УДК 342.9
О совершенствовании отдельных правовых норм, определяющих процессуальные полномочия полицейских патрульно-постовой службы органов внутренних дел Российской Федерации на месте выявления административного правонарушения
Равнюшкин Алексей Викторович,
Крымский филиал Краснодарского университета
МВД России, кандидат исторических наук
e-mail: [email protected]; [email protected]
На основе анализа нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность сотрудников патрульно-постовой службы полиции, статистических сведений и научной литературы автор настоящей статьи рассматривает вопрос усовершенствования правовой базы, определяющей их полномочия в производстве по делам об административных правонарушениях. Предлагается наделить сотрудников патрульно-постовой службы полномочиями по разрешению зарегистрированных в книге учета сообщений о преступлениях и происшествиях (КУСП) сообщений об административных правонарушениях, очевидцами которых они являются.
Ключевые слова: патрульно-постовая служба полиции; производство по делам об административных правонарушениях; административное правонарушение; проверка и разрешение заявлений и сообщений об административных правонарушениях.
On the improvement of specific legal norms defining the procedural powers of the police patrol service of the Lаw Enforcement Agencies of the Russian Federation at the place of revealing of administrative offences
Ravnushkin Alexey Viktorovich, Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Historical Sciences
On the basis of the analysis of normative legal acts regulating the activity of police patrol officers, statistical data and scientific literature, the author of this article proposed to improve the legal framework that determines their powers in the proceedings on administrative offenses. The author proposes to give the patrol officers the authority to resolve the reports of administrative offences registered in the administrative code of criminal procedure, which they are eyewitnesses.
Key words: patrol and inspection service of the police; the proceedings on administrative offences; administrative offence; check and permit statements and reports on administrative offences.
По данным МВД России, наряду с сотрудниками ГИБДД и участковыми уполномоченными полиции должностные лица патрульно-постовой службы полиции являются теми основными силами правопорядка, которые выявляют и пресекают большинство административных правонарушений. Только в 2016 г. сотрудниками территориальных органов (полиции) пресечено более 95,4 млн административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Из них сотрудниками ГИБДД выявлено 84 324 057 административных правонарушений, остальные 12 185 452 - полицейскими патрульно-постовой службы полиции, участковыми уполномоченными полиции, сотрудниками дежурных частей1.
1 Информационно-аналитические материалы об итогах служебной деятельности ГУОООП МВД России, а также о состоянии обстановки по обеспечению охраны общественного
В 2017 г. количество пресеченных сотрудниками полиции административных правонарушений составило более 8,5 млн. При этом в учет не брались данные о правонарушениях, пресеченных сотрудниками ГИБДД МВД России в сфере безопасности дорожного движения1. Почти половина (4,1 млн) пресеченных административных правонарушений принадлежит сотрудникам патрульно-постовой службы полиции2. За первое полугодие 2018 г. количество пресеченных полицейскими патрульно-постовой службы административных правонарушений уже составило почти 2 млн.
Как следует из смысла п. 271 Устава патрульно-постовой службы полиции, единственным поводом для возбуждения дела об административном правонарушении сотрудниками патрульно-постовой службы полиции является непосредственное обнаружение ими как должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, т. е. сами полицейские должны являться очевидцами его совершения3. В настоящее время МВД России не закрепляет нормативными и организационно-распорядительными документами полномочия полицейских патрульно-постовой службы полиции по проверке и разрешению в рамках КоАП РФ заявлений и сообщений об административных правонарушениях. Согласно ведомственным приказам таким правом обладает ограниченный круг сотрудников, в который входят сотрудники дежурных частей, участковые уполномоченные полиции, инспекторы по делам несовершеннолетних, инспекторы по исполнению административного законодательства. Руководствуясь Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - Инструкция), они активно осуществляют прием таких заявлений и обращений, а после их регистрации в рамках полномочий проводят по ним проверку и принимают решения в порядке, установленном КоАП РФ4.
порядка и профилактике правонарушений, результатах служебной деятельности подразделений полиции, реализующих задачи и функции, отнесенные к компетенции ГУО-ООП МВД России, за январь - декабрь 2016 г.
1 Сводный отчет по России. Сведения об административной практике органов внутренних дел Российской Федерации за январь - декабрь 2017 г.
2 Там же.
3 См.: Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (в ред. приказа МВД России от 12 февраля 2015 г. № 253) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30 сентября 2018 г.).
