Научная статья на тему 'Модель образовательной системы'

Модель образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
758
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгакова Светлана Петровна, Неделюк Вера Васильевна

Актуальность образовательной модели "Детский сад экополис устойчивого развития" для системы дошкольного образования определяется направленностью на непрерывное экологическое образование для устойчивого развития в соответствие с ФГОС ДО. Данная образовательная модель обеспечивает качественную подготовку детей к школе в условиях вариативного развития. Идея устойчивого развития принадлежит Международному проекту ОМЕП и основывается на триединстве цели образования, направленной на решение экономических, социальных и экологических проблем общества. Цель проекта ОМЕП реализовать на практике образование для устойчивого развития, накопить информацию и лучше понять действия детей дошкольного возраста в рамках образования для устойчивого развития. На реализацию идей устойчивого развития на практике педагогов «вдохновляют» 7 принципов (7 R), отраженных в логотипе проекта. Первоначально они были определены Комиссией Брунтланд «Наше общее будущее» (1987 г.) и получили поддержку Всемирной ассамблеи ОМЕП. Указанные принципы отражают все три области образования для устойчивого развития. Первые три принципа имеют непосредственное отношение к социальной сфере и сфере культуре, четвертый и пятый отражают проблемы окружающей среды, а два последних связаны с экономическими перспективами. Каждый принцип обозначается, одним словом: 1. Уважать (уважение): у ребенка есть права (соблюдение прав ребенка). 2. Осознавать (осознание): люди разных культур смотрят на мир по-разному (необходимость сохранения и поддержки разнообразия культур). 3. Переосмыслить (переосмысление): люди начинают ценить то, что не ценили раньше (смена системы ценностей). 4. «Переиспользовать» («переиспользование»): старые вещи можно использовать по-новому (повторное, многократное использование вещей). 5. Экономить (экономия): с меньшими затратами можно сделать больше (экономия материалов, ресурсов). 6. Переработать (переработка): ненужные вещи снова станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов). 7. Перераспределить (перераспределение): можно использовать ресурсы более справедливо (обеспечение равного доступа к ресурсам). Продвигая идеи устойчивого развития, работа с детьми в нашем дошкольном учреждении организовывается таким образом, чтобы принципы устойчивого развития были взаимосвязаны между собой в одном, двух или нескольких направлениях. Дети, педагоги, родители или другие социальные партнёры вместе решают, как организовать образование для устойчивого развития в практических проектах; что можно сделать в повседневной жизни, на чем сконцентрировать свои усилия. Особенности воспитательнообразовательного процесса ДОУ заключаются в решении следующих задач образовательной деятельности в единстве с ФГОС ДО: формировать рациональные представления, направленные на решение проблем оптимального использования ограниченных природных и человеческих ресурсов; основывать экологические представления детей по обеспечению целостности природных систем; образовывать естественно научные представления для ранней технической пропедевтики; развивать толерантные связи на условиях уважения, принятия и понимания богатого многообразия народных культур; закладывать представления о правах человека, в том числе и правах на здоровую окружающую среду. Город Северск закрытое административное образование. Градообразующим предприятием, которого является Сибирский химический комбинат, специализирующийся на производстве высокообогащенного урана и плутония. В городе функционирует вторая в мире по масштабам (после Обнинской) атомная электростанция (АЭС-1), так же известна, как Сибирская АЭС. Город имеет статус Наукограда. Здесь живут и работают ученые и специалисты ядерной физики, химии, высоких технологий. Логично, что в городе, относящемся к отрасли ядерной энергетике актуальна ранняя техническая пропедевтика. В связи с этим в образовательной модели ДОУ учитываются экономические потребности постиндустриального общества. С 2013г. детский сад является участником муниципального проекта по образовательной робототехнике. Сегодня современный ребёнок с раннего детства живёт в мире «гаджетов» и «виджетов», которые его очень увлекают и зачастую заменяют общение с реальными людьми. Дети и взрослые осваивают технический мир практически одновременно, но у детей, как правило, это получается быстрее, в силу их возрастных способностей к развитию, поэтому связь поколений нарушается, ребёнок всё меньше нуждается в общении с взрослыми. Такая тенденция не может не настораживать. В дошкольном детстве, когда у ребёнка формируются личностные компетентности, как правило, преобладает гуманитарное образование. Это происходит благодаря тому, что дети большее количество времени проводят в женском общении. Формирование технических навыков сводится к простейшему конструированию и ручному труду. Гендерные интересы мальчиков полноценно не реализовываются. Образовательная робототехника является уникальным инструментом технического образования в актуальной для детей деятельности (в игре), которая позволяет реализовывать гендерные предпочтения, как мальчиков, так и девочек. Новое направление в работе детского сада определило необходимость формирования новых педагогических компетенций. Освоение робототехнического направления стало для нас, универсальным инструментов, овладевать которым пришлось в тесном сотрудничестве вместе с детьми, поскольку это направление для нас, как и для детей было таким же Noun Xuan. Занятия по образовательной робототехнике осуществляются в рамках кружка на условиях дополнительного образования. С 2010г. в детском саду реализовывается программа «Зёрнышко», разработанная творческим коллективом педагогов ДОУ культурологической, социально-педагогической экологической направленности. Ежегодно в направлении этой темы проводится большая целенаправленная работа. Детский сад участвует в городских акциях и мероприятиях округа, с 2009г. участник городского парада Победы в ВОВ. Детский сад активно сотрудничает с Северским музеем, в рамках программы «Волшебный туесок». С детьми старшего дошкольного возраста организовываются экскурсии в Северский музей 1 раз в месяц. Знакомство с экспозициями музея позволяет прикоснуться к традициям, обычаям, истории и культуре народа Томской области. Музейные проекты расширяют рамки образовательной среды, способствуют развитию детской проектной самодеятельности. Ежеквартально специалисты детского сада организовывают развлечения народные игры, по христианскому календарю экологической направленности, которые знакомят детей с традициями сибиряков («Калядки», «Масляница», «Благовещенье», «Праздник Святой Пасхи», «Праздник Ивана Купалы», «Осенины») Ко дню театра с 2014г. ежегодно реализуется театральный проект «Уроки дедушки Крылова» с инсценировкой басен, в иносказательной форме дети усваивают уроки нравственности на примере характеров и поведения «животных», что оказывает на них особое эмоциональное впечатление. В детском саду ведётся работа по реализации образовательных экологических проектов. Стало уже сложившейся традицией ежегодная тематическая презентация результатов долгосрочного экологического проекта «Детский экопарк», запущенного в 2011 году, который проходит в формате педагогического капустника, с педагогическими играми и конкурсами по обмену опытом. Детский сад активно сотрудничает со школой (МБОУ СОШ №197 им. Маркелова), реализуя совместный проект непрерывного экологического образования «Антропогенное воздействие на окружающую среду и формирование экологической культуры» Наличие преемственности программ детского сада и школы, позволяет детям при поступлении в 1 класс продолжить экологическое образование, быстрее адаптироваться в школьной среде. Ежегодно совместно со школой детский сад реализовывает совместные проектные мероприятия: «Экологическая кругосветка», «Дети Земли», «День птиц». Задачи по экологическому образованию включаются в план работы всех групп детского сада, начиная с раннего дошкольного возраста. Целостность образовательной системы курирует методическая служба ДОУ. Воспитатели детского сада создают необходимую предметную развивающую среду, в течение года вовлекают детей в различные экологические социальные проекты и акции. В ежегодном цикле осуществляется календарный экологический марафон: «Подкормите птиц зимой» (зима), «Сохраним первоцветы» (весна), «Школа туризма» (лето), «Сельско-хозяйственная академия дошколят» (осень). Совместно с родителями в детском саду организовываются семейные проекты