Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / БАКАЛАВРИАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна, Артюхова Татьяна Юрьевна

В статье авторы предприняли попытку изучить проблему формирования педагогического мышления студентов, получающих профессию учителя в условиях современного вуза. Проанализированы ключевые позиции федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Авторы выделили особенности формирования профессиональных компетенций будущих учителей. Определены проблемы формирования основных профессиональных компетенций у современных студентов. Изучены базовые профессиональные компетенции будущего учителя. Авторов статьи в наибольшей степени интересует та компетенция, которая позволит осуществлять весь спектр функционала профессии педагог. В роли такой специальной компетенции выступает сформированное педагогическое мышление будущего учителя. Произведен теоретический обзор понятия «педагогическое мышление». Представлен обзор подходов к содержанию данной категории. Экспериментально определены компоненты педагогического мышления студентов. Проведено исследование по изучению уровня сформированности компонентов педагогического мышления будущих учителей. Исследование было проведено в условиях естественного эксперимента. В результате авторами определены уровни сформированности педагогического мышления студентов, обучающихся в условиях внедрения ФГОС ВО. Охарактеризованы особенности сформированности педагогического мышления у студентов выпускных курсов. Определены перспективы выявления динамики уровня сформированности педагогического мышления и определения эффективности условий, в которых обучаются студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна, Артюхова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PEDAGOGICAL THINKING OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF MODERN EDUCATION

In the article, the authors made an attempt to study the problem of the formation of pedagogical thinking of students receiving the teaching profession in the conditions of a modern university. The key positions of the federal state educational standard of higher education are analyzed. The authors highlighted the features of the formation of professional competencies of future teachers. The problems of the formation of the basic professional competencies of modern students are identified. The basic professional competencies of the future teacher have been studied. The authors of the article are most interested in the competence that will allow them to carry out the full range of functions of the teacher profession. The role of such a special competence is the formed pedagogical thinking of the future teacher. A theoretical review of the concept of "pedagogical thinking" is made. An overview of approaches to the content of this category is presented. The components of pedagogical thinking of students are experimentally determined. A study was conducted to study the level of formation of the components of pedagogical thinking of future teachers. The study was conducted in a natural experiment. As a result, the authors determined the levels of formation of pedagogical thinking of students studying in the conditions of the introduction of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The features of the formation of pedagogical thinking among graduate students are characterized. The prospects of identifying the dynamics of the level of formation of pedagogical thinking and determining the effectiveness of the conditions in which students’ study are determined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

34. Зорин, С.Д. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике / С.Д. Зорин, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.

35. Мартынова, А.С. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / А.С. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

Психология

УДК 159.99

магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологи развития и консультирования Артюхова Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье авторы предприняли попытку изучить проблему формирования педагогического мышления студентов, получающих профессию учителя в условиях современного вуза. Проанализированы ключевые позиции федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Авторы выделили особенности формирования профессиональных компетенций будущих учителей. Определены проблемы формирования основных профессиональных компетенций у современных студентов. Изучены базовые профессиональные компетенции будущего учителя. Авторов статьи в наибольшей степени интересует та компетенция, которая позволит осуществлять весь спектр функционала профессии педагог. В роли такой специальной компетенции выступает сформированное педагогическое мышление будущего учителя. Произведен теоретический обзор понятия «педагогическое мышление». Представлен обзор подходов к содержанию данной категории. Экспериментально определены компоненты педагогического мышления студентов. Проведено исследование по изучению уровня сформированности компонентов педагогического мышления будущих учителей. Исследование было проведено в условиях естественного эксперимента. В результате авторами определены уровни сформированности педагогического мышления студентов, обучающихся в условиях внедрения ФГОС ВО. Охарактеризованы особенности сформированности педагогического мышления у студентов выпускных курсов. Определены перспективы выявления динамики уровня сформированности педагогического мышления и определения эффективности условий, в которых обучаются студенты.

Ключевые слова: педагогическое мышление, студенческий возраст, бакалавриат, профессиональные компетенции, ценностно-смысловая сфера, способность к саморазвитию.

