Автор рассматривает вопросы преемственности стандартов нового поколения, оценки качества образования, результатов освоения образовательной программы, проблему согласования стандартов школьного, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.
Нетребенко Лариса Викторовна,
преподаватель психологии Смоленского педагогического колледжа заведующая экспериментальной лабораторией «Компетентностная модель преподавателя и выпускника СПК»
О ПРОБЛЕМАХ ПЕРЕХОДА НА СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ
Что необходимо учесть при переходе на стандарты нового поколения в системе образования?
Ключевые слова и словосочетания: общие и профессиональные компетенции, ключевые компетенции, предметные и общепредметные компетенции, оценка качества образования, преемственность.
Ключевым элементом новизны стандартов нового поколения будет модульно - компетентностный подход. Он предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие преподавание, содержание, оценивание, использование образовательных технологий, связи ВПО (высшего профессионального образования), СПО (среднего профессионального образования) и общего образования. В этой связи возникает необходимость рассмотрения, осмысления и сравнения стандартов школьных, СПО и ВПО.
В результате анализа были выявлены две важные проблемы: отсутствие преемственности в образова-
тельных стандартах и оценке качества образования, результата освоения образовательной программы.
Важным принципом, на наш взгляд, должна стать преемственность образовательных стандартов как последовательная, непрерывная связь между различными ступенями (этапами) образования, развития, сущность которой состоит в сохранении элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию [5].
При внимательном рассмотрении классификаций компетенций, предложенных Министерством образования РФ, Федеральным институтом развития образования для школ, СПО и ВПО, наметились различия, т.е. не прослеживается связь в видах, содержании, структуре компетенций на каждой ступени образования.
Рассмотрим на примере образовательных учреждений г. Смоленска с которыми сотрудничает Смоленский педагогический колледж, представление о модели выпускника, обладающего компетенциями.
Начнём с первого звена в системе образования - дошкольных образовательных учрежде-
ний.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ПРОГИМНАЗИИ «ПОЛЯНКА» г.Смоленска
Ребёнок, который придёт в школу, должен прежде всего обладать готовностью к школе; её виды известны: физическая, интеллектуальная, социальная, личностная, деятельностная.
В данной модели прослеживаются эти виды готовности. Две из них связаны с физической готовностью (развит физически и двигательно, работоспособен, имеет представления и навыки здорового образа жизни), три подразумевают интеллектуальную готовность (познавательно активен, достаточно осведомлён, сформированы познавательные процессы, речевая деятельность), ещё две раскрывают социальную готовность (коммуникативная и социальная компетенции, положительно относится к другим людям, окружающему миру), личностная готовность (понимается как положительное отношение к себе и наличие потребности в творческом самовыражении) и деятельностная готовность (со сформированностью игровой деятельности). Как видим, уже здесь закладываются основы компетентностного подхода.
Посмотрим на классификацию компетенций, которая будет использоваться в школьном стандарте. Базовая для Смоленского педагогического МОУ СОШ № 33 за основу модели выпускника школы взяла классификацию ключевых компетенций, принятую на Совете Европы в 1996 г.
Модель выпускника школы № 33 г. Смоленска Ключевые компетенции школьников
1. Компетенция «Изучать»
Учащиеся:
• интерпретируют знания и упорядочивают их;
• читают таблицы, схемы, диаграммы, графики;
• самоорганизуются в обучении, самодиагности-руются, самоконтролируются;
• продуктивно решают учебные задачи (репродуктивного, конструктивного и творческого уровней).
2. Компетенция «Искать» Учащиеся:
• работают с различными источниками информации;
• консультируются у экспертов (у учителя, других учащихся);
• отвечают на вопросы (репродуктивные, продуктивные, творческие);
• генерируют идеи;
• преобразуют информацию в схемы, таблицы, диаграммы, графики;
• выполняют творческие работы.
3. Компетенция «Думать»
Учащиеся:
• критически анализируют информацию;
• принимают решения;
• оценивают;
• понимают и объясняют решение различных заданий;
• обобщают, делают выводы;
• классифицируют;
• структурируют информацию.
4. Компетенция «Сотрудничать»
Учащиеся:
• ведут диалог и вырабатывают свое мнение;
• сотрудничают в группе, паре;
• устанавливают и поддерживают контакты;
• решают проблему в совместной деятельности;
• свободно выступают и ведут дискуссию;
• умеют договариваться.
5. Компетенция «Приниматься за дело»
Учащиеся:
• используют имеющийся опыт для приобретения нового;
• принимают на себя ответственность;
• публично выступают;
• осуществляют моделирование и конструирование;
• организуют себя на любой вид учебной деятельности;
• умеют ставить цели и получать соответствующий результат;
• работают в определённом ритме и выдерживают его.
Здесь мы не видим ничего, связанного с личностным развитием школьника, его общекультурным уровнем, т.е. результат - это деловой человек с развитой познавательной мотивацией, умеющий работать с информацией, в команде.
При этом Министерство образования говорит о том, что в СПО и ВПО придёт абитуриент со сформированными ключевыми компетенциями, общепредметными и предметными (по А.В. Хуторскому), а в модели выпускника СПО представлены общие и профессиональные компетенции, связанные с видами профессиональной деятельности.
В экспериментальной лаборатории Смоленского педагогического колледжа «Компетентностная модель педагога и выпускника СПК» рассматривалась классификация компетенций, предложенная Федеральным институтом развития образования (2007г.), которая легла в основу модели выпускника СПК.
©Л ^ 1А П и
7
сс и 0 н а
%
Я)
КЛЮЧ.
комп.
На наш взгляд, здесь чётко и внятно определены общие и профессиональные компетенции, в соответствии с видами профессиональной деятельности специальности «Преподавание в начальных классах».
Общие компетенции (ОК), соответствующие уровню квалификации специалиста, формируемые в ходе целостного учебно-воспитательного процесса:
ОК 1. Общекультурная компетенция - готовность действовать в соответствии с пониманием особенностей национальной и общечеловеческой культуры.
ОК 2. Познавательная компетенция - готовность к самостоятельной творческой деятельности, ориентированной на получение научных знаний о мире.
ОК 3. Информационная компетенция - готовность к работе с информацией, которая выражается в умении самостоятельно извлекать, анализировать, структурировать информацию из различных источников и использовать ее в учебно-профессиональной деятельности.
ОК 4. Коммуникативная компетенция - готовность активно участвовать в общении, в том числе деловом и межкультурном, находить пути выхода из конфликта, аргументировано представлять свое мнение на основе уважительного отношения к собеседникам.
ОК 5. Социальная компетенция - ответственность за результаты деятельности, способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам трудовой деятельности, гражданственность, толерантность, готовность работать в команде.
ОК 6. Компетенция личностного совершенствования - готовность к непрерывному образованию и саморазвитию; саморегуляции, рефлексии.
Профессиональные компетенции (ПК), соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
1. Преподавание как процесс реализации основных и дополнительных образовательных программ начального общего образования.
ПК1.1 Готовность использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач;
ПК1.2 Готовность самостоятельно осуществлять целостный учебно-воспитательный процесс в начальной школе;
ПК1.3 Готовность продуктивно взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса.
2. Деятельность классного руководителя, направленная на организацию и осуществление воспитательной работы с классом и отдельными учащимися, координацию действий с учителями-предметниками и обеспечение взаимодействия с родителями обучающихся.
2.1 Готовность организовывать жизнь классного коллектива и способствовать его развитию;
2.2 Готовность обеспечивать индивидуально - личностное развитие ученика;
2.3 Готовность обеспечивать социальную защиту младшего школьника;
2.4 Готовность координировать взаимодействие участников целостного учебно-воспитательного процесса.
3. Учебно-методическая деятельность в процессе подготовки к осуществлению образовательного процесса по программам начального общего образования.
3.1 Готовность осуществлять анализ и отбор образовательных программ и учебно-методических комплексов;
3.2 Готовность изучать педагогический опыт и использовать его в профессиональной деятельности;
3.3. Готовность обеспечивать учебно-методическое оснащение образовательного процесса.
4. Организационно-управленческая деятельность на уровне школы, класса.
4.1 Готовность соблюдать правовые нормы, регулирующие трудовую и образовательную деятельность;
4.2 Готовность обеспечивать охрану жизни и здоровья младших школьников во время их нахождения в образовательном учреждении и при проведении внешкольных мероприятий;
4.3.Готовность участвовать в работе органов самоуправления образовательного учреждения. [1]
Как видим, здесь учтены особенности подготовки данного специалиста более высокого уровня в системе СПО.
В 2009 г. Министерством образования РФ для системы НПО и СПО была предложена ещё одна классификация компетенций.
