Научная статья на тему 'Логические ошибки в речи учащихся и упражнения по их предупреждению'

Логические ошибки в речи учащихся и упражнения по их предупреждению Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6376
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова Анна Владимировна, Филиппова Ольга Викторовна

В данной статье анализируются существующие подходы к классификации логических ошибок. С учетом собственного опыта предлагается типология упражнений по их предупреждению в творческих работах учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логические ошибки в речи учащихся и упражнения по их предупреждению»

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

А. В. Кузнецова, О. В. Филиппова

В данной статье анализируются существующие подходы к классификации логических ошибок. С учетом собственного опыта предлагается типология упражнений по их предупреждению в творческих работах учащихся.

Умение строить высказывание по законам логики — одно из необходимых коммуникативных умений школьников. Оно является «как надучебным, важным для общего развития, так и специальным, входящим в языковую и коммуникативную компетенции учащихся. Важно и то, что оно, будучи связанным с грамматикой и культурой речи, является специальным предметом оценки знаний и умений учащихся по русскому языку в рамках ЕГЭ» [5, с. 7]. В процессе изучения курса русского языка особое внимание уделяется развитию связной речи учащихся. При написании различных видов творческих работ школьники нередко допускают разного рода ошибки. Достаточно часты алогизмы, т. е. отсутствие или нарушение логических связей в структуре предложения и текста. Логичность — качество речи, которое возникает на основе соотношения речи и мышления [3, с. 102]. Логичность мышления и логичность речи — явления не тождественные, хотя и тесно связанные: если логичная речь всегда отражает логичность мышления, то логичность мышления не всегда отражается в логичности речи. Мысль может быть искажена в процессе ее реализации в речи из-за элементарного нарушения языковых норм построения высказывания. Задачей обучения русскому языку в школе является предупреждение возможных логических ошибок в текстах учащихся.

К сожалению, вопрос о статусе и месте алогизмов в типологии речевых ошибок учащихся нельзя считать окончательно решенным, что создает определенные трудности в проведении работы по их исправлению и предупреждению. Чтобы оптимизировать процесс формирования умений логично излагать мысли, необходимы, во-первых, более четкая типология логических ошибок; во-вторых, соотносимая с типологией ошибок типология заданий и упражнений по их предупреждению; в-третьих, использование риторического подхода в работе над логич-

ностью речи в связи с учетом нетождественности понятий «логика познания» и «логика изложения» и в связи с производностью последней от ситуации речи в широком смысле этого слова.

Основными признаками логичной речи выступают последовательность, непротиворечивость, аргументированность. Их отсутствие часто вызвано нарушением норм построения предложения или сложного синтаксического целого, текста. Ошибки, проявляющиеся как нарушение норм построения предложения, принято называть логико-синтаксическими. Традиционно к ним относят: 1) ошибки в структуре предложения (Тимур хороший. Потому что он помогал мирным жителям и т. д.); 2) ошибки в построении предложений с однородными членами (В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю); 3) ошибки в построении предложений с обособленными членами (На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись>, болят ноги и др.); 4) ошибки в построении сложного предложения (неумелый выбор союза или союзного слова: Как я завидую тем, которые рыбачат; употребление лишнего союза: Когда мы вошли в лес, вокруг все было бело, но на ветвях деревьев лежал снег; отрыв придаточного определительного от определяемого слова: Одна из его картин висит перед нами, которая называется «Весна — большая

вода») [2, с. 171 — 187]; 5) нарушение порядка слов: а) грубое (Дальше виднеется роща зеленая. <...> Ребята собираться на каток стали); б) неумелое использование инверсии (Дубровский воспитывался в кадетском корпусе и корнетом был выпущен в гвардию (вместо был выпущен корнетом)

[3].

Достаточно последовательное описание алогизмов, которые проявляются на уровне сцеплений предложений в тексте, дано Л. И. Величко. Такие ошибки названы ею логико-текстовыми. К ним относятся: 1) не-

© А. В. Кузнецова, О. В. Филиппова, 2011

74

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | Мв 1

правильное выделение абзацев; 2) отсутствие членения текста на части (отсутствие сложных синтаксических целых в сочинениях учащихся); 3) нарушение порядка предложений в сложном синтаксическом целом; 4) неправильное членение текста на законченные предложения; 5) нарушение единого временного плана в системе сложного синтаксического целого; 6) неправильное использование союзов для связи предложений и частей текста; 7) неправильное использование лексических повторов для связи предложений [1, с. 17 — 35]. Отдельно автором выделены и причины отмеченных ошибок. Среди них — неумение установить правильные смысловые и грамматические отношения между законченными предложениями, проявляющееся в отсутствии взаимной связи и логической последовательности; отсутствие способности чувствовать границы предложений; неумение использовать для соединения предложений текста синонимическую, местоименную, глагольную, наречную, союзную межфразовую связи, а также связь на основе лексического повтора [1, с. 35]. Вероятно, можно рассматривать данные причины как характерные для возникновения логических ошибок в построении текста в целом.

