Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ИГОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ИГОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
505
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игорный бизнес / предупреждение незаконной игорной деятельности / азартные игры / криминологическая характеристика незаконных организации и проведения азартных игр / личность преступника. / gambling business / prevention of illegal gambling / gambling / criminological characteris-tics of illegal organization and conduct of gambling / the identity of the criminal.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поздняков Константин Васильевич

Введение: в статье представлены особенности специально-криминологической профилактики преступлений, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр. Указана позиция относительно необходимости развития системы обще-доступных государственных мер по противодействию незаконной организации и проведению азартных игр. Материалы и методы: нормативную основу исследования составляют уго-ловное и уголовно-процессуальное законодательство, локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие сферу организации и проведения азартных игр. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы логической де-дукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания. Результаты исследования позволили уточнить отдельные положения, относя-щиеся к криминологической характеристике, раскрыть содержание и практическое значение структурных элементов для оптимизации процесса расследования незакон-ной организации и проведения азартных игр, а также установить элементы кримино-логического аспекта исследования незаконной игорной деятельности, который в последующем может служить для разработки мер предупреждения данных пре-ступлений. Выводы и заключения: выявлены основные элементы успешной профилактики незаконных азартных игр. Сделан вывод о целесообразности внесения изменений в законодательстве Российской Федерации, с целью повышения эффективности проти-водействия нелегальной игорной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OFTHE PREVENTION OFILLEGAL GAMBLING ACTIVITIES INTHE RUSSIAN FEDERATION

Introduction: The article presents the socio-criminological characteristics of the prevention of crimes associated with the illegal organization and conduct of gambling. The position on the need to develop a system of publicly available state systems and measures to combat illegal organization and conduct of gambling is indicated. Materials and methods: the normative basis of the study is made up of criminal and criminal procedural legislation, local normative legal acts regulating the sphere of organizing and conducting gambling. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific knowledge, which is universal in nature, as well as the methods of logical deduction, induction, cognitive methods and techniques of observation, comparison, analysis, generalization and description. The results of the study: made it possible to clarify certain provisions related to the socio-criminological characteristics, to reveal the content and practical significance of structural elements for optimizing the process of investigation of illegal organization and conduct of gambling, as well as to establish the elements of the crimi-nological aspect of the study of illegal gambling activity, which can subsequently serve for development of measures to prevent these crimes. Findings and Conclusions: identify the main elements of successful prevention of illegal gambling. It is concluded that it is advisable to amend the legislation of the Russian Federation in order to increase the effectiveness of countering illegal gambling activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ИГОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 4 (99). С. 81—91. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. no.4 (99). P. 81—91.

12.00.08. Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Научная статья УДК 343.9

DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4-81-91

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОЙ ИГОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Константин Васильевич Поздняков

Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: kv-pozdniakov@mail.ru

Введение: в статье представлены особенности специально-криминологической профилактики преступлений, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр. Указана позиция относительно необходимости развития системы общедоступных государственных мер по противодействию незаконной организации и проведению азартных игр.

Материалы и методы: нормативную основу исследования составляют уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие сферу организации и проведения азартных игр. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания.

Результаты исследования позволили уточнить отдельные положения, относящиеся к криминологической характеристике, раскрыть содержание и практическое значение структурных элементов для оптимизации процесса расследования незаконной организации и проведения азартных игр, а также установить элементы криминологического аспекта исследования незаконной игорной деятельности, который в последующем может служить для разработки мер предупреждения данных преступлений.

Выводы и заключения: выявлены основные элементы успешной профилактики незаконных азартных игр. Сделан вывод о целесообразности внесения изменений в законодательстве Российской Федерации, с целью повышения эффективности противодействия нелегальной игорной деятельности.

Ключевые слова: игорный бизнес, предупреждение незаконной игорной деятельности, азартные игры, криминологическая характеристика незаконных организации и проведения азартных игр, личность преступника.

Для цитирования: Поздняков К. В. Особенности предупреждения незаконной игорной деятельности в Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. —2021. —№ 4(99). —С. 81—91.

DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4-81-91 ::

© Поздняков К. В., 2021

12.00.08. Criminal law and criminology; criminal executive law Original article

FEATURES OF THE PREVENTION OF ILLEGAL GAMBLING ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Konstantin V. Pozdniakov

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russian Federation, kv-pozdniakov@mail.ru

Introduction: The article presents the socio-criminological characteristics of the prevention of crimes associated with the illegal organization and conduct of gambling. The position on the need to develop a system of publicly available state systems and measures to combat illegal organization and conduct of gambling is indicated.

