Научная статья на тему 'Анализ деятельности органов государственного управления по контролю и надзору в области рыболовства Магаданской области за период 2016-2019 годы'

Анализ деятельности органов государственного управления по контролю и надзору в области рыболовства Магаданской области за период 2016-2019 годы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / НЕЗАКОННАЯ ДОБЫЧА / РЫБОПРОМЫСЛОВЫЕ УЧАСТКИ / PUBLIC ADMINISTRATION / STATE CONTROL / SUPERVISION / AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES / ILLEGAL FISHING / FISHING AREAS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутикова Наталья Юрьевна, Дмитриева Евгения Анатольевна

На сегодняшний день, актуальным остается вопрос о многочисленных нарушениях правил вылова водных биологических ресурсов. На территории Магаданской области имеется большое количество водоемов, которые относятся к высшей категории рыбохозяйственного значения и использования. Учитывая этот факт, необходимо проводить рыбоохранные мероприятия и регулировать промысел. В настоящей статье авторами проводится анализ деятельности Охотского территориального управления по направлениям работы государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, предлагаются решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF THE GOVERNMENT BODIES ON MONITORING AND SUPERVISION IN THE FIELD OF FISHING OF THE MAGADAN REGION FOR THE PERIOD OF 2016-2019

Today, the issue of numerous violations of the rules for catching aquatic biological resources remains relevant. On the territory of the Magadan region there are a large number of reservoirs that belong to the highest category of fishery value and use. Given this fact, it is necessary to conduct fish conservation measures and regulate fishing. In this article, the authors analyze the activities of the Okhotsk Territorial Administration in the areas of state control, supervision and protection of aquatic biological resources and their habitats, and offer solutions to identified problems.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельности органов государственного управления по контролю и надзору в области рыболовства Магаданской области за период 2016-2019 годы»

ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ ECOLOGY AND NATURAL RESOURCES MANAGEMENT

Анализ деятельности органов государственного управления по контролю и надзору в области рыболовства Магаданской области за период 2016-2019 годы Analysis of the activities of the government bodies on monitoring and supervision in the field of fishing of the Magadan region for the period of 2016-2019

fc M МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ГРН 332.142.4 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10295 Бутикова Наталья Юрьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Института цифровых технологий и экономики Северо-Восточного государственного университета, (685000 г. Магадан, ул. Портовая, 13)

Дмитриева Евгения Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Института цифровых технологий и экономики Северо-Восточного государственного университета, (685000 г. Магадан, ул. Портовая, 13)

Butikova Natalya Yuryevna, сапйгйШе of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management, Institute of Digital Technologies and Economics of Northeastern State University (685000 Magadan, ul. Portovaya, 13)

Dmitriyeva Yevgeniya Anatol'yevna, сandidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management, Institute of Digital Technologies and Economics of Northeastern State University (685000 Magadan, ul. Portovaya, 13)

Аннотация. На сегодняшний день, актуальным остается вопрос о многочисленных нарушениях правил вылова водных биологических ресурсов. На территории Магаданской

области имеется большое количество водоемов, которые относятся к высшей категории рыбохозяйственного значения и использования. Учитывая этот факт, необходимо проводить рыбоохранные мероприятия и регулировать промысел. В настоящей статье авторами проводится анализ деятельности Охотского территориального управления по направлениям работы государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, предлагаются решения выявленных проблем.

Summary. Today, the issue of numerous violations of the rules for catching aquatic biological resources remains relevant. On the territory of the Magadan region there are a large number of reservoirs that belong to the highest category of fishery value and use. Given this fact, it is necessary to conduct fish conservation measures and regulate fishing. In this article, the authors analyze the activities of the Okhotsk Territorial Administration in the areas of state control, supervision and protection of aquatic biological resources and their habitats, and offer solutions to identified problems.

Ключевые слова: государственное управление, государственный контроль, надзор, водные биологические ресурсы, незаконная добыча, рыбопромысловые участки. Keywords: public administration, state control, supervision, aquatic biological resources, illegal fishing, fishing areas.

