Научная статья на тему 'Преемственность дошкольного и начального образования как условие обеспечения непрерывности экологического воспитания детей'

Преемственность дошкольного и начального образования как условие обеспечения непрерывности экологического воспитания детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION / PRIMARY EDUCATION / PRESCHOOL CHILDREN / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / THE CONDITION FOR ENSURING THE CONTINUITY OF ENVIRONMENTAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

Статья посвящена изучению проблемы обеспечения преемственности между звеньями дошкольного и начального образования относительно реализации процесса экологического воспитания детей. в работе обосновывается значимость преемственности дошкольного и начального образования как условие непрерывности реализации экологического воспитания детей, обозначены основные формы и подходы обеспечения анализируемой в статье преемственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION AS A CONDITION FOR ENSURING CONTINUITY OF ECOLOGICAL EDUCATION OF CHILDREN

The article is devoted to problems of continuity between the links of preschool and primary education regarding the implementation process ecological education of children. the paper substantiates the importance of the continuity of preschool and primary education as a condition for the continuity of the implementation of environmental education of children, identifies the main forms and approaches to ensure the continuity analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Преемственность дошкольного и начального образования как условие обеспечения непрерывности экологического воспитания детей»

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы обеспечения преемственности между звеньями дошкольного и начального образования относительно реализации процесса экологического воспитания детей. в работе обосновывается значимость преемственности дошкольного и начального образования как условие непрерывности реализации экологического воспитания детей, обозначены основные формы и подходы обеспечения анализируемой в статье преемственности.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольное образование, начальное образование, дошкольники, младшие школьники, экологическое воспитание, условие обеспечения непрерывности экологического воспитания детей.

Annotation. The article is devoted to problems of continuity between the links of preschool and primary education regarding the implementation process ecological education of children. the paper substantiates the importance of the continuity of preschool and primary education as a condition for the continuity of the implementation of environmental education of children, identifies the main forms and approaches to ensure the continuity analyzed in the article.

Keywords: environmental education, pre-school education, primary education, preschool children, primary school children, environmental education, the condition for ensuring the continuity of environmental education of children.

Введение. В развитии личности важным аспектом является непрерывность образовательного процесса. В связи с этим огромное значение имеет преемственность дошкольного и школьного образования.

Преемственность в работе дошкольного и начального звеньев образования является, в том числе, важным условием непрерывности и эффективности формирования экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сформированные у детей в дошкольном воспитательном заведении знания о природе, которые составляют основу экологического поведения, экологического мировоззрения, экологической культуры, должны расширяться и углубляться в школе. Бережное отношение к окружающей природной среде интегрирует в себе знания, чувства и самое главное действия. Поэтому экологическое воспитание строится на основе принципа междисциплинарности и комплексного раскрытия экологических проблем. Однако основная работа, направленная на формирование у детей основ экологического поведения, осуществляется в процессе познания природы.

Для соблюдения условия обеспечения преемственности дошкольного и начального образования в системе реализации экологического воспитания детей необходимо изучение теоретических аспектов данного процесса и особенностей его реализации.

Изложение основного материала статьи. Понятие преемственности в педагогической литературе имеет достаточно разносторонний диапазон толкований, однако, в основном, авторы сходятся в том, что преемственность предполагает определённую последовательность и поэтапность знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми должен овладеть ребёнок. В этом понятии выделяют три взаимосвязанных элемента:

- необходимая связь и соотношение границ частями образования на разных этапах обучения;

- взаимосвязь методов, приёмов, форм обучения;

- некоторые последовательно возрастающие требования к результативности обучения, воспитания, развития [1, с. 95].

Преемственность в учебном процессе имеет большое значение. Она даёт возможность постепенно увеличивать объем понятий и способов действий, а также образовывать у детей целостное представление о научном знании данной отрасли науки; влияет на мотивацию учения; позволяет педагогу использовать в учебном процессе продуктивные способы обучения, исследовательские и поисковые ситуации. Тем самым активизировать познавательную деятельность дошкольников, постепенно увеличивать нагрузку на него.

Под понятием преемственности в работе дошкольного и начального звена системы образования понимают такую систему работы, которая направлена на подготовку ребёнка к условиям школьного обучения и учёта того уровня его развития, с которым он пришёл в школу [7, с. 96].

А.М. Богуш считает, что преемственность - это осведомленность классного руководителя с программами и методиками обучения и воспитания детей в дошкольном учебном заведении, результатами развития детей, обученности и воспитанности детей по всем разделам программы и учёта их в дальнейшей работе начальной школы. Перспективность - это взгляд снизу вверх, это осведомлённость педагогов дошкольного звена образования с программами и технологиями обучения и воспитания учащихся начальной школы, это тот показатель, который позволяет определить адекватные возраста ориентировочные показатели усвоения дошкольниками знаний, умений и навыков, уровень развития и воспитанности ребёнка [2, с. 58].

