Научная статья на тему 'Мастер-класс и теоретико-юридические основы работы школьных компаний'

Мастер-класс и теоретико-юридические основы работы школьных компаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ШКОЛЬНОГО КУРСА / БИЗНЕСКОНСУЛЬТАНТ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА "МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА / ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Могильников Иван Петрович

Редакция продолжает публикацию материалов Могильникова И.П., учителя экономики лицея №1 с. Большеустьикинское о школьных компаниях. В этом номере мы поговорим о теоретической и юридической основах работы школьных компаний, о процедуре создания класса-компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Могильников Иван Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мастер-класс и теоретико-юридические основы работы школьных компаний»

Редакция продолжает публикацию материалов Могиль-никова И.П., учителя экономики лицея №1 с. Большеустьи-кинское о школьных компаниях. В этом номере мы поговорим о теоретической и юридической основах работы школьных компаний, о процедуре создания класса-компании.

Могильников Иван Петрович,

учитель экономики лицей №1 с. Большеустьикинское Республика Башкортостан

Мастер-класс и теоретикоюридические основы работы школьных компаний

Что лежит в основе создания школьных компаний?

Ключевые слова: сельская школа и ученические предпринимательские структуры; экономический цикл школьного курса; бизнес-консультант; компьютерная игра «Моделирование экономики и менеджмента»; этапы деятельности школьной компании.

Экономическое образование на сегодняшний день играет важную роль. С деловым человеком (не дельцом!) общаться легко и приятно: он обязателен, краток, точен в мыслях. Непременное качество делового человека - контактность, способность вызывать доверие собеседника и даже его симпатию.

Социологический опрос учащихся показывает, что их интерес к изучению основ экономики достаточно высок. И не случайно, так как именно экономика воспитывает многие качества делового человека.

Тема экономического образования широко освещена в научной литературе, начиная с давних времен. Вот некоторые её вехи.

Основоположником прикладной направленности экономических знаний считается Аристотель (384322 гг. до н.э.)1 Он систематизировал все области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам экономического воспитания, цель которого -формирование деятельной, волевой, самостоятельной личности, актуальны и в наше время.

Выдающийся советский педагог Антон Семёнович Макаренко (1888-1939гг.) - основоположник советской трудовой школы. Он осуществил в беспримерной педагогической практике опыт массового перевоспитания детей беспризорников через трудовое воспитание2.

Большой интерес вызвала работа коллектива авторов из Свердловской области под руководством директора ИРРО профессора Л.М. Андрюхина. В составе группы Р.Т.Исмагилова - к.э.н., А.И. Шарапова - к.ф.н., З.М. Шаймухаметова - методист ИРРО,

1 Аристотель. Энциклопедия: Мудрость тысячелетия.-Москва, 2000.

2 Макаренко А.С. Книга для родителей.- Ленинград, 1981.

Ю.К. Койвистойнен - начальник управления образо-ванем МО «Н-Сергинское», Ш.Н.Ахметова - директор Уфа-Щигиринской школы3.

Обобщив теоретический материал и практический опыт, они выделили четыре взаимосвязанных направления деятельности по установлению связей и укреплению сотрудничества между школой и социумом:

1. Использование сельской школы как образовательного центра и учреждение сферы услуг для всех членов социума;

2. Использование социума как сферы жизненного и профессионального самоопределения учащихся сельских школ;

3. Создание на базе сельской школы различных предпринимательских структур и развития у сельских школьников предпринимательских умений и навыков;

4. Становление и развитие образовательного сообщества на селе путём активного вовлечения родителей, членов семей учащихся и других членов социума.

Дегтярев А.Н., Вагапов РФ. и Солдова И.З. разработали основы предпринимательской деятельности, конкретные предложения по вовлечению в неё старшеклассников.4.

