Научная статья на тему 'Проектно-исследовательская работа обучающихся в рамках элективного курса «Лингвокраеведение»'

Проектно-исследовательская работа обучающихся в рамках элективного курса «Лингвокраеведение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предмет «Русский язык» / лингвокраеведение / элективный курс / национально-региональный компонент / проектно-исследовательская работа / ФГОС ООО. / subject of “Russian Language” linguistic study / elective course / national-regional component / project and research work / Federal state educational standard of basic general education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Х. Саматова, А. А. Ивыгина

В настоящей статье рассматриваются способы применения технологии проектов на элективных занятиях по лингвокраеведению с целью формирования у обучающихся умения привлекать данные различных дисциплин, синтезировать их для решения конкретной научно-практической задачи. Авторы также предлагают способы организации работы по созданию учащимися старших классов научно-исследовательских проектов в рамках изучения курса «Лингвокраеведение» как одного из возможных способов реализации национально-регионального компонента, обозначенного в ФГОС ООО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. Х. Саматова, А. А. Ивыгина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT AND RESEARCH WORK OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE ELECTIVE COURSE “LINGISTIC COUNTRY STUDIES”.

The article discusses ways to use the technology of projects in elective courses in linguistic country studies in order to develop students’ ability to attract and synthesize data from different disciplines to solve specific scientific and practical problems. The authors propose organization of work on the creation of high school students research projects in the course “Linguistic Country Studies” as one of the ways to implement the national-regional component provided by thе Federal State Educational Standard of basic general education.

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательская работа обучающихся в рамках элективного курса «Лингвокраеведение»»

Рассмотрев и проанализировав особенности речевых единиц, выступающих в качестве маркеров категории вежливости в английской лингво-культуре, мы приходим к выводу, что они имеют широкое распространение в массмедийном дискурсе английского языка. Анализ газетных текстов показал, что англичане часто используют «косвенные» выражения. Они стараются неоткрыто выражать своё мнение, чтобы не показаться грубыми. Человеку, изучающему английский язык и культуру народа, следует учитывать также и правила их коммуникативного поведения. Важно знать, что сложившиеся нормы поведения англичан не допускают, чтобы человек вы-

Библиографический список

ражал свои чувства прямо. Британцы предпочитают употребление намёков и недомолвок, что воспринимается ими как проявление вежливости. Необходимо осознавать важность владения формами вежливого обращения, присущими английскому языку. Цель соблюдения принципа вежливости состоит в том, чтобы добиться максимального социального равновесия и дружеских отношений. В английском языке категорию вежливости репрезентируют языковые средства: модальные слова, модальные глаголы и аксиологические предикаты. Эти языковые средства создают положительный коммуникативный эффект.

1. Ларина Т.В. Категория вежливости в английской и русской коммуникативных культурах. Москва, 2003.

2. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. Москва: Русский язык, 1982.

3. Винокур ГО. Культура языка. Лингвистическое наследие ХХ века. Москва: Лабиринт, 2006.

4. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. Москва: Гардарики, 2005.

5. The Independent. Available at: http://www.independent.co.uk/news/

6. The Guardian. Available at: https://www.theguardian.com/us-news/

7. The Times. Available at: https://www.timesonline.com/

8. Таранцей Ю. Средства установления контакта в русском, английском и американском общении. Речевое воздействие. Воронеж, 1998; № 1 (1). References

1. Larina T.V. Kategoriya vezhlivosti v anglijskoj i russkoj kommunikativnyh kulturah. Moskva, 2003.

2. Vasil'eva A.N. Gazetno-publicisticheskjstil'rechi. Moskva: Russkij yazyk, 1982.

3. Vinokur G.O. Kul'tura yazyka. Lingvisticheskoe nasledie HH veka. Moskva: Labirint, 2006.

4. Kostomarov V.G. Nash yazyk v dejstvii: Ocherki sovremennojrusskoj stilistiki. Moskva: Gardariki, 2005.

5. The Independent. Available at: http://www.independent.co.uk/news/

6. The Guardian. Available at: https://www.theguardian.com/us-news/

7. The Times. Available at: https://www.timesonline.com/

8. Tarancej Yu. Sredstva ustanovleniya kontakta v russkom, anglijskom i amerikanskom obschenii. Rechevoe vozdejstvie. Voronezh, 1998; № 1 (1).

Статья поступила в редакцию 24.09.19

УДК 372.890.8

Samatova L.Kh., MA student, Kazan (Volga Region) Federal University (Yelabuga, Russia), E-mail: leisanka19940803@mail.ru

Ivygina A.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Kazan (Volga Region) Federal University (Yelabuga, Russia), E-mail: linguistika@mail.ru

PROJECT AND RESEARCH WORK OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF THE ELECTIVE COURSE "LINGISTIC COUNTRY STUDIES". The article discusses ways to use the technology of projects in elective courses in linguistic country studies in order to develop students' ability to attract and synthesize data from different disciplines to solve specific scientific and practical problems. The authors propose organization of work on the creation of high school students research projects in the course "Linguistic Country Studies" as one of the ways to implement the national-regional component provided by the Federal State Educational Standard of basic general education.

Key words: subject of "Russian Language" linguistic study, elective course, national-regional component, project and research work, Federal state educational standard of basic general education.

Л.Х. Саматова, магистрант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, Е-mail: leisanka19940803@mail.ru

А.А. Ивыгина, канд. филол. наук, доц., Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга, Е-mail: linguistika@mail.ru

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ»

В настоящей статье рассматриваются способы применения технологии проектов на элективных занятиях по лингвокраеведению с целью формирования у обучающихся умения привлекать данные различных дисциплин, синтезировать их для решения конкретной научно-практической задачи. Авторы также предлагают способы организации работы по созданию учащимися старших классов научно-исследовательских проектов в рамках изучения курса «Лингво-краеведение» как одного из возможных способов реализации национально-регионального компонента, обозначенного в ФГОС ООО.

Ключевые слова: предмет «Русский язык», лингвокраеведение, элективный курс, национально-региональный компонент, проектно-исследо-вательская работа, ФГОС ООО.

В соответствии с современными образовательными стандартами главной целью школьного образования является формирование и развитие личности ребенка, достигаемое посредством включения его в разнообразные виды деятельности [1]. Принимая во внимание данное положение, обучение русскому (родному) языку в школе рассматривается методической наукой не только как процесс овладения определенными знаниями, усвоения необходимого учебного материала и формирования системы соответствующих умений и навыков, но и как процесс духовного, речемыслительного развития обучающихся.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года определены следующие существенные его задачи:

- обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью;

- формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений [2].

Все обозначенное выше обуславливает, на наш взгляд, необходимость включения в учебный процесс национально-регионального компонента, предоставляющего возможность изучать в разных аспектах особенности своего региона, традиции народа, культурно-историческое и литературное наследие края. В этом смысле школьный предмет «Русский язык» является мощным источником приобщения обучающихся к культурным традициям своего края, поэтому одной из задач его преподавания в школе является формирование культуроведческой компетенции у обучающихся через знакомство с краеведческим материалом.

В связи с этим в содержание предмета и методику его преподавания должен включаться национально-региональный компонент, основная задача которого - помочь школьнику не только увидеть, но и осознать, принять на глубинном уровне важность бесценного наследия, оставленного нам предками.

Эффективным способом реализации данного компонента на уроках русского языка и выполнения комплексной работы по развитию познавательного интереса обучающихся, формированию у них истинных патриотических чувств является включение краеведческого материала как в систему преподавания предмета, так и в изучение его в рамках отдельного элективного курса.

Идеи лингвистического краеведения в последнее время стали весьма популярны и актуальны. Однако активность их развития наблюдается в научных исследованиях и вузовском образовании. Отдельные аспекты данной проблематики представлены в трудах Т.В. Бахвалова - «Лингвокраеведческая составляющая в подготовке будущего учителя» [3], И.И. Жиленковой - «Топонимы Белгородской области (системный лингвоанализ названий населенных пунктов)» [4], Л.К. Лыжовой - «Лингвокраеведение как отражение регионального компонента в преподавании русского языка: методические рекомедации» [5], С.И. Львовой, Л.И. Ляпиной - «Использование региональной лексики при обучении морфеми-ке и словообразованию» [6], Т.В. Майоровой - «Ономастика в лингвокраеведче-ской работе» [7], В.Ф. Филатовой - «Лингвокраеведческая работа в школе» [8], Н.Т. Узденовой - «Лингвистическое краеведение как средство формирования гражданской позиции будущих педагогов в условиях университета» [9] и др., в которых рассматриваются различные аспекты лингвокраеведческой работы с обучающимися.

Школа пока лишь в редких случаях обращается к данному материалу, причина этого кроется в отсутствии необходимой программно-методической и учебно-дидактической поддержки, вследствие чего лингвокраеведческая работа зачастую реализуется через внеклассную [10].