и акции: «Посади дерево», «Сбереги дерево» (сбор макулатуры), «Свет и безопасность» (сбор энергосберегающих ламп), «Охотники за батарейками» (сбор использованных батареек), «Лучший северский дворик» (благоустройство территории детского сада). Дети детского сада активно участвуют в конкурсах рисунков по экологической тематике различного уровня, являются победителями Российского конкурса «Радуга»: «Краски осени», «Морская фантазия», «Животный мир Африки» успешной результативности детей в конкурсах регионального и всероссийского уровня способствует плодотворная проектная деятельность педагогов по экологическому образованию детей в соответствие с ФГОС ДО. В рамках проектной деятельности в дни весенних каникул в детском саду проходит неделя защиты окружающей среды с привлечением жителей микрорайона и школьников. Дети выпускают листовки и молнии экологической тематики, расклеивая их в подъездах своих домов: «Сохраним планету!», «Берегите воду», «Защитим планету от мусора». В рамках сетевого взаимодействия ежегодно проводится целенаправленная системная работа с Центральной детской библиотекой и Северским зоопарком, РЦРО ТО, РЦО ЗАТО Северск, Облкомприродой, Комитетом защиты окружающей среды ЗАТО Северск и другими общественными и культурными организациями. В 2015 году учреждение перешло на новый уровень позиционирования своей деятельности, вступив в социальное интерактивное сообщество, став участниками Всероссийского субботника «Зелёная весна» по инициативе Неправительственного экологического фонда имени Вернадского. В формате данного проекта были организованы экологические акции и конкурсы детских рисунков и поделок из бросового материала. Учреждение присоединилось так же к акции «Лес Победы», конкурс плакатов с логотипом «Зеленая Весна». По результатам деятельности был представлен отчёт организаторам проекта. В 2014-2015 учебном году тактическими задачами учреждения были задачи: по совершенствованию работы с детьми в формировании естественнонаучных представлений в соответствие с ФГОС ДО; по преобразованию интеграции экологических задач в художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в соответствие с ФГОС ДО; по развитию коммуникативнотехнических компетенций участников образовательного пространства в совместной деятельности. Для решения тактических образовательных задач (2014-2015уч.г.) в учреждение был реализован план мероприятий: тематические проверки, конкурсы методических разработок, педагогические гостиные по обмену опытом. Конкурс ПМ «Дошкольная Магистратура» (формирование естественнонаучных представлений) Конкурс ПМ «Лучший экоурок по формированию художественно эстетических представлений в соответствие с ФГОС» В рамках тематических проверок были организованы дни взаимных посещений по обмену педагогическим опытом, мастерклассы для родителей и педагогов по продвижению идей экологического образования для устойчивого развития. Творческая активность педагогического коллектива не снижается в летний период. Мы принимаем участие в городских акциях: «Свет и безопасность», «Безопасность на озерах», конкурсе «Лучший северский дворик». Результаты нашей деятельности были представлены на городском методическом объединение в рамках «Дней экологической безопасности» с привлечением социальных партнёров МАУ РЦО ЗАТО Северск, Комитета охраны окружающей среды ЗАТО Северск, Центральной детской библиотеки, депутатов городской Думы. Работая в системе непрерывного экологического образования, мы имеем стабильные результаты. Деятельность учреждения позиционируются не только в открытом образовательном пространстве, но и в социальных сетях и средствах массовой информации. Мы не останавливаемся на достигнутых результатах, изыскиваем варианты развития эксклюзивного образования детей в актуальных социальных условиях. Тактические образовательные задачи ДОУ на 2015-2016уч. год: формировать гражданскую позицию на основе нравственных чувств и этнокультурных представлений о малой Родине; способствовать развитию здоровьесберегающей культуры на основе валеологических и экологических представлений; устанавливать естественно-научные представления средствами интерактивного взаимодействия детей и взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгакова Светлана Петровна, Неделюк Вера Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель образовательной системы»