Развитие прикладной направленности экономических знаний у сельских старшеклассников

К предметам экономического цикла школьного курса в лицее №1 с.Большеустьикинское относятся:

1. Экономическая география

2. Технология

3. Специальный курс «Экономика и право»

4. Факультатив «Юный экономист»

5. Экономика

Теоретический школьный курс экономики

1) Учебник «Экономическая география» (авт. Глат-ков Ю.Н., Лавров С.Б.; 10 класс, 1 час в неделю) продолжает лучшие традиции отечественных учебных книг по курсу «Экономическая и социальная география мира». Высокий научный уровень, методический аппарат, иллюстрационный материал полностью отвечают “Обязательному минимуму содержания образовательных программ”. В комплекте с учебником может быть использована книга для чтения «За страницами учебника. Экономическая и социальная география мира» (А.П. Кузнецов).

2) Учебник по технологии (Симоненко В.Д., Терентьева Т.И.; 10 - 11 класс 1-2 часа в неделю) для учащихся 10 класса подготовлен в соответствии с программой образовательной области «технология», ориентирован на федеральный стандарт. Он расширяет представления учащихся о современных профессиях. Авторы учебника особое внимание уделяют основам предпринимательства, первым понятиям о менеджменте, маркетинге, на-

3 Учитель Башкортостана. 2005. №2. С.10.

4 Дектярёв А.Н., Вагапов Р.Ф., Солодилова Н.З. Основы предпринимательской деятельности.- Уфа, 2001.

логах, бизнес-плане. Разделы учебника, посвящённые современным информационным технологиям, основам художественного проектирования изделий, раскрывают высокую значимость этой сферы практической деятельности, очерчивают перспективу её развития. Проблемные вопросы и задания, творческие проекты к учебному материалу дают возможность учащимся самостоятельно проверить полученные знания.

3) Специальный курс «Право и экономика» (авт. Ка-шанина Т.В., Кашанин А.В.; 10 и 11 класс по 1 часу в неделю) в 2-х книгах. Изложение материала ориентировано на его активное усвоение: каждый параграф содержит иллюстрированное сопровождение базовых знаний о праве и завершается задачами и заданиями, темами диспутов, тестами и играми. Учебное пособие дополняет хрестоматия для учащихся, изучающих «Право и экономику». Это - сборник фрагментов из нормативно- правовых актов, действующих в настоящее время. Документы подобраны так, чтобы освещать основные правовые проблемы экономики, изучаемые в 10-11 классах. Пособие рассчитано на изучение учащимися 10-11 классов школ, гимназий, лицеев гуманитарного профиля. Может быть использовано абитуриентами при подготовке к поступлению в юридические ВУЗы.

4) Факультатив «Юный экономист» проводится в лицее 2 часа в неделю для учащихся 10-11 классов, заинтересованных в изучении экономических проблем. На занятиях факультатива изучаются теоретические вопросы, решаются экономические задачи. Учащиеся готовятся к районным, республиканским, всероссийским олимпиадам по экономике, основам предпринимательства и потребительских знаний и показывают на них высокие результаты.

Важнейшую часть школьного теоретического курса изучения экономических знаний составляет предмет «Экономика», который изучается в 10 классе 1 час в неделю.

5) Учебное пособие «Экономика» (Липсиц И.В.). Легким, живым языком рассказывается об основных механизмах современной экономики и важнейших понятиях экономической науки. Учебник сопровождается рассказами об истории развития хозяйственных институтов человечества и выдающихся персонажах экономической истории - отечественных и зарубежных предпринимателях и государственных деятелях. В книге даётся характеристика состояния и структуры экономики нашей страны, рассматриваются важнейшие проблемы микро- и макроэкономики, виды рынков, закономерности формирования спроса и предложения, понятия экономического роста и развития, а также основы бизнеса.

