Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
азартные игры / лудомания / преступность / детерминанты / профилактика / предупреждение

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Башмаков П.А.

В статье рассмотрены условия и причины незаконной организации и проведения азартных игр. Рассматриваемые детерминанты незаконной организации и проведения азартных игр определяют меры противодействия такой незаконной деятельности. Автор приходит к выводу о том, что на сегодняшний день, основная причина незаконной организации и проведения азартных игр связана с отсутствием необходимых мер профилактики игровой зависимости (лудомании), что и выступает причиной спроса на незаконные площадки, осуществляющие организацию и проведение азартных игр. Автором предложены меры совершенствования системы предупреждения преступлений в сфере незаконной организации и проведения азартных игр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-4-222-227 БАШМАКОВ Павел Александрович,

NIION: 2021-0079-4/23-227 Магистр, Финансовый университет

MOSURED: 77/27-025-2023-04-227 при Правительстве Российской Федерации

(Финансовый университет), e-mail: mail@law-books.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР

Аннотация. В статье рассмотрены условия и причины незаконной организации и проведения азартных игр. Рассматриваемые детерминанты незаконной организации и проведения азартных игр определяют меры противодействия такой незаконной деятельности. Автор приходит к выводу о том, что на сегодняшний день, основная причина незаконной организации и проведения азартных игр связана с отсутствием необходимых мер профилактики игровой зависимости (лудомании), что и выступает причиной спроса на незаконные площадки, осуществляющие организацию и проведение азартных игр. Автором предложены меры совершенствования системы предупреждения преступлений в сфере незаконной организации и проведения азартных игр.

Ключевые слова: азартные игры, лудомания, преступность, детерминанты, профилактика, предупреждение.

BASHMAKOV Pavel Alexandrovich,

Master's degree, Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University)

PREVENTION OF CRIMES IN THE FIELD OF ILLEGAL ORGANIZATION AND CONDUCT OF GAMBLING

Annotation. The article discusses the conditions and reasons for the illegal organization and conduct of gambling. The considered determinants of the illegal organization and conduct of gambling determine measures to counter such illegal activities. The author comes to the conclusion that today, the main reason for the illegal organization and conduct of gambling is due to the lack of necessary measures to prevent gambling addiction (ludomania), which is the reason for the demand for illegal sites that organize and conduct gambling. The author suggests measures to improve the crime prevention system in the field of illegal organization and conduct of gambling.

Key words: gambling, ludomania, crime, determinants, prevention, prevention.

На протяжении всей истории система противодействия преступности выступала одной из ключевых задач для правоохранительных органов. На сегодняшний день под противодействием преступности понимают комплекс мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых законом интересов, который заключается в разработке и осуществлении целенаправленных мер по воспрепятствованию возникновению причин преступлений, условий, которые способствуют их совершению, а также по выявлению и предотвращению и причин путём профилактики предупреждения преступлений [8; С. 221]. Представляется, что именно противодействие преступлением выступает основной мерой для сокращения преступности и предупреждения преступлений.

Анализируемый состав преступления -незаконная организация и проведение азартных

игр, предусмотренный ст. 171.2 УК РФ, является относительно новым для российской правовой действительности [1]. Впервые данный состав преступления был введен в 2011 году Федеральным законом от 20.07.2011 № 250-ФЗ [2]. Необходимость установления уголовного запрета на незаконную игорную деятельность объяснима, во-первых, наличием запрета на организацию и проведение азартных игр вне игорных зон, установленного Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [3], а во-вторых, ухудшением криминогенной обстановки.

