110
Пра во
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2020, № 2, с. 110-117
УДК 34.03
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ АЗАРТНЫХ ИГР: ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОЦЕССОВ
© 2020 г. Е.Н. Гришина
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
Поступилб в редбкцию 25.12.2019
Представленная статья посвящена рассмотрению таких понятий, как объект и предмет государственного надзора в области организации и проведения азартных игр. Изучается соответствие содержащихся в нормативно-правовых документах определений понятий и современных процессов в сфере индустрии азартных игр. Выявляются основные тренды, такие как перетекание основных акторов, в первую очередь действующих вне рамок закона, в интернет-пространство, с одной стороны, появление новых видов и форм организации игровых проектов, основанных на риске соглашений о выигрыше, с другой. С применением методов критического анализа и системно-функционального анализа делаются выводы о недостаточном (общем, не конкретном) определении объекта и предмета государственного надзора в сфере организации и проведения азартных игр, особенно в его нелегальном сегменте, в контексте правоприменительной практики, недостаточной эффективности надзорных органов. Приводятся практические рекомендации в плане необходимости разъяснения (классификации и типологизации) объекта надзора, уточнения предмета надзора с внесением соответствующих дополнений в нормативно-правовые документы с целью повышения эффективности государственной политики управления процессами в сфере организации и проведения азартных игр.
Ключевые словб: азартные игры, объект и предмет государственного надзора, лотереи, букмекерские конторы, интернет-казино.
Вопрос определения объекта и предмета государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, с одной стороны, не формирует каких-либо проблемных пространств, поскольку наличествующая нормативно-правовая база достаточно подробно разъясняет данные правовые понятия. Федеральный закон № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации № 75 от 4 февраля 2013 г. «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр», разъяснения сотрудников прокуратуры РФ [1-3] определяют объектом надзора юридическое лицо, выступающее организатором азартных игр, предметом надзора - требования к организации и проведению азартных игр, достаточно подробно прописанные в Федеральном законе № 244-ФЗ, а также в иных нормативно-правовых документах.
Касательно нелегальной сферы азартных игр определение объекта и предмета дают ст. 171.2 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр» и ст. 14.1.1 КоАП РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр», в
которых в качестве объекта выступают физические и юридические лица, нарушившие условия организации и проведения азартных игр либо способствовавшие данному нарушению (например, посредством предоставления помещения) условий и правил организации и проведения, обозначенных в Федеральном законе № 244-ФЗ [4].
Однако современные процессы развития индустрии азартных игр (например, разрешение организации деятельности в интернет-пространстве букмекерских контор и тотализаторов согласно Федеральному закону № 222-ФЗ от 21 июля 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») и эволюция игрового пространства в целом, выражающаяся, в частности, в появлении различных проектов и схем, подпадающих под определение азартной игры как «основанном на риске соглашении о выигрыше, заключенном двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры» согласно ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ [5], - все это актуализирует вопрос изучения
определений объекта и предмета государственного надзора в области организации и проведения азартных игр и как феномена с более четким выявлением характеристик объектов надзора, формальной стороны соблюдения условий и требований, и как правовых дефиниций, определяющих сферы деятельности и зоны ответственности надзорных органов в целях повышения эффективности государственной политики в сфере пространства азартных игр.
Изучению объекта и предмета государственного надзора в сфере игорного бизнеса и как феномена, и как правовой дефиниции способствовало применение метода критического анализа, позволившего сопоставить существующие определения данных понятий современным тенденциям и процессам в сфере азартных игр, оценить эффективность правоприменительной практики. В целях выявления сфер ответственности надзорных органов, исходя из существующих определений понятий объекта и предмета надзора соответственно государственным задачам по регулированию процессов в сфере игорного бизнеса, оценки их эффективности, применялись элементы метода системно-функционального анализа.
Современный отечественный подход к развитию игровой индустрии предусматривает решение ряда задач государственного масштаба. Анализируя положения, высказанные А.В. Харько-вым относительно объекта состава преступления, предусмотренного ст. 171.2 УК РФ, применительно к данному исследованию актуальной можно считать расстановку приоритетов в плане решения конкретных задач, относящихся к вопросу управления процессами в сфере игорного бизнеса: сначала - общественные отношения, возникающие по поводу законных организации и проведения азартных игр, затем общественные отношения, связанные с налоговыми поступлениями и сборами, и лишь в последнюю очередь - общественные отношения, обеспечивающие соблюдение общественной нравственности и безопасности населения [6]. Между тем именно последняя из перечисленных выше категорий общественных отношений ставилась одной из основных и государственными деятелями [7, 8] и общественностью на момент разработки Федерального закона № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 г. Данный вопрос актуализировался в 2014 г. с принятием Федерального закона № 222-ФЗ от 21 июля 2014 г., разрешающего деятельность букмекерских контор и тотализаторов в интернет-пространстве. Соответственно, определенные сомнения возникают в плане оценки эффективности государственного надзора за деятельностью игорных
организаций применительно к сфере общественных отношений, обеспечивающих соблюдение общественной нравственности и безопасности, например, применительно к игро-зависимым («лудомания» - достаточно широко распространенная проблема во всем мире [9]) и не достигшим возрастного ценза.
