УДК: 343.8
В.А. Попов, Е.А. Лубков
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ
Колонии-поселения, появившиеся в СССР как самостоятельный вид исправительных учреждений в 1960-х годах, прочно вошли в систему исполнения наказаний. Предупреждение преступности как явление всегда предполагает эффективную профилактику правонарушений. К методам индивидуально-профилактического воздействия относятся убеждение и принуждение в отношении лиц, склонных к совершению преступлений.
Ключевые слова: колония-поселение, профилактика, оперативные подразделения, Федеральная служба исполнения наказаний, отбывать срок.
V.A. Popov, E.A. Lubkov
HISTORICAL, LEGAL, AND ORGANIZATIONAL FUNDAMENTALS OF THE CRIME PREVENTION IN COLONY-SETTLEMENTS
Colony-settlements appeared in the USSR as an independent kind of the correctional institutions in 1960s and became an inseparable part of the penitentiary system. Crime prevention always presupposes effective preventive measures of the offense. Among methods of individual and preventive influence we can find persuasion and compulsion towards people who are inclined to commit a crime.
Key words: colony-settlement, prevention, investigation and search subdivision, Federal Penitentiary Service, serve one’s sentence.
Современные колонии-поселения по своему назначению и характеру режима в значительной мере напоминают колонии облегченного режима, существовавшие в СССР в период с 1954 по 1961 гг. В указанных исправительных учреждениях, в соответствии с Положением 1958 г. "Об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР", могли содержаться:
- лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не более 3 лет;
- лица, переведенные из колоний общего режима по отбытии ими не менее 1/3 срока наказания при условии примерного поведения и добросовестного отношения к труду;
- лица, переведенные из трудовых колоний для несовершеннолетних по достижении 18 лет, если они себя хорошо зарекомендовали.
В колониях облегченного режима осужденные находились не под охраной, а под надзором. На работу они выводились в составе бригад под наблюдением надзирателей или в отдельных случаях с разрешения администрации самостоятельно. Количество отправляемых осужденными писем и предоставляемых им свиданий в таких колониях не ограничивалось; предоставлялись также личные свидания, но не чаще одного раза в два месяца. Осужденным разрешалось в неограниченном количестве получать посылки и передачи. Администрация колонии могла разрешить провести один день отдыха за пределами колонии лицам, которые примерно себя вели и хорошо работали.
При наличии исключительных обстоятельств (смерти или тяжелой болезни близких родственников, стихийного бедствия и др.) осужденный мог быть отпущен из колонии облегченного режима на срок до семи суток, не считая времени на дорогу (при этом все расходы на поездку нес сам осужденный).
Согласно Положению осужденным, твердо вставшим на путь исправления, по отбытии не менее 1/3 наказания администрация исправительной колонии по согласованию с наблюдательной комиссией могла разрешить проживание вне территории колонии. В этом случае заключенным предоставлялось право жить в общежитии или снять частную квартиру, разрешалось вызвать к себе семью. Такие осужденные получали заработную плату по общим для всех трудящихся ставкам и оценкам без понижения, которое применялось к заработку лиц, находящихся на территории колонии облегченного режима.
Таким образом, в середине XX века в СССР сложился достаточно эффективный механизм исправления и перевоспитания осужденных, связанный, прежде всего, с использованием их труда на различных государственных работах. В связи с этим появление в 1960-е годы колоний-поселений в ряду исправительных учреждений не было случайным. Грамотное сочетание производительного (хотя в некоторых и достаточно тяжелого) труда и элементов свободной жизни позволило в течение несколько десятилетий противодействовать как пенитенциарной, так и рецидивной преступности среди осужденных-поселенцев.
Современные колонии-поселения в системе исправительно-трудовых учреждений СССР появились в 1963 году [11, с. 591-592.]. Согласно Основам исправительно-трудового законодательства Союза ССР 1969 г. в колониях-поселениях в условиях полусвободного режима отбывали наказание именно те лица, стимулирование исправления и перевоспитания которых было особенно необходимо. Другой целью создания колоний-поселений стало закрепление результатов перевоспитания лиц, которые большую часть срока лишения свободы отбыли в условиях сурового режима. Достижение поставленных целей должно было способствовать предотвращению как общего, так и пенитенциарного рецидива, а, в конечном счете, и повышению эффективности исполнения наказания.