На протяжении многих лет, проблема несанкционированной добычи водных биологических ресурсов (ВБР) является актуальной во всех рыбохозяйственных регионах России, Магаданская область не стала исключением. Государственные органы власти предпринимают различные меры по предупреждению фактов незаконной добычи водных биологических ресурсов на рыбопромысловых участках, а также разрабатывают меры по контролю, надзору и охране водных биологических ресурсов и среды их обитания, что находит свое отражение в нормативно-правовых актах.

Для наиболее полного исследования, считаем необходимым рассмотреть географическую характеристику Магаданской области.

Территория региона составляет 462,4 тысяч квадратных километров, плотность населения на 01.01.2020 года составила около 0,30 человек на квадратный метр.

По административно-территориальному устройству Магаданская область представлена 9 городскими округами. По данным Росстата численность населения Магаданской области на 01.01.2020 составила 140 149 тысяч человек.

На исследуемой территории имеется колоссальное количество водоемов, принадлежащих к высшей категории рыбохозяйственного значения и использования.

Протяженность водоемной территории огромная: от полуострова Тайгонос до границы с Хабаровским краем, район - бухта Лошадиная; крупные и мелкие реки Магаданской области, впадающие в Охотское море: реки Яна, Яма, Ола, Тауй, Ойра, Большая Гарманда, Вилига, Гижига, Наяхан, Таватум, Широкая, Вархалам, Детрин, Берелёх, Колыма и её притоки, и другие, а также озёра и водохранилища. Наиболее крупные из озёр: Джека Лондона, Малык, Мамантай, Чистое, Мак-Мак и другие; из водохранилищ - Колымское, Среднеканское.

Учитывая настоящий факт, необходимо проводить рыбоохранные мероприятия и регулировать промысел ВБР, что позволит сохранить и преумножить водные богатства Магаданской области, а это, в свою очередь, послужит развитию рыбохозяйственного комплекса в экономике региона.

В Магаданской области функции по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения территории осуществляет Охотское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (Охотское ТУ Росрыболовства), которое является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству.

Авторами поставлена задача проанализировать деятельность территориального управления, чтобы выявить проблемы и разработать рекомендации для более качественного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания Магаданской области.

Охотское территориальное управление действует в соответствии с Положением об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов [1], а также Административным регламентом Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденным приказом Минсельхоза России от 18.02.2015 года № 58 [2],

Государственный контроль осуществляется в форме:

а) проведения проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей и граждан;

б) проведения мероприятий по контролю за соблюдением требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, на водных объектах рыбохозяйственного значения;

в) принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований;

г) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения таких требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Территориальное управление выполняет возложенные на него задачи и осуществляет полномочия в закреплённой сфере деятельности на водоёмах Магаданской области в границах огромной территории, описанной выше.

В 2019 году функции по государственному контролю, надзору и охране водных биологических ресурсов и среды их обитания осуществляли 7 отделов рыбоохраны, со штатной численностью 52 человек, непосредственно на водоемах было задействовано 27 инспекторов.

Согласно штатному расписанию, на правах обособленных структурных подразделений Охотского территориального управления входят следующие территориальные отделы рыбоохраны: Отдел организации рыбоохраны - город Магадан; Магаданский отдел контроля, надзора и рыбоохраны - город Магадан; Ольский отдел контроля, надзора и рыбоохраны - поселок Ола, Магаданской области; Хасыно-Тенькинский межрайонный отдел контроля, надзора и рыбоохраны - поселок Палатка, Магаданской области / поселок Тенька, Магаданской области; Колымский отдел контроля, надзора и рыбоохраны - поселок Сусуман, Магаданской области / поселок Ягодное Магаданской области / поселок Среднекан, Магаданской области; Омсукчанский отдел контроля, надзора и рыбоохраны - поселок Омсукчан, Магаданской области; Северо-Эвенский отдел контроля, надзора и рыбоохраны - поселок Северо-Эвенск, Магаданской области.

В целях реализации возложенных на Управление функций ежегодно разрабатываются и утверждаются планы мероприятий по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области рыболовства и сохранения водных

биологических ресурсов, в сфере охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В 2019 году разработаны соглашения и планы взаимодействия с: Управлением министерства внутренних дел (УМВД) России по Магаданской области, службой в городе Магадане Пограничным управлением Федеральной службой безопасности России (ПУ ФСБ России) по восточному арктическому району, Федеральным государственным бюджетным учреждением (ФГБУ) «Главрыбвод», Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России по Магаданской области, Линейным отделом полиции в аэропорту города Магадана, Магаданским филиалом Федерального государственного бюджетного научного учреждения (ФГБНУ) «ВНИРО», с отделом Федеральной службы войск национальной гвардии по Магаданской области, управлением федеральной службы судебных приставов (УФССП).

На основании данных планов и соглашений налажено взаимодействие по обмену информацией о фактах противоправной деятельности в сфере добычи водных биологических ресурсов.

Охрана ВБР ведется круглогодично, но есть период (с января по май), когда результаты работы определяются неблагоприятными климатическими условиями (обильными осадками и сложной ледовой обстановкой), данные обстоятельства препятствуют подъезду к местам лова, как для проведения рыбоохранных мероприятий, так и для рыболовов-любителей.

К одному из значимых направлений работы в данное время года следует отнести мониторинг исполнения гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС) обязательных требований, предъявляемых к данной категории граждан в части предоставления информации о вылове (добычи) водных биологических ресурсов по решениям, выданным на текущий год (п. 88.2 Правил рыболовства для ДВ рыбохозяйственного бассейна). [3]

Работа по охране нерестовой корюшки в реке Тауй и Яна (с 15 мая по 10 июня 2019 года) была организована таким образом, что на водоемах круглосуточно находились три инспекторские группы, и выставлено 2 временных поста, данная работа была проведена на двух участках:

- район лососевого участка «Охотскрыбвод», устьевая часть реки Тауй;

- устьевая часть реки Яна, район поселка Усть-Янский.

Немаловажным направлением работы государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания остается надзор за состоянием

рыбохозяйственных водоемов, на которых в рамках Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [4], Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, проводятся мероприятия по предотвращению загрязнения, засорения и иных видов вредного воздействия на запасы рыб и других водных животных и растений [5], также Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 г. N 1045. [6]

Последнее Положение не действует на территории Российской Федерации с 21.02.2020 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 N 80. Но, так как наше исследование проводится в рамках 2016-2019 годов, данное Положение все еще имеет свою юридическую силу и должно быть в перечне нормативно-правовых актов, регламентирующих государственный контроль (надзора) и охрану водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Несмотря на то, что на территории Магаданской области по состоянию на 31.12.2019 года действовало 22 стационарных очистных сооружения, общей мощностью 33,05 миллион кубических метров в год, нагрузка загрязняющих веществ по водным объектам распределяется неравномерно, большая часть приходится на реки бассейна Колымы, где основными источниками загрязнений являются предприятия, ведущие добычу полезных ископаемых, а также предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

Основным источником загрязнений водных объектов бассейна Охотского моря являются жилищно-коммунальные предприятия города Магадана, Ольского и Хасынского районов области. Основная работа в данном направлении ведется с мая по сентябрь месяц, на которые приходится пик мойки автотранспорта гражданами города Магадана в рыбоохранных зонах реки Магаданки и реки Дукча.

В Охотском территориальном управлении Росрыболовства надзором за охраной среды обитания водных биоресурсов занимается отдел организации рыбоохраны и 6 районных и межрайонных отделов контроля надзора и рыбоохраны.

Данное направление деятельности в большей части реализуется координацией работы районных отделов рыбоохраны осуществляющих мероприятия по охране среды обитания водных биологических ресурсов в Хасынском, Тенькинском, Ягоднинском, Сусуманском и Среднеканском городском округе (районе).

На территории области в 2019 году было зарегистрировано 254 предприятия, оказывающие влияние на состояние водных биологических ресурсов в водоемах Магаданской области рыболовство и рыбоводство, которые по формам собственности

разделяются на: предприятия промышленности - 141, предприятия сельского хозяйства -23, предприятия лесной промышленности - 4, прочих - 86. Вместе с тем, осуществляло свою деятельность только 51 предприятие (от общего числа зарегистрированных), из которых к крупным и средним относится 11 предприятий, к малым 38, в том числе осуществляющих рыбоводство - 2.