В данном контексте не стоит ожидать полного решения данной проблемы даже с учетом понимания ситуации официальными структурами, находящего отражение в нормотворче-ской практике. Даже новейший Федеральный закон № 169-ФЗ от 3 июля 2019 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения вопросов, связанных с проведением идентификации участников азартных игр», акцентируя внимание на необходимости контроля за возрастным цензом, не предлагает практических вариантов осуществления данного контроля [10], фактически перекладывая всю ответственность на самих организаторов.
В значительной мере реализуемая государственная политика в сфере азартных игр и то, что российские законодательные органы систематично расширяют законодательный и правовой базис работы в данной отрасли, априори способствует появлению новых вариантов обхода существующих законодательных норм, в первую очередь посредством возможностей интернет-пространства. Аккумуляция игорных заведений, согласно Федеральному закону № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 г., в рамках четырех игровых зон (с последующим образованием еще одной игровой зоны в Крыму) по причине их расположенности существенно ограничила возможности легального участия в азартных играх для основной части россиян (что в последующем в значительной мере способствовало разрешению деятельности букмекерских контор в Интернете). Юридические изменения не только повлияли на организацию азартных игр на территории Российской Федерации, но и стимулировали любителей подобного рода развлечений к поиску альтернатив [11]. В существующих социально-экономических условиях лишь достаточно узкая прослойка населения может позволить себе регулярные поездки в игровые зоны с целью удовлетворения своих потребностей. Для основной массы игроков и лудоманов остаются два пути: использование теневых и подпольных
структур либо переход на иные виды и формы деятельности, которые не подпадают под существующее в действующем российском законодательстве определение «азартных игр», но также основаны на «риске» [12].
В то же время многие организаторы как нелегальных азартных игр, так и альтернативных форм и видов (подразумевающих технологию ставок на определенный исход или результат, по сути близких тотализатору или лотерее) заинтересованы в максимальном увеличении количества своих клиентов вне зависимости от их возраста, социального статуса, национальной и конфессиональной принадлежности [13]. Для придания законности своей деятельности они часто пользуются технологиями интеграции принципов традиционных азартных игр с различными спортивными, политическими, культурными и прочими событиями, компьютерными и онлайн-играми [14]. При этом активно используются достижения в сфере цифровых и телекоммуникационных технологий [12, с. 7].
Стоит также отметить, что организаторы альтернативных форм и видов игровой деятельности учитывают не только уровень развития современных технологий, но и социально-экономические тенденции в обществе. Как утверждает психолог Е. Лисова [15], чьи положения коррелируют с выводами зарубежных исследователей [16], наблюдается обратная зависимость уровня доходов и участия в азартных играх для взрослого населения, а также большая подверженность азартным увлечениям детей и подростков. Соответственно, можно наблюдать заинтересованность организаторов в привлечении большего количества молодых и несовершеннолетних людей к своей деятельности. Поскольку данную социальную категорию сложнее заинтересовать тотализаторами, лотереями и букмекерскими конторами, тем более учитывая возрастной ценз для легально действующих организаций, особый акцент делается на интернет-пространство, так как цифровые и телекоммуникационные технологии позволяют не только расширять охват аудитории, но и интегрировать принципы азартных игр, например, в такие актуальные развлечения, как компьютерные и онлайн-игры [17]. В частности, в 2017 г. в Российской Федерации были заблокированы более 20 сайтов онлайн-тотализаторов, посвященных популярной игре Counter-Strike: Global Offensive. Пользователям с помощью ставок предлагались услуги по покупке внутриигровых предметов [18]. Следует заметить, что тема противодействия нелегальным онлайн-проектам актуальна и для стран, где деятельность азартно-игорных заведений в Интернете официально легализована [19].
Перетекание азартных игр в интернет-пространство в совокупности с ориентацией на вовлечение в игровой процесс подростков и молодежи не могло не найти отражения в государственной политике Российской Федерации. Легализацию в интернет-пространстве букмекерских контор можно рассматривать как одно из направлений такой деятельности. Букмекерские конторы ведут легальную деятельность на основе Федерального закона № 244-ФЗ, не только определившего базовые принципы их функционирования (статья 15), но и ставшего отправной точкой выстраивания системы контроля, в частности посредством образования СРО (саморегулируемые организации). Статус СРО был уточнен Федеральным законом № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях», существуют реестры саморегулируемых организаций [20, 21]. Существование СРО обеспечило создание системы ЦУПИС (Центр учета переводов интерактивных ставок - ст. 14 Федерального закона № 244-ФЗ), контролирующей потоки денежных операций между всеми участниками беттинг-рынка и позволяющей осуществлять полный контроль относительно легального поля данного бизнеса. Всего в настоящее время к организациям, ведущим легальную деятельность и включенным в ЦУПИС, относятся 11 структур [22].
