Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2021. - Т. 7 (73). № 2. - С. 126-140.
УДК 343.56
ВО! 10.37279/2413-1733-2021-7-2-126-140
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР
Новикова Т. Ю., Евсикова Е. В., Щелкогонова Е. В.
В статье проводится раскрывается и обосновывается необходимость введения уголовной ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр. Авторы изучают правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установил ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, предусмотренные Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ. На основе статистических данных Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации проводят анализ административно-деликтной и криминогенной ситуации в сфере незаконной организации и проведении азартных игр, которая, на сегодняшний день, отличается стабильной динамикой, несмотря на все принимаемые меры противодействия. Авторы анализируют составы преступлений, предусмотренные статьей 171 -2 Уголовного кодекса Российской Федерации и выводят основные квалифицирующие признаки, а также делают вывод, о необходимости изменений, внесенных в статью 171-2 Федеральным законом от 22.12.2014 № 430-Ф3 "О внесении изменений в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.1.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Также, авторы анализируют и изучают судебную практику по рассмотрению дел о незаконной организации и проведению азартных игр, выявляют основные проблемные вопросы, возникающие при рассмотрении данной категории дел на практике. На основе проведенного анализа делают свои выводы и предложения по усовершенствованию нормативно-правового регулирования правоотношений в данной сфере.
Ключевые слова: азартные игры; игорный бизнес; игорная зона; преступления в сфере незаконной организации и проведения азартных игр.
Как известно, в последнее время одним из приоритетных направлений уголовно-правовой политики государства является ориентация на оптимизацию уголовно -правовых и административно-правовых санкций. При этом, основная проблема соотношений норм уголовного и административно-деликтного законодательства привела к значительным и коренным изменениям всего кодифицированного массива уголовного и административно-деликтного законодательства [1, с. 117].
Так, в сфере пристального внимания законодателя в течение последних 10-ти лет является норма ст. 171.2 УК РФ [2], которая предусматривает уголовную ответственность за незаконные и проведение азартных игр, которая, вступив в силу в июле 2011 г., вызвала бурю дискуссий в судебной практике относительно правильного ее применения, а также в научной плоскости, при этом, ряд представителей науки административного права даже ссылались на неоднозначность конструкции данной нормы, низкую эффективность и даже называли ст. 171.2 УК РФ «мертвой» нормой, не работающей на практике. В силу чего, положения ст. 171.2 УК РФ не раз претерпевали изменений и дополнений,
129
подвергались острой критике, требовали серьезного научного обоснования и исследования.
В 2011 г. представителями коммерческих структур, занятых в игорном бизнесе, введение ст.171-2 УК РФ было встречено критически. Установление уголовной ответственности признавалось мерой необоснованной, чрезмерной и с учетом масштабов развития на территории РФ игорной индустрии способной привести лишь к искусственной криминализации отдельных слоев [24, с. 18].
На сегодняшний день, проблемы законодательного закрепления уголовной ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр, а также особенности применения и реализации указанных норм на практике, были и остаются актуальными и требуют проведения научного исследования круга теоретических вопросов и практических правореализационных проблем в данной сфере отношений, которые авторы попытаются частично затронуть и раскрыть в рамках данного научного исследования.
Игорная деятельность и попытки ее законодательного урегулирования и регламентации в правовой плоскости известны человечеству еще с древнейших времен. Вместе с тем, политики противодействию незаконной деятельности в сфере организации и проведению азартных игр требует системного и комплексного подхода в реализации мер гражданского-правового, административно-правового и, конечно же, уголовно-правового характера.
Так, 29 декабря 2006 г. принят ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ [3], который вступил в силу с 1.01.2007 и определил правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ и установил ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии с положениями ФЗ № 244-ФЗ, азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. При этом, организатором азартной игры может быть только юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр, а сама деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществлять исключительно на территории игорных зон, которые представляют собой часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с ФЗ № 244-ФЗ.
Кроме того, для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается разрешение, выдаваемый в соответствии с ФЗ № 244-ФЗ документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений.
Организация игорного бизнеса возможно лишь в определенных игорных зонах, а именно на территории Республики Крым, Алтайского края, Краснодарского края, Приморского края и Калининградской области. Эта специфическая часть
территории РФ, которая была закреплена для осуществления мероприятий по организации и проведению азартных игр, в соответствии с ФЗ. На основании ФЗ № 244-ФЗ, данные ограничения в сфере организации и эксплуатации азартных игр, являются необходимым средством для защиты законных интересов и прав граждан [4, с. 432].
