Научная статья на тему 'Предупреждение правонарушений в тюрьмахи следственных изоляторах НКВД СССР в 40-х гг. ХХ в'

Предупреждение правонарушений в тюрьмахи следственных изоляторах НКВД СССР в 40-х гг. ХХ в Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЮРЕМ / МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / НКВД СССР / CLASSIFICATION OF PRISONS / MEASURES TO PREVENT OFFENSES / THE PCIA OF USSR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокин Михаил Владимирович, Сорокина Ольга Евгеньевна

В статье рассматриваются меры по предупреждению правонарушений в тюрьмах и следственных изоляторах Народного комиссариата внутренних дел СССР в 40-х гг. ХХ в., приводится классификация тюрем, действовавших на территории Советского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREVENTION OF OFFENCES IN PRISONS AND REMAND CENTERS OF THE PEOPLE''S COMMISSARIAT OF INTERNAL AFFAIRS (PCIA) OF USSR IN THE 40S OF THE TWENTIETH CENTURY

The article deals with measures to prevent offences in prisons and remand centers of PCIA of USSR in the 40s of the twentieth century, and a classification of prisons functioned in the territory of the Soviet state.

Текст научной работы на тему «Предупреждение правонарушений в тюрьмахи следственных изоляторах НКВД СССР в 40-х гг. ХХ в»

9 См., например: Суховеев А. Б. Соотношение инквизиционной и состязательной доктрин в современном уголовном процессе России [Электронный ресурс] // URL: http://pravomb.ni/articles/32303.html Козлов Ю. М. Овсянко Д. М. Попов Л. J1. Административное право / под ред. Л. Л. Попова. - М.: Юрист, 2009. - С. 134.

11 Там же.-С. 141.

12 Уголовное право России, Общая часть / под ред. профессора А. И. Рарога. - М,: Эксмо, 2008, - С, ЗОН.

13 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2013 № 40 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"» // Российская газета, - 2013, -31 декабря.

14 Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 22. - Ст. 2195.

15 См. например: Мукасеева С. А. Принцип состязательности в юридической практике: авторсф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2006.

16 Грсшнова Н, А. Принцип состязательности в российском праве: теоретико-правовой анализ // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - Вып. 3 (26), - С, 13-17.

1 Микулин А. И. Принцип состязательности в производстве но делам об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 10. - С. 64—72.

ls Бубон К. В. К вопросу о правовой категории «истина» в гражданском и уголовном процессе и ее месте в ряду правовых ценностей // Адвокат. - 2012. - № 5. - С. 10-20.

УДК 343.8

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ТЮРЬМАХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ НКВД СССР В 40-х гг. XX в.

© 2014 М. В. Сорокин, О. Е. Сорокина

Аннотация. В статье рассматриваются меры по предупреждению правонарушений в тюрьмах и следственных изоляторах Народного комиссариата внутренних дел СССР в 40-х гг. XX в., приводится классификация тюрем, действовавших на территории Советского государства.

Ключевые слова: классификация тюрем, меры по предупреждению правонарушений, НКВД СССР.

THE PREVENTION OF OFFENCES IN PRISONS AND REMAND CENTERS OF THE PEOPLE'S COMMISSARIAT OF INTERNAL AFFAIRS (PCIA) OF USSR IN THE 40s OF THE

TWENTIETH CENTURY

© 2014 M. Sorokin, O. Sorokina

Summary. The article deals with measures to prevent offences in prisons and remand centers of PCIA of USSR in the 4(7 of the twentieth century, and a classification of prisons functioned in the territory of the Soviet state.

Keywords: classification of prisons, measures to prevent offenses, the PCIA of USSR.

Прежде чем перейти к вопросу организации работы по предупреждению правонарушений в тюрьмах и следственных изоляторах Народного комиссариата внутренних дел (далее - НКВД) СССР в 40-х гг. XX в., необходимо дать классификацию тюрем, действовавших на территории Советского государства.

В соответствии с Исправительно-трудовым кодексом РСФСР (далее - НТК РСФСР) 1933 г. местами лишения свободы являлись: изоляторы для подследственных; пересыльные пункты; исправительно-трудовые колонии: фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные; учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных, других больных); учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа).