По данным маркетингового исследования «Рейтинг Букмекеров», в 2018 г. примерно 70% игроков из России делали ставки у нелегальных букмекеров, которые располагаются в офшорах и, соответственно, не платят налоги в казну РФ [23]. По мнению члена комитета Государственной думы РФ по противодействию коррупции А. Лугового, «те поправки, которые вносились за последние 2-3 года, принесли менее ожидаемый результат» [24], то есть осуществить эффективный контроль в интернет-пространстве в сфере азартных игр не удается по настоящий момент. В определенной мере это связано с тем, что нелегальные (для РФ; многие из них легально зарегистрированы в иностранных государствах) организации предоставляют клиенту существенно более широкий спектр услуг, удовлетворяя все возможные запросы. Например, участие в онлайн-лотереях, где азартность самого процесса едва ли уступает ставкам на спортивные мероприятия. С правовой точки зрения, возможность игры в лотерею в российском сегменте Интернета полностью ограничена Федеральным законом № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 г. (в редакции от 18.07.2011) [25] и новейшими дополнениями к закону вплоть до 26.07.2019 г. На данный момент возможность проведения в РФ частной лотереи отсутствует, так как, со-
гласно закону, лотереи могут проводиться только на государственной основе. Помимо лотерей незаконные для РФ организаторы предлагают широкий спектр игр и имитаторов игровых автоматов, в России легализованных исключительно в игорных зонах, причем пользователям предлагаются виртуальные версии, включающие элемент «живого» присутствия, например, реального крупье, управляющего игровым процессом. Реклама подобных услуг широко представлена на страницах российских информационно-новостных интернет-изданий, специализирующихся на азартных играх. А сами организаторы легализованы, в том числе и в сопредельных государствах, таких как, например, Украина и Белоруссия. В Белоруссии онлайн-казино стали легальными с 1 апреля 2019 г. Официально вопрос об участии российских граждан в азартных играх в интернет-пространстве на доменах соседнего государства остается открытым. Однако законодательство Белоруссии официально не запрещает россиянам участвовать в азартных играх онлайн, в то время как онлайн-казино в России запрещены [26].
В условиях присутствия большого числа незаконных операторов в интернет-пространстве в сфере азартных игр одним из ключевых направлений деятельности отечественных официальных и надзорных органов стала политика блокировки незаконного, согласно российской нормативно-правовой базе, интернет-контента, а также ограничение возможностей осуществления денежных переводов, блокировка счетов.
В блокировке незаконных интернет-ресурсов активно были задействованы такие структуры, как ФНС РФ и Роскомнадзор РФ, в том числе и ориентируясь на сообщения самих россиян. Официальные новостные ресурсы приводят следующие данные: Роскомнадзор в 2017 г. прекратил деятельность 39 тыс. сайтов и сообществ, которые рекламировали нелегальные онлайн-казино либо размещали нелицензиро-ванные слоты (игровые автоматы), в 2018 г. -47 тыс., на июль 2019 г. - более 30 тыс. [27]. В июле 2019 г. были приняты поправки в законы «О лотереях» и «О регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», дающие дополнительные полномочия Федеральной налоговой службе России, в частности право на осуществление контрольных закупок с целью идентификации юридического лица, являющегося организатором незаконной деятельности [28]. Но и в данных сферах деятельности возможности исполнителей надзорных функций в силу ряда причин ограниченны. Например, достаточно сложен контроль ресурсов, предлагающих сделать ставки на результат спортив-
ных состязаний либо на исход онлайн-игр, по причине того, что провайдеры данных услуг, даже в случае блокировки таких сайтов Роскомнадзором, создают новые «зеркала» и уходят от ответственности [29]. Государственная политика в плане ограничения возможности денежных переводов ориентируется на ограничение доступа граждан РФ к нелегальным сайтам, предоставляющим доступ к азартным играм. Данный факт подтверждается внесенными в Федеральный закон № 244-ФЗ изменениями от 27 ноября 2017 г. Согласно данным изменениям закон обязывает банки и кредитные организации ограничивать перевод средств в пользу онлайн-казино и нелегальных букмекеров [23]. Следует отметить и схожесть технологий противодействия нелегальным проектам, и сложности, возникающие при этом, в различных странах мира [30].
