Научная статья на тему 'Практико-ориентированный подход в обучении предпринимательству'

Практико-ориентированный подход в обучении предпринимательству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1607
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ЭКОНОМИКЕ / ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буслаева И. М.

Статья посвящена проблеме обучения предпринимательству учащихся общеобразовательных учреждений через практико-ориентированную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of business training of students in general education establishments by means of practice-oriented activity.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный подход в обучении предпринимательству»

И. М. Буслаева

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Работа представлена кафедрой педагогики Педагогического института Южного федерального университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. В. Бондаревская

Статья посвящена проблеме обучения предпринимательству учащихся общеобразовательных учреждений через практико-ориентированную деятельность.

The article is devoted to the problem of business training of students in general education establishments by means of practice-oriented activity.

Одной из важных проблем на сегодняшний день является проблема стандартов преподавания экономики в школе. Пока еще не сложились четкие правила и установки в этом направлении. Многоплановость экономики требует разнообразных подходов к ее изучению в школе. Выделяется четыре таких подхода: академический, утилитарный, культурно-функциональный, практико-ориентированный.

Для академического подхода характерно следование стандартам и логике изложения вузовского курса экономической те-

ории, может быть, лишь только в несколько урезанном объеме. Не желая обидеть приверженцев такого подхода, среди которых немало серьезных и грамотных эконо-мистов-профессионалов, все же надо заметить, что их позиция оказывается сродни подходам к воспитанию детей у древних китайцев, считавших, что ребенок - это уменьшенная копия взрослого.

При утилитарном подходе преподавание экономики в школе насыщенно узкоспециальными знаниями отдельных отраслей экономики либо ориентированно на

удовлетворение конкретных требований к абитуриентам того или иного экономического вуза.

Культурно-функциональный подход выдвигает на первый план мировоззренческий аспект экономики. При таком подходе основной критерий качества преподавания -не способность школьника решить ту или иную задачу на выпускном экзамене, а наличие у него багажа знаний и представлений о мире.

Практико-ориентированный подход, как и следует из его названия, делает акцент на подготовке школьников к будущей карьере, нахождении своего места в жизни. Данный подход должен дать школьнику как можно более приближенное к повседнев-ной жизни представление о мире и его законах и развить у молодого человека необходимые навыки хозяйственной жизни, т. е. научить ребенка выживать в условиях рынка.

В экспериментальной работе гимназии «Гармония» практико-ориентированной деятельности уделяется особое внимание, так как формирование механизма детско-юношеского предпринимательства - один из результатов инновационной деятельности образовательного учреждения. Практико-ори-ентированное обучение осуществляется по-средствам таких интерактивных форм преподавания, как написание бизнес-проектов, участие в организационно-деятельностных играх, проведение летних экономических смен, компьютерное моделирование и т. д.

Наши исследования показали, что социально-экономическое образование pea-лизуется через создание учебной технологии, построенной на основе имитационного подхода. В основе технологии лежит специализированная учебная среда, в которую погружается весь учебный процесс.

Учебная среда - это совокупность взаимосвязанных организационно-дидактических методов и средств, лежащих в основе построения учебного процесса и обеспечивающих проведение занятий с обучением на основе имитационных подходов.

В нашем исследовании учебная среда pea -лизуется в виде модельного предприятия.

Коммуникации, процессы координации и процедура принятия решений, рассматриваемые во взаимосвязи с материальны -ми и денежными потоками, а также с учетом взаимосвязей всех элементов внутренней среды предприятия, являются основными объектами, изучаемыми в рамках данной технологии.

Цели преподавания в модельном предприятии (Школьной компании) заключаются в достижении обучающимися следующих способностей:

• представлять внутреннюю структуру организации предприятия и информационные потоки, знать основные подходы к выполнению стандартных видов деятельности и принципов разделения труда, осуществлять разделение труда и разделение задач на отдельные участки, для основных видов деятельности предприятия осознавать проблемы и знать методы их решения;

• учитывать ненадежность информации в планировке, в принятии решений и в процессах координации.