В процессе изучения данной проблемы в настоящей статье мы поставили перед собой следующую цель: разработать способы введения краеведческого материала в учебный процесс через проектно-исследовательскую деятельность в рамках школьного элективного курса «Лингвокраеведение». Данная статья, на наш взгляд, поможет ответить на вопрос: каким образом можно реализовать национально-региональный компонент с помощью технологии проектов через элективный курс по лингвокраеведению.

В.В. Демичева рассматривает лингвокраеведение как «раздел лингвистики, который изучает языковую ситуацию края, региона в тесной связи с его историей и современным укладом жизни. В методическом аспекте под лингвокраеведени-ем понимают ознакомление детей с региональными языковыми особенностями, т.е. с региональной лексикой и фразеологией, ономастикой, речевым этикетом, фольклором, творчеством местных писателей и поэтов» [11, с. 68].

В ФГОС ООО достаточное внимание уделяется проектно-исследователь-ской деятельности как определяющему фактору в формировании у обучающегося умения самостоятельно извлекать знания из различных источников и применять их впоследствии при решении исследовательских задач.

Метод проектов полностью удовлетворяет требованиям ФГОС ООО к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, включающей в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Именно поэтому большинство педагогов используют его в своей профессиональной деятельности. Необходимость овладения учителями технологией применения проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе подчеркивается и на документальном уровне. Так, Профессиональный стандарт педагога (зарегистрирован Минюстом России 88 06.12.2013) сообщает, что учитель должен «владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика» [12].

Принимая во внимание эти особенности и учитывая цель настоящей статьи, мы предприняли попытку разработать программу курса «Лингвокраеведение Елабуги» для обучающихся 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений Елабуги и Елабужского района. На освоение курса отводится 34 часа из следующего расчета: один час в неделю, в том числе один час на проведение контрольной работы.

Целью данного курса является расширение знаний обучающихся о Елабуж-ском крае через их знакомство с краеведческим материалом и его последующим лингвистическим анализом.

Задачами курса являются:

- вызвать интерес у обучающихся к окружающей их языковой среде;

- с учетом возрастных особенностей изучить краеведческий материал и провести его языковой анализ, способствующий расширению знаний об истории региона, его культуре;

- продолжить воспитание интереса и любви к русскому слову;

- развить творческие и индивидуально-личностные способности учащихся через поисково-исследовательские изыскания.

В курсе предполагается знакомство обучающихся с объектами лингвистического краеведения: местная ономастика, диалектная речь, местный фольклор и язык художественных произведений писателей, связанных с Елабугой.

Деятельность обучающихся в рамках курса предполагает следующие формы работы: научные конференции, круглый стол, тематические вечера; самостоятельная и групповая поисковая работа; виртуальные экскурсии (квест-урок); проектно-исследовательская работа.

Основу ФГОС составляет системно-деятельностный подход, результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (далее - УУД). Один из путей формирования УУД в основной школе - включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Учитывая данное положение, мы включили проектно-ис-следовательскую деятельность как одну из форм работы в изучении школьного элективного курса «Лингвокраеведение Елабуги».

Освоив предложенную программу, обучающиеся получат не только достаточно четкое представление об иерархическом устройстве единого национального языка, его развитии и функционировании, сферах применения, но и осознают необходимость расширения знаний об истории и культуре родного края.

В предлагаемой программе «Лингвокраведение Елабуги» местный материал был распределен на четыре блока: 1. Топонимы родного края. 2. Языковые особенности местного говора. 3. Язык елабужского фольклора. 4. Язык писателей родного края.

Первый блок «Топонимы родного края» содержит информацию о происхождении и значении географических названий Елабужского края. Изучив материал данного блока программы, обучающиеся при непосредственном участии учителя смогут исследовать местные топонимы с помощью специальных этимологических словарей. Конечный продукт - проектно-исследовательская работа.

Второй блок «Языковые особенности местного говора» призван расширить знания учащихся о диалектах русского языка и познакомить их со спецификой русских диалектов Елабуги и Елабужского края. Освоение данного блока расширит представление учащихся о языковом богатстве русских народных говоров как составной части культурного наследия нашего народа. Конечный продукт -составление словаря местных диалектов.

Третий блок «Язык елабужского фольклора» дает возможность обучающимся узнать особенности местного фольклора через знакомство с легендами о Елабужском крае. Конечный продукт - брошюры или туристический путеводитель по улицам города.

Четвертый блок «Язык писателей родного края» посвящен лингвистическим особенностям художественных текстов елабужских авторов. Данный блок позволит обучающимся познакомиться с творчеством писателей, родившихся в Елабуге или проживших в ней долгое время, а также проанализировать их тексты с точки зрения языковых особенностей.