Эффективность реализации преемственности дошкольного и начального образования является важным условием результативности формирования у детей следующих личностных образований:

- эмоционально-ценностного отношения к природе (положительный эмоциональный отклик, интерес, осознание ценности компонентов природы);

- познавательной компетентности относительно природы (объем, правильность и полнота, осмысленность, прочность и действенность знаний) и экологически целесообразного поведения (бережное отношение к природе, умение ухаживать за растениями и животными) [4, с. 92].

Передовой опыт даёт основания полагать, что динамика сформированности уровня компетентности дошкольников и младших школьников о природе достигается при определённых условиях, основными из которых являются:

- согласование задач содержания программного материала (постепенное усложнение, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые усвоены на предыдущем этапе, перспективная направленность на требования к следующему этапу обучения);

- согласование методов, форм организации природопознавательной деятельности дошкольников и младших школьников, учитывая закономерности психического развития детей этих возрастных периодов;

- готовность воспитателей и учителей к обеспечению преемственности (знание воспитателями школьной программы и методики организации учебно-воспитательного процесса, а учителями дошкольного, разнообразие работы с детьми и их родителями);

- готовность воспитателей и педагогов начального образования к сотрудничеству в достижении эффективности учебно-воспитательного процесса;

- оптимизация педагогического процесса;

- организация совместных форм природопознавательной деятельности дошкольников и обучающихся;

- педагогическое просвещение родителей, привлечение их к выполнению образовательно-воспитательных задач, создание благоприятной образовательной среды.

Преемственность обеспечивается единством в стиле руководства познавательной деятельностью дошкольников и младших школьников, основанной на принципах сотрудничества. Как средство дифференциации используются различной сложности проблемные ситуации, которые, с одной стороны, способствуют осознанию связей и зависимостей в природе, с другой - активной интеллектуальной деятельностью.

С поступлением ребёнка в школу перестраивается весь ход его жизни. По мнению Л.И. Божович, «Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решающей изменением места ребёнка в системе доступных ему социальных отношений и всего его образа жизни» [3, с. 209].

Основные изменения происходят во внутренней позиции школьника, которая связана с наличием определённой степени готовности к школьной жизни.

Психологическая готовность к школе - это комплексная характеристика ребёнка, включая те психологические качества, которые больше всего необходимы для нормального его вхождения в школьную жизнь. Психологическая готовность детей к школе предполагает формирование у детей определённого отношения к школе (как серьёзной и социально значимых деятельности), то есть соответствующую мотивацию обучения, или мотивационную готовность, а также обеспечение уровня интеллектуального и эмоционально-волевого развития ребенка [6].

При переходе в первый класс мотивы учения детей формируются в процессе учебной деятельности. Задача учителя - поддержать желание ребёнка учиться. Организация учебно-воспитательного процесса в условиях комплекса «дошкольное учебное заведение - начальная школа» способствует формированию опыта коллективной творческой деятельности. Дети занимаются в окружении своих ровесников. «Это создаёт возможности, - указывала А.П. Усова - для активного воздействия детей друг на друга, и если эти возможности правильно использовать, то взрослый, обучающий детей, получит серьёзную поддержку своим усилиям: эффект получается значительно больше, чем тогда, когда взрослый работает с одним ребёнком» [8, с. 41].

Поскольку эффективность совместной деятельности дошкольников и первоклассников в значительной степени зависит от их готовности к взаимодействию, можно определили последовательность включения детей в совместные формы работы. На первом этапе можно предложить проводить наблюдения дошкольников по труду учащихся в природе, их играми. Совместная деятельность начинается с природоведческих игр (подвижные, творческие, дидактические). Работу в природе необходимо планировать один раз в неделю. А в распределении трудовых заданий учитывать интересы и уровни сформированности знаний и трудовых навыков. Так, например, «сильные» ученики выполняют задачи со «слабыми» дошкольниками, а «сильные» дошкольники - со «слабыми» учениками.

При этом более высокий уровень познавательной активности наблюдается у дошкольников и первоклассников во время совместных экскурсий и оформления экологических газет. Экологическое направление содержания газеты уместно будет определять такими рубриками: «Природа обвиняет»; «Наши добрые дела»; «Они нас лечат»; «Интересное в мире капли». Большим плюсом будет, если в выпуске газеты будут участвовать родители, работа которых связана с природоохранной деятельностью (лесник, ветеринар, пасечник, инспектор рыбнадзора, садовник). Чувствуя ответственность за свой социальный статус «старших», первоклассники стремятся как можно лучше выглядеть перед меньшими детьми [4, с. 95].

Старшие дошкольники вместе с учениками начальных классов участвуют в концертах, подготовке и проведении праздников, в спектаклях кукольного театра, спортивных соревнованиях, изготавливают материалы к занятиям, ко дню рождения, вместе ухаживают за клумбами, готовят изделия на выставку детского творчества.

Сближению детей способствует и организация их совместной игровой деятельности. Наиболее популярными среди дошкольников и младших школьников являются коллективные подвижные игры, способствующие формированию товарищества, взаимопомощи, умение подчинять свои действия общим правилам игры. Формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми способствуют игры-драматизации. Подготовка костюмов, масок, декораций сближает детей дошкольных групп и учащихся начальных классов [9].

