Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ НЕЗАКОННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ НЕЗАКОННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
предупреждение преступлений / азартные игры / профилактика / детерминанты / легализация азартных игр / игорные зоны / ответственность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дударова Д.А., Гримальская С.А.

Одной из основных задач любого государства по смыслу уголовного законодательства – это выявление причин и условий преступности и формирование мер и способов противодействия ей. Незаконные организация и проведение азартных игр постепенно перешли из сферы офлайн-казино на онлайн-площадки, что сопровождается сложностями в расследовании и выявлении данных преступлений. Общественная опасность данных преступлений определяется тем, что жертвами преступлений становятся в том числе и лица, страдающие определенными игровыми зависимостями. Эти обстоятельства обуславливают актуальность исследования причин и условий незаконной организации азартных игр в контексте формирования качественных и эффективных мер предупреждения и профилактики. Цель исследования заключается в анализе норм российского и зарубежного права законодательства для формирования системы предупреждения незаконной организации и проведения азартных игр. Была проанализирована статистика по данной категории дел, доктринальные источники для формирования базы исследования. Автором сделаны выводы о необходимости правовой регламентации специальных мер предупреждения незаконной организации и проведения азартных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ НЕЗАКОННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ»

ДУДАРОВА Диана Аслановна,

Студентка 2 курса магистратуры Юридического факультета ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», е-mail: diana_dudarova28@mail.ru

ГРИМАЛЬСКАЯ Светлана Александровна,

доцент Департамента международного и публичного права ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доцент кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доцент кафедры уголовного права Московского государственного областного педагогического университета (МГОПУ),

кандидат юридических наук, е-mail: lana_69_@bk.ru

ДЕТЕРМИНАНТЫ НЕЗАКОННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АЗАРТНЫХ ИГР И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ

Аннотация. Одной из основных задач любого государства по смыслу уголовного законодательства - это выявление причин и условий преступности и формирование мер и способов противодействия ей. Незаконные организация и проведение азартных игр постепенно перешли из сферы офлайн-казино на онлайн-площадки, что сопровождается сложностями в расследовании и выявлении данных преступлений. Общественная опасность данных преступлений определяется тем, что жертвами преступлений становятся в том числе и лица, страдающие определенными игровыми зависимостями. Эти обстоятельства обуславливают актуальность исследования причин и условий незаконной организации азартных игр в контексте формирования качественных и эффективных мер предупреждения и профилактики. Цель исследования заключается в анализе норм российского и зарубежного права-законодательства для формирования системы предупреждения незаконной организации и проведения азартных игр. Была проанализирована статистика по данной категории дел, доктринальные источники для формирования базы исследования. Автором сделаны выводы о необходимости правовой регламентации специальных мер предупреждения незаконной организации и проведения азартных игр.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, азартные игры, профилактика, детерминанты, легализация азартных игр, игорные зоны, ответственность.

DUDAROVA Diana Aslanovna,

2st year master's student Faculty of Law Financial University under the Government of the Russian Federation

GRIMALSKAYA Svetlana Aleksandrovna,

Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of State Law and Criminal Law Disciplines of the Plekhanov Russian University of Economics, Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Moscow State Regional Pedagogical University (MGOPU), Candidate of Law

ILLEGAL ORGANIZATION AND CONDUCT OF GAMBLING: DETERMINANTS AS AN ELEMENT OF THE PREVENTION AND PREVENTION SYSTEM

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-2-264-270 NIION: 2021-0079-2/23-119 MOSURED: 77/27-025-2023-02-119

Annotation. One of the main tasks of any state within the meaning of criminal legislation is to identify the causes and conditions of crime and the formation of measures and ways to counter it. Illegal organization and conduct of gambling has gradually moved from the sphere of offline casinos to online platforms, which is accompanied by difficulties in the investigation and detection of these crimes. The public danger of these crimes is determined by the fact that the victims of crimes are also persons suffering from certain gambling addictions. These circumstances determine the relevance of the study of the causes and conditions of the illegal organization of gambling in the context of the formation of high-quality and effective prevention and prevention measures. The purpose of the study is to analyze the norms of Russian and foreign law legislation for the formation of a system for the prevention of illegal organization and conduct of gambling. Statistics on this category of cases, doctrinal sources for the formation of the research base were analyzed. The author draws conclusions about the need for legal regulation of special measures to prevent illegal organization and conduct of gambling.

Key words: crime prevention, gambling, prevention, determinants, legalization of gambling, gambling zones, responsibility.

