ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КОЛОНИИ-ПОСЕЛЕНИЯ
Лубков Евгений Александрович, преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности.
Место работы: Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России.
Аннотация. Колонии-поселения, появившиеся в СССР как самостоятельный вид исправительных учреждений в 1960-х годах, прочно вошли в систему исполнения наказаний. Предупреждение преступности как явление всегда предполагает эффективную профилактику правонарушений. К методам индивидуально-профилактического воздействия относятся убеждение и принуждение в отношении лиц, склонных к совершению преступлений.
Ключевые слова: колония-поселение, профилактика, оперативные подразделения, Федеральная служба исполнения наказаний, отбывать срок.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL FUNDAMENTALS OF THE CRIME PREVENTION IN COLONY-SETTLEMENT
Lubkov Evgeniy Alexandrovich, Teacher of the department "Investigation and Search Operations".
Place of employment: the Pskov Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Annotation. Colony-settlements appeared in the USSR as an independent kind of the correctional institutions in 1960ies and became an unseparable part of the penitentiary system. Crime prevention always presupposes effective preventive measures of the offense. Among methods of individual and preventive influence we can find persuasion and compulsion in respect of the persons who are inclined to commit a crime.
Keywords: colony-settlement, prevention, investigation and search subdivision, federal Penitentiary Service, serve one's sentence.
Колонии-поселения, появившиеся в СССР как самостоятельный вид исправительных учреждений в 1960-х годах, прочно вошли в систему исполнения наказаний. За прошедшие годы организация деятельности колоний-поселений изменилась незначительно. При этом рост численности лиц отбывающих наказание в колониях-поселениях, а также повышение их общественной опасности обусловили рост преступности в указанных учреждениях.
Удельный вес преступлений, совершенных в колониях-поселениях, составляет 40,8 % от общего числа преступлений, совершенных во всех колониях, в то время как доля осужденных, содержащихся в указанных учреждениях, от среднесписочной численности спецконтингента в колониях составляет всего 6 %1. В связи с этим возникает необходимость активизации работы по предупреждению и пресечению преступле-
1 См.: Сведения о преступлениях в уголовно-исполнительной системе: Информ.-аналит. вестн. / Под общ. ред. Э.В. Петрухина. Тверь, 2007. С. 19.
ний в колониях-поселениях, в том числе силами оперативных подразделений.
Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» относит к задачам оперативно-розыскной деятельности предупреждение и пресечение преступлений. Однако большинством субъектов оперативно-розыскной деятельности деятельность по предупреждению преступлений осуществляется наряду с осуществлением других своих функций. В то же время для оперативных аппаратов учреждений уголовно-исполнительной системы предупреждение преступлений должно оставаться приоритетным направлением работы.
В настоящее время, в криминологической литературе, под предупреждением преступности понимается целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений2.
Отдельные авторы прямо указывают, что в понятие «предупреждение преступности» входит понятие «профилактика преступлений» Так или иначе, предупреждение преступности как явление всегда предполагает эффективную профилактику правонарушений3.
При этом с учетом принципа сочетания гласных и негласных методов и средств, закрепленного в ст. 3 Закона об ОРД, особенность оперативной профилактики заключается в том, что ее воздействие на объекты реализуется в скрытом виде: от получения негласной информации до комбинирования оперативнорозыскных возможностей по устранению противоправного поведения, противоправной ситуации (обстановки), недопущению наступления общественно опасных последствий.
Все объекты профилактического воздействия можно разделить на следующие группы:
- причины преступности в целом;
- условия, способствующие совершению отдельных видов преступлений;
- личность и поведение правонарушителя.
Для устранения (или хотя бы нейтрализации) причин преступлений возможностей отдельного сотрудника оперативного аппарата колонии-поселения недостаточно. Для этого необходим комплекс общепрофилактических мероприятий и мероприятий индивидуальной профилактики.
Оперативно-розыскные возможности позволяют выявить ранние стадии развития противоправного поведения и своевременно начать оперативную профилактику: выявление лиц, от которых можно реально ожидать совершения преступлений; постановка их на учет (профилактический, оперативный); оказание на них профилактического воздействия; в необходимых случаях - пресечение преступной деятельности.
При этом в силу специфики условий отбывания наказания осужденными в колониях-поселениях имеются определенные особенности при профилактике преступлений:
- максимальное использование всех возможностей в осуществлении надзора над осужденными;
2 См.: Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. А.И. Долговой. М., 2005. С. 435.
3 См.: Некрасов А.П. Профилактика пенитенциарной преступности: Монография / Под ред. А.В. Горожанина. Самара, 2001. С. 22-23.
Бизнес в законе
5'2009
- тесное взаимодействие с другими службами колонии, а также с территориальными органами внутренних дел;
- широкое использование общественности, организаций осужденных, а также родственников осужденного.
Оперативную профилактику в колониях-поселениях можно разделить на общую и индивидуальную. Общая профилактика, помимо организации досуга осужденных, также предусматривает выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений. К ним относятся:
- недостатки в осуществлении воспитательной работы и организации досуга осужденных;
- недостатки в организации и осуществлении надзора за поведением осужденных;
- ненадлежащие жилищно-бытовые условия;
- недостатки в организации торговли, трудового использования, медицинского обслуживания и др.
Индивидуальная профилактика представляется как выявление осужденных, склонных к совершению преступлений и проведение с ними надлежащей работы, повседневного гласного и негласного наблюдения с применением сил и средств оперативно-розыскной деятельности.
К методам индивидуально-профилактического воздействия относятся убеждение и принуждение в отношении лиц, склонных к совершению преступлений. Эти методы выступают в неразрывном единстве, носят социальный и правовой характер.
Особое внимание при выявлении таких осужденных в колониях-поселениях обращается на:
- лиц, осужденных на небольшие сроки лишения свободы за хулиганство, побеги и кражи;
- осужденных, ведущих антиобщественный образ жизни, употребляющих спиртные напитки, учиняющих ссоры, драки;
- организаторов и активных участников преступных групп, как до осуждения, так и в местах лишения свободы;
- лиц, употребляющих наркотические вещества, занимающихся мужеложством, имеющих отклонения в психике;
- ранее судимых за побеги из ИУ, дезертиров из рядов вооруженных сил, уклоняющихся от учета условно осужденные и условно освобожденных;
- имеющих небольшой оставшийся срок наказания;
- допускающих самовольные отлучки из ИК-поселений на длительный срок;
- недобросовестно относящихся к своим производственным обязанностям.
Выявив такое лицо оперативные работники колонии-поселения изучают его, устанавливают гласное и негласное наблюдение, ставят на оперативный учет и проводят индивидуально-профилактические мероприятия, строго руководствуясь положениями законодательства.
В свою очередь, правовой основой оперативнорозыскной профилактики преступлений и правонарушений, совершаемых в условиях колоний поселений составляют нормы уже упоминавшегося Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» нормативных правовых актов МВД, Минюста, ФСИН России, а также других ведомств.
Так, в частности, ст. 84 УИК РФ устанавливает, что «в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания».Таким образом, законодатель вменил в обязанность и одновременно предоставил право исправительным учреждениям на осуществление оперативно-розыскной деятельности. В то же время ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется только посредством проведения оперативнорозыскных мероприятий, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 6 указанного Закона. Тем самым законодатель определил одну из основных задач отдельно оперативных аппаратов исправительных учреждений, строго регламентируя при этом возможные «инструменты» ее реализации.
Непосредственной правовой основой оперативнорозыскной профилактики в исправительных учреждениях, является Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденная Приказом Минюста РФ от 20 ноября 2006 г. № 3334 (далее - Инструкция). Она сменила Инструкцию о порядке проведения профилактики правонарушений, замышляемых и подготавливаемых лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденную приказом ГУИН Минюста России от 27 мая 2002 г. №177, более подробно раскрыв содержание профилактики и функции оперативных аппаратов, тем самым заложив основы для грамотного взаимодействия оперативных аппаратов с другими службами в целях профилактики преступлений и правонарушений в колониях-поселениях. Инструкция регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике замышляемых и подготавливаемых правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.
Согласно п. 15 Инструкции в целях профилактики правонарушений среди осужденных в том числе в колониях-поселениях оперативные отделы:
- осуществляют сбор информации, необходимой для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы среди подучетных лиц, обеспечивают за ними оперативный контроль, что особенно трудно осуществлять в условиях колонии-поселении. Своевременно доводят до руководства учреждений уголовно-исполнительной системы информацию об оперативной обстановке на объектах учреждения, а в необходимых случаях - до оперативного дежурного и сотрудников заинтересованных служб;
- при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений;
- выявляют организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, прини-
4 Бюллетень Минюста РФ, № 1, 2007.
мают меры к их разобщению, выявляют иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения(что исходя из специфики колонии-поселения требует организации взаимодействия с территориальным органом внутренних дел на территории которого расположена колония-поселения);
- совместно с другими службами принимают меры к пресечению конфликтных ситуаций среди осужденных (подозреваемых и обвиняемых), ежедневно уточняют и обновляют список подучетных лиц, хранящийся в оперативном отделе;
- выявляют и пресекают неслужебные связи работников и сотрудников учреждений уголовноисполнительной системы, а также других лиц с осужденными, каналы поступления к ним предметов, запрещенных к использованию в учреждениях уголовноисполнительной системы;
- совместно с другими службами проводят работу по склонению к отказу от противоправных намерений и действий осужденных;
- во взаимодействии с правоохранительными органами (особенно органами внутренних дел) проводят мероприятия по профилактике правонарушений со стороны лиц содержащихся в колониях-поселениях в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, можно заключить, что эффективная оперативная профилактика преступлений и правонарушений в колониях-поселениях носит комплексный характер и имеет много особенностей, обусловленных спецификой содержания осуждённых в таких учреждениях и особенностями спецконтенгента. Это требует дополнительного решения организационно-правовых вопросов деятельности оперативных подразделений рассматриваемых учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В свою очередь, профилактика преступлений и правонарушений в колониях-поселениях невозможна без организованного взаимодействия оперативных аппаратов этих учреждений с оперативными подразделениями территориальных органов внутренних дел. В связи с изложенным также необходимо разработать соответствующие ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок взаимодействия подразделений ФСИН России с органами внутренних дел, а также иными правоохранительными органами в целях предупреждения пенитенциарных преступлений, совершаемых в колониях-поселениях.
Список литературы:
1. Кармянский И. Исполнение наказания в колониях-поселениях // Законность, 2005, № 8.
2. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. проф. А.И. Долговой. М., 2005.
3. Литвинов А.Н., Гавриш Т.С. Профилактика преступлений. От теории к практике. М., 2003.
4. Некрасов А.П. Профилактика пенитенциарной преступности: Монография / Под ред. А.В. Горожанина. Самара, 2001.
5. Сведения о преступлениях в уголовноисполнительной системе: Информ.-аналит. вестн. / Под общ. ред. Э.В. Петрухина. Тверь, 2007.
6. Уваров И.А. Теоретические основы организации пенитенциарной профилактики преступлений // Российский следователь, 2006, № 6.
РЕЦЕНЗИЯ
В условиях реформирования российской уголовноисполнительной системы резко возрастает роль исправительных колоний. Именно в колониях-поселениях наиболее эффективно решаются задачи поставленные обществом и государством перед уголовно-исполнительной системой. При этом важно учитывать, что оперативная обстановка в исправительных учреждениях ФСИН России остается сложной, что связано прежде всего с ростом пенитенциарной преступности .
В указанной статье автор дает оценку организационным и правовым основам оперативно-розыскной профилактики преступлений, совершаемых осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях. Лубков Е.А. анализирует как нормы федеральных законов, так и требования ведомственных нормативных правовых актов, составляющих непосредственную правовую основу оперативно-розыскной профилактики.
В процессе научных изысканий автор приходит к обоснованному выводу о том, что с учетом специфики условий содержания заключенных в колониях-поселениях, эффективная оперативная профилактика преступлений и правонарушений в таких учреждениях невозможна без организованного взаимодействия оперативных аппаратов колоний с оперативными подразделениями территориальных органов внутренних дел. В связи с чем автор предлагает разработать соответствующие ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок взаимодействия подразделений ФСИН России с органами внутренних дел, а также иными правоохранительными органами в целях предупреждения пенитенциарных преступлений, совершаемых в колониях-поселениях.
С учетом изложенного, можно заключить, что статья Лубкова Е.А. «Организационно-правовые основы оперативно-розыскной профилактики преступлений в условиях колоний-поселений может быть рекомендована к публикации.
Профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Псковского юридического института ФСИН России доктор юридических наук, доцент подполковник внутренней службы Антонов И.А.