4 См.: Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации
Согласно п. 40-42 рассматриваемой Инструкции проверку зарегистрированного заявления (сообщения) осуществляет сотрудник органов внутренних дел по соответствующему поручению руководителя (начальника) территориального органа МВД России либо его заместителя; по каждому зарегистрированному заявлению (сообщению) об административном правонарушении руководитель территориального органа обязан дать письменное поручение в форме резолюции, с указанием исполнителя, срока проверки и порядка разрешения заявления (сообщения). Передача заявления (сообщения) об административном правонарушении исполнителю для разрешения осуществляется оперативным дежурным дежурной части незамедлительно под роспись в КУСП с фиксацией времени, даты передачи и фамилии исполнителя. Однако, как свидетельствует практика в органах внутренних дел, сотрудники полиции, несущие службу нарядами, в том числе сотрудники патрульно-постовой службы, не получают заявления и сообщения об административных правонарушениях в качестве исполнителей. Согласно п. 39 Инструкции сотрудники данной службы по указанию оперативного дежурного принимают меры неотложного реагирования, выдвигаются на место правонарушения для его пресечения, но не по зарегистрированным заявлениям, которые в соответствии с п. 2.1.2 Инструкции могут быть только письменными, т. е. уже принятыми лично от заявителя другими сотрудниками органов внутренних дел, а лишь по сообщениям об административных правонарушениях, которые согласно п. 2.2.2 Инструкции могут быть изложены только в устной форме, и информацию, поступившую от обратившегося лица, еще предстоит отразить в письменном виде при опросе. В ходе отработки указанного оперативным дежурным сигнала, т. е. зарегистрированного в КУСП сообщения об административном правонарушении, сотрудник патрульно-постовой службы полиции может опросить сообщившее об административном правонарушении лицо и, в зависимости от характера полученной информации, принять письменное заявление либо оформить рапорт, который согласно смыслу п. 2.1.2 Инструкции приравнен к последнему, но принять решение по изложенной в данном заявлении информации сотрудник патрульно-постовой службы полиции, если не был очевидцем данного административного правонарушения, т. е. лицом, выявившим его непосредственно на месте совершения, не правомочен. Данный материал по решению начальника территориального органа передается для разрешения в иное подразделение. Если сотрудник патрульно-постовой службы полиции, отрабатывая по указанию оператив-
и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (в ред. приказа МВД России от 7 ноября 2018 г. № 708) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30 сентября 2018 г.).
ного дежурного зарегистрированное в КУСП сообщение об административном правонарушении, лично обнаруживает совершение данного правонарушения, является его очевидцем, то он может принять решение о возбуждении дела и составить протокол.
Таким образом, если сотрудник патрульно-постовой службы полиции не стал очевидцем административного правонарушения, то принять какое-либо решение по заявлению и сообщению, предусмотренное п. 59 рассматриваемой Инструкции, в том числе
0 возбуждении дела об административном правонарушении либо его отказе, не может. Единственным законным поводом для возбуждения дела об административным правонарушении для сотрудников патрульно-постовой службы полиции является непосредственное обнаружение правонарушения, а моментом возбуждения дела - составление протокола об административном правонарушении либо применение мер обеспечения производства. Согласно пункту п. 6.4 данной Инструкции ее положения не распространяются на самостоятельно выявленные непосредственно сотрудниками органов внутренних дел административные правонарушения, по которым составлены протоколы об административных правонарушениях, вынесены постановления по делу об административном правонарушении о назначении наказания в случае, предусмотренном ч. 1 или 3 ст. 28.6 КоАП РФ об административных правонарушениях. Составленные протоколы и постановления и другие материалы дел об административных правонарушениях не нуждаются в регистрации в КУСП, если, как указано выше, по результатам выявления административных правонарушений были составлены данные протоколы и вынесены постановления.
Ограничение полицейских патрульно-постовой службы в проверке и принятии решений по письменным сообщениям и заявлениям об административных правонарушениях объясняется тем, что последние несут службу нарядами в строго определенных временных рамках - сменах - и осуществлять проверку по указанным сообщениям и заявлениям не могут ввиду отвлечения от маршрутов патрулирования. Бесспорно, что даже на оформление выявленного административного правонарушения требуются значительные временные затраты. Как справедливо отмечают С. В. Сватенко и А. В. Ваньков, выявление и пресечение административных правонарушений с обязательным сбором необходимых доказательств и в итоге составлением протокола на правонарушителя на длительное время освобождают наряды от несения службы по охране общественного порядка в зоне маршрута1. Однако представляется целесообразным
1 См.: Сватенко С. В., Ваньков А. В. Пути совершенствования патрульно-постовой службы полиции территориального органа МВД России на районном уровне [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. Иркутск, 2017. С. 207. 1Ж1.: https://elibrary.ru/item.
