Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ПО ВЫБОРУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ПО ВЫБОРУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ / СИСТЕМА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Десненко С.И., Десненко М.А.

В статье рассматривается проблема создания системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций, определение критериев и показателей оценивания их сформированнности. На основе анализа исследований ряда авторов обосновываются подход оценивания сформированности компетенции, исходя из ее структурных компонентов (готовность, способности и условия, выступающие соответствующими критериями), и функции системы оценочных средств (диагностическая, накопительная, прогностическая, аналитическая, интегративная, обучающая), которые могут быть реализованы в условиях введения модульных образовательных программ вуза в соответствии с актуализированным стандартом ФГОС ВО 3++. Целью работы является обоснование и описание возможностей применения системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций будущего учителя физики и информатики в рамках дисциплин по выбору. При проведении текущего контроля автор предлагает для формирования и оценивания компонентов профессиональных компетенций использовать комплекс учебных заданий различного уровня сложности (базовый, повышенный, углубленный) и комплексные задания, отличительной особенностью которых является уровень сложности проблемы, составляющей их основу. При проведении промежуточного контроля студентам следует предложить итоговую работу в форме эссе, в которой они должны представить и обосновать авторскую позицию по заявленной проблеме. В статье приводятся примеры учебных заданий различного уровня сложности и комплексного задания, которые могут быть выполнены студентами в рамках дисциплины по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения (физика, информатика)» при изучении раздела «Государственная итоговая аттестация обучающихся (ОГЭ, ЕГЭ)». Результаты исследования могут быть использованы для создания системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций и её применения при обучении будущих учителей физики и информатики в рамках дисциплин учебного плана, в том числе в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Десненко С.И., Десненко М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ASSESSMENT TOOLS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A FUTURE TEACHER OF PHYSICS AND COMPUTER SCIENCE IN THE FRAMEWORK OF ELECTIVE DISCIPLINES

The article discusses the problem of creating a system of assessment tools for the formation of professional competencies, the definition of criteria and indicators for assessing their formation. An approach to assessing the formation of a competence, based on its structural components (readiness, abilities and conditions that act as appropriate criteria), and the function of the system of assessment tools (diagnostic, cumulative, prognostic, analytical, integrative, training), which can be implemented in the context of the introduction of modular educational programs of the university in accordance with the updated standard of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3 ++ are substantiated on the basis of an analysis of research by several authors. The aim of the work is to substantiate and describe the possibilities of using the system of assessment tools for the formation of professional competencies of a future teacher of physics and computer science within the framework of elective disciplines. When conducting current control, the author proposes to use a set of educational tasks of various levels of complexity (basic, advanced, in-depth) and complex tasks, a distinctive feature of which is the level of complexity of the problem that forms their basis, to form and evaluate the components of professional competencies. When conducting intermediate control, students should be offered a final work in the form of an essay, in which they must present and justify the author's position on the stated problem. The article provides examples of educational tasks of various levels of complexity and complex assignments that can be completed by students within the elective discipline "Modern means of assessing learning outcomes (physics, computer science)" when studying the section "State final certification of students (OGE, USE)". The research results can be used to create a system of assessment tools for the formation of professional competencies and its application in teaching future physics and computer science teachers within the curriculum disciplines, including in distance learning.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ПО ВЫБОРУ»

УДК 378 ББК 74.48 © С. И. Десненко, М. А. Десненко Б01: 10.24412/2225-8264-2021-1-16-21

С. И. Десненко, М. А. Десненко ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН

ПО ВЫБОРУ

В статье рассматривается проблема создания системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций, определение критериев и показателей оценивания их сформированнности. На основе анализа исследований ряда авторов обосновываются подход оценивания сформированности компетенции, исходя из ее структурных компонентов (готовность, способности и условия, выступающие соответствующими критериями), и функции системы оценочных средств (диагностическая, накопительная, прогностическая, аналитическая, интегративная, обучающая), которые могут быть реализованы в условиях введения модульных образовательных программ вуза в соответствии с актуализированным стандартом ФГОС ВО 3 + +. Целью работы является обоснование и описание возможностей применения системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций будущего учителя физики и информатики в рамках дисциплин по выбору. При проведении текущего контроля автор предлагает для формирования и оценивания компонентов профессиональных компетенций использовать комплекс учебных заданий различного уровня сложности (базовый, повышенный, углубленный) и комплексные задания, отличительной особенностью которых является уровень сложности проблемы, составляющей их основу. При проведении промежуточного контроля студентам следует предложить итоговую работу в форме эссе, в которой они должны представить и обосновать авторскую позицию по заявленной проблеме. В статье приводятся примеры учебных заданий различного уровня сложности и комплексного задания, которые могут быть выполнены студентами в рамках дисциплины по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения (физика, информатика)» при изучении раздела «Государственная итоговая аттестация обучающихся (ОГЭ, ЕГЭ)». Результаты исследования могут быть использованы для создания системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций и её применения при обучении будущих учителей физики и информатики в рамках дисциплин учебного плана, в том числе в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: дисциплины по выбору, система оценочных средств, будущий учитель физики и информатики, профессиональные компетенции

