Научная статья на тему 'Административно-юрисдикционная деятельность полиции (сравнительно-правовой анализ)'

Административно-юрисдикционная деятельность полиции (сравнительно-правовой анализ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1843
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / КОАП РФ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ОГОВОРКА / ПОЛИЦИЯ / LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE OFFENCES / THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / OFFENCES GENERAL POLICE CLAUSE / THE POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майле Алексей Давидович

В статье анализируется состояние административно-деликтного законодательства России и Германии, проводится анализ административно-юрисдикционной компетенции полиции. Обосновывается необходимость сокращения юрисдикционных полномочий полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative-Jurisdictional Activity of Police(Comparative-Legal Analysis)

The article analyzes the status of administrative offences of Russia and Germany; is the analysis of the administrative-jurisdictional competence of police. The necessity of reducing the jurisdictional powers of the police.

Текст научной работы на тему «Административно-юрисдикционная деятельность полиции (сравнительно-правовой анализ)»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 351.95

Б01: 10.19073/2306-1340-2017-14-4-122-128

АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ _ПОЛИЦИИ (СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

МАЙЛЕ Алексей Давидович*

И alex.majle@mail.ru

Франкенштрассе, 210, Нюрнберг, 90461, Германия

Аннотация. В статье анализируется состояние административно-деликтного законодательства России и Германии, проводится анализ административно-юрисдикционной компетенции полиции. Обосновывается необходимость сокращения юрисдикционных полномочий полиции.

Ключевые слова: законодательство об административных правонарушениях, КоАП РФ, административная ответственность, полицейская генеральная оговорка, полиция.

Administrative-Jurisdictional Activity of Police (Comparative-Legal Analysis)

Maile Aleksei D.**

El alex.majle@mail.ru

210 Frankenstrasse, Nurnberg, 90461, Germany

Abstract. The article analyzes the status of administrative offences of Russia and Germany; is the analysis of the administrative-jurisdictional competence of police. The necessity of reducing the jurisdictional powers of the police.

Keywords: legislation on administrative offences; the code of administrative offences, administrative responsibility, offences general police clause, the police.

Полиция в правовом государстве в силу возложенных на нее законом полномочий является одновременно и органом административной юрисдикции, призванным разрешать дела об административных правонарушениях. Двойственный характер этой деятельности (управленческий и юрисдикционный) и ее назначение определяют роль и правовой статус полиции как специализированного субъекта административной юрисдикции [7, с. 65].

Выделяя в качестве одного из основных направлений деятельности полиции в Российской Федерации предупреждение и пресечение административных правонарушений (п. 2 ч. 1 ст. 2), производство по делам об административных правонарушениях и исполнение административных наказаний (п. 5 ч. 1 ст. 2), Федеральный закон «О полиции» вменил в обязанность полиции пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам

* Служащий Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев, кандидат юридических наук, доктор права, магистр административных наук.

** Employee of the Federal Office for Migration and Refugees, Candidate of Legal Sciences, Doctor of Law, Master's Degree in Administrative Sciences.

об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административной ответственности к их подведомственности (п. 11 ч. 1 ст. 12), наделив их соответственно правом составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (п. 8 ч. 1 ст. 13).

Необходимо отметить, что административно-деликтное законодательство в России имеет отличительную особенность. В соответствии с п. «к» ст. 72 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом издаваемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству. Данное положение касается всего административного законодательства, в том числе и законодательства об административной ответственности.

Указанные положения Конституции были реализованы при принятии Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В части 1 ст. 1.1 КоАП РФ закреплено правило о том, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных

законами субъектов Российской Федерации, определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонаруше-ниях1.

КоАП РФ не содержит нормативного определения термина «производство по делам об административных правонарушениях». На основе анализа современных подходов к характеристике данного понятия мы согласны с мнением тех авторов, которые под данным термином понимают «основанную на законе и облеченную в форму правовых отношений деятельность судей, органов и должностных лиц по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также применению к виновным мер административной ответственности, осуществляемую в особом административно-процессуальном порядке и производимую в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений» [2, с. 445].