Сегодня в законодательстве Российской Федерации присутствуют акты, цель которых заключается в формировании системы профилактики правонарушений. Отметим Федеральный

закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ [4]. Данный Федеральный закон о профилактике правонарушений закрепляет основные принципы, направления профилактики правонарушений, полномочия органов и должностных лиц, а также общие и специальные формы профилактического воздействия как на правонарушителей, так и на потенциальных жертв правонарушения. Анализируя данный закон можно однозначно отметить его декларативный характер, а также низкую степень применения и эффективности для создания качественной системы профилактики преступности. Во-первых, это обусловлено тем, что невозможно с практической точки зрения сформировать общие формы профилактики, которые были бы в одинаковой степени эффективны для различных видов преступности и правонарушений. Во-вторых, многие положения Закона недостаточно раскрыты, в частности специальные формы профилактического воздействия. Таким образом, данный ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений» является способов закрепить общие тенденции системы профилактики. Применяя положения Закона к сфере незаконной игорной деятельности, можно также сделать вывод о их низкой эффективности.

Доктринальные источники по вопросам противодействия преступности в сфере незаконной организации и проведения азартных игр является достаточно разработанной. К. В. Поздняков определяет следующие виды мер предупреждения преступлений по ст. 171.2 УК РФ [9; С. 83]:

- Развитие законодательства, в том числе принятие новых нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере игорной деятельности;

- Развитие социально-экономической сферы в целях повышения уровня жизни человека;

- Развитие сферы культуры, а также формирования морально-нравственных устоев в обществе;

- Распространение через СМИ информации о вреде и последствиях незаконной игорной деятельности, в том числе участие в азартных играх;

- Совершенствование системы взаимодействия органов государственной власти.

Указанная позиция является достаточно распространенной среди доктринальных источников - многие исследователи указывают именно эти меры в качестве основных для противодействия незаконной игорной деятельности. Представляется, что в качестве основной меры все же выступает повышение уровня жизни населения.

Азартные игры - это способ легкого заработка, основанного на риске, что делает такой способ получения денежных средств достаточно привлекательным для большого количества людей. Поэтому пока существует спрос на подобный вид легкого заработка, будет и соответствующее предложение. Не стоит обходить стороной и психологический аспект. По большей части лица, которые участвуют в азартных играх (онлайн или офлайн казино, ставки и др.) являются лудома-нами, то есть зависимыми от азартных игр, что выражается в постоянном или периодическом участии лица в азартных играх. Такие лица зависимы как раз-таки от рискового характера таких игр, составляющей азарта. Поэтому обоснованными признаются и меры, направленные на воздействие на таких субъектов. К примеру, неоднократно в доктрине высказывались идеи о формировании отдельного реестра лиц, доступного для организаторов азартных игр, которые страдают лудоманией, и участие которых в азартных играх должно быть запрещено. Особое место в данном случае будут занимать ситуации лудомании среди несовершеннолетних. И. Н. Мосечкин, комментируя подобную позицию, указывает, что несовершеннолетние относятся к повышенной группе риска, так как психологически больше склоны к желанию получить «выигрыш без прикладывания каких-либо усилий» [7]. В действительности, вопросы противодействия незаконной игорной деятельности тесным образом взаимосвязаны с виктимологией данного вида преступности.

Предполагается, что для более комплексного анализа мер противодействия незаконной игорной деятельности необходимо рассмотреть детерминанты преступности в сфере незаконной организации и проведения азартных игр, что впоследствии станет основой для формирования авторской позиции относительно системы меры противодействия.

В качестве специфических условий преступности в сфере незаконной игорной деятельности предполагается выделять:

1. Экономические факторы. В первую очередь, доходы от игорной деятельности, по данным РАРИБ (Российской ассоциации развития игорного бизнеса), представляют собой доходы в особо крупном размере, при этом анализировалась лишь легальная сфера игорной деятельности [11]. Поэтому можно предположить, что нелегальный игорный рынок приносит в разы больше прибыли организаторам. Соответственно, возможность получения прибыли в больших размерах становится системообразующим фактором для субъектов преступления. Также среди экономических факторов выделяется, как уже было указано, низкий уровень жизни населения, что

делает более актуальными способы быстрого получения денежных средств;

