Научная статья на тему 'Реализация преемственности экологического воспитания в системе «ДОУ начальная школа»'

Реализация преемственности экологического воспитания в системе «ДОУ начальная школа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1330
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОУ И ШКОЛЫ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / THE CONCEPTION OF DEVELOPMENTAL EDUCATION AND THE SUCCESSION BASIS OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL EDUCATION / SUCCESSION / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL UPBRINGING / OBJECTIVE DEVELOPMENTAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева М. А.

В статье рассмотрена концепция развивающего образования и основы преемственности дошкольного и начального школьного образования. Отдельно рассматривается аспект реализации преемственности экологического воспитания в системе «ДОУ начальная школа», даны примеры сотрудничества семьи, ДОУ и школы по формированию экологической культуры детей и учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токарева М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF ECOLOGICAL UPBRINGING SUCCESSION IN THE SYSTEM «PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS-PRIMARY SCHOOL»

In the article the conception of developmental education and the succession basis of preschool and primary school education are described. The special attention is given to the aspect of ecological education succession realization in preschool educational institutionsprimary school system. The author gives the examples of family, preschool educational institutions and school cooperation in forming the pupilsecological culture.

Текст научной работы на тему «Реализация преемственности экологического воспитания в системе «ДОУ начальная школа»»

10. Медведев, Д.С. Модель профессионального самоопределения старшеклассников в профильной школе / Д.С. Медведев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - № 11.

Статья поступила в редакцию 16.09.09

УДК 373.2

М.А. Токарева, ас. АлтГПА, г. Барнаул, е-mail: tln@uni-altai.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ «ДОУ - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

В статье рассмотрена концепция развивающего образования и основы преемственности дошкольного и начального школьного образования. Отдельно рассматривается аспект реализации преемственности экологического воспитания в системе «ДОУ - начальная школа», даны примеры сотрудничества семьи, ДОУ и школы по формированию экологической культуры детей и учащихся.

Ключевые слова: концепция развивающего образования преемственности ДОУ и школы, преемственность, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, предметно-развивающая среда.

На современном этапе развития образования, когда обучение начинается с шести лет, проблема подготовки детей к поступлению в школу становится важной практической задачей детского сада. Это связано с тем, что одним из показателей готовности к школе может служить такой уровень развития психических процессов и психологических особенностей личности ребенка, который позволит ему овладеть учебной деятельностью. Дети должны достигнуть в своем развитии (психическом и социальном) определенного уровня, необходимого для успешного обучения в школе.

В концепции развивающего образования и основах преемственности дошкольного и начального школьного образования В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева указывается на необходимость рассмотрения преемственности в системе «ДОУ -начальная школа» с точки зрения внутренних процессов развития ребенка - воображения в дошкольном возрасте и мышления в младшем школьном возрасте. Разработка оснований такой преемственности позволила авторам подойти к их пониманию как универсальных генетических способностей и предпосылок учебной деятельности. Исследователи полагают, что преемственность не должна задаваться как формальная связь самозамкнутых образовательных концентров, внутри которых совершаются некоторые процессы развития. Следовательно, цель развивающего дошкольного обучения состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании ее универсальных генетических предпосылок [1, с. 29].

Под преемственностью в обучении обычно понимается связь между этапами в процессе обучения и развития. Связь раскрывается в ситуации, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития. Следовательно, подлинное обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования связывается с развитием общих способностей ребенка, что согласуется с позицией В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева. Это позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка перехода от одной ступени обучения к другой [1, с. 30].

В проблеме преемственности можно выделить два блока: первый связан с определением качественных преобразований внутреннего мира ребенка, обеспечивающих поступательность психического развития, второй определяет единство ожиданий и требований ДОУ и школы относительно всех компонентов образования.

