Модель образовательной системы
Булгакова Светлана Петровна, Неделюк Вера Васильевна
МБДОУ "Детский сад№17", г.
Северск
Ключевые слова:
непрерывное, экологическое, образование, устойчивое, развитие
Актуальность образовательной модели "Детский сад - экополис устойчивого развития" для системы дошкольного образования определяется направленностью на непрерывное экологическое образование для устойчивого развития в соответствие с ФГОС ДО. Данная образовательная модель обеспечивает качественную подготовку детей к школе в условиях вариативного развития. Идея устойчивого развития принадлежит Международному проекту ОМЕП и основывается на триединстве цели образования, направленной на решение экономических, социальных и экологических проблем общества. Цель проекта ОМЕП -реализовать на практике образование для устойчивого развития, накопить информацию и лучше понять действия детей дошкольного возраста в рамках образования для устойчивого развития. На реализацию идей устойчивого развития на практике педагогов «вдохновляют» 7 принципов (7 R), отраженных в логотипе проекта. Первоначально они были определены Комиссией Брунтланд «Наше общее будущее» (1987 г.) и получили поддержку Всемирной ассамблеи ОМЕП. Указанные принципы отражают все три области образования для устойчивого развития. Первые три принципа имеют непосредственное отношение к социальной сфере и сфере культуре, четвертый и пятый отражают проблемы окружающей среды, а два последних связаны с экономическими перспективами. Каждый принцип обозначается, одним словом: 1. Уважать (уважение): у ребенка есть права (соблюдение прав ребенка). 2. Осознавать (осознание): люди разных культур смотрят на мир по-разному (необходимость сохранения и поддержки разнообразия культур). 3. Переосмыслить (переосмысление): люди начинают ценить то, что не ценили раньше (смена системы ценностей). 4. «Переиспользовать» («переиспользование»): старые вещи можно использовать по-новому (повторное, многократное использование вещей). 5. Экономить (экономия): с меньшими затратами можно сделать больше (экономия материалов, ресурсов). 6. Переработать (переработка): ненужные вещи снова станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов). 7. Перераспределить (перераспределение): можно использовать ресурсы более справедливо (обеспечение равного доступа к ресурсам). Продвигая идеи устойчивого развития, работа с детьми в нашем дошкольном учреждении организовывается таким образом, чтобы принципы устойчивого развития были взаимосвязаны между собой в одном, двух или нескольких направлениях. Дети, педагоги, родители или другие социальные партнёры вместе решают, как организовать образование для устойчивого развития в практических проектах; что можно сделать в повседневной жизни, на чем сконцентрировать свои усилия. Особенности воспитательно-образовательного процесса ДОУ заключаются в решении следующих задач образовательной деятельности в единстве с ФГОС ДО: - формировать рациональные представления, направленные на решение проблем оптимального использования ограниченных природных и человеческих ресурсов; - основывать экологические представления детей по обеспечению целостности природных систем; - образовывать естественно - научные представления для ранней технической пропедевтики; - развивать толерантные связи на условиях уважения, принятия и понимания богатого многообразия народных культур; - закладывать представления о правах человека, в том числе и правах на здоровую окружающую среду. Город Северск - закрытое административное образование. Градообразующим предприятием, которого является Сибирский химический комбинат, специализирующийся на производстве высокообогащенного урана и плутония. В городе функционирует вторая в мире по масштабам (после Обнинской) атомная электростанция (АЭС-1), так же известна, как Сибирская АЭС. Город имеет статус Наукограда. Здесь живут и работают ученые и специалисты ядерной физики, химии, высоких технологий. Логично, что в городе, относящемся к отрасли ядерной энергетике актуальна ранняя техническая пропедевтика. В связи с этим в образовательной модели ДОУ учитываются
экономические потребности постиндустриального общества. С 2013г. детский сад является участником муниципального проекта по образовательной робототехнике. Сегодня современный ребёнок с раннего детства живёт в мире «гаджетов» и «виджетов», которые его очень увлекают и зачастую заменяют общение с реальными людьми. Дети и взрослые осваивают технический мир практически одновременно, но у детей, как правило, это получается быстрее, в силу их возрастных способностей к развитию, поэтому связь поколений нарушается, ребёнок всё меньше нуждается в общении с взрослыми. Такая тенденция не может не настораживать. В дошкольном детстве, когда у ребёнка формируются личностные компетентности, как правило, преобладает гуманитарное образование. Это происходит благодаря тому, что дети большее количество времени проводят в женском общении. Формирование технических навыков сводится к простейшему конструированию и ручному