Конечный продукт - театрализация фрагмента произведения одного из местных писателей.

В методической литературе проекты классифицируются по разным признакам: тематике, составу участников, срокам реализации. При разработке данного элективного курса в основу была положена классификация Е.С. Полат.

1. Практико-ориентированный проект.

Примерами таких проектов могут стать следующие исследовательские работы: «Топонимика Елабужского района», «Имена собственные в произведении С.Т. Романовского», «Антропонимия в произведениях Д.И. Стахеева», «Антропонимы Елабуги».

2. Исследовательский проект.

Результатом такого рода деятельности могут стать такие проекты, как «Микротопонимия моего города (поселка, села)», «Происхождение названия «Чертово городище», «Неофициальные топонимы Елабуги», «Эргонимы современной Елабуги», итогом которых станут брошюры, туристический путеводитель по улицам города, путеводитель по достопримечательностям города с языковым комментарием.

3. Информационный проект.

Данный вид проекта можно реализовать через интервью с поэтами Елабуги и Елабужского района, экскурсии с целью организации бесед с поэтами, пишущими о своем крае и т.д.

4. Творческий проект.

Итогом такого рода проектов может быть театрализация, инсценировка отрывка из произведения местного писателя, создание гипермедиа, подготовка фотоальбома с комментариями (в традиционной или в электронной форме).

Главным условием включения проектной деятельности в школьный процесс является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и этапах проектирования и реализации проекта. Процесс работы над проектом включает в себя следующие этапы: 1. Подготовка. 2. Планирование. 3. Разработка проекта. 4. Формулирование идей. 5. Защита проекта. 6. Оценка работы.

Представим этапы работы над проектом «Топонимика Елабужского края».

1 этап. Подготовительный: учащиеся самостоятельно объединяются в небольшие группы по 3 - 4 человека и выбирают темы.

Приведем возможные варианты формулировок тем проектов:

1 группа: «История топонимов родного края». Конечный продукт - чтение доклада и презентация.

2 группа: «Топонимы в произведениях елабужских писателей (на примере одного произведения)». Конечный результат - научно-исследовательская статья для школьной конференции.

3 группа: «Знаете ли вы топонимы?». Конечный продукт - социологическое исследование учащихся школы.

4 группа: «Тематическая и структурная классификация топонимов Елабуги». Конечный продукт - чтение доклада и презентация.

5 группа: «Топонимический словарь родного края». Конечный продукт - создание словаря.

2 этап. Планирование: ученики ставят цели и задач исследования (что и для чего мы будем делать?); вырабатывается план действий (как и с помощью чего можно это сделать?)

Таблица 1

Основные этапы создания проектной работы «Топонимика Елабужского края»

Название этапа Содержание работы на данном этапе Деятельность учителя Деятельность обучающихся

1. Подготовительный Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Мотивирует обучающихся на изучение топонимики Елабуги, помогает в постановке цели проекта. Выбирают тему проекта. При необходимости получают дополнительную информацию у учителя.

2. Планирование Определение источников, способов сбора и анализа информации. Предлагает основную литературу и способы сбора информации. Формулируют задачи, вырабатывают план действий, определяют график работы над проектом.

3. Разработка проекта Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Наблюдает, дает рекомендации, курирует деятельность каждой группы. Поисковая деятельность по накоплению, систематизации и обобщению информации.

4. Формулирование идей Анализ информации, формулирование выводов. Оказывает консультативную помощь, при необходимости направляет процесс анализа. Работают над проектом, анализируя собранную информацию, готовят конечный вариант работы.

5. Защита проектов Подготовка доклада: представление полученных результатов. Анализирует работу каждой группы. Презентуют и защищают проект перед аудиторией одноклассников.

6. Оценка Оценка работ согласно разработанным критериям Анализирует проектную работу учащихся по заранее разработанным критериям. Коллективно обсуждают и оценивают работу.

3 этап. Разработка проекта: обучающиеся проводят сбор и анализ разнородной информации по заинтересовавшей их проблеме. Итогом работы должна стать доступная для обучающимся информация по проблеме, которая будет взята за основу следующего этапа работы над проектом.

4 этап. Формулирование идей: участники проекта обрабатывают и систематизируют полученный материал и оценивают пути решения проблемы.

6 этап. Защита проекта: публичная презентация и защита проекта обучающимися. Данная часть работы предполагает также конкурсный отбор лучших проектов.

6 этап. Оценка: учитель вместе с учениками обсуждает исследовательскую деятельность с положительной точки зрения, намечает перспективы работы в этом направлении.