Модель образовательной системы

Булгакова Светлана Петровна, Неделюк Вера Васильевна

МБДОУ "Детский сад№17", г.

Северск

Ключевые слова:

непрерывное, экологическое, образование, устойчивое, развитие

Актуальность образовательной модели "Детский сад - экополис устойчивого развития" для системы дошкольного образования определяется направленностью на непрерывное экологическое образование для устойчивого развития в соответствие с ФГОС ДО. Данная образовательная модель обеспечивает качественную подготовку детей к школе в условиях вариативного развития. Идея устойчивого развития принадлежит Международному проекту ОМЕП и основывается на триединстве цели образования, направленной на решение экономических, социальных и экологических проблем общества. Цель проекта ОМЕП -реализовать на практике образование для устойчивого развития, накопить информацию и лучше понять действия детей дошкольного возраста в рамках образования для устойчивого развития. На реализацию идей устойчивого развития на практике педагогов «вдохновляют» 7 принципов (7 R), отраженных в логотипе проекта. Первоначально они были определены Комиссией Брунтланд «Наше общее будущее» (1987 г.) и получили поддержку Всемирной ассамблеи ОМЕП. Указанные принципы отражают все три области образования для устойчивого развития. Первые три принципа имеют непосредственное отношение к социальной сфере и сфере культуре, четвертый и пятый отражают проблемы окружающей среды, а два последних связаны с экономическими перспективами. Каждый принцип обозначается, одним словом: 1. Уважать (уважение): у ребенка есть права (соблюдение прав ребенка). 2. Осознавать (осознание): люди разных культур смотрят на мир по-разному (необходимость сохранения и поддержки разнообразия культур). 3. Переосмыслить (переосмысление): люди начинают ценить то, что не ценили раньше (смена системы ценностей). 4. «Переиспользовать» («переиспользование»): старые вещи можно использовать по-новому (повторное, многократное использование вещей). 5. Экономить (экономия): с меньшими затратами можно сделать больше (экономия материалов, ресурсов). 6. Переработать (переработка): ненужные вещи снова станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов). 7. Перераспределить (перераспределение): можно использовать ресурсы более справедливо (обеспечение равного доступа к ресурсам). Продвигая идеи устойчивого развития, работа с детьми в нашем дошкольном учреждении организовывается таким образом, чтобы принципы устойчивого развития были взаимосвязаны между собой в одном, двух или нескольких направлениях. Дети, педагоги, родители или другие социальные партнёры вместе решают, как организовать образование для устойчивого развития в практических проектах; что можно сделать в повседневной жизни, на чем сконцентрировать свои усилия. Особенности воспитательно-образовательного процесса ДОУ заключаются в решении следующих задач образовательной деятельности в единстве с ФГОС ДО: - формировать рациональные представления, направленные на решение проблем оптимального использования ограниченных природных и человеческих ресурсов; - основывать экологические представления детей по обеспечению целостности природных систем; - образовывать естественно - научные представления для ранней технической пропедевтики; - развивать толерантные связи на условиях уважения, принятия и понимания богатого многообразия народных культур; - закладывать представления о правах человека, в том числе и правах на здоровую окружающую среду. Город Северск - закрытое административное образование. Градообразующим предприятием, которого является Сибирский химический комбинат, специализирующийся на производстве высокообогащенного урана и плутония. В городе функционирует вторая в мире по масштабам (после Обнинской) атомная электростанция (АЭС-1), так же известна, как Сибирская АЭС. Город имеет статус Наукограда. Здесь живут и работают ученые и специалисты ядерной физики, химии, высоких технологий. Логично, что в городе, относящемся к отрасли ядерной энергетике актуальна ранняя техническая пропедевтика. В связи с этим в образовательной модели ДОУ учитываются