От общего указанного числа на обслуживаемой территории в текущем году осуществляли рыболовство 46 юридических лиц (ООО/ОАО/ЗАО) и 3 родовых общины.

Рыбодобывающие предприятия приступили к промыслу в соответствии с решением комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб 01 июля. На участках рыболовство велось 58 бригадами, было выставлено 25 ставных невода, использовано 112 закидных невода и 368 ставных сети.

В настоящее время в Магаданской области действует Перечень рыбопромысловых участков Магаданской области, утвержденный Постановлением администрации Магаданской области [7].

Перечень рыбопромысловых участков содержит 95 участков, на 91 из которых действуют договорные отношения из них для осуществления:

- промышленного рыболовства - 19;

- прибрежное рыболовство - 7;

- используемых в нескольких целях (промышленное и прибрежное рыболовство) - 39.

- организации спортивного и любительского рыболовства - 24 (3 свободные);

- рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС - 6 (1 свободный).

В 2019 году в Магаданской области лососевая путина проходила в период с 22 июня по 22 сентября.

Всего к началу путины было задействовано: 27 инспектора рыбоохраны, а также 23 общественных внештатных инспекторов рыбоохраны, выставлено 12 временных постов, задействовано 11 моторных лодок, 15 единиц автотранспорта, сформировано 12 рейдовых групп, из них - 2 с МВД, с ПУ ФСБ -1, с иными - 3, во всех 12 группах присутствовали общественные внештатные инспектора рыбоохраны.

Рыбоохранные посты работали на всех водоёмах Магаданской области, в том числе на удаленных: на реках Гижига и Наяхан (поселок Северо-Эвенск); реке Тахтояма (район поселка Тахтоямск); реке Яма (район поселок Ямск); реке Яна; реке Тауй; реке Ола (в районе поселков Гадля, Клепка, Ола); реке Армань (район поселка Армань), реке Ойра.

За период лососевой путины 2019 года при осуществлении государственного контроля, надзора за рыболовством и охраны лососевых видов рыб инспекторами Охотского территориального управления было проведено ряд мероприятий, результаты которых представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты деятельности инспекторами Охотского территориального управления при осуществлении государственного контроля, надзора за рыболовством п охраны лососевых видов рыб

№ Виды деятельности единицы годы

п/п 2019 2018

1. составлено протоколов об административном правонарушении 311 326

2. проведено рейдов 757 516

3. наложено штрафов на сумму тыс. руб. 406,5 179Л

4. предъявлено исков на взыскание уш.ербов на сумму тыс. руб. 546г55 130б:54

5. изъято рыбы тонн 0,612 4=864

изъято нкры тонн 0Г0013 0:0207

6. изъято орудий лова единиц 195 263

7. изъято транспортных средств единиц 27 34

8. передано материалов в следственные органы на возбуждение уголовных дел человек.-'дел 8/13 19/33

9. возбуждено уголовных дел дел/человек 7/11 12/24

Основными целями и задачами инспекторских групп в период лососевой путины были - охрана водных биологических ресурсов и сохранение среды обитания ВБР бассейна рек Тауй, Яна, Ола, Яма, Гижига и Большая Гарманда, в первую очередь популяции тихоокеанских лососей на нерестилищах рек Ола, Яна, Тауй, Ойра, Армань, Хасын. С этой целью группа инспекторов была рассредоточена по рекам Армань, Ола и Хасын, в местах основных нерестилищ.

Всего за 2019 года госинспекторами Охотского территориального управления Росрыболовства:

- проведено 757 рейдов (в 2018 - 516 рейдов);

- выявлено 773 административных правонарушения в сфере рыболовства.