Библиографический список

Опираясь на статью А.И. Галиевой [13], нами был разработан примерный поэтапный план исследовательской проектной работы для учащихся 8 - 9 классов города Елабуга Республики Татарстан (см. таблицу 1).

Таким образом, знакомство с краеведческим материалом через проек-тно-исследовательскую деятельность в рамках школьного элективного курса «Лингвокраеведение», в том числе «Лингвокраеведение Елабуги» способно стать одним из действенных способов реализации национально-регионального компонента, способствуя формированию полноценной языковой личности школьника, знающего историю своего края и умеющего сохранить и приумножить его богатейшие традиции. Учитель, привлекая обучающихся к исследованиям в сфере лингвистических явлений, присущих родному краю, решает задачи по изучению, сохранению уникального местного языкового материала.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, 2011.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Available at: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm

3. Бахвалова Т.В. Лингвокраеведческая составляющая в подготовке будущего учителя. Педагогическое образование и наука. 2010; № 7: 6 - 21.

4. Жиленкова И.И. Топонимы Белгородской области (системный лингвоанализ названий населенных пунктов): учебное пособие по лингвокраеведению. Белгород: ИД «Белгород», 2012.

5. Лыжова Л.К. Лингвокраеведение как отражение регионального компонента в преподавании русского языка: Методические рекомендации. Воронеж, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Львова С.И., Ляпина С.Н. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию. Русская словесность. 1999; № 2: 43 - 46.

7. Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе. Русский язык в школе. 2000; № 4: 43 - 47.

8. Филатова В.Ф. Лингвокраеведческая работа в школе. Воронежский краевед. 1991; № 1: 161 - 172.

9. Узденова Н.Т. Лингвистическое краеведение как средство формирования гражданской позиции будущих педагогов в условиях университета. Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011; № 1: 171 - 177.

10. Шенкман В. Лингвокраевдение в пермской школе. Available at: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_1_25

11. Демичева В.В. Использование лингвокраеведческого материала на уроках русского языка. Начальная школа. 2008; № 11: 68 - 71.

12. Профессиональный стандарт педагога. Available at: http://ds15ladushki.edu22.info/data/documents/PROFSTANDART-PEDAGOGA_1.pdf

13. Галиева А.И. Организация проектной деятельности учащихся как инструмент реализации ФГОС ООО в основной школе. Вестник современных исследований. 2018; № 12-8: 87 - 91.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2011.

2. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii. Available at: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm

3. Bahvalova T.V. Lingvokraevedcheskaya sostavlyayuschaya v podgotovke buduschego uchitelya. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2010; № 7: 6 - 21.

4. Zhilenkova I.I. Toponimy Belgorodskoj oblasti (sistemnyj lingvoanaliz nazvanij naselennyh punktov): uchebnoe posobie po lingvokraevedeniyu. Belgorod: ID «Belgo-rod», 2012.

5. Lyzhova L.K. Lingvokraevedenie kakotrazhenieregional'nogo komponenta vprepodavaniirusskogoyazyka: Metodicheskie rekomendacii. Voronezh, 1999.

6. L'vova S.I., Lyapina S.N. Ispol'zovanie regional'noj leksiki pri obuchenii morfemike i slovoobrazovaniyu. Russkaya slovesnost'. 1999; № 2: 43 - 46.

7. Majorova T.M. Onomastika v lingvokraevedcheskoj rabote. Russkij yazyk v shkole. 2000; № 4: 43 - 47.

8. Filatova V.F. Lingvokraevedcheskaya rabota v shkole. Voronezhskijkraeved. 1991; № 1: 161 - 172.

9. Uzdenova N.T. Lingvisticheskoe kraevedenie kak sredstvo formirovaniya grazhdanskoj pozicii buduschih pedagogov v usloviyah universiteta. Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2011; № 1: 171 - 177.

10. Shenkman V. Lingvokraevdenie v permskoj shkole. Available at: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_1_25

11. Demicheva V.V. Ispol'zovanie lingvokraevedcheskogo materiala na urokah russkogo yazyka. Nachal'naya shkola. 2008; № 11: 68 - 71.

12. Professionally] standartpedagoga. Available at: http://ds15ladushki.edu22.info/data/documents/PROFSTANDART-PEDAGOGA_1.pdf

13. Galieva A.I. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti uchaschihsya kak instrument realizacii FGOS OOO v osnovnoj shkole. Vestnik sovremennyh issledovanij. 2018; № 12-8: 87 - 91.

Статья поступила в редакцию 24.09.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.