экономические потребности постиндустриального общества. С 2013г. детский сад является участником муниципального проекта по образовательной робототехнике. Сегодня современный ребёнок с раннего детства живёт в мире «гаджетов» и «виджетов», которые его очень увлекают и зачастую заменяют общение с реальными людьми. Дети и взрослые осваивают технический мир практически одновременно, но у детей, как правило, это получается быстрее, в силу их возрастных способностей к развитию, поэтому связь поколений нарушается, ребёнок всё меньше нуждается в общении с взрослыми. Такая тенденция не может не настораживать. В дошкольном детстве, когда у ребёнка формируются личностные компетентности, как правило, преобладает гуманитарное образование. Это происходит благодаря тому, что дети большее количество времени проводят в женском общении. Формирование технических навыков сводится к простейшему конструированию и ручному труду. Гендерные интересы мальчиков полноценно не реализовываются. Образовательная робототехника является уникальным инструментом технического образования в актуальной для детей деятельности (в игре), которая позволяет реализовывать гендерные предпочтения, как мальчиков, так и девочек. Новое направление в работе детского сада определило необходимость формирования новых педагогических компетенций. Освоение робототехнического направления - стало для нас, универсальным инструментов, овладевать которым пришлось в тесном сотрудничестве вместе с детьми, поскольку - это направление для нас, как и для детей было таким же Noun Xuan. Занятия по образовательной робототехнике осуществляются в рамках кружка на условиях дополнительного образования. С 2010г. в детском саду реализовывается программа «Зёрнышко», разработанная творческим коллективом педагогов ДОУ культурологической, социально-педагогической экологической направленности. Ежегодно в направлении этой темы проводится большая целенаправленная работа. Детский сад участвует в городских акциях и мероприятиях округа, с 2009г. участник городского парада Победы в ВОВ. Детский сад активно сотрудничает с Северским музеем, в рамках программы «Волшебный туесок». С детьми старшего дошкольного возраста организовываются экскурсии в Северский музей 1 раз в месяц. Знакомство с экспозициями музея позволяет прикоснуться к традициям, обычаям, истории и культуре народа Томской области. Музейные проекты расширяют рамки образовательной среды, способствуют развитию детской проектной самодеятельности. Ежеквартально специалисты детского сада организовывают развлечения - народные игры, по христианскому календарю экологической направленности, которые знакомят детей с традициями сибиряков («Калядки», «Масляница», «Благовещенье», «Праздник Святой Пасхи», «Праздник Ивана Купалы», «Осенины») Ко дню театра с 2014г. ежегодно реализуется театральный проект «Уроки дедушки Крылова» с инсценировкой басен, в иносказательной форме дети усваивают уроки нравственности на примере характеров и поведения «животных», что оказывает на них особое эмоциональное впечатление. В детском саду ведётся работа по реализации образовательных экологических проектов. Стало уже сложившейся традицией ежегодная тематическая презентация результатов долгосрочного экологического проекта «Детский экопарк», запущенного в 2011 году, который проходит в формате педагогического капустника, с педагогическими играми и конкурсами по обмену опытом. Детский сад активно сотрудничает со школой (МБОУ СОШ №197 им. Маркелова), реализуя совместный проект непрерывного экологического образования «Антропогенное воздействие на окружающую среду и формирование экологической культуры» Наличие преемственности программ детского сада и школы, позволяет детям при поступлении в 1 класс продолжить экологическое образование, быстрее адаптироваться в школьной среде. Ежегодно совместно со школой детский сад реализовывает совместные проектные мероприятия: «Экологическая кругосветка», «Дети Земли», «День птиц». Задачи по экологическому образованию включаются в план работы всех групп детского сада, начиная с раннего дошкольного возраста. Целостность образовательной системы курирует методическая служба ДОУ. Воспитатели детского сада создают необходимую предметную развивающую среду, в течение года вовлекают детей в различные экологические социальные проекты и акции. В ежегодном цикле осуществляется календарный экологический марафон: «Подкормите птиц зимой» (зима), «Сохраним первоцветы» (весна), «Школа туризма» (лето), «Сельско-хозяйственная академия дошколят» (осень). Совместно с родителями в детском саду организовываются семейные проекты и акции: «Посади дерево», «Сбереги дерево» (сбор макулатуры), «Свет и безопасность» (сбор энергосберегающих ламп), «Охотники за батарейками» (сбор использованных батареек), «Лучший северский дворик» (благоустройство территории детского сада). Дети детского сада активно участвуют в конкурсах рисунков по экологической тематике различного уровня, являются победителями Российского конкурса «Радуга»: «Краски осени», «Морская фантазия», «Животный мир Африки» - успешной результативности детей в конкурсах регионального и всероссийского уровня способствует

