Научная статья на тему 'Межпредметные связи в современном довузовском экономическом образовании'

Межпредметные связи в современном довузовском экономическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиахметова Наталья Павловна, Галиахметов Раиль Ахсанович

Проведен анализ преподавания экономических дисциплин в образовательных довузовских учреждениях. Отмечены недостатки и преимущества изучения предметов, необходимых для формирования экономического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary links in modern secondary economic education

The article presents the analysis of economic subjects syllabuses in the institutions of secondary education. The authors identify the advantages and disadvantages of the course programmes that are significant for the development of the economic thinking.

Текст научной работы на тему «Межпредметные связи в современном довузовском экономическом образовании»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

19

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Выпуск 1

УДК 373.529 (045)

Н.П. Галиахметова, Р.А. Галиахметов

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В СОВРЕМЕННОМ ДОВУЗОВСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Проведен анализ преподавания экономических дисциплин в образовательных довузовских учреждениях. Отмечены недостатки и преимущества изучения предметов, необходимых для формирования экономического мышления.

Ключевые слова: довузовское экономическое образование, образовательные стандарты, образовательные программы, общеобразовательная школа, экономическое мышление.

Экономика как учебная дисциплина сегодня день не является обязательным предметом и преподается в качестве спецкурса или факультатива в отдельных образовательных учреждениях (школах, учреждениях дополнительного образования, гимназиях, лицеях и др.) Необязательным предметом экономика оказалась в силу ряда причин: отсутствия свободных часов в учебном плане, слабой обеспеченности школьными учебниками по экономике, недостаточным количеством подготовленных преподавателей и т.д. Несмотря на то что за последние годы увеличилось количество образовательных учреждений, в которых ведется преподавание экономики, ряд объективных и субъективных причин чрезвычайно затрудняют дальнейшее развитие экономического образования. На неудовлетворительное качество экономического образования указывает и Л. Любимов [1].

К середине 90-х гг. прошлого столетия утвердилось мнение о целесообразности сквозной программы изучения экономики в общеобразовательной школе, где сегодня действуют государственные образовательные стандарты, предусматривающие ее изучение с первого по одиннадцатый классы.

Изучение в начальных классах «Азбуки экономики» позволяет учащимся освоить понятия экономика, природные ресурсы, доход, расход, имущество, хозяйство, рынок, торговля, цена, стоимость. Решению задач экономического воспитания младших школьников способствует использование учебного материала предметов базисного плана, особенно таких, как «Человек», «Природоведение», «Труд». Содержание курса «Азбука экономики», на наш взгляд, недостаточно полно, чтобы научить ребенка правильному, с точки зрения экономики, выбору, который приходится делать даже младшему школьнику практически каждый день. Исходя из этого следует в названный курс включить раздел, знакомящий детей с ограниченностью ресурсов, безграничностью потребностей людей и правилами выбора максимально выгодных сочетаний потребностей и возможностей. В раздел «Школьная экономика», изучаемый как заключительный в этом блоке, необходимо включить доступное для детского понимания понятие бесплатного образования, чтобы научить младших школьников беречь не только свое, но и общественное, государственное. В большинстве школ в начальных классах экономика не изучается. Как правило,

2008. Выпуск 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

факультатив «Жизнь. Человек. Экономика» заменяет образовательную область «Экономика», заявленную в учебных стандартах школ России.

Программа для пятого класса «Экономика семьи» довольно подробно знакомит учащихся с этим аспектом экономической жизни, что позволит научить их использовать полученные знания при ведении самой простой семейной финансовой документации и семейного хозяйства. Однако некоторые разделы этой программы являются слишком сложными для детей 10-11 лет.

Содержание курса «Экономика самостоятельной хозяйственной единицы» (на примере экономики школы), изучаемый в шестом классе, еще более сложно, и усвоение всех предусмотренных разделов просто нереально. Вчитаемся в название некоторых из них: «Динамика развития школьного образования», «Залог успеха - хороший план. Бизнес-план, бизнес-проект», «Оценка бизнес-проектов». Такие сложные понятия едва усваивают студенты, а примитивное планирование, доступное детям этого возраста, скорее всего, не даст желаемых положительных результатов. На наш взгляд, разделы, посвященные планированию школьной экономической жизни, не следует называть бизнес-планом, а, как было принято раньше, уместнее говорить о необходимости планового осуществления всех мероприятий, в том числе экономических.

Семиклассники изучают курс «Экономика ближайшего окружения», в котором предлагаются для изучения такие вопросы, как структура городского хозяйства, развитие инфраструктуры, перспективы развития города в планах развития страны, роль предпринимательства в развитии хозяйства города (села), сложные даже для учителей экономики. Если учесть, что в учебниках по экономике этого материала нет, то возникает закономерный вопрос: кто будет объяснять эти разделы школьного курса? Очевидно, в идеале это должны делать работники городской администрации, а на практике - никто. Разумнее было бы упомянутые выше вопросы заменить другими, например более подробным изучением остальных разделов курса «Экономика ближайшего окружения» или дополнительными, в которых рассматривается пройденный материал на более глубоком уровне. Так, можно было бы изучить возможности увеличения семейного бюджета, исходя из потребностей города, где живут учащиеся, рассмотреть более сложные аспекты экономической деятельности школы: создание платных кружков, секций, трудовых бригад школьников по выращиванию сельскохозяйственной продукции на пришкольном участке или границы экономических возможностей семейного хозяйства и проблемы выбора семьи при совершении покупок.