Колониям-поселениям в СССР были присущи многие признаки, характерные для исправительных колоний общего режима. В указанных колониях также содержались лица, осужденные к лишению свободы, они имели примерно такую же структуру и численность спецконтингента. Основными особенностями колоний-поселений в Советском союзе, которые отличали их от других видов исправительных учреждений, являлись [2, с. 16]:
- отсутствие какой-либо охраны осужденных;
- свободное передвижение в пределах довольно обширной территории;
- совместное содержание различных категорий лиц, лишенных свободы, независимо от тяжести совершенных ими преступлений и степени общественной опасности;
- радикальное изменение правового положения осужденных, поскольку режим максимально приближен к условиям жизни и работа свободных людей.
Следует отметить, что, в соответствии с советским законодательством, осужденные, содержавшиеся в колониях-поселениях, имели достаточно широкий круг прав и свобод, особенно в сфере гражданских и семейных правоотношений. Они могли иметь имущество в личной собственности, право пользования жилым помещением, право наследовать и завещать имущество, иметь авторские права, быть истцами и ответчиками в суде. В колониях-поселениях значительно расширялся круг договорных отношений: осужденные могли быть субъектами договоров займа, имущественного найма, найма жилого помещения, мены, дарения и др. Контрагентами осужденных-поселенцев выступали, как правило, предприятия торговли, бытового и коммунального обслуживания, учреждения печати, сберегательные кассы и др.
Согласно ст. 39 Исправительно-трудового кодекса РСФСР труд лиц, лишенных свободы, оплачивался в соответствии с количеством и качеством по нормам и расценкам, действовавшим в народном хозяйстве. Начисление заработка осужденным-поселенцам производилось с учетом типичного возмещения ими расходов по содержанию исправительного учреждения. По сравнению с другими колониями оплата труда осужденных в колониях-поселениях была существенно выше. Более того, действовавшее законодательство устанавливало, что в случае примерного поведения и добросовестной работы осужденным-поселенцам по ходатайству адми-
нистрации исправительной колонии и наблюдательной комиссии суд мог включить время их работы в колонии в общий трудовой стаж.
Однако не следует забывать, что содержание в колониях-поселениях являлось и является лишением свободы, а потому у осужденных-поселенцев существуют достаточные правоограни-чения. Отсутствие охраны, свободное передвижение в границах территории колонии-поселения, командирование за пределы мест лишения свободы, сокращение запретительных норм в значительной мере ослабляют изоляцию осужденного, но не исключают ее полностью, ведь осужденные по общему правилу отбывают оставшийся срок наказания в колониях со строго очерченными границами ее территории и под постоянным надзором, что характерно именно для лишения свободы. В связи с этим вряд ли можно согласиться с мнением некоторых исследователей, которые считают колонию-поселение местом ограничения, а не лишения свободы [5, с. 64].
Особое значение в деле предупреждения преступлений и иных правонарушений имеет режим в колонии-поселении. В Советском союзе предупредительные цели обеспечивались рядом важных режимных требований, которые распространялись и на колонии-поселения [2, с. 18]:
- запрещение без особого разрешения передвижения осужденных по территории колонии в ночное время;
- обязательная явка каждого осужденного в специальное подразделение колонии, осуществляющее личную регистрацию;
- соблюдение осужденными установленного распорядка дня;
- запрещение самовольно покидать территорию исправительного учреждения;
- проведение регулярных обысков территории колонии и всех ее помещений, а также личного обыска и досмотра вещей осужденного;
- в особых случаях применение оружия, наручников и иных спецсредств;
- проведение политико-воспитательной работы с осужденными (встречи с известными людьми, литературные вечера, конкурсы и соревнования).
В соответствии с Указом от 26 июня 1963 г., лица, отбывавшие наказание в колониях-поселениях, могли иметь свидания с родственниками, вести переписку, получать посылки и передачи [11, с. 591-592].
Анализ имеющихся материалов позволяет сделать вывод, что уровень преступности в колониях-поселениях в советское время был достаточно низким - практически отсутствовали такие правонарушения и преступления, как употребление наркотических средств, отказ от работы, карточные игры и пр. Однако имелись отдельные случаи совершения побегов, причинения телесных повреждений, пьянства. Статистика показывает, что самым распространенным правонарушением в колониях-поселениях СССР было изготовление и употребление спиртных напитков (более 50 %), а также самовольные отлучки и нарушения установленной границы территории колонии (30-40 %). Нет никаких оснований, не верить приведенным данным, поскольку главной причиной низкого числа правонарушений в колониях-поселениях в рассматриваемый период была практически полная трудовая занятость осужденных [1, с. 41].