Materials and methods: the normative basis of the study is made up of criminal and criminal procedural legislation, local normative legal acts regulating the sphere of organizing and conducting gambling. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific knowledge, which is universal in nature, as well as the methods of logical deduction, induction, cognitive methods and techniques of observation, comparison, analysis, generalization and description.

The results of the study: made it possible to clarify certain provisions related to the socio-criminological characteristics, to reveal the content and practical significance of structural elements for optimizing the process of investigation of illegal organization and conduct of gambling, as well as to establish the elements of the criminological aspect of the study of illegal gambling activity, which can subsequently serve for development of measures to prevent these crimes.

Findings and Conclusions: identify the main elements of successful prevention of illegal gambling. It is concluded that it is advisable to amend the legislation of the Russian Federation in order to increase the effectiveness of countering illegal gambling activities.

Keywords: gambling business, prevention of illegal gambling, gambling, criminological characteristics of illegal organization and conduct of gambling, the identity of the criminal.

For citation: Pozdniakov Konstantin Vasilyevich. Features of the prevention of illegal gambling activities in the Russian Federation. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021, no. 4 (99) pp. 81-91 (in Russ.). DOI: 10.24412/2312-3184-2021-4-81-91

Функционирование игорных заведений на территории Российской Федерации запрещено с 1 июля 2009 года Федеральным законом № 244-ФЗ, кроме игорных зон, определенных в нем 1. Декларативный характер норм закона не является существенным препятствием для расширения количества лиц, увлеченных азартными играми.

1 О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2006 г. № 244-ФЗ // Рос. газ. — 2006. — 31 дек. (№ 297).

Актуальным направлением оперативно-служебной деятельности уже второй десяток лет остаются мероприятия по выявлению и прекращению работы незаконных объектов игорного бизнеса на территории Российской Федерации. Исследуемый состав преступления — незаконная организация и проведение азартных игр относительно новый, т. к. уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр была установлена Федеральным законом от 20 июля 2011 года № 250-ФЗ1. С целью снижения негативных тенденций в сфере игорного бизнеса и была введена в действие статья 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также — УК РФ) «Незаконные организация и проведение азартных игр»2. Указанная норма является основой в деятельности по предупреждению преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр. Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) и подведомственные ему министерства внутренних дел субъектов Российской Федерации совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами осуществляют свою работу, чтобы закон исполнялся.

В криминологической литературе существует несколько классификаций предупредительных мер: по цели — общие и специальные; по объему затрачиваемых мер — общегосударственные, объектные, индивидуальные; по сфере направленности — политические, экономические, социальные, культурные, законодательные и др.

В науке уголовного права уже высказывались мнения о специально-криминологических мерах предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 171.2 УК РФ [1], к которым относятся:

— планомерное развитие законодательства путем принятия дополнительных нормативных правовых актов, регулирующих законную игорную деятельность;

— направление государственной политики по пути предупреждения преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр;

— развитие экономико-социальной сферы государства с целью повышения уровня жизни населения;

— развитие культурной сферы общества;

— формирование морально-нравственных устоев в обществе;

— распространение через средства массовой информации образовательной информации правового характера, и, как следствие, — формирование правомерного поведения;

— создание отлаженной системы взаимодействия органов государственной власти, таких как Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, органов внутренних дел и общественных организаций.

Специально-криминологические меры предупреждения незаконной организации и проведения азартных игр представляют собой систему взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга субъектов предупредительной системы. Антикри-

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ // Рос. газ. — 2011. — 26 июля (№ 161).

2 Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 6Э-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

миногенный потенциал данного подхода позволяет применять уже апробированные меры предупреждения незаконной организации и проведения азартных игр и развивать новые подходы к их усовершенствованию.

Совокупный подход социологии и криминологии к вопросу предупреждения преступности делает разрабатываемые меры практичными и приспособленными с максимально возможной объективностью к обстановке в обществе. Естественно, что основной путь, как для предупреждения преступности в целом, так и в рамках ст. 171.2 УК РФ, — это повышение уровня жизни населения посредством решения социальных проблем и улучшения системы здравоохранения, качественный рост системы образования, снижение безработицы и организация сферы отдыха и досуга через повышение культуры, а также предоставление возможностей населению для реализации потребностей жилищно-бытовой сферы. Перечисленные меры относятся к категории общих мер предупреждения преступности.

