ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
I
Алексей Давидович МАЙЛЕ,
кандидат юридических наук (Россия), доктор права, магистр административных наук (ФРГ), служащий Федерального ведомства по вопросам миграции и беженцев Министерства внутренних дел Германии [email protected] 24568, Гзрмания, г. Кальтенкирхен, Лортцингштрассе, д. 6
Сергей Алексеевич СТАРОСТИН,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
© А. Д. Майле, С. А. Старостин, 2018
ОСОБЕННОСТИ ГЕРМАНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Аннотация. В статье анализируется административно-деликтное законодательство ФРГ на предмет возможного использования опыта Германии при реформировании административно-деликтного и уголовного законодательства России и возможности перевода части административных правонарушений в категорию уголовных проступков. Ключевые слова: административное правонарушение, административная ответственность, уголовный проступок, уголовная ответственность.
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.41.1.158-166
A. MAILE, PhD of Law (Russia), right adviser on Russian law, Doctor of law, Master of administrative sciences (Federal Republic of Germany), government employee at the Federal Office for Migration and Refugees of the Ministry of Interior in Germany [email protected] 24568, Germany, Kaltenklirchen, Lortzingstrafie, 6 S. A. STAROSTIN, Doctor of Law, Professor of the Department of Administrative Law and Process of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 THE FEATURES OF GERMAN ADMINISTRATIVE AND TORT LAW Abstract. The article analyzes the administrative and tort legislation of Germany for possible use German experience in reform-the formation of administrative-tort and criminal legislation of Russia and the possibility of transferring part of administrative violations in the category of criminal offences. Keywords: administrative offence, administrative responsibility, criminal offense, criminal liability.
Согласно Основному Закону ФРГ1 разграничение полномочий между Федерацией и федеральными землями Германии в законодательной сфере реализуется через предписания об «исключительной» и «конкурирующей»
1 См.: Основной Закон Федеративной Республики Германия. Бонн : Издание Фед. центра политич. просвещения, 2001.
73 i—i
УНИВЕРСИТЕТА Особенности германского адми имени o.e. кугафина(мгюА) деликтного законодательства
законодательной компетенции Федерации, а также через указание на так называемое рамочное законодательство, рассматриваемое в научной литературе как разновидность конкурирующего законодательства. При этом Конституция Германии содержит указание, согласно которому земли в сферах конкурирующего законодательства обладают полномочиями на законодательное регулирование настолько широко, насколько Федерация не использовала свою законодательную компетенцию.
Законодательство об административных правонарушениях относится к конкурирующей законодательной компетенции Федерации и федеральных земель Германии2. При этом как на уровне Федерации, так и на уровнях земель действуют нормативные правовые акты с административной санкцией.
Современное административно-деликтное законодательство ФРГ представляет собой трехуровневую систему нормативных правовых актов, включающую в себя законодательные акты федерального уровня, законодательные акты земель и правовые акты муниципальных образований. При этом необходимо подчеркнуть, что законодательство об административных правонарушениях рассматривается в Гзрмании как уголовное право в широком смысле.
Доктринальная трактовка административно-деликтного законодательства ФРГ как уголовного права в широком смысле предопределяет субсидиарное применение норм уголовно-процессуального права при производстве по делам об административных правонарушениях, если необходимые административно-процессуальные нормы в законе не содержатся либо есть прямое указание на необходимость применения их положений.
Наиболее наглядно это видно на примере ст. 53 «Задачи полиции» Федерального закона об административных правонарушениях3. В соответствии с данной статьей полиция обязана, исходя из принципов должностного усмотрения, исследовать все обстоятельства административного правонарушения и принять при этом все неотложные меры по установлению истины. При исследовании обстоятельств совершения административного правонарушения, если закон не определяет другое, полиция имеет те же права и обязанности, что и при преследовании преступлений.
Допустимость нормативного регулирования административной ответственности в актах муниципальных образований Германии объясняется тем, что местное самоуправление в ФРГ является, по своему существу, государственным управлением. Нормотворчество органов местного самоуправления рассматривается здесь как административное нормотворчество, что, в свою очередь, обосновывает необходимость защиты мерами административной ответственности первичных правовых предписаний, принимаемых муниципальными образованиями по вопросам местного значения.
