Научная статья на тему 'Культуроведческий подход в обогащении речи младших школьников словами краеведческой тематики'

Культуроведческий подход в обогащении речи младших школьников словами краеведческой тематики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
352
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / СЛОВАРНАЯ РАБОТА / ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михайленко Елена Валерьевна

В настоящей статье предпринята попытка проследить развитие идеи культуроведческого аспекта преподавания русского языка и обнаружить значение обращения к местному материалу в обучении русскому (родному) языку, построенном на основных положениях культуроведческого подхода. Описана методика реализации идеи обогащения речи младших школьников словами краеведческой тематики на основе работы с текстами, позволяющими формировать экстралингвистические знания. Представлены результаты экспериментальной оценки методики словарной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL STUDIES APPROACH TO ENRICHING THE SPEECH OF PRIMARY SCHOOL AGED STUDENTS WITH THE REGION-BASED VOCABULARY

The given article is devoted to the cultural studies aspect of teaching the Russian language. The article describes the methodology for implementing the idea of enrichment the speech of primary school aged students with the region-based vocabulary on the basis of activities with texts helping to form extralinguistic knowledge. The results of the experimental evaluation of the vocabulary technique are presented.

Текст научной работы на тему «Культуроведческий подход в обогащении речи младших школьников словами краеведческой тематики»

УДК 37

МИХАИЛЕНКО Елена Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии общего и профессионального образования Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 43 научных публикаций, в т.ч. 3 монографий

культуроведческиЙ подход

В ОБОГАЩЕНИИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СЛОВАМИ краеведческой тематики

В настоящей статье предпринята попытка проследить развитие идеи культуроведческого аспекта преподавания русского языка и обнаружить значение обращения к местному материалу в обучении русскому (родному) языку, построенном на основных положениях культуроведческого подхода. Описана методика реализации идеи обогащения речи младших школьников словами краеведческой тематики на основе работы с текстами, позволяющими формировать экстралингвистические знания. Представлены результаты экспериментальной оценки методики словарной работы.

Культуроведческий подход, словарная работа, экстралингвистические знания

Приоритет русского (родного) языка среди других предметов школьного обучения нашел обоснование в трудах отечественных философов, лингвистов, методистов. И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А. Добромыслов, Е.С. Истрина, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский и др. называли язык инструментом познания окружающего мира, наук, средством воспитания и развития ребенка. П.О. Афанасьев, В.И. Водовозов, А.В. Текучев и др. указывали, что язык делает ребенка обучаемым, и успехи в изучении всех предметов школьного обучения определяются успехами в овладении языком. Понимание язы-

© Михайленко Е.В., 2011

ка как «всеобщего выражения всякой деятельности человека», как «зеркала национальной культуры», средства, обеспечивающего преемственную связь поколений, возводит его в ранг национальной ценности (М.В. Богуславский, Ф.И. Буслаев, В.В. Виноградов, М.В. Ломоносов, В.Ю. Троицкий, К.Д. Ушинский, Л.В. Щер-ба и др.). Процесс обучения русскому языку как средству приобщения к национальной культуре в методике получил название культуровед-ческого подхода (аспекта) преподавания русского языка. Предпосылками этому служили: 1) обоснование принципа родиноведения в обу-

чении (К.Д. Ушинский); 2) обоснование принципа локализации программ (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, Е.А. Звягинцев); 3) методическая традиция исторического преподавания русского языка (Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов и др.), - способствовавшие становлению идеи обучения языку с учетом условий его функционирования.

Понимание языка как формы социальной памяти, отражения духовной культуры, проявления национального и личностного самосознания лежит в основе ряда методических концепций. Так, Н.М. Шанский совершенствование существующей методической системы обучения русскому языку в отечественной школе связывает с последовательным включением в школьный курс этнокультуроведческого компонента, отражающего россиеведение. Только освоение современного русского литературного языка в его реальном функционировании в различных этно- и социолингвистических условиях в качестве развивающей многоуровневой системы способствует формированию языковой личности1. А.Д. Дейкина считает, что возрождение русского самосознания можно и нужно связать с языком, т.к. «в родном языке есть все для чувства национальной гордости»: родной язык, родная речь передают реалии национальной жизни, имеют многовековую историю2. М.А. Денисова указывает, что культуроведчес-кий аспект преподавания русского языка в самом общем плане ориентирует на выявление, объективацию, развертывание социально значимой в едином языковом и культурном пространстве информации, хранимой единицами языка3. К словам, которые так или иначе отражают в своей семантике своеобразие культурно-исторического опыта народа-носителя языка, М.А. Денисова применяет понятие «россиевед-чески ценная лексика». Россиеведческая ценность слова определяется его соотнесенностью с предметом, фактом, явлением национальной культуры, каким-либо ее фрагментом, а также специфическим эмоциональным или эстетическим отношением к нему носителей языка или теми разнообразными ассоциациями (смысловыми, зрительными, слуховыми и пр.), которые

данное слово вызывает в данной лингвокультурной общности4.