Таким образом, можно констатировать факт серьезных трансформаций, происходящих в игровом пространстве, связанных со стремлением заинтересованных субъектов преодолеть ограничения и выйти за условные рамки, формируемые совершенствующейся нормативно-правовой базой. Рыночные законы «спроса-предложения» во многом детерминируют поиск и реализацию новых проектов предоставления заинтересованным потребителям услуг по доступу к азартным развлечениям, как вне рамок законной деятельности, так и в ее рамках, с учетом практических сложностей контроля за соблюдением условий и требований [31]. Игорная деятельность тщательно приспосабливается к существующим правовым условиям и социально-экономической ситуации в обществе. Современные цифровые и телекоммуникационные технологии позволяют упрощать доступ к тем или иным формам и типам азартных игр, расширять охват аудитории, интегрироваться в популярные в Интернете виды досуга и развлечений, активнее вовлекать в процесс молодежь и подростков, проводящих в Интернете значительно большее время [32].
Соответственно, регулирование процессов в сфере игорного бизнеса является одной из актуальных проблем российского законодательства и одновременно с этим - необходимым стимулом для расширения нормативно-правовой базы РФ, ее совершенствования. Можно выделить ряд ключевых, на наш взгляд, направлений данной деятельности. Во-первых, отмечая факт формального соответствия определения объекта и предмета государственного надзора задачам правоприменительной деятельности, следует констатировать также факт отсутствия конкретизации, типологизации объекта надзора при-
менительно к практической деятельности подобного рода организаций, особенно в сфере незаконной деятельности. Определение предмета надзора также носит достаточно общий характер, что может вызвать определенные сложности в правоприменительной деятельности при определении характера новейших интернет-проектов, сконструированных на факторе «риска». Во-вторых, исходя из анализа предмета надзора (условий и требований к организации и проведению азартных игр в законном пространстве), можно обозначить примат экономических приоритетов в ущерб морально-нравственным и социально значимым, что, на наш взгляд, не вполне соответствует реализуемой в настоящее время государственной национальной политике. В-третьих, появление преимущественно в нелегальной зоне широкого ряда вариантов и примеров организации азартных игр, не подпадающих напрямую под определения, присутствующие в нормативно-правовой базе (казино, игровые автоматы, букмекерские конторы, тотализаторы и лотереи), актуализирует вопрос изучения, классификации, уточнения и включения в справочном формате в современные нормативно-правовые документы перечня примеров и характерных черт подобного рода организаций и проектов. В-четвертых, проблема активной деятельности различных акторов в незаконной зоне игорного бизнеса в интернет-пространстве актуализирует разработку нормативно-правовых актов, затрагивающих именно данную сферу, внесение дополнений в соответствующие статьи УК РФ и КоАП РФ с целью уточнения вопросов, связанных с более точным определением наказуемых деяний, совершенных в интернет-пространстве. В-пятых, необходим дальнейший поиск и выработка приемов и технологий эффективной надзорной межведомственной деятельности в интернет-пространстве с учетом потенциальных рисков, связанных с негативным восприятием общественностью реализуемых и перспективных практик как «ограничивающих права и возможности».
Список литербтуры
1. Приказ Управления Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу № Пр-54 от 30.05.2017 «Об утверждении перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного надзора в области организации и проведения азартных игр в игорной зоне «Сибирская монета» на территории Алтайского района Алтайского края» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alttur22.ru/uploads/files/ 2017/05/31/prikaz-ot-30052017-no-pr-54_1496233061. pdf (дата обращения: 27.11.2019).
2. Изменения в Положение о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adm-krom.ru/public/izmeneniya-v-polojenie-o-gosudarstvenn om-nadzore-v-oblasti-organizacii-i-provedeniya-azartnyh-igr (дата обращения: 27.11.2019).
3. Определен порядок осуществления ФНС России и региональными органами исполнительной власти государственного надзора в области организации и проведения азартных игр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aleksandrovskoe.proksk.ru/news/ 1650/ (дата обращения: 27.11.2019).
4. Лихолетов А.А., Шувалов Д.Н. Ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр в свете изменений в уголовном законодательстве // Таврический научный обозреватель. 2015. № 2 (октябрь) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/otvetstvennost-za-nezakonnye-organizatsiyu-i-provedenie-azartnyh-igr-v-svete-izmeneniy-v-ugolovnom-zakonodatelstve (дата обращения: 28.11.2019).
5. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.con sultant.ru/document/cons_doc_LAW_64924/baabe5b69a 3c031bfb8d485891bf8077d6809a94 (дата обращения: 28.11.2019).
6. Харьков А.В. К вопросу определения непосредственного объекта незаконных организации и проведения азартных игр // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №8 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-opredeleniya-neposredstvennogo-obekta-neza konnyh-organizatsii-i-provedeniya-azartnyh-igr/viewer (дата обращения: 27.11.2019).
