Научная статья на тему 'Актуальные Вопросы совершенствования прав и обязанностей полиции в рамках мониторинга правоприменительной деятельности территориальных органов МВД России в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности'

Актуальные Вопросы совершенствования прав и обязанностей полиции в рамках мониторинга правоприменительной деятельности территориальных органов МВД России в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
771
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ / СТОЯЩИЕ ПЕРЕД МВД РОССИИ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / PRIORITY TASKS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / THE MAIN ACTIVITIES OF THE POLICE / IMPROVING THE MECHANISM FOR THE IMPLEMENTATION OF POLICE POWERS / TRAFFIC SAFETY AND OTHERS / РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН / ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ДР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Низаметдинов А.М., Потапенкова И.В.

Рассматриваются актуальные вопросы совершенствования прав и обязанностей полиции в рамках реализации ее основных направлений деятельности, предусмотренных Федеральным законом «О полиции». Обобщается правоприменительная практика реализации основных направлений деятельности полиции и механизма повышения ее эффективности. Рассматриваются приоритетные задачи, стоящие перед МВД России, решение которых способствует укреплению функционирования системы органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recent issues of improving the rights and duties of police in monitoring enforcement of territorial bodies of the Russian Interior Ministry in the field of public order and public safety

The article discusses the analysis of normative legal acts regulating the activities of the police in the main areas of the Federal Law «On Police». We generalize the legal practice of mainstream activities of the police and the mechanism to improve its efficiency. Addressing priority challenges facing the Russian Interior Ministry, the solution of which contributes to the functioning of the system of internal affairs.

Текст научной работы на тему «Актуальные Вопросы совершенствования прав и обязанностей полиции в рамках мониторинга правоприменительной деятельности территориальных органов МВД России в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности»

УДК 342.951 ББК 67.401.133

актуальные вопросы совершенствования прав и обязанностей

полиции в рамках мониторинга

правоприменительной деятельности территориальных органов мвд россии в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности

АНСАР мясумович НИЗАМЕТДИНОВ,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России

имени В.Я.Кикотя доцент, кандидат юридических наук E-mail: ansar_reno@mail.ru; ИРИНА ВИКТОРОВНА ПОТАПЕНКОВА, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя

кандидат юридических наук E-mail: irina_abuzova@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация.Рассматриваются актуальные вопросы совершенствования прав и обязанностей полиции в рамках реализации ее основных направлений деятельности, предусмотренных Федеральным законом «О полиции». Обобщается правоприменительная практика реализации основных направлений деятельности полиции и механизма повышения ее эффективности. Рассматриваются приоритетные задачи, стоящие перед МВД России, решение которых способствует укреплению функционирования системы органов внутренних дел.

Ключевые слова: приоритетные задачи, стоящие перед МВД России; основные направления деятельности полиции; совершенствование механизма реализации полномочий полиции в сфере охраны общественного порядка, работы с обращениями граждан, обеспечения безопасности дорожного движения и др.

Annotation. The article discusses the analysis of normative legal acts regulating the activities of the police in the main areas of the Federal Law «On Police». We generalize the legal practice of mainstream activities of the police and the mechanism to improve its efficiency. Addressing priority challenges facing the Russian Interior Ministry, the solution of which contributes to the functioning of the system of internal affairs.

Keywords: priority tasks of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the main activities of the police, improving the mechanism for the implementation of police powers in the field of public order and work with citizens, traffic safety and others.

В соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции»1 направления деятельности полиции реализуется конкретными подразделениями, службами и организациями полиции посредством исполнения возлагаемых обязанностей и реализацией предоставляемых прав.

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции, различаются по юридической силе, что определяет их преемственность по отношению друг к другу, а также по содержанию осущест-

вляемого направления деятельности, что отражает их взаимообусловленность и возможность регулирования деятельности различных подразделений и служб, реализующих одну и ту же функцию государства в сфере внутренних дел. Так, осуществление охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, регулируется системой норм права, во главе которой стоит Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Фе-

дерации, а также нормативные правовые акты ведомственного характера2.

Конституция Российской Федерации, разграничивая сферы ведения Российской Федерации и ее субъектов, определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон3. В соответствии с Федеральным законом «О полиции»4 на полицию возлагаются задачи по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Федеральный закон «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года5, утвержденной Постановлением Правительства, необходимость обеспечения безопасности и общественного порядка обусловлено развитием человеческого потенциала России как одного из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

Ведомственные нормативные правовые акты МВД России определяют:

• основные направления предупреждения преступлений6;

• порядок предоставления гражданам государственных услуг, например, в сфере лицензи-онно-разрешительной деятельности7;

• задачи, функции, организационное построение конкретных подразделений и служб полиции исходя из основных направлений деятель-ности8;

• деятельность органов управления территориальных органов МВД России на различных уровнях9;

Безусловно, осуществление системных преобразований в МВД России, касающихся основных направлений деятельности полиции, обновления содержания ее работы, урегулирования порядка реализации возложенных обязанностей, особенностей применения отдельных мер государственного принуждения было скорректировано в процессе применения норм Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3 — ФЗ «О полиции».