егодня в образовательный процесс для

С педагогических направлений

подготовки введен актуализированный стандарт (ФГОС ВО 3++), в соответствии с которым основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) вуза имеют модульный формат [1]. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены дисциплины по выбору, дополняющие содержание профиля подготовки выпускников и базовых дисциплин, входящих в обязательную часть, и позволяющие обеспечить повышение качества профессиональной подготовки студентов. «Обучение в рамках дисциплин по выбору призвано адресно воздействовать на способности каждого студента, развивая и совершенствуя те компоненты компетенций, в которых конкретный обучающийся нуждается более всего» [4, с.11].

Это актуализировало проблему создания системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций, определение критериев, показателей оценивания

сформированности компетенций, в том числе в рамках дисциплин по выбору.

В последние годы появилось достаточно большое количество работ, в которых рассматривается проблема разработки оценочных средств сформированности компетенций, создания технологий оценивания уровня сформированности

компетенций студентов [2, 5, 7, 8 и др.]. Большая часть авторов придерживается мнения о том, что оценивать сформированность компетенции следует, исходя из ее структурных компонентов. В статье, написанной Г. С. Ибрагимовым, Е. М. Ибрагимовой, на основе анализа публикаций в ряде педагогических изданий раскрываются три подхода к определению структуры компетенции: «сторонники первого подхода (Е. Л. Кон, В. И. Фрейман, А. А. Южаков, Е. М. Кон) рассматривают компетенцию как интегративное единство знаний, умений и владений» [5, с. 44], «представители второго подхода (В. И. Блинов, О. Ф. Батрова, Е. Ю. Есенина, А. А. Факторович и др.) считают, что кроме знаний, умений и навыков компетенции включают еще мотивационную (ценностно-смысловую)

составляющую, характеризующую отношение личности к деятельности, соответственно, в критерии оценки добавляются параметры оценки мотивации» [там же], «третий подход (А. И. Чучалин, А. В. Епихин, Е. А. Муратова и др.) состоит в том, что в структуру компетенции включается, помимо указанных выше, еще один компонент - условия, в которых проявляется компетенция» [5, с. 45]. Согласимся с мнением авторов, что «по степени обоснованности, целостности и применимости в практике третий подход представляется более корректным.» [там же]. В соответствии с третьим подходом под компетенцией понимается «готовность

выпускника (мотивация и личностные качества) проявить способности (знания, умения и опыт) для успешного ведения профессиональной или иной деятельности в определенных условиях (проблема, задача, ресурсы для их решения)» [8, с. 15]. Анализ определения показывает, что в структуре компетенции выделяются «три компонента: готовность, способности и условия, выступающие соответствующими критериями. Каждый компонент имеет ряд атрибутов. Для готовности - это мотивация, оперативность и инициативность; для способности - знания, умения и опыт; для условий -новизна, самостоятельность и ресурсы» [5, с. 45]. В статье Е. И. Сахарчук, Е. А. Байкиной представлена «функциональная характеристика системы оценочных средств в условиях реализации модульных образовательных программ вуза» [7, с. 86]. Авторы предлагают выделять следующие функции системы оценочных средств: диагностическая как системообразующая функция, накопительная, прогностическая, аналитическая, интегративная функции. Считаем целесообразным рассматривать еще одну функцию - обучающую, т. к. система оценочных средств должна быть действенным средством как оценки, так и обучения.

Раскроем возможности использования оценочных средств сформированности

профессиональных компетенций будущего учителя физики и информатики в рамках дисциплин по выбору на примере дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения (физика, информатика)». В Забайкальском государственном университете данная дисциплина включена в образовательную программу по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Информатика и физика». Включение дисциплины в образовательную программу можно обосновать рядом обстоятельств. 1. В Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения отмечается, что «система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО) представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП ООО, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся» [6, с.102]. Поэтому важно знакомить студентов как будущих учителей физики и информатики с системой оценки планируемых результатов освоения ООП ООО, в том числе при обучении физике и информатике, с содержанием оценочной деятельности педагогов, требованиями к её организации. 2. Реформирование, модернизация школьного образования в России является его характерной чертой. Поэтому студентов необходимо знакомить со стратегией модернизации российского образования, с основными направлениями модернизации системы оценки качества школьного физического образования и школьного образования в области информатики.

Данные вопросы можно рассматривать в рамках рассматриваемой дисциплины.