Необходимо отметить, что именно борьба с употреблением спиртных напитков занимала значительное место в профилактической работе в колониях-поселениях. В числе основных мероприятий выделялись постановка лиц, склонных к пьянству, на профилактический учет, наблюдение за ними врачей и психологов, запрещение продажи спиртных напитков вблизи колоний-поселений, пресечение каналов поступления к осужденным алкогольной продукции. Последняя мера реализовывалось путем выставления постов на границах колоний-поселений, досмотра автотранспорта, въезжавшего на территорию, квалификация доставки осужденным спиртных напитков как уголовно наказуемого деяния. Указанные меры, в особенности пресечение каналов поступления алкоголя к осужденным, были в советское время достаточно эффективными и заслуживают, по нашему мнению, внимательного изучения и сейчас.
Среди причин преступности в колониях-поселениях многие советские исследователи отмечали, прежде всего:
- ошибки администрации исправительной колонии, наблюдательных комиссий и судов в оценке степени исправления осужденных при их переводе;
- злоупотребления некоторых должностных лиц при выводе осужденных за территорию колонии;
- неудовлетворительное состояние службы надзора за осужденными[4, с. 15].
Острой проблемой, сохранившей свою актуальность и в настоящее время, являлась проблема неукомплектованности службы, осуществлявшей надзор за осужденными. В специальной литературе приводятся сведения, что в середине 1970-х годов недостаточность кадров в этой службе составляла более 50 % - такая ситуация во многом способствовала совершению преступлений и иных правонарушений в колониях-поселениях. Особенности режима в колониях-поселениях определили специфику в объеме и методах надзора за осужденными, что, безусловно, отразилось на состоянии преступности среди осужденных-поселенцев. Полная трудовая занятость не исключала необходимости в специальной службе для сопровождения осужденных на работу и обратно, а также для наблюдения за ними на Производственных объектах. Основной надзор за осужденными осуществлялся в нерабочее время и в выходные дни, поскольку именно в этот период совершается наибольшее число правонарушений [7, с. 11].
Основными средствами воздействия на осужденных, совершивших правонарушения в колониях-поселениях, были направление осужденного в прежнее исправительное учреждение, водворение в штрафной изолятор (далее - ШИЗО), а также предупреждение, выговор, назначение в наряд по уборке помещений или территории колонии в нерабочее время. Водворение в ШИЗО применялось, как правило, к лицам, появившимся на территории колонии в нетрезвом виде.
Важными средствами предупреждения правонарушений в колониях-поселениях являлись (и на сегодняшний день частично сохранились): проведение заседаний советов колоний и отрядов, на которых обсуждались нарушения режима, работа самодеятельных организаций осужденных, создание женских советов (в состав которых входили и члены семей осужденных) [2, с. 20-21]. Указанные меры имели достаточно большое частное и общепредупредительное значение. Так, своевременное удаление из колонии-поселения провинившегося осужденного не только обеспечивало предупреждение новых правонарушений с его стороны, но и служило своеобразным уроком для других поселенцев, поднимало авторитет этого вида колоний в глазах осужденных других исправительных учреждений.
В 1970-80-е годы количество колоний-поселений значительно увеличилось, что во многом объяснялось не только необходимостью использования труда осужденных-поселенцев для государственных нужд, но и имевшимися в их работе прогрессивными моментами. Особенно это касалось лесных колоний-поселений, однако в специальной литературе высказывалось мнение об увеличении использования их труда и в других областях хозяйства[3, с. 16].
После успешного эксперимента, проведенного в 1971-1974 годах, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. были созданы колонии-поселения третьего вида для лиц, впервые осужденных к лишению свободы на срок не свыше 5 лет за совершение неосторожных преступлений. До этого в колонию-поселение могли быть переведены осужденные из исправительных колоний общего, усиленного и строгого режимов по отбытии ими не менее половины (первый вид) или не менее 2/3 (второй вид) предусмотренного законом срока лишения свободы.
Их цель - исправление и перевоспитание указанной категории осужденных, не представляющей большой общественной опасности, в условиях полусвободы, исключающей негативное влияние рецидивистов и иных лиц, обладающих высокой степенью социально-нравственной запущенности.