Теоретической основой системы Л.В. Юл-дашевой является концепция языка как культурно-исторической среды: «Будучи порождением мысли народа на определенном историческом этапе развития материальной и духовной культуры, т.е. будучи средой порожденной, язык становится средой порождающей, формируя духовность и влияя на состояние материальной культуры последующих поколений»5.

Культуроведческий подход является актуальным и для современной методики начального обучения русскому языку. Так, профессор Т.Г. Рамзаева разработала концепцию языкового образования, отвечающего современным требованиям развивающего обучения. В определении понятия «языковое образование» автор исходила из современной трактовки языковой личности. С этих позиций под языковым образованием понимается процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа-носителя языка. Такой подход к пониманию языкового образования позволяет рассматривать социокультуру (культуру народа-носителя русского языка) важным компонентом в его структуре. Значимость данного компонента Т.Г. Рамзаева обосновала следующим положением: «невозможно познать русский язык (как и любой другой) в отрыве от познания того, что создано народом, говорящим на этом языке»6.

Предложенные концепции могут служить стержнем при разработке содержания образования, отвечающего задачам, стоящим перед современной школой. Так, согласно утвердившемуся в методике культуроведческому подходу в преподавании русского языка, в структуру языкового образования введен национальнокультурный компонент. Согласно Закону «Об образовании», помимо федерального, определено национально-региональное измерение образовательного пространства, очерченного конкретным горизонтом, ландшафтно приземленного к конкретным условиям. На современном

этапе усилия ученых сконцентрированы на разработке национально-регионального содержания образования и воспитания на уроках родного языка (Э.И. Николаева, И.П. Панфилова, И.Ф. Полякова, Л.А. Коренева, Л.К. Лыжова, Л.Н. Ляпина, Г.В. Михеева и др.).

Г.В. Михеевой разработана методическая система обогащения речи детей фразеологизмами, построенная на принципе преемственности. Такое построение обучения является необходимым условием сохранения целостности педагогического процесса7.

Л.А. Кореневой выявлены теоретические основы разработки и реализации национальнорегионального компонента содержания школьного образования по русскому языку; определена структура национально-регионального компонента, его соотношение с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по русскому языку; разработан вариант описания содержания национально-регионального компонента (на материале лексики) для школ Кольского Севера; определены пути реализации национально-регионального компонента содержания образования (на материале лексики) на уроках русского языка в средних и старших классах школ. Л.А. Коренева считает, что специфика национально-регионального компонента содержания образования по предмету «Русский язык» предполагает включение в его структуру не только языковых, лингвистических и коммуникативных, но и экстралингвисти-ческих фактов. Освоение такого содержания образования представляет собой один из путей формирования личности, «владеющей суммой знаний, способами деятельности, системой ценностей, которые позволили бы адаптироваться к местной социоприродной среде, к обновляющейся экономической ситуации, подготовили бы к выполнению социальных функций, необходимых в условиях региона»8.

Л.К. Лыжова рассматривает реализацию регионального компонента как углубленную лингвокраеведческую работу. Автором предложены формы и методы реализации регионального компонента. Цель реализации регионального компонента в преподавании русского язы-

ка Л.К. Лыжова выразила следующим образом: «Главное - вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических (чтобы формировать историческое, а не мифологическое мышление) и местных; научить видеть необычное в обычном, удивительное в неприметном, научить уважать себя, свою семью, свой язык, свой край, весь народ, владеющий таким богатым и разнообразным языком... »9.

Л.Н. Ляпина раскрыла возможности использования региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию. Автор обращает внимание прежде всего на значение диалектной лексики, «которая не только является отражением быта, истории и культуры народа, но и вносит ценный вклад в познание национально-культурного своеобразия носителей определенного говора»10.

Следует отметить, что актуальные вопросы разработки национально-регионального компонента содержания образования, наибольшее развитие получили в методике обучения русскому языку в средних и старших классах. Наше внимание было сосредоточено на вопросах обучения языку с учетом условий его функционирования в начальных классах.

Целью экспериментального обучения являлось обогащение речи учащихся начальных классов словами краеведческой тематики. Необходимо говорить также о задачах, решение которых способствует созданию условий для сознательного овладения детьми новыми словами краеведческой тематики. Полагаем, что такие условия будут созданы в результате решения следующих задач: 1) способствовать осознанию учащимися принадлежности части функционирующих в их речи слов архангельскому Северу; 2) формировать представления о существующих связях между предметами, объектами, явлениями, характерными для Архангельской области.

