Научная статья на тему 'Предупреждение побегов из мест лишения свободы'

Предупреждение побегов из мест лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3227
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / PREVENTION / ПОБЕГ / ESCAPE / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / WARNING / PRISON FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андриянов Роман Владимирович

В статье рассматриваются задачи профилактики побегов, основные меры специального предупреждения побегов, процесс совершенствования индивидуальной профилактики побегов из исправительных учреждений, основные направления индивидуальной профилактики побегов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preventing escapes from prison

This article discusses the problem of prevention of escapes. Reveals the basic steps of a special warning shoots. The process of improving individual prevention escapes from correctional institutions. Main directions of individual prevention shoots.

Текст научной работы на тему «Предупреждение побегов из мест лишения свободы»

УДК 343.811

Р. В. Андриянов

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОБЕГОВ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

R. V. Andriyanov PREVENTING ESCAPES FROM PRISON

В статье рассматриваются задачи профилактики побегов, основные меры специального предупреждения побегов, процесс совершенствования индивидуальной профилактики побегов из исправительных учреждений, основные направления индивидуальной профилактики побегов.

This article discusses the problem of prevention of escapes. Reveals the basic steps of a special warning shoots. The process of improving individual prevention escapes from correctional institutions. Main directions of individual prevention shoots.

Ключевые слова: предупреждение; профилактика; побег; пенитенциарные учреждения.

Keywords: warning; prevention; escape; prison facilities.

Вопросы предупреждения и профилактики побегов из мест лишения свободы всегда были одними из важнейших в деятельности уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) России. Побеги из исправительных учреждений (далее - ИУ) для органов уголовно-исполнительной деятельности, а также субъектов, осуществляющих научное обеспечение предупредительных мер в отношении данного вида преступлений, являются актуальной проблемой1.

Для достижения максимально эффективных результатов в предупреждении побегов необходимо осуществлять общепрофилактические и индивидуальные предупредительные меры.

Основными направлениями общепрофилактического воздействия на внешние факторы могут быть:

1. Осуществление комплекса мероприятий общепрофилактической направленности в весенне-летний период с учётом так называемого сезонного фактора (с мая по сентябрь отмечается высокая побеговая активность осуждённых: в это время совершается 56 % побегов), в частности, приведение в надлежащее состояние инженерно-технических средств охраны (регламентные работы по ремонту и восстановлению, замена устаревшего оборудования на современное).

2. Проведение режимных мероприятий с использованием биолокационного метода обнаружения подкопов.

3. Усиление внимания к поведению осуждённых в выходные и праздничные дни.

4. Создание приемлемых условий в период адаптации осуждённого к жизни в ИУ; осуществление целенаправленной воспитательно-профилактической работы с вновь прибывшими в учреждение

1 Гаврилов В. М. Криминологические меры предупреждения побегов из исправительных колоний : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2007. С. 10.

осуждёнными (32,5 % совершили побег, проведя в колонии от 6 месяцев до 1 года; 24,3 % - от 3 до 6 месяцев).

5. Осуществление жёсткого контроля со стороны соответствующих служб на получение осуждёнными информации о фактах удавшихся побегов со стороны других осуждённых (независимо от того, где и когда такой факт имел место).

6. Использование оперативно-розыскных мероприятий для предупреждения побегов (является наиболее эффективным)1.

Специальное предупреждение побегов из исправительных колоний представляет собой систему проводимых мероприятий, осуществляемых структурными подразделениями этих учреждений во взаимодействии с субъектами управления уголовно-исполнительной системой, другими правоохранительными органами. Она должна быть направлена на достижение цели раннего упреждающего воздействия.

Специальное предупреждение имеет общепрофилактическое воздействие на лиц, содержащихся в исправительных колониях, базируется на создании информационной системы, обеспечивающей распространение сведений об эффективности принимаемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы мер по предупреждению побегов. До них должна доводиться информация о фактах пресечённых побегов, наступивших последствиях вследствие применения оружия при совершении побега и задержании совершивших побег, применённых уголовно-правовых мерах.