В эти исправительные колонии-поселения направлялись осужденные прямо из зала суда по приговорам за различные преступления (против безопасности движения и эксплуатации транспорта либо за преступления против личности), причем законодатель справедливо полагал, что сосредоточение таких осужденных к лишению свободы в отдельных учреждениях открытого типа позволит избежать отрицательного влияния на них со стороны злостных и неоднократно судимых лиц в колониях закрытого типа или в уже существующих исправительных колониях-поселениях.
В 1985 году появляется новый вид исправительно-трудовых колоний-поселений. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1985 г. "О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик" в колонии-поселения стали направляться также лица, осужденные впервые за умышленные преступления. В них отбывали наказания лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не более 5 лет, за умышленные преступления, не являющиеся тяжкими, перечень которых устанавливался законодательством союзных республик (ч. 4 ст. 24 УК РСФСР 1960 г.). Это было сделано потому, что, во-первых, уровень рецидивной преступности среди освободившихся из колоний-поселений был более низкий, чем у освободившихся из исправительно-трудовых колоний закрытого типа, во-вторых, в колониях-поселениях нет отрицательного влияния со стороны осужденных антиобщественной направленности [10, с. 154].
В отличие от колоний-поселений для лиц, совершивших преступления по неосторожности, такие колонии-поселения были созданы в целях предварительной экспериментальной проверки. Наполнение их в целом ряде регионов страны осуществлялось медленно (достоверные данные о структуре и особенностях содержания в них контингента отсутствуют).
Практические работники отмечали наличие серьезных трудностей в обеспечении надлежащего режима в колониях-поселениях тех видов вследствие того, что осужденные допускали много правонарушений, в том числе употребление спиртных напитков, нарушение границ территорий колоний (самовольные отлучки). Значительное число правонарушений совершалось во внерабочее время, когда они пользовались правом свободного передвижения в пределах территории колонии.
Определение исправительно-трудовых колоний как основного вида учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, распределение колоний по режиму, введение политзанятий среди осужденных, создание собственных предприятий было отражением фактически сложившегося положения дел в исправительно-трудовой системе.
Таким образом, появившись в середине 60-х годов XX век, колонии-поселения прочно вошли в систему исправительных учреждений СССР, заняв далеко не последнее место в деле исправления.
В настоящее время удельный вес преступлений, совершенных в колониях-поселениях, составляет 40,8 % от общего числа преступлений, совершенных во всех колониях, в то время как доля осужденных, содержащихся в указанных учреждениях, от среднесписочной численности спецконтингента в колониях составляет всего 6 % [8, с. 19]. В связи с этим возникает необходимость активизации работы по предупреждению и пресечению преступлений в колониях-поселениях, в том числе силами оперативных подразделений.
Федеральный закон от 12.08.1995 №9 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) относит к задачам оперативно-розыскной деятельности предупреждение и пресечение преступлений. Однако большинством субъектов оперативно-розыскной деятельности деятельность по предупреждению преступлений осуществляется наряду с осуществлением других своих функций. В то же время для оперативных аппаратов учреждений уголовно-исполнительной системы предупреждение преступлений должно оставаться приоритетным направлением работы.
В криминологической литературе, под предупреждением преступности понимается целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений [9, с. 435].
Отдельные авторы прямо указывают, что в понятие "предупреждение преступности" входит понятие "профилактика преступлений". Так или иначе, предупреждение преступности как явление всегда предполагает эффективную профилактику правонарушений [6, с. 22-23].
При этом с учетом принципа сочетания гласных и негласных методов и средств, закрепленного в ст. 3 Закона об ОРД, особенность оперативной профилактики заключается в том, что ее воздействие на объекты реализуется в скрытом виде: от получения негласной информации до комбинирования оперативно-розыскных возможностей по устранению противоправного поведения, противоправной ситуации (обстановки), недопущению наступления общественно опасных последствий.
Все объекты профилактического воздействия можно разделить на следующие группы:
- причины преступности в целом;
- условия, способствующие совершению отдельных видов преступлений;
- личность и поведение правонарушителя.
Для устранения (или хотя бы нейтрализации) причин преступлений возможностей отдельного сотрудника оперативного аппарата колонии-поселения недостаточно. Для этого необходим комплекс общепрофилактических мероприятий и мероприятий индивидуальной профилактики.