Предупреждение правонарушений - это один из необходимых элементов современной уголовной политики, ведь именно в устранении потенциальных фактов совершения преступлений видится смысл деятельности правоохранительных органов. В ч. 1 ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) закрепляется положение, что задачей уголовного закона является в том числе предупреждение преступлений [2]. Профилактика и предупреждение преступлений должны являться единой и комплексной системой охраны прав и законных интересов граждан. При этом каждому элементу предупреждения преступности соответствует конкретное условие и причина совершения этих преступлений, что определяет необходимость исследования «детерминант» и «системы предупреждения и профилактики» как единое целое. Данные позиции также относятся и к экономической преступности.

Положения УК РФ четко устанавливают, что основной задачей современного уголовного законодательства является защита прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности [2]. Преступления, которые совершаются в сфере экономической деятельности, нарушают основные принципы нормального функционирования экономической сферы [8], в том числе принципы свободы экономической деятельности, конкуренции, единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, работ и услуг, что также говорит о принципиальной важности закрепляемых уголовным законодательством норм об ответственности за факты экономических преступлений. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации также определяются основные угрозы и вызовы для современных тенденций развития государства, в частности отмечается, что наиболее проблемными становятся обстоятельства, при которых для совершения преступлений используются

информационные технологии, позволяющие лицам оставаться безнаказанными, а также затрудняющие факт расследования и выявления подобных преступлений [6]. Таким образом, в современных реалиях, когда наблюдается осложнение экономической обстановки, снижения реальных доходов населения, становится все более актуальным вопрос противодействия экономической преступности.

Преступления экономической направленности в последние годы сокращаются по своему удельному весу и количеству зарегистрированных случаев, однако все же сокращение экономической преступности не носит существенного характера [14], что говорит о необходимости, во-первых, модернизации нормативных правовых актов, во-вторых, устранения недостатков в существующей методике расследования экономической преступности, и в-третьих, необходимости формирования эффективной системы противодействия экономической преступности.

Одним из видов экономической преступности являются преступления, связанные с незаконной организацией и проведением азартных игр, которые, исходя из своих социальных детерминант, составляют существенную долю в структуре экономической преступности. В частности, в условиях развития информационно-телекоммуникационных технологий совершение преступлений в сфере игорной деятельности стало значительно проще для самих субъектов преступления, и доступнее для лиц, участвующих в таких незаконных азартных играх. Именно переход сферы незаконной организации и проведения азартных игр в сеть стало причиной сложностей в расследовании, выявлении фактов незаконной организации и проведения азартных игр, а также проблемами с установлением конкретных норм, которые бы комплексно регулировали рассматриваемую сферу правоотношений.

Деятельность по организации и проведению азартных игр находится в ведении государства,

что обуславливает и характер правовых норм, связанных с определением игорной политики. Анализируя законодательство зарубежных стран и законодательство Российской Федерации, определяются три возможных модели регулирования игорной деятельности:

- полная легализация игорной деятельности. В данной модели предполагается отсутствие четких ограничений для ведения игорного бизнеса. Примером такой модели могут стать некоторые штаты США, в которых деятельность игорных заведений не ограничена, а само правовое регулирование отношений, связанных с игорным бизнесом, относится к ведению штатов [7, С. 1602];

- полный запрет на организацию и проведение азартных игр. В данном случае речь идет о том, что законодательство предусматривает полный запрет на проведение азартных игр. За нарушение установленных ограничений предусматривается уголовная ответственность. К примеру, подобную модель можно встретить в Израиле, Иране. При этом в таких странах могут существовать государственные лотереи как разновидность азартных игр, однако проведение таких лотерей находится под постоянным контролем со стороны государства и соответствующих органов.

- модель определенных ограничений (частичная легализация азартных игр). Ограничения предполагают наличие обязательных условий в законодательстве, которые устанавливают обязанность субъектов в получении лицензий на осуществление игорной деятельности или соблюдение любых иных разрешительных процедур. По большей части такая модель встречается в большинстве современных стран мира, к примеру в Российской Федерации, Беларуси и др.

