Научная статья на тему 'Психолингвистические основы преподавания темы «Логичность речи» в школе'

Психолингвистические основы преподавания темы «Логичность речи» в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
761
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ / РЕЧЬ / ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ / ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ / ВЕДУЩАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / LOGICALITY OF SPEECH / SPEECH / THE RIGHT HEMISPHERE / THE LEFT HEMISPHERE / LEADING MODALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Березовская А. С.

В данной статье представлен комплекс упражнений, направленный на формирование логичной речи детей, обучающихся в среднем и старшем звене общеобразовательной школы. К каждому упражнению приведено психолингвистическое обоснование. Разработанный комплекс упражнений позволяет осуществлять дифференцированный подход при изучении данной темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Березовская А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLINGUISTCAL BASES OF ECHING THE TOPIC "LOGICALITY OF SPEECH" AT SCHOOL

In this article presents a list of exercises, which is lead to forming of logical speech of secondary and high school pupils. We gave a psycholinguistical comment to every exercise. Also, we made a conclusion that the list of exercises, which we worked out allows to realize a differentiated approach in learning this topic.

Текст научной работы на тему «Психолингвистические основы преподавания темы «Логичность речи» в школе»

УДК 372.881.161.1 ВАК 13.00.02

А. С. Березовская

Екатеринбург, Россия

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ

«ЛОГИЧНОСТЬ РЕЧИ» В ШКОЛЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: логичность речи, речь, правое полушарие, левое полушарие, ведущая модальность

АННОТАЦИЯ: В данной статье представлен комплекс упражнений, направленный на формирование логичной речи детей, обучающихся в среднем и старшем звене общеобразовательной школы. К каждому упражнению приведено психолингвистическое обоснование. Разработанный комплекс упражнений позволяет осуществлять дифференцированный подход при изучении данной темы.

A. S. Berezovskaya

Yekaterinburg, Russia

PSYCHOLINGUISTCAL BASES OF ECHING THE TOPIC "LOGICALITY OF SPEECH" AT SCHOOL KEY WORDS: . logicality of speech, speech, the right hemisphere, the left hemisphere, leading modality

ABSTRACT: In this article presents a list of exercises, which is lead to forming of logical speech of secondary and high school pupils. We gave a psycholinguistical comment to every exercise. Also, we made a conclusion that the list of exercises, which we worked out allows to realize a differentiated approach in learning this topic.

В статье представлена разработка дидактического комплекса обучения теме «Логичность речи» учащихся в средней школе с учетом психолингвистических основ изучения данной темы, которая изучается в разделе «Морфология». Рассмотрим теоретические аспекты развития речи учащихся. По мнению Л.С. Выготского, речь - это исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

Исследователи в области лингвистики выделяют функции, которые выполняет речь: обозначения - каждое слово, предположение имеют определенное содержание; сообщения - передача сведений, знаний, опыта; выражения - обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т.п. чувств, потребностей, отношений; воздействия - побуждение к

выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов.

Логичность речи - это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления.

Ученые отмечают, что человек, который хочет научиться говорить и писать логично, должен прежде всего научиться логично мыслить. Необходимо воспитывать в себе строгую дисциплину мысли, не допускать в самом мышлении логических ошибок и просчетов.

Исследователи различают логичность предметную и логичность понятийную. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Понятийная логичность есть отражение структуры логичной мысли. Эти два вида логичности тесно взаимосвязаны и в конкретной

40

речи выступают в единстве. Можно выделить условия логичности:

1. Овладение логикой рассуждения - «нормами или принципами правильного рассуждения» в поисках новой истины.

2. Знание языковых средств, которые организуют правильную и логичную речь.

Условия логичности на уровне высказывания:

а)сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым. Иначе в пределах высказывания в результате объединения несоотносимых понятий могут возникать логические ошибки (алогизмы).

Алогизм - тип логической (речевой) ошибки, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных, неправильных выводах.