Показатели работы рыбоохраны Охотского территориального управления (количество составленных протоколов с разбивкой по статьям КоАП) в сравнении с предыдущими годами (2016 - 2018) представлены в виде таблице 2:

Таблица 2 - Количество составленных протоколов с разбивкой по статьям КоАП [4] за период 2016 - 20 L S годов

№ п'п № статьи Название статьи Количество протоколов

2019 2013 2017 2016

1 ч.2 ст. В.37 Нарушение правил. регламентирующих рыболовство. за исключением случаев., предусмотренных частью 2 статьи S.17 настоящего Кодекса 413 467 493 421

2 S.33 Нарушение правил охраны среды обнтання или путей миграции объектов животного мира и Бедных биологических ресурсов 197 1(52 195 233

3 S.3S Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов - производство сплава древесины, строительство мостов, дыс. транспортировка древесины или дротик лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из !зтих действий может повлечь массовую гибель рыбы или друтих водных животных, уничтожение в значительных размерах ксрмсвых запасов лнео иные тяжкие последствие 13 23 23 ■V

4 4.1 ст. £.42 Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной паюсе водного объекта, водоохраной зоны водного объекта - использование прибрежной защитной полосы Бедного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной н иной деятельности 45 47 64 68

11.0 Нар^лпения правил безопасности на водном транспорте 63 94 184 94

6 7.11 Пользование объектами животного мира н водными биологическими ресурсами без разрешения 3 1 12 1

7 20 25 Уклонение от исполнения административного наказания (влечет наложение административного штраф а) 24 33 32 116

Итого: 758 827 1003 94$

По данным таблицы 2 видно, что в 2017 году количество составленных протоколов было самым объемным.

Также в 2019 году отмечается снижение возбужденных административных правонарушений, предусмотренных часть 2 статьи 8.37 КоАП Российской Федерации, выявленных государственными инспекторами Охотского территориального управления Росрыболовства - 413 (2018 год - 467).

Отмечается тенденция по снижению количества привлеченных физических и юридических лиц к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 8.42 КоАП Российской Федерации - 45 (2018 год - 47, 2017 год - 64).

По итогам 2019 года, результаты работы Управления по выявлению административных правонарушений (773 административных дела), близки к среднемноголетним, однако указанные факторы повлияли на количество составленных административных материалов в 2019 году, как на основной показатель деятельности рыбоохраны Охотского территориального управления.

Регулярное патрулирование и присутствие инспекторских групп в местах нереста тихоокеанских лососей дало возможность популяциям лососей провести нерест. В таблице 3 представлен сравнительный анализ работы инспекторского состава (по отделам) Управления за ряд лет.

Таблица 3 - Сравнительный анализ работы инспекторского состава (по отделам) Управления за период 2016-2019 годы

Отдел рыбоохраны кол-во протоколов кол-во инспекторов кол-во протоко на 1 -го инспекто тов за

2019 2018 2017 2016 2019 2018 2017 2016 2019 2018 2017 2016

Магаданский отдел 228 233 351 338 17 10 11 10 16,12 23:3 31,9 33,8

Ольскнй отдел 207 185 181 201 15 11 12 11 13,8 17 1&Д 18г2

Хасыно -Тенькинскин отдел 103 123 104 82 6 6 7 7 17,16 20=5 14,8 12.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сусумано -Ягоднинскин отдел 138 137 208 201 6 8 8 & 23 17 26 25,1

Омсукчано-Среднеканск нй отдел 25 27 13 2 2 2 4 1 12,5 13,5 з=з 2

СевероЭвенский отдел 25 30 48 28 2 3 3 3 12,5 10 16 9,3

Отдел организации рыбоохраны 47 90 52 104 6 3 4 5 7=8 30 13 20.8

Всего за год 773 &25 1005 956 43 43 49 4& 18,0 19г2 20=5 20

В Магаданской области границы водоохранных зон и границ прибрежных полос водных объектов установлены только на реках: Дукча, Магаданка и Колыма.

Негативным результатом отсутствия установки на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, является бесконтрольность

физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территориях, прилегающих к береговым полосам водных объектов Магаданской области.

Ситуация отсутствия информационных знаков усугубляется складывающейся в большей части отрицательной судебной практикой по привлечению к административной ответственности лиц, осуществляющих использование территорий, прилежащих к береговым линиям (границам водных объектов) с нарушениями ограничений хозяйственной и иной деятельности в прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах водных объектов.

При таких условиях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (Охотское ТУ Росрыболовства) и органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением обязательных требований в области использования и охраны водных объектов (Росприроднадзор), фактически утрачивают возможность привлечения к административной ответственности физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с нарушениями ограничений хозяйственной и иной деятельности в прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах водных объектов.