Оперативно-розыскные возможности позволяют выявить ранние стадии развития противоправного поведения и своевременно начать оперативную профилактику: выявление лиц, от которых можно реально ожидать совершения преступлений; постановка их на учет (профилактический, оперативный); оказание на них профилактического воздействия; в необходимых случаях - пресечение преступной деятельности.
В силу специфики условий отбывания наказания осужденными в колониях-поселениях имеются определенные особенности при профилактике преступлений:
- максимальное использование всех возможностей в осуществлении надзора над осужденными;
- тесное взаимодействие с другими службами колонии, а также с территориальными органами внутренних дел;
- широкое использование общественности, организаций осужденных, а также родственников осужденного.
Оперативную профилактику в колониях-поселениях можно разделить на общую и индивидуальную. Общая профилактика, помимо организации досуга осужденных, также предусматривает выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений. К ним относятся:
- недостатки в осуществлении воспитательной работы и организации досуга осужденных;
- недостатки в организации и осуществлении надзора за поведением осужденных;
- ненадлежащие жилищно-бытовые условия;
- недостатки в организации торговли, трудового использования, медицинского обслуживания и др.
Индивидуальная профилактика представляется как выявление осужденных, склонных к совершению преступлений и проведение с ними надлежащей работы, повседневного гласного и негласного наблюдения с применением сил и средств оперативно-розыскной деятельности.
К методам индивидуально-профилактического воздействия относятся убеждение и принуждение в отношении лиц, склонных к совершению преступлений. Эти методы выступают в неразрывном единстве, носят социальный и правовой характер.
Особое внимание при выявлении таких осужденных в колониях-поселениях обращается на:
- лиц, осужденных на небольшие сроки лишения свободы за хулиганство, побеги и кражи;
- осужденных, ведущих антиобщественный образ жизни, употребляющих спиртные напитки, учиняющих ссоры, драки;
- организаторов и активных участников преступных групп, как до осуждения, так и в местах лишения свободы;
- лиц, употребляющих наркотические вещества, занимающихся мужеложством, имеющих отклонения в психике;
- ранее судимых за побеги из исправительных учреждений, дезертиров из рядов вооруженных сил, уклоняющихся от учета условно осужденные и условно освобожденных;
- имеющих небольшой оставшийся срок наказания;
- допускающих самовольные отлучки из колоний-поселений на длительный срок;
- недобросовестно относящихся к своим производственным обязанностям.
Выявив такое лицо, оперативные работники колонии-поселения изучают его, устанавливают гласное и негласное наблюдение, ставят на оперативный учет и проводят индивидуальнопрофилактические мероприятия, строго руководствуясь положениями законодательства.
В свою очередь, правовой основой оперативно-розыскной профилактики преступлений и правонарушений, совершаемых в условиях колоний поселений составляют нормы уже упоминавшегося Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона РФ от 21.07.1993 №2 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", нормативных правовых актов Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Федеральной службы исполнения наказаний России, а также других ведомств.
Так, в частности, ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса России устанавливает, что "в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания". Таким образом, законодатель вменил в обязанность и одновременно предоставил право исправительным учреждениям на осуществление оперативно-розыскной деятельности. В то же время ст. 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется только посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 6 указанного Закона. Тем самым законодатель определил одну из основных задач отдельно оперативных аппаратов исправительных учреждений, строго регламентируя при этом возможные "инструменты" ее реализации.