6) Учебник «Прикладная экономика» содержит основополагающую информацию. В нём много иллюстраций в форме таблиц, графиков, карикатур и фотографий, которые были тщательно отобраны, чтобы сделать книгу интересной и доступной для понимания. Имеет разделы «Дополнительное чтение», «Из истории экономической мысли», толковый словарь с английскими оригиналами терминов, предметный указатель. Сбор-

ник заданий «Прикладная экономика» - это своего рода помощник в изучении и понимании учебного материала. Включает в себя вопросы для анализа, тесты, тематику для дискуссий и ролевых игр, экономические кроссворды. Одни задания требуют знания экономических законов и принципов, другие учат анализировать и принимать деловые решения. По своему содержанию и оформлению задачник не имеет аналогов в школьном курсе.

Учебники, учебные пособия, задачники и тому подобное - это хорошо известные и апробированные традиционные средства, но и они могут быть нестандартными.

Деятелъностъ бизнес-консультанта не совсем привычна для нашей системы образования. Программа курса «Прикладная экономика» предусматривает регулярные посещения класса консультантом - представителем местных деловых кругов. Демонстрирующим школьникам практическое применение изучаемых законов и концепций. В методическом руководстве, в разделе для консультанта, выделено 15 основных положений, которые он применяет в работе с классом. Активную помощь учащимся лицея в изучении основ экономики оказывают наши бизнес - консультанты. Каждая фирма имеет своего бизнес- консультанта. Как правило, это родители учащихся класса, имеющие опыт организации и ведения бизнеса.

Компьютерная игра «Моделирование экономики и менеджмента» (МЭМ) моделирует работу конкурирующих компаний, производящих и продающих одинаковую продукцию. В процессе игры школьники встречаются с такими понятиями, как процентная ставка, предел кредита, производительность труда. Они видят, как ведут себя цены в условиях кризиса и подъёма экономики. МЭМ помогает решать систему управления фирмой в обстановке конкуренции, которая является стимулом для всего экономического мира. С помощью компьютера учащиеся собственноручно принимают участие в стратегическом экономическом планировании. В этом смысле курс прибегает к компьютеру, как одному из инструментов для понимания экономических и управленческих теорий. По компьютерной игре МЭМ проводятся соревнования школьников. Победители российских очных и сетевых соревнований по МЭМ принимают участие во всемирном форуме.

Программа имеет дополнительные материалы, призванные сделать процесс обучения более интересным и необычным. Это игры «Биржа», «Маркет», демонстрирующие рыночные законы спроса и предложения; автоматический генератор тестов, содержащий более 200 вопросов по всему курсу, позволяющий создать на компьютере и вывести через принтер любые тесты, таким образом, совершенствовать формы контроля знаний учащихся, сборник экономических кроссвордов, бланки финансовых отчетов, акций, чековых книжек, необходимых для работы школьной компании.

Учебник и сборник заданий «Прикладная экономика», деятельность бизнес-консультанта, компью-

терные игры МЭМ и другие разработаны неприбыльной организацией «Junior Achievement Inc.» В 2003 году выпущено третье издание учебника и задачника.

С 2006-2007 учебного года в лицее работает профильный социально-экономический 10 класс, в котором экономика изучается 3 часа в неделю и 1 час -экономическое право.

Практическая экономическая деятельность

1)Ученические производственные бригады создаются в образовательных учреждениях в период летних каникул. Из числа учащихся данного образовательного учреждения. Они работают в соответствии с положением, которое разрабатывается и принимается на заседании педагогического Совета или Совета образовательного учреждения. Положение предусматривает сроки работы ученических производственных бригад, систему руководства их работой, направления деятельности. Возглавляют ученические производственные бригады, как правило, учителя - классные руководители. Перед началом работы проводится инструктаж по техники безопасности, заключаются договора на выполнение работ. При завершении работы ученических производственных бригад подводятся итоги, издается приказ по образовательному учреждению, составляется отчет о деятельности производственных бригад.