Результатом данной ситуации является бесконтрольность и нарушения санитарного состояния водных объектов, загрязнение, засорение, заиление, истощение их вод, ухудшение среды обитания водных биологических ресурсов и растительного мира.

В целях предупреждения фактов незаконной добычи водных биологических ресурсов на рыбопромысловых участках для промышленного и любительского рыболовства был обеспечен межведомственный контроль за их работой. Проведены межведомственные рабочие совещания с правоохранительными и контролирующими органами по вопросам взаимодействия при осуществлении мероприятий по охране ВБР в период нерестового хода тихоокеанских лососей.

Совместно с УМВД по Магаданской области на маршрутах транспортировки (автодороги) и в местах хранения была организована и проводилась работа совместных оперативных групп по выявлению незаконно добытых ВБР (лососевых рыб).

По данному направлению на маршрутах транспортировки было проведено 6 контрольных мероприятий, в результате которых был вскрыто 4 факта транспортировки незаконно добытых ВБР, составлено 4 протокола об административном правонарушении.

Также, совместно с сотрудниками службы в г. Магадане ПУ ФСБ России по восточному арктическому району в 2019 году проведено 22 совместных рейдовых

мероприятий, выявлено 4 нарушения в сфере рыболовства, в местах реализации и хранения продукции из ВБР изъято 0,0125 тонн лососевых видов рыб, икра лососевых видов не изымалась.

Информация о количестве материалов об административных правонарушениях и материалов, направленных в правоохранительные органы на возбуждение уголовных дел в отношении неустановленных лиц (бесхозяйные)за период 2016 - 2019 годы представлена в виде таблицы 4.

Таблица 4 - Количестве материалов об административных правонарушениях п материалов, направленных в правоохранительные органы на возбуждение уголовных дел в отношении неустановленных лиц

Год ВыЯЕЛ пенин ено (б/х) Изъято рыоы Изъято нкры Предъявлен ущерб

Всего Из них уГОЛОЕНЫ X Всего (кг) Из них по уголовным Всего (кг) Из них по уголовных Всего Из ннх по уголовным

кол-во %* кг %* кг %* тыс. руб. тыс. руб. %*

2016 45 1 22,2 31,4 0 0 58,5 58,5 100 317,9 309,65 97,4

2017 55 1 1,8 212,8 0 0 3,88 3,88 100 71,984 12,804 17,8

од 1 О ГЧ 98 1 1,02 138,5 54,5 39,4 0 0 0 26,68 10,54 39,5

2019 57 0 0 19,2 0 0 0 0 0 8,325 0 0

*- е скобках указывается % от оощего показателя по бесхозяйным материалам

На период промысла тихоокеанских лососей были созданы межведомственные оперативные группы для совместных мероприятий на нерестовых водоемах и территориях с наибольшей вероятностью незаконной добычи и оборота ВБР, проведено совместных рейдовых мероприятий:

- с сотрудниками УМВД по Магаданской области - 40 рейдов;

- с ПС ФСБ (Служба в городе Магадане Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району) - 22;

- с Росгвардией - 182 рейда.

По итогам совместной работы со службой в городе Магадане ПУ ФСБ России по восточному арктическому району составлено 4 протоколов об административном

правонарушении в сфере государственного контроля, надзора и охраны лососевых видов рыб; изъято 0,0125 тонн лососевых видов рыб, орудий лова - 2.

Совместно с сотрудниками УМВД государственными инспекторами Охотского территориального управления в период лососевой путины были проведены мероприятия, представленные в таблице 5.

Таблица 5 - Результаты деятельности инспекторов Охотского территориального управления совместно с сотрудниками УМВД в период лососевой пупшы

№ Виды деятельности единицы годы

п/п 2019 2018

1. Составлено протоколов об административном правонарушении в сфере государственного контроля, надзора за рыболовством и охраной лососевых видов рыб 26 79

2. Наложено штрафов на сумму тыс. руб. 25 500 16 500

3. Предъявлено исков на возмещение ущерба тыс. руб. 178,8 1157,5

4. Предъявлено исков на взыскание ущербов на сумму тыс. руб. 548,55 1306,54

5. Изъято биоресурсов: тонн 4,007 3,900

6. Изъято орудий лова единиц 15 32

7. Изъято транспортных средств (надувные резиновые лодки) единиц 2 15

8. Передано материалов в следственные органы на возбуждение уголовных дел человек/дел 3/3 16/28