Необходимо отметить, что данные модели не выступают условием для унификации норм об уголовной ответственности за организацию азартных игр - в каждой стране игорная деятельность и общественная опасность преступлений, совершенных в данной сфере, определяется по-своему, что выражается в мерах ответственности. Стоит отметить и некоторые новшества по сравнению с национальным законодательством. Интересным опытом установления ответственности в сфере незаконной организации и осуществления азартных игр является пример Израиля, где Уголовный кодекс закрепляет меры юридической ответственности не только для организаторов незаконных азартных игр, но и для участников такой незаконной деятельности - так, устанавливается, что к лицу, которое участвовало в незаконных азартных играх применяется мера ответственности либо в виде лишения свободы, либо в виде штрафа [1]. Аналогичных норм в рос-

сийском законодательстве нет - участники незаконных азартных игр не признаются лицами, нарушающими установленное законодательство.

В России игорная деятельность урегулирована Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [4]. Основной смысл национального урегулирования игорной деятельности заключается в создании специальных игорных зон, в которых организация и проведение азартных игр разрешены с соблюдением определенных ограничительных условий, в том числе касающихся получения лицензии и разрешений на ведение игорной деятельности. Соответствующая политика в отношении игорной деятельности обусловлена как экономической составляющей (субъекты игорного бизнеса подлежат налогообложению и приносят большое количество денежных средств в бюджеты), так и необходимостью в защите нравственности и морали, а также прав и интересов граждан Российской Федерации.

Первоначально российская модель регулирования игорной деятельности определялась исключительно упомянутым Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [4]. Однако практика применения норм данного закона показала, что наличие только отдельного закона для регулирования игорной деятельности не станет одним из условий для устранения незаконных игорных заведений - так, продолжали свое действие незаконные организации под видом легальных. Это стало причиной для введения в нормы УК РФ и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) мер юридической ответственности за правонарушения, связанные с незаконной организацией и проведением азартных игр. В действительности, можно отметить, что подобная законодательная инициатива оказало позитивное влияние на сферу незаконного игорного бизнеса. Однако сегодня подобные меры уже вряд ли можно обозначить как эффективные ввиду появления сети «Интернет» и невозможности фактического контроля со стороны правоохранительных органов онлайн-казино и тотализаторов, а также их обнаружения посредством классических процедур. На сегодняшний день, обращаясь к статистическим данным ГИАЦ МВД РФ, можно отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к снижению количества зарегистрированных случаев преступлений в сфере организации и проведения азартных игр [15]. Однако, данное

обстоятельство не говорит о высокой раскрываемости данных дел или о реальном снижении количества преступлений в рассматриваемой сфере. Представляется, что снижение статистических показателей в первую очередь свидетельствует о том, что большая часть незаконных игорных заведений перешла в виртуальное пространство, что значительно затрудняет возможности правоохранительных органов в выявлении и расследовании случаев незаконной организации и проведения азартных игр.

Так, ответственность за правонарушения в сфере незаконной организации и проведения азартных игр установлена как в нормах УК РФ, так и КоАП РФ, закрепляя следующие составы правонарушений:

1. ст. 171.2 УК РФ - «Незаконные организация и проведение азартных игр» [1];

2. ст. 14.1.1 КоАП РФ - «Незаконные организация и проведение азартных игр» и ст. 14.1.1-1 КоАП РФ - «Нарушение организаторами азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе требований к заключению пари на официальные спортивные соревнования и проведению других азартных игр» [3].

Российский законодатель разграничивает два вида юридической ответственности - уголовную и административную, что связано с определением степени общественной опасности конкретных деяний.

Законодательное решение в виде установления конкретных мер юридической ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр в первую очередь обусловлено необходимостью противодействия и предупреждения правонарушений в сфере игорной деятельности.

Система противодействия тому или иному виду преступности неразрывно связана с его детерминантами, то есть причинами и условиями, которые способствуют распространению этих преступлений [9, С. 243]. При этом важным является и тот факт, что построение эффективной системы противодействия преступности основывается на четкой взаимосвязи конкретной причины преступности и конкретного метода противодействия. Поэтому любая детерминанта предполагает конкретное условие предупреждения, профилактики и противодействия.

Вопросам детерминант преступности в сфере игорной деятельности посвящено множество современных российских исследований. Фундаментальным исследованием данного вопроса занималась А. С. Лимарь, указавшая существующие проблемы обеспечения функционирования системы предупреждения и противодействия незаконной игорной деятельности, а также сформировавшая конкретные условия и

причины развития и процветания незаконной игорной деятельности [10]. Именно позиция А. С. Лимарь представляется наиболее комплексной и обоснованной в контексте формирования системы детерминант преступности в сфере незаконной организации и проведения азартных игр, среди которых традиционно выделяются:

- экономические;

- политические;

- правовые;

- организационно-управленческие;

- технические;

- идеологические.