В структуре органов внутренних дел (полиции) юрисдикционными полномочиями наделен широкий круг должностных лиц. Детальную регламентацию предметной компетенции органов внутренних дел содержит не только КоАП РФ, но и региональные нормативные правовые акты об административной ответственности за конкретные виды правонарушений. При этом помимо специальных статей (относящихся только к компетенции органов внутренних дел) имеются статьи с альтернативной подведомственностью. Кроме того, если для начальников органов внутренних дел характерен универсализм юрисдикционных полномочий, то большинство других сотрудников полиции вправе разрешать только строго определенные категории дел в соответствии с занимаемым должностным (служебным) положением [1, с. 234].

Производство по делам об административных правонарушениях органами внутренних

1 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ. Конкретный перечень органов и должностных лиц дан в ст.ст. 22.1 и 22.2 КоАП РФ.

дел (полиции) закреплено в КоАП РФ. Помимо КоАП РФ данное производство частично регламентировано нормативными правовыми актами МВД России. Обязанности и полномочия конкретных должностных лиц полиции в сфере административно-юрисдикционной деятельности, особенности подготовки отдельных видов материалов, разбирательства с лицами, привлекаемыми к административной ответственности, конкретизированы в ряде ведомственных нормативных актов2.

В статье 28.3 КоАП РФ дан перечень должностных лиц органов внутренних дел (полиции), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Конкретизированы полномочия различных категорий сотрудников полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 (ред. от 7 ноября 2016 г.) «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию»3.

Согласно ст. 23.3 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов внутренних дел (полиции) вправе:

1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители;

2) начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители;

3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов);

4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил;

5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации

административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;

6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание;

7) старшие государственные инспекторы безопасности дорожного движения, государственные инспекторы безопасности дорожного движения;

8) старшие государственные инспекторы дорожного надзора, государственные инспекторы дорожного надзора;

9) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции;

10) руководитель подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам миграции, его заместители;

11) руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители;

12) руководители структурных подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов, их заместители.

Из всех видов административных наказаний, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе назначать лишь предупреждение и административный штраф.

В ФРГ сложился иной подход в вопросах применения полицией Германии мер административного взыскания. Современное административно-деликтное законодательство ФРГ представляет собой трехуровневую систему нормативных правовых актов, включающую в себя законодательные акты федерального уровня, законодательные акты земель и правовые акты муниципальных образований. При этом необходимо подчеркнуть, что законодательство об административных правонарушениях рассматривается в Германии как уголовное право в широком смысле (das Strafrecht im weiteren Sinne).

Доктринальная трактовка административно-деликтного законодательства ФРГ как уголовного

2 См., напр.: Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения ; Устав патрульно-постовой службы полиции ; Наставление по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России ; и др. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 Бюл. норматив. актов федер. органов исполнит. власти. 2012. № 36.

права в широком смысле предопределяет субсидиарное применение норм уголовно-процессуального права при производстве по делам об административных правонарушениях, если необходимые административно-процессуальные нормы в законе не содержатся либо есть прямое указание на необходимость применения их положений.

Наиболее наглядно это видно на примере ст. 53 «Задачи полиции» Федерального закона об административных правонарушениях. В соответствии с данной статьей полиция обязана, исходя из принципов должностного усмотрения, исследовать все обстоятельства административного правонарушения и принять при этом все неотложные меры по установлению истины. При исследовании обстоятельств совершения административного правонарушения, если закон не определяет другое, полиция имеет те же права и обязанности, что и при преследовании преступлений.

Основным нормативным актом, в котором закреплены общие принципы административной ответственности, ключевые понятия, процессуальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях, их подведомственность, порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, является Федеральный закон об административных правонарушениях4.

Данный закон является рамочным, так как его основным принципам и положениям должны соответствовать все другие федеральные, земельные и муниципальные нормативные правовые акты. Так, данный закон предусматривает административную ответственность за нарушения некоторых норм в области охраны порядка, в сфере государственных предписаний и некоторых других.

