УДК 159.9
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССОВ О СМЫСЛЕ
ЖИЗНИ
Круглова Мария Борисовна - учитель музыки муниципального бюджетного образовательного учреждения Развилковской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов, Ленинского района Московской области, [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена проблеме изучения представлений о смысле жизни у выпускников средней школы. Анкетирование показало, что у учащихся одиннадцатых классов складываются представления о смысле жизни и смысле своей жизни. Они осознают разнообразие представлений о смысле жизни, возможность их перестройки в процессе взросления и овладения опытом.
Ключевые слова: смысл жизни, смысл своей жизни, широкие социальные, групповые, индивидуальные, познавательные и эмоциональные смыслы жизни.
STUDENTS' IDEAS ABOUT THE MEANING OF LIFE
Kruglova Maria Borisovna - a teacher of music of the municipal budget educational institution of the Razvilkovskaya secondary school with in-depth study of individual subjects, Leninsky district of the Moscow region, [email protected]
Abstract.
The article is devoted to the problem of studying ideas about the meaning of life among high school graduates.The questionnaire showed that students of the eleventh grades have ideas about the meaning of life and the meaning of their life. They are aware of the diversity of ideas about the meaning of life,the possibility of their restructuring in the process of growing up and mastering experience.
Key words: the meaning of life, the meaning of one's life, broad social, group, individual, cognitive and emotional meanings of life.
Сегодня, когда исполняется 25 лет со дня проведения первого симпозиума по проблемам смысла жизни, хочется отметить, что на нем в качестве важнейшей выделена и постоянно обсуждалась проблема становления смысла жизни у молодежи. Характеризуя современное общество, В.Э. Чудновский подчеркивал: «В 90-е годы был нанесен "увесистый" удар по подрастающему поколению России. Составляющие это "удара": ребенок, подросток, юноша оказались в ситуации, когда теперь "все можно": купить аттестат об окончании школы, диплом о высшем образовании, права на управление транспортным средством. Государство и государственная школа освободили себя от воспитания подрастающего поколения» [1, с. 22]. И В.Э. Чудновский сделал прогностический вывод: «В 90-е годы мы промахнулись мимо подрастающего поколения. И этот промах будет долго давать о себе знать» [там же].
Последние годы появилось много критических статей о том, что ориентация на обогащение, на власть денег, рождает бездуховность во всех слоях общества.Отмечается: социальное неравенство зашло в нашей стране так далеко, что породило уже классовую ненависть. Поэт А. Дементьев метко выражал эту мысль в своей книге. «В России отныне есть два государства. \Одно - для народа. Другое - для барства. \В одном государстве шалеют от денег. \В другом - до зарплаты копеечки делят». В психолого-педагогических
исследованиях подчеркивается, что мир материальный со своими грубыми законами стяжательства и силы жестко вторгается в подростковую жизнь и влияет на формирование социальной позиции. Агрессивное воздействие на неокрепшие души, переворачивает понятие «цель» и «средства». Богатство становится целью, а не средством к достижению целей. Находятся ученики, которые чувствуют эту подмену и размышляют о ложности такой подмены, тем самым спасая себя от ущербности в личностном развитии.
Однако в основных документах об образовании сохраняется в качестве главного положение о том, что «новое образование должно работать на новую экономику». Свое бескомпромиссное отношение к этому положению высказывал В.Э. Чудновский. На страницах «Литературной газеты» он справедливо писал: «Мы как будто ушли от человека с психологией "винтика" государственной машины, но приходим к психологии "винтика" рыночной экономики». Как отметил далее В.Э. Чудновский: «Нужно подготовить школьника к жизни в условиях рыночной экономики, но не менее важно научить его быть личностью, чтобы смысл будущего рыночника не свелся к добыванию денег любым способом».
Большое внимание участники симпозиума уделяли проблемам современного образования. Как известно, в «Законе об образовании» впервые был введен термин «образовательные услуги», против которого выразила свой протест педагогическая общественность. Педагоги справедливо возмутились, считая, что тем самым их приравнивают к «чистильщикам сапог» или «к уборщикам мусора». Вопреки отрицательным отзывам, термин «образовательные услуги» сохранился. Тем самым, фактически закрепляется приоритет потребительской психологии, а не приоритет психологии Человека -Творца, Человека - Созидателя своего будущего. Выступая на симпозиуме, В.Э. Чудновский справедливо отмечал: «Стратегическая ошибка минувших десятилетий - недооценка значимости школы и учителя в судьбе человека и общества». «Процесс образования был подчинен предоставлению образовательных услуг» [1, с 24]. Он четко сформулировал задачу: «Процесс образования в средней школе должен представлять собой органическое единство обучения и становления личности» [1, с.24].