Annоtation. In the article, the authors made an attempt to study the problem of the formation of pedagogical thinking of students receiving the teaching profession in the conditions of a modern university. The key positions of the federal state educational standard of higher education are analyzed. The authors highlighted the features of the formation of professional competencies of future teachers. The problems of the formation of the basic professional competencies of modern students are identified. The basic professional competencies of the future teacher have been studied. The authors of the article are most interested in the competence that will allow them to carry out the full range of functions of the teacher profession. The role of such a special competence is the formed pedagogical thinking of the future teacher. A theoretical review of the concept of "pedagogical thinking" is made. An overview of approaches to the content of this category is presented. The components of pedagogical thinking of students are experimentally determined. A study was conducted to study the level of formation of the components of pedagogical thinking of future teachers. The study was conducted in a natural experiment. As a result, the authors determined the levels of formation of pedagogical thinking of students studying in the conditions of the introduction of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The features of the formation of pedagogical thinking among graduate students are characterized. The prospects of identifying the dynamics of the level of formation of pedagogical thinking and determining the effectiveness of the conditions in which students' study are determined.

Key words: pedagogical thinking, student age, bachelor's degree, professional competencies, value-semantic sphere, ability to self-development.

Введение. В соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), вступившими в силу с февраля 2018 года, помимо универсальных и общепрофессиональных компетенций теперь образовательная организация самостоятельно разрабатывает перечень профессиональных компетенций, ориентируясь на профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников. В связи с данным положением в педагогических ВУЗах наиболее остро возникает вопрос о формировании у студентов практических навыков в их будущей профессии.

Из всех представленных базовых профессиональных компетенций будущего учителя, в наибольшей степени нас интересует та компетенция, которая позволит осуществлять весь спектр функционала профессии педагог. Считаем, что в роли такой специальной компетенции выступает сформированное педагогическое мышление будущего учителя.

Изложение основного материала статьи. Педагогическое мышление, как и профессиональное мышление любого специалиста, это та составляющая, которая отражает специфику конкретной профессии, а также формирует определенные личностные характеристики.

По мнению С.Н. Бегидовой, М.М. Кашапова и др., профессиональное мышление является важнейшим качеством личности специалиста, зрелой формой умственной деятельности [2; 3].

С точки зрения М.М. Кашапова педагогическое мышление существует как процесс решения педагогических задач. Его характеризуют полифункциональность, иерархизированность, эвристичность поисковых структур, многокомпонентность [3].

Наряду с многоаспектностью понятия педагогическое мышление, остается открытым вопрос о средствах и способах достижения положительной динамики его формирования, как в целом, так и в условиях новых ФГОС ВО, которые в свою очередь ориентированы на профстандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников педагогических направлений подготовки.

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) сопряжен с профессиональным стандартом: Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06 декабря 2013 г., регистрационный № 30550) [4; 5].

В Лесосибирском педагогическом институте - филиале Сибирского федерального университета при проектировании основной образовательной программы за основу взяты ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».

Был определен набор профессиональных компетенций, который по мнению разработчиков образовательной программы послужит формированию и развитию педагогических компетенций, в том числе и профессионального мышления педагога:

- способен проектировать образовательный процесс в образовательных организациях общего образования на основе базовых теоретических знаний и практических умений в предметной области;

- способен проектировать содержание образования в предметной области в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, достижений современной науки и с учетом возрастных особенностей обучающихся;

- способен осуществлять обучение учебному предмету (предметной области), включая мотивацию учебно-познавательной деятельности, на основе использования современных предметно-методических подходов и образовательных технологий;

- способен обеспечить педагогическое сопровождение достижения личностных, метапредметных и предметных, образовательных результатов на основе учета индивидуальных особенностей обучающихся, включая детей с ОВЗ.

Вышеуказанные профессиональные компетенции сопоставимы с трудовыми функциями, обозначенными в профессиональном стандарте «Педагог»: общепедагогическая функция. Обучение; воспитательная деятельность; развивающая деятельность.

Основа для понимания возможностей формирования профессионального мышления будущих учителей в условиях новых ФГОС ВО лежит, на наш взгляд, в идее участия потенциального работодателя как в организации процесса обучения студентов, так и в их итоговой аттестации.

Смеем предположить, что практика взаимодействия вуза и школы посредством участия работодателя в учебном процессе (планирование, организация и реализация), в практике студентов и их итоговой аттестации может формировать специальные профессиональные компетенции будущих учителей. Да и сам работодатель заинтересован в таких специалистах, которые в свою очередь будут иметь не только теоретическую подготовку на уровне высшего образования, но и практический опыт решения педагогических задач в условиях образовательной организации.