Постановка вопроса таким путем обеспечивает видение представленных факторов и условий формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста как основы преемственности в системе «ДОУ - начальная школа». В связи с необходимостью формирования универсальных генетических предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте встает вопрос о выборе технологий дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе. Этот круг вопросов раскрывает такой фактор,

как детерминирующий выбор методов, форм и средств реализации содержания, обеспечивающих различные виды готовности к обучению в школе.

Таким образом, формирование предпосылок учебной деятельности - это не отдельное направление деятельности дошкольного образовательного учреждения, а интегративный показатель качества дошкольного образования, поскольку он свидетельствует о нормативном (возрастном) развитии ребенка и преемственности как внутренней, так и внешней при переходе в школу.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов: как создать эффективную систему экологического образования в детском саду и школе, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, минимузеи, экологическую тропинку и т. п.)? Какие методики использовать в работе с детьми? [2, с. 40].

Преемственность - одно из главных направлений работы дошкольных учреждений, наиболее полно реализуемое в системе УВК (учебно-воспитательных комплексов). Сотрудничество дошкольных учреждений со школами в большинстве регионов развито слабо в силу ряда причин, в большинстве своем не зависящих от детских садов. Целью многих дошкольных учреждений, занимающихся проблемой экологического образования, является формирование класса начальной школы на базе группы детского сада. В этом случае школьный педагог учитывает образовательный уровень детей и может начинать работу с более высокого уровня. Обычно у дошкольников, специализирующихся в области экологического образования ДОУ, отмечается высокий уровень в области естественнонаучных знаний, превышающий средний уровень первоклассника.

Следует отметить, что и детский сад может оказать большую помощь начальной школе, например, нередко учителя начальных классов используют развивающую среду детских садов для проведения уроков природоведения. Варианты форм сотрудничества дошкольных учреждений и школ - совместные конкурсы на лучшую поделку из отходов, экологические праздники, конкурсы, походы. Младшие школьники на уроках труда могут изготовить оборудование для исследований, маски, костюмы для дошкольников [3, с. 11].

Если исходить из определений преемственности, представленных в различных словарях, то можно сказать, что преемственность - это идущий в порядке последовательности процесс, основанный на переходе чего-либо непосредственно от одного к другому [4, с. 14].

Преемственность - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его элементы. Преемственность дошкольного и начального школьного образования - это уста-

новление взаимосвязей между этапами развития личности и реализация психолого-педагогических условий, обеспечивающих оптимальный уровень физического, личностного и интеллектуального развития на этапах дошкольного и младшего школьного возраста.

Концепция преемственности в работе детского сада и начальной школы - это разработанные положения, дающие современное толкование проблем преемственности и готовности ребенка к школьному обучению, обозначающие пути установления преемственности между детским садом и школой.

Экологическое воспитание - это результат воздействия на детей определенной системы методов и приемов воспитания, результат усвоения знаний, доступных пониманию детей этого возраста, постепенное их накапливание и расширение. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями, в стремлении ухаживать за животными и растениями.

Формирование элементов экологической культуры находится в прямой зависимости от получения и усвоения детьми конкретных знаний о предметах и явлениях природы.

Большая роль в возникновении и развитии положительного отношения детей и учащихся к природе принадлежит созданию педагогических условий: обогащенной природной зоны в классе, систематического вовлечения детей в самостоятельную деятельность по уходу за растениями и животными.

Таким образом, целенаправленным воздействием педагога на детей и учащихся возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры и осознанного отношения к природе.

Утверждение идей устойчивого развития на основе становления у человека новой мировоззренческой позиции по отношению к природе невозможно без системы непрерывного экологического образования. К сожалению, в настоящее время на важнейшем, самом первом переходном этапе (дошкольник-младший школьник) звено непрерывной цепи эко-образования оказывается не вполне прочным. Этому есть несколько причин:

- в образовательных системах дошкольного и младшего школьного возраста акцент делается на разные виды деятельности - игровую и учебную. В учебном плане начальной школы при этом доминирует вербальная подача информации и недостаточное использование методов внедрения полученных знаний в практику, особенно в городских школах;

- прослеживается явный недостаток сквозных экологических программ по дошкольному и начальному школьному образованию, основанных на интеграции психофизического, духовно-эстетического и интеллектуально-познавательного направлений развития личности ребенка;

- образовательные пространства начальной школы и детского сада в подавляющем большинстве случаев не пересекаются, личностное преемственное взаимодействие между педагогами отсутствует.