Вместе с тем, вне игорной зоны в рамках закона возможно лишь осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах на основании соответствующей лицензии - документа, выдаваемого в соответствии с ФЗ № 244-ФЗ и предоставляющего организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием вида оказываемых услуг (услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше или услуг по организации заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры), места нахождения процессингового центра букмекерской конторы или тотализатора либо процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы или тотализатора, количества и места нахождения филиалов, пунктов приема ставок букмекерских контор или тотализаторов либо иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.
Вместе в тем, принятие ФЗ № 244-ФЗ почти 15 лет назад не решило проблемы с легализацией азартных игр, а поставила перед российским обществом и государством все новые вопросы и вызовы, поскольку на практике и в повседневной жизни повсеместно наблюдается несоблюдение требований ФЗ № 244-ФЗ, а также противодействие его исполнению и реализации, что влечет постоянное появление «подпольных» казино, залов игровых автоматов, завуалированных под интернет-клубы, букмекерские конторы и тотализаторы.
Следует отметить, что действующее административно-деликтное законодательство, а именно, КоАП РФ [5], предусматривает административную ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр (ст. 14.1.1), которая закрепляет следующие составы правонарушений:
- организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет") или средств связи (в том числе подвижной связи), за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 800 тыс. до 1,5 млн. руб. с конфискацией игрового оборудования;
- предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 800 тыс. до 1,5 млн. руб.;
131
- повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 14.1.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 1,5 млн. руб. до 2 млн. руб.;
- осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
- осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- нахождение лиц, не достигших возраста 18 лет, в игорном заведении либо привлечение организатором азартной игры таких лиц к работе в игорном заведении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
Анализ ст. 14.1.1 КоАП РФ показывает, что субъектом административной ответственности по данной категории правонарушений могут выступать юридические лица и должностные лица лишь за нахождение лиц, не достигших возраста 18 лет, в игорном заведении либо привлечение организатором азартной игры таких лиц к работе в игорном заведении к административной ответственности могут привлекаться. При этом штрафы, предусмотренные для субъектов административной ответственности, достаточно высокие, а именно: для должностных лиц в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб., а для юридических лиц в размере от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
Кроме того, ст. 14.1.1 -1 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность за нарушение организаторами азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе требований к заключению пари на официальные спортивные соревнования и проведению других азартных игр. Так, под запретом данной статьи находятся деяния, которые представляют собой:
- прием организатором азартной игры в букмекерской конторе и (или) тотализаторе ставок, интерактивных ставок, в том числе на официальные спортивные соревнования, и выплата организатором азартной игры выигрышей без предъявления участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность, или применения иного способа идентификации участника азартной игры, предусмотренного Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и обеспечивающего установление возраста такого участника азартной игры, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 500 тыс. руб. до 700 тыс. руб.;
- нарушение организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе установленного порядка информирования общероссийской
спортивной федерации по соответствующему виду спорта и уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, о выигрышах, выплаченных или подлежащих выплате по результатам пари, заключенного на официальное спортивное соревнование, завершившееся с наименее вероятным результатом или исходом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тыс. руб. до 70 тыс. руб.; на юридических лиц - от 800 тыс. до 1 млн. руб.;
- нарушение организатором азартной игры в букмекерской конторе и тотализаторе установленного порядка учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 70 тыс. руб. до 100 тыс. руб.; на юридических лиц - от 800 тыс. руб. до 1 млн. руб.
Так, анализ ст. 14.1.1-1 КоАП РФ показывает, что субъектом административной ответственности по данной категории правонарушений могут выступать юридические лица и должностные лица. При этом штрафы, предусмотренные для субъектов административной ответственности, достаточно высокие, а именно: для должностных лиц в размере от 30 тыс. руб. до 70 тыс. руб., а для юридических лиц в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.
Однако, даже такие высокие штрафы не сдерживают динамики совершения административных правонарушений в данной сфере.
Так, за первое полугодие 2020 г. в суды общей юрисдикции Российской Федерации поступило 293 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 14.1.1 и 14.1.1-1 КоАП РФ, из них возвращено для устранения недостатков - 43 дела, всего рассмотрено 264 дела, привлечено к административной ответственности 174 лица, к которым применено наказание в виде: предупреждения - 3, приостановление деятельности - 3, штраф - 168, по которым наложено штрафов на сумму - 11965700 руб., из них взыскано принудительно или уплачено добровольно - 3786200 руб. [6].