7. Заключение Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму «По проекту федерального закона № 344588-4 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», внесен Президентом Российской Федерации, первое чтение / Государственная Дума [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_4.nsf/ ByID/39AD05A36287A406C32572250050D2EA/$File/ %D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D 1 %8E%D 1% 87.doc?OpenElement (дата обращения: 27.11.2019).
8. Венявский С. Нужно радоваться, что «Азов-Сити» уйдет с Дона, заверяет депутат ГД [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20101028 /290223802.html (дата обращения: 27.11.2019).
9. Hartney E. Problem gambling and gambling addiction. Is gambling always a problem? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.verywellmind. com/ types-of-gambler-22513 (дата обращения: 28.11.2019).
10. Федеральный закон от 03.07.2019 № 169-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части уточнения вопросов, связанных с проведением идентификации участников азартных игр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3281 54/ (дата обращения: 27.11.2019).
11. Казбеков А.Ш. Современные тенденции теневого игорного бизнеса, организованного с использованием сети «Интернет» // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 2(15) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artic le/n/sovremennye -tendentsii -tenevogo -igornogo -bizne sa-organizovannogo-s-ispolzovaniem-seti-internet (дата обращения: 28.11.2019).
12. Изряднова О.И. Анализ мировой практики государственного регулирования деятельности в сфере азартных игр и практики управления игорными зонами. М., 2016. 97 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ftp://w82.ranepa.ru/rnp/wpaper/1446. pdf (дата обращения: 07.10.2019).
13. Аветисян Б.Р. Игорный бизнес как криминальный рынок услуг // Общество и право. 2015. № 4 (54) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/igornyy-biznes-kak-kri minalnyy-rynok-uslug (дата обращения: 28.11.2019).
14. Свалова Н.А. Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных онлайн-игр в России // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. №4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/pravovye-osno vy-gosudarstvennogo-regulirovaniya-deyatelnosti-po-or ganizatsii-i-provedeniyu-azartnyh-onalayn-igr-v-rossii (дата обращения: 28.11.2019).
15. Лисова Е. Игромания: типы и способы борьбы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vplate. ru/manii/igromaniya/ (дата обращения: 27.11.2019).
16. Уровень распространения лудомании среди молодежи во всем мире [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://logincasino.com/article/uroven-raspros tranennosti-ludomanii-sredi-molodeji-vo-vsem-mire 156 27.html (дата обращения: 27.11.2019).
17. Сысоев Ю.В., Лебедев И.Б., Филатова Т.П. Некоторые аспекты формирования и развития кибернетической лудомании с ее последствиями на психологическом и физиологическом уровне // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 4-1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspek ty-formirovaniya-i-razvitiya-kiberneticheskoy-lu domanii-s-ee-posledstviyami-na-psihologicheskom-i-fiziologich eskom/viewer (дата обращения: 27.11.2019).
18. Заблокированы сайты детских онлайн-казино [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rkn. gov.ru/news/rsoc/news50486.htm (дата обращения: 27.11.2019).
19. Harris R. Illegal offshore gambling websites to be blocked by Australian internet providers [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.smh.com au/politics/federal/illegal-offshore-gambling-websites-to-be-blocked-by-australian-internet-providers-2019111 0-p53963.html (дата обращения: 28.11.2019).
20. Государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализа-
торах по состоянию на 23.07.2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77 /related_activities/adjustable/activities_organization/rees tr_samoreg_bokmaker/ (дата обращения: 27.11.2019).
21. Государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах по состоянию на 03.10.2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mlog. ru/rn77/related_activities/adjustable/activities_organizati on/reestr_samoreg_bokmaker/ (дата обращения: 27.11.2019).
22. Плугатар Н. Первый ЦУПИС: что это такое, ставки и букмекерские конторы в ЦУПИС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://loginca sino.com/article/pervii-cupis-chto-eto-takoe-stavki-i-buk mekerskie-kontori-v-cupis43446.html (дата обращения: 27.11.2019).
23. Служаков А. Закон о букмекерских конторах 2018. Какие проблемы ждут игроков из России в нелегальных БК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sport24.ru/news/other/2018-05-17-zakon-o-bukmekerskikh-kontorakh-2018-kakiye-problemy-zhd ut-igrokov-iz-rossii-v-nelegalnykh-bk (дата обращения: 27.11.2019).
24. Андреева Е. 2019. Законно ли букмекерство в России? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://logincasino.com/blog/zakonno-li-bukmekerstvo-v-rossii30121.html (дата обращения: 27.11.2019).
25. Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-Ф3 (ред. от 18.07.2011) «О лотереях» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zakonbase.ru/zakony/o-loterej ah/ (дата обращения: 27.11.2019).
