Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - С. 163-167.
УДК 343
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЗАКОННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ПРОВЕДЕНИЕМ АЗАРТНЫХ ИГР КАК ОБЪЕКТ КОМПЛЕКСНОГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Лимарь А. С.
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя
В статье на основе анализа материалов уголовных дел и официальной статистики дана криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр, личности организатора азартных игр и игрока, а также выработаны рекомендации по совершенствованию существующих мер уголовно-правового и специально-криминологического предупреждения незаконных организации и проведения азартных игр. Обоснована несостоятельность высказываемых в научной литературе и в средствах массовой информации мнений о необходимости легализации игорной деятельности. Аргументирована позиция относительно необходимости развития системы общедоступных государственных учреждений по лечению зависимости от азартных игр (в комплексе с алкогольной, наркотической и сектальной зависимостью), деятельность которых была бы направлена на восстановление социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей жертвы незаконных организации и проведения азартных игр.
Ключевые слова: азартные игры, криминологическая характеристика незаконных организации и проведения азартных игр, личность преступника, предупреждение незаконной игорной деятельности.
Сложные политические и социально-экономические процессы закономерно обострили многие противоречия, трансформирующие традиционные и формирующие новые криминальные угрозы, в том числе в виде незаконных организации и проведения азартных игр.
Незаконная деятельность по организации и проведению азартных игр способствует развитию патологической зависимости от азартных игр, и, стало быть, представляет определенную угрозу для общественной нравственности граждан Российской Федерации. В целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан 29 декабря 2006 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон Российской Федерации № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Этот нормативный акт ввел запрет на игорную деятельность вне определенных игорных зон, которые, согласно ч.2 ст.9 данного закона, предусмотрены на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Краснодарский край (г. Сочи); Приморский край; Калининградская область, Республика Крым.
Несмотря на запрет деятельности по организации азартных игр вне определенных законодательством игорных зон, незаконные игорные заведения продолжают функционировать, что способствует получению неконтролируемых доходов с последующей легализацией преступного капитала, полученного от такой деятельности, а в целом - обострению криминогенной обстановки.
163
Преступления, связанные с незаконными...
В целях преодоления негативных тенденций в сфере развлечений введена в действие статья 1712 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконные организация и проведение азартных игр». Данная норма явилась основой предупреждения преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр. Неоднократные изменения, вносимые в первоначальную редакцию статьи 1712 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр», свидетельствуют о повышенном внимании государства к проблеме распространения незаконных организации и проведения азартных игр. Последние изменения в ст. 1712 УК РФ были внесены Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 227-ФЗ «О внесении изменения в статью 1712 Уголовного кодекса Российской Федерации», разработанным во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 августа 2015 г. № Пр-1626 (абзац второй подпункт «в» пункта 1) и поручения Правительства Российской Федерации от 19 августа 2015 г. № ИШ-П13-5672 (подпункт 3(а) пункта 1) об усилении уголовной ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр.
По данным Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел России по ст. 1712 ук рф в 2012 году было зарегистрировано 96 преступлений, в 2013 году - 106, в 2014 году - 145, в 2015 году - 1421, в 2016 году -2113, в 2017 - 1492 преступления («Сводный отчет по России о преступности в сфере экономики» (Форма 010 кн.1) за 2012-2016 гг. / по данным ГИАЦ МВД России).
К тому же, наблюдается рост числа уголовных дел, направленных в суд с обвинительным заключением. В 2012 году направлено в суд 33 уголовных дела по обвинению в незаконных организации и проведении азартных игр, в 2013 году - 47, в 2014 году - 73, в 2015 году - 543, в 2016 году - 1079, а в 2017 году - 917 уголовных дел с обвинительным заключением. Увеличение количества выявленных преступлений данной категории и направленных в суд уголовных дел, свидетельствует об устойчивой тенденции распространения незаконных организации и проведении азартных игр на территории Российской Федерации.
Определенный опыт противодействия незаконной игорной деятельности существует в международной практике. Проведенный нами компаративный анализ зарубежного законодательства об ответственности за незаконную игорную деятельность позволил выявить разнообразие механизмов регулирования игорной деятельности. Нормы исследованных нами законов признают уголовно наказуемыми организацию азартных игр, предоставление помещений для их проведения, содержание игорного заведения, предоставление услуг в сетях телекоммуникации, вербовку для участия и участие в азартных играх. При этом особенностью ряда норм является четкое указание на место проведения азартных игр - общественное место [1, с. 53-58].