Исследуя сочинения, написанные учащимися при выполнении задания группы С в рамках Единого государственного экзамена, мы пришли к выводу, что наиболее часты нарушение последовательности частей высказывания; нарушение порядка слов; употребление «не на месте» причастного оборота; пропуск звена высказывания (при построении сложного предложения); ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов; нарушение норм построения предложений с однородными членами; ошибочное употребление союзов как средства связи [5, с. 8—10]. В целом можно видеть, что логические ошибки в творческих работах школьников могут быть разнородными, проявляться как на уровне предложения, так и на уровне целого высказывания, фрагмента текста.

При разработке типологии упражнений по предупреждению алогизмов мы исходили из учета характера ошибки (логико-синтаксическая или логико-текстовая), а также из этапности в усвоении речевого эталона и приоритетности практической направленности обучения. Среди заданий и упражнений по формированию умений логично излагать мысли следует выделить задания, формирующие положительную мотивацию к овладению логичной речью, развивающие «логи-

ческую зоркость», умение оценивать речь с точки зрения логичности.

I. Упражнения на формирование умения оценивать высказывание с точки зрения логичности.

Проанализируйте данные ниже примеры из ученических сочинений, изложений, писем. Что и почему затрудняет их понимание?

Мы пошли вдоль дороги. Отсюда хорошо была видна река. Там где-то поласкали белье, играли ребятишки. Кругом порхали бабочки. Я накрыл бабочку ладонями, севшую на цветок. Она была очень красивая, и яркая зелень травы оттеняла ее наряд.

В рамках данного типа упражнений можно выделить упражнения, формирующие умения обнаруживать грамматически неправильное построение высказываний, приводящее к нарушению его логичности, т. е. логико-синтаксические ошибки.

Правильно ли построены предложения с деепричастием и деепричастным оборотом? К чему приводят подобные ошибки?

I. Читая драму «Гроза», Катерина мне очень понравилась. 2. Прочитав сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький Принц», она стала мне дорога. 3. Хорошенько рассмотрев эту картину, она так и просится, чтобы ее описали. 4. Затрагивая проблему одиночества в этом тексте, мне показалась созвучной мысль автора.

Большую помощь в овладении логикой изложения оказывают упражнения по редактированию предложений и текстов. С учетом признаков логичной речи можно выделить задания по формированию умений устранять непоследовательность или противоречивость в изложении.

II. Упражнения, формирующие умения устранять логические ошибки.

1) проявляющиеся в нарушении последовательности изложения

А. Прочитайте текст. Можно ли понять, о чем хотел сказать автор? Почему? Восстановите логику изложения в тексте. Запишите в исправленном виде.

Весной в садах привлекает внимание крупный цветок ириса. За окраску цветов эти цветы названы в Древней Греции ирисом — «радугой». Поэтому цветы ириса бывают разного цвета. Цветы ириса сине-фиолетовые, как тонкая сеточка, весьма своеобразны, а также и желто-коричневые лепестки с жилками.

Б. Прочитайте текст. Понимаете ли вы, о чем хотел сказать автор? Восстановите

«Финно-угроведекие. Филологические науки»

логику изложения в тексте, разделите его на абзацы. Озаглавьте. Запишите текст в исправленном виде.

Корни дерева служат ему две службы. Ствол дерева служит ему также две службы. Потому что они кормят, питают дерево едой, которую сосут из земли. Отнимите у дерева его корни и оно умрет. Но они прикрепляют дерево к матери-земле и служат ему опорой против бурь и непогод. Сучья и ветви несут на себе листья, цветы и плоды, и поэтому передают те соки, которые получает через ствол от корней. А также ствол несёт на себе сучья с ветвями, листьями и плодами и в то же время проводят к ним пищу из земли.

2) проявляющиеся в противоречивости изложения

Прочитайте предложения и оцените их с точки зрения соответствия действительности. Найдите противоречивые высказывания, определите, чем они вызваны. Исправьте их.

1. Машинист поезда, сильно сжимая веки, зорко смотрел вперед. 2. Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках. 3. В отношениях | дяди и племянника мы замечаем некото-| рую холодность, граничащую с любовью. | 4. В войну погибло немало молодых людей. ( Они всегда останутся в наших сердцах молодыми и красивыми. После войны они также шли первыми, поднимали страну после | разрухи. 5. На поле боя раздавались стоны \ раненых и убитых. 6. Я понимаю героя ( этого текста и разделяю с ним мою судь-| бу. 7. Базаров вырос в семье разночинца, ! он сам зарабатывал себе на жизнь. Кирса-I нов увидел в Базарове человека умного и | что он мало знает толк в жизни... В споре I Базарова с Кирсановым раскрываются два разных отношения. У Павла Петровича отсутствуют убеждения, он заменил их I своими принципами, своими точками зре-\ ния.

\ 3) проявляющиеся в нарушении грамма-! тических норм построения высказывания. | Прочитайте предложения, определите, | чем вызвано нарушение логичности. Отредактируйте предложения.