Задачами профилактики побегов являются:

- выявление причин и условий, способствующих совершению побегов, разработка и осуществление мер по их устранению;

- выявление осуждённых, от которых можно ожидать совершения побегов, разработка и принятие мер по оказанию на них воспитательного, индивидуального профилактического воздействия;

- обеспечение надёжной охраны, изоляции и надзора за осуждёнными, содержащимися в исправительной колонии, эффективной воспитательной работы, оперативно-розыскной деятельности, организации труда осуждённых с целью недопущения побегов;

- организация и осуществление профилактики побегов всеми структурными подразделениями исправительной колонии, территориальными органами управления уголовно-исполнительной системы;

- взаимодействие по данному вопросу с органами внутренних дел, государственными и общественными организациями в субъектах РФ2.

Одним из направлений в оказании профилактического воздействия, связанного с недопущением совершения побегов из исправительных колоний, является организация правового воспитания и правовой

1 Пенитенциарная криминология : учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. Рязань: Академия ФСИН России, 2009. С. 361.

2 // Человек: преступление и наказание. 2006. № 1. С. 24.

пропаганды в этих учреждениях. Это даёт возможность блокировать в сознании осуждённых тенденции игнорирования норм уголовного законодательства, Уголовно-исполнительного кодекса РФ1, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений2.

Основой специального предупреждения побегов является формирование её эффективной системы, включающей следующие элементы: создание системы сбора и анализа информации, имеющей значение для профилактики побегов; выявление и оценка всех криминогенных факторов, обусловливающих совершение побегов; осуществление непрерывного криминологического прогнозирования, составление объективного прогноза о тенденциях криминогенной ситуации, способствующих совершению побегов; определение субъектов, имеющих профессиональные возможности нейтрализовать эти факторы, эффективно реализовать функцию по предупреждению побегов; разработка организационных, оперативно-розыскных, режимных, воспитательных, технических, правовых мер предупреждения побегов; создание функционального механизма реализации мер предупреждения побегов; оценка эффективности результатов деятельности персонала структурных подразделений по предупреждению побегов.

Профилактика побегов осуждённых из исправительных колоний должна иметь определённые организационные начала. Среди организационно-правовых аспектов профилактики и пресечения побегов из мест лишения свободы необходимо отметить следующее: деятельность структурных подразделений исправительных колоний по профилактике побегов должна осуществляться в точном соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, ведомственными нормативно-

3

правовыми актами .

В целях предупреждения побегов для проверки и оценки информации должны приниматься специальные меры оперативного и режимного характера: усиление охраны и надзора; проведение обследования территории, камер; проверки наличия осуждённых.

При рассмотрении предупредительных мер следует обратить внимание на то, что данные меры должны соответствовать действительно существующим криминогенным факторам, породившим данное преступление4. В предупредительной деятельности важное значение имеет то, насколько эффективно организован процесс по поиску проблем в сфере исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.

2 Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

3 Напр., приказ ГУИН Минюста России № 144, № 78 «О мерах по усилению борьбы с побегами осуждённых» и ГУИН Минюста России от 13.06.2001 № 107 «О повышении надёжности охраны исправительных учреждений».

4 Власов И. В. Профилактика преступлений, основанная на изучении данных о структуре внешних и внутренних криминальных мотиваций // Юрид. мир. 2000. № 3. С. 59.

Непосредственным организатором деятельности по предупреждению побегов является начальник исправительного учреждения, который обязан: создать систему анализа складывающейся криминогенной обстановки; организовать разработку и принятие локальных нормативных актов, регламентирующих осуществление соответствующих предупредительных мероприятий; руководить проведением служебных проверок и расследований по фактам совершения осуждёнными нарушений установленного порядка отбывания наказания.