труду. Гендерные интересы мальчиков полноценно не реализовываются. Образовательная робототехника является уникальным инструментом технического образования в актуальной для детей деятельности (в игре), которая позволяет реализовывать гендерные предпочтения, как мальчиков, так и девочек. Новое направление в работе детского сада определило необходимость формирования новых педагогических компетенций. Освоение робототехнического направления - стало для нас, универсальным инструментов, овладевать которым пришлось в тесном сотрудничестве вместе с детьми, поскольку - это направление для нас, как и для детей было таким же Noun Xuan. Занятия по образовательной робототехнике осуществляются в рамках кружка на условиях дополнительного образования. С 2010г. в детском саду реализовывается программа «Зёрнышко», разработанная творческим коллективом педагогов ДОУ культурологической, социально-педагогической экологической направленности. Ежегодно в направлении этой темы проводится большая целенаправленная работа. Детский сад участвует в городских акциях и мероприятиях округа, с 2009г. участник городского парада Победы в ВОВ. Детский сад активно сотрудничает с Северским музеем, в рамках программы «Волшебный туесок». С детьми старшего дошкольного возраста организовываются экскурсии в Северский музей 1 раз в месяц. Знакомство с экспозициями музея позволяет прикоснуться к традициям, обычаям, истории и культуре народа Томской области. Музейные проекты расширяют рамки образовательной среды, способствуют развитию детской проектной самодеятельности. Ежеквартально специалисты детского сада организовывают развлечения - народные игры, по христианскому календарю экологической направленности, которые знакомят детей с традициями сибиряков («Калядки», «Масляница», «Благовещенье», «Праздник Святой Пасхи», «Праздник Ивана Купалы», «Осенины») Ко дню театра с 2014г. ежегодно реализуется театральный проект «Уроки дедушки Крылова» с инсценировкой басен, в иносказательной форме дети усваивают уроки нравственности на примере характеров и поведения «животных», что оказывает на них особое эмоциональное впечатление. В детском саду ведётся работа по реализации образовательных экологических проектов. Стало уже сложившейся традицией ежегодная тематическая презентация результатов долгосрочного экологического проекта «Детский экопарк», запущенного в 2011 году, который проходит в формате педагогического капустника, с педагогическими играми и конкурсами по обмену опытом. Детский сад активно сотрудничает со школой (МБОУ СОШ №197 им. Маркелова), реализуя совместный проект непрерывного экологического образования «Антропогенное воздействие на окружающую среду и формирование экологической культуры» Наличие преемственности программ детского сада и школы, позволяет детям при поступлении в 1 класс продолжить экологическое образование, быстрее адаптироваться в школьной среде. Ежегодно совместно со школой детский сад реализовывает совместные проектные мероприятия: «Экологическая кругосветка», «Дети Земли», «День птиц». Задачи по экологическому образованию включаются в план работы всех групп детского сада, начиная с раннего дошкольного возраста. Целостность образовательной системы курирует методическая служба ДОУ. Воспитатели детского сада создают необходимую предметную развивающую среду, в течение года вовлекают детей в различные экологические социальные проекты и акции. В ежегодном цикле осуществляется календарный экологический марафон: «Подкормите птиц зимой» (зима), «Сохраним первоцветы» (весна), «Школа туризма» (лето), «Сельско-хозяйственная академия дошколят» (осень). Совместно с родителями в детском саду организовываются семейные проекты и акции: «Посади дерево», «Сбереги дерево» (сбор макулатуры), «Свет и безопасность» (сбор энергосберегающих ламп), «Охотники за батарейками» (сбор использованных батареек), «Лучший северский дворик» (благоустройство территории детского сада). Дети детского сада активно участвуют в конкурсах рисунков по экологической тематике различного уровня, являются победителями Российского конкурса «Радуга»: «Краски осени», «Морская фантазия», «Животный мир Африки» - успешной результативности детей в конкурсах регионального и всероссийского уровня способствует
плодотворная проектная деятельность педагогов по экологическому образованию детей в соответствие с ФГОС ДО. В рамках проектной деятельности в дни весенних каникул в детском саду проходит неделя защиты окружающей среды с привлечением жителей микрорайона и школьников. Дети выпускают листовки и молнии экологической тематики, расклеивая их в подъездах своих домов: «Сохраним планету!», «Берегите воду», «Защитим планету от мусора». В рамках сетевого взаимодействия ежегодно проводится целенаправленная системная работа с Центральной детской библиотекой и Северским зоопарком, РЦРО ТО, РЦО ЗАТО Северск, Облкомприродой, Комитетом защиты окружающей среды ЗАТО Северск и другими общественными и культурными организациями. В 2015 году учреждение перешло на новый уровень позиционирования