Однако, представляется обоснованным дополнить данный перечень детерминант, посредством указания дополнительных условий, которые способствуют росту преступлений в сфере незаконной организации и проведения азартных игр с учетом современных тенденций развития технологий, общества и государства.

Экономические детерминанты обусловлены ужесточением государственной экономической политики, в том числе налогообложения, сложностями для ведения легального бизнеса, что способствует переходу многих сфер деятельности в теневой сектор экономики. К этим же условиям относится, в частности, и фактор экономической привлекательности при совершении экономических преступлений. В данном контексте экономическая привлекательность выражается в возможности субъектов получать большие суммы денежных средств при ведении игорной деятельности. В раскрытие данной детерминанты также необходимо добавить и наличие коррупционной составляющей, которая, в частности, относится к деятельности лиц правоохранительных органов. Нередки случаи, когда субъекты, которые должны, исполняя свои полномочия, осуществлять защиту прав и законных интересов граждан, действуя в рамках установленных норм закона, осуществляют содействие преступникам в реализации незаконной игорной деятельности. К примеру, «покрывательство» незаконного игорного бизнеса Виктором Матвийчуком [13], дело бизнесмена Ивана Назарова [12].

Политические детерминанты предполагают, что государство в рамках своей политики стремится ограничить легальную возможность для ведения игорного бизнеса. В России это выражается в создании конкретных игорных зон. Данное решение законодателя ограничивает возможность организаторов азартных игр вести свою предпринимательскую деятельность на территории всей страны. С одной стороны, подобное решение позволяет сконцентрировать контроль за деятельностью игорных организаций, с другой - становится очевидной причиной для нелегаль-

ного бизнеса в субъектах Российской Федерации.

Правовые детерминанты связаны с недостатками законодательной базы, которые выражаются не только в недостаточном закреплении понятийного аппарата и мер юридической ответственности, а также в самом конструировании состава преступлений в сфере незаконной игорной деятельности, но и в отставании законодательства от фактического стремительного развития технологий совершения преступлений. В частности, стоит отметить общую неразвитость законодательства в контексте расследования преступлений с использованием информационных технологий. При расследовании преступлений с использованием информационных технологий основной проблемой выступает методика расследования, а также отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для создания стандартов и методологических основ для расследования преступлений с использованием информационных технологий.

Организационно-управленческие детерминанты представляют собой неполноту информации относительно фактов регистрации незаконной организации азартных игр. Отсутствует необходимая система для информирования правоохранительных органов о фактах преступлений.

Технические детерминанты предполагают отставание в техническом оснащении, а также отсутствие единых способов создания и ведения информационных баз о совершении преступлений в сфере незаконной игорной деятельности.

Идеологические детерминанты предполагают, что «спрос рождает предложение», то есть без спроса на незаконную игорную деятельность не будет и такого большого количества субъектов, которые нацелены на предоставление возможности участвовать в незаконных азартных играх.

Представляется необходимым отметить и психологические детерминанты, которые связаны с развитием зависимости людей от азартных игр [11, С. 4]. Лудомания по своей сути является болезнью, что определяет неконтролируемое желание лиц участвовать в рисковых сделках, «испытывать удачу». Данная категория граждан позволяет сказать о необходимости разработки специальных мер противодействия данной преступности.

Указанные детерминанты качественно влияют на статистику преступности и количество совершаемых противоправных актов в сфере игорной деятельности. Предполагается наиболее обоснованным считать, что каждая детерминанта предполагает конкретную меру предупреждения и противодействия. На сегодняшний день в России отсутствует единая система предупреждения

преступлений в сфере игорной деятельности. Более того существующие акты, закрепляющие систему противодействия и профилактики правонарушений в целом, во-первых, не отвечают критериям актуальности, а во-вторых, не могут приниматься в отношении всех преступлений и правонарушений. К примеру, Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» устанавливает общие меры для предупреждения правонарушений [5]. При этом положения закона не содержат в себе эффективных способов воздействия на причины и условия, к примеру, преступлений в сфере игорной деятельности. Это подтверждает необходимость в пересмотре системы предупреждения преступлений, связанных с незаконной организацией азартных игр.

