Научная статья на тему 'Особенности функционирования тюрем СССР в первые месяцы Великой отечественной войны'

Особенности функционирования тюрем СССР в первые месяцы Великой отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
875
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРЬМА / ТЮРЕМНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / ЗАКЛЮЧЕННЫЙ / CCCР / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / PRISON / IMPRISONMENT / PRISONER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нарышкина Наталья Игоревна

в статье анализируются особенности функционирования тюрем СССР в первые месяцы Великой Отечественной войны, связанные с организацией надзора, охраны и конвоирования заключенных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PRISONS OF THE USSR DURING THE FIRST MONTHS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

this article analyzes the features of prisons of the USSR in the early months of the Great Patriotic War, related to the organization of supervision, guard and convoy of prisoners.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования тюрем СССР в первые месяцы Великой отечественной войны»

Уголовно-исполнительное право

УДК343.812 ББК 67.409.021-1 Н30

N.I. NARYSHKINA*

FEATURES OF PRISONS OF THE USSR DURING THE FIRST MONTHS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация: в статье анализируются особенности функционированиятюрем СССР в первые месяцы ВеликойОтечественнойвойны, связанные с организацией надзора, охраны и конвоированиязаклю-ченных.

Ключевые слова: тюрьма, тюремное заключение, заключенный, СССР, Великая Отечественная война.

НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА НАРЫШКИНА *

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЮРЕМ СССР В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Annotation: this article analyzes the features of prisons of the USSR in the early months of the Great Patriotic War, related to the organization of supervision, guard and convoy of prisoners.

Key words: prison, imprisonment, prisoner.

К началу Великой Отечественной войны самостоятельными исправительно-трудовыми учреждениями (ИТУ), помимо исправительнотрудовых колоний и исправительно-трудовых лагерей, были тюрьмы, несмотря на то что Исправительно-трудовой кодекс (ИТК РСФСР) от 1 августа 1933 г. в качестве таковых их не закреплял (ст. 28)1.

Тюрьмы были юридически восстановлены в

1936 г., когдавышло Постановление ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1936 г. № 1442 «О дополнении Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик»2, а отдельные ведомственные нормативные правовые акты, регламентировавшие деятельность тюрем, относились еще к 1935 г. Тем не менее со-ответствующиеизменения и дополнения, подтверждавшие статус тюрьмы как самостоятельного ИТУ, в УголовныйкодексРСФСР (УК РСФСР) и ИТК РСФСР внесены не были до момента принятия Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 20 сентября 1936 г. «О дополнении статьи 20 Уголовного кодекса РСФСР и статей 28 и 79 Исправительно-трудового кодекса РСФСР»3.

С 1936 г. (то есть с момента юридического восстановления) все тюрьмы находились в подчинении двух ведомств: ГУЛАГа НКВД и Тюремного отдела Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР, который25 декабря 1936 г. в целях конспирации получил название «10-й отдел ГУГБ НКВД СССР», 9 июня 1938 г. был переименован в Тюремный отдел НКВД СССР, 29 сентября 1938 г. - в Г лавное тюремное управление (ГТУ) НКВД СССР, 26 февраля 1941 г. - в Тюремное управление НКВД СССР4.

* Кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительногоправа (Владимирский юридический институт ФСИН России)

E-mail: [email protected].

Все тюрьмы, существовавшие в составе НКВД СССР, можно разделить:

1) на общие тюрьмы (первоначально входили в систему ГУЛАГа НКВД СССР), к которым относились:

- следственные тюрьмы, в которых содержались лица, находящиеся под следствием и судом Организация порядка содержания в них заключенных несколько напоминала, на наш взгляд, Пенсильванскую тюремную систему, предполагавшую режим полной тишины5, так как заключенным запрещались громкие разговоры и пение, коридоры устилались мягкими дорожками, заглушавшими шаги6;

- срочные тюрьмы - осужденные судами (Верховным Судом СССР, Верховным Судом РСФСР, краевыми и областными судами, железнодорожными и водно-транспортными судами) и военными трибуналами за наиболее опасные преступления; в дисциплинарном порядке в тюрьму водворялись лица, отбывающие наказание в исправительно-трудовых лагерях и исправительно-трудовых колониях и систематически нарушающие в этих местах лишения свободы распорядок, совершающие побеги и т. п.;