Более детальный анализ данного закона позволяет говорить о том, что он предусматривает три вида негативных правовых последствий административного правонарушения: 1) административный штраф; 2) предупреждение и предупреждение с взысканием денежной суммы; 3) дополнительные наказания.

Денежный штраф (нем. GeldbuBeBe)5 налагается административными органами согласно предписаниям Закона об административных правонарушениях при совершении нарушения общественного порядка, нарушения правил парковки, превышения скорости движения и т. д.

При малозначительных правонарушениях административный орган может, но не обязан отказаться от наложения денежного штрафа и предупредить правонарушителя при помощи так называемого предупредительного денежного штрафа (нем. Verwamungsgeld) в сумме от 5 до 35 евро. При совершении малозначительных правонарушений, как правило, выносится простое предупреждение без взимания предупредительного штрафа. Предупреждение с взиманием предупредительных сумм только тогда действительно, когда правонарушитель с ними согласен и неотложно либо в определенный административными органами срок оплачивает их. Одновременно с наложением предупредительного штрафа на виновного не могут быть возложены иные взыскания. Если же правонарушитель не согласен с предъявленными ему обвинениями, то он также может их опротестовать. Правонарушитель имеет право в течение двух недель после получения уведомления о наложении на него денежного штрафа письменно или под запись принести жалобу в административный орган, который наложил на него это взыскание.

Законодатель не возлагает на правонарушителя обязанность чем-то обосновывать свой протест, но делать это целесообразно, поскольку административный орган будет перепроверять обоснованность наложения административного взыскания. Если административный орган придет к выводу, что наложение денежного штрафа было правильным, то он пересылает акты прокурору, который, в свою очередь, может производство по привлечению к административной ответственности прекратить. Если прокурор его не прекращает, то оно направляется к судье участкового суда для дальнейшего разбирательства (слушания) дела.

4 Федеральный закон об административных правонарушениях в редакции официальной публикации от 19 февр. 1987 г. (BGBl. 1987 I S. 602) с последующими изменениями и дополнениями. В юридической литературе можно встретить такие его переводы, как закон «О нарушениях общественного порядка» или закон «О борьбе с нарушениями общественного порядка».

5 При переводах часто путают понятия Geldbußeße и Geldstrafe. Оба понятия означают «денежный штраф». Наказание же в виде Geldstrafe может быть наложено судом только за совершение преступления, предусмотренного Уголовным кодексом ФРГ.

Все эти процедуры подробно расписаны в самых главных законах, составляющих основу административной юстиции Германии: Законе об административных процедурах 1976 г.6 и Законе об административном судопроизводстве 1959 г. Если аналог последнего в России принят и действует, то первый закон в России отсутствует.

Для немецкого права еще Федеральный Конституционный суд ФРГ установил, что внутренняя административная процедура по протесту не может заменить административно-судебную правовую защиту!

Закон об административной процедуре содержит не только предписания относительно процедуры, обязательные для работников административных органов, принимающих решения, но и материально-правовые предписания общего административного права, например, относительно применения служебного усмотрения или об отмене административными органами правомерных либо отзыве неправомерных административных актов. Некоторые предписания носят как материально-правовой, так и процессуальный характер.

Законы особого административного права, являющиеся специальными, как, например, строительное право, полицейское право, природоохранное право, модифицируют материально-правовые нормы Закона об административной процедуре. Это в полной мере относится и к Федеральному закону об административных правонарушениях.

Среди других федеральных нормативных правовых актов с административной ответ-

6 В юридической литературе можно встретить такие переводы, как Закон о порядке производства дел в административных органах или Закон об административном производстве.

7 Straßenverkehrsgesetz in der Fassung der Bekanntmachung vom 5. März 2003 (BGBl. I S. 310, 919), das zuletzt durch Artikel 3 des Gesetzes vom 31. Juli 2009 (BGBl. I S. 2507) geändert worden ist.