Основным нормативным актом, в котором закреплены общие принципы административной ответственности, ключевые понятия, процессуальные правила рас-
а
р
у
См.: Статьи 70—75 Конституции Германии.
См.: Федеральный закон об административных правонарушениях (в ред. офиц. публи- ^
кации от 19 февраля 1987 г. (BGBl. 1987 I S. 602), с послед. изм. и доп.). В юридической i
литературе можно встретить такие его переводы, как Закон «О нарушениях обществен- ^
ного порядка» или Закон «О борьбе с нарушениями общественного порядка».
опыт
>
160 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
'М Я^' 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
смотрения дел об административных правонарушениях, их подведомственность, порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, является Федеральный закон об административных правонарушениях.
Данный Закон является рамочным, так как его основным принципам и положениям должны соответствовать все другие федеральные, земельные и муниципальные нормативные правовые акты.
Характерной чертой данного нормативного акта является то обстоятельство, что он предусматривает административную ответственность как физических, так и юридических лиц и содержит специальные составы административных правонарушений в отраслевых сферах, где законодательная компетенция принадлежит Федерации4.
Так, данный Закон предусматривает административную ответственность за нарушения некоторых норм в области охраны порядка, в сфере государственных предписаний и некоторых других.
В статье 1 Закона дано определение понятия административного проступка: административным правонарушением является противоправное, виновное действие или бездействие, состав которого предусмотрен одним из законов, допускающих в качестве наказания административный (денежный) штраф.
Как видно из определения, оно не содержит перечня объектов посягательств. Тем не менее общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, урегулированные различными нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности. Понятие административного правонарушения федеральный законодатель раскрывает путем указания на такие его юридические признаки, как противоправность, виновность и наказуемость. В широком же смысле можно выделить еще два признака, а именно действие (бездействие) и общественную вредность. При этом слово «Handlung» переводится как «действие» или «деяние», т.е. по своему содержанию эти понятия абсолютно тождественны. Более детальный анализ данного закона позволяет говорить о том, что он предусматривает три вида негативных правовых последствий административного правонарушения: 1) административный штраф; 2) предупреждение и предупреждение с взысканием денежной суммы; 3) дополнительные наказания.
Денежный штраф5 (Geldbuße) налагается административными органами согласно предписаниям Федерального закона об административных правонарушениях при совершении нарушения общественного порядка, нарушения правил парковки, превышения скорости движения и т.д. При совершении малозначительных правонарушений обычно сначала следует предупреждение.
При малозначительных правонарушениях административный орган может, но не обязан отказаться от наложения денежного штрафа и предупредить правона-
4 Минимальный административный штраф в Германии составляет 5 евро. Максимальный — 500 тыс. евро. На юридических лиц может быть наложен административный штраф в размере до 1 млн евро.
5 При переводах часто путают понятия «Geldbuße» и «Geldstrafe». Оба понятия означают «денежный штраф». Наказание же в виде Geldstrafe может быть наложено судом только за совершение преступления, предусмотренного Уголовным кодексом ФРГ.
73
L-—^ Ii
•[Ш©Т1л][М][Ж Майле А. Д., Старостинн С. А. ^^
VHMRFPPMTPTA Особенности германского административно-
УНИВЕРСИТЕТА
имени o.e. кугафина(мгюА) деликтного законодательства
рушителя при помощи так называемого предупредительного денежного штрафа (Verwarnungsgeld) — в сумме от 5 до 35 евро. При ничтожных правонарушениях выносится простое предупреждение без взимания предупредительного штрафа. Предупреждение с взиманием предупредительных сумм только тогда действительно, когда правонарушитель с ними согласен и неотложно либо в определенный административными органами срок оплачивает их. Одновременно с наложением предупредительного штрафа на виновного не могут быть возложены иные взыскания. Если же правонарушитель не согласен с предъявленными ему обвинениями, он может их опротестовать.