Совместно с сотрудниками Росгвардии: проведено 182 рыбоохранных рейда; составлено 66 протоколовоб административном правонарушении в сфере государственного контроля, надзора за рыболовством и охраной лососевых видов рыб; наложено штрафов на сумму - 94 тысяч рублей; предъявлено исков на возмещение ущерба - 126 тысяч 585 рублей; изъято орудий лова - 31 единиц; изъято транспортных средств (надувные резиновые лодки) - 3 единицы; изъято биоресурсов совместно с сотрудниками Росгвардии - 168,5 килограмм.

Согласно утвержденному Плану проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год Управлением предусматривалось проведение 23 плановые выездные проверки. В течении года проведено 19 плановых проверок и 8 внеплановых проверок исполнения выданного предписания и 2 внеплановые проверки исполнения повторно выданных предписаний. В таблице 6 представлен

сравнительный анализ результатов контрольно-надзорной деятельности управления за период 2016-2019 годы.

Таблица б - Сравнительный анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Охотского территориального управления за 12 месяцев 2016 -2019 годы

Показатель 31.12.2019 31.12.2018 31.12.2017 31.12.2016

Запланировано проверок 23 8 5 4

Проведено проверок 27 7 4 5

Проведено проверок (в процентах от общего количества запланированных проверок) 82,6% 87,5% 80% 100%

Общее количество проверок, по итогам которых выявлены правонарушения 10 2 1 2

Общее количество административных штрафов, наложенных по итогам всех проверок 33 2 1 3

Общая сумма наложенных административных штрафов (тыс.руЬ) 450,0 25,0 200,0 115,0

Общая сумма взысканных административных штрафов (тыс.руб) 240,0 25,0 200,0 115,0

Общее количество предписаний, выданных по результатам проведения проверок 10 1 1 2

Из таблицы видно, что общие суммы наложенных и взысканных административных штрафов в 2019 году по сравнению с 2016 годом значительно увеличились.

Вопрос организации взаимодействия Охотского территориального управления с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области остаётся актуальным вот уже на протяжении ряда лет.

С одной стороны, это объясняется тем, что выполнение судебными приставами -исполнителями задач по фактическому исполнению исполнительных документов о взыскании административных штрафов влечёт реальное наказание правонарушителя, способствует достижению целей по устранению нарушений впредь, соблюдению правопорядка.

С другой стороны, - деятельность Охотского территориального управления по выявлению и вынесению соответствующих постановлений зачастую не достигает своей цели, что чаще всего связано с малозначительностью суммы штрафов, в результате чего в

УФССП увеличивается объём исполнительных производств, затраты на их оформление, нагрузка на судебных приставов - исполнителей.

Работа со службой судебных приставов в Охотском территориальном управлении ведется на постоянной основе, проводятся рабочие совещания, которые способствуют нахождению дополнительных мер воздействия на должников, обмену информацией по направленным делам и возбужденным исковым производствам, а в итоге - более тесному сотрудничеству. Регулярно проводятся акты сверки результатов исполнения постановлений по административным материалам с УФССП, с дальнейшим их направлением в Природоохранную Прокуратуру. Ежемесячно проводятся аналитический и статистический мониторинг результатов работы по данному направлению.

В рамках производства по административным делам, по неуплате сумм штрафа в добровольном порядке, через службу судебных приставов проводится работа по взысканию штрафов.

В службу судебных приставов Охотским территориальным управлением за 12 месяцев 2019 года направлено 187 (в 2018 году - 198) исполнительных документа о взыскании штрафов за административные правонарушения в сфере охраны природы и экологического контроля среди других специально уполномоченных органов - на сумму 863,8 тысяч рублей, показатель 2018 года - 966,2 тысяч рублей.

По данным УФССП по Магаданской области на долю остальных специально уполномоченных органов приходится незначительный процент - (от 32 % до 1 %), также значительное количество исполнительных производств окончено в 2019 году по исполнительным документам Охотского территориального управления Росрыболовства -26,7 % (50 на сумму 110,2 тысяч рублей).