Вместе с тем, в 2019 г. в суды общей юрисдикции РФ поступило 1139 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 14.1.1 и 14.1.1-1 КоАП РФ, из них возвращено для устранения недостатков - 200 дел, всего рассмотрено 1179 дел, привлечено к административной ответственности 647 лиц, к которым применено наказание в виде: предупреждения - 19, приостановление деятельности - 3, штраф - 625, по которым наложено штрафов на сумму - 87596800 руб., из них взыскано принудительно или уплачено добровольно - 28152600 руб.
[7]. ^
Также, в 2018 г. в суды общей юрисдикции РФ поступило 2022 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 14.1.1 и 14.1.1-1 КоАП РФ, из них возвращено для устранения недостатков - 440 дела, всего рассмотрено 2053 дела, привлечено к административной ответственности 1031 лицо, к которым применено наказание в виде: предупреждения - 20, приостановление деятельности - 9, штраф - 1002, по которым наложено штрафов на сумму - 181961900 руб., из них взыскано принудительно или уплачено добровольно - 30331500 руб. [8].
133
Также, в 2017 г. в суды общей юрисдикции РФ поступило 1836 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 14.1.1 и 14.1.1-1 КоАП РФ, из них возвращено для устранения недостатков - 385 дел, всего рассмотрено 1837 дел, привлечено к административной ответственности 956 лиц, к которым применено наказание в виде: предупреждения - 13, приостановление деятельности - 8, штраф - 935, по которым наложено штрафов на сумму -220246202 руб., из них взыскано принудительно или уплачено добровольно -30677100 руб. [9].
Также, в 2016 г. в суды общей юрисдикции РФ поступило 2457 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 14.1.1 КоАП РФ, из них возвращено для устранения недостатков - 669 дел, всего рассмотрено 2488 дел, привлечено к административной ответственности 1161 лицо, к которым применено наказание в виде: предупреждения - 5, приостановление деятельности - 6, штраф -1150, по которым наложено штрафов на сумму - 248378895 руб., из них взыскано принудительно или уплачено добровольно - 11011600 руб. [10].
Также, в 2015 г. в суды общей юрисдикции РФ поступило 4196 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 14.1.1 КоАП РФ, из них возвращено для устранения недостатков - 985 дел, всего рассмотрено 4732 дел, привлечено к административной ответственности 2184 лицо, к которым применено наказание в виде: предупреждения - 2, приостановление деятельности - 3, штраф -2177, по которым наложено штрафов на сумму - 269704500 руб., из них взыскано принудительно или уплачено добровольно - 16002400 руб. [11].
Как видим, уровень правонарушений данной категории остается примерно на одинаковом уровне, несмотря на серьезные штрафные санкции, что свидетельствует о недостаточности мер административно-правового противодействия незаконной организации и проведению азартных игр.
Следует отметить, что значительным шагом в разрешении данного вопроса стало принятие ФЗ от 22.12.2014 № 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 171.2 УК РФ и ст. 14.1.1 и 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях» (далее - ФЗ № 430-ФЗ) [12], который предусмотрел уголовную ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр для физических лиц, исключив их субъектов административной ответственности по данной категории дел, а также исключил из ч. 1 ст. 171 -2 УК РФ наиболее критикуемый правоприменителями признак - получение дохода в крупном размере (более 1,5 млн. руб.), поскольку на практике доказать образование указанного размера дохода от преступной деятельности достаточно проблематично, а выручка, накапливаемая организаторами незаконных азартных игр в течение определенного периода времени, затем изымается с места совершения противоправного деяния, не всегда составляет указанную сумму, что позволяет в большинстве случаев избежать уголовной ответственности. В связи с чем, состав данного преступления сделан формальным, что позволяет привлекать к уголовной ответственности независимо от извлечения дохода.
Кроме того, изменен перечень квалифицирующих признаков по ч. 2 и 3 ст. 171 -2 УК РФ. Таким образом, на сегодняшний день УК РФ предусмотрена уголовная за незаконную организацию и проведение азартных игр, а именно:
- за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или средств связи, в том числе подвижной связи, за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, а равно систематическое предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр, в виде штрафа в размере от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3х лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо ограничением свободы на срок до 4х лет, либо лишением свободы на срок до 2х лет;
- за деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 171 -2 УК РФ, совершенные группой лиц по предварительному сговору или сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, - в виде штрафа в размере от 500 тыс. руб. до 1 млн. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3х лет до 5 -ти лет либо лишением свободы на срок до 4х лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3х лет или без такового;
- за деяния, предусмотренные чч. 1 и 2 ст. 171-2 УК РФ, совершенные организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения или сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере, - в виде штрафа в размере от 1 млн. руб. до 1,5 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 4-х до 5-ти лет либо лишением свободы на срок до 6-ти лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 -ти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5-ти лет или без такового.
