ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
УДК 343.988; 351.741
Виктимология 4(10) / 2016, с. 36-45
Гарманов В. М.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ ВИКТИМНОСТИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ И УТРАТИВШИХ СПОСОБНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ИЛИ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКЕ
В статье рассматриваются вопросы предупреждения сотрудниками патрульно-постовой службы полиции виктимности лиц, находящихся в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке. Данная статья подготовлена в целях поиска практических направлений применения результатов виктимологических исследований в данной области. Рассматриваются отдельные практические вопросы деятельности полиции при работе с указанной категорией граждан, проблемные вопросы взаимодействия полиции и медицинских работников при работе с данными лицами.
Ключевые слова: виктимность, предупреждение виктимности, лица, находящиеся в состоянии опьянения, взаимодействие полиции и медицинских работников, профессиональная подготовка сотрудников полиции
На сегодняшний день в связи с упразднением медицинских вытрезвителей в ходе реформирования системы МВД России очень остро стоит проблема оказания соответствующей помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, и задача предупреждения виктимности данной категории лиц. Поскольку виктимность в специальной
литературе связывается с «уязвимостью» (подверженностью) как потенциальной опасностью стать жертвой преступления [1, С.51], зависящей, в том числе от «объективных предрасположений» [2, С.46], предметом исследования должны быть узловые практические проблемы обеспечения виктимологической безопасности граждан в повседневной деятельности полиции. Не является исключением и названная проблематика.
Рассмотрим данные вопросы на примере деятельности сотрудников патруль-
но-постовой службы полиции, выполняющих обязанности по охране общественного порядка и непосредственно реагирующих на соответствующее происшествие, связанное с нахождением указанной категории лиц в общественных местах.
Обязанность реагирования на данное происшествие предусмотрена в ряде нормативных правовых актов. Особое значение для понимания содержания рассматриваемой функции полиции имеют положения об обязанности оказания первой помощи указанной категории лиц. В п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» закрепляется обязанность об оказании первой помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует. Кроме того, в п. 1 ч. 2 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» указано, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан оказывать первую помощь гражданам <...>, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья [3].
В соответствии с положениями приложения № 1 к приказу Минздравсоц-развития России от 4 мая 2012 г. № 477н (ред. от 07 ноября 2012 г.) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» перечислены состояния, при которых оказывается первая помощь, среди которых названы в том числе:
1) отсутствие сознания;
2) остановка дыхания и кровообращения;
3) отморожение и другие эффекты воздействия низких температур;
4) отравления [4].
Сотрудники полиции должны принимать меры к тому, чтобы осуществить мероприятия по оказанию первой помощи в соответствии с приложением № 2 к данному приказу (тем более это требуется после получения информации о невозможности прибытия скорой помощи или предполагаемом длительном ожидании скорой помощи).
Среди основных нормативных документов можно также назвать положения п. 9 ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [5], где указывается одна из форм профилактики правонарушений - применение органами внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных мер профилактики правонарушений административного характера в целях предупреждения правонарушений. Мы полагаем, что подобная работа ориентирована на предупреждение преступлений или административных правонарушений путем применения полицией такой специальной меры административного характера, как обеспечения принудительного доставления указанной категории лиц в медицинские организации, обеспечения привлечения к административной ответственности лиц, в действиях которых имеются признаки административных правонарушений.
Таким образом, указанная функция по работе полиции с рассматриваемой категорией лиц не является «несвойственной функцией полиции». Подобное направление работы с данной категорией лиц имеет свои исторические корни. Интересно, что для полицейских в России в 1901 году в г. Санкт-Петербурге была издана небольшая брошюра «Основы полицейской службы», где на конкретных примерах доступно разъяснялся смысл полицейской службы, ее роль в предупреждении вреда, указывалось, что полиция является на помощь «везде, где недостаточны силы одного человека и близких ему людей или общества» [6, С.5]. В то время, как и сегодня, подчеркивалось значение полиции и ее направленность на служение человеку и обществу, отмечалась роль полицейских возможностей, вытекающих из организации и специфики данной службы для предупреждения различных негативных последствий и общественного вреда.