По нашему мнению, зарубежный опыт противодействия незаконной игорной деятельности заслуживает внимания и использования для совершенствования отечественного уголовного законодательства. В частности, нами предложено ввести в главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» Уголовного кодекса РФ ст. 2391 «Вовлечение в азартные игры» и ст. 2392 «Организация либо содержание игорных домов или систематическое предоставление помещений для азартных игр».
Изучив генезис законодательства об азартных играх, мы пришли к выводу, что незаконные организация и проведение азартных игр посягают не только на сферу
экономической деятельности, но и обладают способностью детерминировать другие виды преступлений. В подобных условиях возникает объективная необходимость создания действенного механизма предупреждения незаконных организации и проведения азартных игр, нацеленной на нейтрализацию факторов, детерминирующих данный вид преступления. Исходя из этого, в качестве общесоциальных мер предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 1712 УК РФ, следует указать:
- необходимость развития законодательной базы, принятия дополнительных нормативных правовых актов, регулирующих законную игорную деятельность;
- стабилизацию государственной политики по противодействию преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр;
- повышение уровня жизни населения;
- повышение уровня культуры и морального облика человека, нравственного состояния общества;
- правовое просвещение через средства массовой информации, переориентация СМИ в целях пропаганды правомерного поведения.
К мерам специального предупреждения следует отнести:
- налаживание должного взаимодействия органов государственной власти (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, органов внутренних дел) и общественных организаций. Многочисленные проблемы специально-криминологического предупреждения преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр, могут успешно решаться только при условии объединения усилий всех субъектов предупредительной системы;
- повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов (организация курсов повышения квалификации и переподготовки сотрудников правоохранительных органов, проведение занятий в рамках служебной подготовки, проведение интерактивных занятий);
- внесение изменений в действующие системы мониторинга и информирования о деятельности незаконных игорных заведений и подозрительных экономических операциях (создание «горячих линий» МВД России по противодействию незаконной игорной деятельности, выявление правоохранительными органами Интернет-площадок, на которых осуществляется размещение информации об азартных играх, проведение онлайн-игр). В связи с этим, представляется необходимым разработать современные системы подготовки специалистов ОВД, владеющих технологическими знаниями, необходимыми для предупреждения преступлений с использованием сети «Интернет» [2, с. 147-152];
- привлечение внимания общества к проблеме незаконных организации и проведения азартных игр путем систематического информирования населения о состоянии данного вида преступлений, связи незаконных организации и проведения азартных игр с другими видами преступной деятельности, а также возможных социально-негативных последствиях азартных игр. Важная роль в этом должна принадлежать средствам массовой информации, которые часто пропагандируют насилие, вседозволенность, азартные игры как легкий источник доходов и роскошной жизни, тем самым формируют преступное поведение. Необходимо переориентировать дея-
165
Преступления, связанные с незаконными.
тельность СМИ на пропаганду здорового образа жизни, правовое просвещение и информирование населения о последствиях игорной деятельности;
- подготовка методических материалов, памяток, проведение комплексных исследований, развитие научных направлений по предупреждению незаконных организации и проведения азартных игр путем проведения комплексных исследований, в процессе которых будут выявляться пробелы и противоречия в законодательстве, регулирующем деятельность по организации и проведению азартных игр, которые представляют собой криминогенный фактор, продуцирующий развитие незаконных организации и проведения азартных игр.
Для полноты криминологического анализа преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр, немаловажную роль играет профилактика данного вида преступлений. Объектами индивидуальной профилактики преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр, являются лица, со стороны которых можно реально ожидать совершения противоправных действий: средний возраст организаторов азартных игр - 42 года; среди них лиц с высшим образованием - 64,6% (большая часть с экономическим, юридическим и техническим), со специальным и средним - 35,4%; предприниматели без образования юридического лица (21%), руководители (31%), служащие (48%), городские жители и, как правило, ранее совершавшие преступления в сфере экономики, иные преступления, в том числе, группой лиц (49%) или в составе организованной группы и преступного сообщества (41%) [3, с. 110-112]; лица, осуществлявшие предпринимательскую деятельность в виде организации и проведения азартных игр до запрета на их организацию и проведение вне игорных зон; собственники Интернет-кафе, лотерейных клубов, ночных клубов; бывшие работники казино: крупье, менеджеры, питбоссы, операторы ССТУ, кассиры; учредители юридических лиц; собственники помещений, сдаваемых в аренду.