На сегодняшний день конструкция ч.1 ст.171-2 УК РФ такова, что само действие - незаконные организация и проведение азартных игр -образует оконченное преступление. В то же время формально лицо начинает выполнять объективную сторону преступлений, предусмотренных п.«б» ч.2 ст.171-2 УК РФ и п.«б» ч.3 ст.171 -2 УК РФ, с момента достижения суммы дохода от такой деятельности, равной 1,5 млн. руб. и 6 млн. руб. соответственно. Несмотря на лексическую идентичность, предшествующая тому незаконная деятельность по организации и проведению азартных игр является совершенно иным деянием с точки зрения признака общественной опасности.
Как видим, квалифицирующими признаками незаконной организации и проведения азартных игр являются: совершение деяния группой лиц по предварительному сговору; совершение деяния, сопряженного с извлечением дохода в крупном размере (сумма которого превышает 1,5 млн. руб.); совершение деяния организованной группой; совершение деяния лицом с использованием
135
своего служебного положения; совершение деяния, сопряженного с извлечением дохода в особо крупном размере (сумма которого превышает 6 млн. руб.).
При этом, под систематическим предоставлением помещений в настоящей статье понимается предоставление помещений более двух раз.
Так, анализ статистических данных Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации показывает, что: в первой половине 2020 г. осуждено: по ч. 1 ст. 171.2 УК РФ - 69 лиц, по ч. 2 ст. 171.2 УК РФ - 191 лицо, по ч. 3 ст. 171.2 УК РФ - 97 лиц [13]; в 2019 г. осуждено: по ч. 1 ст. 171.2 УК РФ - 241 лицо, по ч. 2 ст. 171.2 УК РФ - 449 лиц, по ч. 3 ст. 171.2 УК РФ - 377 лиц [14]; в 2018 г. осуждено: по ч. 1 ст. 171.2 УК РФ - 306 лиц, по ч. 2 ст. 171.2 УК РФ - 581 лицо, по ч. 3 ст. 171.2 УК РФ - 419 лиц [15]; в 2017 г. осуждено: по ч. 1 ст. 171.2 УК РФ - 438 лиц, по ч. 2 ст. 171.2 УК РФ - 605 лиц, по ч. 3 ст. 171.2 УК РФ - 331 лицо [16]; в 2016 г. осуждено: по ч. 1 ст. 171.2 УК РФ - 553 лица, по ч. 2 ст. 171.2 УК РФ - 494 лица, по ч. 3 ст. 171.2 УК РФ - 231 лицо [17]; в 2015 г. осуждено: по ч. 1 ст. 171.2 УК РФ - 244 лица, по ч. 2 ст. 171.2 УК РФ - 203 лица, по ч. 3 ст. 171.2 УК РФ - 31 лицо [18].
При этом, следует иметь в виду, что уголовно наказуемыми являются как организация, так и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или средств связи, в том числе подвижной связи, за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, а равно систематическое предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр
Проведением азартной игры следует признать разъяснение правил азартной игры ее участникам, заключение между ними соглашения, основанного на риске, непосредственное ведение (соблюдение) игорного процесса, прием ставок, выплату вознаграждения и т.п.
Следовательно, если организатор незаконной азартной игры непосредственно заключает соглашение с участником игры и осуществляет ведение игорного процесса, его действия квалифицируются одновременно как незаконные организация и проведение азартной игры.
Действия лиц, оказывающих услуги и непосредственно принимающих участие в заключении соответствующих сделок с участниками незаконных азартных игр, на наш взгляд, с учетом конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как незаконное проведение азартных игр (например, функции по обслуживанию игровых автоматов, установленных и функционирующих в арендованной им части помещения, извлечение и загрузка в игровые автоматы наличных денежных средств, посредством телефонных переговоров с игроками координация процесса выдачи выигрышей и выплат игрокам сумм выигрыша в виде наличных денежных средств), что подтверждается соответствующей судебной практикой [19].