в Уставе патрульно-постовой службы полиции дополнить, что если, отрабатывая по указанию оперативного дежурного зарегистрированное в КУСП сообщение об административном правонарушении, сотрудник, оказываясь на месте его совершения, непосредственно сам обнаруживает данное правонарушение, он обязан не только предпринять все действия, перечисленные в пунктах 271-275 подраздела «Действия сотрудников подразделений ППСП при выявлении административных правонарушений» Устава патрульно-постовой службы полиции, в том числе составить протокол об административном правонарушении, которое является решением о возбуждении дела, но и в соответствии с п. 69 рассматриваемой Инструкции проинформировать о данном решении оперативного дежурного и при наличии заявителя в соответствии с п. 70 Инструкции подготовить для него информацию о данном решении. Действительно, если сотрудник, отрабатывая зарегистрированное в КУСП сообщение, непосредственно выявил административное правонарушение, составил протокол, обеспечил полноту и качество материала, то необходимость в его передаче для дополнительной проверки в иное подразделение отсутствует. Это уменьшило бы нагрузку на других сотрудников органов внутренних дел, в особенности участковых уполномоченных полиции, которые в основном и получают для проверки и разрешения зарегистрированные заявления и сообщения об административных правонарушениях и не успевают осуществить необходимые проверочные действия в срок, установленный нормативными правовыми актами2. Статистические данные МВД России свидетельствуют о том, что только в 2017 г. количество рассмотренных органами внутренних дел заявлений (сообщений) граждан о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях составило 30,5 млн. Из них 10,3 млн (33,8 %) были зарегистрированными заявлениями (сообщениями) о преступлениях, остальные - об административных правонарушениях и происшествиях3.
По мнению автора, полицейским патрульно-постовой службы полиции после составления протокола об административном правонарушении в результате отработки зарегистрированного в КУСП сообщения об административном правонарушении необходимо дополнительно проинформировать оперативного дежурного о составленном протоколе и при наличии заявителя подготовить для него информацию о данном решении. Составление еще одного
asp?id=28802474 (дата обращения: 30 сентября 2018 г.).
2 См.: Стульнова Т. В., Холманский В. И. Совершенствование учетно-регистрационной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 2 (5). С. 15. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25584317 (дата обращения: 30 сентября 2018 г.).
3 См.: Преступность и правонарушения (2013-2017): статистический сборник. М., 2018.
документа, кроме протокола об административном правонарушении, не скажется негативно на выполнении ими обязанностей по выявлению и пресечению административных правонарушений. Одновременно данная мера позволит исключить имеющиеся случаи фактически повторной проверки участковыми уполномоченными полиции сообщений об административных правонарушениях, первоначально переданных оперативными дежурными дежурных частей для безотлагательного реагирования сотрудникам патрульно-постовой службы полиции.
Проблема правового характера проявляется и при реализации лицом, участвующим в осуществляемом полицейскими данной службы производстве по делу об административном правонарушении, права, указанного в ст. 24.4 КоАП РФ. Согласно данной статье лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, имеет право заявлять ходатайства. Ходатайства могут подаваться на любой стадии производства, в том числе возбуждения дела, и по любым вопросам. В данном случае представляют интерес ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства правонарушителя. Как и любое другое, указанное ходатайство заявляется в письменной форме, подлежит обязательному и немедленному рассмотрению должностным лицом, в производстве которого находится дело. Согласно ст. 23.3 КоАП РФ сотрудник патрульно-постовой службы полиции не является должностным лицом, рассматривающим дела об административных правонарушениях, но на стадии возбуждения дела об административном правонарушении имеет право удовлетворить ходатайство о рассмотрении им составленного протокола по делу и иных материалов по месту жительства. Принимая во внимание, что личность правонарушителя установлена, в соответствии со ст. 28.8 и 29.5 КоАП РФ протокол и иные материалы дела направляются на рассмотрение по месту жительства. В этом случае начальник территориального органа либо лицо, его заменяющее, которые правомочны сами рассмотреть дело по месту совершения правонарушения, автоматически лишаются данного права, т. к. вместо них их подчиненный полицейский фактически принял решение о направлении дела на рассмотрение по месту жительства участника производства. Единственным положительным моментом для сотрудников патрульно-постовой службы полиции при удовлетворении указанных ходатайств является то обстоятельство, что необходимость в доставлении лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, отпадает, т. к. личность правонарушителя установлена. Однако при таком подходе могут страдать полнота и качество материала, так как иные доказательства кроме признательных показаний в таких материалах, как правило, отсутствуют либо ненадлежащим образом оформлены и рассматривать дело будут должностные лица не по месту совершения, а по месту проживания участника про-
изводства. Поэтому целесообразно в ст. 24.4 КоАП РФ внести следующее дополнение:
«Статья 24.4. Ходатайства
1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
3. Ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, и которые правомочны рассмотреть данное дело по месту его совершения».