2) тюрьмы специального назначения - осужденные - ученые, специалисты отраслей науки и техники, использовавшиеся на работах спецназ-начения (Тюремное управление НКВД СССР);

3) пересыльные тюрьмы - спецконтингент следующий транзитом из одного учреждения исправительно-трудовой системы в другое;

4) внутренние тюрьмы (их часто называли внутренними изоляторами) - подследственные заключенные, арестованные органами ЧК (до

1937 г. находились в системе ВЧК-ОГПУ-НКВД, затем вошли в состав 10-го отдела ГУГБ НКВД СССР);

5) особые центральные тюрьмы (находились в ведении Тюремного управления НКВД СССР) -подследственные, подсудимые, обвиняемые в государственных преступлениях, следствие по делам которых велось органами государственной безопасности, и осужденные за указанные преступления7.

В соответствии с приведенной классификацией на тюрьмы возлагались следующие задачи.

1. Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении лиц: осужденных за преступления против социалистического строя и государственной власти, то есть самых опасных, с точки зрения господствующего класса, категорий; осужденных судами и трибуналами за совершение иных тяжких преступлений; осужденных, используемых на специаль-

ных работах; переведенных на срок до 1 года (по постановлению начальника республиканского, краевого или областного Управления НКВД СССР с санкции прокурора соответствующего лагеря) или до 2 лет (по постановлению начальника ГУЛАГа НКВД СССР с санкции прокурора СССР) из исправительно-трудовых колоний и лагерей осужденных, систематически нарушающих режим содержания.

2. Реализация меры предварительного заключения под стражу в отношении лиц: обвиняемых в совершении государственных преступлений; обвиняемых в совершении иных уголовно наказуемых деяний.

3. Организация транзита спецконтингента

Социальное назначение тюрем как учреждений, исполнявших наказание в виде лишения свободы, мест содержания под стражей и транзитно-пересыльных пунктов подтверждается статистическими данными. По состоянию на 20 июня 1941 г. в тюрьмах содержалось 317 183 человека, из них подследственных - 75 523, осужденных- 159 212, транзитно-пересыльных -7379 человек8.

На 22 июня 1941 г. в системе Тюремного управления НКВД СССР функционировало 484 тюрьмы лимитом наполнения в 210 000 мест. Из них: центральных тюрем (Орловская, Владимирская, Бутырская) - 3, общих тюрем - 476, тюрем спецназначения - 1, областных тюремных больниц - 3, тюремных психбольниц (в Казани) -1.

9 августа 1941 г. в связи с объединением НКГБ СССР и НКВД СССР в единый наркомат -НКВД СССР - в ведение Тюремного управления НКВД СССР из бывшего 2-го отдела НКГБ были переданы три центральные тюрьмы: внутренняя тюрьма, Лефортовская и Сухановская9.

Следует отметить, что по своему количественному показателю (484) тюрьмы НКВД СССР практически вышли на уровень царской России, хотя при принятии первого ИТК РСФСР в 1924 г. прозвучала идея отказа от «оставшихся от прежнего времени» тюрем (большинство руководителей советского правительства прошли царские тюрьмы и ссылку) с заменой их исправительно-трудовыми колониями и переходнымиисправительно-трудо-выми домами (ст. 4).

Тюрьмы в царской России были преобладающим видом учреждений, обеспечивавших изоляцию человека от общества, а 484 тюрьмы НКВД СССР если и имели важное социальное назначение, но приоритетной роли в карательной системе страны не играли, уступая ее исправительно-трудовым лагерям и колониям.

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

Исправительно-трудовая система Советского Союза встретила Великую Отечественную войну совместной директивой наркома внутренних дел Л.П. Берии и прокурора СССР В.М. Бочкова от 22 июня 1941 г. № 221, в соответствии с которой предписывалось в течение 24 часов:

- прекратить освобождение из тюрем контрреволюционеров, бандитов, рецидивистов и других опасных преступников;

- указанных заключенных, а также поляков, немцев и иноподданных сосредоточить в усиленно охраняемые зоны;

- охрану тюрем перевести на военное положение;

- прекратить отпуск всем работникам тюрем, находящихся в отпусках немедленно вызвать;

- прекратить всякую переписку заключенных с волей10.