В соответствии с поставленными целью и задачами решался вопрос отбора содержания обучения, которое составили: 1) минимум слов краеведческой тематики, доступных учащимся начальных классов; 2) соответствующие экст-

ралингвистические знания, представленные в форме текстов, воссоздающих природный и социально-культурный фон архангельского Севера.

При отборе минимума слов учитывалась прежде всего их краеведческая ценность. Под краеведческой ценностью слова мы понимаем его способность отражать своеобразие природы, материальной и духовной культуры жителей края. Данный критерий определен в соответствии с культуроведческим аспектом преподавания русского языка. В региональном приложении он получил отражение в работах Л.А. Кореневой, Л.Н. Ляпиной и др. Отбор слов краеведческой тематики, предназначенных для обогащения речи младших школьников, производился с учетом потребностей коммуникации. В соответствии с данным критерием выделены слова, обслуживающие связные высказывания на краеведческие темы. Нами была принята во внимание тематика, предлагаемая школьникам в учебной ситуации (темы школьных изложений, сочинений), а также темы семейных бесед, касающихся вопросов природы, культуры, истории Архангельской области. Слова, включенные в искомый перечень, отвечают также критерию употребительности. В соответствии с данным критерием были отобраны слова, часто употребляемые в регионально ориентированных текстах разных стилей, доступных учащимся начальных классов.

Отобранные в соответствии с данными критериями слова и словосочетания объединены в тематические блоки: «Природа», «Быт и хозяйство северян», «Человек», «Искусство». Языковой материал был включен в систему обучения детей русскому языку, а также в систему начального образования школьников в целом. В количественном и качественном отношении распределение материала произведено в соответствии с законом убыстрения темпа развития речи. Так, увеличивается от класса к классу количество слов для обогащения речи детей, усложняется содержание языковых единиц.

В общем плане работа над словом организуется в следующем порядке: 1) толкование значения слова; 2) работа над орфографией и

орфоэпией слова; 3) работа над образцами употребления слова; 4) работа над усвоением семантических связей слова: а) упражнения с тематическими рядами слов; б) упражнения с логическими рядами слов; в) упражнения с синонимами, антонимами, родственными словами; 5) упражнения в самостоятельном употреблении слова.

Одним из условий понимания учащимися особенностей региональной лексики является наличие экстралингвистических знаний. В связи с этим процесс обучения русскому языку предполагает включение текстов, воссоздающих природный и социально-культурный фон архангельского Севера. Данные тексты имеют значение как для семантизации, так и для актуализации лексики. Нами были подобраны и составлены тексты, содержащие описание определенного предмета, объекта, явления, характерного для архангельского Севера, отражающие связи между объектами, явлениями неживой и живой природы, между природой и материальной и духовной культурой северян. Пример текста.

Жемчужный промысел

Поморье всегда славилось жемчугом. Жемчуг добывали в реках с песчаным дном. Жемчужный промысел начинали обычно в июле, когда вода в северных речках становилась теплее.

Промышленники бродили по мелкой воде и собирали со дна раковины темного цвета. На глубоких местах жемчужниц высматривали с плотиков.

Сразу после вылова раковины жемчужниц открыть трудно. Поморы складывали их на берег, а через несколько минут ракушки открывались сами. Промышленники осматривали раковинки, осторожно вынимали жемчужины. А ракушки без жемчуга аккуратно отправляли в воду. Мудрые поморы добывали жемчуг, но не наносили вреда природе.

Работа над новым словом начинается с вычленения его из речи и первичного ознакомления с лексическим значением. Приведем пример введения слова толокнянка на основе работы над текстом «Северные ягоды».

Лето проходит на севере быстро. А ягод в лесу много. Но мелкие северные ягодки. Трудно собирать бруснику, клюкву, чернику. Из этих вкусных ягод варят морс, варенье. В наших лесах собирают толокнянку. Эта ягода не вкусная, но лечебная.

Вопросы для работы над текстом.

О каких ягодах идет речь в тексте? Какие ягоды вам известны, а какие нет? Почему трудно собирать северные ягодки? Для чего собирают бруснику, клюкву, чернику? Можно ли варить морс и варенье из толокнянки? Для чего северяне собирают толокнянку?

Работа над текстом способствует более полному и образному освоению значения слова детьми младшего школьного возраста. В частности, применим контекстуальный прием толкования лексического значения слова. Приведем пример.

Летом, когда холодные северные моря освобождаются ото льда, сюда прилетают многочисленные стаи птиц. Они густо поселяются на береговых скалах, образуют птичьи базары. Основу птичьих базаров составляют чайки, чистики, гагарки, кайры.