2) Лагерь труда и отдыха создаётся для приобретения учащимися трудовых навыков, вовлечения их в общественно - полезную деятельность, сочетающуюся с формированием у обучающихся навыков здорового образа жизни. Именно для этого на период летних каникул создаётся лагерь труда и отдыха. Смена лагеря проводится для обучающихся 7-16 лет.

Лагерь труда и отдыха работает на основе положения, утвержденного директором лицея.

Основные цели и задачи лагеря труда и отдыха:

• создать необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени обучающихся;

• способствовать формированию у школьников общей культуры и навыков здорового образа жизни;

Во время проведения смены, независимо от её образовательной, творческой или трудовой направленности, приоритетными должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, направленные на развитие ребёнка.

3) Школьная компания - одна из наиболее привлекательных составных частей программы «Прикладная экономика». Напомню, что данная программа разработана организацией «Junior Achievemen Inc». В Большеустьикинском лицее она адаптирована к местным условиям. Организация ее работы предполагает выполнение двух задач:

a) формирование умения практического применения знаний предмета;

b) получение учащимися опыта в области предпринимательства, участие в создании и управление фирмой.

15 декабря 2004 г. на Совете Большеустьикинско-го лицея №1 утвержден Устав «Школьной компании». Особое внимание в нем обращается на то, что программа ориентирует и готовит учащихся для работы на цивилизованном рынке. Поэтому, прежде всего, ставится задача организации производственной деятельности, а не продажа товаров. Разработана рабочая тетрадь по экономике «Школьная компания». Каждая фирма-класс производит товар, исходя из собственных возможностей. При этом учитывается, что школьная компания - это деловая игра. Главная её цель не «зарабатывание денег», а возможность применения экономических концепций на практике.

Программой предусматривается работа школьной компании в течение 6-9 недель. У нас в лицее это период с 20-х чисел октября по 20 - е числа января. Принимают участие все 10-е и 11-е классы. В виде исключения участвовать могут и учащиеся других классов. Руководит деятельностью школьной компании президентский Совет, возглавляемый учителем экономики. В него входят президенты фирм- классов. Юридической основой деятельности школьной компании является приказ директора лицея.

Начинается работа школьной компании с выбора команды, управляющих. В период с 24 по 29 октября на общих собраниях учащихся 10-11 классов кандидаты в президенты выступают со своими программами. Тайным голосованием избирается президент фирмы, что отражается в протоколе счетной комиссии.

После консультаций президентов фирм с учителем экономики и классным руководителем, они назначают четырех вице-президентов: по маркетингу, производству, финансам, компьютерным технологиям, персоналу (секретаря). Президент и вице-президенты входят в состав правления фирмы.

С каждой категорией команды управляющих проводятся занятия по изучению их обязанностей и определяются меры по лучшему их исполнению.

Президентами фирм назначаются и другие должности - менеджеры по рекламе и продаже, руководители производственных бригад, торговые представители и т. д.

Командой управляющих с помощью учителя и бизнес - консультантов с 1 по 15 ноября разрабатываются и осуществляются планы исследования рынка: изучается спрос и цена на предполагаемую продукцию, рынок сбыта и т. п. Для этого из членов фирмы создаются исследовательские группы, для проведения опросов учащихся, покупателей, руководителей фирм, предприятий и организаций райцентра. Результаты исследований обобщаются на собраниях членов фирм. Голосованием определяются направления деятельности фирмы. Вот некоторые из них: а) репетиторство; б) изготовление посылочных ящиков, почтовых конвертов, деревянных лопат, мягких игрушек; в) реклама фирмы на спортивной одежде (аппликация); г) оказание фото- и видеоуслуг; д) организация страховой компании; е) концертная деятельность.

Этапы деятельности школьной компании

Этапы деятельности Сроки

I. Организационный 25 октября - 20 ноября.

1. Выборы президента фирмы и других должностей в фирме 20-30 октября.