Правонарушитель имеет право в течение двух недель после получения уведомления о наложении на него денежного штрафа письменно или под запись принести жалобу в административный орган, который наложил на него это взыскание. Законодатель не возлагает на правонарушителя обязанность чем-то обосновывать свой протест, но делать это целесообразно, поскольку административный орган будет перепроверять обоснованность наложения административного взыскания. Если административный орган придет к выводу, что наложение денежного штрафа было правильным, то он пересылает акты прокурору, который, в свою очередь, может данный процесс прекратить или вести его дальше. Если прокурор не прекращает дело, то оно переходит к судье участкового суда, где проводится слушание данного дела.
Федеральный конституционный суд ФРГ установил, что внутренняя административная процедура по протесту не может заменить административно-судебную правовую защиту.
Все эти процедуры подробно расписаны в законах, составляющих основу административной юстиции Германии: в Законе об административной процедуре 1976 г.6 и Законе об административном судопроизводстве 1959 г. Если аналог последнего в России принят и действует, то первый закон в России отсутствует.
Закон об административной процедуре содержит не только предписания относительно процедуры, обязательные для работников административных органов, принимающих решения, но и материально-правовые предписания общего административного права, например относительно применения служебного усмотрения или об отмене административными органами правомерных либо отзыве неправомерных административных актов. Некоторые предписания носят как материально-правовой, так и процессуальный характер.
Законы особого административного права, являющиеся специальными (как например, строительное право, полицейское право, природоохранное право), модифицируют материально-правовые нормы Закона об административной процедуре. Это в полной мере относится и к Федеральному закону об административных правонарушениях.
Если, например, хозяин предприятия общественного питания лишается раз- а
решения на свою деятельность, не получив предварительно возможности выска- у
заться, то данный административный акт ввиду совершенной процессуальной б
ошибки является противоправным. Если затронутое лицо заявит в администра- ж
i
6
В юридической литературе можно встретить такие переводы, как Закон о порядке произ- ^
водства дел в административных органах или Закон об административном производстве.
опыт
>
62 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
L--^ 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
тивный орган протест и будет заслушано в ходе производства по протесту, то данная процессуальная ошибка будет тем самым исправлена. Далее необходимо будет проверить, удовлетворяет ли запрещение на дальнейшую деятельность необходимым предпосылкам, названным в законе, и является ли оно соразмерным.
В Германии существует разделение компетенций в соответствии с тем, что является предметом процесса — решения административных органов, административные правонарушения или уголовные преступления. Немецкие административные суды решают вопросы относительно правомерности действий или бездействия административных органов, в особенности — административных актов и административно-правовых договоров.
Специализированные административные суды на постсоветском пространстве переняли многие бывшие республики Советского Союза. Правда, их введение в некоторых государствах вызывает сомнение в том, что это действительно административные суды.
Например, в Грузии и Армении действуют законы о работе административных органов, с одной стороны, и законы о судебном процессе — с другой, однако без введения специальных административных судов. В Грузии для рассмотрения административных споров были созданы специализированные коллегии при обычных судах. В Эстонии существует как Закон об административных процедурах, так и Закон об административном судопроизводстве. Для первой инстанции были введены административные суды, начиная со второй инстанции административные споры рассматриваются специализированными коллегиальными органами общих судов.
В Австрии, Польше, Чехии, Словакии и Венгрии существуют как закон об административных процедурах, так и закон об административном судопроизводстве или особые главы в ГПК, несмотря на то что в двух последних странах нет административных судов. Это демонстрирует, что законодатели всех названных стран уделили большое внимание индивидуальной правовой защите гражданина от действий государственных органов власти. Не только процессуальные положения, но и законы о действиях административных органов дают гражданам в руки инструменты для более полной и своевременной защиты их прав.
Наиболее широко административно-деликтное законодательство ФРГ представлено в области экономики, предпринимательской деятельности, дорожно-транспортного движения, природоохраны и антимонопольного законодательства. При этом значительный объем правовых предписаний, регулирующих ответственность за административные правонарушения, приходится на уровень субъектов Федерации.