В свою очередь, у студента в условиях такого взаимодействия есть реальная возможность формирования педагогического мышления. Работодатель-учитель на собственном примере, в реальной практике показывает студентам пути решения разноуровневых педагогических ситуаций. Каждый студент, взаимодействуя с учителем в рамках практических и лабораторных занятий или в рамках практик, формируется как специалист: совершенствует свои профессиональные способности, проявляет креативность, получает практические навыки взаимодействия с учащимися, определяется с правильностью выбора профессии (формирует мотивационный компонент) и др. [1].

Таким образом, без участия потенциального работодателя в учебном процессе, подготовка будущих учителей будет сводиться к теоретической подготовке. Конечно, будет и педагогика, и методика, но не будет главного - практики, ориентированности на профессию.

Еще одна возможность, которая на наш взгляд, будет способствовать формированию педагогического мышления студентов педагогического вуза - это участие потенциального работодателя в итоговой аттестации бакалавра.

При подготовке выпускной квалификационной работы, практико-ориентированность исследования может быть достигнута путем участия работодателя в роли консультанта.

Также формированию педагогического мышления у студентов в условиях классического ВУЗа способствует осуществление мониторинга уровня сформированности данной компетенции будущих учителей.

Предложенные нами методы не исчерпывают все многообразие способов формирования педагогического мышления студентов, однако являются, на наш взгляд, необходимыми в условиях современного педагогического образования.

С целью изучения уровня сформированности компонентов педагогического мышления будущих учителей в 2022 году мы провели констатирующий эксперимент, в ходе которого были определены уровни сформированности педагогического мышления студентов, обучающихся в условиях внедрения новых стандартов высшего образования.

Выборка исследования была представлены студентами первых и четвертых курсов направления подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) в количестве 62 студента, из них 25 первокурсников и 37 студентов 4 курса. Отметим, что все студенты обучаются по ФГОС ВО, вступившими в силу с февраля 2018 года.

Основываясь на теоретических аспектах о компонентах педагогического мышления, мы изучили такие составляющие личности студентов как ценностно-смысловая сфера, способность к саморазвитию и профессиональную компетентность.

В результате диагностики в обеих группах были выделены три уровня сформированности педагогического мышления студентов: репродуктивно-адаптивный (низкий), оптимально-продуктивный (выраженный в определенной степени), ситуативно-креативный (достаточно высокий).

У большинства студентов первого курса (52% - 13 человек) был выявлен оптимально-продуктивный уровень сформированности педагогического мышления. Репродуктивно-адаптивный тип был выявлен у 24% студентов (6 человек). Ситуативно-креативный уровень также продемонстрировали 24% испытуемых (6 человек).

Среди студентов старшего курса уровни педагогического мышления распределились следующим образом: абсолютное большинство студентов старшего курса демонстрируют оптимально-продуктивный уровень (68% - 25 студентов). Ситуативно-креативный уровень продемонстрировали 32% испытуемых (12 человек). Следует отметить, что среди студентов старшего курса не выявлено респондентов, обладающих репродуктивно-адаптивным (низким) уровнем сформированности педагогического мышления.

Данные исследования показывают, что реализация образовательных программ, разработанных на основании новых ФГОС ВО, способствует развитию у будущих учителей важных профессиональных компетенций, в том числе и специальной - педагогического мышления.

Выводы. Таким образом, можно говорить о том, что студенты, обучающиеся на первых и четвертых курсах в ЛПИ -филиале СФУ в условиях внедрения новых ФГОС ВО демонстрируют различную межуровневую распределенность по сформированности компонентов педагогического мышления. Следует отметить, что среди студентов старших курсов по сравнению со студентами первого курса процент репродуктивно-адаптивного уровня сформированности педагогического мышления не выявлен.

Данное заключение обусловлено тем, что в период проведения констатирующего эксперимента студенты четвертого курса имеют опыт квазипрофессиональной деятельности, которую они реализовывали на протяжении педагогических практик в образовательных организациях. Студенты-старшекурсники находились во взаимодействии с учителем -потенциальным работодателем, и для них имело место быть практикоориентированное обучение.