2. Назначение вице президентов до 1 ноября

3. Проведение исследования рынка и определение продукции для производства 1-15 ноября

4. Выбор названия фирмы 15-17 ноября

5. Выпуск и реализация акций 15-20 ноября

II. Разработка планов деятельности 20-25 ноября

1. Составление бизнес-плана

2. Определение ставки оплаты труда и бюджета компании

3. Собрание акционеров фирмы. Утверждение Устава фирмы

III. Проведение операций 25 ноября- 21 января

1. Заключение договоров до 2 декабря

2. Обучение производству и продаже продукта до 1 декабря

3. Инструктаж по технике безопасности до 1 декабря

4. Рекламная деятельность 31 ноября- 12 января

5. Производство продукции до 21 января

6. Реализация товара с 15 по 25 января

IV. Завершение деятельности 23-26 января

1. Составление баланса и ликвидация фирмы 23-25 января

2. Составление годового отчета 26 января

Все учащиеся принимают участие в выборе названия фирмы и подготовке акций (даётся домашнее задание). На общих собраниях классов- компаний голосованием выбираются названия фирм.

При организации работы нашей школьной компании предусмотрено три источника финансирования:

а) выпуск акций;

б) паевые взносы членов фирмы;

в) спонсорские средства.

Большинство фирм главным источником финансирования определяют средства, полученные от реализации акций. Это предусмотрено уставом школьной компании. Выпускаются акции в количестве от 50 до 100 штук; номинальная стоимость от 10 до 100 рублей каждая. В акциях и их корешках указываются название фирмы, номер и серия (литер класса), количество выпущенных акций, их стоимость, фирменный знак ««Junior Achievemen». Каждая акция подписывается президентом фирмы и учителем, заверяется печатью лицея. Изготавливаются они с помощью компьютера.

Учет реализованных акций ведется в «карточках учета акционеров», которые подписываются президентом фирмы, вице-президентами по финансам, учителем экономики. Положением о школьной компании предусматривается реализация акций учащимся 10, 11 классов, учителям и сотрудникам лицея, родителям учащихся данного класса, бизнес - консультанту и сотрудникам руководимой им фирмы. В каждой семье количество акций не должно превышать трех штук. Перепродажа акций запрещена, то есть каждая фирма - закрытое акционерное общество.

После реализации акций проводятся собрания акционеров фирм. На них окончательно утверждаются направления деятельности. Утверждается Устав фирмы. Избирается правление фирмы правомочное решать все вопросы деятельности компании.

Этапу проведения операций, проводимых в декабре и первой половине января, предшествует составление бизнес-плана. При необходимости проводится обучение персонала, заготавливается сырье, изготавливаются товары, ведется подготовительная работа по оказанию услуг. С президентами и вице-президентами по финансам проводятся совещание о порядке работы с финансовыми документами: приходными и расходными кассовыми ордерами, накладными, чеками, счетами, договорами и др.

Следующий этап - реализация товаров и услуг -осуществляется после зимних каникул с 15 по 25 января. По согласованию с администрацией райцентра учащимся предоставляются места для торговли на рынке, без последующей оплаты.

Учащиеся во время учебного года могут заниматься на уроках технологии производственной деятельностью (например: изготавливать фартуки, салфетки, скалки, разделочные доски). Они могут приносить что- либо из дома, как правило, это урожай с приусадебного огорода. Все это будет включено в школьный ассортимент и реализовано в школьном магазине. Продавцами данного магазина будут работать девушки 10-11 -х классов. Эта деятельность будет их производственной практикой по технологии. В настоящее время мы разрабатываем положение о создании торговой точки по реализации деятельности учащихся:

режим работы, перечень реализуемых товаров согласовывается с УГЭС, обязанности продавцов, порядок учета продукции; распределение прибыли

20-25 января проводятся мероприятия по завершению деятельности фирм: составление баланса и годового отчета, заседания по итогам финансовохозяйственной деятельности и размерах дивидендов, собрания акционеров по ликвидации фирм.

