Научная статья на тему 'Преемственность экономической подготовки школьников'

Преемственность экономической подготовки школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьянова В. Г.

В статье анализируются государственные образовательные стандарты в области экономики для учащихся общеобразовательных школ. Результаты анализа позволяют автору сделать вывод, что предлагаемые стандарты далеки от совершенства и не обеспечивают формирование систематизированных экономических знаний. Слабо структурированные курсы экономики в условиях отсутствия соответствующего методического обеспечения дают не системные знания, а лишь повторение пройденного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity in Economic Education at School

The article analyzes State Educational Standards in Economics as a subject of comprehensive schools. The results show that the standards available are far from perfect and are insufficient for formation of systemic economic knowledge. Ill-structured courses lacking the necessary methods of teaching fail to give systematic knowledge and limit themselves to self-repetition on the same theoretical level.

Текст научной работы на тему «Преемственность экономической подготовки школьников»

лагаем давать студентам бухгалтерский учет как моносистему в основном курсе, с выделением соответствующего управленческому учету раздела. На последнем году обучения целесообразно ввести в учебные планы спецкурс «Современные проблемы управленческого учета», обобщающий знания, полученные студентами при изучении общеэкономических, аналитических и бухгалтерских дисциплин с учетом состояния и перспектив развития внешней для предприятий бизнес-среды. Это позволит повысить усвояемость бухгалтерского учета в процессе изучения базового курса и дать огранку имеющимся у студентов знаниям с точки зрения построения эффективного информационного обеспечения управления предприятием на спецкурсе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу. Одобрена Приказом МФ РФ № 180 от 01.07.04.

3 См.: Блатов Н. А. Основы промышленного учета и калькуляции / Н. А. Блатов. М., 1939.

3 См.: Гаррисон Ч. Оперативно-калькуляционный учет производства и сбыта : пер. с англ. / Ч. Гаррисон. JI. ; М., 1931 \ Друри К. Учет затрат методом стандарт-кост : пер. с англ. / К. Друри ; под ред. Н. Д. Эриашвили. М., 1998.

4 См.: Жебрак М. X. Советский нормативный учет производства / М. X. Жебрак, Е. Либерман ft Бух. учет. 1947. № 9 ; Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях Министерства автомобильной промышленности: СССР. М., 1974.

5 См.: Гильде Э. К. Модели организации нормативного учета в промышленности / Э. К. Гильде. М., 1970.

5 См.: Каверина О. Д. Управленческий учет : системы, методы, процедуры / О, Д. Каверина М., 2004 ; Хорнгрея Ч. Т. Бухгалтерский учет : управленческий аспект : пер. с англ. / Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер ; под ред. Я. В. Соколова. М., 1995.

7 См .'.Друри К. Введение в управленческий и производственный учет : пер. с англ, / К. Друри ; под ред. Н. Д. Эриашвили. М., 1998 ; Horngren Ch. Cost accounting : a managerial emphasis / Ch. Horngren, G. Foster, S. Datar. 10 * ed. 2000.

*См.: Врублевский H. Д. Управленческий учет издержек производства : теория и практика / Н. Д. Врублевский. М., 2002 ;; Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет / В. Б. Ивашкевич. М., 2003.

Посту пила 02.11.05

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ШКОЛЬНИКОВ

В. Г, Гурьянова, доцент кафедры экономической теории Чувашской государственной сельскохозяйственной академии

В статье анализируются государственные образовательные стандарты в области экономики для учащихся общеобразовательных школ. Результаты анализа позволяют автору сделать вывод, что предлагаемые стандарты далеки от совершенства и не обеспечивают формирование систематизированных экономических знаний. Слабо структурированные курсы экономики в условиях отсутствия соответствующего методического обеспечения дают не системные знания, а лишь повторение пройденного материала на том же теоретическом уровне.