Студенты первых курсов в своем большинстве демонстрируют оптимально-продуктивный уровень сформированности педагогического мышления. Однако следует отметить, что и в данной группе респондентов были выявлены студенты с достаточно высоким (ситуативно-креативным) и низким (репродуктивно-адаптивным) уровнем педагогического мышления. Относительно респондентов с низким уровнем профессионального мышления педагога все очевидно - нет практики, опыта, возможно отсутствие мотивации учения. Среди студентов-первокурсников с ситуативно-креативным уровнем сформированности педагогического мышления были те, кто имеет профессиональное образование в области педагогики (училище, колледжи), что в свою очередь выступает определенной практической базой, способствующей развитию профессионального мышления будущего педагога. Однако были и те, кто такого опыта не имеет. Можем предположить, что высокий уровень педагогического мышления у таких респондентов обусловлено их личностными особенностями и внутренней мотивацией получения педагогического образования.

Литература:

1. Артюхова, Т.Ю. Раскрытие личностного потенциала студентов посредством включения в личносто и профессионально значимое обучение / Т.Ю. Артюхова, Т.В. Шелкунова // «Педагогика и медицина в служении человеку»: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск, 2016. - С. 273-279.

2. Бегидова, С.Н. Основы формирования опыта профессионально-творческого мышления педагога / С.Н. Бегидова, С.А. Хазова. - Майкоп, 2007. - 167 с.

3. Кашапов, М.М. Психология профессионального педагогического мышления: диссертация ... д-ра психол. наук: 19.00.07 / Кашапов Мергаляс Мергалимович. - Ярославль, 2000. - 444 с.

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «8» октября 2013г. № 544н]. - Москва: Центр образования, 2013. - 21 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 125]. - Москва, 2018. - 17 с.

Психология

УДК 159.99

магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПРИ ВЫСТРАИВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ПРОФИЛЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье автором охарактеризован предпрофильный этап развития подросткового возраста. Проанализированы трудности данного возрастного развития. С психологической точки зрения определены закономерности проживания этапа выбора профильного обучения. Рассмотрены теоретические подходы к определению категории «профессиональный профиль личности». Теоретически проанализированы типичные профессиональные профили подростков на этапе предпрофильного развития. Дана характеристика основных сфер профессиональной деятельности: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак», «человек-художественный образ». Каждая сфера представлена автором в аспекте необходимых индивидуальных особенностей личности. Статья имеет практическую значимость для психологической науки. Произведено экспериментальное исследование, направленное на изучение индивидуальных качеств личности современных подростков и их профессиональных интересов. Методологическая основа исследования базируется на трудах В.А. Ганзена, Р. Кеттелла, Е.А. Климова. На основании результатов исследования автором определены профессиональные профили респондентов. В ходе эксперимента выявлены подростки, испытывающие затруднения с профессиональным самоопределением. Автор статьи представил опыт социально-психологической работы, способствующей эффективному профессиональному самоопределению учащихся на этапе предпрофильной подготовки. На этапе формирующего эксперимента выявлены и описаны условия правильного выбора профессии в подростковом возрасте.

Ключевые слова: индивидуальные особенности, подростковый возраст, профессиональный профиль, предпрофильная подготовка, профессиональное самоопределение, профориентационная работа.

An^tatton. In the article, the author characterizes the pre-profile stage of adolescent development. The difficulties of this age-related development are analyzed. From a psychological point of view, the regularities of living at the stage of choosing specialized training are determined. Theoretical approaches to the definition of the category "professional personality profile" are considered. The typical professional profiles of adolescents at the stage of pre-professional development are theoretically analyzed. The characteristics of the main spheres of professional activity are given: "man-nature", "man-technique", "man-man", "man-sign", "man-artistic image". Each sphere is presented by the author in the aspect of the necessary individual personality characteristics. The article has practical significance for psychological science. An experimental study was conducted aimed at studying the individual personality traits of modern adolescents and their professional interests. The methodological basis of the research is based on the works of V.A. Hansen, R. Kettell, E.A. Klimov. Based on the results of the study, the author determined the professional profiles of respondents. During the experiment, adolescents experiencing difficulties with professional self-determination were identified. The author of the article presented the experience of socio-psychological work that contributes to the effective professional self-determination of students at the stage of pre-professional training. At the stage of the formative experiment, the conditions for the correct choice of profession in adolescence are identified and described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.