Ещё Я.А. Коменского положительно отзывался о сотрудничестве детей разного возраста. «Если бы даже и были родители, которые могли бы посвятить себя воспитанию своих детей, то все-таки целесообразнее обучать юношество совместно в более значительном объединении, потому что больше выходит пользы и удовольствия, когда работа одних является примером и побуждением для других. Ведь вполне естественно делать то, что на наших глазах делают другие, и идти туда, куда идут другие, идти за теми, кто впереди и опережать тех, кто идёт за нами» [5, с. 85].

Мы считаем, что преемственность в экологическом воспитании детей шести и семи лет достигается путем интеграции педагогической деятельности воспитателей, учителей и семьи. Результативными видами их взаимодействия являются:

- взаимопосещения и обсуждение уроков и занятий;

- педагогическое моделирование;

- деловые игры;

- планирование совместных форм деятельности дошкольников и учеников;

- самообразование (по рекомендованной научно-методической литературе);

- выполнение обязанностей учителя воспитателем во внеурочное время в первом классе, а учителем -воспитателя в подготовительной группе или первом классе.

Для родителей также определяется круг знаний, которые дети могут усвоить с ними дома, и разработано многими учёными большое количество советов: «Что рассказывать детям о природе», «Как помогать детям вести самостоятельные наблюдения за объектами и явлениями природы», «Какую прочитать детям природоведческую художественную литературу», «Как оборудовать дома уголок природы» и многие другие [10].

Выводы. При помощи непрерывного воспитания и обучения, в той или иной отрасли, формируются все необходимые качества личности и знания необходимые для социализации человека. Реализация направлений экологического воспитания подрастающего поколения будет успешной, по нашему мнению, если будет соблюдено одно из важнейших условий непрерывности образования - обеспечение преемственности между образовательными уровнями, в частности между дошкольным и начальным образованием, так как дошкольный возраст, являясь сенситивным, выступает в качестве основы, на которой можно реализовывать формирование ведущих личностных образований ребенка.

Таким образом, при реализации экологического воспитания детей важно обеспечить оптимальные условия для эффективной реализации преемственности в ознакомлении с природой детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, благодаря чему можно будет достичь непрерывности и эффективности формирования таких личностных образований, как экологическое поведение, экологическая культура, экологическое сознание и экологическая компетентность.

Литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. для студ. учреж. сред. проф. образования пед. профиля. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 - 240 с.

2. Богуш А.М. Преемственность дошкольного и школьного обучения как педагогическая проблема // Научные записки Тернопольского национального педагогического университета им. В. Гнатюка. Серия: Педагогика. - 2006. - №2. - С. 58-61.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - С. 209

4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учёбы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.

5. Коменський Я.А. Велика дидактика. - К.: Радянська школа, 1940. - С. 85

6. Котырло В.К. Завтра в школу. — К.: Радянська школа, 1977. - 210 с.

7. Онишкин З.М. Преемственность в учебно-воспитательной работе с дошкольниками и младшими школьниками в условиях комплекса «дошкольное учебное заведение - начальная школа» // Горная школа. -№ 1. - С. 25-27.

8. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Педагогика, 2011. - С. 41.

9. Харитонов Н. Экологическое воспитание: добрые дела в летнюю пору // Народное образование. -2011. - № 3. - С. 135-136.

10. Юркина С.В., Соколова Г.М. Экологическое воспитание и образование младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №7. - С. 15-17.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПОТОМКАМИ НАХСКИХ ПЛЕМЕН

Аннотация. Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями. Современная Чеченская республика - это развилка, место пересечения многих цивилизаций, где за всю долгую историю посетило больше народов, чем где бы то ни было на территории Российской Федерации. Пересечение многих цивилизаций легко объясняется экономико-географическим положением республики, находясь на одном из главных коридоров миграций народов из Азии в Европу. Факт многонациональности и многоконфессиональности республики Чечни, дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое образование, этнографическую грамотность населения, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя.

Ключевые слова: культура, традиции, чеченский народ, нахские племена, студент.

Annotation. The Chechen people have centuries-old traditions, a national language, an ancient and distinctive culture. The history of this people can serve as an example of building relationships and cooperation with different nationalities and their neighbors. The modern Chechen Republic is a fork in the road, the intersection of many civilizations, where over the entire long history more nations have visited than anywhere else on the territory of the Russian Federation. The intersection of many civilizations is easily explained by the economic and geographical position of the republic, being on one of the main corridors of the migration of peoples from Asia to Europe. The fact of multinationality and multiconfessionality of the republic of Chechnya, the further development of interethnic friendship and unity between peoples, make it necessary to raise and develop the ethnography of the republic, ethnographic education, ethnographic literacy of the population, contributing to an understanding of who surrounds you, what is the culture of your neighbor, what this neighbor may be interesting for you.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.