2. Правовые факторы. Многими учеными и исследователями отмечается недостаточная правовая регламентация рассматриваемой сферы правоотношений. Во-первых, отмечаются несовершенства системы противодействия незаконной игорной деятельности. Во-вторых, признается, что на данный момент отсутствует эффективные и современные способы борьбы с данными преступлениями. В-третьих, если речь идет о незаконных азартных играх в сети «Интернет», то в данном случае детерминантами будут выступать: развитие информационных и компьютерных технологий, использование информационных средств защиты и шифрования, высокая квалификация лиц, участвующих в незаконной организации и проведении азартных игр, что фактически предопределяет ненаказуемость реальных субъектов преступлений в сфере нелегальной игорной деятельности;

3. Организационные факторы. Ввиду того, что абсолютное большинство случаев незаконной организации и проведения азартных игр фиксируется в сети «Интернет», то для поиска виновных лиц правоохранительные органы должны обладать необходимыми квалифицированными кадрами, которые могли бы эффективно расследовать данные преступления. Поэтому здесь вновь повторяется тезис о том, что сам факт сложности расследования преступлений в сфере незаконной игорной деятельности в сети «Интернет», а следовательно сложности в идентификации виновного лица, ведут к уверенности у преступников в том, что они смогут избежать наказания;

4. Психологические факторы. Данный аспект уже отмечался ранее, однако следует повторить, что причинами нелегальной деятельности в игорной сфере является психология самих жертв преступлений;

5. В качестве условий для вовлечения в азартные игры особой категории лиц - несовершеннолетних граждан, можно отметить их возрастные особенности, которые заключаются в том, что такие лица более склонны к компьютерным играм, азартным играм, информационным технологиям [6; С. 113]. Это также подтверждает уже ранее высказанную позицию И. Н. Мосеч-кина. Особый статус несовершеннолетних также определяется стремительным и повсеместным распространением сети «Интернет», что делает более доступным участие в азартных играх, которые размещены на информационных порталах и веб-сайтах.

Исходя из содержания указанных детерминант, необходимо и формировать формы и

методы противодействия преступности в сфере незаконной игорной деятельности.

Итак, остановимся на рассмотрении вопроса противодействия незаконной организации и проведения азартных игр в сети «Интернет». Сегодня практически все сферы деятельности человека перенесены в цифровое пространство. Исключением не стала и сфера азартных игр. Как указывают некоторые исследователи до 80% преступлений по ст. 171.2 УК РФ осуществляется с помощью использования информационно-телекоммуникационных сетей [5; С. 247]. Обращаясь непосредственно к статистике, то по данным МВД РФ за 2022 г. было выявлено более 400 тыс. преступлений в сфере информационных технологий, при этом раскрыто менее трети данных преступлений из всего количества зарегистрированных дел [12]. С учетом высоких показателей латентности всех видов преступлений, которые совершаются с использованием информационных технологий, в частности незаконной организации и проведения азартных игр в сети «Интернет», можно сделать вывод о том, что имеет смысл отдельного рассмотрение такого преступления в контексте цифрового пространства, так как информационные технологии накладывает определённые особенности для реализации преступного умысла и самих способов совершения преступления.

В качестве особых детерминант преступности в сфере незаконной организации азартных игр в сети «Интернет» можно отметить значимый период пандемии коронавируса, в рамках которого произошло вовлечение большего количества пользователей в использование сети «Интернет», так как из-за ковидных ограничений были сведены к минимуму социальные контакты и необходимость физического присутствия человека для получения каких-либо услуг.

Также необходимо отметить в качестве условий скорость распространения «Интернета», несмотря на неоднородность качества и непрерывности сети «Интернет» на территории Российской Федерации (в центральных регионах доступ к сети «Интернет» повсеместный, в регионах ситуация обстоит намного хуже). Эти условия стали причиной для того, чтобы правоохранительные органы все чаще обращались к мониторингу интернет-страниц и сайтов с неправомерной информацией, что также выявляет условие преступности в виде отсутствия квалифицированных кадров, что усложняет раскрываемость дел.