Например, по рассмотренному Красногвардейским районным судом Республики Крым уголовному делу по обвинению К.А.С. по ч.1 ст. 171-2 УК РФ, по приговору от 11 февраля 2016 г. как незаконная организация и проведение азартных игр квалифицировались действия, связанные с приисканием помещения в г. Джанкое, его оборудованием соответствующим инвентарем для проведения игорной деятельности (9-ю игровыми аппаратами), привлечением лиц, желающих принять участие в азартной игре, осуществлением приема ставок от участников азартных игр (с использованием специальных ключей), заключением соглашения о выигрыше и в случае выигрыша выдачей участникам азартных игр денежных средств (выигрыша) [20].
Кроме того, в судебной практике имеют место случаи признания организацией и проведением азартной игры следующих действий.
Например, согласно приговору Алуштинского городского суда РК от 12 января 2016 г. организацией и проведением азартных игр признаны - приискание и аренда помещения в г. Алушта, размещение рекламы и проведение ремонта в помещении, приобретение и установка соответствующего оборудования (игровых аппаратов), контролирование работы клуба, распоряжение прибылью.
То есть, лицо непосредственно не разъясняло правила азартной игры ее участникам, непосредственно не заключало соглашений и не вело игорного процесса, не принимало ставки и не выплачивало вознаграждения, а лишь контролировало деятельность операторов и администраторов клубов, в некоторых случаях разъясняя через них правила азартной игры ее участникам, заключая с ними соглашение, основанное на риске, что судами признавалось как проведение азартных игр [20].
Следует отметить, что азартная игра представляет собой соглашение, основанное на добровольном волеизъявлении сторон, в основе которого лежит обоюдный риск. Необходимыми и определяющими атрибутами азартной игры являются ставка (денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику и служащие условием участия в азартной игре) и выигрыш (денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата, предусмотренного правилами азартной игры), достижение которого является волей случая и, как правило, не зависит от искусства играющих.
По мнению судей Республики Крым, наличие реальной возможности получения игроком выигрыша не является обязательным условием для определения игры как азартной, в связи с чем, действия виновных лиц, организовавших проведение игры и создавших такие технические условия (например, за счет внесения изменений в программу игры или работы игрового автомата), при которых получение выигрыша игроком заведомо невозможно, следует квалифицировать по ст.171-2 УК РФ, без какой-либо дополнительной квалификации.
К азартным играм традиционно могут быть отнесены карточные игры (за исключением спортивных), рулетка, тотализатор, пари (основанное на риске соглашение о выигрыше, исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет) и т.п.
137
В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 171 -2 УК РФ уголовно наказуемыми деяниями признаются лишь организация и (или) проведение азартных игр:
1) с использованием игрового оборудования вне игорной зоны.
Обязательными признаками данного состава являются средство совершения
преступления - игорное оборудование и место - вне игорной зоны.
Однако, нарушение требований закона и совершения преступления в сфере незаконной организации и проведения азартных игр, возможно, и в рамках игорной зоны, когда такая деятельность осуществляется без соответствующего разрешения или лицензии, либо укрывается реальный доход от такой деятельности, что, соответственно, также создает дополнительные сложности при квалификации.
Игорной зоной признается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 7 ч. 1 ст. 4 ФЗ № 244-ФЗ).
Порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наименования, границы, иные параметры игорных зон определяются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 18.06.2007 № 376 «Об утверждении Положения о создании и ликвидации игорных зон»).
Под игровым оборудованием понимаются устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. Исходя из требований ФЗ № 244-ФЗ и общей организации игорного бизнеса, можно выделить следующее игровое оборудование: игровой автомат; игровой стол, игровой стол для игры в карты и т.п.; игральные карты; игровые фишки.
2) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи.
В данном случае уголовный закон не указывает на место совершения преступления как обязательный признак состава, что позволяет сделать вывод о принципиальном запрете на использование информационно-
телекоммуникационных сетей и средств связи для организации и проведения азартных игр, включая такую деятельность и в игровых зонах. Данный вывод полностью согласуется с положениями ч. 3 ст. 5 ФЗ № 244-ФЗ.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети определено в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [21]: это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Сам факт наличия у лица либо в заведении средств связи или информационно -телекоммуникационных сетей не дает достаточного основания для привлечения к уголовной ответственности. Необходимо, чтобы указанные средства применялись именно для организации либо проведения азартной игры.
Кроме того, проблемным остается вопрос о трактовании таких категорий, как «Интернет» и «подвижная связь». Отметим, что в юридической доктрине сохраняется дискуссия относительно определения правовой природы Интернета, в частности, решение вопроса о том, является Интернет субъектом или объектом права [22].