Примерный учебно-тематический план курса «Личность и экономика» составлен довольно логично, рационально и с учетом особенностей учащихся восьмых классов. Именно в этот период дети начинают задумываться о своих возможностях и условиях их использования в общественной жизни. Поэтому задача научить школьников рационально использовать свои личные ресурсы, освоить основные приемы экономической деятельности как нельзя лучше отвечают запросам этой возрастной категории учащихся. Единственным вопросом, достаточно сложным для изложения и понимания, является раздел

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Выпуск 1

«Особенности социально-экономического развития России». Педагог должен сам неплохо ориентироваться в том многообразии мнений и суждений, которые встречаются в периодической литературе как по экономике, так и по другим аспектам жизни современной России.

В девятом классе учащимся предложен для изучения курс «Основы экономики и бизнеса», рассчитанный на 68 часов. В этом курсе сделана попытка объединения экономики, маркетинга, менеджмента, финансового менеджмента (управления финансами). По сути, в примерный учебно-тематический план по экономике для девятого класса включены в себя в основном уже рассмотренные вопросы (понятие экономики, рынок, деньги, планирование, учет, финансы, человеческий фактор), либо уточнены некоторые из них, либо добавлены связанные с ними разделы экономики. Так, совершенно новыми для изучения являются темы «Экономические циклы», «Правовое обеспечение бизнеса», «Организационно-правовые формы предприятий», «Структура организации», «Маркетинг». Такое построение курса имеет смысл лишь в том случае, если изучение экономики велось и до девятого класса. В противном случае освоить объем разнопрофильной экономической информации достаточно сложно или вообще невозможно. Кроме того, неясным остается подбор тем для изучения и последовательность их изложения: организация экономики коренным образом отличается в разных экономических системах, однако планом предусмотрено вначале изучение именно этой темы и только затем экономической системы. Более того, понятие «организация экономики» является настолько обширным, что включает в себя многие разделы экономической науки.

Структура курса для десятого класса «Основы рыночной экономики» не имеет логического построения. В России в последнее время выпущено достаточное количество учебников для школы, освещающих именно рыночную экономику. Предложенный учебно-тематический план не совпадает ни с одним из известных учебников, ни для школ, ни для других учебных заведений (лицеев, гимназий, профессиональных училищ, техникумов, колледжей, вузов). Так, прежде чем начать изучение рыночной экономики, учащихся следует ознакомить с сущностью дорыночных отношений, то есть с понятиями натуральное хозяйство, простое товарное производство, капиталистическое товарное производство. Неверным является и рассмотрение финансов и денежного обращения в первом разделе «Мир экономики» до рассмотрения понятия товар, поскольку деньги являются товаром особого рода. Следовало бы раздел «Продукт труда. Товар» поместить в первый раздел, так как без этого нет смысла рассматривать формирование рынка: именно появление товара приводит к возникновению и развитию рыночных отношений обмена и купли-продажи.

Второй раздел плана «Современная рыночная экономика» должен обязательно включать основные законы рынка, то есть спрос и предложение, рыночные цены и их формирование. Однако изучение этого материала помещено в раздел «Маркетинг», что недопустимо - необходимо помнить о том, что разные экономические дисциплины рассматривают одни и те же понятия,

2008. Выпуск 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

явления, процессы с различных точек зрения. Механизм функционирования рынка основан на законах спроса и предложения, законе стоимости, максимизации прибыли и т.д., но в программе курса этого не учтено, поскольку эти понятия либо рассматриваются после изучения рынка, либо вообще не упоминаются. Рассмотрение предложенного Госстандартом примерного плана «Основ рыночной экономики» позволяет также отметить и то, что он содержит повторы: денежное обращение изучают и в разделе «Мир экономики», и в разделе «Банковская система. Денежное обращение». Кроме того, вновь рассматриваются разделы «Маркетинг» и «Менеджмент», изучавшиеся в девятом классе. Вместо дублирования и повторения уже известного учащимся материала логичнее было бы рассмотреть, например, государственный бюджет, механизм его формирования, использования, налоги, налогообложение.

В отношении программы для одиннадцатого класса «Экономика предприятия и предпринимательская деятельность» можно сказать следующее. Структура ее построения достаточно логична, но не учитывается тот факт, что основная масса разделов уже пройдена в младших классах. На наш взгляд, нет необходимости вновь повторять материал девятого класса: если экономику изучают только в одиннадцатом классе, то изучают рыночную экономику, то есть программу десятого класса. В большинстве школ экономику изучают в девятом-одиннадцатом или десятом-одиннадцатом классах. По предлагаемой программе вновь рассматриваются виды предприятий, производительность труда, оплата труда, предпринимательская деятельность, основы маркетинга, основы менеджмента, конкурентная борьба. Думается, разумнее было бы в десятом классе изучать стандартный курс «Экономическая теория» (общие проблемы, микроэкономика, макроэкономика), а в одиннадцатом - вопросы, связанные с деятельностью предприятия и предпринимательской деятельностью (виды предприятий и предпринимательской деятельности, затраты и прибыль, маркетинг, менеджмент). Несоблюдение логической последовательности изложения материала приведет к усложнению и без того объемного и непростого курса.

