ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
А. И. Рытов, директор ГБУ Московский центр качества образования
Т. А. Никитина, начальник отдела оценки качества дошкольного образования ГБУ Московский центр качества образования
Московский регистр качества образования как инструмент обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования
Преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка и, конечно, одно из существенных требований со стороны родителей и государства к получению качественного и достойного образования в нашем городе.
Основная трудность обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования связана с отсутствием единых подходов к оценке возможностей воспитанников ДОУ и первоклассников ОУ.
Московский регистр качества образования - это инструмент, основанный на единых подходах как к дошкольному, так и к начальному общему образованию. Он представляет собой единую информационно-аналитическую систему, разработанную центром качества по поручению Департамента образования города Москвы.
Сегодня в системе работает более 3500 образовательных учреждений Москвы, в это число входят как дошкольные образовательные учреждения, так и образовательные учреждения, имеющие дошкольную ступень образования.
Московский регистр качества образования отражает реальную картину развития ребенка и особенности организации образовательного процесса, в который был включен ребенок в детском саду, с учетом выполнения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). Проделанная коллективами детских садов работа должна быть взята за основу школой при формировании первых классов. В этом случае для школы исчезает необходимость тратить время на проведение собственного обследования готовности ребенка к обучению в школе.
Регистр качества предусматривает автоматический сбор и аналитическую обработку
всех результатов мониторинга воспитанников дошкольного образовательного учреждения на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, а затем передачу портфолио достижений и результатов развития ребенка из детского сада в школу. Школа в такой ситуации будет готова принять каждого конкретного ребенка и создать для него необходимые условия на основе объективных и длительных наблюдений, а не увидеть на собеседовании, а потом 1 сентября совершенно незнакомого первоклассника!
Система мониторинга регистра качества включает в себя следующие компоненты:
В информационно-аналитическую систему заложена оценка развития интегративных качеств воспитанника, оценка уровня освоения образовательных областей, а также уровня развития базовых компетенций.
Детский сад организует данный мониторинг в соответствии с ФГТ, которые коррелируют с требованиями ФГОС.
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ
т
ФГТ ФГОС
Интегративные качества: овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками; физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Личностные результаты Система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированным в образовательном процессе.
Образовательные области: Здоровье; Физическая культура; Безопасность; Труд; Музыка; Художественное творчество; Чтение художественной литературы; Коммуникация; Социализация; Формирование элементарных математических представлений; Формирование целостной картины мира; Продуктивная, конструктивная деятельность. Предметные результаты Конкретные элементы социального опыта - знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Базовые компетенции: Функциональная грамотность; Организационная компетенция; Социальная компетенция; Общекультурная; Коммуникативная; Креативная. Метапредметные результаты Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
На основе аналитических отчетов, которые автоматически формируются в регистре качества, специалисты детского сада и начальной школы имеют возможность рекомендовать родителям будущего первоклассника:
• класс для ребенка;
• соответствующую образовательную программу, которая позволит ребенку быть успешным;
• исключить субъективность и ситуативность оценки уровня готовности ребенка к школе;
• в целом определить траекторию дальнейшего обучения и развития ребенка.
Московский регистр качества образования включает в себя все направления обеспечения преемственности и тем самым дает возможность образовательным учреждениям ее реализовать. К таким направлениям относятся:
• преемственность в целях и задачах образования на этапе дошкольного и начального образования;
• преемственность в содержании дошкольного и начального образования;
• преемственность в формах организации дошкольного и начального образования;
• преемственность методов дошкольного и начального образования;
• преемственность методик и педагогических технологий, используемых в дошкольном и начальном образовании.
Мы определяем преемственность дошкольного и начального общего образования как двусторонний процесс. В нем на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, формируются фундаментальные личностные качества ребенка и знания (именно они служат основой успешности школьного обучения). Позиция начальной школы как преемника дошкольной ступени образования благодаря регистру качества кардинально меняется. У школы появляется возможность не начинать работу с нуля, а «подхватить» достижения ребенка и организовать свою педагогическую деятельность, развивая накопленный дошкольником потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет успешно реализовать непрерывность образовательного процесса на этапах дошкольного детства и начальной школы. ■