Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ О КАТЕГОРИИ «ЧЕЛОВЕК»'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ О КАТЕГОРИИ «ЧЕЛОВЕК» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человек / человекознание / личность / юношеский возраст / студенчество / профильное обучение / представления о человеке / person / humanities / personality / adolescence / students / specialized education / ideas about a person

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна

В статье автором охарактеризована концепция формирования категории человек в условиях школьного и высшего образования. С позиции психологического научного знания проанализирована категория «человек». Рассмотрены различные зарубежные и отечественные подходы в области человекознания. Автором дана характеристика психологических особенностей старших школьников и студенчества. Охарактеризованы представления современных школьников и студентов о понятии «человек». Статья имеет практическую значимость для психологической науки. Представлен практический опыт процесса формирования представлений в области человекознания у школьников и студентов. Методологическая основа исследования базируется на трудах Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Е.И. Исаева, Э. Кречмера, А.Н. Леонтьева, В.И. Слободчикова, К. Роджерса, 3. Фрейда, У. Шелдона, Э. Эриксона и др. В условиях констатирующего эксперимента выявлены особенности в представлениях о понятии «человек» у старших школьников и студентов начальных курсов, изучающих общую психологию и психологи (раздел 1 психология человека). На основании результатов исследования автором определен вектор работы по развитию комплексных представлений о категории «человек» в рамках изучения психологии. Автор статьи на этапе формирующего эксперимента представил опыт по формированию и развитию представлений в сфере человекознания в условиях преподавания дисциплин в вузе «Общая психология», «Психология», а также в условиях профильного обучения со старшими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the author characterizes the concept of the formation of the category of people in the conditions of school and higher education. The category “person” is analyzed from the position of psychological scientific knowledge. Various foreign and domestic approaches in the field of human science are considered. The author characterizes the psychological characteristics of senior schoolchildren and students. The ideas of modern schoolchildren and students about the concept of “person” are characterized. The article has practical significance for psychological science. Practical experience in the process of forming ideas in the field of human studies among schoolchildren and students is presented. The methodological basis of the study is based on the works of B.G. Ananyeva, P.P. Blonsky, E.I. Isaeva, E. Kretschmer, A.N. Leontyeva, V.I. Slobodchikov, K. Rogers, Z. Freud, W. Sheldon, E. Erikson, etc. In the conditions of the ascertaining experiment, features were identified in the ideas about the concept of “person” among senior schoolchildren and elementary students studying general psychology and psychologists (section 1 human psychology). Based on the results of the study, the author has determined the vector of work on the development of complex ideas about the category “person” within the framework of the study of psychology. The author of the article, at the stage of the formative experiment, presented experience in the formation and development of ideas in the field of human knowledge in the conditions of teaching disciplines at the university “General Psychology”, “Psychology”, as well as in the conditions of specialized training with senior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ О КАТЕГОРИИ «ЧЕЛОВЕК»»

Литература:

1. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. - Москва: Канон-пресс-Ц-Кучково-поле, 2000.-304 с.

2. Петрова, Г.А. Визуальная психосемиотика общения / Г.А. Петрова. - Москва: 2015. - 322 с.

3. Пикулёва, O.A. Психология самопрезентации личности: монография / O.A. Пикулёва. - Москва: ИНФРА-М, серия «Научная мысль», 2013. - 320 с.

Психология

УДК 159.99

магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ О КАТЕГОРИИ «ЧЕЛОВЕК»

Аннотация. В статье автором охарактеризована концепция формирования категории человек в условиях школьного и высшего образования. С позиции психологического научного знания проанализирована категория «человек». Рассмотрены различные зарубежные и отечественные подходы в области человекознания. Автором дана характеристика психологических особенностей старших школьников и студенчества. Охарактеризованы представления современных школьников и студентов о понятии «человек». Статья имеет практическую значимость для психологической науки. Представлен практический опыт процесса формирования представлений в области человекознания у школьников и студентов. Методологическая основа исследования базируется на трудах Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Б.И. Исаева, Э. Кречмера, А.Н. Леонтьева, В.И. Слободчикова, К. Роджерса, 3. Фрейда, У. Шелдона, Э. Эриксона и др. В условиях констатирующего эксперимента выявлены особенности в представлениях о понятии «человек» у старших школьников и студентов начальных курсов, изучающих общую психологию и психологи (раздел 1 - психология человека). На основании результатов исследования автором определен вектор работы по развитию комплексных представлений о категории «человек» в рамках изучения психологии. Автор статьи на этапе формирующего эксперимента представил опыт по формированию и развитию представлений в сфере человекознания в условиях преподавания дисциплин в вузе «Общая психология», «Психология», а также в условиях профильного обучения со старшими школьниками.

Ключевые слова: человек, человекознание, личность, юношеский возраст, студенчество, профильное обучение, представления о человеке.

Annotation. In the article, the author characterizes the concept of the formation of the category of people in the conditions of school and higher education. The category "person" is analyzed from the position of psychological scientific knowledge. Various foreign and domestic approaches in the field of human science are considered. The author characterizes the psychological characteristics of senior schoolchildren and students. The ideas of modern schoolchildren and students about the concept of "person" are characterized. The article has practical significance for psychological science. Practical experience in the process of forming ideas in the field of human studies among schoolchildren and students is presented. The methodological basis of the study is based on the works of B.G. Ananyeva, P.P. Blonsky, E.I. Isaeva, E. Kretschmer, A.N. Eeontyeva, V.I. Slobodchikov, K. Rogers, Z. Freud, W. Sheldon, E. Erikson, etc. In the conditions of the ascertaining experiment, features were identified in the ideas about the concept of "person" among senior schoolchildren and elementary students studying general psychology and psychologists (section 1 - human psychology). Based on the results of the study, the author has determined the vector of work on the development of complex ideas about the category "person" within the framework of the study of psychology. The author of the article, at the stage of the formative experiment, presented experience in the formation and development of ideas in the field of human knowledge in the conditions of teaching disciplines at the university "General Psychology", "Psychology", as well as in the conditions of specialized training with senior schoolchildren.

Key words: person, humanities, personality, adolescence, students, specialized education, ideas about a person.

Введение. Исследовательские позиции ученых разных областей научного знания чаще всего сходятся к категории «человек». Будь то философская наука, которую интересует природная сторона человека и его сущность, или педагогика, усматривающая в человеке категории ответственности и субъектности. Исследование химии и физики тела человека рассматривает физиология как научная область. Психологический подход изучает глубинные стороны человека, скрытые от внешнего наблюдения внутренние структуры психики человека.

Человек как многоаспектное понятие всегда рассматривался на стыке наук. Более того, в рамках одной научной области нет однозначного понимания этой категории, поэтому существует огромное множество направлений, взглядов и подходов, на появление которых также влияет и исторический период развития.

В условиях образовательного процесса обучающиеся изучают все многообразие научных подходов человекознания. При этом на формирование представлений о человеке закладывается не только посредством передачи знаний от учителя к ученику, но и посредством своего жизненного опыта. От поколения к поколению эти представления претерпевают изменения, и в свою очередь проходят путь от представлений к реальным процессам жизнедеятельности.

Молодёжь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Она занимает важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Важно понимать, каковы представления подрастающего поколения о человеке в целом и его функционировании, так как используя свои креативные способности, мысли, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения.

Становится актуальным вопрос, каковы представления о человеке у современных школьников и студентов, и как в условиях школы и высшего образования сформировать и развить представления, как результат симбиоза исторически сложившихся теорий, концепций, представляющих собой неоспоримую и доказательную базу и современных тенденций развития человекознания.

Изложение основного материала статьи. Психология как наука рассматривает человека как существо, наделенное психикой, которая в свою очередь имеет сложноорганизованную структуру и процесс функционирования. Каждый человек с точки зрения психологического научного знания обладает своеобразием психики. Такое понимание категории «человек» психология вырабатывала достаточно длительный период времени. Взгляды зарубежных и отечественных мыслителей менялись от эпохи к эпохе, от направления к направлению.

Рассмотрим основные теоретические подходы человекознания с позиции психологии.

Концепция человека с позиции 3. Фрейда основывается на влечениях, как базовых составляющих, определяющих его поведение и психику. При этом огромное значение автор психоанализа придает влиянию общества на реализацию или ограничение этих влечений, что соответственно приводит или к творчеству и реализации личности или к неврозу.

Бихевиористы за основу своего научного исследования при изучении человека рассматривают его поведение, отрицая сознательную строну личности, объясняя, что поступки обуславливаются рефлексами и реакциями на триггеры окружающего мира и основаны на опыте предков.

Когнитивная психология на сегодняшний день это одно из перспективных, занимающих прочное положение среди других направлений психологии. Такого статуса данное направление достигло посредством тесно взаимодействия с некоторыми техническими направлениями, например, с инженерной психологией. Предметом изучения когнитивного направления выступают познавательные (когнитивные) процессы человека, все, что связано с приобретением, структурированием использованием и воспроизведением информации. В образование данный подход вносит принцип сознательности, с точки зрения которого обучающиеся являются не только объектом обучающей деятельности преподавателя, но и активными участниками процесса обучения.

Представители гуманистической психологии пошли дальше и за основу человекознания взяли потенциальные возможности высокого порядка, например, такие как свобода, смысл, ответственность, способность к любви и творчеству. Гуманисты признают человека уникальным за его способность развиваться, и изучают качества, присущие только людям. Взгляды К. Роджерса, А, Маслоу и др. представителей гуманистического подхода во много определили и легли в основу цели современного образования - построение разносторонне развитой личности, которая сможет раскрыть свои творческие способности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях.

В отечественной психологии исследовательские позиции содержат системное понимание человека. Человек в системных представлениях отечественных психологов - это цельное, органическое, общественное существо, он проходит путь развития как телесный и духовный организм, реализует свои культурные и творческие и способности. Особое значение мыслителей начала XX века придается категории «человек борющийся». С этой позиции человек рассматривается как обладатель той силы, которая позволяет достигать поставленных целей самосовершенствования.

Л.С. Выготский еще в молодом возрасте, анализируя главного героя произведения У. Шекспира «Гамлет» усматривал человека как возможного, становящегося. В дальнейшем, в рамках культурно-исторической концепции он всегда рассматривал человека в перспективе его развития, о формировании и развитии у человека высших форм сознания и поведения.

Кто-то живет, чтобы есть, а кто-то есть, чтобы жить - и действовать! Только второй человек - личность по А.Н. Леонтьеву. Для основателя деятельностного подхода значимыми составляющими понятия «человек» выступают активность человека в условиях совокупности отношений в обществе. Похожей точки зрения придерживались авторы теории отношений А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев, подчеркивая влияния системы отношений на формирование сознательной личности.

Проанализировав основные подходы психологии можем сделать вывод о том, что категория «человек» выступает многоаспектным понятием. Вместе с тем, в науке представляется возможным определение подходов человекознания:

- человек как биологическое начало;

- человек как социальное, деятельное начало;

- человек как преобразующий окружающую действительность.

Преподавая дисциплины психологического цикла в вузе, автор статьи усматривает различные представления студентов на категорию «человек». С 2019 года и по сегодняшний день есть опыт преподавания психологии для школьников, где также выделяются закономерности и особенности в представлениях о человеке у современных подростков и юношей. Основываясь на основных теоретических подходах психологии к изучению понятия «человек» стал актуальным вопрос о том, каковы представления молодого поколения на этапе начального изучения психологии. Сроки реализации эксперимента -с 2019 по 2023 год.

На этапе констатирующего эксперимента школьникам профильных классов, где преподается дисциплина психология и студентам направлений подготовки и специальностей педагогического и психолого-педагогического цикла было предложено описать или изобразить понятие «человек». Следует отметить, что данное задание школьники и студенты получили до ознакомления ими с академической трактовкой данного понятия.

В исследовании участвовали школьники 10-11 классов образовательных учреждений, с которыми ЛПИ - филиал СФУ взаимодействует в условиях профильного обучения, а также студенты первых курсов, изучающих дисциплины психология, общая психология. Выборка экспериментального исследования составила 116 обучающихся (84 школьника в возрасте 15-16 лет, 32 студента, возраст 18-22 года).

Большинство респондентов как среди школьников, так и студентов выбрала описательный способ трактовки понятия «человек».

Среди старших школьников самым распространенным стала трактовка понятия «человек» как биологического начала. Такой точки зрения придерживаются 60,7% респондентов. Были использованы такие трактовки как: «человек - это живое существо, которое выполняет биологические функции», «человек - это индивид, у которого есть биологические потребности (пища, жилье)», «человек - это Homo sapiens, которое отличается от животных», «человек - это сущность, чуть умнее обезьяны», «человек - это существо, имеющее много разнообразных функций (слышать, дышать, трогать, чувствовать)», «человек - это существо, состоящее в основном из жидкости и скетела» и пр.

Анализ позволил обнаружить в ответах школьников предпосылки биогенетического подхода, суть которого состоит в том, что природа выступает источником и движущей силой развития человека. Школьники отмечают важность наследственности в человеке.

Можем предположить, что такой подход большинства обучающихся связан с изучением человека на уроках биологии с позиции преимущественно физиологической. Для ребят становится очевидным, что любой человек имеет определенное конституциональное строение и присущие ему физиологические процессы.

4,8% обучающихся старших классов продемонстрировали иные представления, раскрывая понятие «человек». В основе их точек зрения усматривается социогенетический подход. В данной группе респондентов были такие ответы как: «человек - это социальное существо, которое развивается в обществе», «человек - это представитель общества», «человек - это тот, который может общаться и работать на благо общества».

Школьники данной группы подчеркивают важность общества и процесс взаимоотношения в формировании человеческих качеств.

Предпосылками для таких представлений у школьников может выступать преподавание обществознания в школе, где рассматриваются различные социальные роли человека в обществе, его функционирование на благо людей.

Остальные представители группы старших школьников (34,5%) понимает под категорией «человек» нечто комплексное между биологическим и социальным, интегрируют два предыдущих подхода и представляют человека следующим образом: «человек - это биосоциальное существо, обладающее разными свойствами», «человек - это высшее существо со своими чувствами и эмоциями» и пр.

Возможно данная группа ребят интересуется вопросами саморазвития и самосовершенствования человека, что в свою очередь предопределено общественными ценностями и культурными традициями в обществе.

В студенческой группе респондентов были выявлены следующие представления о человеке. Следует отметить, что большинство представителей студенческой выборки - это выпускники колледжей и училищ, где внутри образовательного процесса человекознание занимает не маловажное место.

Большинство студентов 1 курса (62,5%) трактуют понятие «человек» через категорию личность. Обозначают такие характеристики: «разумно мыслит», «сознательно живет», «способен выполнять логические задачи», «проходит процесс социализации», «способен взаимодействовать с другими», «участник коллективной деятельности» и т.д.

Для данной группы респондентов человек выступает деятельностным существом, способным мыслить и осознавать свое место в системе общественных ценностей, а также стремиться к саморазвитию.

25% представителей студенчества подчеркивают биологическую составляющую как основную в понятии «человек». В определениях респондентов встречаем такие характеристики: «высшая ступень эволюции», «нуждается в биологических потребностях», «набор физиологических структур» и пр.

Следует отметить, что все респонденты, давшие такую трактовку понятия, являются выпускниками школ.

Также среди представителей студенческой группы (12,5%) были выявлены нестандартные трактовки понятия человек, например, «венец творения», «душа с мыслями», «химическое существо», «созданный Богом организм».

Данные представления могут быть вызваны ценностными составляющими, сформированными в сознании студентов, это может быть влияние религии или опыта профессиональной деятельности, например, один из представителей, рассмотрев человека как химическое существо, имеет специальное медицинское образование и его профессиональная деятельность связана с медициной.

Выводы. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что современные школьники и студенты имеют определенные представления о человеке, формирование которых оказывают различные факторы - возраст, сфера деятельности, ценностные ориентации, умение анализировать и многие другие.

Следует отметить, что в нашей выборке исследования выделились особенности представлений среди старших школьников и студентов начальных курсов обучения. Так старшеклассники трактуют понятие «человек» с позиции биологического подхода, наделяя его индивидными характеристиками.

Студенты рассматривают человека комплексно, усматривая важность как биологических, так и социальных компонентов.

В рамках изучения психологии как со школьниками, так и со студентами за основу развития субъектов в области человекознания следует исходить из комплексного подхода. Данная позиция определяет наличие многообразия различных подходов к изучению человека с психологической точки зрения, что в свою очередь позволяет каждому обучающемуся иметь свое представление и вырабатывать свой смысл в области человекознания.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 288 с.

2. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

3. Фрейд, 3. «Я» и «Оно» / 3. Фрейд // Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. - Тбилиси, 1991. - Кн. 1. - С. 363.

Психология

УДК 37.015.3

кандидат психологических наук, доцент Шерешкова Елена Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат психологических наук, доцент Волгуснова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); студент Черемшанова Виктория Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Юношеский возраст является сензитивным для становления смыслов деятельности и жизнедеятельности, что обуславливает необходимость научного изучения смысложизненных ориентаций. Выборку составили 156 обучающихся в возрасте от 17 до 20 лет. В качестве методик исследования были использованы: опросник смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо и Л. Махолик, в адаптации Д.А. Леонтьева, 1988; опросник смысложизненного кризиса (ОСК) (К.В. Карпинский, 2008); морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной (2001). Исследование показало, что у современной молодежи преимущественно умеренно выражены, и духовно-нравственные, и эгоистически-престижные ценности. При этом наиболее ценными являются материальное благополучие и достижения. Наиболее значимыми сферами для студентов являются общественная активность, увлечения и образование. Ведущим мотивом в жизни и деятельности является ориентация на результат. Выявлена умеренная фрустрации потребности в смысле жизни.

Ключевые слова: смысл, смысл жизни, смысложизненные ориентации, духовные ценности, эгоистические ценности, осмысленность жизни.

Annotation. Adolescence is sensitive for the formation of the meanings of activity and life. The need for a scientific study of meaningful life orientations is obvious. 156 students were included in the sample. The age of the participants is from 17 to 20 years. We used the following methods: the questionnaire of meaningful life orientations by J. Crumbo and L. Maholik, adapted by D.A. Leontiev, 1988; Questionnaire of the Meaningful Crisis (OSC) (K.V. Karpinsky, 2008); morphological test of life values (MTZhTs) V.F. Sopova, L.V. Karpushina (2001). Modern youth has mainly moderately expressed spiritual and moral values and egoistically prestige values. Material well-being and achievements are the most valuable. Social activity, hobbies and education are

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.