Среди других федеральных нормативных правовых актов с административной ответственностью можно выделить Закон о дорожном движении7, Положение о правилах дорожного движения8, Положение о порядке допуска подвижного
7 Cm.: Straßenverkehrsgesetz in der Fassung der Bekanntmachung vom 5. März 2003 (BGBl. I S. 310, 919), das zuletzt durch Artikel 3 des Gesetzes vom 31. Juli 2009 (BGBl. I S. 2507) geändert worden ist.
8 Cm.: Straßenverkehrs-Ordnung vom 16. November 1970 (BGBl. I S. 1565), die zuletzt durch Artikel 1 der Verordnung vom 5. August 2009 (BGBl. I S. 2631) geändert worden ist.
73 i—i
УНИВЕРСИТЕТА Особенности германского адми имени o.e. кугафина(мгюА) деликтного законодательства
состава к движению по дорогам и улицам9, Закон об охране молодежи10, Закон о борьбе с нелегальной трудовой деятельностью11, Закон о правилах оборота огнестрельного оружия12 и некоторые другие.
На земельном и местном уровнях в первую очередь выделяются нормативные акты с административной санкцией в сфере строительства и благоустройства13. Интересным представляется и тот факт, что в ФРГ право, включающее в себя нормы безопасности строительства и нормы эстетического оформления (Bauordnungsrecht), относят к Особенной части полицейского права, именуемого Baupolizeirecht.
Земельные нормативные правовые акты, как и федеральные акты, предусматривают внушительные денежные штрафы при нарушении соответствующих положений. К примеру, строительные правила земли Бавария14, в которых содержатся нормы по благоустройству, предусматривают административный штраф до 500 000 евро. Аналогичные санкции содержат, к примеру, законы и административные распоряжения таких федеральных земель, как Берлин15 и Гессен16. Правовые нормы, включающие в себя нормы безопасности строительства и нормы эстетического оформления строений таких земель, как Шлезвиг-Гольштейн17 и Гамбург18, предусматривают административный штраф до 100 000 евро за нарушения в области строительства и благоустройства.
На уровне органов местного самоуправления административная ответственность, как правило, предусмотрена в полицейских распоряжениях по поддержа-
9 См.: Straßenverkehrs-Zulassungs-Ordnung in der Fassung der Bekanntmachung vom 28. September 1988 (BGBl. I S. 1793), die zuletzt durch Artikel 3 der Verordnung vom 21. April 2009 (BGBl. I S. 872) geändert worden ist.
10 См.: Jugendschutzgesetz vom 23. Juli 2002 (BGBl. I S. 2730), das zuletzt durch Artikel 3 Absatz 1 des Gesetzes vom 31. Oktober 2008 (BGBl. I S. 2149) geändert worden ist.
11 См.: Schwarzarbeitsbekämpfungsgesetz vom 23. Juli 2004 (BGBl. I S. 1842), das zuletzt durch Artikel 2 des Gesetzes vom 22. April 2009 (BGBl. I S. 818) geändert worden ist.
12 См.: Waffengesetz vom 11. Oktober 2002 (BGBl. I S. 3970, 4592 ; 2003 I S. 1957), das zuletzt durch Artikel 3 Absatz 5 des Gesetzes vom 17. Juli 2009 (BGBl. I S. 2062) geändert worden ist.
13 Cм. напр.: Земельные строительные правила для Баден-Вюртемберга (Landesbauordnung für Baden-Württemberg (LBO) in der Fassung vom 8. August 1995 (GBl. S. 617), zuletzt geändert durch Verordnung vom 25. April 2007 (GBl.07, Nr. 9, S. 252); строительные правила для Берлина (Bauordnung für Berlin (BauOBln) vom 29. September 2005 zuletzt geändert durch § 9 des Gesetzes vom 7. Juni 2007 (GVBl. S. 222).
14 См.: Bayerische Bauordnung (BayBO), in der Fassung vom 14. August 2007 (GVBl 2132-1.