В контексте противодействия незаконной организации азартных игр в сети «Интернет» необходимо отметить также и специальные изменения в законодательстве. Так, например Федеральный закон «О внесении изменений в Феде-

ральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 30 декабря 2020г. № 530-Ф3 стал попыткой российского законодателя урегулировать отношения в социальных сетях. Согласно этому федеральному закону, противоправная информация должна быть заблокирована со стороны владельцев социальных сетей.

В доктринальных источниках можно встретить достаточно распространённую позицию относительно того, что необходимо законодательно закрепить ограничение распространения информации о платформах азартных игр, так как на сегодняшний день существует только указание на обязанности провайдера блокировать доступ к интернет-ресурсам несмотря на то, что данный запрет все же направлен на предотвращение незаконной игорной деятельности практическая эффективность такой меры достаточно низкая.

Положения статьи 171.2 УК РФ однозначно говорят о том, что недопустимо использование интернета для незаконной организации и проведения игр. Однако, по нашему мнению, представляется, что для формирования эффективной системы противодействия необходимо в законе закрепить запрет не только на организацию и проведение азартных игр в сети «Интернет», но также и на вовлечение лиц участвовать в таких играх, в том числе путём распространение информации и рекламы.

Справедливой является позиция, согласно которой участие в азартных играх и последующая незаконная деятельность в данной сфере связана с глубокими психическими факторами человека. Поэтому видится необходимым рассмотреть, как основной способ противодействия незаконной организации и проведения азартных игр непосредственную работу с потенциальными потерпевшими - непосредственно лицами, участвующими в азартных играх и имеющих зависимость от азартных игр (лудоманов). Отметим, что Всемирная организация здравоохранения указало на то, что с 2017 года наблюдается тенденция, в соответствии с которой ежегодно около 350 млн. людей страдают лудоманией. При этом, однозначно растут сами последствия такой игровой зависимости.

Если на сегодняшний день цифровые ресурсы позволяют без особых ограничений найти «распространителя» азартных игр, то как таковой квалифицированной и качественной помощи, в том числе полноценных информационных ресурсов для помощи зависимым от азартных игр, найти практически невозможно. Соответственно, можно сделать вывод об отсутствии информационных ресурсов по вопросам профилактики лудомании. При этом, обращение непосредственно в медицинские учреждении уже

происходит в момент сильной, запущенной игровой зависимости. Именно отсутствие необходимой работы с лицами, страдающими игровой зависимостью, определяют потребность в азартных играх, что используется злоумышленниками для реализации своего корыстного умысла в виде незаконной организации и проведения азартных игр.

В данном вопросе интересен опыт зарубежных стран, где сформирован комплекс профилактических мероприятий по работе с игровой зависимостью. К примеру, с 2005 года в Сингапуре был образован Национальный совет по проблемному гэмблингу - NCPG. Данный совет осуществляет контроль за соблюдением субъектами игорного бизнеса принципов ответственной игры и самоисключения. Более того, NCPG осуществляет консультацию граждан, в частности, тех лиц, которые страдают лудоманией, предоставляют необходимую информацию, а также проводит исследования феномена зависимости людей от азартных игр [14]. В Южной Корее предусматривается система финансирования организаций по борьбе с гэмблингом, в частности с незаконным и проблемным гэмблингом [10]. Такое финансирование осуществляется за счет средств самих субъектов игорного бизнеса. Таким образом в Южной Корее минимизируются последствия азартных игр.

В Российской Федерации с недавнего времени действует Единый регулятор азартных игр (ЕРАИ) [13]. В рамках ЕРАИ возможна реализация механизмов, согласно которым устанавливается запрет приема ставок от лиц, которые изъявили добровольное желание отказаться от участия в азартных играх. Однако данная мера, вряд ли, может быть достаточной для обеспечения реального противодействия незаконным азартным играм.