своей деятельности, вступив в социальное интерактивное сообщество, став участниками Всероссийского субботника «Зелёная весна» по инициативе Неправительственного экологического фонда имени Вернадского. В формате данного проекта были организованы экологические акции и конкурсы детских рисунков и поделок из бросового материала. Учреждение присоединилось так же к акции «Лес Победы», конкурс плакатов с логотипом «Зеленая Весна». По результатам деятельности был представлен отчёт организаторам проекта. В 2014-2015 учебном году тактическими задачами учреждения были задачи: - по совершенствованию работы с детьми в формировании естественнонаучных представлений в соответствие с ФГОС ДО; - по преобразованию интеграции экологических задач в художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в соответствие с ФГОС ДО; - по развитию коммуникативно- технических компетенций участников образовательного пространства в совместной деятельности. Для решения тактических образовательных задач (2014-2015уч.г.) в учреждение был реализован план мероприятий: тематические проверки, конкурсы методических разработок, педагогические гостиные по обмену опытом. - Конкурс ПМ «Дошкольная Магистратура» (формирование естественнонаучных представлений) - Конкурс ПМ «Лучший экоурок по формированию художественно -эстетических представлений в соответствие с ФГОС» В рамках тематических проверок были организованы дни взаимных посещений по обмену педагогическим опытом, мастер- классы для родителей и педагогов по продвижению идей экологического образования для устойчивого развития. Творческая активность педагогического коллектива не снижается в летний период. Мы принимаем участие в городских акциях: «Свет и безопасность», «Безопасность на озерах», конкурсе «Лучший северский дворик». Результаты нашей деятельности были представлены на городском методическом объединение в рамках «Дней экологической безопасности» с привлечением социальных партнёров МАУ РЦО ЗАТО Северск, Комитета охраны окружающей среды ЗАТО Северск, Центральной детской библиотеки, депутатов городской Думы. Работая в системе непрерывного экологического образования, мы имеем стабильные результаты. Деятельность учреждения позиционируются не только в открытом образовательном пространстве, но и в социальных сетях и средствах массовой информации. Мы не останавливаемся на достигнутых результатах, изыскиваем варианты развития эксклюзивного образования детей в актуальных социальных условиях. Тактические образовательные задачи ДОУ на 2015-2016уч. год: - формировать гражданскую позицию на основе нравственных чувств и этнокультурных представлений о малой Родине; - способствовать развитию здоровьесберегающей культуры на основе валеологических и экологических представлений; -устанавливать естественно-научные представления средствами интерактивного взаимодействия детей и взрослых.
Список литературы:
1. Артёмова Л.А. Окружающий мир в практических играх дошкольников/ Л.А. Артёмова.-М.: Просвещение 1992.-126с.
2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. , Михайлова З.А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. , Михайлова З.А. .-СПб. : ООО Издательство "Детство-Пресс", 2011.-528с.
3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. , Михайлова З.А. , Крулехт М. В. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие /Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. , Михайлова З.А. Крулехт.-СПб: Издательство "Детство-ПРЕСС", 2010.-592с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/Бондаренко.-М.: Педагогика, 1985-98с.
5. Грунина С.О. Теория и методикаэкологического образования детей// С.О. Грунина-Йошкор-0ла:2006,-226с.
6. Згурская Л.Д. Экология малышам// Дошкольное воспитание-2004,.№7-.40-48,
7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика// Козлова -М.: Педагогика, 2001,-168с.
8. Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы экологического воспитания дошкольников /Н. Кондратьева .-СПб: Мозаика-Синтез, 1992-153с.
9. Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению/Н. Кондратьева .-СПб: Мозаика-Синтез, 1992-265с.
10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ С. Николаева -М.: Просвещение-1999. 187с.
11. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры// Дошкольное воспитание-1997 №7-с.58-б0.
12. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С. Николаева .-М.: Педагогика,2005-256с.
13. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия её реализации в детском саду/ Николаева С.Н. -М.: Мозаика-Синтез, 1999-187с.
14. Рыжова Н. Наш дом-пррирода Программа экологического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание-1998№6-с.2б-34
15 Рыжова Н. Стратегии экологического образования в Российской Федерациии//Дошкольное образованеие - 1998. №7-с.18-20
16. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании//Дошкольное воспитание. 2005 - №12-с.6-11
17 Савенков А.И. Теоретические. эмперические и фантастические исследования в домашнем обучении//Исследовательская работа школьников.-2002. №2.-с.73-78