Из диспозиции норм ИТК РСФСР следует, что тюрем как видов исправительных учреждений в этот период не существовало. Однако при анализе документов, связанных с

деятельностью НКВД, Главного управления государственной безопасности НКВД (далее - ГУГБ НКВД), Министерства внутренних дел (далее - МВД) СССР 40-х гг. XX в., можно прийти к выводу, что в состав пенитенциарной системы Советского государства входило несколько видов учреждений тюремного типа, предназначенных для содержания различных категорий подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Мы согласны с мнением М. Г, Деткова, что в первую очередь это связано с образованием в соответствии с Постановлением ЦИК от 10 июля 1934 г. общесоюзного НКВД и передачей в его ведение исправительно-трудовых учреждений, находившихся в ведении комиссариатов юстиции союзных республик, С этого момента можно констатировать, что ИТК РСФСР 1933 г. фактически утратил свое назначение и силу1.

В связи с этим на основании приказа НКВД СССР от 27 октября 1939 г. № 001289 с объявлением «Положения о Главном тюремном управлении НКВД СССР»2 Главное тюремное управление (далее - ГТУ) осуществляло руководство всеми тюрьмами СССР.

Данная работа на местах организовывалась через тюремные управления, отделы и отделения НКВД союзных и автономных республик, управления НКВД краев и областей. Кроме того, ГТУ непосредственно осуществляло руководство центральными тюрьмами ГУГБ НКВД СССР для содержания подследственных заключенных и тюрем ГУГБ для осужденных.

О значимости тюрем как вида исправительных учреждений говорят цифры о количестве заключенных, содержащихся в них. В отдельные годы количество лиц, содержащихся в учреждениях тюремного типа, доходило до полумиллиона человек (например, на 1 января 1941 г. численность заключенных в тюрьмах НКВД СССР составляла 470 693 человека)3.

Большое количество лиц, содержащихся в тюрьмах, ставило задачу перед администрацией и центральным аппаратом НКВД вопрос о необходимости проведения жесткой профилактической работы, направленной па предупреждение совершения правонарушений. Ряд ученых считает, что в 1930^0-е гг. в деятельности учреждений и органов НКВД отсутствовала последовательная политика в сфере борьбы с пенитенциарной преступностью4. Мы в корне не согласны с этим мнением. О значимости данного направления деятельности свидетельствует проведенный нами анализ нормативной правовой базы данного периода.

Организация работы по профилактике, предупреждению и пресечению противоправных действий в тюрьмах велась по следующим направлениям:

1. Охрана тюрем, политическая, специальная и боевая подготовка начальствующего и надзирательного состава.

2. Организация тюремного режима для заключенных и контроль над его соблюдением.

3. Агентурно-осведомительная работа среди личного состава тюрем.

4. Агентурно-осведомительная работа среди заключенных,

5. Мобилизационная подготовка.

В период Великой Отечественной войны обстановка в тюрьмах и следственных изоляторах усугубилась перелимитом лиц, содержащихся в данных учреждениях, возникшим в результате эвакуации (этапирования) подозреваемых, обвиняемых и осужденных с захваченных территорий в центральные и северные регионы СССР. Кроме того, участились случаи побегов и нападений на представителей администрации заключенными. В связи с этим 5 января 1943 г. был принят приказ НКВД СССР № 0024 с объявлением Инструкции о действиях начальствующего и надзирательского состава тюрем и случаях побега или нападения заключенных на тюремную охрану'\

В соответствии с данным приказом предписывалось:

1, Обеспечить усиление агентурной работы по предупреждению побегов и нападений заключенных на тюремную охрану, пресечению организованных враждебных выступлений заключенных в тюрьмах, своевременному вскрытию преступной связи отдельных

работников тюрем с заключенными. С этой целью необходимо было пересмотреть существующую осведомительную сеть и провести необходимые дополнительные вербовки,

2. В больших общих камерах предписывалось иметь специальное сторожевое (против побегов) осведомление, вербовка которого должна была осуществляться с санкции начальника тюрьмы, с последующим утверждением начальником тюремного отдела НКВД.

3. Запрещалось всем без исключения тюремным работникам входить в камеры заключенных, имея при себе ключи от дверей коридоров и корпусов.

4. Запрещалось начальникам тюрем, дежурным помощникам (дежурным по тюрьмам), а также лицам, инспектирующим тюрьмы, входить в камеры заключенных вместе с постовым надзирателем, наблюдающим за данной группой камер, и оставлять дверь камеры незапертой на время своего пребывания в камере.

5. При распределении по сменам надзирательского состава каждую смену необходимо было обеспечивать необходимым количеством коммунистов, комсомольцев и старослужащих опытных надзирателей.