Так, в 1897 году в «Очерке науки полицейского права» при описании характера полицейской деятельности указывалось, что «сущность полицейской задачи заключается в том, что полицейские органы должны заниматься отвращением
опасностей, грозящих личности, обществу и государству» [7, С. 18]. К числу мер относительно пьяниц независимо от наказуемости пьянства относили личное задержание полицией пьяниц до их вытрезвления, и подчеркивалось, что «чины наружной полиции снабжаются обыкновенно необходимыми медицинскими средствами для приведения в чувство задержанных» [7, С. 194]. В 1883 году в § 24 Инструкции городовым Московской полиции говорилось следующее: «Пьяных, которые идут шатаясь и падая, но не потеряли еще совершенно сознания, отправлять на квартиры, если таковые известны и находятся неподалеку <...> Если квартиры пьяных неизвестны или слишком отдалены и вообще, если пьяные находятся в бесчувственном состоянии — следует отправлять их в полицейский дом» [8, С.16-17].
Виктимность указанной категории лиц традиционно связывается с их возможностью стать жертвой посягательства со стороны других лиц (например, возможностью стать жертвой кражи или грабежа, насильственных действий и др.). В 1966 году в первом учебнике по криминологии, изданном в СССР подчеркивалось, что «большое значение в деятельности наружной службы занимает борьба с пьянством, ибо, с одной стороны, пьяные сами часто совершают преступления, а с другой — становятся жертвами преступлений. Доставление в вытрезвители лиц, находящихся в нетрезвом состоянии на улицах городов и поселков, производимое работниками наружной службы, также имеет отношение к предупреждению преступлений, осуществляемому милицией» [9, С. 137].
Это один из аспектов предупреждения виктимности данной категории лиц, между тем мы исходим из того, что выполнение сотрудниками полиции и медицинскими работниками функций при оказании помощи указанным лицам и грамотно выстроенная система взаимодействия между ними также является средством предупреждения виктимиза-ции лиц, находящихся в этом состоянии. Это связано с тем, что виктимизация данных лиц может быть обусловлена неисполнением или ненадлежащим исполнением сотрудниками полиции своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе
либо обязанностей по должности (признаки ст. 293 УК РФ), либо несовершенством в системе организации оказания специализированной медицинской и социальной помощи рассматриваемой категории лиц, проблемами в области межведомственного взаимодействия полиции и медицинских работников.
Сегодня востребованы специальные теоретические и прикладные исследования в области предупредительной деятельности полиции, в частности, в области виктимологической профилактики, осуществляемой полицией.
Полагаем, что изучение данной проблематики с этой точки зрения позволяет затронуть вопросы нравственно-этических основ полицейской деятельности, анализировать и вырабатывать способы предупреждения ошибочных действий сотрудников полиции и медицинских работников, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья или даже к смерти лиц, находящихся в состоянии опьянения, о чем свидетельствует ряд практических примеров.
Исследование данного вопроса позволяет сегодня в процессе обучения сотрудников патрульно-постовой службы полиции использовать специальные учебные ситуации, на примере которых должна отрабатываться четкая последовательность действий в процессе реагирования на происшествия, связанные с нахождением лиц в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, вопросы взаимодействия между полицией и медицинскими организациями. В этом состоит практическая ценность исследований в области виктимологии и полицейского предупреждения преступлений и правонарушений.
Обязанность реагирования полиции на такие происшествия основана на положениях Приказа МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях». Так, в соответствии с положениями
пп. 2.1.3, 2.2.3 данного приказа, «прием, регистрация и разрешение сообщений о происшествиях связывается с событиями, угрожающими личной безопасности, в том числе с несчастными случаями <...> в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения» [10]. Анализ этого документа показывает, что более правильно в этой части говорить о проведении проверочных действий не только с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, но и с целью предотвращения опасности, угрожающей безопасности лица.
