УДК 371.3
БОРОДКИНА Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии общего и профессионального образования Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 8 научных публикаций
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОЧИНЕНИЯХ И ИЗЛОЖЕНИЯХ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Статья посвящена проблеме организации работы по предупреждению речевых ошибок в процессе обучения написанию творческих работ краеведческого содержания. В ней представлены основные положения методической системы предупреждения речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности: направления и задачи работы, содержание и основной результат.
Речевые ошибки, сочинения, изложения, краеведческая направленность, культуроведческий подход
Большое значение в преподавании русского языка приобретает задача формирования языковой компетенции. Современные методисты (Е.В. Архипова, Е.А. Быстрова, М.Р. Львов и др.) определяют языковую компетенцию как способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства. Усвоение значений новой лексики учащимися начальных классов, становление грамматического строя их речи, усвоение языковых норм в целом служит развитию культуры речи.
Несмотря на внимание ученых к вопросам совершенствования речевой культуры учащихся в современной методике преподавания рус-
© Бородкина Е.Ю., 2011
ского языка актуальной остается проблема организации работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников.
До настоящего времени в связи с введением регионального компонента в содержание начального языкового образования данная проблема не являлась предметом специального рассмотрения.
Создание научно обоснованной системы работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности обусловлено необходимостью преодоления противоречия между требованиями к начальному языковому образованию школьников, формированию языковой личности,
способной сохранять национальную культуру, и готовностью образовательной среды к реализации культуроведческого подхода в речевом развитии младших школьников - носителей национальной культуры.
Основой построения системы работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников нами выбран культуроведческий подход, который предполагает создание условий сознательного и правильного употребления младшими школьниками языкового и речевого краеведческого материала в текстах собственного сочинения и изложениях.
Особое место в работе заняли речевые ошибки, характеризующиеся отклонением от требований контекста и влекущие за собой искажение смысла речевого высказывания, информационную неточность. К ним мы отнесли различного вида лексические ошибки, для обнаружения которых необходим контекст. Е.Д. Божович отмечала, что они зависят от речевого опыта ребенка и степени развития у него языкового чутья1. На их появление также оказывает влияние когнитивный опыт ребенка, система знаний о родном крае, его традициях и культуре, умение соотносить лексическое значение слова, обозначающего предмет, явление родного края с его образом.
Другую группу речевых ошибок составили нарушения языковой правильности. Верное образование синтаксических конструкций, грамматических форм слов в тексте позволяет сделать нужный акцент или внести нюанс в смысл написанного. Появление словообразовательных, морфологических и синтаксических ошибок зависит от уровня речевого опыта ученика и сформиро-ванности теоретических знаний, полученных при изучении курса русского языка. Базовой классификацией нашего исследования стала классификация речевых ошибок М.С. Соловейчик2.
Методическая система работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности построена на основе принципов градуальности и культуросообразности. Содержание включает экстралингвистические знания, слова краевед-
ческой тематики, соответствующие темам изложений и сочинений, лингвистические знания, осваиваемые в ходе изучения теоретического курса русского языка, знания речевых ошибок и способов их исправления.
В ходе работы решались следующие задачи: формирование личности, способной сохранять культуру своей малой родины, ее историю и традиции; развитие языковой интуиции младшего школьника; постепенное расширение знаний из области языковой нормы, освоение языковых норм; развитие умения контролировать свою собственную речь и речь окружающих.
Предупреждение речевых ошибок в процессе обучения написанию сочинений и изложений краеведческой направленности осуществлялось на трех этапах.
1 этап - предварительная подготовка к сочинению или изложению. Работа связана с обогащением речи младших школьников новыми словами краеведческой тематики, уточнением слов, значение которых недостаточно усвоено детьми. На данном этапе активно использовались межпредметные связи для экстралингвис-тической и языковой подготовки учащихся. Предупреждение речевых ошибок осуществлялось как в «дотеоретическом» направлении, что способствовало развитию языкового чутья детей, так и в тесной связи с изучением теоретического курса русского языка, что помогло усвоить языковые нормы и правильно употреблять языковые средства в письменной речи. Для выработки самоконтроля на данном этапе учащимся предлагалось использовать словарь. Приведем примеры упражнений:
2 класс.
Упражнения, направленные на развитие языкового чутья
1) Образуйте имена прилагательные, пользуясь образцом.
бык - бычачий навага - наважья
кошка - кошачий медведь - медвежья
гага - ... сорога - ...
Составьте со всеми именами прилагательными словосочетания, используя некоторые имена существительные. Пух, икра, рев, хвост, чешуя, берлога, бок.
3 класс.
Упражнения, направленные на усвоение языковых норм и правильное употребление языковых средств 1) Выберите нужный предлог. Запишите предложения.
Каргополка долго собирала ягоды (в, на) густом черничнике. Тесто укладывали (в, на) ягоднике, как сетку. (В, на) каждой козуле мастерица рисовала глазурью причудливые узоры.
4 класс.
Упражнения, направленные на усвоение языковых норм и правильное употребление языковых средств
1) Выпишите выделенные имена существительные в два столбика по вопросам кто? что? (Распределите выделенные имена существительные на две группы: одушевлённые, неодушевлённые).
Карбас поставили на якорь меж камней. Молодой пихтач манил нас своим ароматом. Обычно отец ловил морского окуня или палтуса. Мастер собрал шаркунок с горошинами внутри. След человека остается в ягеле на долгие годы.