Государство для решения вопроса противодействия нелегальным азартным играм задействует множество мер для своевременного выявления, сдерживания и ликвидации преступлений, предусмотренных ст. 171.2 УК РФ. Современные политические и социально-экономические реалии спровоцировали множество как традиционных, так и новых формирующихся криминальных факторов, влияющих на рост незаконной организации и проведения азартных игр. Выходящая за рамки закона деятельность по организации и проведению азартных игр пагубно сказывается на благополучии населения, например, порождает патологическую зависимость от азартных игр. Вопрос общественной опасности указанных деяний не вызывает сомнений среди специалистов. Отдельно стоит выделить важность охраны общественной нравственности граждан Российской Федерации.

По мнению А. Лохвицкого, большую опасность азартные игры представляют для общественной нравственности, автор утверждал, что «распространение в народе азартных игр всегда вело к общей бедности и деморализации, увеличивало число преступлений» [2]. На протяжении истории развития азартных игр общество считало их безнравственным занятием. Поскольку одной из ценностей среди населения является критерий труда для жизнеобеспечения. С целью получению высоких доходов и их последующей легализации незаконные игорные заведения продолжают работать, что является немаловажным в увеличении криминогенных факторов в стране. Для борьбы с этим был организован общественный контроль, позволяющий следить за преступностью, связанной с организацией и проведением азартных игр.

В октябре 2010 года начал свою работу мониторинг нелегальных игорных заведений, который проводится Общественной палатой Российской Федерации (далее — ОП РФ). По горячей линии граждане могут сообщать о работе игорных заведений [3]. Как информирует ОП РФ, в рамках программы по усилению контроля за сектором игорного бизнеса путем мониторинга граждане сообщили об 1 тыс. 400 адресах, где, по их данным, находились казино. Все данные были переданы в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Результатом проверок, проведенных по переданным адресам, правоохранительным органам удалось закрыть 396 и изъять более 10 тыс. единиц игорного оборудования [4].

Развитие современных интернет-технологий и большое количество пользователей интернет-ресурсов — все это является причиной создания системы общественно-

го мониторинга, представляющей собой интерактивную карту, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет). Общественный совет при МВД России в борьбе с незаконной организацией и проведением азартных игр в данном случае рассчитывает на россиян с активной гражданской позицией. Данный интернет-ресурс предоставляет гражданам возможность в режиме реального времени указать известные им нелегальные казино и лотерейные клубы. Все сообщения с этого сайта отправляются в правоохранительные органы. Они обрабатываются и по результатам их проверки публикуется сообщение о дальнейших действиях правоохранительных органов в отношении указанного заведения. Как отмечают специалисты: «в ближайшее время интерактивные карты будут интегрированы с соцсетями и перенесены в мобильное приложение. После этого каждый гражданин, обнаружив подпольное казино, сможет сфотографировать его и сразу же добавить на виртуальную карту» [5].

Многократные изменения изначальной редакции статьи 171.2 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр» говорят о высокой заинтересованности государства в решении проблемы распространения незаконных организации и проведения азартных игр. Данная проблема требует детальной разработки для внесения изменений в законодательство. По этой причине Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 227-ФЗ «О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» в ст. 171.2 УК РФ были внесены изменения1. Это решение является исполнением абзаца второго подпункт «в» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 августа 2015 г. № Пр-1626 и подпункта 3^) пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 19 августа 2015 г. № ИШ-П13-5672.

За 2019 год в Российской Федерации было зарегистрировано 1 тыс. 136 преступлений, предусмотренных ст. 171.2 УК РФ — «Незаконная организация и проведение азартных игр», в 2018 году — 1 тыс. 249 [6].