Итоги работы школьной компании подводятся 25-30 января. Присутствуют президенты и вицепрезиденты фирм, классные руководители и бизнес-консультанты. Обсуждаются финансовые итоги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с тем, что работа школьной компании осуществляется в рамках учебного процесса, учащимся выставляются оценки. При получении прибыли по результатам деятельности фирмы учащимся выставляются положительные оценки в зависимости от личного вклада. А если фирма «прогорела» неудовлетворительные.

Участие в работе школьной компании позволяет не только применять на практике полученные экономические знания, но и показывать высокие результаты на республиканских и Всероссийских предметных олимпиадах.

Организация школьной компании способствует лучшей адаптации учащихся к работе в рыночных условиях, готовит их к самостоятельной жизни. И что очень важно, рынок при этом понимается не как выполнение предпринимателем посреднических функций, а как организация производственной деятельности - основа экономического процветания семьи, региона, государства.

Юридические основы предпринимательской деятельности старшеклассников

Юридической основой организации производственного труда учащихся, их предпринимательской деятельности являются:

1. Законы Российской Федерации и Республики Башкортостан «Об образовании». Так статья 48 закона Республики Башкортостан «Об образовании», гласит, что «Образовательные учреждения ...вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставами и не запрещенную законода-тельством1»

2. Гражданский и налоговый кодексы Российской Федерации и Республики Башкортостан. Первый из них определяет формы организации предпринимательской деятельности, а второй порядок уплаты налогов.

3.Уставы образовательных учреждений регламентируют предпринимательскую деятельность и производственный труд в школах. К примеру, уставом Боль-шеустьикинского лицея №1 предусматривается, что лицей может осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:

- оказание посреднических услуг;

1 Закон Республики Башкортостан «Об образовании» Сборник «В Добрый путь, молодой коллега» - Уфа, 2000. - С. 50

- долевое участие в деятельности других учреждений;

- приобретение акций, облигаций, других ценных бумаг;

- реализация продукции школьных мастерских и кабинетов швейного дела;

- использования компьютерного класса для обслуживания других организаций;

- привлечение для осуществления своей уставной деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств;

- образование объединений с участием учреждений и предприятий;

- установление прямых связей с зарубежными предприятиями и организациями.

4. Повседневная, практическая, производственная деятельность отражается в приказах по образовательному учреждению, решениях педагогического Совета и Совета образовательного учреждения._

Выводы

1. Прикладная направленность экономических знаний вызывает огромный интерес у сельских старшеклассников, особенно в современных условиях перехода России к рыночным отношениям.

2. Школьной программой предусмотрено изучение основ экономических знаний на различных предметах. Разрабатываются рекомендации по их интеграции. Составлены рекомендации по презентации школьного курса экономики.

3. В практике работы сельских школ используются такие формы привлечения учащихся к производительному труду, как ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха.

4. Изучен опыт создания школьных компаний в России по программе «Прикладная экономика». Он обобщен. Подготовлен ряд нормативно-правовых актов (устав, приказ по лицею, должностные обязанности и т.д.). На их основе работает школьная компания.

5. Организация и работа общества с ограниченной ответственностью, учредителем которого является образовательное учреждение, - реальность сегодняшней практики. Умелая организация его работы позволяет активно привлекать учащихся к производственной деятельности, прививать им навыки создания, руководства и участия в работе современных форм организаций бизнеса.

6. Реальность школьной жизни требует решения вопроса реализации продукции, изготавливаемой учащимися в учебных мастерских на уроках технологии, во внеклассное и внешкольное время. С этой целью ведётся исследование и готовятся соответствующие документы по открытию школьного магазина, подготовке продавцов-менеджеров на уроках технологии, спецкурсе.

7. Разрабатываются предложения о создании в Ме-четлинском районе законодательной, материальной поддержки деятельности учащихся, привлечение их к производительному труду и реализации его результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.