Анализируя нормативную правовую базу, необходимо отметить, что на основании приказа НКВД СССР от 2 октября 1939 г. № 001167 об объявлении Положения о следственных изоляторах ИТЛ НКВД СССР в исправительно-трудовых лагерях создавались следственные изоляторы при 3 отделах лагерей НКВД. Данные учреждения предназначались для содержания:

а) заключенных, состоящих под следствием;

б) осужденных, обжаловавших приговор в кассационном порядке;

в) осужденных, временно переведенных в следственный изолятор из других мест лишения свободы, по вызову 3 отдела при лагере в связи с производством следствия по другим делам .

Для поддержания правопорядка в следственных изоляторах должны были быть обеспечены:

а) полная изоляция подследственных заключенных от внешнего мира и от заключенных других камер;

б) строгое соблюдение установленного режима.

Основным требованием режима содержания под стражей являлось следующее: заключенные должны были содержатся в камерах под запором и охраной.

Заключенные были обязаны:

а) выполнять все требования надзора изолятора;

б) быть вежливыми с лицами надзора;

в) вставать при входе в камеру лиц начальствующего состава и надзора;

г) ложиться и вставать в установленное время.

Заключенным запрещалось:

а) получать и посылать письма;

б) свидания с родственниками, кроме случаев, когда на то последует письменное разрешение органа, ведущего следствие и за которым числится арестованный;

в) получение вещевых и продуктовых передач и посылок, кроме случаев, когда на то последует письменное разрешение начальника 3 отдела при лагере;

г) получение и чтение газет;

д) хранение в камере каких-либо предметов, кроме собственной одежды, обуви, белья и постельных принадлежностей по табелю, расчески, зубной щетки, мыла, зубного порошка, книг из библиотеки и инвентарных вещей, выданных изолятором;

е) переписываться и перестукиваться с заключенными других камер;

ж) нарушать тишину в изоляторе;

з) загрязнять и портить стены, пол и инвентарь камеры и места общего пользования, делать какие-либо пометки на книгах;

и) высовываться в форточки, взбираться на подоконники, становиться на койки, стол, табурет, подходить вплотную к «глазку» камерной двери, завешивать глазок;

к) нарушать порядок прогулки;

л) играть в карты и в какие-либо азартные игры;

м) производить выборы старост, лавочных комиссий и т, п,

К заключенным, нарушавшим требования режима, начальником изолятора по согласованию с руководителем следственного органа могли применяться следующие меры взыскания:

а) лишение прогулки на срок до 5 суток;

б) лишение покупок из ларька на срок до 15 суток;

в) лишение книг на срок до 15 суток;

г) перевод в карцер на срок до 5 суток.

Условия содержания в карцере предусматривали: наличия табуретки (привинченной к полу) и топчана, матрац выдавался на время сна, продолжительность которого не могла превышать 6 часов в сутки. Содержащиеся в карцере заключенные ежедневно получали только 400 г хлеба и кипяток, а один раз в течение пяти дней жидкую горячую пищу. Кроме того на лицо, в отношении которого применялась данная мера дисциплинарного взыскания, распространялись дополнительные ограничения: он лишался ежедневной прогулки, покупок в ларьке и чтения книг.

За особо злостные нарушения правил режима, а также оскорбительные выходки в отношении работников изолятора меры взыскания могли быть увеличены: лишение прогулок и перевод в карцер на срок до 20 суток, а остальные меры взыскания - до 2 месяцев.

На буйствующих заключенных разрешалось надевать смирительную рубашку в присутствии дежурного по изолятору и врача. Время нахождения заключенного в смирительной рубашке в каждом отдельном случае устанавливал врач.

В случае объявления заключенным голодовки начальник следственного изолятора был обязан:

а) немедленно перевести заключенного в одиночную камеру;

б) сообщить о голодовке должностному лицу, ведущему следствие, и прокурору лагеря.

При отсутствии в течение 72 часов особых указаний со стороны прокурора или лица, ведущего следствие по делу заключенного, объявившего голодовку, к последнему в соответствии с распоряжением начальника следственного изолятора применялись меры принудительного (искусственного) питания.

[ 1а 3-е отделы, в ведении которых находились следственные изоляторы в ИТЛ НКВД, в соответствии с приказом НКВД СССР 14 сентября 1937 г. № 00588 с объявлением временного Положения о третьих отделах исправительно-трудовых лагерей НКВД возлагались функции органов государственной безопасности. Для борьбы с побегами, лагерным бандитизмом, расхищением социалистической собственности и другими уголовными преступлениями как среди заключенных, так и среди вольнонаемных сотрудников при третьих отделах были организованы:

а) отделения по борьбе с побегами;

б) отделения уголовного розыска.