Стремительное развитие технологий оказало неизгладимое влияние на подпольный гемблинг. Незаконные игорные заведения и клубы стали работать, прикрываясь проведением лотерей, развлекательно-стимулирующих мероприятий, в которых предоставляется доступ на сайты, зарегистрированные вне территории Российской Федерации и предоставляющие услуги по проведению азартных игр в виде клубов со строго ограниченным допуском, через сеть Интернет. Как отмечает С. О. Кормильцева, в данном случае существенным недостатком является высокая стоимость проведения экспертизы используемого модифицированного лотерейного оборудования, достаточно длительное время ее проведения, которое в среднем составляет 30 суток [7]. В 2019 году 74 % преступлений по ст. 171.2 УК РФ были совершены с помощью компьютерных программ или через сеть Интернет.

Анализ географии незаконных азартных игр в 2019 году демонстрирует их распространение почти на всей территории страны, за исключением Ненецкого и Чукотского автономных округов, Чеченской Республики, Курганской области и Республики Алтай. Высокие показатели уровня преступлений по ст. 171.2 УК РФ

1 О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации: федер. закон от 29 июля 2018 г. № 227-ФЗ // Рос. газ. — 2018. — 31 июля (№ 165).

фиксируются в: Челябинской области — 107, Московской области — 94, городе Москве — 80, Краснодарском крае — 75, Самарской области — 65.

В настоящее время одной из главных задач правоохранительных органов на пути борьбы с незаконной организацией и проведением азартных игр является мониторинг интернет-ресурсов, на которых организовано проведение азартных игр. Одновременно с этим в мониторинге таких интернет-ресурсов с целью предъявления в суд заявлений об ограничении доступа к ним участвует прокуратура. Подобная практика диктует требование о необходимости разработки средств предупреждения незаконных организации и проведения азартных игр, целью которых будет подавление факторов, детерминирующих данный вид преступления. В контексте данного вопроса считаем необходимым осветить социальную роль средств массовой информации (далее — СМИ) по формированию мнения населения об азартных играх. Равнозначно важны проблемы распространения азартных игр и лудомании, поскольку в обществе довольно высока терпимость к азартным играм, в сравнении с алкоголизмом и наркоманией.

Как отмечают некоторые ученые, отдельно стоит вопрос лудомании к азартным играм среди несовершеннолетних: «Молодые люди, испытывающие зависимость от азартных игр, являются группой риска, что выражается в делинквентном поведении в связи с необходимостью непрерывного поиска материальных средств для продолжения игровой деятельности» [8]. И. Н. Мосечкин подчеркивает: «Азартные игры с их иллюзорной возможностью выигрыша огромной суммы денежных средств за короткий временной период не могут не влиять на сознание и нравственность общественности. Игроки в повседневной жизни зачастую становятся незрелыми и инфантильными. У них возникает желание получать всевозможные удовольствия и блага за счет меньших усилий и перекладывания ответственности на других», что пагубно влияет на взрослые сформировавшиеся личности и, естественно, может существенно повлиять на несовершеннолетних [9, с. 48—49].

Парадигму развития законодательства определяют современные реалии, так, например, Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» содержит в ч. 2 ст. 27 запрет на рекламу основанных на риске игр и пари в сети Интернет, однако санкции за нарушение возможны лишь для организатора.

В настоящее время социальные сети, мессенджеры и другие технологичные средства коммуникации неотделимо сопутствуют жизнедеятельности человека. Технологии, используемые в них, позволяют распространять информацию среди большого числа пользователей. Высокая эффективность мессенджеров и социальных сетей эффективно используется для рекламы. Однако данный способ распространения информации может быть использован для вовлечения в нелегальные азартные игры.

Законодатель закрепил метод предупреждения данных противоправных деяний в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101

и и 1—1 и и

«О единой автоматизированной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Тем не менее телекоммуникационная сеть, в том числе сеть Интернет, в частности, такие виды как мессенджеры и социальные сети, давно привлекли внимание преступников. Например, одним из распространенных преступлений, соверша-

емых с их помощью, является мошенничество. Еще раз подчеркнем, что тенденции развития законодательства демонстрируют внимание законодателя к телекоммуникационным сетям, в том числе к интернет-пространству.

Так, одним из последних были приняты изменения Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации"», которые являются попыткой законодателя урегулировать порядок отношений в социальных сетях. Согласно вступившим в силу изменениям, обязанность выявлять и блокировать противоправную информацию возложена на владельцев социальных сетей.

В случае нарушения (за рекламу интернет-казино) ответственность предусмотрена в ст. 13.41 КоАП РФ «Нарушение порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, и (или) порядка удаления указанной информации». Необходимость пристального внимания законодателя и своевременного нормативно-правового регулирования новых видов, средств и способов общественных отношений продиктована современными темпами развития телекоммуникационных технологий.