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения (физика, информатика)» в седьмом семестре выделено две зачетные единицы. Следует отметить, что в рамках данной дисциплины запланировано обучение студентов преподавателями двух кафедр (кафедра физики, кафедра математики и информатики).

Структурно дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения (физика, информатика)» представлена следующими разделами:

1. Модернизация системы оценивания результатов обучения

2. Современные средства оценивания результатов обучения

3. Государственная итоговая аттестация обучающихся (ОГЭ, ЕГЭ)

4. Оценивание учебных достижений, обучающихся по физике и информатике в условиях введения ФГОС

При её изучении предусмотрено формирование следующих профессиональных компетенций: ПК-2. Способен осуществлять обучение учебному предмету, включая мотивацию учебно-познавательной деятельности, на основе использования современных предметно-

методических подходов и образовательных технологий. ПК-3. Способен участвовать в проектировании содержания образования в

предметной области в соответствии с требованиями ФГОС основного и среднего общего образования, с уровнем развития современной науки и с учетом возрастных особенностей [1].

Оценивать уровень сформированности профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения (физика, информатика)» необходимо при использовании текущего и промежуточного контроля, применяя систему оценочных средств (далее СОС). В СОС следует включать как традиционные (устные и письменные опросы, зачет и т. п.), так и инновационные формы аттестации, к которым можно отнести: ролевые игры, стандартизированные тесты, кейс-стади, метод проектов, портфолио, эссе и т. п.

Использование СОС в рамках текущего контроля при изучении конкретных тем данной дисциплины позволяет реализовать, в первую очередь, обучающую функцию, а также накопительную функцию. Это возможно при использовании на занятиях комплекса учебных заданий (далее УЗ) различного уровня сложности: базовый (Б), повышенный (П), углубленный (У). Уровень сложности и характер заданий обусловлены их содержанием, многоаспектностью и индивидуальным характером выполнения [3]. Например, к заданиям базового уровня сложности можно отнести такие УЗ, как: задания для организации терминологической работы, задания на

анализ, сравнение, сопоставление, задания на составление обобщающей таблицы, схемы и т. п. К заданиям повышенного уровня сложности следует отнести УЗ: задания для подготовки сообщений с предоставлением тезисов, электронных презентаций, задания для реализации групповых проектов, задания, основу которых составляет анализ проблемы, обсуждение которой может быть реализовано в формате «круглый стол», учебная дискуссия и т. п. Задания углубленного уровня сложности - это задания, выполнение которых предполагает выявление собственного отношения студентов к изучаемой проблеме, реализацию творческого подхода, высказывание суждения и его обоснования.

Выполнение комплекса УЗ различного уровня сложности при изучении конкретных тем дисциплины направлено на формирование отдельных компонентов профессиональных компетенций, а именно: готовность (мотивация и личностные качества), способности (знания, умения, опыт).

Для формирования компонента

профессиональной компетенции - условия, обладающие такими атрибутами, как новизна, самостоятельность и ресурсы, студентам следует предлагать комплексные задания, отличающиеся уровнем сложности проблемы / проблем, составляющей его основу. Оценивание выполненного студентами комплексного задания будет тем выше, чем выше уровень новизны решаемых проблем, предложенных в комплексном задании, чем выше степень самостоятельности студентов и чем ниже уровень начальной обеспеченности ресурсами.

Приведем примеры УЗ различного уровня сложности и комплексного задания при изучении конкретных тем раздела «Государственная итоговая аттестация обучающихся (ОГЭ, ЕГЭ)».

1) УЗ (Б). Найти в Интернет и провести анализ документов (спецификация, кодификатор), определяющих структуру, содержание и процедуру оценивания КИМ для ОГЭ /ЕГЭ по физике, информатике в разные годы. Результат выполнения задания представить в форме таблицы / таблиц. Провести сравнительно-сопоставительный анализ подготовленной таблицы / подготовленных таблиц, сделать выводы об изменениях в структуре, содержании и процедуре оценивания КИМ для ОГЭ /ЕГЭ по физике, информатике в разные годы.

2) УЗ (Б). Найти в Интернет варианты ОГЭ / ЕГЭ по физике, информатике за текущий учебный год, решить задания; оценить выполненные задания, используя предлагаемые критерии оценивания заданий; проанализировать полученные результаты, сделать выводы.

3) УЗ (П). Подготовить выступление с презентацией о месте физического эксперимента в ОГЭ по физике; используя конкретные примеры, дать развернутую характеристику экспериментального задания по физике, описать комплекты оборудования для проведения ОГЭ по физике.

4) УЗ (П). Анализируя различные источники информации, выявить и описать различные формы подготовки обучающихся к ОГЭ / ЕГЭ по физике,

информатике: а) на внеурочных занятиях (1-ая группа); б) в дистанционной форме (2-ая группа); в) через индивидуальную и групповую работу с обучающимися (3-ья группа).