Изучение криминогенной ситуации в сфере игорной деятельности позволяет сделать вывод об актуальности проведения профилактики в отношении участников азартных игр (игрока), т.к. в большинстве случаев инициатором соглашения, основанного на риске о выигрыше (азартной игры), является именно сам участник (потенциальная жертва). Среднестатистический портрет российского патологического азартного игрока: это мужчина в возрасте 21-30 лет, в половине случаев холостой или разведенный, со средним образованием, отягощенный алкогольной зависимостью [4, с. 215-217].
Как следствие, стоит особое внимание уделить развитию системы общедоступных государственных учреждений по лечению зависимости от азартных игр (в комплексе с алкогольной, наркотической и сектальной зависимостью), деятельность которых была бы направлена на восстановление социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей жертвы незаконных организации и проведения азартных игр.
Специфика данного вида преступления состоит в том, что игрока и организатора азартных игр объединяет корыстная мотивация, однако способ достижения желаемого несколько различен. В связи с этим, правоохранительными органами должны проводиться профилактические мероприятия одновременно в отношении и игроков, и организаторов азартных игр. Тем самым, данные меры будут направлены на решение сразу нескольких проблем и задач.
Исследование преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр, позволило обозначить существующие проблемы и оценить общественную опасность данного вида преступлений. Указанные обстоятельства, на наш взгляд, свидетельствуют о несостоятельности высказываемых в научной литературе и в средствах массовой информации мнений о необходимости легализации игорной деятельности. Напротив, представляется необходимым принятие государством действенных мер по предупреждению преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр.
Список литературы
1. Лимарь А. С., Михайлова И. А. Зарубежный опыт уголовно-правового регулирования организации и проведения азартных игр // Безопасность бизнеса. 2018. № 2. С. 53-58.
2. Лимарь А. С. Криминологическая характеристика лиц, участвующих в незаконных организациях и проведении азартных игр // Вестник Московского Университета МВД России. 2016. №2. С. 110-112.
3. Иванцов С. В. Планирование деятельности органов внутренних дел в системе правового регулирования предупреждения преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 147-152.
4. Лимарь А. С. Социальные предпосылки вовлечения населения в азартные игры // Общество и право. 2016. № 2 (56). С. 215-217.
Limar A.S. Crimes associated with the illegal organization and conduct of gambling, as the object of a comprehensive criminological research // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - Р. 163-167.
On the basis of the analysis of materials of criminal cases and official statistics, the article gives crimino-logical characteristics of crimes related to illegal organization and conduct of gambling, the personality of the organizer of gambling and the player, as well as recommendations for improving the existing measures of criminal law and special criminological prevention of illegal organization and conduct of gambling. The inconsistency of opinions expressed in the scientific literature and in the mass media about the need to legalize gambling activities has been substantiated. The position is argued regarding the need to develop a system of publicly available government institutions for the treatment of gambling addiction (combined with alcohol, drug and sectarian dependence), whose activities would be aimed at restoring the social, professional, material and family values of victims of the illegal organization and conduct of gambling.
Key words: gambling, criminological characteristics of illegal organization and conduct of gambling, the identity of the offender, the prevention of illegal gambling.
Spisok literatury
1. Limar' A. S., Mihajlova I. A. Zarubezhnyj opyt ugolovno-pravovogo regulirovaniya organizacii i provedeniya azartnyh igr // Bezopasnost' biznesa. 2018. № 2. S. 53-58.
2. Limar' A. S. Kriminologicheskaya harakteristika lic, uchastvuyushchih v nezakonnyh organizaciyah i provedenii azartnyh igr // Vestnik Moskovskogo Universiteta MVD Rossii. 2016. №2. S. 110-112.
3. Ivancov S. V. Planirovanie deyatel'nosti organov vnutrennih del v sisteme pravovogo regulirovaniya preduprezhdeniya prestupnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 7. S. 147-152.
4. Limar' A. S. Social'nye predposylki vovlecheniya naseleniya v azartnye igry // Obshchestvo i pravo. 2016. № 2 (56). S. 215-217.
167