Исторический опыт показывает, что наиболее действенным способом законодательного запрета является его закрепление в уголовном законе. Одним из значимых запретов, введенных в УК РФ, в последнее десятилетие явилось включение в текст нормы признак использования информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет в ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», естественно здесь затрагивается тематика распространении характерной информации. В рамках нелегальной игорной деятельности (ст. 171.2 УК РФ) уже зафиксировано положение об использовании информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет для незаконной организации и проведения азартных игр, но отсутствует конкретизированный признак уголовного запрета на распространение информации о таких играх. Актуальность нормативного закрепления возможности использования таких сетей с целью распространения информации, направленной на вовлечение в азартные игры обусловлена повсеместным распространением и широким использованием технических устройств с доступом к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе сети Интернет, сложностью выявления гражданами правового статуса предлагаемых азартных игр (легальных от нелегальных).

Развитие технологий интернет-маркетинга порождает появление на рынке труда новых профессий, основной деятельностью которых является распространение информации о каком-либо товаре, услуге и т. д. Например, не так давно появились SMM-менеджеры — специалисты, разрабатывающие стратегию по продвижению товаров и услуг, осуществляющие комплекс мер по привлечению внимания и вовлечению потенциальных клиентов. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» включая последние изменения возлагает ответственность на владельцев социальных сетей. Применительно к нелегальным азартным играм, считаем необходимым закрепить уголовный запрет на распространение информации на вовлечение в незаконные азартные игры.

Анализ правоприменительной практики по России свидетельствует о распространенности на территории государства фактов незаконной организации и проведения азартных игр [10]. По этой причине проблема предупреждения преступности в целом и в области игорной деятельности в частности — носит глобальный характер. Ее значимость отражена в научных трудах известных юристов и обществоведов XIX—XX вв. Современная наука рассматривает предупредительную деятельность как одно из средств социального регулирования общественных отношений. Предупредительная деятельность представляет собой в данном случае взаимодействие мер социально-экономического, педагогико-воспитательного, организационного и правоохранительного характера; как совокупность множества степеней предупреждения преступлений. Обратим внимание на то, что по вышеперечисленным причинам проблема предупреждения преступности в сфере игорной деятельности является одной из важнейших задач государственной политики, идущей путем стимулирования прогрессивных тенденций для своего развития.

В широком смысле уголовная ответственность — одна из наиболее действенных форм профилактики, т. к., наказывая преступника, государство стремится предупредить совершение им новых преступлений и его примером удержать от подобных противоправных деяний других лиц. Именно здесь заслуженную роль играют СМИ, которые формируют правильные установки в обществе, порицая безнравственное поведение и пропагандируя нормальные жизненные ценности, стремление к которым оградит население от участия в незаконной игорной деятельности, тем самым противодействуя преступным деяниям. Внимание общества должно быть обращено к проблеме незаконных организации и проведения азартных игр путем систематического информирования населения о состоянии данного вида преступлений, связи незаконных организации и проведения азартных игр с другими видами преступной деятельности, а также возможных социально-негативных последствиях азартных игр. В реальности же очень часто СМИ играют роль катализатора в распространении информации с пропагандой агрессивного поведения и насилия, допустимости безнравственного и аморального поведения, вседозволенности и прельщают население к азартным играм, которые завлекают граждан легким способом дохода, тем самым подталкивают к преступному поведению. Иначе говоря, подаваемые сведения носят информативный характер и преследуют цель получить большую аудиторию, и лишь в редких случаях имеет место общественное порицание, необходимое для профилактики антисоциального поведения.

Исследуемая нами тема особенно актуальна в последние десятилетия, и ранее изучавшие ее ученые отмечают, что, «несмотря на положительные изменения в уголовном законе, а также ряде других нормативно-правовых актов, направленных на ужесточение ответственности за организацию и проведение незаконного игорного бизнеса, сотрудники подразделений ЭБиПК при проведении соответствующих оперативно-розыскных и проверочных мероприятий периодически сталкиваются с рядом проблем» [11]. Сверхскоростное развитие интернет-технологий определяет потребность в подготовке высококвалифицированных кадров в сфере правоохранительной деятельности, которые будут обладать знаниями, умениями и навыками необходимыми для предупреждения преступлений в сфере незаконной организации и проведения азартных игр с использованием сети Интернет.