8 Straßenverkehrs-Ordnung vom 16. November 1970 (BGBl. I S. 1565), die zuletzt durch Artikel 1 der Verordnung vom 5. August 2009 (BGBl. I S. 2631) geändert worden ist.

9 Straßenverkehrs-Zulassungs-Ordnung in der Fassung der Bekanntmachung vom 28. September 1988 (BGBl. I S. 1793), die zuletzt durch Artikel 3 der Verordnung vom 21. April 2009 (BGBl. I S. 872) geändert worden ist.

10 Jugendschutzgesetz vom 23. Juli 2002 (BGBl. I S. 2730), das zuletzt durch Artikel 3 Absatz 1 des Gesetzes vom 31. Oktober 2008 (BGBl. I S. 2149) geändert worden ist.

11 Schwarzarbeitsbekämpfungsgesetz vom 23. Juli 2004 (BGBl. I S. 1842), das zuletzt durch Artikel 2 des Gesetzes vom 22. April 2009 (BGBl. I S. 818) geändert worden ist.

12 Waffengesetz vom 11. Oktober 2002 (BGBl. I S. 3970, 4592; 2003 I S. 1957), das zuletzt durch Artikel 3 Absatz 5 des Gesetzes vom 17. Juli 2009 (BGBl. I S. 2062) geändert worden ist.

13 См., напр.: Земельные строительные правила для Баден-Вюртемберга (Landesbauordnung für Baden-Württemberg (LBO) in der Fassung vom 8. August 1995 (GBl. S. 617), zuletzt geändert durch Verordnung vom 25. April 2007 (GBl.07, Nr. 9, S. 252); Строительные правила для Берлина (Bauordnung für Berlin (BauOBln) vom 29. September 2005 zuletzt geändert durch § 9 des Gesetzes vom 7. Juni 2007 (GVBl. S. 222).

14 Berufskraftfahrer-Qualifikations-Gesetz vom 14. August 2006 (BGBl. I S. 1958), das durch Artikel 1 des Gesetzes vom 13. Dezember 2016 (BGBl. I S. 2861) geändert worden ist.

ственностью можно выделить Закон о дорожном движении7, Положение о правилах дорожного движения8, Положение о порядке допуска подвижного состава к движению по дорогам и ули-цам9, Закон об охране молодежи10, Закон о борьбе с нелегальной трудовой деятельностью11, Закон о правилах оборота огнестрельного оружия12 и некоторые другие.

На земельном и местном уровнях в первую очередь выделяются нормативные акты с административной санкцией в сфере строительства и благоустройства13. Интересным представляется и тот факт, что в ФРГ право, включающее в себя нормы безопасности строительства и нормы эстетического оформления (Bauordnungsrecht), относят к особенной части полицейского права, именуемого Baupolizeirecht.

В настоящее время происходит дальнейшее оформление европейского права. Нормы европейского сообщества проникают и активно влияют на процесс правотворчества в государствах -членах ЕС. Например, введение новых категорий управления транспортными средствами (категории С1, C1E, С, CE, D1, D1E, D или DE) привело к тому, что в Германии был принят отдельный закон, в котором урегулированы вопросы обучения, квалификации и допуска водителей к управлению транспортными средствами по перевозке людей и грузов, и был также принят отдельный Каталог, в котором дан перечень всех составов административных нарушений в этой сфере и ответственность за них14.

Производство по наложению штрафа (нем. Bußgeldverfahren) сродни уголовному процессу, что зафиксировано в ст. 46 Закона о нарушении

общественного порядка. Это означает прежде всего, что перед принятием окончательного решения, в том числе и о сумме штрафа, каждому «обвиняемому» всегда дается возможность в устной или письменной форме защитить свои интересы. С этой целью нарушителю порядка высылается протокол заслушивания (Ап-hбrungsbogen). Данный принцип защищается и гарантируется Конституцией Германии.