Помимо ужесточения требований надзора, изоляции и охраны тюрем предпринимались спешные меры по эвакуации спецконтингента данных учреждений из западных областей страны, невзирая на острую нехватку транспортных средств, что еще раз подтверждает важное социальное назначение тюрем.

Эвакуация происходила под конвоем надзирательского состава тюрем, а также конвойных войск НКВД СССР. В соответствии с приказом НКВД СССР от 27 марта 1939 г. № 00296 на конвойные войска НКВД СССР возлагались задачи: а) по организации и руководствуконво-ированием осужденных и подследственных арестованных; б) организации и руководствунаруж-ной охраной тюрем НКВД.

Ситуация с эвакуацией тюрем в первые месяцы войны была крайне тяжелой. Из секретной сводки № 22 Управления конвойных войск об эвакуации лагерей и тюрем по состоянию на

10 часов утра 3 июля 1941 г.11 следовало, что, несмотря на предпринимаемые меры по разгрузке и эвакуации тюрем западных областей Украины, тюрьмы продолжают направлять заключенных в сторону фронта (в тюрьмы Львова, Житомира, в колонии Киевской области). Причиной этого было отсутствие соответствующих ука-

заний тюремным управлениям или невыполнение указаний на местах. Кроме того, в сводке отмечено, что эвакуация заключенных задерживалась из-за отсутствия вагонов и приказа об их подаче. Далее указывалось, что во исполнение плана эвакуации заключенных из тюрем УССР отправлены конвои к месту приема и погрузки заключенных, меры к подаче вагонов приняты.

Из доклада начальника Тюремного управления НКВД УССР капитана госбезопасности Филиппова заместителю народного комиссара внутренних дел СССР Чернышеву и начальнику Тюремного управления НКВД СССР капитану государственной безопасности Никольскомуот

12 июля 1941 г. следовало, что ситуация полностью подтверждает сведения, изложенные в сводке № 22. Заключенные тюрем: Тарнополь, Кременец, Чертков, Станислав, Коломыя, Пе-ченежин, Самбор, Стрый, Перемышль были или частично эвакуированы с большими сложностями, или расстреляны, или оставлены в тюрьмах, или совершили побег.

Эвакуация тюрем Белорусской ССР также сопровождалась огромными трудностями с учетом стремительного продвижения немецко-фашистских войск. Из докладной записки об эвакуации тюрем НКВД БССР заместителя начальника Тюремного управления НКВД БССР лейтенанта госбезопасности Опалева начальнику Тюремного управления НКВД СССР майору госбезопасности Никольскому от 3 сентября 1941 г. следовало, что были эвакуированы тюрьмы: Глубокое, Молодечно, Пинск, Столин, Дрогичин, Орша, Полоцк, Витебск, Могилев, Мозырь, Гомель, Червень, Вилейка и Столбцы. Из остальных тюрем заключенные или были выведены и разбежались по дороге во время налета на них немецких самолетов, погибли под бомбежками, находясь в тюремных корпусах, или расстреляны, или оставлены в тюрьмах при занятии городов немецкими войсками, или освобождены местным населением в процессе эвакуации (Брест, Гродно, Белосток, Новогру-док, Несвижа, Кобрин, Пружаны, Лида, Ошмя-ны и др.)12.

Справка о численности заключенных в тюрьмах НКВД СССР13

Год 1 января 1 апреля 1 июля 1 октября

1941 470 693 440 061 206 430 249 349

1942 268 532 309 684 256 510 201 101

1943 237 534 244 409 212 928 163 246

1944 151 296 179 802 204 290 207 743

1945 275 510 271 838 260 149 197 066

Причинами резкого снижения численности тюремного спецконтингента (с 317 183 до 206 430 чел.) в период с 20 июня по 1 июля 1941 г. можно считать:

- отсутствие данных по НКВД Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Украины, Белоруссии, значительные территории которых были стремительно оккупированы немецко-фашистскими захватчиками.

