Научная статья на тему 'ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ'

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / НЕЗАКОННАЯ ДОБЫЧА / ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панфилова Ольга Валентиновна, Демченко Николай Викторович

Аннотация: Введение: определяющей целью нашего государства в области использования и охраны водных биоресурсов является всестороннее обеспечение выполнения законодательства не только хозяйствующих, но и всех заинтересованных субъектов, направленного на бережливое отношение к биологическим природным ресурсам. Рыболовство у некоторых малочисленных северных народов России является средством их существования, а например, в прибрежных регионах Камчатского, Приморского, Сахалинского края и некоторых других, рыбное хозяйство является основным видом трудоустройства проживающего там населения. Несмотря на это, не следует забывать, что биологические ресурсы как продовольственное сырье восстанавливаются при условиях его рационального использования и контроля со стороны государства. Непродуманное и нерациональное использование биологических ресурсов приведёт в конечном итоге к полному исчезновению водных биологических ресурсов. За последние годы в Российской Федерации зафиксирован значительный рост правонарушений, связанных с использованием водных биологических ресурсов. В связи с этим правоохранительные органы, государственные органы контроля и надзора в сфере охраны водных биологических ресурсов совместно проводят много профилактических мероприятий по противодействию таким правонарушениям и выявлению причин и условий их совершения. Методы. При подготовке статьи использованы исследовательский метод, методы анализа действующего законодательства, а также доступных статистических показателей деятельности территориальных органов внутренних дел МВД России на транспорте и иных государственных структур, осуществляющих надзор, контроль и охрану водных биологических ресурсов. Результаты. В данной статье рассматриваются административные правонарушения в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов и профилактические меры, предпринимаемые органами внутренних дел на транспорте по предупреждению рассматриваемых нарушений. Анализируется статистика профилактических мероприятий, проведённых совместно с территориальными органами внутренних дел на транспорте и иными государственными структурами, осуществляющими надзор, контроль и охрану водных биологических ресурсов. Также выделяются основные направления деятельности и меры, предпринимаемые соответствующими органами по предупреждению правонарушений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Панфилова Ольга Валентиновна, Демченко Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION ACTIVITIES BY TRANSPORT POLICE AGENCIES TOWARD ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE SPHERE OF ILLEGAL EXPLOITATION OF AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES

Abstract: Introduction. The fundamental goal of our state in the sphere of the use and protection of aquatic biological resources is the comprehensive enforcement of thelegislation not only by economic entities, but also by all parties concerned, aimed at conservation of biological natural resources. Fishingfor some small northern peoples of Russia is their means of existence, and for example, in the coastal regions of Kamchatka, Primorsky and Sakhalin Territory and some others, fishing is the main type of employment for the population living there. Despite this, it should not be forgotten that biological resources as alimentary raw materials are restored under conditions of their rational use and control by the state. Ill-considered and irrational use of biological resources will ultimately lead to the complete disappearance of aquatic biological resources. In recent years, a significant increase in offenses related to the use of aquatic biological resources has been recorded in the Russian Federation. In this regard, law enforcement agencies, state control and supervision bodies in the sphere of protection of aquatic biological resources jointly carry out many preventive measures to counter such offenses and to identify the causes and conditions of their commission. Methods. Working on the paper, we used the research method, methods of analysis of the current legislation, as well as available statistical indicators of the activities of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on transport and othergovernment institutions exercising supervision, control and protection of aquatic biological resources. Results.This article discusses administrative offenses inthe sphere of illegal harvesting of aquatic bioresources and preventive measures taken bytransport police agencies to hinder the violations in question. The statistics of preventive measures carried outbyterritorial law enforcement bodies on transport and other government institutions exercising supervision, control and protection of aquatic biological resourcesare analyzed. The main areas of activity and measures taken by the relevant authorities to prevent offenses in the sphere of illegal harvesting of aquatic biological resources are also highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»

Научная статья

УДК 342.9

ао1: 10.35750/2071-8284-2023-3-94-101

ольга Валентиновна Панфилова

кандидат юридических наук https://orcid.org/0009-0001-7199-3850, olga-gusar@yandex.ru

Ииколай Викторович Демченко

кандидат юридических наук vdemchenko@yandex.ru

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина Российская Федерация, 308024, Белгород, ул. Горького, д. 71

Предупреждение органами внутренних дел на транспорте административных правонарушений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов

Аннотация: Введение: определяющей целью нашего государства в области использования и охраны водных биоресурсов является всестороннее обеспечение выполнения законодательства не только хозяйствующих, но и всех заинтересованных субъектов, направленного на бережливое отношение к биологическим природным ресурсам. Рыболовство у некоторых малочисленных северных народов России является средством их существования, а например, в прибрежных регионах Камчатского, Приморского, Сахалинского края и некоторых других, рыбное хозяйство является основным видом трудоустройства проживающего там населения. Несмотря на это, не следует забывать, что биологические ресурсы как продовольственное сырье восстанавливаются при условиях его рационального использования и контроля со стороны государства. Непродуманное и нерациональное использование биологических ресурсов приведёт в конечном итоге к полному исчезновению водных биологических ресурсов.

За последние годы в Российской Федерации зафиксирован значительный рост правонарушений, связанных с использованием водных биологических ресурсов. В связи с этим правоохранительные органы, государственные органы контроля и надзора в сфере охраны водных биологических ресурсов совместно проводят много профилактических мероприятий по противодействию таким правонарушениям и выявлению причин и условий их совершения.

Методы. При подготовке статьи использованы исследовательский метод, методы анализа действующего законодательства, а также доступных статистических показателей деятельности территориальных органов внутренних дел МВД России на транспорте и иных государственных структур, осуществляющих надзор, контроль и охрану водных биологических ресурсов.

Результаты. В данной статье рассматриваются административные правонарушения в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов и профилактические меры, предпринимаемые органами внутренних дел на транспорте по предупреждению рассматриваемых нарушений. Анализируется статистика профилактических мероприятий, проведённых совместно с территориальными органами внутренних дел на транспорте и иными государственными структурами, осуществляющими надзор, контроль и охрану водных биологических ресурсов. Также выделяются основные направления деятельности и меры, предпринимаемые соответствующими органами по предупреждению правонарушений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов.

Ключевые слова: предупреждение административных правонарушений, водные биологические ресурсы, незаконная добыча, транспортная полиция, профилактические меры

Для цитирования: Панфилова О. В., Демченко Н. В. Предупреждение органами внутренних дел на транспорте административных правонарушений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 3 (99). -С. 94-101; ао1: 10.35750/2071-8284-2023-3-94-101.

© Панфилова О. В., Демченко Н. В., 2023

Olga V. Panfilova

Cand. Sci. (Jurid) https://orcid.org/0009-0001-7199-3850, olga-gusar@yandex.ru

Nikolay V. Demchenko

Cand. Sci. (Jurid) vdemchenko@yandex.ru

Belgorod Law Institute of the MIA of Russia named after I. D. Putilin 71, Gorky str., Belgorod, 308024, Russian Federation

Prevention activities by transport police agencies toward administrative offences in the sphere of illegal exploitation of aquatic biological resources

Abstract: Introduction. The fundamental goal of our state in the sphere of the use and protection of aquatic biological resources is the comprehensive enforcement of thelegislation not only by economic entities, but also by all parties concerned, aimed at conservation of biological natural resources. Fishingfor some small northern peoples of Russia is their means of existence, and for example, in the coastal regions of Kamchatka, Primorsky and Sakhalin Territory and some others, fishing is the main type of employment for the population living there. Despite this, it should not be forgotten that biological resources as alimentary raw materials are restored under conditions of their rational use and control by the state. Ill-considered and irrational use of biological resources will ultimately lead to the complete disappearance of aquatic biological resources.

In recent years, a significant increase in offenses related to the use of aquatic biological resources has been recorded in the Russian Federation. In this regard, law enforcement agencies, state control and supervision bodies in the sphere of protection of aquatic biological resources jointly carry out many preventive measures to counter such offenses and to identify the causes and conditions of their commission.

Methods. Working on the paper, we used the research method, methods of analysis of the current legislation, as well as available statistical indicators of the activities of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on transport and othergovernment institutions exercising supervision, control and protection of aquatic biological resources.

Results.This article discusses administrative offenses inthe sphere of illegal harvesting of aquatic bioresources and preventive measures taken bytransport police agencies to hinder the violations in question. The statistics of preventive measures carried outbyterritorial law enforcement bodies on transport and other government institutions exercising supervision, control and protection of aquatic biological resourcesare analyzed. The main areas of activity and measures taken by the relevant authorities to prevent offenses in the sphere of illegal harvesting of aquatic biological resources are also highlighted.

Keywords: prevention of administrative offenses,aquatic biological resources, illegal harvesting, transport police, preventive measures

For citation: Panfilova O. V., Demchenko N. V. Prevention activities by transport police agencies toward administrative offences in the sphere of illegal exploitation of aquatic biological resources // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - № 3 (99). - P. 94-101; doi: 10.35750/2071-8284-2023-3-94-101.

Введение

Российская Федерация обладает колоссальными запасами природных ресурсов. Наиболее важной составляющей окружающей среды являются животный и растительный миры, в том числе и водные биологические ресурсы [1, с. 242].

По мнению Н. В. Ткачевой, одной из мер защиты природных ресурсов можно считать их административно-правовую охрану, что подтверждается наличием в административном законодательстве России ряда составов правонарушений [2, с. 82].

Предупреждение как деятельность уполномоченных органов и их должностных лиц содер-

жит в себе совокупность мер, направленных на недопущение совершения правонарушений [3, с. 83]. Предупреждение правонарушений, связанных с незаконным использованием водных биологических ресурсов, играет ведущую роль в механизме правового обеспечения экологической безопасности, являющегося одной из основных составляющих системы национальной безопасности Российской Федерации в целом [4, с. 105].

Вопросами предупреждения административных правонарушений так же, как и преступности, занимается целый ряд ведущих учёных-криминологов, которые установили основные принципы профилактики [5, с. 159].

Следует заметить, что в области защиты окружающей среды, помимо уголовно-правового, немаловажную роль играет механизм административного принуждения, а именно, меры административной ответственности [6, с. 76] за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов.

Основным способом борьбы с указанными правонарушениями является проведение комплекса мер с участием большинства служб полиции [7, с. 145].

В своей деятельности территориальные органы внутренних дел на водном транспорте руководствуются приказом МВД России от 28 марта 2015 года № 381 «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания»1, который не только регламентирует порядок разграничения объектов оперативного обслуживания между территориальными органами МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и иными территориальными органами МВД России, но и возлагает на сотрудников транспортной полиции обязанности по предупреждению правонарушений [8, с. 118-119], в том числе связанных с незаконным выловом водных биологических ресурсов.

Сотрудниками территориальных органов внутренних дел на транспорте в профилактических целях, а также в целях выявления причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в рассматриваемой сфере, проводится ряд оперативных мероприятий. Мероприятия могут проводиться сотрудниками как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными службами и правоохранительными органами. Как правило, такого рода взаимодействие определено в совместных нормативных актах, но, несмотря на это, перед проведением такого рода мероприятий необходимо согласование конкретного дня и времени на уровне руководства.

Метод

Анализируя статистические показатели, можно увидеть, что количество правонарушений в течение времени меняется, как и виды правонарушений, что отражается и на проведении профилактических мероприятий. Так, транспортной полицией управления на транс-

1 Приказ МВД России от 28 марта 2015 года № 381 «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» : сайт. - URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3025 18/1b9f3f121c176ff911216da46487d79a6c7a2471/ (дата обращения: 11.06.2023).

порте (далее - УТ) МВД России по Сибирскому федеральному округу были организованы оперативно-профилактические мероприятия. Мероприятий «Биоресурсы» в 2020 году проведено 132, в 2021 году - 82; «Путина» в 2020 году

- 63, в 2021 году - 66. Совместно с представителями Главной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России (далее

- ГИМС ГУ МЧС России) по Саратовской области в 2020 году проведено 28 рейдовых мероприятий, в 2021 году - 17; совместно с представителями отдела рыбохраны по Саратовской области в 2020 году - 76, в 2021 году - 44. В данных мероприятиях были задействованы четыре катера, из них три класса «река», один - класса «река-море». В зимний период было задействовано судно на воздушной подушке «Марс». Помимо вышеуказанных мероприятий, сотрудники территориальных органов внутренних дел на водном транспорте проводят такие мероприятия, как «Рыболов», «Нерест», «Браконьер».

Так, линейным отделом (далее - ЛО) МВД России в речном порту Новосибирска проведены четыре профилактических мероприятия (3 - «Биоресурсы», 1 - «Нерест»), Сибирским линейным управлением7 МВД России - два («Путина» и «Рыболов»), Таймырским ЛО МВД России - 2 («Браконьер» - в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов), Томским ЛУ МВД России - 2 («Путина» и «Браконьер»), Новокузнецким ЛО МВД России - 2 («Нерест» и «Браконьер»), Алтайским ЛУ МВД России - 1 («Нерест»), Абаканским ЛО МВД России - 1 («Рыболов»).

В ходе работы возбуждено 47 уголовных дел, пресечено 950 административных правонарушений, среди них 613 - по статье 8.37, 263 -по статье 8.42, 18 - по статьям 20.20-20.22, 1 -по статье 6.8, 10 - по статье 11.8, 5 - по статье 11.9, 1 - по статье 11.10, 39 - по иным статьям КоАП РФ. Изъято более 2000 килограммов биологических ресурсов, свыше девяти километров рыболовных сетей, 62 плавательных средства, 34 единицы других орудий лова, 2 единицы огнестрельного оружия и 2 боеприпаса2.

Санкт-Петербургским ЛО МВД России на водном транспорте за тот же период проведено 19 рейдовых мероприятий по выявлению и пресечению фактов незаконной добычи водных биологических ресурсов, в т. ч. 10 совместно с ГМИ ПУ ФСБ по СПб и ЛО, 2 - с ГИМС МЧС России, 18 рейдовых мероприятий по выявлению нарушений в сфере безопасности перевозок пассажиров водным транспортом, в т. ч. 12 - совместно с Комитетом по транспорту, 4 - совместно с ГИМС МЧС России. В результате выявлено 351 правонарушение, ответственность за совершение которых установлена главой 11 КоАП РФ и законом Санкт-Петербурга от 30 мая 2010 г. № 273-70, из них 283 административных правонарушения - по статье 8.37 КоАП РФ.

По данным Волго-Каспийского территориального управления Федерального агентства

2 Выступления руководства УТ МВД России по феде-

ральным округам // Сведения не были опубликованы.

по рыболовству, в период с 14 по 21 августа 2023 года в ходе проведения совместных рыбо-охранных мероприятий с сотрудниками правоохранительных органов выявлено 9 правонарушений с признаками состава преступления, предусмотренного ст. 256 Уголовного кодекса РФ, изъято 10 запрещенных орудий лова, 20 кг водных биоресурсов.

Нижневолжским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания выявлено 9 право-нарушений3.

Составлено 9 административных материалов в отношении 9 человек: по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ и ст. 8.42 КоАП РФ - по 3 административных дела соответственно, по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ - 2 дела, по ст. 11.10 КоАП РФ - 1 административное дело.

Государственными инспекторами отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания по Республике Калмыкия выявлено 11 правонарушений и составлено 11 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ4.

Добычей браконьеров становилась не только рыба. Так, во время одного из рейдов сотрудники линейного пункта полиции в порту Барнаула задержали жителя краевой столицы, в лодке которого обнаружили тушку бобра и незарегистрированное охотничье ружье. 45-летний мужчина попытался избавиться от оружия и выбросил его в воду5. В отношении задержанного составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.37 и 20.8 КоАП РФ (нарушения правил охоты и оборота гражданского огнестрельного оружия).

Анализ статистических данных даёт возможность сделать вывод, что меры, предпринимаемые территориальными органами внутренних дел МВД России на транспорте по предупреждению правонарушений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов, приносят результаты и способствуют выявлению иных нарушений. Благодаря проведенным профилактическим мероприятиям, в ходе которых были выявлены нарушения, сотрудники полиции анализируют количество и направления совершенных противоправных деяний, что впоследствии помогает им планировать дальнейшие действия и эффективно распределять личный состав по необходимым направлениям.

Результаты

Рассматривая вопросы предупреждения правонарушений, считаем необходимым более

подробно остановиться на профилактике. Профилактика административных правонарушений представляет собой комплекс мер [9, с. 191].

Профилактика правонарушений, связанных с незаконным выловом водных биологических ресурсов, осуществляется органами внутренних дел на речном и морском транспорте в форме общего и индивидуального воздействия на объект профилактики. Должностные лица в подведомственной сфере обслуживания осуществляют не только контроль, надзор, учёт, сбор и анализ полученных сведений о фактах незаконной добычи, но и проводят общую профилактику.

Как показывает практика, не все субъекты, осуществляющие контроль и предупреждение в рассматриваемой незаконной деятельности, обладают необходимой информацией, что зачастую приводит к искажению реального положения дел и неверных данных в статистике правонарушений в области незаконной добычи водных биологических ресурсов.

Ещё один вид общей профилактики связан с анализом действующего законодательства Российской Федерации, в том числе с оценкой причин и условий совершения правонарушений и иной деятельности, связанной с незаконной добычей водных ресурсов, и внесением соответствующих предложений по его совершенствованию. Вступивший с 1 января 2020 года в силу Федеральный закон № 475-ФЗ от 25 декабря 2018 г. «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»6 предусматривает необходимость регистрации и маркировки сетных орудий лова, используемых в любительском рыболовстве. Однако разъяснений, какие функции будут возложены на сотрудников транспортной полиции на речном и морском транспорте, законодатель до настоящего времени не дал. По данным Северо-Восточного территориального управления российского рыболовства, на 25 марта 2020 года рыболовами только Камчатского края и Чукотского АО зарегистрировано более 1 500 сетей, большая часть из которых предусмотрена для использования в акватории Авачинской губы и реки Камчатки7. При этом на рыболовов возложили обязанность по самостоятельному изготовлению регистрационной бирки, на которой будут указаны фамилия, имя, отчество владельца, длина сети, высота, ширина, размер ячейки. Однако, по нашему мнению, отсутствие контроля при изготовлении данных бирок даёт возможность рыболову умышленно, в целях получения разрешения на регистрацию сети, указать неверную длину сети, исказить сведения о размерах ячейки и т. п.

3 Сводка рыбоохраны с 14 августа 2023 г. по 21 августа 2023 г. [Электронный ресурс] // Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству : сайт. - URL : https://vktu.ru/svodka-ryboohrany-s-14-08-2023-po-21-08-2023/ (дата обращения: 21.08.2023).

4 Там же.

5 Миллионный ущерб: полиция «выловила» рыбаков-

браконьеров на Алтае // ПолитСиб.ру : сайт . - URL : https:// politsib.ru/news/31823-millionnyj-userb-policia-vylovila-

rybakov-brakonerov-na-altae (дата обращения: 21.07.2023).

6 Федеральный закон № 475-ФЗ от 25 декабря 2018 г. «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «Консультант-Плюс» : сайт. - URL : https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_314261/ (дата обращения: 17.06.2023).

7 Северо-Восточное территориальное управление [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по рыболовству : сайт. - URL: http://fish.gov.ru/territorialnye-upravleniya/severo-vostochnoe (дата обращения: 17.06.2023).

Общая профилактика тесно связана с прогнозированием нарушений в области незаконного оборота водных биологических ресурсов и правонарушений в рамках рассматриваемого вопроса. Что касается данного вида правонарушения [10, с. 58], следует заметить, что при прогнозировании большое значение имеет время года, так как во время нереста резко увеличивается количество выявляемых правонарушений, связанных с незаконным выловом.

Немаловажную роль играет профилактика условий, порождающих совершение правонарушений в рассматриваемой сфере. Условия в зависимости от местности и вида водных биологических ресурсов могут значительно различаться. Так, на выбор водных биологических ресурсов заметно влияют места обитания ценных пород рыб, иных объектов промысла, удобное для правонарушителей географическое расположение территорий для своей незаконной деятельности (например, побережье вне населенного пункта) и способ незаконного вылова8. Но самое важное - это, конечно, получение максимальной выгоды при минимальных затратах на оборудование, транспортное средство и т. д. Нередко важный этап - незаконный вывоз с территории страны незаконно добытых биоресурсов и их продажа без таможенных и налоговых платежей [11, с. 270]. Все эти действия влекут потерю денежных выплат в доход государства.

Основное направление деятельности сотрудников органов внутренних дел на речном и морском транспорте - выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению исследуемых правонарушений, а также учёт выявленных правовых аспектов при подготовке проектов решений. Немаловажное значение имеют правовая пропаганда и правовое воспитание населения, особенно лиц, склонных к совершению административных правонарушений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов. Однако в связи с широким возрастным диапазоном лиц, совершающих данные административные правонарушения, информирование о новеллах законодательства не всегда своевременно доходит «до получателя». Не многие рыбаки, к сожалению, пользуются социальными сетями или имеют доступ к специализируемым форумам, но незнание закона не освобождает от ответственности.

Следующим видом деятельности, направленным на предупреждение правонарушений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов, является изучение сотрудниками транспортной полиции в пределах своих полномочий норм об уголовной, административной и иной ответственности, а также процессуального порядка закрепления выявленных фактов нарушений. Все это связано с тем, что зачастую неправильно зафиксированные общественно опасные деяния, фактически подпадающие под уголовное законодательство, из-за неграмотно-

8 Карпов Н. Н. Правовое регулирование поставки товаров в торговые сети : дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2021. - 258 с.

сти сотрудников квалифицируются как административные правонарушения [12, с. 86].

Ещё одно направление деятельности - формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов. Российским законодательством предусмотрено право граждан и юридических лиц, включая общественные объединения и религиозные организации, участвовать в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды обитания животных [13, с. 34].

Следует отметить, что граждане неохотно взаимодействуют с сотрудниками территориальных органов внутренних дел на транспорте и так же неохотно предоставляют им информацию о лицах, совершающих данные правонарушения.

По нашему мнению, необходимо ужесточить меры административной ответственности за совершённые правонарушения в рассматриваемой сфере. Так, например, гражданин Б. был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что он 26 октября 2022 г. на территории Азовского района Ростовской области в акватории реки Дон (в районе запрета для рыболовства) осуществлял добычу (вылов) водных биоресурсов принадлежащим ему спиннингом с надувной моторной лодки с подвесным мотором. Гражданин Б. привлечен к административному наказанию в виде административного штрафа в минимальном размере. По нашему мнению, столь незначительное наказание создает у браконьеров чувство вседозволенности и привлекает к незаконной добыче (вылову) водных биологических ресурсов новых людей. В качестве мер профилактики государственным структурам, осуществляющим надзор, контроль и охрану водных биологических ресурсов, необходимо активнее и подробнее доводить до граждан содержание законов об ответственности за незаконную ловлю (добычу) водных биологических ресурсов, и делать это не только с помощью информационных баннеров, размещенных на прибрежной зоне, пристанях, где осуществляется ловля, но и в социальных сетях и на форумах любителей рыбалки. Доведение до граждан приговоров судов в отношении лиц, совершивших административные правонарушения и преступления, связанные с незаконной добычей, позволит предупредить значительную часть таких правонарушений, поскольку добропорядочный гражданин откажется от совершения подобного правонарушения, зная, что за это последует административное наказание, определённое КоАП РФ.

Так, необходимо до граждан довести следующую информацию.

1. Нарушение правил вылова рыбы. Штраф - 2500-5000 руб. и конфискация снастей и плавсредства (ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ). Вылов рыбы без лицензии, когда она требуется, либо нарушение лицензии. Штраф - 500-1000 руб.

(ст. 7.11 КоАП РФ). Уничтожение редких видов рыб (из Красной книги). Штраф - 1000-2000 руб. с изъятием улова и снастей (ст. 8.35 КоАП РФ). Несоблюдение правил переселения, акклиматизации или гибридизации рыбы. Штраф - 10001500 руб. (ст. 8.36 КоАП РФ). Игнорирование норм охраны среды обитания или путей миграции рыбы. Штраф - 2000-5000 руб. (ст. 8.33 КоАП РФ). Нарушение правил плавания для судов. Штраф - 5000-10000 руб. либо лишение прав на срок от шести месяцев до одного года (ч. 1 ст. 11.7 КоАП РФ).

2. Вылов рыбы в период нереста. Штраф -до 300 000 рублей.

3. Использование запрещенных орудий лова с причинением ущерба в крупном размере в местах (и во время) нереста. Штраф - 100 000 -300 000 рублей или арест на 6 месяцев.

4. Стоянка автомобиля у водоёма (от уреза воды до автомобиля должно быть не менее 200 метров). Штраф - 3500 - 4000 руб.

5. Засорение водоема и его берега. Такие действия штрафуются по ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ, штраф - 500-1000 руб.

6. Уничтожение или повреждение специальных знаков, определяющих границы охраняемых объектов. Штраф - 300-500 руб.9

Считаем, что более продуктивной окажется индивидуальная работа с лицами, впервые нарушившими административное законодательство в сфере незаконной добычи (ловли) водных биологических ресурсов. Беседы, направленные на исправление личности, позволят нарушителю осмыслить своё отношение к совершенному правонарушению и в последующем предотвратить совершение подобных незаконных действий.

Следующая необходимая мера, способствующая предупреждению правонарушений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов, - разработка и реализация совместных программ и рейдовых мероприятий. По нашему мнению, следует разработать и утвердить «Инструкцию по взаимодействию органов внутренних дел на водном транспорте с субъектами, осуществляющими учёт, контроль и надзор за водными биологическими ресурсами». Данная инструкция позволит не только объединить силы с Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством по рыболовству РФ, иными службами, но и поделиться достижениями в информационном и техническом оснащении, предназначенном для выявления незаконного вылова водных биологических ресурсов, осуществлять обмен данными между участвующими субъектами. Многие авторы, например, А. В. Зубкова, также считают, что существует необходимость в выработке комплекса политико-

9 Штраф за ловлю рыбы сетями в 2020 году: размер и сумма наказания, как оплачивать [Электронный ресурс] // Должник. Портал о штрафах и налогах : сайт. - URL : https://xn--400-hddak5ear.xn--p1ai/gibdd/shtraf-za-lovlyu-ryby-setyami-v-2020-godu-razmer-i-summa-nakazaniya-kak-oplachivat.html (дата обращения: 17.06.2023).

правовых, социально-экономических, организационных мер предупредительного воздействия, что сосредоточит усилия как органов государства, так и негосударственных организаций и граждан на данном направлении для решения стратегической задачи, заключающейся в создании эффективной системы предупредительного воздействия на исследуемый вид нарушений [14, с. 107].