В то же время, ряд чрезвычайных происшествий, связанных со смертями лиц, находящихся в указанном состоянии может быть связан с неправильными действиями сотрудников полиции, когда нарушаются требования п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в части обязанности полиции оказывать первую помощь лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует [3] или приказа МВД России от 23 декабря 2011 года № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» (далее — приказ МВД России от 23 декабря 2011 года № 1298) [11].
Ниже проанализирован ряд практических проблем, которые формулируются в процессе проведения учебных занятий при обучении по дополнительным профессиональным программам сотрудников дежурных частей и сотрудников патрульно-постовой службы, а также сотрудников патрульно-постовой службы полиции, обучающихся по образовательной программе профессионального обучения лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел
(на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по должности служащего «Полицейский».
Сотрудники дежурных частей или групп управления нарядами должны обеспечивать правильное реагирование на информацию о происшествии по факту об обнаружении указанной категории лиц и обеспечивать четкое взаимодействие со станциями скорой помощи, ориентируя их относительно места обнаружения такого лица, обеспечивая нахождение наряда полиции на месте происшествия до прибытия бригады скорой помощи. Подчеркнем важность безусловного выполнения сотрудниками патрульно-постовой службы полиции требований приказа МВД России от 23 декабря 2011 года № 1298 в части действий сотрудников полиции при обнаружении этой категории лиц.
Так, в п. 5 Инструкции, утвержденной данным приказом, говорится о том, что «сотрудники полиции при обнаружении лиц, находящихся в состоянии опьянения, в том числе несовершеннолетних, при необходимости оказывают им первую помощь, организуют незамедлительный вызов на место выездной бригады скорой медицинской помощи, о чем докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России, и действуют в соответствии с указаниями дежурного, а также обеспечивают сохранность имущества лиц, находящихся в состоянии опьянения» [11]. В случае обнаружения такого лица, сотрудники патрульно-постовой службы полиции должны оставаться на месте его обнаружения, так как бригада скорой медицинской помощи может не найти местоположение гражданина, он может переместиться сам, либо его могут переместить с места обнаружения иные граждане. То есть необходимо обеспечить соответствующую оценку медицинскими работниками состояния такого лица и его непосредственную передачу сотрудниками полиции медицинским работникам для решения вопроса о госпитализации и оказании медицинской помощи.
Задача предупреждения виктимиза-ции потерпевших заключается и в том, что следует исключать ситуации необоснованного доставления граждан в медицинские организации и случаи ошибочной оценки сотрудниками полиции состо-
яния таких лиц как находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, ориентируясь на правильную юридическую оценку действий лица, находящегося в состоянии опьянения и важность знания клинических показаний для транспортировки в медицинские учреждения пациентов в алкогольном опьянении и признаков, отличающих состояние опьянения от иных схожих состояний человека, вызванных повреждениями или заболеваниями. Нужно понимать, что неточная оценка состояния такого лица может привести к потере времени, столь необходимого для оказания помощи гражданину, находящемуся в болезненном состоянии (например, в состоянии диабетической комы, теплового удара, после инсульта, черепно-мозговой травмы, при коллапсе и др.)
Мы считаем, что в процессе организации совместной работы органов внутренних дел и медицинских учреждений по реализации положений приказа МВД России от 23 декабря 2011 года № 1298 и различных совместных приказов и соглашений на региональном уровне следует использовать практику привлечения медицинских работников к проведению занятий с сотрудниками полиции по разъяснению медицинских признаков и последствий нахождения в таком состоянии, клинических показаний для транспортировки в медицинские учреждения пациентов в алкогольном опьянении, отличию состояний опьянения от иных состояний организма человека, приемам оказания первой помощи таким лицам. Эта работа необходима, так как позволит улучшить качество практической подготовки сотрудников полиции, обеспечить взаимодействие между полицией и медицинскими работниками в повседневной деятельности.
Отдельно следует сказать о сложной ситуации, возникающей в связи с отказом гражданина от оказания ему помощи после доставления в медицинскую организацию. Оказание медицинской помощи гражданам связано с тем, что согласно ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» должно быть получено информированное добровольное согла-
сие гражданина на медицинское вмешательство. При этом согласно подп. 1 п. 9 ст. 20 данного закона, медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю, а в подп. 4 говорится о такой категории лиц, как совершивших общественно опасные деяния (преступления) [12].
Задача специализированных медицинских организаций, в которые в ряде регионов Российской Федерации направляются лица, находящиеся в состоянии опьянения, связана с оказанием им медицинской помощи, однако указанной категории лиц такая помощь не оказывается, если они при поступлении в медицинское учреждение не находятся в состоянии, угрожающем жизни и здоровью и отказываются от госпитализации или медицинского вмешательства.
Мы полагаем, что, выступая субъектом профилактики правонарушений, сотрудники полиции, а также медицинские работники должны объяснять гражданину необходимость госпитализации при наличии определенных состояний (сотрудники полиции — в процессе доставления в такие медицинские организации и при передаче медперсоналу, последние — во время нахождения таких лиц в медицинском учреждении). Роль сотрудников полиции в таких ситуациях состоит в том, что они, выполняя функцию предупреждения преступлений и правонарушений, могут:
1) обеспечить нахождение такого гражданина под медицинским наблюдением;
2) предупредить ухудшение состояния здоровья такого лица.
3) исключить возможность совершения в отношении такого гражданина преступления или правонарушения при его нахождении в районе медицинской организации после отказа в госпитализации (когда он отпускается из медицинской организации и находится за ее пределами);
4) принять меры к установлению родственников или близких такого лица.
Выполнение таких действия сотрудниками полиции очень важно, поскольку, как показывает анализ отдельных
практических материалов и опроса сотрудников полиции, если родственники, близкие или знакомые такого лица отвозят его домой, это исключает нахождение такого лица в общественных местах, повторное совершение им административного правонарушения, предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ, дополнительное употребление в общественных местах алкогольной продукции, а также минимизирует вероятность совершения им преступления или возможность стать жертвой преступления вблизи места расположения медицинской организации.
Следует понимать, что общий порядок доставления указанной категории лиц состоит в том, что сотрудники полиции вызывают бригаду скорой помощи и, дожидаясь ее прибытия, оказывают первую помощь такому лицу. Одним из сложных вопросов является невозможность быстрого прибытия бригад скорой помощи, в том числе вследствие большой территориальной протяженности между населенными пунктами или труднодо-ступности места обнаружения лица, утратившего способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке вследствие состояния опьянения.
В п. 6 правил организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденных в приложении № 2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № 388н (в ред. от 05 мая 2016 г.) «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» указано, что «время доезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» [13].
Таким образом, после вызова бригады скорой медицинской помощи по факту обнаружения рассматриваемой категории лиц сотрудниками полиции, обнаружившими их, либо сотрудниками дежурных частей или групп управления нарядами, сотрудникам полиции необходимо ориентироваться на указанные временные рамки прибытия бригады скорой медицинской помощи, принимая в соответствии с положениями п. 5 приказа МВД России от 23 декабря 2011 года № 1298 меры по оказанию первой помощи, либо в соответствии с п. 6 данного приказа, обеспечивая доставление лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации на служебном автотранспорте при отсутствии возможности прибытия выездной бригады скорой медицинской помощи [11].