1. В этом году я прочитал книг намно-\ го больше, как в предыдущем. 2. Я не | знаю, или поеду к родственникам, или отдыхать на море. 3. Что бы вы знали, как хорошо зимой в лесу. Кажется, лыжи сами несут тебя так быстро, аж дух захватывает. 4. Поездку пришлось отложить, через то, что погода испортилась.

Также учащиеся должны научиться видеть в нарушении грамматических норм стилистический прием. Это довольно тонкая работа, но именно такой подход научит соотносить задуманное с практической его реализацией, значительно обогатит речевой опыт, привьет чувство коммуникативной целесообразности.

III. Задания, формирующие умения распознавать алогизм как стилистический прием.

А. Какую роль играют алогизмы в приведенных ниже фрагментах из художественных произведений и на чем они построены?

1. Тишина стоит из века в век — Синяя, громовая, густая (Ю. Кузнецов).

2. И вот уж входит бессловесная, Самоуверенно-смущенная, Желанная, всегда прелестная И, может быть, слегка влюбленная... (И. Северянин).

3. Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу, — Цари на каждом бранном поле И на балу (М. Цветаева).

4. Грусть, теплота и сентиментальное настроение, навеянные на него прощанием и наливкой, вдруг исчезли (А. П. Чехов).

5. Среди прочих трудящихся масс жили два члена государства: нормальный мужик Макар Ганушкин и более выдающийся — товарищ Лев Чумовой, который был наиболее умнейшим на селе и благодаря уму руководил движением народа вперед, по прямой линии к общему благу (А. Платонов).

6. Прочие тоже были, более или менее, люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал (Н. В. Гоголь).

7. Курортная вода прежде всего должна быть скверна на вкус. Если она при этом имеет и вид отталкивающий, то ценится вдвое дороже и экспортируется в чужие страны как драгоценная. Если же она к тому же обладает и противным запахом, то ей цены нет (Н. А. Тэффи).

Б. О чем могут свидетельствовать алогизмы в приведенных отрывках из школьных сочинений? Что является их причиной? Как вы думаете, входило ли в коммуникативную задачу авторов намеренное нарушение логичности?

1. Молодежь существует с момента существования человечества. Молодежь всегда была в центре событий и развлекалась по первому классу... 2. Автор противится этому, чтобы детей воспитывали в строгости. Для этого автор использует парцелляцию, иронию и эпитеты. 3. Ав-

76

ВЕСТНИК Мордовского университета ¡2011 | Jsie 1

тор в этом небольшом отрывке использует очень много риторических вопросов, на которые даже мы, современная молодежь, не можем нагати ответ. 4. Проблема взаимоотношений- отцов и детей всегда будет актуальной. А жаль! 5. Мальчики и девочки забывают, что родители нужны не только для того, чтобы «выколачивать» мз

них деньги, а для наиболее полного духовного развития.

Оптимизация работы по формированию умений логично излагать мысли требует дальнейшей детализации в вопросах классификации логических ошибок, уяснения причин их возникновения, поиска новых подходов к типологии упражнений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Величко Л. И. Работа с текстом на уроках русского языка / Л. И. Величко. — М. : Просвещение, 1983. — 310 с.

2. Капинос В. И. Развитие речи : теория и практика обучения / В. И. Капинос. — М. : Линка-пресс, 1994. — 196 с.

3. Логичность речи // Педагогическое речеведение : словарь-справочник. — Изд. 2-е, исир. и доп. / под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской ; сост. А. А. Князьков. — М.,

1998. - С. 102-103.

4. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение / Ф. П. Сергеев. — Волгоград : Учитель, 1996. - 93 с.

5. Филиппова О. В. Чтобы речь была логичной : учимся обнаруживать и исправлять логические ошибки / О. В. Филиппова // Рус. яз. в шк. — 2008. — X? 8. — С. 7 — 11.

Поступила 24.12.09.

ИЗУЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ИДЕАЛА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЁВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ*

О. В. Филиппова, Г. В. Кашаева

В статье раскрывается роль категории коммуникативного (речевого) идеала в обучении русскому языку в средней школе. Известно, что конечной целью обучения русскому языку является развитие речи учащегося, его индивидуальных коммуникативно-речевых способностей. Формирование коммуникативной компетенции школьников значительно выиграет, если будет опираться на знание этических и эстетических представлений о хорошей речи, бытующих в культурном сознании народа. Статья знакомит с возможными формами работы учителя в данном направлении.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является гуманизация всей системы обучения, ее ориентация на создание благоприятных условий для развития личности ученика, его самоопределения и самореали-

зации. Показателем самореализации является развитие индивидуально-творческого потенциала личности, способность создавать продукты собственной творческой деятельности.

Каждый школьный предмет располага-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта Я? 10-04-23406 а/В «Языковая ситуация и языковая политика в Республике Мордовия».

4Финно-угроведсние. Филологические науки*

т

О. В. Филиппова, Г. В. Кашаева, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.