В наше время существенно повышается значимость деятельности Учителя не как выполняющего образовательные услуги, а как воспитателя, помогающего школьникам обрести высокие жизненные смыслы, сеющего «Разумное, Доброе, Вечное». Чтобы понять, как реализовать эту идею, нужно, прежде всего, посмотреть, а какие представления о смысле жизни складываются у современных школьников. В этом во многом помогает своеобразный психологический инструментарий, созданный под руководством В.Э. Чудновского и А.А. Бодалева и предложенный участникам симпозиума в виде двух анкет «Смысл жизни» и «Смысл жизни и акме» для работы с представителями разных возрастов - от подросткового до пожилого.
В нашей школе постоянно используется анкета «Смысл жизни» для проведения анкетирования школьников 7 - 11 классов. В текущем году в проведенном нами анкетировании участвовали одннадцатиклассники. Анкета содержала 9 вопросов. Ученику предлагалось сначала раскрыть понятие смысла жизни (первый вопрос), затем (в последнем вопросе) сформулировать смысл своей жизни. По ответам учащихся можно быть выяснить, дифференцируют ли они понятия "смысл жизни" и "смысл своей жизни". Дополнительную информацию об этом давали ответы на вопросы 2, 3, 4, где предлагалось оценить значение смысла жизни для человека: всегда ли наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе, чего в жизни больше - смысла или бессмыслицы? Ответы на эти вопросы раскрывали также, какое содержание вкладывают учащиеся в понятия "смысл жизни" и "смысл своей жизни". Вопросы 5 и 6 проявляли отношение учащихся к возможным изменениям смысла жизни с возрастом, выясняли изменения, которые произошли в последние годы. Вопросы 7 и 8 выявляли факторы, влияющие на становление смысла жизни.
Всего в экспериментах приняли участие 54 одиннадцатиклассника. Оказалось, что у школьников складываются самые разные представления о смысле жизни человека и о
смысле своей жизни. Результаты показали, что у одних - на достаточно высоком уровне обобщенности, у других - они конкретизированы в соответствии с этапом жизни. Приведем примеры достаточно общих формулировок. «Смысл жизни это то, ради чего хочется жить, это как цель, которую нужно достигнуть». «Быть счастливым». «По моему представлению, смысл жизни - это мечта, к которой человек стремится на протяжении всей своей жизни». «Оставить после себя что-то значимое».
Конкретные же представления отражают как широкие социальные смыслы (польза для людей, для общества), групповые смыслы (семья, дети, общение со сверстниками), так и индивидуальные (самосовершенствование, завершение этапа в обучении и т.д.). Приведем некоторые высказывания школьников. «Смысл жизни - это найти себя, найти свое призвание, ну и, конечно же, семья». «Это создание семьи, служение Богу, самореализация в какой-либо сфере жизни». «Смысл жизни состоит в том, чтобы делать мир чуть лучше. Это могут быть и изобретения, обеспечивающие жизнь, и а могут быть помощь и поддержка людям в переломные моменты жизни». Смысл своей жизни школьники связывают как с близкими перспективами, так и с более отдаленными, оценивая их и сопоставляя со смыслами, проявляющимися в повседневной жизни. «Мой смысл жизни заключается в том, чтобы отучиться в университете, и найти работу по душе. Многие люди вынуждены работать на неприятной им работе только из-за того, чтобы у них были деньги на существование. Надеюсь, я не попаду в такую ситуацию». «Вести праведный образ жизни; работать во благо Родины, тем самым делая Россию снова великой; быть ближе к семье и к Богу». «Хочу добавить чуть-чуть больше добра в этот мир». Отметим, что «в деньгах» увидел смысл жизни только один ученик.
Очень широко представлены в ответах учащихся познавательные смыслы: познание и понимание жизни, получение образования. Эмоциональные смыслы представлены в понятиях: страдание, счастье, вера, радость, любовь. Приведем примеры. «Поступить в университет», «сделать значительный вклад в науку». «Я считаю, что смысл жизни в любви: мы только тогда ощущаем полноценность жизни, когда чувствуем, что родители нас любят, что мы их любим; когда рядом с нами только любимые люди; когда мы занимаемся любимым делом. Именно любовь дает нам осознание того, что жизнь имеет смысл. И этот самый смысл в принятии и отдаче любви».