Встречаются алогизмы в устной и в письменной речи. Приведем некоторые примеры алогизмов в речи политических деятелей: «Моя специальность и жизнь проходили в атмосфере нефти и газа» (из речи В.С. Черномырдина).

Нарушение логических связей между словами и частями высказывания может привести к непреднамеренному комизму. Например: «Хочу выразить искреннюю благодарность врачу санатор-но-лесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом», когда .в одном ряду находятся несоотносимые понятия: располагающая внешность и профессиональный опыт.

С точки зрения речевой культуры, опасными являются скрытые алогизмы: «Был организован показ слайдов о развитии городов и культуры Франции». Неправильно организован ряд однородных членов: пересекающиеся понятия «города» и «культура» соединены как единые понятия союзом «и».

б) важным условием создания логичной речи является правильный поря-

41

док слов. В синтаксической структуре предложения порядок слов определяет взаиморасположение компонентов словосочетания и общую организацию группы подлежащего и группы сказуемого. Нарушение порядка слов приводит к нарушению логической последовательности изложения, к неясности смысловых акцентов в нем.

Приведем пример неудачного расположения слов в предложении: «Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются». Это предложение следует исправить так: в начало вынести обстоятельства места и устранить слово «все»: «На базы отдыха дети без путевок не принимаются».

Часто встречаются алогизмы (как нарушение предметной логичности) в сочинениях учащихся: «Долохова за его бесшабашность произвели в солдаты» (производят в офицеры, а в солдаты могут потом разжаловать).

Анализируя идейное содержание драмы «Гроза», школьники пишут: «Старое, умирающее страстно сопротивляется новому» (вместо: отчаянно сопротивляется);

О пушкинской Татьяне замечают, что «она противопоказана Онегину и Ленскому» (не найдено нужное слово: противопоставлена).

Нами был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование логичной речи.

1. Упражнение «цепочка». Дается тема, например - «друг познается в беде», «собака друг человека» и т.д. и каждый ученик должен сказать по одному предложению. Задача в том, чтобы действовать вместе, прислушиваться друг к другу и не нарушать логику повествования. Должны быть, завязка, кульминация и развязка.

Психолингвистическое обоснование: данная форма задания будет интересна детям, служит объединению класса, задействует кратковременную

память, творческая направленность актуализирует правое полушарие, тогда как задача придерживаться последовательности повествования - левое. Упражнение подходит для аудиального канала восприятия, так как выполняется устно.

2. Пишем письма. Каждый ученик должен написать два письма на одну тему, но разным адресатам, например учителю и другу, или тренеру и родителям и так далее. А затем рассказать чем же будут отличаться эти два письма и какие средства используются для того или иного стиля речи. Задание: « Напишите два письма, в которых расскажите о ваших последних каникулах, но одно письмо напишите для любого учителя, а второе вашему соседу по парте или лучшему другу». На уроке желающие зачитывают свои письма и все отвечают на вопрос, в чем разница стиля речи и почему в той или иной ситуации мы используем разные слова и средства для выражения своих мыслей.

Психолингвистическое обоснование: творческая направленность актуализирует правое полушарие, задание обращает внимание на речевой этикет. Задание можно адаптировать под любую модальность.

3. Комикс. Задание можно задавать как дополнительное на уроках литературы, задача ребенка нарисовать комикс по всему или части произведения, которое изучается. Например по роману «Три мушкетера» можно задать задания нескольким детям ( по одной главе на человека) а после дать им задание соединить свои проекты, таким образом они не только научатся правильно выделять главное в тексте, но и приобретут навык использования межфразовых связей.

Психолингвистическое обоснование: Творческая направленность понравится правополушарным детям, задание соединить проекты заставит работать левое полушарие, форма задания привлечет интерес. Подходит для визуалов и кинестетов.

4. В небольших текстах выделять завязку, кульминацию и развязку. Задание «Прочитайте текст, выделите завязку, кульминацию и развязку, озаглавьте получившиеся части.