Кроме того, необходимо обратить внимание на явное несоответствие вышеуказанного Устава патрульно-постовой службы полиции нормам КоАП РФ. Как уже ранее отмечалось, согласно ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях должностными лицами строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции законодательно не предусмотрены. В то же время согласно п. 230 Устава патрульно-постовой службы полиции по административному правонарушению сотрудником может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в отдел (отделение) внутренних дел или возможности ограничиться замечанием. Как справедливо указывают К. А. Трифонова и О. В. Чуприкова, словосочетание «ограничиться замечанием» по своему содержанию фактически равнозначно понятию «ограничиться устным замечанием», предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ1. Однако в силу данной статьи ограничиться устным замечанием может должностное лицо, уполномоченное рассмотреть дело об административном правонарушении, каковым полицейский патрульно-постовой службы полиции не является. Таким образом, необходимо словосочетание «или возможности ограничиться замечанием» признать не соответствующим ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ.
Библиографический список
1. Информационно-аналитические материалы об итогах служебной деятельности ГУОООП МВД России, а также о состоянии обстановки по обеспече-
1 См.: Трифонова К. А., Чуприкова О. В. Устное замечание как вид освобождения от административного наказания: природа, основания, перспективы развития [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы применения законодательства Российской Федерации в деятельности органов внутренних дел: сборник материалов межвузовского научно-практического семинара. Астрахань, 2017. С. 116. 1Ж1.: НПрБ://еПЬгагу.гиЖет.аБр?^=32514087 (дата обращения: 30 сентября 2018 г.).
нию охраны общественного порядка и профилактике правонарушений, результатах служебной деятельности подразделений полиции, реализующих задачи и функции, отнесенные к компетенции ГУОООП МВД России, за январь - декабрь 2016 г.
2. Сводный отчет по России. Сведения об административной практике органов внутренних дел Российской Федерации за январь - декабрь 2017 г.
3. Преступность и правонарушения (2013-2017): статистический сборник. - Москва, 2018.
4. Сватенко С. В. Пути совершенствования патрульно-постовой службы полиции территориального органа МВД России на районном уровне [Электронный ресурс] / С. В. Сватенко, А. В. Ваньков // Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. -Иркутск, 2017. - С. 203-208. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=28802474 (дата обращения: 30 сентября 2018 г.).
5. Стульнова Т. В. Совершенствование учетно-ре-гистрационной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] / Т. В. Стульнова, В. И. Холманский // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2015. - № 2 (5). - С. 12-19. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25584317 (дата обращения: 30 сентября 2018 г.).
6. Трифонова К. А. Устное замечание как вид освобождения от административного наказания: природа, основания, перспективы развития [Электронный ресурс] / К. А. Трифонова, О. В. Чуприкова // Актуальные проблемы применения законодательства Российской Федерации в деятельности органов внутренних дел: сборник материалов межвузовского научно-практического семинара. - Астрахань, 2017. - С. 113-116. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32514087 (дата обращения: 30 сентября 2018 г.).
Bibliograficheskiy spisok
1. Informatsionno-analiticheskiye materialy ob itogakh sluzhebnoy deyatelnosti GUOOOP MVD Rossii. a takzhe o sostoyanii obstanovki po obespecheniyu okhrany obshchestvennogo poryadka i profilaktike pravonarusheniy. rezultatakh sluzhebnoy deyatelnosti podrazdeleniy politsii. realizuyushchikh zadachi i funktsii. otnesennyye k kompetentsii GUOOOP MVD Rossii. za yanvar-dekabr 2016 g.
2. Svodnyy otchet po Rossii. Svedeniya ob administrativnoy praktike organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii za yanvar-dekabr 2017 g.
3. Prestupnost i pravonarusheniya (2013-2017): statisticheskiy sbornik. - Moskva, 2018.
4. Svatenko S. V. Puti sovershenstvovaniya patrulno-postovoy sluzhby politsii territorialnogo organa MVD Rossii na rayonnom urovne [Elektronnyy resurs] / S. V. Svatenko, A. V. Vankov // Aktualnyye voprosy taktiki okhrany obshchestvennogo poryadka i obshchestvennoy bezopasnosti: sbornik materialov
mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. -Irkutsk. 2017. - S. 203-208. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=28802474 (data obrashcheniya: 30 sentyabrya 2018 g.).
5. Stulnova T. V. Sovershenstvovaniye uchetno-registratsionnoy distsipliny v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] / T. V. Stulnova, V. I. Kholmanskiy // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii. - 2015. -№ 2 (5). - S. 12-19. - URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=25584317 (data obrashcheniya: 30 sentyabrya 2018 g.).
6. Trifonova K. A. Ustnoye zamechaniye kak vid osvobozhdeniya ot administrativnogo nakazaniya: priroda. osnovaniya. perspektivy razvitiya [Elektronnyy resurs] / K. A. Trifonova, O. V. Chuprikova // Aktualnyye problemy primeneniya zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii v deyatelnosti organov vnutrennikh del: sbornik materialov mezhvuzovskogo nauchno-prakticheskogo seminara. - Astrakhan, 2017. - S. 113116. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32514087 (data obrashcheniya: 30 sentyabrya 2018 g.).