Анализ показал, что выпускники школы дифференцируют понятия «смысл жизни человека» и «смысл своей жизни» Так, все участники анкетирования раскрыли смысл жизни в основном в общем виде: 35 чел. из 46 (80%). Только 11 человек (20%) попытались его конкретизировать. Напротив, смысл своей жизни не смогли раскрыть 14 чел. из 46 (30%), конкретизировали 23 чел. (50%), раскрыли обобщенно 9 чел. (20%).
Размышляя о значении смысла жизни, учащиеся указывают, что наличие смысла жизни «придает чувство уверенности», «вселяет надежду», «определяет направление в жизни». Учащиеся обосновывали значимость смысла жизни. «Смысл жизни имеет важное значение в жизни человека, так как он помогает двигаться вперед, достигать нового». «Смысл жизни помогает человеку справляться со сложностями, именно жить, а не существовать». «Если бы не было смысла жизни, то в мире были бы многочисленные суициды». Большое позитивное значение смысла жизни отметили 35 чел. из 46 (76%). С учетом проявления как позитивных, так и негативных смыслов неоднозначное отношение выразили 7 чел. (15%), ответ отсутствовал у 4 чел. (9%).
Учащиеся попытались соотнести смысл жизни с судьбой человека. Результаты показали, что 18 чел. (39%) считают: смысл жизни всегда положительно сказывается на судьбе человека. Столько же ответили, что «не всегда». Не смогли дать однозначного ответа, полагая что «все люди разные» 7 чел. (15%). Отказались от ответа 3 чел. (7%). Приведем примеры. «Думаю, да. Потому что смысл жизни - это некая цель, к которой человек стремится, а достижение цели доставляет определенное удовольствие». «Если у человека нет позитивного смысла жизни, это загоняет его в тьму, а потом и в депрессию».» Я считаю, что нет однозначного ответа. Все зависит от самого человека».
Анализируя результаты анкетирования, мы обратили внимание на противоречивость представлений школьников о смысле и бессмыслице. Оказалось, что 16 чел. из 46 (35%) считают, что в жизни есть только смысл и не должно быть бессмыслицы, так как жизнь без смысла невозможна. Однако 15 чел. (32%), напротив, считают, что в жизни больше бессмыслицы. Причем одни ученики отмечают негативные стороны, а другие - ценность самой бессмыслицы, без которой, по их убеждению, невозможен жизненный прогресс. Приведем их суждения. «Бессмыслицы, так как много плохих людей». « Чем больше в жизни человека бессмыслицы, тем больше станет в будущем смысла». В то же время, 12 чел. (26%)отмечают, что в жизни есть и смысл и бессмыслица, но, главное, каково соотношение между ними. Лишь 3 чел. (7%) посчитали, что вопрос сложный и не ответили.
Нас заинтересовали ответы учащихся на вопрос: «Что, по вашему мнению, в большей мере влияет на становление смысла жизни (поставьте в порядке значимости)». Далее предлагалось шесть вариантов, а седьмой ученик мог назвать сам. Ниже представлены результаты распределения этих вариантов школьниками от первого места до седьмого. Сразу отметим, что 1 чел. (2,2%) отметил равнозначность для него всех шести предложенных вариантов и еще 1 чел. (2,2%) в качестве седьмого выбрал самореализацию.
Пример родителей. I место - 21 чел, (45,7%), II - 8 чел. (17,4%), III - 2 чел. (4,3%), IV -2 чел. (4,3%), V - (0%), VI - 1 чел.(2%), VII - 1 чел.(2,2%).. Не значимо - 10 чел. (21,7%).
Собственный опыт. I место - 15 чел, (32,6%), II - 12 чел. (26%) III - 9 чел. (19,7%), IV - 1 чел. (2,2%), V - .(0%), VI - 2 чел. (8,7%),). Не значимо - 6 чел. (13%). .
Общение со сверстниками I место - 2 чел, (4,3%), II - 10 чел. (21,7%) III - 11 чел. (%), IV - 5 чел. (8,7%), V - 1 чел. (2,2%), VI - 2 чел. (4,3%),). Не значимо - 13 чел. (28,3%).
Влияние средств массовой информации I место - 2 чел. (4,3%), II - 2 чел. (4,3%) III - 2 чел. (4,3%), IV - 13 чел. (28,3%), V - 3 чел. (6,5%), VI - 4 чел. (8,7%),). Не значимо - 17 чел. (37%).
Общение с педагогами I место - 1 чел.(2,2%), II - 2 чел. (4,3%) III - 2 чел. (4,3%), IV -2 чел. (4,3%), V - 13 чел. (28,3%), VI - (2 чел. (4,3%),). Не значимо - 23 чел. (50%).