Сегодня в экономической подготовке учащихся образовательных школ и обра-зовательных учреждений профессионального образования продолжает доминировать знаниевый подход. Школьники, изучающие основы экономики и предпринимательства, немало знают, но почти ничего не способны сделать в плане реальных предпринимательских начинаний. Поэтому мы считаем, что обучение предпринимательству через практико-ориентированный подход - это первый шаг обретения школьниками разных типов деятельности: проектировочной, организационной, управленческой, оформительской, аналитической. Это знакомство происходит в реально-деятельном режиме.

Значимой чертой организации практи-ко-ориентированного подхода в обучении предпринимательству является включение учащегося в различные формы научно-исследовательской деятельности.

17 1

Школьники знакомятся с правовыми и экономическими основами открытия соб-ственного дела, составлением и оформлением документации. Выпускники образовательного учреждения (гимназии) могут работать младшими специалистами на предприятиях, делопроизводителями, рекламными агентами и т. д.

Как показала наша экспериментальная работа, обучение предпринимательству через практико-ориентированный подход является продуктивной деятельностью, которая позволяет соединить теоретическое и практическое образование. Знания и навыки в этом случае рассматриваются как необходимые инструменты при планировании, выполнении и оценки учеником собственных действий. Такая связь между практическими действиями и обучением -важное условие для формирования у школьников общих и специальных компетенций, которые говорят о его готовности к предпринимательской деятельности.

Критериями такой готовности в личностно-психологическом плане выступают: самостоятельность, способность к инициативной деятельности, эмоционально-волевая направленность на предпринимательскую деятельность, комплекс умений, позволяющий успешно включиться в предпринимательскую деятельность.

Для полноценного обучения предпринимательским качествам, по нашему мнению, необходимы условия, при которых ребенок сможет получить не только теоретические знания, но и представления, опыт взаимодействия, проявить собственные чувства. В связи с этим особым разделом в обучении предпринимательству мы выделяем формирование у учащихся коммуникативных умений: ориентироваться в партнерах; ориентироваться в ситуации общения; различать виды общения и выбирать адекватный способ взаимодействия с партнерами.

Система практико-ориентированной деятельности - органический элемент образовательной системы, ее педагогическо-

го пространства, в котором рождается потребность у учащихся в жизненном, профессиональном самоопределении в соответствии с их задатками, способностями, профессиональными намерениями; происходит приобщение учащихся к культурным ценностям. Именно в практико-ориентированной деятельности могут проявиться наиболее полно индивидуальные способности ученика, свобода его выбора.

Практико-ориентированный подход обеспечивает развитие образовательной системы, создает условия для становления активной субъективной позиции личности. Создание такого «педагогического пространства» обладает большими возможностями для самореализации личности учащегося.

Предпринимательская активность школьников приобретает свойства педагогической системы при соблюдении следующих оснований:

• цели предпринимательской деятельности подчинены психолого-педагогическим закономерностям индивидуального развития подростков и их становления как потенциальных субъектов предпринимательской активности;

• содержанием предпринимательской деятельности является взаимодействие педагога и учащегося в решении индивидуаль -ных проблем самореализации учащегося;

• технологии предпринимательской деятельности разрабатываются не толь -ко на основе модели финансово-экономического успеха, но и на моделях социального успеха.

Особую роль в этом направлении занимают интерактивные методы обучения, которые основаны на взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом окружающих людей.

Новое знание, умение, отношение формируется на основе и в связи с таким опытом.

Исследования, проведенные в 1980-х гг. Национальным тренинговым центом (США), показали, что интерактивные ме-

тоды позволяют увеличить процент восприятия материала и получения практического опыта общения.

На занятиях, проводимых по интерактивным методикам, учащиеся получают практический опыт, необходимый для работы в группах, а именно: учатся принимать решения, анализируют информацию, излагают свою точку зрения и учатся вести дискуссию, подвергают анализу оценивающую, эмоциональную и побудительную составляющие субъективных отношений.

Наш эксперимент доказал, что в подготовке детей и подростков к самостоятель -ной предпринимательской деятельности эффективна такая форма работы, как разработка проектов собственного дела, их практической реализации и рефлексии полученных результатов в подготовке детей и подростков к самостоятельной предпринимательской деятельности.

Управление процессом проектирования осуществлялось посредством шести принципов: информационно-аналитического, мотивационно-целевого, планово-прогностического, организационно-исполнительского, контрольно-диагностического, регулятивно-коррекционного.

