализациях: эксплуатация автомобильного транспорта, механизация сельского хозяйства, пищевая промышленность, горная промышленность, металлургия, сервис, - по которым в колледже отсутствуют материальные и кадровые ресурсы. Наиболее востребованными определены следующие отраслевые специализации: эксплуатация автомобильного транспорта, механизация сельского хозяйства и пищевая промышленность. Именно по данным отраслевым специализациям, наряду с существующими, и будет осуществляться сетевая подготовка мастеров производственного обучения.

Анализ рынка образовательных услуг также показал, что выпускники 9-х классов общеобразовательных школ ориентированы на предлагаемые отраслевые специализации как в Кемерове, так и в других городах области.

Определены учреждения СПО в Кемерове, которые могут быть включены, после проведения соответствующих мероприятий, в сетевые взаимодействия. Промежуточным результатом первого этапа проекта стала разработка структуры сетевого взаимодействия, включающей системообразующее учреждение КемГППК и другие учреждения (рис. 1).

Рис. 1. Структура сети

Структура сети может быть различной в зависимости от цели. Мы можем говорить об однонаправленной (радиальной) сети, двунаправленной (реверсивной) сети, одно- и двунаправленной (радиально-кольцевой) сети и др. В сети наряду с движением продукта распространяется информация как сопровождение продукта и как обратная связь для корректировки процессов управления сети. При этом могут быть различные сочетания компонентов сети.

В нашем случае в качестве продукта выступают компетенции, которые поэлементно осваиваются студентами в сетевом взаимодействии, и его результатом становится формирование готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Проведен второй этап работы, в ходе которого определены теоретико-методологические основы реализации проекта. На общеметодологическом уровне это использование системного и деятельностного подходов. В качестве методологического, конкретно-научного педагогического подхода предложен интегративный лич-ностно-компетентностно-социальный подход. Данный подход позволяет исследовать процесс формирования будущего мастера производственного обучения в трех сферах: личностной, профессиональной и социальной - и создать на этой основе модель сетевого взаимодействия. Большое значение интегративный подход имеет с точки зрения получения синергетического эффекта в формировании готовности будущего мастера к профессионально-педагогической деятельности. Мастер - это специалист, который должен хорошо владеть как отраслевыми, так и педагогическими компетенциями, а также иметь соответствующий уровень сформирован-ности индивидуально-личностных и социальноличностных качеств.

Разработка проектирования технологии сетевого взаимодействия учреждений СПО требует выявления определённых организационнопедагогических условий реализации процесса сетевого взаимодействия как педагогического процесса со своими целями, принципами, содержанием, методами, средствами, формами и субъектами. Все это образует технологию сетевого взаимодействия в реальных условиях. Особенностью и условием сетевого взаимодействия становится переход от административного руководства всем и вся к совершенно иным видам работ: сопровождению, курированию, консультированию, согласованию учрежденческих и сетевых интересов и возможностей, т. е. переход от жесткого руководства к сервису (обслуживанию) взаимодействия процесса подготовки кадров.

Таким образом, это первый принцип процесса сетевого взаимодействия.

Вторым принципом организации процесса сетевого взаимодействия является индивидуализация, т. е. выстраивание индивидуальных траекторий обучения студентов на первом-тре-тьем курсах и выбор соответствующей отраслевой специализации.

Третьим принципом является открытость процесса сетевого взаимодействия, что предполагает его корректировку и введение различных изменений и новшеств как в содержание, так и в средства, формы и методы.

Четвертый принцип включает положительную мотивацию всех субъектов сетевого взаимодействия: администрации учреждений, педагогов, студентов, - которая позволит каждому реализовать свои цели и интересы в ходе взаимодействия. Для учреждений СПО это может быть, например, оптимизация использования «избыточных» учебно-материальных ресурсов и педагогических кадров, не обеспеченных педагогической нагрузкой, формирование имиджа учреждения СПО и привлечение абитуриентов и работодателей, реализация экономических интересов от частичной сдачи учебных площадей в аренду и др.

С пятым принципом соотносится передача определенного объема функций от системообразующего учреждения СПО сетевым партнерам, т. е. другим учреждениям СПО, где реализуется подготовка по отраслевым профессиональным модулям.

Шестым принципом является реализация социального партнерства всеми участниками сетевого взаимодействия в условиях взаимного интереса.

Механизмами реализации сетевого взаимодействия выступают договоры о сотрудничестве, положение о сетевом взаимодействии, работа координационного совета сети, план работы сетевого взаимодействия и др.

Второй этап находится в стадии завершения.

В настоящее время в колледже осуществляется третий этап, т. е. проектирование и реализация технологии сетевого взаимодействия учреждений СПО по подготовке будущих мастеров производственного обучения в рамках системы непрерывного профессионально-педагогического образования Кемеровской области.

В ходе реализации сетевого взаимодействия, в процессе выполнения интегрированных образовательных программ (ИОПОП) большая ответственность возлагается на системообразующее образовательное учрежде-

ние (КемГППК), которое несет ответственность за обеспечение выполнения ФГОС и ИОПОП, т. к. диплом о завершении подготовки выдается данным колледжем. При этом большое значение имеет методическое и дидактическое обеспечение сетевого образовательного процесса.

С точки зрения управленческих позиций колледж должен разработать общую политику, процедуры и информационное обеспечение всех участников сети. Особенно должны быть согласованы финансовые вопросы, что необходимо подтвердить договорными отношениями. Этим в

настоящее время и заняты администрация и педагогический коллектив КемГППК.

1. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающие участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. А. И. Адамского. - М.: Эврика, 2006. - 160 с.

2. Организация сетевого профильного обучения /

B. И. Гамм и др.// Управление школой. - 2008. - № 17. -

C. 41-47.

3. Чучкевич М. М. Основы управления сетевыми организациями. - М.: Изд-во Ин-та социологии, 1999. - 37 с.

УДК / UDK 377 И. А. Дмитриева

I. Dmitrieva

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE ORGANIZATION OF SOCIAL PARTNERSHIP AS A CONDITION FOR A SUCCESSFUL PREPARATION OF STUDENTS FOR FUTURE CAREERS

В статье рассматриваются формы взаимодействия с социальными партнёрами в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов, роль совета по профориентационной работе, содействию трудоустройству и адаптации выпускников в развитии социального партнерства.

The article examines forms of interaction with the social partners in the training of future teachers, the role of the Council on the work of career guidance and job creation and adaptation of graduates in the development of social partnership.

Ключевые слова: социальное партнерство, рынок труда, трудоустройство, адаптация, профессиональные компетенции, профессиональная подготовка.

Keywords: social partnership, the labor market, employment, adaptation, professional competence, professional training.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) дало право образовательному учреждению самостоятельно разрабатывать и утверждать основную профессиональную образовательную программу (ОПОП), но при этом в стандарте отмечается, что содержание ОПОП должно удовлетворять

потребностям рынка труда и работодателей [9].

В нормативно-правовом документе «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» одной из основных задач государства в сфере образования является «привлечение работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнёрству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда» [3]. В данном документе чётко и достаточно конкретно сформулирована мысль о том, что образовательным учреждениям следует налаживать партнёрские отношения с работодателями и иными заказчиками. Данные отношения могут стать основой взаимовыгодного сотрудничества, а также могут содействовать решению проблемы нехватки специалистов-профессионалов в сфере образования и не только в ней. То есть в современном образовании возникает необходимость в организации социального партнёрства не только на уровне одного образовательного учреждения, но и между образовательным учреждением и учреждениями культуры, дополнительного образования и будущими работодателями.

В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, службами занятости - всеми, кто становится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.