Научная статья на тему 'Предъявляемые требования к системе технического обслуживания сельскохозяйственной техники'

Предъявляемые требования к системе технического обслуживания сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
642
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ ПАРК / OPERATION / MAINTENANCE / AGRICULTURAL MACHINERY / TECHNICAL SERVICE / MACHINE AND TRACTOR FLEET

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Братков Алексей Сергеевич

В статье рассмотрены современные требования, которые предъявляются к системе технического обслуживания сельскохозяйственной техники агропромышленного комплекса. Наличие на предприятиях технического сервиса прогрессивного оборудования, документации и квалифицированных кадров это основной критерий оценки их эффективной возможности и практической готовности к оказанию потребителю услуг технического сервиса регламентированными показателями качества и сроками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirements for the maintenance system of agricultural machinery

The article considers the modern requirements that are imposed on the system of maintenance of agricultural machinery of the agro-industrial complex. The availability of advanced equipment, documentation and qualified personnel at technical service enterprises is the main criterion for evaluating their effective capability and practical readiness to provide technical service services to consumers with regulated quality indicators and deadlines.

Текст научной работы на тему «Предъявляемые требования к системе технического обслуживания сельскохозяйственной техники»

технические науки

УДК 631.1

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Братков Алексей Сергеевич, магистрант; ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассмотрены современные требования, которые предъявляются к системе технического обслуживания сельскохозяйственной техники агропромышленного комплекса. Наличие на предприятиях технического сервиса прогрессивного оборудования, документации и квалифицированных кадров - это основной критерий оценки их эффективной возможности и практической готовности к оказанию потребителю услуг технического сервиса регламентированными показателями качества и сроками.

Ключевые слова: эксплуатация; техническое обслуживание; сельскохозяйственная техника; технический сервис, машинно-тракторный парк.

REQUIREMENTS FOR THE MAINTENANCE SYSTEM OF AGRICULTURAL MACHINERY

Bratkov Aleksej Sergeevich, master student; Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia

Abstract: The article considers the modern requirements that are imposed on the system of maintenance of agricultural machinery of the agro-industrial complex. The availability of advanced equipment, documentation and qualified personnel at technical service enterprises is the main criterion for evaluating their effective capability and practical readiness to provide technical service services to consumers with regulated quality indicators and deadlines. Keywords: operation; maintenance; agricultural machinery; technical service, machine and tractor fleet.

Для цитирования: Братков А.С. Предъявляемые требования к системе технического обслуживания сельскохозяйственной техники // Наука без границ. 2020. № 4(44). С. 24-29.

For citation: Bratkov A.S. Requirements for the maintenance system of agricultural machinery // Scince without borders, 2020, no. 4(44), pp. 24-29.

В процессе эксплуатации и хранения основные узлы сельскохозяйственных машин изнашиваются и стареют. Износ и старение элементов - закономерные явления и интенсивность протекания этих процессов определяется рядом конструктивных (внутренних) и эксплуатационных (внешних) факторов [1].

К таким факторам можно отнести качество изготовления деталей и сборки узлов, условия эксплуатации, род выполняемой работы, почвенно-кли-матические характеристики зоны использования и др.

В результате ресурс однотипных элементов, находящийся в прямой зависимости от интенсивности их старения, имеет вероятностный характер и задается обычно средней величиной, считающейся нормальной для определенного типа машин. При этом изготовитель техники обычно оговаривается, что указанный ресурс может быть достигнут только при обязательном выполнении комплекса профилактических мероприятий, предупреждающих возможность возникновения ненормальных режимов работы основных элементов, способствующих повышению интенсивности их старениями ухудшения технико-экономических характеристик, машин.

Комплекс таких мероприятий, или, другими словами, совокупность, как правило, обязательных операций по проверке, очистке, смазке, креплению и регулировке деталей и узлов, имеющих целью предупредить преждевременные износы, появление неисправностей и поломок и обеспечить работоспособное состояние машины, составляет предмет технического обслуживания [2, 3].

В практике сельскохозяйственных

предприятий профилактические работы проводятся в соответствии с планово-предупредительной системой технического обслуживания, представляющей собой комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных нормативной документацией. К системе технического обслуживания, как к одной из важнейших подсистем системы инженерного обеспечения процессов сельскохозяйственного производства, предъявляются следующие основные требования. Прежде всего, она должна обеспечить в условиях эксплуатации качественное выполнение необходимого комплекса мероприятий, предупреждающих преждевременные износы, неисправности и поломки машин.

Однако профилактические мероприятия могут оказаться неэффективными в случае, когда затраты на обслуживание или издержки, связанные с потерями основного продукта, из-за снижения коэффициента использования машины в связи с простоями на обслуживании неоправданно велики. Поэтому два других требования (их можно рассматривать как ограничения, накладываемые на главное требование) формулируются следующим образом: профилактические мероприятия должны быть экономически целесообразны и выполняться с минимально возможными затратами трудовых и материальных ресурсов; организационные и технологические приемы выполнения работ по обслуживанию машин должны исключить издержки, связанные с невыполнением основных задач производства.