26. Россиян пустят в белорусские легальные онлайн-казино [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.rambler.ru/cis/41932260/?utm_content=news _media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 27.11.2019).
27. Воловатов В. Игра на выбивание: Роском-надзор заблокировал 30 тыс. онлайн-казино [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/900804/ vitalii-volovatov/igra-na-vybivanie-roskomnadzor-zab lokiroval-30-tys-onlain-kazino (дата обращения: 27.11.2019).
28. Романова Т., Якорева А. Налоговики смогут делать контрольные закупки в виртуальных казино и лотереях [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/07/23/80 7155-nalogoviki-smogut (дата обращения: 27.11.2019).
29. Кольцов Д.В., Папирник А.А. Отдельные направления оперативно-розыскного противодействия незаконному игорному бизнесу // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3(67) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/otdelnye-napravleniya-operativno-rozysknogo-protivodeystviya-nezakonnomu-igornomu-biznesu (дата обращения: 28.11.2019).
30. Duckett C. ACMA to use s313 to block illegal offshore gambling sites [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zdnet.com/article/acma-to-use-s313 -to-block-illegal-offshore-gambling-sites/ (дата обращения: 28.11.2019).
31. Аветисян Б.Р. Незаконные азартные игры как криминальный рынок // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 3 (76) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.rU/article/v/nezakonnye-azartnye-ig гу-как-кптта1пуу-гупок (дата обращения: 28.11.2019).
32. Стебенева Е.В. Грачев Ю.А. Анализ современного состояния противодействия незаконной игорной деятельности // Вестник Санкт-
Петербургского университета МВД. 2017. № 1 (73) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyber 1enmka.ru/artic1e/v/anahz-sovremennogo-sostoyaniya-protivodeystviya-nezakonnoy-igornoy-deyate1nosti (дата обращения: 28.11.2019).
OBJECT AND SUBJECT OF STATE SUPERVISION IN THE FIELD OF GAMBLING: INFLUENCE OF MODERN TRENDS AND PROCESSES
E.N. Grishina
In this article, we examine the concepts of the object and the subject of state supervision in the field of organization and conduct of gambling. Our aim is to establish whether the definitions of concepts contained in regulatory documents are in line with modern processes in the field of gambling industry. The main trends are revealed, such as the gradual migration of the main actors, primarily those who are acting outside the law, into the Internet space, on the one hand, and the emergence of new types and forms of organization of gaming projects based on the risk of winning agreements, on the other hand. Using the methods of critical analysis and systems functional analysis, we come to the conclusions about insufficient (general rather specific) nature of the definition of the object and subject of state supervision in the field of organization and conduct of gambling, especially in its illegal segment, in the context of law enforcement practice, and about insufficient efficiency of supervising agencies. Some practical recommendations are proposed with regard to the need to clarify (classify and typologise) the object of supervision, to clarify the subject of supervision and to make appropriate amendments to regulatory legal documents in order to enhance efficiency of the state policy in relation to managing processes in the field of organization and conduct of gambling.
Keywords: gambling, object and subject of state supervision, lotteries, bookmakers, online casinos.
References
1. Prikaz Upravleniya Altajskogo kraya po vneshnim svyazyam, turizmu i kurortnomu delu № Pr-54 ot 30.05.2017 «Ob utverzhdenii perechnya pravovyh aktov, soderzhashchih obyazatel'nye trebovaniya, ocenka soblyudeniya kotoryh yavlyaetsya predmetom region-al'nogo gosudarstvennogo nadzora v oblasti organizacii i provedeniya azartnyh igr v igornoj zone «Sibirskaya moneta» na territorii Altajskogo rajona Altajskogo kraya» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://alttur22.ru/uploads/files/2017/05/31/prikaz-ot-30 052017-no-pr-54_1496233061.pdf (data obrashcheniya: 27.11.2019).
2. Izmeneniya v Polozhenie o gosudarstvennom nad-zore v oblasti organizacii i provedeniya azartnyh igr [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://adm-krom.ru/public/izmeneniya-v-polojenie-o-gosudarstvenn om-nadzore-v-oblasti-organizacii-i-provedeniya-azartn yh-igr (data obrashcheniya: 27.11.2019).
3. Opredelen poryadok osushchestvleniya FNS Ros-sii i regional'nymi organami ispolnitel'noj vlasti gosudar-stvennogo nadzora v oblasti organizacii i provedeniya azartnyh igr [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://aleksandrovskoe.proksk.ru/news/1650/ (data obrashcheniya: 27.11.2019).