2 этап - непосредственная подготовка. Работа по предупреждению речевых ошибок осуществлялась на самом уроке написания сочинения или изложения. Она направлена на уточнение лексического значения слов и определение их сочетаемости с другими лексическими единицами; осознание уместности использования лексического материала в той или иной ситуации при раскрытии темы; развитие языковой интуиции и освоение языковых норм. Во всех упражнениях на данном этапе использовался только тот языковой материал, который мог понадобиться учащимся во время написания собственного текста по данной тематике. Приведем примеры упражнений:
2 класс. Тема: Природа северного края
Упражнения, направленные на развитие языкового чутья
1) Выпишите близкие по значению слова парами: подберёзовик, ненастье, красноголовик, пурга, непогодь, белый гриб, обабок, боровик, метель, подосиновик.
Упражнения, направленные на усвоение языковых норм и правильное употребление языковых средств
1) Составь словосочетания, раскрывая скобки. Подбери к словам, которые обозначают признак предмета, слова с противоположным значением. Образец: мелкий дождь - крупный дождь, мелкий пруд - глубокий пруд.
Старый (помор, короб). Густой (сосняк, морс).
3 класс. Тема: Моя семья
Упражнения, направленные на усвоение языковых норм и правильное употребление языковых средств
1) Как называют жительниц, которые живут в указанной местности: г. Северодвинск - ..., г. Мезень - ..., г. Каргополь - ..., Поморье -..., Север России - ....
2) Назовите жительниц городов, используя образец:
архангелогородец - архангелогородка
онежанин - .
котлашанин - ...
Упражнения на уточнение лексического значения слов и определение их сочетаемости с другими лексическими единицами
1) Подберите прилагательные к слову ягодник в следующем порядке:
а) со значением человек, собирающий ягоды,
б) со значением место, где растут ягоды,
в) со значением пирог с ягодами.
Слова для справок: горячий, дальний, аппетитный, старый, черничный, удачный, вкусный, опытный, густой, заядлый, свежий, удачливый.
2) Выберите названия лиц женского пола. Определите, чем они занимаются: медуница, козульщица, грибник, черничник, собирательница, мастерица.
4 класс. Тема: Великие Поморы
Упражнения, направленные на усвоение языковых норм и правильное употребление языковых средств
1) Вставьте пропущенные окончания имен существительных 1 скл. ед.ч.: Обучали юнг... многим премудростям морского дела. Мы разговаривали с юнг... до самого вечера.
Упражнения на уточнение лексического значения слов и определение их сочетаемости с другими лексическими единицами 1) Какой из глаголов наиболее подходящий? Составьте словосочетания: (открыть, совершать, устроить, начать) навигация; (заниматься, выполнять, делать) промысел.
3 этап - совершенствование текста. Работа направлена на ознакомление детей с различными типами речевых ошибок, их поиск, определение и исправление. Приведем примеры упражнений:
2 класс.
Упражнения, направленные
на поиск речевых ошибок 1) Найди речевую ошибку: Приятно пить морс из ягод. Папа с дедушкой увлекаются рыболовлей.
3 класс.
Упражнения, направленные на исправление речевых ошибок 1) Замени выделенные словосочетания другими: Дети с удовольствием пили охлажденный морс из ягод. Хозяйка угощала гостей печеным ягодником. Пряничную козулю мастерицы украшали сахарной глазурью.
Слова для справок: морс из клюквы, черничный морс; сладким ягодником, горячим ягодником; рождественскую козулю, архангельские козули.
4 класс.
Упражнения, направленные на поиск и исправление речевых ошибок 1) Найдите и исправьте речевые ошибки в предложениях: Утром отец погрузил снасти в
рыбачий карбас. Всю ночь наше судно простояло в лагуне с песчаной косой. Ледяные торосы медленно двигались мимо города.
Эффективность работы по предупреждению речевых ошибок обеспечивалась соблюдением ряда условий: создание речевой среды для учащихся на уроках русского языка и развития речи в соответствии с краеведческой направленностью будущих изложений и сочинений; ознакомление младших школьников с конкретными типами речевых ошибок и способами их исправления; приучение школьников пользоваться доступными словарями и справочниками; обучение редактированию письменных текстов.
Анализ результатов эксперимента подтвердил, что разработанная система предупреждения речевых ошибок младших школьников, выстроенная на основе культуроведческого подхода с использованием межпредметных связей, направленная на овладение детьми значений слов краеведческой тематики на этапе экстра-лингвистической подготовки к написанию сочинений и изложений, учитывающая программное содержание курса русского языка для ознакомления школьников с языковыми нормами, включающая систему упражнений по предупреждению речевых ошибок, способствует повышению качественных показателей письменной речи младших школьников.
Считаем, что наши разработки помогут учителю правильно организовать работу по предупреждению речевых ошибок младших школьников в процессе их обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности; будут способствовать решению основных задач по формированию языковой личности.
Примечания
1 Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. М.; Воронеж, 2002.
2 СоловейчикМ.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников // Начальная школа. 1979. №> 4. С. 23-29.
Borodkina Elena
PREVENTION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS’ SPEECH MISTAKES IN THE REGION-ORIENTED COMPOSITIONS AND EXPOSITIONS
The article is devoted to the organization of work aimed at preventing speech mistakes in the course of writing creative works with a regional perspective. The main points of the methodological system concerning the prevention of primary school students’ speech mistakes in the course of training in writing regional expositions and compositions: the directions and objectives, the contents and the main result are given in the article.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Николаева Э.И., кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова