Научная статья на тему 'Преемственность в формировании интегративных качеств личности дошкольника и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы НОО'

Преемственность в формировании интегративных качеств личности дошкольника и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ФГТ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФГОС НОО. CONTINUITY / FSR TO STRUCTURE OF THE BASIC GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION / FSES OF PGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сваталова Тамара Александровна, Чипышева Людмила Николаевна

Социальные изменения, происходящие в период перехода к информационному обществу, определили новое понимание образовательных результатов. Осознание целей и задач дошкольного образования, учет возрастных особенностей детей обеспечит безболезненный переход на ступень начального образования и позволит максимально использовать достижения дошкольника в начальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сваталова Тамара Александровна, Чипышева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity of Development of Integrative Qualities of Preschool Child Personality and Metasubject Results of the Mastering of General Educational Program of PGE

The social changes occurring in transition to an information society, have defined new understanding of educational results. Comprehension of the purposes and problems of each step of formation, the account of age features of children will provide painless transition to a step of elementary education and will allow to use as much as possible achievements of the preschool child in elementary education.

Текст научной работы на тему «Преемственность в формировании интегративных качеств личности дошкольника и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы НОО»

УДК 373

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НОО

Сваталова Т.А., Чипышева Л.Н.

Аннотация. Социальные изменения, происходящие в период перехода к информационному обществу, определили новое понимание образовательных результатов. Осознание целей и задач дошкольного образования, учет возрастных особенностей детей обеспечит безболезненный переход на ступень начального образования и позволит максимально использовать достижения дошкольника в начальном образовании.

The social changes occurring in transition to an information society, have defined new understanding o f educational results. Comprehension o f the purposes and problems o f each step o f formation, the account of age features of children will provide painless transition to a step of elementary education and will allow to use as much as possible achievements of the preschool child in elementary education.

Ключевые слова: преемственность, ФГТ к структуре основного образовательного программы дошкольного образования, ФГОС НОО.

Continuity, FSR to structure of the basic general educational program of preschool education, FSESofPGE.

Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарт) в 2011/2012 учебном году вносит существенные изменения в деятельность учителя начальных классов. Это связано с новым пониманием образовательных результатов, которые становятся системообразующим компонентом Стандарта и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Необходимость принятия нового понимания образовательных результатов определили происходящие в период перехода к информационному обществу изменения, которые потребовали целенаправленного формирования у выпускников умения учиться. Сегодня школа должна не столько предлагать ученику освоить

определенный набор знаний и умений, сколько сформировать у него способность и воспитать желание продолжать образование на протяжении всей жизни. При этом эффективное достижение новых образовательных результатов обеспечивается реализацией системно-деятельностного подхода. В свою очередь, реализация системно-деятельностного подхода требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: способы предъявления нового материала, организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и обучающихся, учебную среду, систему оценивания.

Происходящие изменения также требуют пересмотра преемственных связей между программами дошкольного и начального образования. Необходимость выстраивания преемственности определена в Стандарте начального образования, в требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать <...> описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному образованию» [4, с. 20].

Другими словами, преемственность затрагивает, прежде всего, не предметное содержание основных программ, а процесс достижения личностных и метапредметных результатов или освоения универсальных учебных действий. Соотнести планируемые результаты дошкольного и начального образования можно на основе сопоставления двух документов: федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Результат сопоставления планируемых результатов, представленных в данных документах, приведен в таблице 1.

Таблица 1

Сопоставительный анализ формирования интегративных качеств личности дошкольника и метапредметных результатов освоения ООП НОО

ФГТ к структуре ООП ДО [5] ФГОС НОО [4]

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное, поведение и поведение окружающих. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

<■Ъыпуск^3(&) • 2011 Новой Ш^оле - Новые Стандарты

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями О том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; О государстве и принадлежности к нему; о мире; Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учеб-ного предмета._______________________________

Анализ содержания федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования позволяет сделать вывод, что интегративные качества ребенка, формирующиеся у ребёнка в ходе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, получают своё дальнейшее развитие в начальной школе. В то же время необходимо отметить своеобразие и отличительные особенности этого процесса. Приоритет в формировании интегративных качеств личности в рамках различных видов детской деятельности наблюдается на этапе дошкольного образования, в то время как целенаправленное формирование учебной деятельности, освоение предметного содержания становится приоритетным в начальной школе.

Из вышеизложенного следует, что раннее обучение может помешать полноценной реализации системно-деятельностного подхода, который предполагает развертывание учебных задач. Учебная задача - это ситуация, позволяющая учащимся понять, что освоенный ранее способ действия не работает в новых условиях, поставить перед собой задачу - найти этот способ (самостоятельно, с помощью учителя, с помощью учебника и т.п.), спланировать свою деятельность. Если ребенок уже получил такие знания или способы ранее, постановка учебной задачи станет невозможной.