Тем не менее, определенная позитивная деятельность по осуществлению преемственности в экологическом образовании дошкольников и младших школьников возможна и при сложившейся ситуации.

В дошкольном возрасте для детей характерно преобладание правополушарного типа мышления, когда они знакомятся с окружающим миром через эмоционально-чувственное восприятие всего того, с чем сталкиваются в природе. Организацию образовательного процесса возможно определенным образом изменить через все виды деятельности у дошкольников. У младших школьников закрепляются те знания, которые были даны детям на дошкольной ступени, и вводятся эколо-Библиографический список

гические понятия с постепенным углублением и расширением их содержания.

Реализации задач экологического воспитания способствует грамотная организация предметно-развивающей среды. На базе детских садов имеются: зимний сад, живой уголок, мини-музеи, фольклорные комнаты, фитобары, специально оформленные коридоры и холлы, дизайн-студии, изостудии, в группах создается экологическая предметно-развивающая среда, которая видоизменяется в зависимости от интересов и масштаба знаний ребенка. Организация досугового общения и ухода за животными и растениями, во время которых происходит позитивный контакт с объектами природы, способствует развитию сопереживания к заботам живых существ, готовности прийти к ним на помощь.

Также необходимо учитывать единый подход к экологическому воспитанию в семье и учреждении образования. Формирование нравственно-эстетических и ценностных ориентаций ребенка происходит в повседневной жизни, на основе положительных примеров. Воспитатели и родители должны сами понимать суть экологических проблем и причины их возникновения, вовлекать детей в совместную природоохранную деятельность.

Налаживание контактов по инициативе педагогов, заинтересованных в результативности преемственной работы по экологическому образованию и воспитанию детей, возможно в разных формах. Учащиеся начальных классов могут совместно с педагогами подготовить и провести увлекательные экологические досуги для малышей, как на базе дошкольного учреждения, так и с приглашением дошкольников в гости в свой класс. Под руководством педагогов (эколога, учителя начальной школы и дошкольного воспитателя) школьники приглашают к себе в гости воспитанников подготовительной группы детского сада и в игровой интерактивной форме проводят сценарии с элементами театрализации.

Примером удачного взаимодействия дошкольников и младших школьников, а также членов их семей становится участие в массовых экологических акциях. Одной из самых любимых среди детей и взрослых становятся экологические акции по учету пернатых во время «Международных дней наблюдений птиц», ежегодно объявляемых Союзом охраны птиц России.

Положительный эффект, создаваемый проведением орнитологических акций в рамках Дней наблюдений птиц, закрепляется в процессе участия в других общественных акциях Союза охраны птиц России. Зимой проводится важная работа по подкормке пернатых. Кормушки мастерятся из вторично используемого бросового материала - пластиковых бутылок, упаковочных коробок и т. п. Ежегодно младшие школьники участвуют в творческих конкурсах, посвященных птице года. Коридоры и классные комнаты украшаются рисунками.

Таким образом, у детей возникает желание, если не оказать практическую помощь какой-либо птице, то хотя бы не навредить ей, дети осознанно включают живое существо в сферу действия этических норм, усваивают необходимый минимум соответствующих возрасту экологических знаний. В тоже время прослеживается разрыв между уровнем теоретической подготовки детей и применением получаемых ими знаний на практике.

В целом реализация преемственности экологического воспитания в системе «ДОУ - начальная школа» осуществляется через интеграцию исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театрализованной деятельности, художественной литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

1. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения / В.В. Давыдов // Педагогика. - 1995. - № 1.

2. Рыжова, Н.А. Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2000. -№ 9.

3. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.