В контексте рассмотрения специальных мер противодействия преступности, связанной с незаконной организацией и проведением азартных игр, необходимо отметить, что успешной практикой противодействия является опыт некоторых зарубежных стран, в том числе Германии, Дании, Эстонии и др., в которых устанавливается следующий перечень специальных мер:

- некоторые граждане лишаются возможности посещения любых игорных заведений. В частности, это касается судей, государственных и муниципальных служащих. Представляется, что такая норма может быть имплементирована в российское законодательство;

- ведение информационного реестра граждан, которые на основании медицинского заключения, признаются больными игроманией (лудо-маны), что будет учитываться при решении о допуске таких лиц на территорию игорного заведения. Предполагается, что для противодействия психологическим причинам данной преступности, данный фактор будет иметь решающую роль, так как позволит ограничить в целях защиты прав и интересов граждан лудоманов;

- формирование правовых основ для построения взаимоотношений между игроком и игорной организацией, а также для системы защиты прав игроков;

- ограничение выдачи лицензий для осуществления игорной деятельности лицам, которые имеют судимость за преступления в сфере экономической деятельности.

Указанные меры видятся возможными в контексте новаций российской практики по противодействию незаконной организации и проведению азартных игр. Более того, в качестве меры противодействия можно рассмотреть возможность повышения возрастного ценза для участия в азартных играх, что обуславливается психологической составляющей несовершеннолетних лиц - подростков, студентов.

Помимо этого, государство должно обеспечивать реализацию программ по помощи лицам, имеющим зависимость от азартных игр. В первую очередь, данная мера будет носить социальную направленность, так как будет нацелена на устранение причин «спроса» на незаконную игорную деятельность.

В контексте распространения незаконной организации азартных игр в сети «Интернет» важно отметить и для системы предупреждения данных преступлений необходимость формирования на уровне методических рекомендаций и стандартов методики расследования и привлечения специалистов к расследованию преступлений, которые совершаются с использованием информационных технологий.

Проведенный анализ позволяет сказать о том, что на сегодняшний день в России отсутствует эффективная система специальных мер предупреждения преступлений в сфере незаконной организации и проведения азартных игр.

Существующие меры носят описательный и общий характер, что не соответствует задачам уголовного законодательства по предупреждению преступлений.

Анализ зарубежного опыта противодействия рассматриваемому правонарушению позволяет сделать вывод о возможности импле-ментации некоторых из применяемых за рубежом мер в национальное законодательство. В частности, это касается вопросов ведения специальных реестров, в которых указывают лица, допуск которых в игорные заведения должен быть ограничен.

Предполагается, что система мер противодействия незаконной организации и проведению азартных игр должны содержать в себе не только правовые меры, но и социальные, в том числе работа с потенциальными жертвами таких преступлений, а также формирование детальной государственной социальной политики.

Список литературы:

[1] Закон об уголовном праве Израиля (постатейный перевод с иврита на русский) [Электронный ресурс] URL: http://library.khpg.org/files/docs/1375279180.pdf (дата обращения: 20.01.2023).

[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.

[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

[4] Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. № 297. 31.12.2006.

[5] Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 N 182-ФЗ / СПС «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_199976/?ysclid=ldzzzxm7ed31661547 (дата обращения: 09.02.2023).

[6] Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть II). ст. 5351.

[7] Ащеулова, А. А. Зарубежный опыт регламентации уголовной ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр / А. А. Ащеулова // Научный аспект. - 2022. - Т. 13, № 6. - С. 1600-1604.

[8] Кормильцева С. О. Незаконные организация и проведение азартных игр: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук [Электронный ресурс] URL: http://crimescience.ru/wp-content/uploads/2016/07/Авто-реф-Незаконное-проведение-азартных-игр.pdf (дата обращения: 20.01.2023).

[9] Лимарь, А. С. Особенности детерминации незаконных организации и проведения азартных игр / А. С. Лимарь // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2020. - Т. 6, № 2. - С. 242-248.

[10] Лимарь А. С. Предупреждение преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук [Электронный ресурс] URL: https://crimeautoref.ru/wp-content/uploads/2022/09/ Лимарь-А.-С.-Предупреждение-преступлений-связанных-с-незаконными-организацией-и-проведени-ем-азартных-игр- 12.00.08-2021-n.pdf (дата обращения: 05.02.2023).

[11] Фабрика, Т. А. Азартные игры: сущность и причины распространения / Т. А. Фабрика, Н. П. Шапкина // Юридический факт. - 2021. - № 135. - С. 3-6.

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

[12] Прокурорскую «крышу» как следует пошатнули / Коммерсантъ. - URL: https://www. kommersant.ru/doc/1846424?ysclid=ldzlxl9hh7712365027 (дата обращения: 22.01.2023).