В соответствии с этим приказом, данные медицинские организации, в которые осуществляется доставление лиц, находящихся в состоянии опьянения, определяются территориальными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения, следовательно, необходимо знать о наличии таких организаций на территории функционирования территориального органа внутренних дел. Также следует учитывать, что возможность временного оставления маршрута (поста) при несении патрульно-постовой службы полиции определена п. 78.4 Устава патрульно-постовой службы полиции (для оказания помощи лицам, находящимся на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах в беспомощном или опасном для их жизни и здоровья состоянии), а в п. 154 Устава патрульно-постовой службы полиции указано, что «патрульные автомобили и мотоциклы предназначаются <...> в случаях отсутствия специального транспорта — для доставления в медицинские учреждения граждан, оказавшихся в беспомощном состоянии, а также лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке» [14].
Анализ ряда практических примеров показывает, что встречаются случаи отказов со стороны медицинских работников в госпитализации указанного лица на месте его обнаружения или при его доставлении в медицинские организа-
ции. Однако, нельзя исключать последующее ухудшение состояния лица в связи с условиями, при которых происходит работа наряда полиции на месте происшествия, учитывая оценку сотрудниками полиции состояния лица, находящегося в состоянии опьянения и утратившего способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке (например, тяжесть состояния, наличие фактов продолжения употребления алкоголя таким лицом на месте происшествия и еще большее опьянение и др.).
Для установления обстоятельств, свидетельствующих о характере состояния такого лица нужно обращать внимание на:
• данные об условиях нахождения такого лица (характер местности, температура воздуха или погодные условия, наличие/отсутствие одежды и др.);
• длительность нахождения в таком состоянии (например, на основе данных опроса очевидцев или давности получения сообщения о происшествии по факту обнаружения в общественных местах такого лица);
• характер поведения и внешних реакций такого лица при оказании сотрудниками полиции первой помощи;
• характерные признаки и состояния организма человека, угрожающие его жизни и здоровью (потеря сознания, остановка дыхания и другие опасные для жизни состояния), учитывая, что со временем после употребления алкоголя, концентрация этилового спирта в организме может нарастать.
Обратим внимание и на то, что сотрудниками полиции требуется фиксирование фактов отказа в госпитализации таких лиц, поскольку это связано с задачами получения общей картины на территории района обслуживания относительно организации взаимодействия, это является важным для совершенствования организации такой совместной деятельности полиции и медицинских учреждений и выступает одним из средств предупреждения виктимности данной категории лиц. Такие отказы должны быть мотивированы и надлежащим образом документально оформлены медицинскими работниками.
Важной является первичная оценка сотрудником полиции состояния такого лица и исключение фактов доставления
в территориальные органы внутренних дел лиц, находящихся в опасном для жизни и здоровья состоянии, которым требуется оказание медицинской помощи. Очень важно, что сотрудникам полиции нужно исключать самостоятельные решения о доставлении указанной категории лиц в территориальные органы внутренних дел. Примером неправильных действий при самостоятельном решении о доставлении такого лица в территориальные органы внутренних дел может быть следующий случай, отраженный в материалах судебной практики.
Так, за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 293 УК РФ был осужден участковый уполномоченный полиции Ш., который <...> не принял мер к вызову на место нахождения в состоянии опьянения Ф. бригады скорой медицинской помощи либо к доставлению Ф. в медицинскую организацию для оценки медицинских показаний для оказания медицинской помощи в стационарных условиях. Кроме того, Ш. не проинформировал дежурную часть отделения полиции о том, что к Ф. им не была вызвана выездная бригада скорой медицинской помощи и не обеспечено доставление Ф. в медицинскую организацию. Ш. доставил Ф. в период времени с 18 часов по 19 часов 1 апреля 2013 года, с места его обнаружения в здание отделения полиции, где оставил его в коридоре первого этажа здания. 2 апреля 2013 года, в период времени с 04 часов 30 минут по 07 часов, Ф., находясь в коридоре первого этажа здания отделения полиции, скончался в результате острого отравления этиловым спиртом при явлениях нарушения кровообращения внутренних органов, отека легких и головного мозга.