К примеру, при нарушении правил дорожного движения полиция Германии использует в своей деятельности вышеупомянутый Каталог с административными санкциями, принятый к закону, в котором урегулированы вопросы обучения, квалификации и допуска водителей к управлению транспортными средствами по перевозке людей и грузов, и Каталог денежных штрафов, в котором перечислены составы всех остальных административных правонарушений в сфере дорожного движения и санкции за них15. Система штрафов построена по принципу степени влияния нарушения правил на безопасность движения: чем сильнее угроза безопасности движения в результате нарушения, тем больше наказание и крупнее штраф. По этому же принципу составлен и каталог штрафов.

Деятельность любого государственного органа ФРГ и его должностных лиц должна соответствовать Конституции, в первую очередь ст. 20 Основного закона, устанавливающей обязанность администрации соблюдать право и закон16. В соответствии с данным принципом органы публичной власти, при осуществлении своей деятельности вторгаясь в конституционные права граждан, обязаны выбирать для этого только подходящие, необходимые и соразмерные средства. Достаточно полно данный принцип сформулирован и находит свое непосредственное применение в нормативных правовых актах, посвященных регулированию деятельности полиции Германии.

Все действующие сегодня в Германии земельные полицейские законы и законы о поддержании порядка содержат так называемую генеральную оговорку (генеральную клаузулу). Несмотря на некоторые различия, ее смысл и содержание

состоят в том, что полиция и органы обеспечения общественного порядка и безопасности вправе на основе должностного усмотрения принимать меры по вмешательству в права и свободы граждан, когда имеется опасность либо создана помеха общественному порядку или общественной безопасности.

Необходимость существования генеральной оговорки обосновывается немецкими учеными-полицеистами тем, что предусмотреть заранее и нормативно урегулировать все мыслимые жизненные ситуации, могущие стать предметом полицейского вмешательства, практически невозможно. В свою очередь, неурегулированность отношений в сфере полицейского права может повлечь за собой нарушение одного из важных положений - принципа эффективного отражения опасностей. Поэтому генеральную оговорку следует рассматривать как разумный законодательный компромисс.

Так, в соответствии с § 3 Закона о полиции федеральной земли Саксония в установленных законом рамках полиция имеет право принимать необходимые меры с целью предотвращения конкретной угрозы общественной безопасности и общественному порядку, если полномочия полиции не урегулированы особым законом. При этом из множества возможных и подходящих мер полиция должна выбрать те, которые представляются ей необходимыми в соответствии с усмотрением по долгу службы и которые предположительно в наименьшей степени ущемляют права отдельных лиц и общественности. В результате применения полицейских мер не допускается нанесение вреда, который не находится в разумном соотношении с намеченным результатом. Кроме этого, любая полицейская мера является допустимой только до тех пор, пока ее цель не достигнута или пока не будет установлено, что достижение этой цели невоз-можно17.

Реформа органов внутренних дел (полиции) в России началась несколько лет назад. При этом до сих пор нет единого мнения об объеме и пределах юрисдикционной деятельности полиции.

15 Bußgeldkatalog-Verordnung vom 14. März 2013 (BGBl. I S. 498), die zuletzt durch Artikel 3 der Verordnung vom 18. Mai 2017 (BGBl. I S. 1282) geändert worden ist.

16 Абз. 3 ст. 20 Основного закона Федеративной Республики Германия гласит, что «законодательная власть связана конституционным строем, исполнительная и судебная власть - законом и правом».

17 Polizeigesetz des Freistaates Sachsen (SächsPolG) in der Fassung der Bekanntmachung vom 13. August 1999, zuletzt geändert durch Gesetz vom 5.5.2004, SächsGVBl. 2004, S. 148. URL: http://www.polizeirecht-sachsen.de/

Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что статус субъекта административной юрисдикции может органично сочетаться со статусом субъекта, осуществляющего контрольно-надзорные функции [5, с. 51; 6, с. 58-59; 8, с. 99]. Между тем при решении вопроса о функциональной компетенции субъекта административной юрисдикции следует учиты-

вать целевое предназначение соответствующих органов [3, с. 52]. Следует поддержать тех ученых, которые предлагают ограничить юрисдикцию полиции сферами общественного порядка и безопасности [4, с. 44]. В целом же мы полагаем, что юрисдикционные полномочия органов внутренних дел (полиции) уже сейчас необходимо дальше сокращать.