Предупредительная деятельность должна предусматривать разработку профилактических мер и определение этапов их реализации. Такими этапами являются:

Профилактика - это меры по выявлению, устранению причин, условий, других детерминантов преступлений.

Предотвращение преступлений предусматривает деятельность, направленную на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений.

Пресечение преступлений - это действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений на стадии покушения либо последующих эпизодов при длящихся или серийных преступлениях1.

Таким образом, разработка мер предупреждения побегов должна включать в себя: 1) анализ складывающейся криминогенной ситуации на основе получения полной и достоверной информации от всех структурных подразделений; 2) учёт криминологической характеристики состава осуждённых, выделение групп осуждённых с криминальным риском; 3) учёт факторов, способствующих криминогенному поведению, совершению побега; 4) определение собственных возможностей по обеспечению предупредительного процесса и этапов его реализации2.

Главное направление в индивидуально-профилактической работе -это выявление лица, замышляющего или подготавливающего побег. Вся воспитательная работа в исправительной колонии строится на глубоко индивидуальном подходе к личности осуждённого. Важнейшее условие эффективности исправления осуждённых составляет умелое сочетание основных его средств. Осуществляя индивидуальную профилактику, необходимо учитывать: возраст, национальность, образование, количество судимостей подучётного лица, степень общительности, круг интересов и круг его близких связей, криминальные убеждения осуждённого. Индивидуальная профилактика выполняет обеспечивающую функцию, заключающуюся в профилактическом воздействии на личность, а также на окружающую её среду.

Индивидуальное предупреждение побегов, осуществляемое персоналом исправительных колоний, должно включать в себя комплекс

1 Инструкция о порядке проведения профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ : утв. приказом Минюста России от 27.05.2002 № 117.

2 Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. 2002. № 2. С. 2.

мер, направленных на устранение криминогенного воздействия на конкретного осуждённого преступлений, нейтрализацию девиантного поведения и криминальных установок конкретных лиц с целью предупреждения совершения ими криминальных деяний, связанных с совершением побега. Оно включает также применение оперативного реагирования и принятие при этом неотложных мер по предупреждению подготавливаемого побега.

Основное направление индивидуальной профилактики побегов -это решение комплекса задач, к числу которых необходимо отнести следующие:

1) выявление лиц, замышляющих побеги либо осуществляющих приготовительные действия к их совершению. При этом должны производиться определённые действия:

2) изучение личности осуждённых, состоящих на профилактических учетах, с целью определения источников отрицательного влияния на них;

3) принятие экстренных предупредительных мер с непосредственным вмешательством в развивающуюся криминогенную ситуацию1.

Кроме того, осуществление индивидуальной профилактической работы по предупреждению побегов предусматривает: выявление лиц, криминогенные особенности которых могут способствовать совершению побегов; сбор информации о лицах, в отношении которых необходима индивидуальная профилактика, а также их окружения; планирование мероприятий индивидуального профилактического воздействия; распределение функций между субъектами, осуществляющими индивидуальное профилактическое воздействие; организация взаимодействия между ними; ресурсное обеспечение индивидуального профилактического процесса; контроль за осуществлением индивидуальной профилактической работы, направленной на недопущение побегов; анализ индивидуальной профилактической деятельности, выявление проблем, её оценка; разработка мер совершенствования индивидуальной профилактики совершения побегов.

Процесс совершенствования индивидуальной профилактики побегов из исправительных учреждений должен строиться исходя из следующих требований:

1. Исключение формального подхода к проведению индивидуальной профилактики.

2. Взаимосогласованность, последовательность и непрерывность принимаемых мер индивидуальной профилактики.

3. Индивидуализация мер профилактики.

4. Составление прогноза о возможных негативных тенденциях личностного поведения и влияния среды на профилактируемого.

1 Пенитенциарная криминология : учебник. С. 363.

66

По мнению В. Н. Кудрявцева, индивидуальная профилактика должна начинаться с формирования личности ещё до преступления, с момента рождения человека1.