Предполагается, что имплементация зарубежного опыта в виде установления обязательств в виде финансирования профилактики азартных игр со стороны компаний игорного бизнеса, по аналогии с Южной Кореей, может стать основательным способом борьбы с незаконной игорной деятельностью. В частности, такие финансируемые компании должны обеспечивать реализацию исследований в сфере самого феномена игорной зависимости, а также реализовывать непосредственные мероприятия по борьбе с лицами, страдающими лудоманией, на разных этапах развития заболевания.

В рамках данного исследования логичным и обоснованным является вывод о том, что на сегодняшний день необходимо совершенствовать меры противодействия незаконной игорной деятельности. Поэтому предлагается реализация следующих мер:

1. Внести изменения в статью 171.2 УК РФ, дополнив ее положением, предусматривающим ответственность за вовлечение несовершеннолетних в незаконные организации и проведения азартных игр.

2. Внести изменения в статью 14.1.1 КоАП РФ, установив ответственность за рекламу азартных игр.

3. Установить сотрудничество и взаимодействие с зарубежными странами по вопросам, связанным с пресечением и предупреждением незаконных организации и проведения азартных игр в сети Интернет.

4. Повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов - подготовка специалистов ОВД, владеющих техническими знаниями, необходимыми для предупреждения преступлений в сфере 1Т-технологий;

5. Оптимизацию системы мониторинга и информирования о деятельности незаконных игорных заведений и подозрительных финансовых операциях (деятельность «горячих линий» МВД России по противодействию незаконным организации и проведению азартных игр;

6. Привлечение внимания общества к проблеме распространенности игорной деятельности путем систематического информирования населения о состоянии преступности в сфере игорной деятельности, связи незаконных организации и проведения азартных игр с другими видами преступной деятельности, а также возможных социально-негативных последствиях азартных игр (взаимодействие со СМИ, правовое просвещение граждан);

7. Работа с гражданами, которые страдают игровой зависимостью, в частности, создание системы финансирования компаний, которые будут заниматься исследованием лудоманией и способов борьбы с ней.

Список литературы:

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.

[2] Федеральный закон от 20.07.2011 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). ст. 4598.

[3] Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. № 297. 31.12.2006.

[4] Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 N 182-ФЗ // СПС «Кон-

сультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_199976/?ysclid=lgrt1 xz qxp552989381 (дата обращения: 08.04.2023).

[5] Лимарь, А. С. Особенности детерминации незаконных организации и проведения азартных игр / А. С. Лимарь // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2020. - Т. 6. - № 2. - С. 242-248

[6] Максименко, А. В. Проблемы предупреждения незаконных организации и проведения азартных игр / А. В. Максименко, Д. С. Зинченко // Уголовное законодательство: вчера, сегодня, завтра : Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 06-07 июня 2019 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. - С. 112-116.

[7] Борьба с незаконной игорной деятельностью: уголовно-правовые и криминологические аспекты: моногр. / И. Н. Мосечкин. — Киров: Вятский государственный университет, 2018. — 163 с.

[8] Поздняков, К. В. Некоторые аспекты противодействия нелегальной игорной деятельности в сети «интернет» / К. В. Поздняков // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17 декабря 2021 года / Санкт-Петербургский университет МВД России. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 220-224.

[9] Поздняков, К. В. Особенности предупреждения незаконной игорной деятельности в Российской Федерации / К. В. Поздняков // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. - 2021. - № 4(99). -С. 81-91.

[10] Опубликована идея по борьбе с игровой зависимостью россиян // MK.RU. - URL: https:// www.mk.ru/sodal/2022/08/10/opubnkovana-ideya-po-borbe-s-igrovoy-zavisimostyu-rossiyan. html?ysclid=lgqq10a25q197067830 (дата обращения: 13.04.2023).

[11] Российская ассоциация развития игорного бизнеса // РАРИБ. - URL: https://www.ranb. ru/?ysclid=lgrt2zlawz702722856 (дата обращения: 13.04.2023).