В диспозиции ст. 171.2 УК РФ упоминается такой термин, как подвижная связь, определяемая в литературе как способ связи, при котором доступ к абонентским линиям осуществляется без использования кабеля, а связь с абонентским устройством осуществляется по радиоканалу. Стоит отметить, что в настоящее время назрела необходимость выработки однозначной законодательной дефиниции понятия «подвижная связь», поскольку ни в одном нормативном правовом акте не закреплено определения данного понятия, в связи с тем, что на законодательном уровне сложно проконтролировать механизм реализации установленных запретов на практике, в том числе держать под контролем его соблюдение [23].
3) без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 3 ФЗ № 244-ФЗ, государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в частности, путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах, вне которых любое проведение азартных игр запрещено.
Исключение составляет лишь деятельность букмекерских контор, тотализаторов и их пунктов приема ставок (без использования при этом игровых автоматов и игровых столов), которые могут быть расположены вне игровых зон.
Таким образом, в рамках рассматриваемого состава криминализована любая форма организации и проведения азартных игр вне игорных зон (за вышеуказанным исключением), а также аналогичная деятельность в игорных зонах без соответствующего разрешения либо после его аннулирования.
При этом, следует учитывать, что совершение указанных преступлений возможно лишь в форме действия - организации и (или) проведения азартных игр.
Анализируя рассмотренные уголовные дела указанной категории, возможно сделать вывод о том, что судами признаются как незаконная организация и проведение азартных игр - действия в основном сопряженные с использованием игрового оборудования вне игорной зоны.
Вместе с тем, имеют место случаи использования игрового оборудования вне игорной зоны с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», группой лиц по предварительному сговору.
Так, согласно приговору Центрального районного суда г. Симферополя РК от 24 декабря 2015 г. (не обжалован, вступил в законную силу) М.Р.Р., имея предварительную договоренность на организацию и проведение азартных игр, после аренды неустановленным лицом помещения вне игорной зоны, обеспечением его компьютерами, проведением сети «Интернет», продолжая реализацию их общего преступного умысла, используя пять компьютеров, подключенных с помощью сети «Интернет» к генератору случайных чисел на удаленном сервере, нанял на работу охранников и операторов игрового зала, через которых разъяснял участникам игры их правила, получая соответствующую прибыль [20].
Однако при разрешении вопросов о судьбе вещественных доказательств, в частности оборудования, на котором совершено преступление, как орудия незаконной организации и проведения азартных игр, имел место случай неодинакового применения требований пункта «г» ч. 1 ст. 104-1 УК РФ.
139
Так, по приговору Джанкойского районного суда Республики Крым от 11 февраля 2016 года в отношении К.А.С., было принято решение об уничтожении вещественных доказательств - девяти игровых автоматов, находящихся в камере вещественных доказательств следственного отдела по г. Судак - в связи с ненадобностью, что противоречит требованиям пункта «г» ч. 1 ст.104-1 УК РФ, а также положениям ст.81 УПК РФ.
В других случаях, принимаются решения о безвозмездном изъятии и обращении соответствующего оборудования в собственность государства.
Таким образом, как видим, введение в 2011г. уголовной ответственности за организацию и проведение азартных игр было социально обусловлено и просто необходимо в качестве меры противодействия данному антисоциальному крайне негативному явлению. А внесенные в 2014 г. способствовали усовершенствованию нормативно-правового регулирования квалификации данного преступного деяния и, соответственно, эффективности правоприменения положений ст. 171 -2 УК РФ, а исключение физических лиц из числа субъектов административной ответственности и переход их в разряд субъектов уголовной ответственности по данной категории дел является важной превентивной мерой.
Однако, по нашему мнению, следует разделить составы преступлений за незаконные и проведение азартных игр в игорной зоне без соответствующего разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а также, в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны при отсутствии соответствующей лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, которые скорее относятся к незаконному предпринимательству, и незаконные организацию и проведение азартных игр вне игорной зоны (при этом осведомленность о конкретном месте нахождения незаконного игорного заведения не является обязательной) с использованием игрового оборудования, без полученной в установленном порядке лицензии либо разрешения, либо с использованием сети «Интернет» или средств связи, в том числе «передвижной связи», за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, поскольку, не желая мириться с потерей части своей прибыли, преступники, пытаясь обойти закон, как правило, организуют азартные игры в Сети Интернет, маскируя казино и залы под букмекерские конторы и тотализаторы, устанавливая лотерейные автоматы, которые, соответственно, образуют самостоятельный состав, предусмотренный положениями ст. 171 -2 УК РФ.
