УДК 371.3
БОРОДКИНА Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии общего и профессионального образования Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 8 научных публикаций
О КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОМ ПОДХОДЕ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье предпринята попытка рассмотреть основы культуроведческого подхода в обучении. Раскрыты предпосылки его появления, определена роль в реализации национально-регионального компонента языкового образования. Автором обозначены задачи языкового образования младших школьников, решаемые на основе культуроведческого подхода.
Культуроведческий подход, языковое образование младших школьников, национальнорегиональный компонент языкового образования
Современная школа призвана сформировать поколение, система ценностей которого ориентирована на сохранение культуры, истории, традиций, поколение, способное к преобразованию социокультурного пространства.
Одним из средств приобщения человека к культуре является язык. Н.А. Лагунова, основываясь на трудах Л.Н. Мурзина, Ф.П. Фурмановой и др. отмечала, что «язык, благодаря кумулятивной функции, отражает состояние культуры и может быть использован как средство ее познания, реконструкций»1.
В современной методике преподавания русского языка особое значение приобретает процесс формирования языковой личности. Языковая личность, по определению Ю.Н. Караулова, представляет собою обобщенный образ носителя культурных ценностей, поэтому ее формирование связано в первую очередь со становле-
© Бородкина Е.Ю., 2011
нием системы ценностных ориентаций учащегося, включающей любовь к своей стране и родному краю, бережное отношение к национальной культуре, языку.
Подход к языку как феномену культуры дает возможность рассматривать слово носителем национально-культурной информации, позволяет выделить в структуре его лексического значения культурный компонент. Язык становится богатейшим источником знания о быте и нравах народа, средством выражения национальной культуры, а культура становится предметом изучения при обучении языку.
Основой организации процесса обучения русскому языку как средству приобщения к национальной культуре в методике является культуро-ведческий подход преподавания русского языка.
В его разработку внесли свой вклад Е.А. Быстрова, А.Д. Дейкина, М.А. Мачулина, Л.И. Но-
викова, Л.А. Ходякова и др. Ученые считают, что культуроведческий аспект языкового образования направлен на формирование у школьников образа национальной культуры и культуро-ведческой компетенции, нацеливает на усвоение культурного компонента языковых единиц, отражающих понятия духовных и нравственных ценностей народа, осознание красоты и выразительности родной речи. Е.А. Быстрова отмечает: «Такое изучение языка формирует знания о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, то есть развивает культуроведческую компетенцию, которую называют также национально-культурным уровнем владения языком»2.
В основе методической концепций А.Д. Дей-киной лежит понимание языка как формы социальной памяти, отражения духовной культуры, проявления национального и личностного самосознания.
Л.И. Новикова реализацию культуроведчес-кого аспекта обучения русскому языку связывала с пониманием образования как важнейшего компонента культуры и основного канала для ее передачи подрастающему поколению, осознанием обучения русскому языку не только как средству накопления знаний и формирования необходимых умений и навыков учащихся, но и как средству становления личности растущего человека - хранителя, носителя и творца культуры.
Современные методисты: Е.В. Архипова, Т.К. Донская, Н.А. Лагунова, Л.П. Лунева, Л.И. Мишатина и др., основной дидактической единицей в личностно ориентированной, культуросообразной парадигме современного языкового образования человека рассматривают текст как средство воплощения культуры, отражающее воспитательный потенциал русского языка, связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа.
Предпосылкой появления культуроведчес-кого подхода к преподаванию русского языка стало теоретическое обоснование принципа родиноведения, данное К.Д. Ушинским. Особенно важным периодом изучения своей Родины педагог считал первоначальное обучение.
С 20-х годов центральным звеном педагогического процесса стало краеведение. Краеведческий подход в обучении русскому языку предполагал, с одной стороны, использование текстов и других материалов, отражающих природные особенности, культуру, историю края, области, города, села (П.П. Блонский, Е.А. Звягинцев, А.С. Барков, РС. Иткина, А.Ф. Макеев и др.), с другой - лингвокраеведческих материалов, отражающих особенности топонимики родного края, ономастики и т.п. (В.Ф. Барашков, РФ. Богачева, Ф.Т. Грачева, А.К. Соколова и др.). Ученые утверждали, что преподавание русского языка не может быть эффективным без учета местной языковой ситуации. Таким образом, создавались более комфортные условия для усвоения знаний о регионе, его традициях и культуре, совершенствования речевой культуры школьников.