Первое требование находится в противоречии с двумя другими. А учитывая имеющую место в настоящем и прогрессирующую в перспективе тенденцию к качественному и количественному перевооружению сельского хозяйства на основе высокопроизводительной, энергонасыщенной, сложной и дорогой техники, можно полагать, что эти противоречия будут все более обостряться.

В основу формирования сложившейся в настоящее время системы технического обслуживания заложены многолетний практический опыт использования сельскохозяйственной техники и результаты работы целого ряда научных коллективов страны. Базой для современных рекомендаций и нормативных материалов по техническому обслуживанию МТП послужили правила, утвержденные в 1985 г. Согласно этим правилам введена единая для всех тракторов и самоходных шасси структура обслуживания, предусматривающая регламентное проведение профилактических операций со следующей периодичностью: ежесменное обслуживание - 1 раз в смену, ТО 1 - через 125, ТО 2 - через 500, ТО 3 - через 1000 моточасов. Сезонное обслуживание - при переходе к весенне-летней и осенне-зимней эксплуатации. Состав профилактических мероприятий, соответствующих каждому виду ТО для различных типов машин, оговорен в инструкциях по их эксплуатации [4].

Один из принципиальных недостатков описанной системы заключается в том, что она не обеспечивает необходимых предпосылок для удовлетворения предъявляемых к ней требований. Нормативом возобновления годности элементов машин здесь служит нара-

ботка.

Так как интенсивность старения даже одинаковых элементов однотипных машин носит вероятностный характер, потребность их в обслуживании возникает в различные сроки. При однозначно заданной периодичности не обеспечиваются необходимые предпосылки для своевременного обслуживания всей совокупности элементов. Оно для определенной их части будет либо поздним, либо преждевременным. В первом случае машины будут эксплуатироваться в условиях отказа отдельных элементов. В результате возникает возможность преждевременных износов, неисправностей и поломок узлов и агрегатов, что несовместимо с основным требованием к системе. При преждевременном обслуживании возникают непроизводительные затраты на возобновление годных элементов, еще не выработавших полностью свой ресурс. По данному признаку система не удовлетворяет второму требованию.

Вследствие вероятностного характера распределения сроков выполняемых работ не исключается возможность достижения регламентированной наработки в календарные сроки, совпадающие с пиковыми сельскохозяйственными периодами.

При постановке машин на техническое обслуживание в такие периоды неизбежно возникают издержки, связанные с потерей основного продукта из-за нарушения оптимальных сроков выполнения работ вследствие простоя агрегатов. Вызываемые данным обстоятельством отрицательные последствия - существенный недостаток системы, и по указанному признаку она не удовлетворяет третьему требованию [5, 6].

С целью устранения указанных недостатков поставлен вопрос о необходимости качественной перестройки системы технического обслуживания машин на основе совершенствования ее характеристик, определяемых организационными и технологическими факторами.

Новые методы и технологические приемы технического обслуживания отражены в современных официальных рекомендациях, успешно применяемых в передовых хозяйствах страны. Однако качественная перестройка системы находится еще только в начальной стадии. Успешная реализация известных ныне теоретических положений в практику требует значительных усилий научных и производственных учреждений в вопросах обоснования рациональных параметров системы ТО (организационных и технологических) с учетом дифференцированного подхода к решению проблемы для различных условий сельскохозяйственного производства [7, 8].

Особенно остро недостатки существующей системы ТО проявляются в хозяйствах, где территория относится к зоне сурового холодного климата, и данное обстоятельство накладывает определенные отпечатки на все производственные процессы сельскохозяйственных предприятий, в том числе и на процесс технического обслуживания машин.

Из целого ряда особенностей сельскохозяйственных предприятий указанной зоны можно выделить несколько главных: первая заключается в чрезвычайно плотной загрузке машинно-тракторного парка (МТП) в наиболее ответственные периоды полевых работ.

Как показывает анализ деятельно-

сти, такое звено, скомплектованное в соответствии с рекомендуемыми нормативами, не в состоянии обеспечить в пиковые периоды выполнение регламентированных работ по обслуживанию машин. В результате на практике запланированные сроки выполнения операций обычно нарушаются, и обслуживание проводится, как правило, не в полном объеме.

Отмеченное несоответствие между требуемым объемом работ по обслуживанию машин и количественным составом специализированных звеньев можно устранить простым увеличением численности обслуживающего персонала. Однако при этом неизбежно отвлечение из сферы основного производства квалифицированных специалистов. При остром дефиците кадров механизаторов (это вторая особенность хозяйств) такое решение нельзя назвать рациональным.

Третья особенность определяется сравнительно большими размерами хозяйств, значительной разбросанностью первичных подразделений (отделений, бригад, ферм) и суровыми климатическими условиями.

Пиковые периоды полевых работ (предпосевная обработка почвы, посев и вспашка зяби) совпадают с наихудшими климатическими условиями, дороги в это время можно отнести к разряду труднопроходимых. В результате специализированные звенья на основе передвижных агрегатов обслуживания не могут обеспечить качественного выполнения требуемого объема операций в соответствии с предписанной технологией, поскольку суммарная трудоемкость работ повышается в 1,7...2 раза за счет увеличения длительности переезда агрегатов к объектам обслуживания и ненормальных усло-

вий труда механизаторов [9, 10].