Проведенный выше обзор позволяет отметить значение развития направления по разработке новых средств и способов предупреждения незаконной организации и проведения азартных игр.

Таким образом, считаем наиболее успешными социально-криминологическими мерами предупреждения незаконной организации и проведения азартных игр:

1) проведение общественного контроля за незаконной организацией и проведением азартных игр — мониторинг нелегальных игорных заведений, который проводится ОП РФ;

2) ограничение доступа к интернет-ресурсам, на которых организовано проведение незаконных азартных игр;

3) сотрудничество с СМИ и проведение работы по правовому просвещению и информированию населения о пагубных последствиях игорной деятельности, формирование общественного порицания азартных игр с целью профилактики антисоциального поведения;

4) повышение квалификации и профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров в сфере правоохранительной деятельности по направлению расследования преступлений, предусмотренных ст. 171.2 УК РФ, совершенных с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;

5) проведение комплексных исследований для выявления пробелов и противоречий в законодательстве, регулирующем деятельность по организации и проведению азартных игр, так, например, считаем необходимым закрепить уголовный запрет на распространение информации на вовлечение в незаконные азартные игры.

Величина распространения такого отрицательного явления демонстрирует целесообразность дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы Российской Федерации, что будет способствовать предупреждению преступлений, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр. Системный подход к предупреждению преступлений, связанных с незаконной организацией и проведением азартных игр, позволит достичь более высоких результатов и проконтролировать исполнение законодательных и судебных решений, выходящих из спектра игорного бизнеса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Лимарь А. С. Криминологическая характеристика лиц, участвующих в незаконных организации и проведении азартных игр / А. С. Лимарь // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — № 2 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/-article/n/kriminologicheskaya-harakteristika-lits-uchastvuyuschih-v-nezakonnyh-organizatsii-i-provedenii-azartnyh-igr (дата обращения: 30.08.2020).

2. Севостьянов Р. А. Вопросы уголовно-правовой защиты общественной нравственности от незаконного игорного бизнеса / Р. А. Севостьянов // Проблемы экономики и юридической практики. — 2008. — № 2 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-ugolovno-pravovoy-zaschity-obschestvennoy-nravstvennosti-ot-nezakonnogo-igornogo-biznesa (дата обращения: 30.08.2020).

3. Мониторинг работы игорных заведений // Официальный сайт общественной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oprf.ru/ru/762/1318 (дата обращения: 30.08.2020).

4. Прокуроры субъектов Российской Федерации провели проверки поступивших из Общественной палаты РФ сведений о действующих в регионах нелегальных игорных за-

ведениях // Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Архив новостей [Электронный ресурс]. — URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-71670/ (дата обращения: 04.04.2020).

5. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учеб. / Под ред. А. И. Чучаева. — М., 2012. — С. 367.

6. Число случаев выявления незаконного игробизнеса в РФ за 11 лет сократилось почти в 10 раз // Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/-ekonomika/8857603 (дата обращения: 30.08.2020).

7. Кормильцева С. О. О приоритетных мерах предупреждения незаконной организации и проведения азартных игр на территории Российской Федерации / С. О. Кормильцева // Проблемы экономики и юридической практики. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-prioritetnyh-merah-preduprezhdeniya-nezakonnoy-organizatsii-i-provedeniya-azartnyh-igr-na-territorii-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 30.08.2020).

8. Стебенева Е. В. Анализ современного состояния противодействия незаконной игорной деятельности / Е. В. Стебенева, Ю. А. Грачёв // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2017. — № 1 (73) [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/-article/n/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-protivodeystviya-nezakonnoy-igornoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.12.2020).

9. Борьба с незаконной игорной деятельностью: уголовно-правовые и криминологические аспекты: моногр. / И. Н. Мосечкин. — Киров: Вятский государственный университет, 2018. — 163 с.

10. Кузнецова И. А. Особенности выявления и документирования административных правонарушений в сфере организации и проведения незаконных азартных игр / И. А. Кузнецова, Н. И. Мусина // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. № 5—2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vyyavleniya-i-dokumentirovaniya-administrativnyh-pravonarusheniy-v-sfere-organizatsii-i-provedeniya-nezakonnyh-azartnyh (дата обращения: 21.12.2020).