Общие компетенции выпускника СПК, включающие в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься са-
мообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Профессиональные компетенции (ПК)
1. Преподавание по программам начального общего образования
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
3. Классное руководство
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.
4. Методическое обеспечение образовательного процесса
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса / группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. [3]
При данном подходе виды общих и профессиональных компетенций пересекаются, вводится разделение организации внеурочной деятельности и общения младших школьников и классного руководства, ещё более делятся (дробятся) компетенции.
Посмотрим, какая классификация предлагается для ВПО.
Компетенции бакалавра -учителя, специалиста/магистра-учителя
Социально-личностные:
• компетенции ценностно-смысловой ориентации и личностного развития;
• компетенции в области здорово-
го образа жизни, физической культуры и безопасности жизни;
• нормативно - правовая;
• компетенции в сфере социального взаимодействия;
• коммуникативные компетенции.
Организационно-управленческие:
• организационно-правовые;
• организационно - экономические;
• инновационные.
Общенаучные:
• методологические;
• математические;
• естественнонаучные.
Общепрофессиональные компетенции:
• компетенции в сфере педагогической деятельности;
• компетенции в сфере психофизиологического развития учащихся и их поведения;
• компетенции в сфере оценивания результатов педагогической деятельности [2].
Таким образом, приведённые классификации, на наш взгляд, плохо согласуются в формулировках, разном понимании общих и профессиональных компетенций.
Мы считаем, что, например, целесообразнее взять за основу одни названия для общих компетенций (из макета Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (2007г.)) для школы, СПО и ВПО: общекультурная, информационная, познавательная, социальная, коммуникативная, личностного совершенствования, наполнив их содержанием в соответствии с уровнем сложности звена в системе образования[2]. В СПО и ВПО придут абитуриенты, у которых имеется определённый уровень развития данных компетенций, далее в СПО и ВПО они получат дальнейшее совершенствование. Профессиональные компетенции студентов СПО и ВПО также нуждаются в согласовании.
Вторая проблема стандартов нового поколения -это оценка качества образования, результата освоения программы.
На одном из заседаний Координационного Совета Смоленского педагогического колледжа, в состав которого входят работодатели (директора школ, гимназий, прогимназии г. Смоленска), рассматривались особенности оценки качества образования в школе. Дискуссия показала, что по этому вопросу также нет единых критериев.
Для одних школ оценивается качество работы учителя по уровню сформированное™ мотивации познания, качеству обученности, для других - по удовлетворённости учащихся и педагогов образовательным процессом, для третьих - по уровню готовности к продолжению образования (труду) и т.д. На наш взгляд, Министерство образования могло бы предложить внятные критерии, пусть их будет два- три. Иначе получается, например: если школа приоритетом ставит творчество (эстетический профиль), соответственно, критерии разрабатываются под творчество и т.д. А если ребёнок переходит из одной школы в другую, где в каждой свои критерии, по-разному оценивается результат образовательной деятельности. Как быть в этом случае?
В стандарте для НПО и СПО (2009г.) предлагается следующее.[4]
«Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения освоенные компетенции, и Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предва-
рительного положительного заключения работодателей.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся [3]
Это то новое, что появляется в стандарте. Возникает вопрос об инструментарии, который позволит на новом уровне оценить и уровень усвоения дисциплин, и компетенций обучающихся.
Таким образом, если предлагаются новые стандарты, соответственно должны быть и общие точки соприкосновения, при этом не нарушающие многообразия профилей школ, учреждений СПО и ВПО. В противном случае получится ситуация, как в известной басне И.А. Крылова, а хотелось бы участвовать в процессе действительно изначально продуманном, нацеленном на конечный результат «компетентностный специалист».
Однако следует подчеркнуть, что, будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, стандарт, в то же время ещё динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению^].
Литература
1. Кузнецов А.А. //О школьных стандартах второго поколения. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2008. №2
2. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный институт развития образования. Макет Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения. - М., 2007.
3. Министерство образования и науки Российской Федерации. Методика создания ФГОС СПО нового поколения на основе модульно - компетентностного подхода. - М., 2007.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации. Разъяснения по формированию примерных программ начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования. - М., 2009.
5. Тагинцева РФ. Непрерывность и преемственность в становлении и развитии профессиональной компетентности специалиста /Профессиональная подготовка конкурентоспособного выпускника педагогического колледжа на основе компетентностного подхода/ Материалы межрегиональной научно-практической конференции: в 2 ч. 4.1. - Смоленск: СПК, 2008. 333с.