4. Liholetov A.A., Shuvalov D.N. Otvetstvennost' za nezakonnye organizaciyu i provedenie azartnyh igr v svete izmenenij v ugolovnom zakonodatel'stve // Tav-richeskij nauchnyj obozrevatel'. 2015. № 2 (oktyabr') [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyber leninka.ru/article/v/otvetstvennost-za-nezakonnye-organi zatsiyu-i-provedenie-azartnyh-igr-v-svete-izmeneniy-v-ugolovnom-zakonodatelstve (data obrashcheniya: 28.11.2019).
5. Federal'nyj zakon «O gosudarstvennom regu-lirovanii deyatel'nosti po organizacii i provedeniyu azartnyh igr i o vnesenii izmenenij v nekotorye za-konodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2006
№ 244-FZ (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_64924/baabe5b69a3c031bfb8d485891b f8077d6809a94 (data obrashcheniya: 28.11.2019).
6. Har'kov A.V. K voprosu opredeleniya ne-posredstvennogo ob"ekta nezakonnyh organizacii i provedeniya azartnyh igr // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2016. №8 [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-opre deleniya-neposredstvennogo-obekta-nezakonnyh-organ izatsii-i-provedeniya-azartnyh-igr/viewer (data obrash-cheniya: 27.11.2019).
7. Zaklyuchenie Komiteta Gosudarstvennoj Dumy po ekonomicheskoj politike, predprinimatel'stvu i turizmu «Po proektu federal'nogo zakona № 344588-4 «O gosu-darstvennom regulirovanii deyatel'nosti po organizacii i provedeniyu azartnyh igr», vnesen Prezidentom Rossijskoj Federacii, pervoe chtenie / Gosudarstvennaya Duma [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://asozd2.duma.gov.ru/arhiv/a_dz_4.nsf/ByID/39A D05A36287A406C32572250050D2EA/$File/%D0%97 %D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1 %8E%D1 %87 .doc? OpenElement (data obrashcheniya : 27.11.2019).
8. Venyavskij S. Nuzhno radovat'sya, chto «Azov-Siti» ujdet s Dona, zaveryaet deputat GD [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ria.ru/20101028 /290223802.html (data obrashcheniya: 27.11.2019).
9. Hartney E. Problem gambling and gambling addiction. Is gambling always a problem? [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.verywellmind.com/ types-of-gambler-22513 (data obrashcheniya: 28.11.2019).
10. Federal'nyj zakon ot 03.07.2019 № 169-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O gosudar-stvennom regulirovanii deyatel'nosti po organizacii i provedeniyu azartnyh igr i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» i stat'yu 7 Federal'nogo zakona «O protivodejstvii legali-zacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» v chasti utochneni-
ya voprosov, svyazannyh s provedeniem identifikacii uchastnikov azartnyh igr» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_3281 54/ (data obrashcheniya: 27.11.2019).
11. Kazbekov A.Sh. Sovremennye tendencii tenevogo igornogo biznesa, organizovannogo s ispol'zovaniem seti «Internet» // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2011. № 2(15) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/artic le/n/sovremennye-tendentsii-tenevogo-igornogo-bizne sa-organizovannogo-s-ispolzovaniem-seti-internet (data obrashcheniya: 28.11.2019).
12. Izryadnova O.I. Analiz mirovoj praktiki gosudar-stvennogo regulirovaniya deyatel'nosti v sfere azartnyh igr i praktiki upravleniya igornymi zonami. M., 2016. 97 s. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://w82.ranepa. ru/rnp/wpaper/1446.pdf (data obrashcheniya: 07.10.2019).
13. Avetisyan B.R. Igornyj biznes kak kriminal'nyj rynok uslug // Obshchestvo i pravo. 2015. № 4 (54) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberlenin ka.ru/article/v/igornyy-biznes-kak-kriminalnyy-rynok-u slug (data obrashcheniya: 28.11.2019).
14. Svalova N.A. Pravovye osnovy gosudar-stvennogo regulirovaniya deyatel'nosti po organizacii i provedeniyu azartnyh onlajnigr v Rossii // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018. №4 [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyber leninka.ru/article/v/pravovye-osnovy-gosudarstvennog o-regulirovaniya-deyatelnosti-po-organizatsii-i-provede niyu-azartnyh-onalayn-igr-v-rossii (data obrashcheniya: 28.11.2019).
15. Lisova E. Igromaniya: tipy i sposoby bor'by [El-ektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://vplate. ru/manii/igromaniya/ (data obrashcheniya: 27.11.2019).
16. Uroven' rasprostraneniya ludomanii sredi mo-lodezhi vo vsem mire [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://logincasino.com/article/uroven-raspros tranennosti-ludomanii-sredi-molodej i-vo-vsem-mire156 27.html (data obrashcheniya: 27.11.2019).