[12] Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2022 года // МВД РФ. - URL: 1п^://мвд.рф/ reports/item/35396677/?ysclid=lgrtdninyi940746207 (дата обращения: 20.04.2023).

[13] Публично-правовая компания «Единый регулятор азартных игр» // ППК ЕРАИ. - URL: https://erai.ru (дата обращения: 20.04.2023).

[14] National Council on problem gambling // NCPG. - URL: https://www.ncpg.org.sg (дата обращения: 20.04.2023).

Spisok literatury:

[1] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 17.06.1996. № 25. st. 2954.

[2] Federal'nyj zakon ot 20.07.2011 № 250-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 25.07.2011. № 30 (ch. 1). st. 4598.

[3] Federal'nyj zakon ot 29.12.2006 № 244-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii deyatel'nosti po organizacii i provedeniyu azartnyh igr i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossi-jskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. № 297. 31.12.2006.

[4] Federal'nyj zakon «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» ot 23.06.2016 N 182-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus». -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_199976/?ysclid=lgrt1xzqxp552989381 (data obrashcheniya: 08.04.2023).

[5] Limar', A. S. Osobennosti determinacii nezakonnyh organizacii i provedeniya azartnyh igr / A. S. Limar' // Uchenye zapiski Krymskogo feder-al'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. YUridi-cheskie nauki. - 2020. - T. 6. - № 2. - S. 242-248

[6] Maksimenko, A. V. Problemy preduprezh-deniya nezakonnyh organizacii i provedeniya azartnyh igr / A. V. Maksimenko, D. S. Zinchenko // Ugolovnoe zakonodatel'stvo: vchera, segodnya, zavtra : Materialy ezhegodnoj vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 06-07 iyunya 2019 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet MVD Rossii, 2019. -S. 112-116.

[7] Bor'ba s nezakonnoj igornoj deyatel'nost'yu: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty:

monogr. / I. N. Mosechkin. — Kirov: Vyatskij gosu-darstvennyj universitet, 2018. — 163 s.

[8] Pozdnyakov, K. V. Nekotorye aspekty pro-tivodejstviya nelegal'noj igornoj deyatel'nosti v seti «internet» / K. V. Pozdnyakov // Pravoohranitel'naya deyatel'nost' organov vnutrennih del v kontekste sovremennyh nauchnyh issledovanij: Materialy vser-ossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 17 dekabrya 2021 goda / Sankt-Pe-terburgskij universitet MVD Rossii. - Sankt-Peter-burg: Sankt-Peterburgskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 2022. - S. 220224.

[9] Pozdnyakov, K. V. Osobennosti preduprezh-deniya nezakonnoj igornoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii / K. V. Pozdnyakov // Vestnik Vostoch-no-Sibirskogo instituta Ministerstva vnutrennih del Rossii. - 2021. - № 4(99). - S. 81 -91.

[10] Opublikovana ideya po bor'be s igrovoj zavisimost'yu rossiyan // MK.RU. - URL: https:// www.mk.ru/social/2022/08/10/opublikovana-id-eya-po-borbe-s-igrovoy-zavisimostyu-rossiyan.htm-l?ysclid=lgqq10a25q197067830 (data obrashcheniya: 13.04.2023).

[11] Rossijskaya associaciya razvitiya igornogo biznesa // RARIB. - URL: https://www.rarib.ru/?ys-clid=lgrt2zlawz702722856 (data obrashcheniya: 13.04.2023).

[12] Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii za yan-var'-dekabr' 2022 goda // MVD RF. - URL: https:// mvd.rf/reports/item/35396677/?ysclid=lgrtd-ninyi940746207 (data obrashcheniya: 20.04.2023).

[13] Publichno-pravovaya kompaniya «Edinyj regulyator azartnyh igr» // PPK ERAI. - URL: https:// erai.ru (data obrashcheniya: 20.04.2023).

[14] National Council on problem gambling // NCPG. - URL: https://www.ncpg.org.sg (data obrashcheniya: 20.04.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.