Важнейшей составляющей общественных отношений, направленных на пресечение незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, является изучение причин и условий, способствующих совершению таких правонарушений. Одной из причин, способствующих браконьерству на территории того или иного региона, может быть принятие региональными властями локальных нормативно-правовых актов, не согласованных с федеральным законодательством. В ходе проведения проверок Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации управленческой деятельности глав администраций субъектов России такие разногласия и противоречия выявляются. Так, по официальным данным Минюста РФ, только в 2019 году ведомство выявило 3769 нормативных правовых актов субъектов РФ, противоречащих федеральному законодательству, включая и разногласия федеральных и региональных норм в сфере незаконного использования водных природных ресурсов.

Заключение

Мы приходим к выводу, что создание новой комплексной системы профилактики и предупреждения правонарушений и преступлений является необходимой мерой и важным условием для поддержания правопорядка [15, с. 303].

Мерами, направленными не только на предупреждение совершения административных правонарушений, но и на выявление причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний, являются проведение индивидуальных и общих профилактических бесед, доведение до граждан информации о недопустимости совершения административных правонарушений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов. Взаимодействие сотрудников территориальных органов внутренних дел на транспорте с иными правоохранительными службами и государственными органами, осуществляющими государственный контроль, учёт и надзор за водными биологическими ресурсами, также даёт положительные результаты.

От совместной деятельности государственных органов и самих граждан по предупреждению правонарушений в сфере незаконной добычи водных биологических ресурсов в большой степени зависит сбережение нашего национального природного достояния. Своевременное предупреждение незаконной добычи водных биологических ресурсов позволит предотвратить совершение не только административных правонарушений, но и преступлений.

Список литературы

1. Голубкина К. В., Худякова В. Н., Ким Ж. Д. Совершенствование законодательства и административно-правовых средств борьбы с правонарушениями в сфере охраны водных биологических ресурсов // Научные известия. - 2022. - № 27. - С. 242-244.

2. Ткачева Н. В. Административно-правовая ответственность за экологические правонарушения в сфере охраны водных объектов (на примере Челябинской области) // Проблемы права. -2021. - № 2 (81). - С. 82-87.

3. Васильева Н. Ю. Профилактика и предупреждение экологических правонарушений // Аграрное и земельное право. - 2021. - № 6 (198). - С. 81-86.

4. Колмыков С. Н., Никонов Н. С. Проблемные аспекты нормативно-правового регулирования деятельности транспортной полиции по пресечению правонарушений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов / Актуальные вопросы устойчивого природопользования: научно-методическое обеспечение и практическое решение : сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию НИЛ экологии ландшафтов факультета географии и геоинформатики БГУ; редкол.: Д. С. Воробьёв и др. - Минск: БГУ, 2022. - С. 104-107.

5. Курысев К. Н., Семенов В. В., Апкаев Д. М. Правовое предупреждение правонарушений как вид обеспечения правопорядка // Вестник Владимирского юридического института. - 2016. -№ 4 (41). - С. 159-162.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Русскова М. А. Административная ответственность за нарушение законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов // Административное право и процесс. -2021. - № 5. - С. 75-78.

7. Гирийчук В. В., Ситкина М. Н. Эффективность административных и уголовно-процессуальных мер полиции в борьбе с преступными посягательствами на водные биологические ресурсы (на примере Приморского края) // Право и образование. - 2018. - № 4. - С. 145-149.

8. Курашева А. Г. Особенности расследования транспортных преступлений / Синтез науки и образования в решении глобальных проблем современности : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Стерлитамак: Агентство международных исследований, 2021. - С. 118-119.

9. Джафарова А. А. Три проблемных направления в рамках профилактики административных правонарушений // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2023. - № 23-1. - С. 191-193.

10. Русскова М. А., Степенко В. Е. Виды административных правонарушений в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов // Административное право и процесс. - 2021. -№ 8. - С. 57-63.

11. Бардонов О. В. Факторы, детерминирующие преступность в сфере незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов // Вестник БГУ. - 2011. - № 2. - С. 269-274.

12. Четвероус А. Н., Ялов А. М. К вопросу о детерминантах незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов // Наука без границ. - 2019. -№ 7 (35). - С. 84-87.

13. Мелехин А. В. Административно-правовой механизм обеспечения законности в сфере экологии // Lex Russica (Русский закон). - 2016. - № 11 (120). - С. 33-45.

14. Зубкова А. В. Об эффективности мер по предупреждению незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2020. -№ 3 (94). - С. 100-108.

15. Волков В. Ю., Макайда П. А. Профилактика и предупреждение административных правонарушений и преступлений // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. - 2020. - Т. 6. - № 3. - С. 297-303.

References

1. Golubkina K. V., Khudyakova V. N., Kim Zh. D. Sovershenstvovaniye zakonodatel'stva i administrativno-pravovykh sredstv bor'by s pravonarusheniyami v sfere okhrany vodnykh biologicheskikh resursov // Nauchnyye izvestiya. - 2022. - № 27. - S. 242-244.

2. Tkacheva N. V. Administrativno-pravovaya otvetstvennost' za ekologicheskiye pravonarusheniya v sfere okhrany vodnykh ob»yektov (na primere Chelyabinskoy oblasti) // Problemy prava. - 2021. -№ 2(81). - S. 82-87.

3. Vasil'yeva N. Yu. Profilaktika i preduprezhdeniye ekologicheskikh pravonarusheniy // Agrarnoye i zemel'noye pravo. - 2021. - № 6 (198). - S. 81-86.

4. Kolmykov S. N., Nikonov N. S. Problemnyye aspekty normativno-pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti transportnoy politsii po presecheniyu pravonarusheniy, svyazannykh s nezakonnoy dobychey vodnykh biologicheskikh resursov / Aktual'nyye voprosy ustoychivogo prirodopol'zovaniya: nauchno-metodicheskoye obespecheniye i prakticheskoye resheniye : sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 60-letiyu NIL ekologii landshaftov fakul'teta geografii i geoinformatiki BGU. Redkollegiya: D. S. Vorob'yov i dr. - Minsk, 2022. - S. 104-107.

5. Kurysev K. N., Semenov V. V., Apkayev D. M. Pravovoye preduprezhdeniye pravonarusheniy kak vid obespecheniya pravoporyadka // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. - 2016. - № 4(41). -S. 159-162.

6. Russkova M. A. Administrativnaya otvetstvennost' za narusheniye zakonodatel'stva o rybolovstve i sokhranenii vodnykh biologicheskikh resursov // Administrativnoye pravo i protsess. - 2021. - № 5. -S. 75-78.

7. Giriychuk V. V., Sitkina M. N. Effektivnost' administrativnykh i ugolovno-protsessual'nykh mer politsii v bor'be s prestupnymi posyagatel'stvami na vodnyye biologicheskiye resursy (na primere Primorskogo kraya) // Pravo i obrazovaniye. - 2018. - № 4. - S. 145-149.

8. Kurasheva A. G. Osobennosti rassledovaniya transportnykh prestupleniy / Sintez nauki i obrazovaniya v reshenii global'nykh problem sovremennosti : sbornik statey po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Sterlitamak, 2021. - S. 118-119.

9. Dzhafarova A. A. Tri problemnykh napravleniya v ramkakh profilaktiki administrativnykh pravonarusheniy // Aktual'nyye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. - 2023. -№ 23-1. - S. 191-193.

10. Russkova M. A., Stepenko V. Ye. Vidy administrativnykh pravonarusheniy v sfere rybolovstva i sokhraneniya vodnykh biologicheskikh resursov // Administrativnoye pravo i protsess. - 2021. - № 8. -S.57-63.

11. Bardonov O. V. Faktory determiniruyushchiye prestupnost' v sfere nezakonnoy dobychi (vylova) vodnykh biologicheskikh resursov // Vestnik BGU. - 2011. - № 2. - S. 269-274.

12. Chetverous A. N., Yalov A. M. K voprosu o determinantakh nezakonnoy dobychi (vylova) vodnykh biologicheskikh resursov // Nauka bez granits. - 2019. - № 7 (35). - S. 84-87.

13. Melekhin A. V. Administrativno-pravovoy mekhanizm obespecheniya zakonnosti v sfere ekologii // Lex Russica (Russkiy zakon). - 2016. - № 11 (120). - S. 33-45.

14. Zubkova A. V. Ob effektivnosti mer po preduprezhdeniyu nezakonnoy dobychi (vylova) vodnykh biologicheskikh resursov // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. - 2020. - № 3 (94). -S. 100-108.

15. Volkov V. Yu., Makayda P. A. Profilaktika i preduprezhdeniye administrativnykh pravonarusheniy i prestupleniy // Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Yuridicheskiye nauki. - 2020. - T. 6. - № 3. - S. 297-303.

Статья поступила в редакцию 15.05.2023; одобрена после рецензирования 02.09.2023; принята к публикации 14.09.2023.

The article was submitted May 15, 2023; approved after reviewing September 2, 2023; accepted for publication September 14, 2023.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.