На расширенном заседании коллегии МВД России 4 марта 2015 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были определены приоритетные

задачи по совершенствованию деятельности органов внутренних дел путем эффективной реализации изменений законодательства в правоприменительной практике. К таким задачам, стоящим перед МВД России, по мнению В.В. Путина относятся10:

• защита законных интересов граждан;

• борьба с преступностью;

• повышение качества оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности;

• своевременное реагирование и качественная работа с обращениями граждан;

• обеспечение общественной безопасности, а именно снижение уровня преступности в общественных местах, на улицах, во дворах и т. д.;

• реализация в деятельности полиции по обеспечению правопорядка в общественных местах положений ФЗ № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;

• совершенствование правового и научно-методического обеспечения деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений соответствующее современным требованиям общества;

• повышение эффективности работы участковых уполномоченных полиции, путем акцентирования внимания на выполнении ими своих непосредственных обязанностей, и исключения косвенных, таких как «участие», «оказание содействия»;

• принятие комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, которые реализуются как путем ужесточения ответственности за совершение отдельных правонарушений в области дорожного движения, так и повышения культуры поведения на дорогах;

• кадровое укрепление всей системы МВД России.

Таким образом, в сфере указанных приоритетных

направлений деятельности, необходимо не только совершенствование законодательства, но также выработка решений, направленных на повышение эффективности правоприменительной практики подразделений и служб полиции.

В целях повышения эффективности и качества реализации обязанности полиции по приему и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях Министерством внутренних дел Российской федерации определен новый порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных

лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях11.

В качестве нововведений данного нормативного правового акта, можно отметить следующие положения:

• во-первых, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России вне зависимости от места и времени их совершения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления;

• во-вторых, электронные заявления распечатываются на бумажном носителе, дальнейшая работа ведется с ними как с письменными заявлениями.

• определена процедура, регистрации заявлений и сообщений в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, и сроки их разрешения;

• установлены виды контроля за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

• установлена обязанность начальника территориального органа МВД России осуществлять ежедневный контроль за правильностью регистрации обращений граждан.

Таким образом можно констатировать, что обязанность по приему заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии в любой форме письменно, в электронном виде, по телефону, устно и анонимно возлагается на любого сотрудника органов внутренних дел (полиции) и вне зависимости от его место нахождения и времени суток. Необходимо отметить, что персональная ответственность за нарушение правил регистрации возлагается не только на оперативного дежурного дежурной части территориального органа МВД России, но и на руководителя (начальника) территориального органа МВД России.

В целях снижения материальных и трудовых затрат при работе с обращениями граждан о действиях и событиях, заведомо не содержащих признаков преступления или административного правонарушения Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУОООП МВД России) выступил с предло-

жением исключить проведение сотрудниками полиции проверок по таким сообщениям:

• обращения, инициируемые адвокатами, представляющими интересы сторон при рассмотрении споров гражданско-правового характера;

• обращения граждан, не обладающих достаточными правовыми знаниями по вопросам, не относящимся к сфере регулирования уголовного или административного законодательства РФ, либо к деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов.

В результате мониторинга применения законодательства в сфере реализации полицией основных обязанностей можно выделить ряд вопросов, совершенствование которых, направлено на повышение эффективности выполнения сотрудниками полиции своих непосредственных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О полиции».

Необходимо отметить, что ряд полномочий полиции, требуют существенных изменений, так как представляют собой так называемые «косвенные обязанности».

К числу таких полномочий, содержащихся в Федеральном законе «О полиции» и требующих изменений либо пересмотра, относятся:

• участие совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений (пункт 35 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции»). Законодательством Российской Федерации до настоящего времени не установлен порядок участия полиции в наблюдении за лицами указанной категории. Так, статьей 30 Закона от 2 июля 1992 года № 3185 — 1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»12 регламентируются только меры обеспечения безопасности при психиатрической помощи. Термин «наблюдение», употребляемого в рассматриваемом пункте Федерального закона «О полиции» имеет юридико-лингвистиче-скую неопределенность, т.е. если он используется согласно Закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», то сотрудники полиции должны

осуществлять «диспансерное наблюдение», однако полицейские такое «наблюдении» реализовать не могут. В то же время, если термин «наблюдение» используется в реализации норм Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно — разыскной деятельности»13, то в этом случае возникает вопрос отсутствия соответствующих полномочий у органов здравоохранения.

• участие в пропаганде правовых знаний (пункт 4 части первой статьи 12 Федерального закона «О полиции»). Необходимо уточнить формулировку «правовые знания», ограничив ее сферами знаний, которые напрямую относятся к основным направлениям деятельности полиции. При этом необходимо учитывать, что обязанности по повышению правовой грамотности и у населения России, правовому информированию населения и пропаганде правовых знаний могут быть отнесены к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации, поскольку федеральным бюджетом на регулярной основе предусматривается соответствующее целевое финансирование указанному федеральному органу исполнительной власти в данной сфере деятельности.

• доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации (пункт 14 статьи 13 Федерального закона «О полиции»). В связи с отсутствием правовых оснований для применения мер административного принуждения, в том числе доставления лиц, находящихся в состоянии опьянения в дежурные части органов внутренних дел14 либо помещения в медицинские организации, а также по причине отказа от медицинской помощи, лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, оказываются на улице, что нередко приводит к их гибели от внешних причин (переохлаждение, ожог, закупорка дыхательных путей и т.д.).

Принимаемые при этом учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел меры остаются неэффективными ввиду необходимости добровольного согласия на медицинское вмешательство (за исключением случаев, когда такое вмешательство необходимо по экстренным показаниям).

Кроме того, лица, находясь в состоянии опьянения, нередко сами совершают правонарушения или становятся объектами преступных посягательств.

Так, на основании изучения положительного опыта работы в ряде субъектов Российской Федерации по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения, на примерах республик Башкортостан и Татарстан, Смоленской и Томской областей, целесообразно обеспечить правовую регламентацию создания в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек специализированных социальных учреждений (в том числе с возможностью при необходимости оказания медицинской помощи) для помещения лиц, находящихся в состоянии опьянения, в том числе утративших способность самостоятельно передвигаться, а также не нуждающихся в оказании специализированной медицинской помощи, с определением порядка предоставления им соответствующих услуг на возмездной основе и финансирования деятельности указанных учреждений15.

В настоящее время с точки зрения анализа правоприменительной практики по реализации основных направлений деятельности полиции необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «О полиции и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно:

1. Наделение полиции правом требовать от граждан, в случае их обращения, назвать свои фамилию, имя и отчество, поскольку не предусмотрена ответственность гражданина и порядок действия сотрудника полиции в случае явного злоупотребления гражданином своим правом при обращении к сотруднику полиции. Реализация указанного предложения будет способствовать созданию механизма правовой защиты сотрудника полиции от явно необоснованных и противоправных обращений препятствующих осуществлению деятельности полиции, а также дадут возможность привлекать граждан, злоупотребляющих своими правами к ответственности, предусмотренной статьей 19.3 КоАП РФ (Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции).

2. Доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке не только в медицинские, но и в специализированные социальные организации.

3.Осуществлять оцепление или блокирование участков местности либо территорий при проведении массовых мероприятий культурно — развлекательного, спортивного либо общественно-политического ха-

рактера не только в случаях, когда действия граждан, участвующих в массовых мероприятиях, приобрели противоправный характер, но и в целях предупреждения групповых нарушений общественного порядка и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, а также для зашиты прав граждан, не участвующих в указанных мероприятиях (п. 2 ч.2 ст. ФЗ «О полиции»).

1 См. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» (С изменениями и дополнениями от:29 августа 2013 г., 27 июня 2014 г.). Справочно-информаци-онная система «Гарант» // http://ivo.garant.ru.

2 Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. №1. Ст. 2.

3 См.: Ст. 72 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

4 Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011г. № Э-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

5 См.: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — Ст. 5489; 2009. — № 33. — Ст. 4127.

6 Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www. consultant.ru.

7 См., например, Приказ МВД России от 29 сентября 2011 г. N 1039 «Об утверждении Административных регламентов МВД России по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность, лицензии на частную охранную деятельность и удостоверения

частного охранника» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 3, 16.01.2012.

8 Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» // БНА ФОИВ. 2008. № 27; Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета. 2013. 27 марта и др.

9 Приказ МВД России от 18 июля 2011 г. № 849 «Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России»; Приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении Типового Положения о территориальном органе МВД России на районном уровне»; Приказ МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов МВД России» и др.

10 См. официальный портал Интернет http://www.kremlin.ru/ transcripts/21712

11 См. Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях». Российская газета. Федеральный выпуск № 260, 14.11.2014.

12 Ведомости СНД и ВС РФ, 20.08.1992, № 33, ст. 1913.

13 Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., № 33, ст. 3349.

14 Приказ МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» // Российская газета, № 43, 29.02.2012.

15 Информационные материалы ГУОООП МВД России. М.2015 г.

Социальная политика в органах внутренних дел зарубежных стран. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Быковская Ю.В. Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 143 с.

Проводится анализ социальной политики в органах внутренних дел государств дальнего зарубежья, стран Восточной Европы, Балтии и СНГ. Рассмотрены системы оплаты и стимулирования труда, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения. Исследованы критерии оценки эффективности деятельности правоохранительных органов зарубежных стран.

Для сотрудников органов внутренних дел, а также для адъюнктов и докторантов высших учебных заведений системы образования МВД России.

Ю.В. Быковская

Социальная политика в органах внутренних дел зарубежных стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.