17. Sysoev Yu.V., Lebedev I.B., Filatova T.P. Nekotorye aspekty formirovaniya i razvitiya kibernetich-eskoj ludomanii s ee posledstviyami na psiholog-icheskom i fiziologicheskom urovne // Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016. T. 8. № 4-1 [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberlenin ka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-formirovaniya-i-razvi tiya-kiberneticheskoy-ludomanii-s-ee-posledstviyami-na -psihologicheskom-i-fiziologicheskom/viewer (data obrashcheniya: 27.11.2019).
18. Zablokirovany sajty detskih onlajn-kazino [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://rkn.gov.ru/news/ rsoc/news50486.htm (data obrashcheniya: 27.11.2019).
19. Harris R. Illegal offshore gambling websites to be blocked by Australian internet providers [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.smh.com au/politics/federal/illegal-offshore-gambling-websites-to-be-blocked-by-australian-internet-providers-2019111 0-p53963.html (data obrashcheniya: 28.11.2019).
20. Gosudarstvennyj reestr samoreguliruemyh organ-izacij organizatorov azartnyh igr v totalizatorah po sos-toyaniyu na 23.07.2019 [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/ adjustable/activities_organization/reestr_samoreg_bok maker/ (data obrashcheniya: 27.11.2019).
21. Gosudarstvennyj reestr samoreguliruemyh organi-zacij organizatorov azartnyh igr v bukmekerskih kontorah po sostoyaniyu na 03.10.2019 [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/adj ustable/activities_organization/reestr_samoreg_bokmaker/ (data obrashcheniya: 27.11.2019).
22. Plugatar N. Pervyj CUPIS: chto eto takoe, stavki i bukmekerskie kontory v CUPIS [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://logincasino.com/article/pervii-cupis-chto-eto-takoe-stavki-i-bukmekerskie-kontori-v-cupis43446.html (data obrashcheniya: 27.11.2019).
23. Sluzhakov A. Zakon o bukmekerskih kontorah 2018. Kakie problemy zhdut igrokov iz Rossii v nelegal'nyh BK [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://sport 24.ru/news/other/2018-05-17-zakon-o-bukmekerskikh-kon torakh-2018-kakiye-problemy-zhdut-igrokov-iz-rossii-v-ne legalnykh-bk (data obrashcheniya: 27.11.2019).
24. Andreeva E. 2019. Zakonno li bukmekerstvo v Rossii? [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// logincasino.com/blog/zakonno-li-bukmekerstvo-v-ross ii30121 .html (data obrashcheniya : 27.11.2019).
25. Federal'nyj zakon ot 11.11.2003 № 138-FZ (red. ot 18.07.2011) «O lotereyah» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://zakonbase.ru/zakony/o-loterej ah/ (data obrashcheniya: 27.11.2019).
26. Rossiyan pustyat v belorusskie legal'nye onlajn-kazino [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://news.rambler.ru/cis/41932260/?utm_content=new s_media&utm_medium=read_more&utm_source=copyli nk (data obrashcheniya: 27.11.2019).
27. Volovatov V. Igra na vybivanie: Roskomnadzor zablokiroval 30 tys. onlajn-kazino [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://iz.ru/900804/vitalii-volovatov/ igra-na-vybivanie-roskomnadzor-zablokiroval-30-tys-onlain-kazino (data obrashcheniya: 27.11.2019).
28. Romanova T., Yakoreva A. Nalogoviki smogut delat' kontrol'nye zakupki v virtual'nyh kazino i lote-reyah [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:// www.vedomosti.ru/business/articles/2019/07/23/807155-nalogoviki-smogut (data obrashcheniya: 27.11.2019).
29. Kol'cov D.V., Papirnik A.A. Otdel'nye naprav-leniya operativno-rozysknogo protivodejstviya neza-konnomu igornomu biznesu // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 3(67) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyber leninka.ru/article/v/otdelnye-napravleniya-operativno-rozysknogo-protivodeystviya-nezakonnomu-igornomu-biznesu (data obrashcheniya: 28.11.2019).
30. Duckett C. ACMA to use s313 to block illegal offshore gambling sites [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.zdnet.com/article/acma-to-use-s313 -to-block-illegal-offshore-gambling-sites/ (data obrashcheniya: 28.11.2019).
31. Avetisyan B.R. Nezakonnye azartnye igry kak kriminal'nyj rynok // Yurist"-Pravoved". 2016. № 3 (76) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberle ninka.ru/article/v/nezakonnye-azartnye-igry-kak-krimi nalnyy-rynok (data obrashcheniya: 28.11.2019).
32. Stebeneva E.V. Grachev Yu.A. Analiz sovre-mennogo sostoyaniya protivodejstviya nezakonnoj igornoj deyatel'nosti // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD. 2017. № 1 (73) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-sovremennogo-so stoyaniya-protivodeystviya-nezakonnoy-igornoy-deyatelno sti (data obrashcheniya: 28.11.2019).