К середине 1990-х гг. утвердилось мнение о целесообразности сквозной программы по экономике в общеобразовательной школе, где сегодня действуют государственные образовательные стандарты, предусматривающие ее изучение с 1-го по 11-й классы. В начальной школе обучение ведется по программе «Азбука экономики» (51 ч)„ в 5-м классе преподается курс «Экономика семьи» (34), в 6-м — «Экономика самостоятель-

ной хозяйственной единицы (на примере экономики школы)» (34), в 7-м — «Экономика ближайшего окружения» (34), в

8-м — «Личность и экономика» (34), в

9-м — «Основы экономики и бизнеса» (68), в 10-м— «Основы рыночной экономики» (68) ив 11-м классе — «Экономика предприятия и предпринимательская деятельность» (68 ч). Стандартом также предусмотрен региональный компонент образовательной области «Эконо-

©Ж Г, Гурьянова, 2005 203

мика» для 9—11-го классов. К этому компоненту относятся содержательные линии «Учусь общаться», «Экономика домашних хозяйств», «Введение в экономику крестьянского (фермерского) хозяйства», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга», «Основы бухгалтерского учета», «Культура делового общения», «Основы предпринимательской деятельности», В стандарте приводятся описание и обязательный минимум содержания наиболее часто используемых в педагогической практике содержательных линий «Основы предпринимательской деятельности» (9-й или 11-й классы), «Экономика делового общения» (9— 11 -й классы), «Введение в экономику крестьянского хозяйства» (10—11-й классы).

Изучение в начальных классах «Азбуки экономики»1 позволяет учащимся освоить понятия «экономика», «природные ресурсы», «доход», «расход», «имущество», «хозяйство»,«рынок», «торговля», «цена», «стоимость». Решению задач экономического воспитания младших школьников способствует использование учебного материала предметов базисного плана, особенно таких, как «Человек», «Природоведение», «Труд». Содержание курса «Азбука экономики», на наш взгляд, недостаточно полно отражает стремление педагогов научить ребенка правильному с точки зрения экономики выбору, который приходится осуществлять даже младшему школьнику практически каждый день. Исходя из этого считаем, в названный курс следует включить раздел, знакомящий детей с ограниченностью ресурсов, безграничностью потребностей людей и правилом выбора максимально выгодных сочетаний потребностей и возможностей. В заключительный раздел «Школьная экономика» необходимо ввести доступное для детского понимания понятие «бесплатное образование», чтобы научить младших школьников беречь не только свое, но и общественное, государственное. Это предусмотрено обязательным минимумом содержания «Азбуки экономики», но из предложенной программы не следует.

Проанализированная периодическая литература и опросы родителей, учащихся, учителей, студентов-первокурсников показали, что в большинстве школ в начальных классах экономика не изучается. Как правило, образовательную область «Экономика», заявленную в учебных стандартах школ России реализует факультатив «Жизнь. Человек. Экономика», базирующийся на программе Б. А. Райзберга2. Социологический опрос студентов Чувашской государственной сельскохозяйственной академии выявил, что из 680 опрошенных в младших классах экономику не изучал никто.

Программа для 5-го класса «Экономика семьи»3 довольно подробно знакомит учащихся с этим аспектом экономической жизни, а полученные знания могут быть использованы ими при ведении самой простой семейной финансовой документации и семейного хозяйства. Однако некоторые разделы программы являются слишком сложными для детей

10—11 лет. Так, разделы 3.2 «Экономические показатели семейного хозяйства», 3.3 «Планирование, учет, контроль и экономический анализ семейного хозяйства», 6.1 «Экономическое развитие семьи в рыночных условиях», 6.2 «Семья и отношения собственности» нереально изложить без соответствующих теоретических знаний. Можно ли объяснить ребенку понятия «собственность», «приватизация», «теневой доход», используя непрофессиональную лексику? «Изобретение» собственных доступных определений наверняка приведет к недопониманию важности и сложности этих категорий в будущем.

Курс «Экономика самостоятельной хозяйственной единицы (на примере экономики школы)», изучаемый в 6-м классе4, еще более сложен. По нашему убеждению, раздел 1.1 «Динамика развития школьного образования» могут освоить только одаренные дети. Далее идут разделы 3.2 «Залог успеха — хороший план. Бизнес-план, бизнес-проект» и 3.4 «Оценка бизнес-проектов». Такие сложные понятия с трудом усваивают и студенты. Примитивное планирование, до-

ступное учащимся этого возраста, скорее всего не даст желаемых положительных результатов. На наш взгляд, речь следует вести не о бизнес-планах, а, как было принято раньше, о необходимости планового осуществления всех мероприятий школьной жизни, в том числе экономических.