плодотворная проектная деятельность педагогов по экологическому образованию детей в соответствие с ФГОС ДО. В рамках проектной деятельности в дни весенних каникул в детском саду проходит неделя защиты окружающей среды с привлечением жителей микрорайона и школьников. Дети выпускают листовки и молнии экологической тематики, расклеивая их в подъездах своих домов: «Сохраним планету!», «Берегите воду», «Защитим планету от мусора». В рамках сетевого взаимодействия ежегодно проводится целенаправленная системная работа с Центральной детской библиотекой и Северским зоопарком, РЦРО ТО, РЦО ЗАТО Северск, Облкомприродой, Комитетом защиты окружающей среды ЗАТО Северск и другими общественными и культурными организациями. В 2015 году учреждение перешло на новый уровень позиционирования своей деятельности, вступив в социальное интерактивное сообщество, став участниками Всероссийского субботника «Зелёная весна» по инициативе Неправительственного экологического фонда имени Вернадского. В формате данного проекта были организованы экологические акции и конкурсы детских рисунков и поделок из бросового материала. Учреждение присоединилось так же к акции «Лес Победы», конкурс плакатов с логотипом «Зеленая Весна». По результатам деятельности был представлен отчёт организаторам проекта. В 2014-2015 учебном году тактическими задачами учреждения были задачи: - по совершенствованию работы с детьми в формировании естественнонаучных представлений в соответствие с ФГОС ДО; - по преобразованию интеграции экологических задач в художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в соответствие с ФГОС ДО; - по развитию коммуникативно- технических компетенций участников образовательного пространства в совместной деятельности. Для решения тактических образовательных задач (2014-2015уч.г.) в учреждение был реализован план мероприятий: тематические проверки, конкурсы методических разработок, педагогические гостиные по обмену опытом. - Конкурс ПМ «Дошкольная Магистратура» (формирование естественнонаучных представлений) - Конкурс ПМ «Лучший экоурок по формированию художественно -эстетических представлений в соответствие с ФГОС» В рамках тематических проверок были организованы дни взаимных посещений по обмену педагогическим опытом, мастер- классы для родителей и педагогов по продвижению идей экологического образования для устойчивого развития. Творческая активность педагогического коллектива не снижается в летний период. Мы принимаем участие в городских акциях: «Свет и безопасность», «Безопасность на озерах», конкурсе «Лучший северский дворик». Результаты нашей деятельности были представлены на городском методическом объединение в рамках «Дней экологической безопасности» с привлечением социальных партнёров МАУ РЦО ЗАТО Северск, Комитета охраны окружающей среды ЗАТО Северск, Центральной детской библиотеки, депутатов городской Думы. Работая в системе непрерывного экологического образования, мы имеем стабильные результаты. Деятельность учреждения позиционируются не только в открытом образовательном пространстве, но и в социальных сетях и средствах массовой информации. Мы не останавливаемся на достигнутых результатах, изыскиваем варианты развития эксклюзивного образования детей в актуальных социальных условиях. Тактические образовательные задачи ДОУ на 2015-2016уч. год: - формировать гражданскую позицию на основе нравственных чувств и этнокультурных представлений о малой Родине; - способствовать развитию здоровьесберегающей культуры на основе валеологических и экологических представлений; -устанавливать естественно-научные представления средствами интерактивного взаимодействия детей и взрослых.

Список литературы:

1. Артёмова Л.А. Окружающий мир в практических играх дошкольников/ Л.А. Артёмова.-М.: Просвещение 1992.-126с.

2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. , Михайлова З.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. , Михайлова З.А. .-СПб. : ООО Издательство "Детство-Пресс", 2011.-528с.

3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. , Михайлова З.А. , Крулехт М. В. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие /Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. , Михайлова З.А. Крулехт.-СПб: Издательство "Детство-ПРЕСС", 2010.-592с.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/Бондаренко.-М.: Педагогика, 1985-98с.

5. Грунина С.О. Теория и методикаэкологического образования детей// С.О. Грунина-Йошкор-0ла:2006,-226с.

6. Згурская Л.Д. Экология малышам// Дошкольное воспитание-2004,.№7-.40-48,

7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика// Козлова -М.: Педагогика, 2001,-168с.

8. Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы экологического воспитания дошкольников /Н. Кондратьева .-СПб: Мозаика-Синтез, 1992-153с.

9. Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению/Н. Кондратьева .-СПб: Мозаика-Синтез, 1992-265с.

10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ С. Николаева -М.: Просвещение-1999. 187с.

11. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры// Дошкольное воспитание-1997 №7-с.58-б0.

12. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С. Николаева .-М.: Педагогика,2005-256с.

13. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия её реализации в детском саду/ Николаева С.Н. -М.: Мозаика-Синтез, 1999-187с.

14. Рыжова Н. Наш дом-пррирода Программа экологического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание-1998№6-с.2б-34

15 Рыжова Н. Стратегии экологического образования в Российской Федерациии//Дошкольное образованеие - 1998. №7-с.18-20

16. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании//Дошкольное воспитание. 2005 - №12-с.6-11

17 Савенков А.И. Теоретические. эмперические и фантастические исследования в домашнем обучении//Исследовательская работа школьников.-2002. №2.-с.73-78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.