Проведенный анализ в области экономического образования позволяет говорить о множестве имеющихся недостатков. Однако это не означает, что следует отказаться от изучения экономики в школе, хотя подобные высказывания и появляются в печати. Так, А.В. Даринский считает, что содержание школьных программ экономического образования часто совпадает с содержанием программ высших профессиональных учебных заведений. И, кроме того, он утверждает, что рассматривать разделы «Микроэкономика» и «Предпринимательство» не следует, поскольку изучением экономики на микроуровне занимаются средние и высшие специальные (профессиональные) учебные заведения. Рассматривая разделы макроэкономики, он утверждает, что большинство макроэкономических вопросов входят в содержание уже имеющихся школьных предметов, таких как экономическая и социальная география России, правоведение, отечественная история, а также включены в региональную составляющую учебного плана - краеведческие курсы географии и истории (области, края, республики) [2. С.17]. Согласно А.В. Дарин-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2008. Выпуск 1

скому экономическая подготовка школьников - это подготовка к пониманию только макроэкономики, которая осуществляется при изучении уже имеющихся в учебном плане школьных предметов. Исходя из этого, он предлагает исключить дополнительный предмет «Экономика» из учебных планов общеобразовательных школ.

На возможность отражения экономических знаний в процессе обучения школьников посредством экономизации общеобразовательных дисциплин (география, история, обществоведение) указывает И.В. Ермакова, однако она не призывает к ликвидации экономики в школе, а делится опытом изучения экономики в учреждениях дополнительного образования, которые реализуют предпрофессиональную подготовку. Аналогичного мнения придерживается Г.Ф. Кретинина, выступая за сознательное направление и организацию самостоятельного творческого мышления, развитие профессиональных способностей учащихся, реализуемых в процессе обучения в «Школе юного экономиста»^].

Можно согласиться с А.В. Даринским только в том плане, что необходимо учитывать межпредметные связи при преподавании экономики и за счет этого несколько уменьшить объем школьного курса «Экономика». Известно, что современные школьники перегружены совершенно ненужными научными подробностями.

В связи с вышеизложенным можно предложить более подробное рассмотрение ряда экономических тем в других учебных предметах. Так, в курсе «Экономическая и социальная география России» рассматриваются понятия экономика, состав народного хозяйства России, его отраслевая и региональная структура, уровень развития, организационное построение, межотраслевые связи, социально-демографические проблемы. Изучая вторую часть этого курса, посвященного региональным особенностям экономики и влиянию различных факторов на ее развитие, учащиеся знакомятся с валовым внутренним продуктом (ВВП), валовым национальным продуктом (ВНП), национальным доходом (НД), инвестициями, рентой, конкуренцией, рентабельностью, убыточностью, таможенными пошлинами и тарифами. Изучение этих понятий требует применения статистического и фактического материала, а также изучения современного состояния России.

При изучении правоведения учащиеся знакомятся с понятиями собственность, имущество, право на труд, образование и т.п. Школьные предметы обществоведение, история отечества, а в некоторых школах и политология позволяют свободно оперировать такими экономическими понятиями, как государство, предприятие, ресурсы, рынок, натуральное хозяйство, труд, капитал и т.п. При неукоснительном соблюдении принципа межпредметных связей можно добиться хорошей экономической подготовки учащихся, необходимой для целенаправленного формирования экономического мышления и сознания в процессе изучения курса «Экономика».

2008. Выпуск 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Любимов Л. Об экономическом образовании и не только ... // Школьный экон. журн. 1998. №5. С.6-13.

2. Даринский А.В. Экономическая подготовка школьников // Педагогика. 2000. №3. С.14-17.

3. Кретинина Г.Ф. Роль школы юного экономиста в формировании творчески активного контингента студентов // Подготовка экономистов в вузе: проблемы, опыт: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1991. С.92-96.

4. Гурьянова В.Г. Некоторые аспекты экономического образования и воспитания // Изв. НАНИ ЧР. - 2002. №3. С.80-86.

Поступила в редакцию 17.12.07

N.P. Galiakhmetova, R.A. Galiakhmetov

Interdisciplinary links in modern secondary economic education

The article presents the analysis of economic subjects syllabuses in the institutions of secondary education. The authors identify the advantages and disadvantages of the course programmes that are significant for the development of the economic thinking.

Галиахметова Наталья Павловна

ГОУСПО «Ижевский государственный торгово-финансовый колледж» 426057, г. Ижевск, ул. Ленина, 16 тел. 78-15-79

Галиахметов Раиль Ахсанович

ГОУВПО «Ижевский государственный технический университет»

426069 г. Ижевск,

ул. Студенческая, 42, корп. 6

тел. 503-803

E-mail: mana@istu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.