Весьма далек от совершенства курс для 7-го класса «Экономика ближайшего окружения»5. Предлагаемые для изучения вопросы, такие как структура городского хозяйства, развитие инфраструктуры, и особенно обширные разделы 3 «Перспективы развития города в планах развития страны» и 4 «Роль предпринимательства в развитии хозяйства города (села)» сложны даже для учителей экономики. Если учесть, что в учебниках по экономике соответствующего материала нет совсем, то возникает закономерный вопрос: кто будет объяснять эти разделы школьникам? Очевидно, теоретически это должны делать работники городской администрации, а на практике не делает никто. Разумнее было бы упомянутые выше вопросы заменить более подробным изучением остальных разделов курса или рассмотрением уже пройденного материала на более глубоком уровне. Так, можно было бы изучить возможности увеличения семейного бюджета исходя из потребностей города, где живут учащиеся, или же рассмотреть более сложные аспекты экономической деятельности школы: создание платных кружков, секций, трудовых бригад школьников по выращиванию сельскохозяйственной продукции на пришкольном участке и т. п. Полагаем, что после изучения предложенных нами тем целесообразно еще раз вернуться к границам экономических возможностей семейного хозяйства и проблемам выбора семьи при совершении покупок.

Примерный учебно-тематический план курса «Личность и экономика»6 составлен довольно логично, рационально и учитывает особенности учащихся 8-го класса. Именно в этот период дети начинают задумываться о своих возможностях и их применении в общественной

жизни. Задача научить школьников рациональному использованию своих личных ресурсов, основным приемам экономической деятельности как нельзя лучше отвечает запросам данной возрастной категории учащихся. Достаточно сложным для изложения и понимания является лишь раздел 1.2 «Особенности социально-экономического развития России». Педагог, объясняющий материал, должен сам хорошо ориентироваться в том многообразии мнений и суждений, которые встречаются в литературе как по экономике, так и по другим аспектам жизни современной России.

В 9-м классе учащимся предложен для изучения курс «Основы экономики и бизнеса», рассчитанный на 68 ч7. В этом курсе сделана попытка объединения экономики, маркетинга, менеджмента, финансового менеджмента (управления финансами). По сути, примерный учеб-но-тематический план включает в себя в основном уже рассмотренные в младших классах вопросы (понятие экономики, рынок, деньги, планирование, учет, финансы, человеческий фактор), либо уточняя некоторые из них, либо добавляя связанные с ними разделы экономики. Так, совершенно новыми для изучения являются темы «Экономические циклы», «Правовое обеспечение бизнеса», «Организационно-правовые формы предприятий», «Структура организации», «Маркетинг». Такое построение курса имеет смысл лишь в том случае, если изучение экономики велось и до 9-го класса. В противном случае освоить объем разнопрофильной экономической информации достаточно сложно или вообще невозможно. Кроме того, вызывают сомнения подбор тем для изучения и последовательность их изложения: организация экономики коренным образом отличается в разных экономических системах, однако планом предусмотрено вначале изучение именно этой темы и только затем экономической системы. Более того, понятие «организация экономики» очень обширно и включает в себя многие разделы экономической науки. Не вполне ясным, на наш взгляд, является

раздел 3.9 «Управление изменениями», поскольку не указано конкретно, какие изменения, в какой сфере или на каком предприятии имеются в виду.

Курс для 10-го класса «Основы рыночной экономики»8 не имеет логического построения. В России в последнее время выпущено достаточное количество учебников для школы, освещающих именно рыночную экономику. Многие из них имеют стандартное построение, опирающееся на западный опыт преподавания «Экономикс». Предложенный учеб-но-тематический план курса «Основы рыночной экономики» не совпадает ни с одним из известных учебников как для школ, так и для других учебных заведений (лицеев, гимназий, профессиональных училищ, техникумов, колледжей, вузов). Считаем, что, прежде чем начать изучение рыночной экономики, учащихся следует ознакомить с сущностью до-рыночных отношений, т. е. с понятиями «натуральное хозяйство», «простое товарное производство», «капиталистическое товарное производство». Неверным, на наш взгляд, является и то, что изучение финансов и денежного обращения в первом разделе «Мир экономики» опережает знакомство с понятием «товар», поскольку деньги являются товаром особого рода. Авторам программы следовало бы тему «Продукт труда. Товар» поместить в первый раздел, так как без этого нет смысла рассматривать формирование рынка: именно появление товара приводит к возникновению и развитию рыночных отношений обмена и купли-продажи.

