УДК 159.9
ФАКТОРЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ВЫБОРОВ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
Колосова Елизавета Олеговна (Москва, Россия) - студентка 1 курса магистратуры, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МШУ)
Аннотация.
В статье представлены факторы, оказывающие влияние на смысложизненный выбор у такой группы людей, как студенты-выпускники. Рассмотрено влияние, которое данные факторы оказывают на жизненный выбор, а также как этот выбор осуществляется человеком.
Ключевые слова: смысл, смысложизненный выбор, факторы смысложизненного выбора.
FACTORS OF THE LIFE CHOISE ELECTIONS OF UNIVERSITY GRADUATES
Kolosova Elizaveta Olegovna(Moscow, Russia) - the 1st year student of master's degree, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Moscow Pedagogical State University" (MPSU)
Abstract.
The article presents the factors that influence the life-long choice of such a group of people as graduate students. We considerthe influence that these factors have on life choices, as well as how this choice is made by man, is examined.
Keywords: meaning, life choice, factors of the life-long choice.
Категория смысла жизни связана с восхождением человека по этапам развития его сознательного отношения к своему существованию. Это связано с осознанием человеком его взаимоотношений с миром, осмыслением ценностей и самоосуществления в жизни, а также опирается на связь человека с окружающим миром и людьми. В качестве личностного аспекта развития рассматривается позиционирование человека, что позволяет выходить на новый план - осознание смысла любого деяния человека - в чем заключаются ответы на вопросы человека, которые он может задавать самому себе или же людям из своего окружения.
Поиски смысла тесно связаны с провозглашаемыми людьми этическими нормами бытия, с нравственными принципами, которые вырабатываются в предыстории развивающегося человека, но при этом не ограничиваются ими [3]. В студенческом возрасте у людей на выбор оказывает влияние ряд факторов. Попробуем разобраться как проявляется это влияние и от чего оно зависит.
Для изучения смыслов жизни, включающих смысл получения образования студентами в целом, хорошо подходят такие опросники, как, например, «Тест жизнестойкости» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова) [1].
В настоящее время меняется роль вуза в жизни молодежи, поскольку сейчас вуз является не только центром профессиональной подготовки, но и несет новое содержание для молодежи и всего населения. Именно поэтому, мы обращаем внимание на то, что изначально старшие школьники, в большинстве своем, подготовлены к получению образования в вузе, у них присутствует мотивация в плане своего личностно-профессионального самоопределения. Но зачастую бывает обратная ситуация, когда школьники так и остаются школьниками. У них не проявляются новообразования, которые характерны для студенческой молодёжи и в личностном, и в когнитивных планах, вследствие чего, студенты-первокурсники воспринимают в дальнейшем все как школьники, даже после
выхода приказа о зачислении. Такая позиция может присутствовать еще долгое время, иногда, вплоть до окончания обучения в вузе, что может значительно осложнять процесс обучения и своего рода влиять на осуществления дальнейшего жизненного выбора [2].
Всем известно, что по окончании вуза перед каждым студентом встает вопрос: «Что делать дальше?» И здесь на выбор человека начинает оказывать влияние большое количество факторов. В первую очередь, необходимо исходить из того, как был совершен выбор ранее, насколько сознательно человек, будучи школьников, подошел к вопросу выбора образования. Если все было совершено сознательно, то в целом, перспективы дальнейшего жизненного выбора ясны - человек и дальше будет двигать в том направлении, которое избрал. Если же выбор был сделан человеком из-за психологических факторов то, вполне вероятно, что эти факторы могут продолжать свое влияние и спустя годы.
В качестве таких факторов, которые способны оказать воздействие на смысложизненный выбор студента, мы можем рассматривать, в первую очередь, влияние родителей. Известный факт, что родители могут оказывать ведущее влияние на человека на протяжении всей жизни. А особенно это влияние наблюдается в такие важные моменты, когда необходимо сделать поистине сложный выбор. И иногда позиция родителей играет ведущую роль в определении жизни студента. Руководствуясь их примером, опытом, человек может просто «пойти по стопам» своих родителей и продолжить, к примеру, семейную «династию».
Еще одним фактором может служить выбор друзей, за которыми человек может следовать. Или же наличие определенной влиятельной фигуры, на пример которой можно ориентироваться. В вузе такое может происходить под влиянием преподавателей. Одним из факторов подготовки человека к профессиональной деятельности может стать процесс становления смысложизненных выборов у студентов именно через обращение к смыслу жизни. И поскольку ценностно-смысловая сфера представляет собой сложное структурное образование, включающее в себя интегрированное представление человека о значении своего существования и места в жизни, то происходит детерминация его мотивов, деятельности и поведения. Преподаватели могут оказывать влияние на смену жизненных взглядов и позиционирования самого себя.
Также среди факторов можно выделить, так называемый, экономический. Здесь мы говорим о строении рыночной конъюнктуры, престижности, полученного образования и предполагаемого заработка. Вполне естественно, что по окончании вуза каждый студент начинает задумываться о том, насколько его специальность необходима на рынке труда. Исходя из своего опыта, он уже может понимать, в каком направлении необходимо продолжать движение: необходимо ли повышение квалификации, за счет курсов дополнительного образования или же имеющегося опыта и знаний будет достаточно.
Иногда случаются и такие ситуации, когда еще в процессе обучения человек осознает, что ему необходимо двигаться в другом направлении. Соответственно по окончании вуза он выбирает свой путь и идет по нему.
Большим условием для студентов является престижность работы и заработок. Естественно, как уже говорилось, если опыт оказывается недостаточным, для получения престижной должности и работы, то студенты начинают искать способы решения данных проблем. Кроме того, каждому хочется найти высокооплачиваемую работу, а это не всегда бывает легко сделать после окончания университета. Здесь также начинаются пути решения данной проблемы: продолжать обучение, чтобы потом пойти на желаемую должность или же пойти набираться опыта, чтобы потом также получить то, что хочешь.
Следует также отметить, что зачастую руководствуются тем, что стремятся воплотить желаемый образ своего «Я» и образ жизни. Исходя из этого, и идет формирование дальнейшего жизненного пути, поскольку в зависимости от того, что человек ставит своей целью, он по-разному ее достигает.
Есть определенные знания и умения, которые позволяют студентам понять самого себя, усилить свой личностный потенциал и осознать свою уникальность. Это представляет
особую важность для взрослеющего человека, который находится перед выбором своего жизненного пути и поиском места в жизни.
Профессиональное и моральное определение неразрывно связаны, поскольку студенты пытаются найти свое призвание, а не просто профессию. Поэтому очень важно уметь открывать внутренний мир, уметь погружаться в свое самосознание, развивать его и мировоззрение, находить смысл своей жизни. Помочь во всем этом могут методы экзистенциальной психологии.
Необходимо помнить о том, что никто не может дать человеку смысл извне, поскольку это его личный смысл, а соответственно он сам несет за это ответственность. Умение вырабатывать ценностные ориентации, которые отражают саму сущность человека, формирование мировоззрения в систему обобщенных представлений о мире в целом, о других людях, самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности, все это позволит человеку совершать свой выбор осознанно и безошибочно.
Литература
1. Буравлева Н. А. Личностная подготовка студентов к будущей профессии // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов ХХ симпозиума /под ред Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО» 2015. С. 172 - 175. [Электронный ресурс] http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XX-simpozium.pdf (Дата обращения 28.02.2020)
2. Меркулова О.П. Представления студентов о смыслах получаемого ими высшего образования // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов XX симпозиума /под ред Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО» 2015. С. 167 - 169. [Электронный ресурс] http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XX-simpozium.pdf (Дата обращения 28.02.2020)
3. Осницкий А.К. Смыслы как показатели самоопределения человека // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов XX симпозиума /под ред Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО» 2015. С. 201 - 205. [Электронный ресурс] http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XX-simpozium.pdf (Дата обращения 28.02.2020)
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ В ТУРКМЕНСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Ишангулыев Халы Сейитмырадович - магистрант кафедры психология образовании, факультета педагогики и психологии (направление «возрастно-психологическое консультирование») Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1, е-mail:hally.89@mail.ru
Аннотация.
Статья посвящена анализу особенностей смысловой сферы в Туркменской социализации. В данной работе рассматривается социализация в традиционном обществе с разных аспектов социальной ступени. Ценности традиционного общества в роли формирования личности человека с традиционным мышлением.