Чтение литературы I место - (0%), II - 7 чел. (15,2%) III - 8 чел. (17,4%), IV - 5 чел. (10,9%), V - 4 чел. (8,7%), VI - 7 чел. (15,2%),). Не значимо - 14 чел. (30,4%).
Анкетирование позволило выявить, что среди факторов, влияющих на становление смысла жизни, учащиеся выделяют и ставят на первое место пример родителей (45,7%). Это для нас особенно значимо. В настоящее время, как известно, воспитание фактически переложено на плечи родителей. И от того, каким будет этот пример старшего поколения, во многом зависят и те позитивные жизненные смыслы, которые складываются у школьников. Зачимым является и собственный опыт школьника. К сожалению, на последних двух местах оказались общение с педагогами и чтение литературы.
Результаты анкетирования показали, какое значение имеют учебные предметы для школьников в процессе решения задачи на смысл жизни. Значительное число участников отметили, что «никакие предметы не помогают» (11 чел, 24%). Только один ученик отметил, что каждый учебный предмет для него значим и даже попытался обосновать свой ответ (1 чел, 2%). «Каждый предмет в отдельности, но в основном учителя этих предметов». В то же время, большинство учащихся выделяли отдельные учебные предметы (один или несколько), связывая их либо с поступлением в университет, либо с глубиной научных знаний, развитием интеллекта и умения понимать жизнь (26 чел., 56%). «Это биология, химия и другие не менее интересные науки, объясняющие существование мира». На первом и втором местах оказались литература (10 чел, 22%) и обществознание (6 чел, 13%). Учащиеся отмечают значимость еще 10 учебных предметов. Расположим остальные предметы в соответствии с количеством школьников, которые их отметили. История (5 чел., 11%). Изобразительное искусство и химия (по 4 чел., 4%). Психология и математика (по 2 чел., 4%). МХК, биология, физика, география (по 1 чел., 2%). Некоторые учащиеся отмечают учебные предметы, связывая их с будущей профессией.
По мнению школьников, на смысл жизни влияют и те изменения, которые происходят с возрастом. Они подчеркивали, что с возрастом «изменяется мировоззрение», «расширяется опыт человека», «появляются новые возможности, новые интересы, ценности, приоритеты». Большинство участников опроса (40 чел, 87%) отметили, что с возрастом смысл жизни человека изменяется. Однако некоторые либо указали, что возраст не влияет на содержание смысла жизни (3 чел., 6,5 %), либо затруднились ответить (3 чел., 6,5 %).
Анкетирование позволило прояснить, произошли ли у старшеклассников изменения в понимании смысла жизни. Оказалось, что 19 чел. (41%) каких-либо изменений не обнаружили, а 23 чел. (50%) отметили такие изменения и только 4 чел. (9%) отказались от ответа. Некоторые ученики попытались раскрыть содержание и причины нового понимания смысла своей жизни. «Да, мое понимание смысла жизни изменилось из-за расширения взглядов, появления новых целей». «Да, все свои силы направила на учебу». «Да, изменилось отношение к людям». «Произошли изменения, связанные с семьей». «У меня произошли изменения в понимании смысла жизни. Произошло перераспределение ценностей. После общения со многими людьми разных социальных статусов пришло понимание того, кем я являюсь и чего хочу». «Да. Отбросил, что было не нужно. Сильно изменилась жизнь». «Вероятно, да. Не могу более смотреть, как унижают Россию». Однако нередко в ответах отмечалось, что изменения произошли, но «это очень личное».
Итак, анкетирование показало, что у учащихся одиннадцатых классов складываются представления о смысле жизни и смысле своей жизни. Они осознают разнообразие представлений о смысле жизни, возможность их перестройки в процессе взросления и овладения опытом. А впереди наших выпускников ждет новая жизнь. И хочется верить, что она обогатится новыми позитивными смыслами, которые в минуты сомнений и раздумий помогут в любых трудных ситуациях. И кем бы они ни стали, в какие бы уголки рыночной экономики их ни забросила судьба, пусть светлую надежду и уверенность в своих силах им придадут замечательные слова В.Э. Чудновского: «Необходимо, наконец, понять, что не экономика и производство материальных благ (как бы они ни были важны и значимы), а сам человек является основным действующим фактором исторического процесса. И от него, в конце концов, зависят и экономика и производство материальных благ, да и сама жизнь на Земле» [2, с. 23]
Литература
1. Обращение В.Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17 - 27. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXI-simpozium.pdf (Дата обращения 21.01.2020).
2 Чудновский В.Э. Смысл жизни и личность. ////Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов ХХ симпозиума /под ред Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО» 2015. С. 16 -24. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XX-simpozium.pdf (Дата обращения 24.01.2020).