I. S. 588). а
15 См.: Bauordnung für Berlin (BauO Bln) vom 7. Juni 2007 (GVBl. S. 222). у
16 См.: Hessische Bauordnung (HBO) in der Fassung vom 18. Juni 2002 (GVBl. I S. 274). Letzte е Änderung v. 28. September 2005 (GVBl. 2005, Nr. 23, S. 662). ж
17 См.: Landesbauordnung für das Land Schleswig-Holstein (LBO) in der Fassung vom 10. i Januar 2000 (Gl.-Nr.: 2130-9). Letzte Änderung vom 20.12.2007, GVOBl. S. 364. й
18 См.: Hamburgische Bauordnung (HBauO) vom 14. Dezember 2005.
опыт
>
164
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
нию порядка на улицах и других общественных местах или полицейских постановлениях об охране окружающей среды19.
В настоящее время происходит дальнейшее формирование европейского права. Нормы Европейского сообщества проникают и активно влияют на процесс правотворчества в государствах — членах ЕС.
Например, введение новых категорий управления транспортными средствами (категории C1, C1E, C, CE, D1, DIE, D или DE) привело к тому, что в Германии был принят отдельный закон, в котором были урегулированы вопросы обучения, квалификации и допуска водителей к управлению транспортными средствами по перевозке людей и грузов, и был принят также отдельный Каталог, в котором дан перечень всех составов административных нарушений в этой сфере и ответственность за них20.
Выводы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в немецком праве не имеет соответствующего аналога. Немецкий Закон о нарушениях общественного порядка можно назвать лишь основами, где содержатся и материальные, и процессуальные нормы. В остальном действуют разрозненные нормативные правовые акты разных уровней.
2. Производство по наложению штрафа (Bußgeldverfahren) сродни уголовному процессу, что зафиксировано в ст. 46 Закона о нарушениях общественного порядка. Это означает, прежде всего, что перед принятием окончательного решения, в том числе и о сумме штрафа, каждому «обвиняемому» всегда дается возможность в устной или письменной форме защитить свои интересы. С этой целью нарушителю порядка высылается протокол заслушивания (Anhörungs-bogen). Данный принцип защищается и гарантируется Конституцией Германии. В качестве примера приведем процесс наложения штрафов сотрудниками дорожной полиции. Собственно инспекторами дорожной полиции являются только полицейские по охране автобанов. За общественный порядок отвечает охранная полиция. При нарушении правил дорожного движения полиция использует в своей деятельности два каталога: Каталог с административными санкциями, дополняющий закон, в котором урегулированы вопросы обучения, квалификации и допуска водителей к управлению транспортными средствами по перевозке людей и грузов, и Каталог денежных штрафов, который и является основным, в котором перечислены составы всех остальных административных правонарушений в сфере дорожного движения и санкции за них21. То есть в этом Каталоге
19 См., например: Полицейское предписание по поддержанию безопасности и порядка на улицах и сооружениях в столице земли г. Саарбрюккене от 11 апреля 2007 г. (Polizeiverordnung über die Aufrechterhaltung der Sicherheit und Ordnung auf Straßen und in Anlagen der Landeshauptstadt Saarbrücken vom 11. April 2007).
20 См.: Berufskraftfahrer-Qualifikations-Gesetz vom 14. August 2006 (BGBl. I S. 1958), das durch Artikel 1 des Gesetzes vom 13. Dezember 2016 (BGBl. I S. 2861) geändert worden ist.
21 Bußgeldkatalog-Verordnung vom 14. März 2013 (BGBl. I S. 498), die zuletzt durch Artikel 3 der Verordnung vom 18. Mai 2017 (BGBl. I S. 1282) geändert worden ist.
73 i—i
УНИВЕРСИТЕТА Особенности германского адми имени o.e. кугафина(мгюА) деликтного законодательства
систематизированы все возможные обстоятельства нарушений ПДД и т.д. Система штрафов построена по принципу степени влияния нарушения правил на безопасность движения: чем больше угроза безопасности движения в результате нарушения, тем серьезнее наказание и крупнее штраф. По этому же принципу составлен и Каталог штрафов.