Всего возбуждено исполнительных производств о взыскании штрафов в пользу Охотского территориального управления Росрыболовства - 107 на сумму 693,75 тысяч рублей, часть исполнительных документов - 12 прекращено. Исполнено полностью - 50 документов на общую сумму 32,727 тысяч рублей, исполнено частично - 7 документов на сумму 6,84 тысяч рублей.

Одним из направлений работы в исследуемый период явилось обеспечение полноты взыскания наложенных штрафных санкций с целью соблюдения принципа неотвратимости наказания. В мировые суды города Магадана и в районные суды было направлено 24 дела об административном правонарушении по ст. 20.25 КоАП РФ [4] для принятия решения о наложении административного штрафа в двукратном размере суммы

неуплаченного административного штрафа, либо о наложении административного ареста на срок до пятнадцати суток.

В суд направлено для рассмотрения 20 дел, работа продолжается. По 11 административным делам судом назначен штраф в двойном размере (38,8 тысяч рублей).

Повторное привлечение нарушителей к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ [4] для многих нарушителей является неожиданной мерой, но угроза применения санкции - административного ареста, зачастую играет решающую роль. Вероятно, поэтому увеличилось число нарушителей, добровольно погасивших штраф.

В целом, работу отделов контроля, надзора и рыбоохраны в период 2016-2019 годы следует признать, как удовлетворительную.

Несмотря на объективные трудности с нехваткой инспекторского состава, на низкий уровень оснащенности высокопроходимой техникой и плавсредствами (подвесными моторами), отсутствие механической службы и оснащенной ремонтной базы для обслуживания имеющегося парка техники, работа отделов рыбоохраны Управления по исполнению функции государственного контроля, надзора и рыбоохраны в период 20162019 годов (в том числе лососевая путина) проходила достаточно ровно, на высоком уровне, без аварийных ситуаций и чрезвычайных происшествий.

Проанализировав деятельность Охотского территориального управления Росрыболовства, и выявив проблемы, нами разработаны рекомендации для более качественного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды обитания Магаданской области на предстоящий 2020 год, а также последующие годы.

Для максимальной отдачи в работе отделов рыбоохраны в 2020 году необходимо увеличить как минимум на 20-25 % штат инспекторского состава.

В 2020 году целесообразно при проведении мероприятий по охране ВБР больше задействовать общественных инспекторов рыбоохраны и общественные объединения.

Располагать стационарные посты в период лососевой путины по берегам нерестовых водоемов, что сделает постоянным присутствие инспекторов на водоёме (как наиболее действенная профилактическая мера), и сократив при этом время подхода или подъезда в нужную точку водоёма.

Осуществлять взаимодействие с рыбодобывающими предприятиями, родовыми общинами КМНС в части получения (обмена) информации о возможных местах нахождения и концентрации групп лиц, занимающихся незаконной добычей лососевых видов рыб.

В период лососевой путины особое внимание мобильным инспекторским группам уделять районам с нерестилищами дальневосточных лососей.

Список литературы

1. Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов [утв. постановлением Правительства РФ от 25 дек. 2012 г. N 1394] [Электронный ресурс] / Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс»;

2. Административный регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации" [утв. Приказ Минсельхоза России от 18.02.2015 N 58; в ред. от 14.02.2017 г.] [Электронный ресурс] / Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс»;

3. Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна [Приказ Минсельхоза России N 385 от 21.10.2013: в ред. 01.01.2019] [Электронный ресурс] / Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс»;

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" [федер. закон N 195-ФЗ: принят Гос. Думой 20 дек.2001 г.: в ред. От 18.03.2020г.] [Электронный ресурс] / Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс»

5. Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна [Приказ Минсельхоза России N 267 от 23 мая 2019] [Электронный ресурс] / Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс»;

6. Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР [утв. Постановлением Совета Министров СССР N 1045 от 15 сентября 1958: в ред. От 12 июня 1987] [Электронный ресурс] / Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс»;

7. Перечень рыбопромысловых участков Магаданской области [утв. Постан. адм. Магаданской обл. от 09.06.2008 № 214-па: с изм. на 25 октября 2018] [Электронный ресурс] / Доступ из справ. - правовой системы «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.