Культуроведческий подход в обучении рассматривается в широком смысле как организация процесса обучения русскому языку как средству приобщения к национальной культуре, в узком - приобщение ребенка к культуре своей малой Родины, воспитание ценностного отношения к ней. В связи с этим актуальной проблемой методики является реализация культуроведческого подхода в процессе освоения национально-регионального содержания языкового образования.
Изучением проблем регионализации занимались Т.С. Буторина, А.В. Даринский, Л.А. Коренева, М.А. Мачулина, Е.В. Михайленко, Э.И. Николаева, Т.Н. Плешкова, И.Ф. Полякова, Л.А. Степашко и др. «Возрождение и утверждение национального образования и воспитания, -пишет Л.М. Бирюкова, - обусловлено социальнопедагогической ситуацией в стране, поиском наиболее значимых ценностей культуры и образования, актуальностью проблемы сохранения и развития национального культурного достояния народов России и формирования поколения, уважительно и бережно относящегося к традиционным культурным ценностям»3.
Исследователи считают, что данный подход позволит более точно отобрать содержание образования, показать учащимся взаимосвязь и взаимозависимость человека, природы и куль-
турной среды, раскрыть аксиологическую значимость окружающего мира и языка, научить детей продуктивному использованию языка в зависимости от речевой ситуации и с его помощью бережному взаимодействию с окружающим миром.
Культура в данном подходе является ключевым понятием. Под культурой будем понимать ценности, выработанные человечеством в различных видах деятельности, сохраняемые для последующих поколений в виде знаний, материальных предметов, книг и т.д. Культура Русского Севера отражает богатство традиций языка, быта, народных промыслов, становление и развитие которых происходит под влиянием природных, исторических, социальных условий, частью ее также являются национальные особенности характера людей, проживающих на территории архангельского Севера. Культура понимается нами и как свойство личности, проявляющееся в поведении и речи человека. Освоение определенных норм и правил позволяет человеку достойно войти в социо- и культурно-образовательное пространство.
Освоение школьниками содержания национально-регионального компонента учебных дисциплин связано с формированием у них представлений о родном крае, его природных особенностях, специфике функционирования и развития, традициях и культуре. Под «краем» понимаем местность, которую учащиеся могут воспринимать непосредственно в каждодневной жизни, а также по наблюдениям, экскурсиям, литературным источникам и которая имеет специфические особенности природы, культуры, языка того региона, в котором находится школа.
Полученные знания становятся базовыми для осознания своеобразия и уникальности малой родины, формирования ценностного отношения к ней, необходимым условием патриотического воспитания, при котором «ребенок через традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру, оставаясь при этом сыном или дочерью своего Отечества»4.
Большинство исследований, связанных с разработкой целей, содержания национально-
регионального компонента языкового образования и применением культуроведческого подхода, направлены на совершенствование системы преподавания русского языка в старших классах общеобразовательной школы (С.А. Жаже-ва, Л.А. Коренева, Л.К. Лыжова, М.А. Мачули-на, С.Д. Намсарбаев и др.).
Однако процесс формирования личности, способной к сохранению, трансформации и преобразованию культуры, готовой к самостоятельному вхождению в социокультурное пространство начинается гораздо раньше.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом, базовым для формирования представлений о своеобразии культуры родного края, развития чувства причастности к истории своей малой Родины. Это связано с тем, что именно ближайшее окружение становится главным объектом наблюдения младших школьников - природа, семья, место, где живет ребенок. Полученные знания, эмоциональночувственный опыт становятся, в свою очередь, основой для формирования гордости за прошлое и настоящее своего народа, ценностного отношения к окружающему миру, к Родине.