Эффективность методики работы над словами краеведческой тематики, построенной в условиях обогащения экстралингвистическими знаниями, экспериментально подтверждена.

Для оценки данных, полученных в ходе эксперимента, нами использовались различные методы (опрос, тестирование, беседа, включенное наблюдение), но более полную информацию позволил получить метод анализа сочинений школьников, выполненных в жанре письма сверстнику, который ни разу не был на Севере.

Младшие школьники в письма включили достаточно широкий круг конкретной информации о природе, культуре Севера. Учащиеся не только описывали объекты, явления, характерные для северного края, но и делали попытки их объяснить. Например, Рома Б. пояснял, почему зимняя рыбалка не требует лодки. Приезжай, я возьму тебя на зимнюю рыбалку. Для этого нам не нужна лодка. Зимой наши реки и море покрываются толстым льдом. Мы просверлим во льду лунки и будем ло-

вить рыбу на короткие удочки. Младшие школьники в письмах пытались показать разнообразные проявления северной природы, не ограничиваясь традиционным описанием снега, северного сияния. Ты можешь приехать к нам в любые каникулы. Если приедешь осенью - полакомишься еще свежими северными ягодами. В зимние каникулы - весь снег твой: хочешь валяйся, хочешь в снежки играй, хочешь с горки на санках катайся, хочешь - ешь. Только немножко, а то горло заболит. (Руслан Т.).

В содержание сочинений включалась также информация о людях края. Приведем примеры. Я расскажу тебе о поморах. По берегам Белого моря стоят деревни. Тут живут поморы - рыбаки. Они ходят в море на своих лодках - карбасах. Карбас большой, из толстых досок, а как уплывет подальше от берега, очень маленьким кажется. А то и совсем пропадет, скроется за волнами. Такое море огромное. В нем всегда волны. Но рыбаки не боятся, привыкли. Мой дедушка Ваня такой же смелый. (Лена К.)

Еще одной отличительной особенностью сочинений учащихся является эмоциональная насыщенность. Зима к нам приходит рано. Я ее очень люблю. У нас, конечно, похолоднее, чем у вас, но зато красиво. Кругом все белым-бело, деревья - в кружевах. А недавно я видел северное сияние. Это сказка! Представь себе ночное небо, на котором вдруг разыгралась радуга. (Сергей А.)

Дети в работах выразили не только радость, удивление, но и такие высокие чувства, как гордость и любовь к своей малой родине, к родному краю. Я горжусь тем, что живу здесь, на Севере. Ведь это Родина замечательных людей. Ученый Ломоносов, сказочник Писахов, мастерица Бабкина жили на Севере. Здесь родился мой папа. Он капитан, ходит на больших морских судах по разным маршрутам. Здесь родился и я! (Антон М.)

Анализ детских сочинений привел к выводу

об эффективности работы над словом, построенной на основе обогащения экстралингвисти-ческими знаниями, не только в образовательном, но и в воспитательном отношении.

Примечания

1 Шанский Н.М. Школьный курс русского языка (актуальные проблемы и возможные решения) // РЯШ. 1993. № 2. С. 6.

2ДейкинаА.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку // РЯШ. 1993. № 5. С. 3.

3ДенисоваМ.А. Словарь как связь слов с жизнью // РЯШ. 1999. № 5. С. 82.

4 Она же. Русское художественное слово и русский мир // РЯШ. 1997. № 3. С. 91.

5 Юлдашева Л.В. Методологические и методические аспекты проблемы языка как культурно-исторической среды // РЯШ. 1990. № 4. С. 42.

6 Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: метод. пособие / под общ. ред. проф. Т.Г. Рамзаевой. СПб., 1996. С. 4.

7Михеева Г.В. Проблема преемственности в общем образовании: философский, психологический и педагогический аспекты // Вестн. Помор. ун-та. 2006. № 3. С. 114.

8 Коренева Л.А. Национально-региональный компонент предмета «Русский язык в школе»: дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. С. 15.

9 Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка // РЯШ. 1994. № 4. С. 14.

10 Львова С.И., Ляпина Л.Н. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию // Русская словесность. 1999. № 2. С. 43.

Mikhaylenko Elena

CULTURAL STUDIES APPROACH TO ENRICHING THE SPEECH OF PRIMARY SCHOOL AGED STUDENTS WITH THE REGION-BASED VOCABULARY

The given article is devoted to the cultural studies aspect of teaching the Russian language. The article describes the methodology for implementing the idea of enrichment the speech of primary school aged students with the region-based vocabulary on the basis of activities with texts helping to form extralinguistic knowledge. The results of the experimental evaluation of the vocabulary technique are presented.

Контактная информация: e-mail: dekanpp@sfpgu.ru

Рецензент - Николаева Э.И., кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.