Непосредственной правовой основой оперативно-розыскной профилактики в исправительных учреждениях, является Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденная Приказом Минюста РФ от 20 ноября 2006 г. №2 333 (далее - Инструкция). Она сменила Инструкцию о порядке проведения профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденную приказом Главного управления исполнения наказаний Минюста России от 27 мая 2002 г. №»177, более подробно раскрыв содержание профилактики и функции оперативных аппаратов, тем самым заложив основы для грамотного взаимодействия оперативных аппаратов с другими службами в целях профилактики преступлений и правонарушений в колониях-поселениях. Инструкция регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Согласно п. 15 Инструкции в целях профилактики правонарушений среди осужденных в том числе в колониях-поселениях оперативные отделы:
- осуществляют сбор информации, необходимой для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы среди подучетных лиц, обеспечивают за ними оперативный контроль, что особенно трудно осуществлять в условиях колонии-поселении. Своевременно доводят до руководства учреждений уголовно-исполнительной системы информацию об оперативной обстановке на объектах учреждения, а в необходимых случаях - до оперативного дежурного и сотрудников заинтересованных служб;
- при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждений уголовноисполнительной системы о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений;
- выявляют организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, принимают меры к их разобщению, выявляют иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения(что исходя из специфики колонии-поселения требует организации взаимодействия с территориальным органом внутренних дел на территории которого расположена колония-поселения);
- совместно с другими службами принимают меры к пресечению конфликтных ситуаций среди осужденных (подозреваемых и обвиняемых), ежедневно уточняют и обновляют список подучетных лиц, хранящийся в оперативном отделе;
- выявляют и пресекают неслужебные связи работников и сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы, а также других лиц с осужденными, каналы поступления к ним предметов, запрещенных к использованию в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- совместно с другими службами проводят работу по склонению к отказу от противоправных намерений и действий осужденных;
- во взаимодействии с правоохранительными органами (особенно органами внутренних дел) проводят мероприятия по профилактике правонарушений со стороны лиц содержащихся в колониях-поселениях в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, можно заключить, что эффективная оперативная профилактика преступлений и правонарушений в колониях-поселениях носит комплексный характер и имеет много особенностей, обусловленных спецификой содержания осуждённых в таких учреждениях и особенностями спецконтенгента. Это требует дополнительного решения организационно-правовых вопросов деятельности оперативных подразделений рассматриваемых учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В свою очередь, профилактика преступлений и правонарушений в колониях-поселениях невозможна без организованного взаимодействия оперативных аппаратов этих учреждений с оперативными подразделениями территориальных органов внутренних дел. В связи с изложенным также необходимо разработать соответствующие ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок взаимодействия подразделений ФСИН России с органами внутренних дел, а также иными правоохранительными органами в целях предупреждения пенитенциарных преступлений, совершаемых в колониях-поселениях.
Кроме этого, анализ историко-правовых аспектов развития института колоний-поселений позволил авторам сделать следующие выводы.
1. Применение уголовного наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении позволяет снизить уровень социальной дезадаптации неосторожного, начинающего либо положительно характеризующегося преступника. При этом, обязательным условием профилактического воздействия на осужденного к лишению свободы в колонии-поселении является его привлечение к труду.
2. Возможность применения уголовного наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении оставляет действенный инструмент воздействия на заключенных, содержащихся в колониях общего и строго режимов. Возможность изменения вида исправительного учреждения имеет для них стимулирующий к исправлению эффект. В то же время возможность изменения этого вида исправительного учреждения на более строгий имеет сдерживающий эффект на осужденных в колонии-поселении.
3. На протяжении всей истории развития колоний-поселений и их прообразов осужденными допускаются побеги и нарушения, связанные с употреблением спиртных напитков в нерабочее время. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание особенности режима содержания осужденных к лишению свободы в колониях-поселениях, позволяют сделать вывод о необходимости осуществления оперативно-розыскной профилактики преступлений и правонарушений со стороны осужденных.
Литература
1. Аблизин Н.Ф., Подымов П.Е. Исправительно-трудовая колония-поселение: Пособие. М., 1967.
2. Бажанов С.А., Казакова Л.А. и др. Предупреждение преступлений и иных правонарушений в колониях поселениях: Учеб.-метод. пособие. М., 2007.
3. Корячкин И.М. ИТК-поселения и их роль в социальной адаптации правонарушителей. Рязань, 1977.
4. Лашко О.В. О новом виде исправительно-трудовых учреждений // Советская юстиция. 1965. № 1.
5. Наташев А.Е. О каре и воспитании / К новой жизни. 1964. № 3.
6. Некрасов А.П. Профилактика пенитенциарной преступности: Монография / Под ред. А.В. Горожанина. Самара, 2001.
7. Рябинин А.А. Исправительно-трудовое (уголовно-исполнительное) право Российской Федерации. М., 1995.
8. Сведения о преступлениях в уголовно-исполнительной системе: Информ.-аналит. вестн. / Под общ. ред. Э.В. Петрухина. Тверь, 2007.
9. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. А.И. Долговой. М., 2005.
10. Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2 т. Т. 1. Общая чисть / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. Рязань, 2001.
11. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1963 года "Об организации исправительно-трудовых колоний-поселений и о порядке перевода в них осужденных к лишению свободы, твердо вставших на путь исправления/ Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1963. № 26.