Например, в первом классе дети осваивают сложнейший навык грамотного письма, который базируется на понимании позиционного

принципа русской графики и фонематического принципа русской орфографии. Освоение этих сложнейших научных понятий необходимо для формирования грамотного письма и наиболее эффективно проходит у первоклассников, так как опыт их работы с буквами пока еще минимален. На первых уроках ученики осваивают звуковой анализ, учатся проводить его с помощью составленного алгоритма, классифицировать звуки на основе различных оснований, составлять звуковые схемы (в соответствии с авторской образовательной программой). После подготовительного периода ученикам предлагается записать определенное слово с помощью схемы, но схема обозначает целый ряд слов, поэтому появляется необходимость записывать слова с помощью букв. Даже если ученики уже умеют читать, они делают это интуитивно, не осознавая позиционное обозначение твердости и мягкости согласных звуков, постановка и решение учебной задачи по этой проблеме позволяет всем ученикам понять главный принцип русской графики. Однако дошкольник мог уже слышать научные сведения в процессе «подготовки к школе» и может сразу предложить ответ на данный вопрос. Если же знание было ему просто сообщено, эффективность освоения нового научного знания будет значительно ниже.

Рассмотрим другой пример. В процессе игровой деятельности ребенок учится интонационно выделять звуки в полном слове, конструирует и рисует буквы, соотносит их со звуками. Как правило, для дошкольника этого достаточно, чтобы начать читать и пробовать писать. Такого рода подготовка позволит учителю

(Выпуск^3(8) • 2011 Новой Ш^оле - Новые Стандарты

уже на обучении грамоте выстроить уроки в логике системно-деятельностного подхода.

Сосредоточенность на предметных знаниях, проведение в дошкольном учреждении занятий, похожих на традиционные уроки в школе, уменьшает время для группового взаимодействия детей в различных видах детской деятельности. А навыки сотрудничества являются сегодня обязательными для начальной школы. Учитель в логике системно-деятельностного подхода уже не ориентирован на индивидуально-автономные формы активности каждого ученика, сегодня он выступает как организатор коллективно-распре-деленной деятельности учащихся на уроке. Поэтому ему важно, чтобы первоклассники имели большой опыт общения друг с другом и со взрослыми. Этот опыт может и должен быть получен детьми в ходе освоения различных видов детской деятельности на этапе дошкольного образования, так как именно в этом возрасте формируется умение договариваться, сотрудничать, то есть коммуникативные навыки.

Приведенные примеры позволяют выявить характер изменений, происходящих в деятельности и воспитателя, и учителя на современном этапе. Они затрагивают не столько содержательную, сколько технологическую сторону деятельности учителя. На этот аспект обращает внимание И.В. Колосова, раскрывая технологический компонент профессионально-педагогической культуры педагога: «Технологический компонент раскрывает пути осуществления профессионального общения, способы удовлетворения потребностей в общении участников взаимодействия.

Высокий уровень сформированности названного компонента культуры педагогического общения предполагает:

- владение воспитателем способами педагогического взаимодействия (обеспечение реализации резервов личности ребёнка, постановка широкого спектра задач, обеспечение взаимообмена знаниями, осуществление общения с опорой на духовную ценность ребёнка и др.);

- умение проявить инициативу в общении;

- способность регулировать отношения в группе дошкольников;

- умение анализировать результативность общения, прогнозировать последствия для всех участников взаимодействия;

- высокий уровень речевой культуры воспитателя» [2].

Культура педагогического общения имеет большое значение и для учителя начальных классов, формирующего коммуникативные универсальные учебные действия у младшего школьника. Взаимный обмен опытом может стать одним из видов взаимодействия, обеспечивающего безболезненный переход от дошкольного периода к обучению в школе. Взаимодействие ДОУ и ОУ по вопросам преемственности необходимо направить на определение целей и задач с учетом возрастных особенностей детей и вида ведущей деятельности ребенка на каждом этапе, а также на выявление способов взаимодействия взрослого и ребенка, обеспечивающих развитие последнего. Именно способы взаимодействия и должны стать предметом обсуждения воспитателей и учителей.

Осознание целей и задач дошкольного образования, учет возрастных особенностей детей обеспечит безболезненный переход на ступень начального образования и позволит максимально использовать достижения дошкольника в начальном образовании.

Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

2. Колосова, И.В. Совершенствование культуры общения педагога дошкольного образовательного учреждения в контексте обновления содержания ДО [Текст] / И.В. Колосова // Науч. обесп. системы пов. квалиф. кадров. - Челябинск: ООО «Пронто», 2010. - № 3 (5). - С. 56-58

3. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

4. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

5. Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред.

A.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.

6. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред.

B.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.