Материалами дела было установлено в том числе то, что: 1) уже в момент обнаружения Ф. находился не менее 10 минут, когда его наблюдал свидетель в положении лежа на земле и не предпринимал попыток подняться, при том, что учетом времени года и погодных условий это угрожало здоровью; 2) Ф. не находился в состоянии бодрствования и был разбужен с применением физического воздействия; 3) Ш., как следует из его показаний и действий, исходил из того, что обнаруженное лицо не предпримет мер к самостоятельному спасению от холода; 4) будучи оставленным в
коридоре, в течение непродолжительного времени Ф. упал со скамьи на пол и далее находился на полу, не меняя положения тела; 5) оказание квалифицированной медицинской помощи Ф. в условиях стационара, направленной на де-токсикацию и поддержание жизненно-важных функций организма, сохраняло шансы на благоприятный исход, хотя и не гарантировало этого.
В итоге, судом был сделан вывод о том, что вследствие указанных обстоятельств Ш. должен был рассматривать Ф. как лицо, утратившее способность самостоятельно передвигаться и ориентироваться в окружающей обстановке [15].
Очень важно, что после доставления гражданина, находящегося в состоянии опьянения в качестве лица, совершившего административное правонарушение, следует опираться на положения приказа МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 (ред. от 19 июня 2014 г.) «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан», согласно п. 16.1 которого, если доставленное лицо находится в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства (при <...> отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью), а также в случае заявления с его стороны об ухудшении состояния здоровья <...>, оперативный дежурный обязан вызвать выездную бригаду скорой медицинской помощи, до приезда которой начать оказание первой помощи, обеспечить постоянное наблюдение за таким лицом [16].
Следует отметить, что при невозможности прибытия бригады скорой медицинской помощи (например, в сельской местности при нахождении лица в состоянии опьянения в населенном пункте, удаленном от медицинской организации муниципального образования, в зимнее время и др.) необходимо самостоятельное доставление в дежурную часть территориальных органов внутренних дел (если лицо не находится в состоянии, угрожающем жизни и здоровью) или в медицинскую организацию (если лицо находится в состоянии, угрожающем жизни и здоровью). При этом следует исключать длительную перевозку сотрудниками поли-
ции указанной категории лиц в служебном транспорте, так как это может привести к чрезвычайным происшествиям, связанным со смертями лиц, находящихся в состоянии опьянения вследствие отравления этиловым спиртом, ухудшения состояния здоровья в связи с наличием ряда хронических заболеваний, асфиксии вследствие попадания в дыхательные пути рвотных масс и др.
Следует выделить и еще один, заслуживающий внимания, вопрос о действиях сотрудников полиции при обнаружении в процессе несения службы гражданина в состоянии, похожем на состояние опьянения. В таких нетипичных случаях правильно принятое решение может способствовать предупреждению ситуаций, в которых гражданин может пострадать, исключить случаи необоснованного доставления лица в органы внутренних дел. Приведем следующий пример.
При несении патрульно-постовой службы сотрудники полиции, находящиеся в составе автопатруля, обратили внимание на молодого человека, который находился в зимнее время на одной из улиц г. Энска в расстегнутой одежде, без головного убора (температура воздуха составляла около - 25 Со). Этот человек вел себя заторможенно, медленно передвигался, при передвижении «замирал» и стоял на одном месте. В ходе общения с ним было установлено, что его речь замедлена, на основании внешних признаков сотрудники полиции посчитали, что молодой человек находится в состоянии наркотического опьянения и было принято решение о доставлении данного лица в медицинское учреждение для его освидетельствования. В процессе доставления они уточняли у гражданина данные о его личности, о том, где он учился. Молодой человек ответил, что он учился в специальной школе, является инвалидом и страдает расстройствами психики, назвал адрес проживания. Сотрудниками полиции он был доставлен по месту жительства по указанному им адресу, мать этого молодого человека подтвердила факт психического заболевания сына, показав соответствующие документы.