Список литературы:
1. Евсикова Е.В. Административная преюдиция как один из инструментов современной уголовно-правовой политики: проблемы теории и практики / Е.В. Евсикова // Уголовная политика и правоприменительная практика. Сборник материалов VII-ой Международной научно-практической конференции. 2019. С. 117-125.
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 30.12.2020). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_106/.
3. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www. consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_64924/.
4. Евсикова Е.В., Булахова И.А. Некоторые аспекты создания игорной зоны в Республике Крым / Е.В. Евсикова, И.А. Булахова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2020. № 1. С. 431-444.
5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.02.2021). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
6. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие 2020 года; Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5461/
7. № 1 -АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2019 год; Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3832.
8. № 1 -АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2018 год; Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891.
9. № 1 -АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2017 год; Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4476.
10. № 1 -АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2016 год; Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.rU/index.php?id=79&item=3832.
11. № 1 -АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2015 год; Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.cdep.rU/index.php?id=79&item=3417.
12. Федеральный закон от 22.12.2014 № 430-ФЭ "О внесении изменений в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.1.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172506/.
13. № 10-а «Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации»; Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2020 года; Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://wwwxdep.ru/index.php?id=79&item=5460;
14. № 10-а «Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации»; Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2019 год; Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5259
15. № 10-а «Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации»; Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2018 год; Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4894
16. № 10-а «Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации»; Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2017 год; Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4572
17. № 10-а «Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации»; Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2016 год; Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3834
18. № 10-а «Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации»; Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2015 год; Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3418.
141
19. Обзор судебной практики по уголовным делам о незаконных организации и проведении азартных игр (статья 171.2 УК РФ). [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://sormovsky.nnov.sudrf.ru/modules.php?name=docum_su.
20. СПРАВКА по результатам изучения судебной практики по уголовным делам о незаконных организации и проведении азартных игр (статья 171.2 УК РФ). Судебная коллегия по уголовным делам. Верховный Суд Республики Крым. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://vs.krm.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=53.
21. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"/. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e/
22. Рахманина Н.В. Понятие интернета и проблемы, связанные с оказанием финансовых интернет-услуг / Н.В. Рахманина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия. 5, Юриспруденция. 2015. № 4 (29). - С. 107-113.
23. Кормильцева С.О. Уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр / С.О. Кормильцева // Вестник Казанского юридического института МВД России. № 1 (23). 2016. - С. 119-123.
24. Науменко О.П. Уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр: дисс. к.ю.н. 12.00.08 / Ольга Петровна Науменко // М., 2016. - 219 с.
Novikova T.U., Evsikova E.V., Shelkonogova E.V. Some questions of the theory and practice of criminal prosecution for illegal organization and conduct of gambling // Scientific notes of V. I. Vernadsky
crimean federal university. Juridical science. - 2021. - Т. 7 (73). № 2. - Р. 126-140.
The article also reveals and justifies the need to introduce criminal liability for illegal organization and conduct of gambling. The authors study the legal basis of state regulation of the organization and conduct of gambling on the territory of the Russian Federation and have established restrictions on the implementation of this activity in order to protect the morals, rights and legitimate interests of citizens, provided for by the Federal Law "On State Regulation of the organization and Conduct of Gambling and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 29.12.2006, No. 244-FZ. On the basis of statistical data of the Judicial Department under the Supreme Court of the Russian Federation, an analysis of the administrative-tort and criminal situation in the field of illegal organization and conduct of gambling is carried out, which, to date, is characterized by stable dynamics, despite all the measures taken to counteract it.
The authors analyze the offences under article 171-2 Criminal code of the Russian Federation and the withdrawal of the basic qualifying features, and make a conclusion about the need for changes made to article 171-2 Federal law dated 22.12.2014 № 430-FZ "On amendments to article 171.2 of the Criminal code of the Russian Federation and article 14.1.1 and 28.3 code of the Russian Federation on administrative offences".
Also, the authors analyze and study the judicial practice on the consideration of cases of illegal organization and conduct of gambling, identify the main problematic issues that arise when considering this category of cases in practice. On the basis of the analysis, they make their conclusions and proposals for improving the legal regulation of legal relations in this area.
Key words: gambling; gambling business; gambling zone; crimes in the field of illegal organization and conduct of gambling.