Второй раздел плана «Современная рыночная экономика» должен обязательно включать основные законы рынка, т. е. спроса и предложения, формирования рыночных цен. Однако авторы их изучение поместили в раздел «Маркетинг», без учета того, что разные экономические дисциплины рассматривают одни и те же понятия, явления, процессы с различных точек зрения. Механизм функционирования рынка основан на законах спроса и предложения, законе стоимости, максимизации прибыли и т. д., но

программа курса этого не учитывает, предлагая вводить данные понятия в отрыве друг от друга. Анализ разработанного Госстандартом примерного плана «Основ рыночной экономики» позволяет также отметить и то, что он содержит повторы: денежное обращение изучается и в разделе «Мир экономики», и в разделе «Банковская система. Денежное обращение». Кроме того, вновь даются разделы «Маркетинг» и «Менеджмент», изучавшиеся в 9-м классе. Вместо дублирования и повторения уже известного учащимся материала логичнее было бы познакомить их с такими, например, понятиями, как государственный бюджет, механизм его формирования и использования, налоги, налогообложение.

В отношении программы для 11-го класса «Экономика предприятия и предпринимательская деятельность»9 можно сказать следующее. Структура ее построения достаточно логична, но не учитывает тот факт, что основная масса разделов уже пройдена в младших классах. На наш взгляд, нет необходимости вновь повторять материал 10-го класса: если экономику изучают только в 11-м классе, то используют программу 10-го класса. В большинстве школ экономику изучают в 9—11-м или 10—11-м классах. Программа предполагает обращение к уже известному учащимся: видам предприятий, производительности труда, оплате труда, предпринимательской деятельности, основам маркетинга, основам менеджмента, конкурентной борьбе. Исходя из собственного опыта преподавания экономики и мнения коллег считаем, что разумнее было бы в 10-м классе изучать стандартный курс «Экономической теории» (общие проблемы, микроэкономику, макроэкономику), а в 11-м классе — вопросы, связанные с деятельностью предприятия и предпринимательской деятельностью (виды предприятий и предпринимательской деятельности, затраты и прибыль, маркетинг, менеджмент). Несоблюдение логической последовательности изложения материала приведет к усложнению и без того объемного и непростого курса.

Анализ государственного стандарта в области «Экономика» обнаруживает множество имеющихся у него недостатков. Однако это не означает, что следует отказаться от изучения экономики в школе, хотя подобные высказывания и появляются в печати. Так, А. В. Дарин-ский подверг критике предлагаемый для изучения в старших классах курс экономики. Проанализировав учебник «Основы экономических знаний», написанный коллективом авторов (В. В. Акимовым, В. Ф. Мерзляковым, К. А. Огай), А. В. Даринский приходит к выводу, что содержание упомянутого учебника совпадает с содержанием программ высших профессиональных учебных заведений. Кроме того, по его мнению, рассматривать разделы «Микроэкономика» и «Предпринимательство» не следует, поскольку изучением экономики на микроуровне занимаются средние и высшие специальные (профессиональные) учебные заведения. Обращаясь к разделам макроэкономики, он утверждает, что большинство макроэкономических вопросов входят в содержание уже имеющихся школьных предметов, таких как экономическая и социальная география России, правоведение, отечественная история, а также включены в региональную составляющую учебного плана — краеведческие курсы географии и истории (области, края, республики). Согласно А. В. Даринскому, экономическая подготовка школьников — это подготовка к пониманию только макроэкономики и осуществляется она при изучении уже имеющихся в учебном плане школьных предметов. Исходя из этого он предлагает исключить дополнительный предмет «Экономика» из учебных планов общеобразовательных школ10.

Думается, что автор обладает недостаточной информацией для такого категоричного вывода. На подобное заключение наталкивает мнение А. В. Даринско-го об анализируемом им учебнике «Основы экономических знаний» как одном из лучших, что не подтверждают опросы учителей экономики, да и год издания учебника (1996) говорит сам за себя.

На возможность отражения экономических знаний в процессе обучения школьников посредством экономизации общеобразовательных дисциплин (география, история, обществоведение) указывает И. В. Ермакова, однако она не призывает к ликвидации экономики в школе. Автор делится также опытом изучения экономики в учреждениях дополнительного образования, которые реализуют предпрофессиональную подготовку.

Аналогичного мнения придерживается Г. Ф. Кретинина, выступая за сознательное направление и организацию самостоятельного творческого мышления, развитие профессиональных способностей учащихся, реализуемых в процессе обучения в Школе юного экономиста12.