Психолингвистическое обоснование: задание рассчитано на визуальный канал восприятия, так же работает левое полушарие. Это задание помогает детям научиться видеть и выделять структуру текста, что потом поможет им при составлении собственных работ.

5. готовятся 20 -30 пустых карточек, раздаем всем детям в классе. Даем задание: «напишите название темы, интересной вам, на которую вы смогли бы составить короткий рассказ». После все карточки опускаются в специально приготовленную для этого коробку, перемешиваются, и заново раздаются ученикам. Далее дается задание: «прочитайте тему, которая вам досталась, подумайте, что бы вы могли рассказать о ней, и устно составьте небольшой рассказ, на одну минуту, правильно построив структуру текста». Дается около 5 минут на раздумья, после чего желающие выходят по одному к доске и рассказывают, остальные внимательно слушают и стараются найти ошибки в рассказе одноклассника.

Психолингвистическое обоснование: задание работает на кратковременную память, рассчитано на аудиаль-ный канал восприятия, и левополушар-ных детей так как «Левополушарные» формально-логические компоненты

мышления организуют любой знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы.

6. Задание: прочитайте фразы из сочинений школьников и исправьте ошибки.

Трактор мчался по полю, слегка попахивая...

42

Летом мы с пацанами ходили в поход с ночевкой, и с собой взяли только необходимое: картошку, палатку и Марию Ивановну.

Первые успехи Пьера Безухова в любви были плохие - он сразу женился. Председатель так взял доярок за живое, что надой молока сразу увеличился. Когда я прочитал роман Горького «Мать», то сам захотел стать матерью. В лесу стоял необычайный аромат, и я тоже остановился постоять. Наташа Ростова хотела что-то сказать, но открывшаяся дверь закрыла ей рот.

Раскольников проснулся и сладко потянулся за топором.

На полу лежал и еле дышал труп, рядом сидела жена трупа, а брат трупа лежал в другой комнате без сознания. Анна Каренина не нашла ни одного настоящего мужчины и потому легла под поезд.

Папа Карло вырубил Буратино. Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта. Из произведений Некрасова крестьяне узнали, как им плохо живется... Старый князь Болконский не хотел свадьбы сына с Наташей Ростовой и дал ему год условно.

Суворов был настоящим мужчиной и спал с простыми солдатами. Творчеству Гоголя была характерна тройственность. Одной ногой он стоял в прошлом, другой вступал в будущее, а

между ног у него была жуткая действительность.

Из всех женских прелестей у Марии Болконской были только глаза. Анна сошлась с Вронским совсем новым, неприемлемым для страны способом.

Психолингвистическое обоснование: форма задания понравится детям, так же выискивая ошибки в чужих предложениях они лучше запомнят и поймут суть межфразовых связей. Задание рассчитано на визуальный канал восприятия, но может быть адаптировано для аудиа-лов. Работает левое полушарие.

7. Задание на дом: «во время просмотра телевизора, внимательно прислушивайтесь к речи ведущих и если вы замечаете логическую ошибку зафиксируйте этот факт любым удобным для вас способом»

Психолингвистическое обоснование: задание рассчитано на визуальный канал восприятия, задействует правое полушарие. Развивает внимательность.

Таким образом, разработанный нами комплекс упражнений позволит успешно освоить тему «Логичность речи»в школе как детям с доминирующим левым полушарием, так и детям с доминирующим правым полушарием .Также задания рассчитаны на развитие всех каналов восприятия: аудиального, визуального и кинестетического, что позволяет осуществлять дифференцированный подход при изучении данной темы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 544 с.

2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М.: Рипол классик, 2002. - 315 с.

3. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Основы стилистики и культуры речи. -Минск: ТетраСистемс, 1999. - 234 с.

4. Уемов А.И. Логические ошибки Как они мешают правильно мыслить. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1958. - 120 с.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.