Данная ситуация используется в системе подготовки сотрудников полиции как один из учебных примеров. При указанных условиях сотрудниками полиции
были совершены правильные действия, нацеленные на выполнение предупредительной функции полиции. Этим примером показана социальная роль полицейской деятельности, нацеленной на помощь гражданам, предупреждение преступлений и правонарушений.
Мы считаем, что проблемные ситуации взаимодействия сотрудников полиции и медицинских работников должны подлежать не только учету, но и последующему анализу с информированием руководителей учреждений здравоохранения, в том числе — по фактам отказа медицинскими организациями в приеме от сотрудников полиции лиц, утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке вследствие состояния опьянения. От налаживания межведомственного взаимодействия полиции и медицинских работников зависит успешное предупреждение ухудшения состояния лиц,
находящихся в состоянии опьянения, своевременно оказание им специализированной помощи.
Исследование обозначенной нами проблематики может стать основой для совершенствования законодательства, положений нормативных правовых актов, регламентирующих оказание специальной медицинской помощи в указанных ситуациях, положений нормативных правовых актов, регламентирующих деятельности полиции, позволит формировать практику результативного взаимодействия полиции и медицинских организаций.
Такая работа может выступать одним из средств предупреждения отрицательных социальных последствий алкоголизации и наркотизации населения, позволит сохранить жизни людей, успешно реализовывать практические задачи полицейского предупреждения преступлений и правонарушений.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Майоров А.В. Концептуальные основы виктимологического противодействия преступности : монография. — Челябинск, 2013. — 182 с.
2. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология : монография. — Н. Новгород, 1998. — 211 с.
3. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ: в ред. от 22 июля 2014 г. // Рос. газ. 2011. 8 февр.; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru.
4. Приказ Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г. № 477н (ред. от 07 ноября 2012 г.) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]: справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Загл. с экрана.
5. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Инструкция городовым Московской полиции. М.: Типография при Канцелярии Московского Обер-Полицейсмейстера. 1883. 55 с.
7. Очерк науки полицейского права И.Т. Тарасова, профессора императорского Московского университета. — М., 1897. — 704 с.
8. Основы полицейской службы. Второе издание. — СПб: Типография СПб Градоначальства, 1901. — 30 с.
9. Советская криминология: учебник / Отв. ред. А.А. Герцензон, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев. — М: Юридическая литература, 1966. — 320 с.
10. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
11. Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации: приказ МВД России от 23 декабря 2011 года № 1298 // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]: справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Загл. с экрана.
12. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 (в ред. от 03 июля 2016 г.) // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]: справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Загл. с экрана.
13. Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи: приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н (в ред. от 05 мая 2016 г.) // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]: справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Загл. с экрана.
14.Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 (ред. от 12 мая 2015 г.) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]: справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Загл. с экрана.
15. Приговор Юрлинского районного суда Пермского края по уголовному делу № 1-1/2014 г. // Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// sudact.ru.
16. Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 (ред. от 19 июня 2014 г.) // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]: справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Загл. с экрана.
ГАРМАНОВ Виктор Михайлович, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации охраны общественного порядка Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. E-mail: [email protected]
Garmanov V. M.
WARNING EMPLOYEES PATROL POLICE VICTIMIZATION OCCUPANTS INTOXICATED AND LOSS OF ABILITY TO MOVE INDEPENDENTLY OR ORIENTATEDIN THE ENVIRONMENT
The article deals with prevention officers patrol police service victimization of persons who are intoxicated and lost their ability to move independently or orientate in the environment. This article has been prepared with a view to finding practical application of the results of victimization directions of research in this area. Consider some practical issues of police activities at work with this category of citizens, the problematic issues of cooperation between the police and medical personnel working with these persons.
Keywords: viktimnost. Viktimnosti warning persons who are intoxicated, the interaction of police and medical staff, training of police officers
GARMANOV Victor Michylovich, Candidate of Legal Sciences, associate professor, Chair of Legal Training of Law Enforcement Officers of the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. E -mail: [email protected]