3. Органов, имеющих право привлекать к административной ответственности, в Германии значительное количество. В каждой сфере действуют свои нормативные правовые акты. Но действуют одинаково: нарушителю всегда предоставлена возможность объяснить свое поведение. Ему или на месте выдается, или высылается протокол заслушивания. Сроки рассмотрения могут быть различными — от 2 до 4 недель. Далее налагается или не налагается административное наказание. С уведомлением разъясняется право обжалования в установленный срок и орган (в случае наложения наказания). Если решение о наложении остается в силе — в уведомлении об этом разъясняется, в какой срок и в какой суд решение можно обжаловать. Все осуществляется в соответствии с Законом об административных процедурах и Законом об административном судопроизводстве.
4. Необходимо все составы, подведомственные суду, перенести из КоАП в УК РФ. В будущем, если будет принят качественный закон об административных процедурах, «федеральный» Кодекс об административных правонарушениях претерпит значительные изменения, но не исчезнет. Он будет служить основой для законодательства об административных правонарушениях субъектов Российский Федерации.
С введением категории «уголовный проступок» необходимо осуществить следующие изменения:
— за уголовным и уголовно-процессуальным законодательством оставить совокупность деяний, признаваемых ныне преступлениями средней тяжести (частично), тяжкими и особо тяжкими;
— за административно-деликтным и административно-процессуальным законодательством оставить совокупность деяний, выражающихся в нарушении преимущественно нормативных предписаний органов исполнительной власти, за совершение которых применяются преимущественно такие виды наказания, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, временное лишение специального права, предоставляемого физическому лицу, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или апатрида, дисквалификация, административный запрет на посещение определенных мест и мероприятий;
— за законодательством об уголовных проступках и разработанным для него процессуальным законодательством необходимо закрепить ныне отнесен- а ные к уголовному законодательству деликты в виде преступлений небольшой у и частично средней тяжести, за которые в качестве основного вида наказа- б ния не предусмотрено лишение свободы, а также проступки, за которые ныне ж предусматривается наказание в виде административного приостановления i деятельности и штрафов в величинах, применяемых сегодня в уголовном |= законодательстве в качестве основного вида наказания. опыт
>
166
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Майле А. Д. К вопросу о модернизации законодательства об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административной ответственности : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 29 мая 2015 г.) / Ом. юрид. акад. ; ред. Ю. П. Соловей. — Омск : Ом. юрид. акад., 2015. — С. 53—60.
2. Майле А. Д. Особенности административно-правовой защиты прав граждан в ФРГ // Актуальные проблемы административного судопроизводства : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 28 нояб. 2014 г.) / Ом. юрид. акад. ; ред. Ю. П. Соловей. — Омск : Ом. юрид. акад., 2015. — С. 126—131.
3. Майле А. Д., Бекетов О. И., Особенности использования технических средств контроля за движением транспорта в административно-юрисдикционной и надзорной деятельности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения в Германии // Правопорядок: история, теория, практика. — 2015. — № 1 (4). — С. 72—76.
4. Масленников М. Я. Административный процесс: теория и практика / отв. ред. д. ю. н., проф. А. С. Дугенец. — М. : Школа спецподготовки «Витязь», 2008.
5. Проблемы развития процессуального права России : монография / А. В. Белякова, Л. А. Воскобитова, А. В. Габов [и др.] ; под ред. В. М. Жуйкова ; ИЗиСП при Правительстве РФ. — М. : Норма: Инфра-М, 2016. — 224 с.
6. Старостин С. А. Административный процесс в едином юридическом процессе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2015. — № 8.
7. Старостин С. А. Об унификации норм процессуального права // Общество и право. — 2015. — № 4 (54).
8. Maile A. D. Polizeigesetz und Polizeireform in der Russischen Förderation // Methodik und Didaktik der wissenschaftlichen Polizeiausbildung / Frevel B., Veklenko V. V. (Hrsg.). — Verlag für Polizeiwissenschaft, 2011. — S. 105—116.