Под предпринимательской деятельностью понимается проектно-практическая деятельность человека, направленная на преобразование социально-экономической жизни путем положения и развертывания рядом с освоенными областями новых областей действительности и жизни. В основе предпринимательской деятельности лежит идея. Идея становится предпринимательским ресурсом и воплощается в проекте новой деятельности - предпринимательском проекте. Говоря иными словами, свои ресурсы предприниматель создает сам. Это новые предпринимательские идеи, предприятия, проекты, программы, это культурные нормы, методы, инструменты деятельности. А из этого следует, что предпринимательство как деятельность по порождению нового не обязательно и не всегда носит коммерческий характер.

Практически все проекты, которые разрабатывают школьники в рамках образовательно-предпринимательской деятельности (как коммерческие, так и некоммерческие), предполагают проработку каждого элемента логической цепи проектирования и реализации собственного дела: идея -замысел - проект - программа - бизнес-план - экспертиза - деятельность - рефлексия полученных результатов - внесение корректив в разработку.

Наш опыт показал, что осуществление проектной деятельности учащихся успешно осуществляется в период проведения летних экономических смен. Одним из видов деятельности в ходе экономической смены является участие школьников в организационно-деятельностной игре «Выбор, разработка и защита проекта собственного дела». Учащимся предлагается разработать бизнес-проект собственного дела, определить стратегию и тактику его развития, а также подготовить проект к выставке-конкурсу, публичной защите. В ходе проведения игры учащиеся получают опыт насыщенной, интеллектуально напряженной, проблемно-ориентированной жизни, участия в исследовательской деятельности, подготовки выступлений, докладов; работы в проекте, культурной работы над собой, способы наращивания собственных внутренних ресурсов, личностного роста; осознанного выбора и проектирования будущего.

При обучении основам экономики используются ролевые бизнес-игры. Главной целью подобной игры является применение учащимися на практике теоретических знаний по экономике и экономическому законодательству, полученных в течение учебного года. В этой игре учащимся предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную ситуацию. Это дает возможность развить воображение, навыки критического мышления, способности ясно выражать свое отношение, опробовать на практике линию поведения другого человека, применить на практике уме-

ние решать проблему, воспитать сочувствие к другим людям.

Одной из форм такой игры, которую мы использовали для обучения учащихся предпринимательству, является практикум «Школьная компания», разработанный на основе программы, предоставленной общественной организацией «Достижение молодых». Главная особенность этого практикума - его прикладной характер. В процессе учебно-деловой игры учащиеся создают игровые «предприятия». В этой деятельности используются упрощенные модели «рынка», «предприятия», «системы налогообложения», позволяющие участникам в наглядной форме заниматься учетом «хозяйственных операций» и вести «бухгалтерию предприятия».

Участниками «Школьных компаний» являются учащиеся старших классов. Работа в «Школьных компаниях» предоставляет учащимся широкие и разнообразные возможности группового и индивидуального обучения, направленного на усвоение знаний и умений в следующих сферах: предпринимательская деятельность и менеджмент, рыночные исследования, планирование хозяйственной деятельности, разработка стратегии развития предприятия, финансовое планирование.

Учащиеся приобретают и развивают личностно-деловые качества и практические навыки, которые помогают им ориентироваться в современных социально-экономических условиях, подготовиться к следующему этапу жизни, ожидающему их по окончании школы, а также способствуют социализации в процессе профессионального самоопределения.

В гимназии «Гармония» деятельность «Школьных компаний» осуществлялась по двум направлениям:

1) работа в сфере услуг;

2) производственная сфера.

Ключевым фактором успеха деятельно -

сти «Школьной компании», по нашему мнению, является участие в игре-практикуме бизнес-консультантов, роль которых

могут выполняют родители, педагогический коллектив, представители бизнеса. Они становятся наставниками, делящимися профессиональным опытом в целях подготовки квалифицированных кадров, расширения возможностей профессиональной самореализации молодежи, повышения ее адаптации и экономической самостоятельности. Вклад бизнес-консультантов в успех «Школьной компании» заключается в том, чтобы на примерах из реальной практики показать, как применить знания, умения и навыки, получаемые в процессе обучении.