11. Кольцов Д. В. Отдельные направления оперативно-розыскного противодействия незаконному игорному бизнесу / Д. В. Кольцов, А. А. Папирник // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2015. — № 3 (67) [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-napravleniya-operativno-rozysknogo-protivodeystviya-nezakonnomu-igornomu-biznesu (дата обращения: 21.12.2020).

REFERENCES

1. Limar A. S. Criminological characteristics of persons involved in illegal organization and conduct of gambling / A. S. Limar // Vestnik of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2016, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kriminolog-icheskaya-harakteristika-lits-uchastvuyuschih-v-nezakonnyh-organizatsii-i-provedenii-azartnyh-igr (Available at: 30.08.2020).

2. Sevostyanov R. A. Questions of criminal and legal protection of public morality from illegal gambling / R. A. Sevostyanov / / Problems of Economics and legal practice. 2008, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-ugolovno-pravovoy-zaschity-obschestvennoy-nravstvennosti-ot-nezakonnogo-igornogo-biznesa (Available at:30.08.2020).

3. Monitoring the work of gambling establishments / / Official website of the public chamber of the Russian Federation URL: https://www.oprf.ru/ru/762/1318 (Available at: 30.08.2020).

4. Prosecutors of the constituent entities of the Russian Federation checked the information received from the Public Chamber of the Russian Federation about illegal gambling es-

tablishments operating in the regions // Website of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation. https://genproc.gov.ru/smi/news/ archive/news-71670/ (Available at:04.04.2020).

5. Criminal law of the Russian Federation. General and Special parts: study. / Edited by A. I. Chuchaev. Moscow, 2012, pp. 367.

6. The Number of cases of detection of illegal gambling in the Russian Federation for 11 years has decreased almost 10 times / / Federal state unitary enterprise " Information Telegraph Agency of Russia (ITAR-TASS)" https://tass.ru/ekonomika/8857603 (Available at: 30.08.2020).

7. Kormiltseva S. O. on priority measures to prevent illegal organization and conduct of gambling on the territory of the Russian Federation / S. O. kormiltseva // Problems of Economics and legal practice. 2016. no. 2. https://cyberleninka.ru/article/n/o-prioritetnyh-merah-preduprezhdeniya-nezakonnoy-organizatsii-i-provedeniya-azartnyh-igr-na-territorii-rossiyskoy-federatsii (Available at: 30.08.2020).

8. Stebeneva E. V. Analysis of the current state of counteraction to illegal gambling activities / E. V. stebeneva, Yu. a. Grachev / / Vestnik of the St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2017. No. 1 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennogo-sostoyaniya-protivodeystviya-nezakonnoy-igornoy-deyatelnosti (Available at: 21.12.2020).

9. The fight against illegal gambling activity: criminal-legal and criminological aspects: [monograph] / I. N. Museckin. Kirov: Vyatka state University, 2018. 163 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Kuznetsova I. A. Features of identifying and documenting administrative offenses in the field of organizing and conducting illegal gambling / I. A. Kuznetsova, N. I. Musina / / Nauka. Thought: electronic periodical journal. 2016, no. 52, https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vyyavleniya-i-dokumentirovaniya-administrativnyh-pravonarusheniy-v-sfere-organizatsii-i-provedeniya-nezakonnyh-azartnyh (Available at: 21.12.2020).

11. Koltsov D. V., papirnik A. A. Separate directions of operational-search counteraction to illegal gambling business / / Vestnik of the St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2015. No. 3 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-napravleniya-operativno-rozysknogo-protivodeystviya-nezakonnomu-igornomu-biznesu (Available at: 21.12.2020).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Поздняков Константин Васильевич, адъюнкт адъюнктуры. Санкт-Петербургский университет МВД России, 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилю-това, 1.

ORCID: 0000-0002-1582-8850 ResearcherID ABE-2886-2021 INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Pozdniakov Konstantin Vasilyevich, postgraduate student. St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 1, Pilutov pilot St, St. Petersburg, Russia. 199004.

ORCID: 0000-0002-1582-8850 ResearcherID ABE-2886-2021

Статья поступила в редакцию 12.03.2021; одобрена после рецензирования 25.03.2021; принята к публикации 02.12.2021.

The article was submitted 12.03.2021; approved after reviewing 25.03.2021; accepted for publication 02.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.