Функции указанных отделений заключались в следующем:

Отделение по борьбе с побегами занималось ведением агентурной работы по выявлению и предотвращению готовящихся побегов; организацией оперативных пунктов на железнодорожных станциях и в населенных пунктах, примыкающих к лагерю; организацией необходимых мер по преследованию и поимке беглецов в районе расположения лагеря; ведением следствия по делам о совершенных побегах из-под охраны.

На отделение уголовного розыска возлагалась агентурная работа по борьбе с лагерным бандитизмом (убийствами, грабежами и т. п.), расхищением социалистической собственности и другими уголовными преступлениями среди заключенных и вольнонаемного состава7.

Можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в 40-х гг. XX в. в пенитенциарной системе России существовало несколько видов учреждений тюремного типа: общие тюрьмы, внутренние тюрьмы НКВД

республик и УНКВД областей (краев), центральные тюрьмы ГУГБ НКВД для содержания подследственных, тюрьмы ГУГБ НКВД для содержания осужденных, следственные изоляторы при ИТЛ НКВД.

Во-вторых, вопросам профилактики, предупреждения и пресечения противоправных действий, организацией режима, охраны и ведения агентурной работы центральным аппаратом НКВД СССР уделялось самое пристальное внимание. В нормативных актах детально закреплены порядок действий надзорсостава, оперативного аппарата при возникновении чрезвычайных обстоятельств в тюрьмах и следственных изоляторах НКВД СССР, данные меры были направлены на поддержание стабильной оперативной обстановки в учреждениях тюремного типа в условиях военного времени и в сложный послевоенный период.

1 См.: Детков М. Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. - М.: Вердикт - 1М, 1999.- С. 82.

: См.; Приказ НКВД СССР от 27 октября 1939 г. № 001289 с объявлением Положения о Главном тюремном управлении НКВД СССР // Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГЬ-МГЬ-МВД-КГЬ. 1917-1991: справочник / иод ред. акад. А. Н. Яковлева. - М.: МФД, 2000. - С. 602.

См. подробнее: ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 / под ред. акад. А. Н. Яковлева. - М.: МФД, 2000. -С. 447.

4 См.: Аладьина Л, С,, Ковалев О. Г., Шабанов Г. X, Российская уголовно-исполнительная система: исторические этапы формирования. - М„ 2007. - С. 210,

5 См.: Приказ НКВД СССР 5 января 1943 г. № 0024 с объявлением Инструкции о действиях начальствующего и надзирательского состава тюрем в случаях побега или нападения заключенных на тюремную охрану II ГУЛАГ: Главное управление лагерей 1918-1960 / под ред. акад. А. Н. Яковлева. - М.; МФД, 2000, - С. 509,

6 См.: Приказ НКВД СССР от 2 октября 1939 г. № 001167 об объявлении Положения о следственных изоляторах ИТЛ НКВД СССР // ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 / под ред. акад. А. Н. Яковлева. - М.: МФД. 2000. -С, 489.

7 См.: Приказ НКВД СССР 14 сентября 1937 г. № 00588 с объявлением временного I [оложения о 3-х отделах Исправительно-трудовых лагерей НКВД // ГУЛАГ: Главное управление лагерей, 1918-1960 / под ред. акад. А, Н. Яковлева. М.: МФД, 2000. - С. 452-455.

УДК 93

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г. В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

© 2014 А. Н. Федорова

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей Соборного уложения 1649 г. как памятника отечественного феодального права. В рамках данной статьи уделяется внимание общей характеристике источников, структуры и содержания Соборного уложения 1649 г.

Ключевые слова: Соборное уложение 1649 г., источники Соборного уложения 1649 г., структура Соборного уложения 1649 г., содержание Соборного уложения 1649 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

COUNCIL CODE 1649 in THE SYSTEM OF SOURCES OF LAW

© 2014 A. Fedorova

Summary. The articlc investigates the features of the Code of 1649 the year as the national monument of feudal law. In this article focuses on the general characteristics of the sources, structure and contcnt of Council Code of 1649.

Keywords: Code of 1649, the sources Code of 1649, the structure of the Code of 1649, the content of Council Code 1649.

Упорядочивание общественных отношений в XVII в. выразилось в новом законодательном акте, получившем название Соборного уложения, который вступил в действие в 1649 г. Соборное уложение - уникальный для России документ, превосходящий по сво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.