С учетом перечисленных особенностей отрицательный эффект от недостатков действующей системы технического обслуживания машин еще более усугубляется. В результате, для современных сельскохозяйственных предприятий многие ее положения становятся малоэффективными.

При совершенствовании системы технического обслуживания машин следует детально проанализировать

три перспективных варианта. Первый предполагает использование высокопроизводительного механизированного оборудования при выполнении профилактических операций. Второй базируется на улучшении приспособленности узлов и агрегатов машин к техническому обслуживанию. Третий предусматривает организацию технологических процессов на основе контроля (диагностики) технического состояния элементов машин.

СПИСОК ЛИTEРATУРЫ

1. Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / A.C Дорохов, В.М. Корнеев, Ю.В. Катаев, Д.Г. Вялых и др. // Управление рисками в AHR. 2016. № 4. С. 46-57.

2. Обоснование структурных элементов машинно-тракторного парка / И.Н. Кравченко, В.М. Корнеев, Ю.В. Катаев, E^. Малыха // Сельский механизатор. 2019. № 1. С. 14-15.

3. Катаев Ю.В., Малыха E^. К вопросу выбора и использования современных средств технического обслуживания машин // В сборнике: Aвтотранспортная техника XXI века. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 45-52.

4. Катаев Ю.В., Малыха E^., Вялых Д.Г. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне // Наука без границ. 2017. № 11(16). С. 60-64.

5. Малыха E^., Катаев Ю.В. Оценка технической оснащенности аграрного производства // Экономика сельского хозяйства России. 2019. № 6. С. 62-68.

6. Катаев Ю.В., Малыха E^. Повышение эффективности дилерских предприятий на основе управления качеством услуг // Наука без границ. 2018. № 5(22). С. 73-78.

7. Катаев Ю.В., Малыха E^. Aнализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях // Наука без границ. 2018. № 6(23). С. 62-67.

8. Малыха E^., Катаев Ю.В., Вялых Д.Г. Дилерская форма организации технического сервиса машин // Наука без границ. 2017. № 8. С. 29-34.

9. Катаев Ю.В., Малыха E^. Роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве // Наука без границ. 2018. № 8(25). С. 19-23.

10. Малыха E^. Проблема ресурсосбережения в машиноиспользовании // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2010. № 5(44). С. 92-94.

REFERENCES

1. Dorohov A.S., Korneev V.M., Kataev Yu.V., Vyalyh D.G. et al. Tekhnicheskij servis kak osnovnaya sostavlyayushchaya inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa [Technical service as the main component of engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Upravlenie riskami v APK, 2016, no. 4, pp. 46-57.

2. Kravchenko I.N., Korneev V.M., Kataev Yu.V., Malyha E.F. Obosnovanie strukturnyh elementov mashinno-traktornogo parka [Justification of the structural elements of the machine and tractor fleet]. Sel'skij mekhanizator, 2019, no. 1, pp. 14-15.

3. Kataev Yu.V., Malyha E.F. K voprosu vybora i ispol'zovaniya sovremennyh sredstv tekhnicheskogo obsluzhivaniya mashin [On the issue of choosing and using modern means of machine maintenance]. V sbornike: Avtotransportnaya tekhnika XXI veka. Sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2018, pp. 45-52.

4. Kataev Yu.V., Malyha E.F., Vyalyh D.G. Organizaciya tekhnicheskogo servisa mashinno-traktornogo parka na regional'nom urovne [Organization of technical service of the machine and tractor fleet at the regional level]. Nauka bez granic, 2017, no. 11(16), pp. 60-64.

5. Malyha E.F., Kataev Yu.V. Ocenka tekhnicheskoj osnashchennosti agrarnogo proizvodstva [Assessment of technical equipment of agricultural production]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii, 2019, no. 6, pp. 62-68.

6. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Povyshenie effektivnosti dilerskih predpriyatij na osnove upravleniya kachestvom uslug [Improving the efficiency of dealer enterprises based on service quality management]. Nauka bez granic, 2018, no. 5(22), pp. 73-78.

7. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Analiz napravlenij povysheniya effektivnosti dilerskoj deyatel'nosti na predpriyatiyah [Analysis of ways to improve the efficiency of dealer activities in enterprises]. Nauka bez granic, 2018, no. 6(23), pp. 62-67.

8. Malyha E.F., Kataev Yu.V., Vyalyh D.G. Dilerskaya forma organizacii tekhnicheskogo servisa mashin [Dealer form of organization of technical service of cars]. Nauka bez granic, 2017, no. 8, pp. 29-34.

9. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Rol' inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya v sel'skohozyajstvennom proizvodstve [The role of engineering and technical support in agricultural production]. Nauka bez granic, 2018, no. 8(25), pp. 19-23.

10. Malyha E.F. Problema resursosberezheniya v mashinoispol'zovanii [The problem of resource saving in machine use]. Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V.P. Goryachkina, 2010, no. 5(44), pp. 92-94.

Материал поступил в редакцию 24.04.2020

© Братков А.С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.