- гибель, побеги или оставление заключенных в тюрьмах в процессе эвакуации;

- переполнение тыловых тюрем и трудности с вагонами, в связи с чем из тюрем досрочно освобождались:

женщины с детьми, беременные и несовершеннолетние, за исключением диверсантов, шпионов, бандитов и других особо опасных лиц;

все осужденные по указам Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня, 10 августа и 28 декабря 1940 г. и 9 апреля 1941 г.;

осужденные за бытовые, служебные и другие маловажные преступления или подследственные по делам о таких преступлениях, которые не являлись социально опасными и должны были организованно использоваться на работах оборонного характера с досрочным освобождением в момент эвакуации охраны тюрьмы;

- применение высшей меры наказания - расстрела ко всем остальным заключенным, в том числе дезертирам14. В различных докладных записках в этом случае указывалось, что заключенный «убыл по 1-й категории», причем тела не всегда успевали похоронить.

Вывозу в тыл в соответствии с докладной запиской от 4 июля 1941 г. подлежали только под-

следственные заключенные, в отношении которых дальнейшее следствие было необходимодля раскрытия диверсионных, шпионских и террористических организаций и агентуры врага.

За годы войны численность осужденных заметно снизилась (табл.).

По состоянию на 10 мая 1945 г. в тюрьмах содержалось 269 526 чел., из них 77 827 подследственных, 105 701 осужденный, 4960 тран -зитно-пересыльных15.

Социальное назначение тюрем конца 30-х -начала 40-х годов было очень важным, так как этот вид ИТУ предназначался для изоляции наиболее опасных с точки зрения советской идеологии и военного времени категорий заключенных. В тюрьмах содержались изменники Родины, шпионы, немецко-фашистские агенты и пособники, диверсанты и другие враги народа, а также воры, грабители и иные пре-ступники16.

Что касается отношения общества к такому социальному явлению, как тюрьмы, то можно сказать, что тюремная система НКВД СССР отличалась максимальной закрытостью, что исключало всякую возможность ознакомления общественности с реальным положением дел внутри ее. Особенностью правового регулирования деятельности всех ИТУ рассматриваемого периода являлось то, что действие норм ИТК РСФСР во многом было чисто формальное. На практике деятельность ИТУ в основном регламентировалась ведомственными инструкциями и приказами НКВД СССР, имевшими грифы ограниченного пользования.

1 См.: Исправительно-трудовойкодексРСФСР 1933 г. // ГУЛАГ (Главное управление лагерей). 1917-1960: сб. док. / сост. А.И. Кокурин Н.В. Петров. М., 2000. С. 73-92.

2 См.: Собрание законодательстваСССР. 1936. № 44. Ст. 370.

3 См.: URL : http://www.libussr.ru/doc ussr/ussr 4087.htm.

4 См.: Лубянка ВЧК - ОГПУ - КВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ. 1917-1960: справочник (Россия. XX век. Документы) / сост. А.И. Кокурин Н.В. Петров. М., 1997.

5 См.: ФойницкийИ.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением М., 2000. С. 308.

6 См.: БазуновВ.В., ДетковМ.Г. Тюрьмы НКВД - МВД в карательной системе Советского государства М., 2000. С. 9.

7 См.: Там же. С. 8-10, 12, 18; ДетковМ.Г Тюрьмы, лагеря и колонииРоссии. М., 1999. С. 226.

8 См.: Кокурин А.И. Эвакуация заключенных из тюрем НКВД СССР в 1941-1942 годах // Военно-исторический архив. М., 1998. Вып. 2. С. 234-235.

9 См.: Там же. С. 233.

10 См.: Петров Н.В. История империи «ГУЛАГ» // URL: http://www.pseudology.org/GULAG/jlava09.htm.

11 См.: Катынь. Март 1940 г. - сентябрь 2000 г. Расстрел. Судьбыживых. Эхо Катыни. Документы/ отв. сост. Н.С. Лебедева М., 2001. С. 342.

12 URL : http ://www.hro .org/node/6729.

13 См.: ГУЛАГ (Главное управление лагерей): сб. док. / сост. А.И. Кокурин Н.В. Петров. С. 447; Пыхалов И. Каковы масштабы «сталинских репрессий»? URL: http://warrax.net/81/stalin.html.

14 См.: Докладная записка от 4 июля 1941 г. // ГАРФ Ф. 9413. Оп. 1. Д. 21. Л. 66-67.

15 См.: ЗемсковВ.Н. ГУЛАГ (Историко-социологическийаспект) // Социол исслед 1991. № 7. С. 3-16.

16 См.: Базунов В.В., Детков М.Г. Указ соч. С. 27.

Уголовно-исполнительное право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.