Список литературы

1. Административная деятельность полиции. Часть общая : учеб. пособие / под ред. О. И. Бекетова. Омск : ОмА МВД России, 2015. 312 с.

2. Административное право России : учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / под ред. П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2008. 559 с.

3. Барабаш А. С., Цуканов Н. Н. К вопросу о функциональной компетенции сотрудника полиции в производстве по делам об административных правонарушениях // Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 2. С. 48-53.

4. Гайдов В. Б., Газизов Д. А. Некоторые проблемы правового регулирования деятельности полиции в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности законодательством субъектов Российской Федерации // Современные проблемы административного и полицейского права : сб. ст. Омск : Ом. юрид. акад., 2013. С. 40-49.

5. Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. 58 с.

6. Соловей Ю. П. Российское законодательство об административной ответственности нуждается в совершенствовании // Вестник Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА). 2014. № 2. Вып.: Административное право и процесс. С. 56-63.

7. Шергин А. П. Административная юрисдикция. М. : Юрид. лит., 1979. 141 с.

8. Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М. : Проспект, 1999. 200 с.

References

1. Beketov O. I. [Ed.]. Administrativnaya deyatel'nost'politsii. Chast'obshchaya [Administrative Activity of the Police. General Part]. Omsk, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2015. 312 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kononov P. I., Kikot V. Ya., Kilyaskhanov I. Sh. [Eds.]. Administrativnoe pravo Rossii [Administrative Law of Russia]. 3rd ed. Moscow, Yuniti-Dana Publ., Zakon i Pravo Publ., 2008. 559 p.

3. Barabash A. S., Tsukanov N. N. K voprosu o funktsional'noi kompetentsii sotrudnika politsii v proizvodstve po delam ob ad-ministrativnykh pravonarusheniyakh [Considering Functional Competence of a Policeman in the Administrative Proceedings]. Pravovaya politika i pravovaya zhizn' - Legal Policy and Legal Life, 2012, no. 2, pp. 48-53.

4. Gaidov V. B., Gazizov D. A. Nekotorye problemy pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti politsii v sfere okhrany obshchest-vennogo poryadka i obshchestvennoi bezopasnosti zakonodatel'stvom sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [Some Problems of the Legal Regulation of the Police in the Sphere of Protection of Public Order and Public Safety by the Legislation of the Constituent Entities of the Russian Federation]. Sovremennyeproblemy administrativnogo ipolitseiskogoprava - Modern Problems of Administrative and Police Law. Omsk, Omsk Law Academy Publ., 2013, pp. 40-49.

5. Kaplunov A. I. Administrativnoe prinuzhdenie, primenyaemoe organami vnutrennikh del (sistemno-pravovoi analiz). Av-toref. dis. d-ra yurid. nauk [Administrative Coercion, Applied By the Bodies of Internal Affairs (System and Legal Analysis). Ext. Abstr. Dr. Legal Sci. Dis.]. Moscow, 2005. 58 p.

6. Solovey Y. P. Rossiiskoe zakonodatel'stvo ob administrativnoi otvetstvennosti nuzhdaetsya v sovershenstvovanii [Russian Law on Administrative Responsibility Is In Need of Improvement]. Vestnik Universiteta im. O. E. Kutafina (MGYuA) - Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 2014, no. 2, pp. 56-63.

7. Shergin A. P. Administrativnayayurisdiktsiya [Administrative Jurisdiction]. Moscow, Yuridicheskaya Literatura Publ., 1979. 141 p.

8. Yakimov A. Yu. Status sub"ekta administrativnoi yurisdiktsii i problemy ego realizatsii [Status of the Subject of Administrative Jurisdiction and Problems of Its Implementation]. Moscow, Prospekt Publ., 1999. 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.