Spisok literaturi:
1. Evsikova E.V. Administrativnaya preyudiciya kak odin iz instrumentov sovremennoj ugolovno-pravovoj politiki: problemy teorii i praktiki / E.V. Evsikova // Ugolovnaya politika i pravoprimenitel'naya praktika. Sbornik materialov VII-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 117-125.
2. "Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii" ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 30.12.2020). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_106/.
3. Federal'nyj zakon «O gosudarstvennom regulirovanii deyatel'nosti po organizacii i provedeniyu azartnyh igr i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2006 g. № 244-FZ (poslednyaya redakciya). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/.
4. Evsikova E.V., Bulahova I.A. Nekotorye aspekty sozdaniya igornoj zony v Respublike Krym / E.V. Evsikova, I.A. Bulahova // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki. 2020. № 1. S. 431-444.
5. "Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah" ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 04.02.2021). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
6. № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh prav-onarusheniyah»; Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 1 polugodie 2020 goda; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5461/
Ноeикоeа Т. W., EecuKoea E. B., ^емкогоноeа E. B.
7. № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh prav-onarusheniyah»; Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2019 god; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [El-ektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3832.
8. № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh prav-onarusheniyah»; Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2018 god; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [El-ektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4891.
9. № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh prav-onarusheniyah»; Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2017 god; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [El-ektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4476.
10. № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh prav-onarusheniyah»; Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2016 god; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [El-ektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3832.
11. № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshchej yurisdikcii po rassmotreniyu del ob administrativnyh prav-onarusheniyah»; Svodnye statisticheskie svedeniya o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej za 2015 god; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [El-ektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3417.
12. Federal'nogo zakona ot 22.12.2014 № 430-FZ "O vnesenii izmenenij v stat'yu 171.2 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii i stat'i 14.1.1 i 28.3 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheni-yah". [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172506/.
13. № 10-a «Otchet o chisle osuzhdennyh po vsem sostavam prestuplenij Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii»; Svodnye statisticheskie svedeniya o sostoyanii sudimosti v Rossii za 1 polugodie 2020 goda; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5460;
14. № 10-a «Otchet o chisle osuzhdennyh po vsem sostavam prestuplenij Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii»; Svodnye statisticheskie svedeniya o sostoyanii sudimosti v Rossii za 2019 god; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5259
15. № 10-a «Otchet o chisle osuzhdennyh po vsem sostavam prestuplenij Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii»; Svodnye statisticheskie svedeniya o sostoyanii sudimosti v Rossii za 2018 god; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4894
16. № 10-a «Otchet o chisle osuzhdennyh po vsem sostavam prestuplenij Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii»; Svodnye statisticheskie svedeniya o sostoyanii sudimosti v Rossii za 2017 god; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4572
17. № 10-a «Otchet o chisle osuzhdennyh po vsem sostavam prestuplenij Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii»; Svodnye statisticheskie svedeniya o sostoyanii sudimosti v Rossii za 2016 god; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3834
18. № 10-a «Otchet o chisle osuzhdennyh po vsem sostavam prestuplenij Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii»; Svodnye statisticheskie svedeniya o sostoyanii sudimosti v Rossii za 2015 god; Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude RF. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3418.
19. Obzor sudebnoj praktiki po ugolovnym delam o nezakonnyh organizacii i provedenii azartnyh igr (stat'ya 171.2 UK RF). [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://sormovsky.nnov.sudrf.ru/modules.php?name=docum_su.
20. SPRAVKA po rezul'tatam izucheniya sudebnoj praktiki po ugolovnym delam o nezakonnyh organizacii i provedenii azartnyh igr (stat'ya 171.2 UK RF). Sudebnaya kollegiya po ugolovnym delam. Verhovnyj Sud Respubliki Krym. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://vs.krm.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=53.
21. Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N 149-FZ (red. ot 30.12.2020) "Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii"/. [Elektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e/
22. Rahmanina N.V. Ponyatie interneta i problemy, svyazannye s okazaniem finansovyh internet-uslug / N.V. Rahmanina // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya. 5, YUrisprudenciya. 2015. № 4 (29). - S. 107-113.
143
23. Kormil'ceva S.O. Ugolovnaya otvetstvennost' za nezakonnye organizaciyu i provedenie azartnyh igr / S.O. Kormil'ceva // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. № 1 (23). 2016. - S. 119-123.
24. Naumenko O.P. Ugolovnaya otvetstvennost' za nezakonnye organizaciyu i provedenie azartnyh igr: diss. k.yu.n. 12.00.08 / Ol'ga Petrovna Naumenko // M., 2016. - 219 s.