Позволим себе согласиться с

А. В. Даринским в плане того, что за счет межпредметных связей можно несколько уменьшить объем школьного курса «Экономика». Известно, что современные школьники перегружены совершенно ненужными научными подробностями. В образовании количество не повышает, а понижает качество: «Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних программ»13.

Чтобы понять, откуда берутся перегрузки школьников, приведем шкалу уровней усвоения опыта человеком, предложенную В. П. Беспалько14.

Первый уровень — ученический, когда испытуемый способен воспроизводить усвоенную деятельность только с опорой на помощь со стороны (с подсказкой) и в стандартных ситуациях.

Второй уровень — исполнительский, когда испытуемый способен воспроизводить усвоенную деятельность самостоятельно (по памяти) и в стандартных (алгоритмических) ситуациях.

Третий уровень — мастерский, когда испытуемый способен выполнять усвоенную деятельность в нестандартных ситуациях, адаптируя к ним ранее усвоенные знания.

Четвертый уровень — творческий, когда испытуемый демонстрирует способность ставить и решать проблемы, создавая новые методы деятельности и добывая новую информацию.

Большинство стандартов требуют усвоения изучаемого материала на третьем и четвертом уровнях. Однако расчеты объемов отдельных предметов как школьного, так и вузовского учебных планов и программ, проведенные

В. П. Беспалько в 1988 г., показывают чудовищную перегрузку учащихся по каждому учебному предмету, даже если задаться целью обучения на первом уровне и не помышлять о более высоких.

В связи с вышеизложенным можно предложить более подробное рассмотрение ряда экономических тем в других учебных предметах. Так, в курсе «Экономическая и социальная география России» раскрываются понятия «экономика», «состав народного хозяйства России», его «отраслевая и региональная структура», «уровень развития», «организационное построение», «межотраслевые связи», «социалыго-демографичес-кие проблемы». Во второй части этого курса, посвященного региональным особенностям экономики и влиянию различных факторов на ее развитие, происходит знакомство учащихся с валовым внутренним продуктом, валовым национальным продуктом, национальным доходом, инвестициями, рентой, конкуренцией, рентабельностью, убыточностью, таможенными пошлинами и тарифами. Изучение этих понятий требует применения статистического и фактического материала, а также знания современного состояния России. В курсе правоведения учащиеся знакомятся с понятиями «собственность», «имущество», «право на труд», «образование» и т. п. Школьные предметы обществоведение, история оте-

чества, политология позволяют свободно оперировать такими экономическими понятиями, как «государство», «предприятие», «ресурсы», «рынок», «натуральное хозяйство», «труд», «капитал» и т. п

При неукоснительном соблюдении принципа межпредметных связей можно добиться хорошей экономической подготовки учащихся, необходимой для целенаправленного формирования экономического мышления и сознания в ходе изучения курса «Экономика».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Учебные стандарты школ России : Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования : в 2 кн. Кн. 1 : Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины / под ред. В, С, Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М., 1998, С. 368.

2 См.: Яловая Т. И. Путешествие в страну денег (конспект урока для: 2 класса) / Т. И. Яловая // Начальная школа. 2001. № 2. С. 84—85.

3 См.: Учебные стандарты школ России. Кн. 1. С. 369.

4 Там же. С. 369—370.

' Гам же. С. 370.

6 Там же. С, 370—371.

7 Там же. С, 371.

8 Там же. С. 372—373.

? Там же. С. 373.

10 СмДариискчй А. В. Экономическая подготовка школьников / А. В. Даринский // Педагогика. 2000. № 3. С, 14—17.

11 См.: Ерлшкова И. В. Экономическое образование школьников в условиях учреждения дополнительного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа : //http://edu.redline.ru.

11 См.: Кретитма Г. Ф. Роль Школы юного экономиста в формирований творчески активного контингента студентов / Г. Ф. Кретинина // Подготовка экономистов в вузе : проблемы, опыт : меж-вуз. сб. науч. тр. Воронеж, 1991, С. 92—96.

13 Образовательная политика России на современном этапе : (Из доклада Государственному Совету Российской Федерации) // Высш. образование в России. 2002. № 1. С. 20—30.

14 См.: Беспалько В. П. Не пора ли менять стратегию образования? / В. П. Беспалько // Педагогика. 2001. №9. С. 87—95.

Поступила 20.04.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.