В настоящее время во многих исследованиях и публикациях освещаются отдельные аспекты социокультурного развития младших школьников (Р.Н. Бунеев, Н.Ф. Голованова, Л.И. Канин, О.В. Федоскина и др.). По мнению психологов, данный возраст является важной ступенью для адаптации личности к социокультурной среде (Л.И. Божович, В.С. Мухина и др.). Психолингвисты И.Н. Горелов и К.Ф. Седов считают, что начальная ступень обучения тесным образом связана не только с расширением когнитивного опыта, но и с формированием у учащихся представлений о языке как инструменте познания окружающего мира, а также речевом инструменте. Язык дает возможность ребенку «порождать и понимать многообразные речевые произведения»5.
Исследователями Е.В. Михайленко, И.П. Панфиловой, И.Ф. Поляковой и др. под руководством профессора Э.И. Николаевой разработано содержание национально-регионального компонента Архангельской области для школьного курса русско-
го языка (Е.В. Михайленко) и литературного чтения (И.П. Панфилова, И.Ф. Полякова) в начальной школе. Концептуальным положением стало понимание национально-регионального компонента как основы «формирования у каждого обучаемого системы знаний о своеобразии родного края», способствующего «становлению личности, принимающей близко к сердцу судьбу своей малой родины, желающей жить и трудиться в своем регионе, гордиться его культурой, людьми и их достижения-ми»6.
Е.В. Михайленко в контексте культуровед-ческого подхода теоретически обосновала и предложила методическую систему работы над словами краеведческой тематики на уроках русского языка в начальных классах, которая способствует не только развитию детского словаря, но и формированию эмоционально-ценностного отношения к природе, культуре родного края.
Обогащение речи учащихся словами краеведческой тематики является частью работы по развитию речевой культуры и предполагает не только введение в лексикон учащихся новых слов, но и обучение правильному применению их в речевых конструкциях. Однако в процессе самостоятельного составления письменных высказываний с применением краеведческой лексики младшие школьники допускают различные речевые ошибки. Особую важ-
ность для нас имеют те ошибки, которые влияют на смысловую сторону высказывания, контекст. Такие речевые ошибки говорят о неверно или недостаточно правильно сформировавшемся представлении детей о своеобразии культуры родного края, о несформирован-ности умения точно выражать свою мысль, правильно использовать слова и словосочетания в речи.
В связи с этим, видим необходимость организации специальной работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности.
Считаем, что культуроведческий подход в языковом образовании младших школьников позволит решить несколько задач. Во-первых, сформировать представление о малой Родине, ее своеобразии, культуре, традициях. Это необходимо для расширения когнитивного опыта школьника и становления его системы ценностных ориентаций, включающей в себя любовь к своей стране и родному краю, бережное отношение к национальной культуре, языку. Во-вторых, создавать условия для транслирования полученной информации о культуре, традициях, истории своего края. В-третьих, обеспечить личности возможность самореализации в культурно-образовательном пространстве, что возможно на основе имеющегося опыта.
Примечания
1 Лагунова Н.А. К вопросу об информационных социокультурных ценностях современного аутентичного текста // Текст-2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы: материалы Всерос. науч. конф. Ч. I. Ижевск, 2001.
2 Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках // Рус. словесность. 2005. №9 7. С. 35-40.
3 Бирюкова Л.М. Особенности знаний младших подростков о культуре Русского Севера // Ребенок и современный мир: межвуз. сб. науч. и метод. ст. / отв. ред. Т.А. Соловьева. Архангельск, 2001. С. 60-65.
4 Приобщение младших школьников к региональной культуре как условие патриотического воспитания // Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): моногр. / Э.И. Николаева, Е.В. Михайленко, И.Ф. Полякова и др. Архангельск, 2006.
5 ГореловН.И., Седов Н.Ф. Основы психолингвистики: учеб. пособие. М., 1997.
6 Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): моногр. / Э.И. Николаева, Е.В. Михайленко, И.Ф. Полякова и др. Архангельск, 2006.
Borodkina Elena
ABOUT CULTURAL APPROACH IN LINGUISTIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS
The article presents an attempt at considering the fundamentals of the cultural approach in schooling. The prerequisites of its emergence are revealed; its role in the realization of the national regional component in the linguistic education is defined. The author points out the tasks of the primary school students’ linguistic education solved on the basis of the cultural approach.
Контактная информация: e-mail: lennord@atnet.ru
Рецензент - Николаева Э.И., кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова