Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОПРЕЗЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОПРЕЗЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенчество / самопрезентация / способности / компетенции / резюме / развитие / педагогический вуз / высшее педагогическое образование / students / self-presentation / abilities / competencies / resume / development / pedagogical university / higher pedagogical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна

В статье раскрывается проблема самопрезентации и возможностей ее развития в условиях учебно-профессиональной деятельности. С позиции педагогической психологии и психологии развития проанализирована категория «самопрезентация». Рассмотрены различные подходы к рассмотрению способности презентовать себя как одной из компетенций студентов педагогических вузов, которая во многом определяет дальнейшее трудоустройство выпускника. Автором дана характеристика учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза. Охарактеризованы условия и формы работы, в которых умение презентовать себя развивается на достойном уровне. Статья имеет практическую значимость для психологической науки. Представлен практический опыт процесса развития способности у студентов самопрезентации. Феномен самопрезентации личности в психологии рассматривается как общая, фундаментальная характеристика социального поведения, принимающая как осознаваемый, так и неосознаваемый характер. Методологическая основа исследования базируется на трудах И. Гофмана, Е.А. Петровой, М. Риеса, Дж. Тедеши, Б. Шленкера и др. В условиях констатирующего эксперимента выявлен уровень сформированное™ у студентов педагогического вуза способности к самопрезентации. На основании результатов исследования автором определен вектор по развитию способности к самопрезентации как одной из базовых компетенций будущих выпускников педагогического вуза. Автор статьи на этапе формирующего эксперимента представил опыт по развитию способности к самопрезентации в условиях преподавания дисциплин психологического цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the problem of self-presentation and the possibilities of its development in the conditions of educational and professional activities. The category “self-presentation” is analyzed from the perspective of educational psychology and developmental psychology. Various approaches to considering the ability to present oneself as one of the competencies of students of pedagogical universities, which largely determines the further employment of a graduate, are considered. The author characterizes the educational and professional activities of students at a pedagogical university. The conditions and forms of work in which the ability to present oneself develops at a decent level are characterized. The article has practical significance for psychological science. Practical experience of the process of developing students' ability to self-presentation is presented. The phenomenon of personality self-presentation in psychology is considered as a general, fundamental characteristic of social behavior, taking on both a conscious and unconscious nature. The methodological basis of the study is based on the works of I. Goffman, E.A. Petrova, M. Ries, J. Tedesh, B. Shlenker, etc. In the conditions of the ascertaining experiment, the level of formation of the ability for self-presentation among students of a pedagogical university was revealed. Based on the results of the study, the author determined the vector for developing the ability to self-presentation as one of the basic competencies of future graduates of a pedagogical university. The author of the article, at the stage of the formative experiment, presented experience in developing the ability to self-presentation in the context of teaching disciplines of the psychological cycle.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОПРЕЗЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

олимпиадах, внутривузовских конференциях, проводимых ЛПИ - филиалом СФУ, по результатам которых победители и призеры имеют возможность получить дополнительные баллы при поступлении в ЛПИ - филиал СФУ, а также в головной вуз - Сибирский федеральный университет.

В конце срока обучения в педагогическом классе «Ученый будущего» и в социально-экономическом классе «Управленец будущего» мы провели повторное исследование с целью изучения динамики развития мотивации школьников.

Анализ полученных данных повторного анкетирования показал, что перечень факторов выбора профиля обучения расширился. Теперь школьники усматривают важность не только углубленного изучения предметов, но и сопоставляют данный выбор с оценкой собственных способностей в области профессиональной деятельности.

В вопросе целей и задач обучения в профильных классах школьники указывают на связь полученных знаний, умений и навыков в дальнейшей профессии. Многие респонденты указывают на то, что занятия в профильных классах помогли изучить свои профессиональные интересы и утвердиться в выборе профиля.

После обучения ребята полноценно могли оценить собственную успешность обучения по профилю. Большинство старшеклассников отмечают средний и выше среднего уровень успешности. Причем, 50% респондентов отметили высокий уровень успешности обучения в целом по школьным предметам, не только по профильным.

По ответам учащихся факторы, которые влияли в процессе обучения на высокий уровень успешности следующие: требования преподавателей по профильным предметам, правильность выбора профильных предметов, профессиональная подготовка учителей, формы и методы проведения занятий. Также были отмечены и те факторы, которые приходилось преодолевать для успешного обучения: повышенная аудиторная и внеаудиторная деятельность нагрузка.

Удовлетворенность обучения в профильных классах у всех респондентов сохранилась на высоком уровне.

Таким образом, проведённое анкетирование позволило предположить, что учащиеся, имея в процессе обучения в профильных классах определённые цели и задачи, имеют и высокую учебную мотивацию.

В результате повторного эксперимента у большинства учащихся произошел сдвиг в мотивационной сфере. Теперь ведущими мотивами выступают «Позиция школьника» (98 человек), «Профессионально-жизненное самоопределение» (70 человек), «Саморазвитие» (78 человек) и «Познавательный мотив» (88 человек).

Можем сделать вывод о том, что учащиеся достаточно определились с выбором профессии и их уровень мотивации от внешнего (коммуникативность и эмоциональность) сместился на более внутренний и глубинный - познавательный и самоактуализирующийся.

Выводы. Одной из главных задач модели «школа-вуз» стало создание условий для раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося профильных классов. Занятия со школьниками были выстроены по принципу обучения, ориентированного на практическую деятельность.

В ходе эксперимента была выявлена положительная динамика мотивационной направленности на учебную деятельность обучающихся в результате обучения в профильных классах при взаимодействии школы и вуза.

Наш практический опыт показал, что в результате взаимодействия «школа-вуз», выпускники школ внутренне мотивированны на дальнейшее обучение в вузе: они считают процесс обучения в вузе интересным, дающим возможности для каждого школьника в самореализации и саморазвитии.

Литература:

1. Артюхова, Т.Ю. Личностный выбор профессии как ресурс региональной системы профессиональной ориентации / Т.Ю. Артюхова, А.Н. Артюхов, Т.В. Шелкунова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 76. - Ч. 4. - С. 362-365

2. Леонтьев, Д.А. Психология выбора / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Овчинникова, Е.И. Рассказова, А.Х. Фам. - Москва: Смысл, 2015.-464 с.

3. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность /А.Х. Маслоу; 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 400 с.

4. Попов, A.A. Сущность профильного обучения старшеклассников / A.A. Попов // Молодой ученый. - 2015. - № 17 (97). - С. 561-563. - URL: https://moluch.ru/archive/97/21721/(дата обращения: 18.09.2023)

Психология

УДК:159.99

магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОПРЕЗЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ВУЗОВ

Аннотация. В статье раскрывается проблема самопрезентации и возможностей ее развития в условиях учебно-профессиональной деятельности. С позиции педагогической психологии и психологии развития проанализирована категория «самопрезентация». Рассмотрены различные подходы к рассмотрению способности презентовать себя как одной из компетенций студентов педагогических вузов, которая во многом определяет дальнейшее трудоустройство выпускника. Автором дана характеристика учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза. Охарактеризованы условия и формы работы, в которых умение презентовать себя развивается на достойном уровне. Статья имеет практическую значимость для психологической науки. Представлен практический опыт процесса развития способности у студентов самопрезентации. Феномен самопрезентации личности в психологии рассматривается как общая, фундаментальная характеристика социального поведения, принимающая как осознаваемый, так и неосознаваемый характер. Методологическая основа исследования базируется на трудах И. Гофмана, Е.А. Петровой, М. Риеса, Дж. Тедеши, Б. Шленкера и др. В условиях констатирующего эксперимента выявлен уровень сформированности у студентов педагогического вуза способности к самопрезентации. На основании результатов исследования автором определен вектор по развитию способности к самопрезентации как одной из базовых компетенций будущих выпускников педагогического вуза. Автор статьи на этапе формирующего эксперимента представил опыт по развитию способности к самопрезентации в условиях преподавания дисциплин психологического цикла.

Ключевые слова: студенчество, самопрезентация, способности, компетенции, резюме, развитие, педагогический вуз, высшее педагогическое образование.

Annotation. The article reveals the problem of self-presentation and the possibilities of its development in the conditions of educational and professional activities. The category "self-presentation" is analyzed from the perspective of educational psychology

and developmental psychology. Various approaches to considering the ability to present oneself as one of the competencies of students of pedagogical universities, which largely determines the further employment of a graduate, are considered. The author characterizes the educational and professional activities of students at a pedagogical university. The conditions and forms of work in which the ability to present oneself develops at a decent level are characterized. The article has practical significance for psychological science. Practical experience of the process of developing students' ability to self-presentation is presented. The phenomenon of personality self-presentation in psychology is considered as a general, fundamental characteristic of social behavior, taking on both a conscious and unconscious nature. The methodological basis of the study is based on the works of I. Goffman, E.A. Petrova, M. Ries, J. Tedesh, B. Shlenker, etc. In the conditions of the ascertaining experiment, the level of formation of the ability for self-presentation among students of a pedagogical university was revealed. Based on the results of the study, the author determined the vector for developing the ability to self-presentation as one of the basic competencies of future graduates of a pedagogical university. The author of the article, at the stage of the formative experiment, presented experience in developing the ability to self-presentation in the context of teaching disciplines of the psychological cycle.

Key words: students, self-presentation, abilities, competencies, resume, development, pedagogical university, higher pedagogical education.

Введение. Высшее педагогическое образование всегда имело огромную значимость для развития общества и страны в целом. На современном этапе данная тенденция не перестает быть актуальной. Сегодня высшее педагогическое образование определяет качество профессиональной подготовки кадров во всех сферах жизни общества и государства.

Мы наблюдаем влияние уровня полученного образования выпускниками педагогических вузов во всех сферах жизнедеятельности. Именно поэтому важным становится понимание того, какими компетенциями обладают сегодняшние выпускники педагогических вузов.

Зачастую после выпуска из педагогического вуза специалист не находит себя в педагогической профессии. Этому есть различные объективные и субъективные причины. Одной из актуальных на сегодняшний день причин выступает отсутствие способности выпускника вуза презентовать себя работодателю. Тема самым значительно сужая круг тех организаций, где бы мог пригодиться данный специалист.

Проблема состоит в том, что дипломированный специалист, осуществляющий квазипрофессиональную деятельность (в условиях практик), не может заявить об уровне своей компетентности по причине того, что не обладает способностью к самопрезентации.

Изложение основного материала статьи. Ценность педагогического образования формируется в сознании человека еще в детстве. Родитель для ребенка всегда выступает учителем, который рассказывает ему об окружающем мире, учит первому слову, показывает действия с ложкой и т.д. В дальнейшем круг людей, которые учат чему либо значительно расширяется, тем самым смысл наполняется все новыми личностными конструктами.

Умение одного человека привлечь внимание другого к какому-то объекту, явлению окружающей среды выступает одним из важных качеств учителя. Уже на этапе детского развития можно увидеть задатки к педагогически способностям -эмоциональность, поучительный тон, организация деятельности, привлечение на себя внимания и пр. Все это ребенок проявляет в игре и в отношении с другими сверстниками.

Несмотря на существующую точку зрения о предрасположенности к педагогической деятельности, очевидным становится и тот факт, что профессиональные умения педагога формируются в условиях высшего образования, и во многом выступают результатом активности самой личности студента.

Обратившись к профстандартам педагогических профессий, усматривается целый спектр профессиональных и личностных характеристик, которым должен соответствовать педагог. Его нормы учитываются при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда. Безусловно, нормы профстандарта лежат и в основе профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях вуза.

Одним из необходимых умений, которое должно быть сформировано у выпускника педагогического вуза выступает развитие и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Считаем, что важным психолого-педагогическим методом для формирования данного умения выступает самопрезентация как способность не только рассказать о себе, но и продемонстрировать свои способности и заявить о тенденции к дальнейшему развитию.

Самопрезентация с позиции зарубежных направлений психологии и педагогики рассматривается многоаспектно.

Ирвинг Гофман в своем труде «Представление себя другим в повседневной жизни» подчеркивал наличие произвольной (осознанной стороны представления себя) и непроизвольной, носящей экспрессивный характер. Непроизвольная сторона самопрезентации проявляется в невербальной стороне субъекта (жесты, мимика, оговорки и пр.). Автор отмечает, что произвольная сторона отражает желаемую социумом роль говорящего, а непроизвольная - его истинную ролевую позицию.

Трактуя теорию И. Гофмана следует отметить, что зачастую цель самопрезентации человека выступает процесс управления впечатлениями тех, кому она предъявляется. Действительно, предъявляя себя другим мы, как правило, хотим понравиться окружающим, произвести положительное впечатление. В этом плане не следует усматривать постыдную сторону самопрезентации, а лишь тенденцию к тому, чтобы обратить на себя внимание. Данная способность помогает педагогу осуществлять процесс образования и воспитания обучающихся.

Ж. Тедеши и М. Риесс особо отмечают сознательную сторону процесса самопрезентации, и определяют ее как намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определённого впечатления о себе у окружающих.

По мнению Б. Шленкера самопрезентация сопровождает человека во всех сферах жизни, причем она не всегда контролируема и осознаваема самим субъектом самопредъявления. Первое, на что влияет самопрезентация по мнению авторы, выступает самооценка человека.

В отечественной психологии категория самопрезентации изучается в основном в области социальной психологии Л. Браун, О.А. Герасимова, А.Ю. Панасюк, Е.А. Петрова считают, что результатом самопрезентации выступает имидж, что в свою очередь имеет связь с успешностью в профессиональной деятельности конкретного педагога и в целом педагогической профессии.

По мнению В Н. Куницыной, Н.В. Казариновой, И. Нефедовой процесс самопрезентации двухступенчатый, сначала в сознании человека рождается определенный образ себя, а затем он предъявляется окружающим. По сути, категории имидж и самопрезентация авторами рассматриваются как идентичные.

Анализируя различные теоретически позиции авторов, следует определить базовые на наш взгляд характеристики самопрезентации как способности студентов педагогических вузов:

- активная позиция студента в условиях квазипрофессиональной деятельности;

- мотивация самопознания и самоанализа своей личности;

- персональный опыт управления впечатлением;

- целостный образ «Я» и умение его презентовать в специально заданных условиях.

Экспериментальную часть данной статьи предлагаем рассмотреть в разрезе практического опыта преподавания в педагогическом вузе дисциплин психология, психология саморазвития, технологии профориентационной работы и развития карьеры.

Исследование проводится с 2020 года и продолжается до настоящего времени. Нами используется контент-анализ как метод изучения самоописаний студентов и составленных испытуемыми резюме.

Выборка исследования представлена студентами Лесосибирского педагогического институт - филиала Сибирского федерального университета, обучающихся по направлениям подготовки педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), психолого-педагогическое образование, по специальности педагогика и психология девиантного поведения. Общее количество респондентов составило 86 студентов с 1 по 5 курс очной и заочной формы обучения. Средний возраст респондентов составил 24,6 года.

На начальных этапах преподавания дисциплин психологического цикла студентам было предложено описать себя. Одним из условий выполнения данного задания было не ограничивать в вариантах самоописания. Студенты сами избирали для себя оптимальный вариант описания.

Самым распространенным вариантом описания стала характеристика с позиции социальных ролей в обществе: студент, сын, дочь, девушка, юноша, муж, мама и т.д. Среди всех респондентов такую характеристику использовали 74,4% студентов.

Описание себя с позиции какой-либо социальной роли предопределено совокупностью ожиданий и требований, которые предъявляются к человеку в соответствии с его статусом в обществе. Очень важно понимание человеком своей социальной роли, однако совсем не достаточно для его самореализации.

Были выявлены респонденты (20,9%), которые в описании себя указывали на профессиональные способности или область профессиональных интересов, кто-то указывал и на уровень профессионализма. Следует отметить, что представители данной группы респондентов совмещают профессиональную деятельность с обучением в вузе.

Однако были и те, кто не указывал на свои профессиональные интересы и способности, но при этом совмещал учебную и трудовую деятельность на период исследования. Из этого заключаем, что описание себя с позиции профессиональных характеристик не всегда связана с ведущим видом деятельности студентов, а скорее зависит от уровня ценностных ориентаций и важности той или иной сферы для себя.

Лишь 4% испытуемых при описании себя использовали характеристику своих черт, способностей, умений, а также указали и принадлежность к определенным социальным ролям. Студенты этой группы имеют более целостное представление о своей личности. Возможно, у них был практический опыт познания себя с различных сторон.

После описания себя все испытуемые пробовали составить резюме. Перед заданием студенты получили небольшой обзор по составлению резюме: были определены критерии составления резюме, его функции и структурные компоненты. По легенде данное резюме они отправят директорам образовательных учреждений.

Большинство респондентов справилось с заданием. При этом по содержанию резюме были различными.

Четкую структуру резюме, которая включает в себя краткую характеристику соискателя должности - ФИО, дата рождения, контакт, и уровень профессиональных достижений, выдержали более половины респондентов (64%). При этом качества личности они не включали, мотивировав это тем, что данная информация отвлекает работодателя от наиболее важных характеристик - профессиональных.

Остальные 36% респондентов добавили в резюме личностные характеристики, которые, на их взгляд, усиливали профессиональную позицию: коммуникабельность, ответственность, исполнительность, решительность и т.д.

По результатам контент-анализа получены следующие результаты. При самоописании большинство студентов педагогического вуза характеризуют себя либо с позиции занимаемых социальных ролей, либо видят в себе человека деятельностного, приносящего определенную пользу обществу посредством профессиональных умений.

Если бы уже сегодня наши испытуемые устраивались на работу, то большинство из них заявляли бы о себе как о личности с набором определенного уровня образования и профессиональных достижений, не указывая при этом свои личностные качества.

Делаем вывод о том, что способность к самопрезентации развита не у всех студентов. Следует отметить, что данная способность не нашла связи с возрастом, формой обучения и жизненным опытом испытуемых.

В рамках формирующего эксперимента для развития самопрезентации студентов созданы психолого-педагогические условия для развития этой способности как важной составляющей профессий «человек-человек» и в частности педагогических.

Данные условия создаем в рамках преподавания дисциплин психология, психология развития, технологии профориентационной работы и развития карьеры:

- задания, направленные на активную самопрезентацию студентов;

- обучение навыкам активного слушания;

- развитие вербальной и невербальной стороны самопрезентации;

- формирование ценности собственной личности;

- развитие мотивационных компонентов личности;

- упражнения на развитие уверенности в себе;

- разбор успешных карьерных практик в области педагогики.

Выводы. В процессе профессиональной подготовки специалистов важно уделять целенаправленное внимание формированию самопрезентационной компетентности. Как показали результаты констатирующего эксперимента, способность к самопрезентации развита не у всех студентов. Что в свою очередь мешает им в дальнейшем найти желаемую работу, полноценно раскрыться в профессии и быть удовлетворенным в профессиональном и личностном развитии.

Систематическая работа в рамках преподаваемых дисциплин психологического цикла позволяет формировать и развивать самопрезентационную компетентность студентов педагогического вуза. При этом на современном этапе эффективным средством реализации выступают информационные технологии, позволяющие расширить возможности представления себя.

На сегодняшний день можно проанализировать предварительные результаты формирующего эксперимента. Мы отмечаем положительную динамику в поведенческой стороне самопрезентации. Многие студенты демонстрируют более уверенное выступление в условиях семинарских занятий, часть студентов стали пробовать себя в выступлениях на научных конференциях. За период эксперимента три студента очной формы обучения выпускных курсов нашли себя в профессиональной сфере педагога.

Литература:

1. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. - Москва: Канон-пресс-Ц-Кучково-поле, 2000.-304 с.

2. Петрова, Е.А. Визуальная психосемиотика общения / Е.А. Петрова. - Москва: 2015. - 322 с.

3. Пикулёва, O.A. Психология самопрезентации личности: монография / O.A. Пикулёва. - Москва: ИНФРА-М, серия «Научная мысль», 2013. - 320 с.