[13] Как облпрокурор Днепропетровска Виктор Матвийчук и его зам Олег Халин крышуют игорный бизнес / RnBee. - URL: https://rnbee.net/2015/06/18/kak-oblprokuror-dnepropetrovska-viktor-matvijchuk-i-ego-zam-oleg-xalin-kryshuyut-igornyj-biznes/ (дата обращения: 22.01.2023).

[14] Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь -декабрь 2022 года/МВД РФ. - URL: https://мвд.рф/reports/item/35396677/(дата обращения: 02.02.2023).

[15] Статистика и аналитика / МВД РФ. - URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics?ysdid=ldzugc8 bys168904386 (дата обращения: 02.02.2023).

[1] Zakon ob ugolovnom prave Izrailya (postatejnyj perevod s ivrita na russkij) [Elektronnyj resurs] URL: http://library.khpg.org/files/docs/1375279180.pdf (data obrashcheniya: 20.01.2023).

[2] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 17.06.1996. № 25. st. 2954.

[3] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ // Rossijskaya gazeta. № 256. 31.12.2001.

[4] Federal'nyj zakon ot 29.12.2006 № 244-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii deyatel'nosti po organizacii i provedeniyu azartnyh igr i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. № 297. 31.12.2006.

[5] Federal'nyj zakon «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» ot 23.06.2016 N 182-FZ / SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_199976/?ysclid=ldzzzxm7ed31661547 (data obrashcheniya: 09.02.2023).

[6] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.07.2021 № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 05.07.2021. № 27 (chast' II). st. 5351.

[7] Ashcheulova, A. A. Zarubezhnyj opyt reglamentacii ugolovnoj otvetstvennosti za nezakonnuyu organizaciyu i provedenie azartnyh igr/A. A. Ashcheulova // Nauchnyj aspekt. - 2022. - T. 13, № 6. - S. 16001604.

[8] Kormil'ceva S. O. Nezakonnye organizaciya i provedenie azartnyh igr: ugolovno-pravovye i krimino-logicheskie aspekty: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk [Elektronnyj resurs] URL: http://crimescience.ru/wp-content/uploads/2016/07/Avtoref-Nezakonnoe-provede-nie-azartnyh-igr.pdf (data obrashcheniya: 20.01.2023).

[9] Limar', A. S. Osobennosti determinacii nezakonnyh organizacii i provedeniya azartnyh igr / A. S. Limar' // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. - 2020. - T. 6, № 2. - S. 242-248.

[10] Limar' A. S. Preduprezhdenie prestuplenij, svyazannyh s nezakonnymi organizaciej i provedeniem azartnyh igr: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk [Elektronnyj resurs] URL: https://crimeautoref.ru/wp-content/uploads/2022/09/Limar'-A. -S.-Preduprezhdenie-prestu-plenij-svyazannyh-s-nezakonnymi-organizaciej-i-provedeniem-azartnyh-igr-12.00.08-2021-g..pdf (data obrashcheniya: 05.02.2023).

[11] Fabrika, T. A. Azartnye igry: sushchnost' i prichiny rasprostraneniya / T. A. Fabrika, N. P. SHapkina // YUridicheskij fakt. - 2021. - № 135. - S. 3-6.

[12] Prokurorskuyu «kryshu» kak sleduet poshatnuli / Kommersant". - URL: https://www.kommersant. ru/doc/1846424?ysclid=ldzlxl9hh7712365027 (data obrashcheniya: 22.01.2023).

[13] Kak oblprokuror Dnepropetrovska Viktor Matvijchuk i ego zam Oleg Halin kryshuyut igornyj biznes / RnBee. - URL: https://rnbee.net/2015/06/18/kak-oblprokuror-dnepropetrovska-viktor-matvi-jchuk-i-ego-zam-oleg-xalin-kryshuyut-igornyj-biznes/(data obrashcheniya: 22.01.2023).

[14] Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii za yanvar' - dekabr' 2022 goda /MVD RF. - URL: https://mvd.rf/reports/item/35396677/(data obrashcheniya: 02.02.2023).

[15] Statistika i analitika / MVD RF. - URL: https://mvd.rf/dejatelnost/statistics?ysclid=ldzug-c8bys168904386 (data obrashcheniya: 02.02.2023).

чююжжжжжжжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшюжжжжжж*щшшшшшюжжжжжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжж*.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spisok literatury:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.