Особую ценность практикуму придают такие факторы, как привлечение к участию в игре практикующих предпринимателей, организация ознакомительных визитов в компании и фирмы, проведение «Дней карьеры», цель которых показать школьникам, что предприимчивость и предпринимательство необходимы экономике современной России, рассказать молодым людям, выбирающим жизненный путь, о профессии «предприниматель».

На первом этапе эксперимента под руководством Центра развития экономического образования Краснодарского края педагогическим коллективом гимназии «Гармония» был разработан инновационный проект «Корпорация “ Юг-сервис”». Акцент в проекте делается на саморазвитии молодого человека, развитии предпринимательской инициативы через воспитательную работу и дополнительное образование посредством организации ученического самоуправления, которое реализуется через создание «Школьных компаний».

В дальнейшей работе, учитывая, что в настоящее время актуальным становится вопрос о привлечении дополнительных источников финансирования общеобразовательных учреждений, нами был создан проект «Формирование механизма юношеского предпринимательства в структуре обра-зовательного учреждения», получивший статус краевой экспериментальной площадки. Ключевая идея эксперимента заключается в создании системы улучшения

материально-технического обеспечения на основе привлечения практико-ориентиро-ванной деятельности учащихся посредством создания «Школьных компаний».

Авторы этого проекта считают, что предпринимательская деятельность образовательного учреждения должна не только приносить доход, но и дополнять учебно-воспитательную работу.

В образовательной системе главным выражением государственной политики в сфере образования является учебный план. Он заставляет выполнять минимум государственного стандарта. Базисный учебный план в инновационной школе является механизмом стабилизации, устойчивости, без которых не будет полноценного экономического образования. Для этого с целью постепенного, неагрессивного внедрения экономических знаний в сознание учащихся в инвариантной части учебного плана в гимназии «Гармония», начиная с 1-го класса, введен непрерывный курс «Экономика», посредством различных подпрограмм: 1-й класс - «Моя семья»; 2-й класс -«Наш микрорайон»; 3-й класс - «Наш город»; 4-й класс - «Наш регион»

Данные программы образуют комплексную систему обучения базовым основам социально-экономического устройства и развития общества на различных уровнях -от ведения домашнего хозяйства членами отдельной семьи до развития целого региона. В каждой из программ поднимается этический пласт желаний и возможностей.

В 10-11-х классах в область «Технология» входит обязательное изучение курсов «Менеджмент» и «Маркетинг».

Для обогащения знаниевого компонента в области овладения основами предпринимательской деятельности нами были разработаны и включены в вариативную часть учебного плана элективные курсы с практико-ориентированной направленностью:

• 7-й класс - «Личная экономика». В ходе изучения курса у учащихся выявляются профессиональные интересы, способности,

предрасположенность и пригодность к той или иной профессии, овладение навыками делового общения;

• 8-й класс - «История предпринимательства России». На основе предложенного материала учащиеся знакомятся с историей предпринимательства в России, основными этапами его развития, видами и формами предпринимательской деятельности, выявляя взаимосвязи экономики и политики государства на основе исторических фактов, при этом выделяя понятия предпринимательства;

• 9-й класс - «Предпринимательство в действии». Особое внимание в изучении этого курса уделяется вопросам взаимодействия производителей и потребителей. Этот курс помогает учащимся выработать умения и навыки, необходимые для успешной экономической и предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики;

• 10-й класс - «Планирование карьеры и жизни». Курс рассчитан на то, чтобы помочь учащимся старшего возраста правильно выбрать род занятий, провести самооценку на способность быть лидером, менеджером, управленцем;

• 11-й класс - «Международный рынок». Главной целью этого курса является изучение закономерностей рыночной экономики и предпринимательства.

Все курсы представляют собой систему взаимосвязанных творческих заданий и деловых игр, в процессе которых учащиеся анализируют, интерпретируют и моделируют различные ситуации, высказывают различные точки зрения, участвуют в дискуссиях, готовят проекты, получают практический опыт экономического поведения.

Наши исследования показали, что для комплексного экономического образова-ния все учебные предметы можно интегрировать с экономическими дисциплинами, что обеспечит целенаправленность, комплексную интеграцию и системность в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.