Психология

УДК 159.99

магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ О КАТЕГОРИИ «ЧЕЛОВЕК»

Аннотация. В статье автором охарактеризована концепция формирования категории человек в условиях школьного и высшего образования. С позиции психологического научного знания проанализирована категория «человек». Рассмотрены различные зарубежные и отечественные подходы в области человекознания. Автором дана характеристика психологических особенностей старших школьников и студенчества. Охарактеризованы представления современных школьников и студентов о понятии «человек». Статья имеет практическую значимость для психологической науки. Представлен практический опыт процесса формирования представлений в области человекознания у школьников и студентов. Методологическая основа исследования базируется на трудах Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Е.И. Исаева, Э. Кречмера, А.Н. Леонтьева, В.И. Слободчикова, К. Роджерса, 3. Фрейда, У. Шелдона, Э. Эриксона и др. В условиях констатирующего эксперимента выявлены особенности в представлениях о понятии «человек» у старших школьников и студентов начальных курсов, изучающих общую психологию и психологи (раздел 1 - психология человека). На основании результатов исследования автором определен вектор работы по развитию комплексных представлений о категории «человек» в рамках изучения психологии. Автор статьи на этапе формирующего эксперимента представил опыт по формированию и развитию представлений в сфере человекознания в условиях преподавания дисциплин в вузе «Общая психология», «Психология», а также в условиях профильного обучения со старшими школьниками.

Ключевые слова: человек, человекознание, личность, юношеский возраст, студенчество, профильное обучение, представления о человеке.

Annotation. In the article, the author characterizes the concept of the formation of the category of people in the conditions of school and higher education. The category "person" is analyzed from the position of psychological scientific knowledge. Various foreign and domestic approaches in the field of human science are considered. The author characterizes the psychological characteristics of senior schoolchildren and students. The ideas of modern schoolchildren and students about the concept of "person" are characterized. The article has practical significance for psychological science. Practical experience in the process of forming ideas in the field of human studies among schoolchildren and students is presented. The methodological basis of the study is based on the works of B.G. Ananyeva, P.P. Blonsky, E.I. Isaeva, E. Kretschmer, A.N. Eeontyeva, V.I. Slobodchikov, K. Rogers, Z. Freud, W. Sheldon, E. Erikson, etc. In the conditions of the ascertaining experiment, features were identified in the ideas about the concept of "person" among senior schoolchildren and elementary students studying general psychology and psychologists (section 1 - human psychology). Based on the results of the study, the author has determined the vector of work on the development of complex ideas about the category "person" within the framework of the study of psychology. The author of the article, at the stage of the formative experiment, presented experience in the formation and development of ideas in the field of human knowledge in the conditions of teaching disciplines at the university "General Psychology", "Psychology", as well as in the conditions of specialized training with senior schoolchildren.

Key words: person, humanities, personality, adolescence, students, specialized education, ideas about a person.

Введение. Исследовательские позиции ученых разных областей научного знания чаще всего сходятся к категории «человек». Будь то философская наука, которую интересует природная сторона человека и его сущность, или педагогика, усматривающая в человеке категории ответственности и субъектности. Исследование химии и физики тела человека рассматривает физиология как научная область. Психологический подход изучает глубинные стороны человека, скрытые от внешнего наблюдения внутренние структуры психики человека.

Человек как многоаспектное понятие всегда рассматривался на стыке наук. Более того, в рамках одной научной области нет однозначного понимания этой категории, поэтому существует огромное множество направлений, взглядов и подходов, на появление которых также влияет и исторический период развития.

В условиях образовательного процесса обучающиеся изучают все многообразие научных подходов человекознания. При этом на формирование представлений о человеке закладывается не только посредством передачи знаний от учителя к ученику, но и посредством своего жизненного опыта. От поколения к поколению эти представления претерпевают изменения, и в свою очередь проходят путь от представлений к реальным процессам жизнедеятельности.

Молодёжь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Она занимает важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Важно понимать, каковы представления подрастающего поколения о человеке в целом и его функционировании, так как используя свои креативные способности, мысли, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения.

Становится актуальным вопрос, каковы представления о человеке у современных школьников и студентов, и как в условиях школы и высшего образования сформировать и развить представления, как результат симбиоза исторически сложившихся теорий, концепций, представляющих собой неоспоримую и доказательную базу и современных тенденций развития человекознания.

Изложение основного материала статьи. Психология как наука рассматривает человека как существо, наделенное психикой, которая в свою очередь имеет сложноорганизованную структуру и процесс функционирования. Каждый человек с точки зрения психологического научного знания обладает своеобразием психики. Такое понимание категории «человек» психология вырабатывала достаточно длительный период времени. Взгляды зарубежных и отечественных мыслителей менялись от эпохи к эпохе, от направления к направлению.

Рассмотрим основные теоретические подходы человекознания с позиции психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.