Подготовка к побегу может осуществляться посредством использования корреспонденции лицами, содержащимися в исправительной колонии. По мнению Б. Б. Казака, важным средством предупреждения преступлений является цензура корреспонденции осуждённых. Важно научить сотрудников и других сотрудников приёмам проверки писем, информировать их о тех осуждённых, корреспонденция которых представляет наибольший интерес2.

Направлением индивидуально-профилактической деятельности является недопущение реализации криминального замысла. Организация этой деятельности должна начинаться с постановки на учёт лиц, склонных к совершению побега. Основаниями постановки на учёт являются: авторитетность либо лидерство в уголовно-преступной среде; судимость за умышленные тяжкие преступления; нарушения установленного порядка отбывания наказания; сведения оперативного характера.

На склонных к побегу составляются ориентировки. Ориентировка представляет собой источник информации, предназначенной для субъектов розыска, которые по указанию или просьбе его инициатора долж-

3

ны принять в нём участие .

В индивидуальной профилактической работе должны участвовать оперативные работники, начальники отрядов, сотрудники отделов безопасности.

Побеги из исправительных учреждений - весьма сложное социально-психологическое и правовое явление. Борьба с ними не должна ограничиваться лишь совершенствованием уголовно-правовых мер. Необходимы повышение эффективности деятельности персонала исправительных колоний, разработка и проведение мероприятий профилактического характера на стадии выявления преступного намерения совершить побег4.

Литература

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Российская газета. 1997. 16 января.

2. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 03.11.2005 № 205 (ред. от

1 Кудрявцев В. Н. Стратегия борьбы с преступностью. М.: Юрист, 2003. С. 242.

2 Казак Б. Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы : монография / под ред. С. Н. Пономарева, С. А. Дьячковского. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. С. 270.

3 Барабанов Н. П. Организация деятельности исправительных учреждений по предупреждению и пресечению массовых беспорядков, захватов заложников, побегов. : монография. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. С. 253.

4 Гаврилов В. М. Указ. соч. С. 171.

12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

3. Инструкция о порядке проведения профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ : утв. приказом Минюста России от 27.05.2002 № 117.

4. Барабанов Н. П. Организация деятельности исправительных учреждений по предупреждению и пресечению массовых беспорядков, захватов заложников, побегов : монография. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.

5. Власов И. В. Профилактика преступлений, основанная на изучении данных о структуре внешних и внутренних криминальных мотиваций // Юрид. мир. 2000. № 3.

6. Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. 2002. № 2.

7. Казак Б. Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы : монография / под ред. С. Н. Пономарева, С. А. Дьячковского. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001.

8. Кудрявцев В.Н. Стратегия борьбы с преступностью. М.: Юрист, 2003.

9. Пенитенциарная криминология : учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. Рязань: Академия ФСИН России, 2009.

УДК 340.132.8: 343.8

А. В. Шеслер, С. С. Шеслер КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ,

ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

A. S. Shesler, S. S. Shesler THE CONTROL OF ACTIVITY OF THE ESTABLISHMENTS AND AGENCIES EXECUTING PUNISHMENTS WHICH IS CARRIED OUTBY FEDERAL PUBLIC AUTHORITIES

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляемый федеральными органами государственной власти, является важнейшим средством обеспечения законности и эффективности правоохранительной деятельности этих подконтрольных субъектов. В содержание рассматриваемого контроля входят осуществляемые федеральными органами государственной власти проверки эффективности уголовно-исполнительной политики в деятельности учреждений и органов, осуществляющих исполнение уголовных наказаний, а также принятие мер к корректированию такой деятельности. Для определения круга субъектов, осуществляющих контроль, предмета и методов контроля необходимо обращаться к содержанию нормативно-правовых актов, определяющих компетенцию соответствующих федеральных органов государственной власти. К таким субъектам относятся: Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, осуществляющий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.