5) УЗ (У). Выскажите свое отношение к формам итоговой аттестации школьников в формате ОГЭ / ЕГЭ. В чем вы видите их достоинства и недостатки?

6) УЗ (У). Найдите в Интернет материалы, касающиеся перспективной модели контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена (КИМ ЕГЭ) по физике, проведите анализ. Кратко охарактеризуйте её особенности по блокам (блоки: «Освоение понятийного аппарата», «Анализ физических процессов», «Методологические умения», «Решение задач»). Выскажите свое отношение к предложенной модели КИМ ЕГЭ по физике.

7) УЗ (У). Выскажите свое суждение по следующему вопросу: «Дистанционное обучение способствует выбору индивидуальной траектории подготовки к ЕГЭ и получению знаний, умений и навыков по подготовке и прохождению государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ».

Приведем пример комплексного задания, которое может быть предложено студентам после изучения раздела «Государственная итоговая аттестация обучающихся (ОГЭ, ЕГЭ)».

Комплексное задание: Используя различные источники информации, подготовьте материалы для проведения микроисследования по выявлению понимания педагогами, выпускниками и их родителями сущности ОГЭ / ЕГЭ и технологии подготовки к ОГЭ /ЕГЭ по предмету (физика, информатика).

Результат выполнения комплексного задания может быть представлен в виде разработанных 1) анкет для педагогов, выпускников, родителей; 2) плана беседы со школьниками для классного часа, 3) опросника для учителей физики и информатики, реализующих подготовку школьников к итоговой аттестации в формате ОГЭ / ЕГЭ, 4) рекомендаций для педагогов с целью проведения экспертизы отобранных материалов по физике и информатике для подготовки школьников к ОГЭ / ЕГЭ по физике и информатике и др. Заранее формы представления выполненного комплексного задания озвучивать нецелесообразно. Студентам следует сообщить, что они могут самостоятельно предложить форму / формы представления задания.

Проверку выполненного комплексного задания на занятии можно организовать в формате ролевой игры (ситуационно-имитационное моделирование на основе практико ориентированной ситуации). Отметим, что большое значение в игровых методах придается элементам проблемности. Поэтому предлагаемые задания должны включать в себя определенные противоречия, к разрешению которых студенты подводятся в процессе игры. Основа деловой игры может быть представлена в виде практико ориентированной ситуации: проведение родительского собрания с участием школьников и

учителей физики и информатики, на котором к обсуждению предлагаются вопросы, касающиеся подготовки обучающихся (девятиклассников / одиннадцатиклассников) к итоговой аттестации по физике, информатике (ОГЭ, ЕГЭ). Противоречие, которое целесообразно взять за основу при организации деловой игры, может быть следующим: с одной стороны, проведенный анализ подготовленных материалов для проведения микроисследования по выявлению понимания педагогами, выпускниками и их родителями сущности ОГЭ / ЕГЭ и технологии подготовки к ОГЭ /ЕГЭ по предмету (физика, информатика) показал, что респонденты понимают суть ОГЭ / ЕГЭ, осознают значимость специальной подготовки к ОГЭ / ЕГЭ по физике, информатике, с другой стороны, часть родителей не согласна с позицией администрации школы, касающейся подготовки к итоговой аттестации не на уроках, а во внеурочное время.

Организация деятельности студентов на занятии может быть следующей: «классный руководитель», «заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе» - анализ подготовленных материалов для проведения микроисследования по выявлению понимания педагогами, выпускниками и их родителями сущности ОГЭ / ЕГЭ и технологии подготовки к ОГЭ /ЕГЭ по предмету (физика, информатика); «учитель физики», «учитель информатики» -выступления, касающиеся выявления и анализа трудностей, возникших при подготовке к ОГЭ / ЕГЭ по физике, информатике, качественный анализ результатов «пробного» экзамена по физике, информатике, проведенного в формате экзамена ОГЭ /ЕГЭ; «школьники» - выступления, касающиеся возникших трудностей при решении различных видов заданий, предложенных на «пробном» экзамене по физике, информатике; «родители» - участие в родительском собрании и в обсуждении рассматриваемых вопросов, аргументация согласия / не согласия с позицией администрации школы, касающейся подготовки к итоговой аттестации не на уроках, а во внеурочное время.

В ходе анализа ролевой игры студенты совместно с преподавателем анализируют свои действия на каждом этапе игры, высказывают свое мнение по поводу эффективности выделения каждого этапа, пожелания к усовершенствованию игры. Оценивание участия студентов в ролевой игре осуществляется в соответствии с критериями оценивания, которые озвучиваются студентам заранее.

В рамках дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения (физика, информатика)» можно реализовать диагностическую, прогностическую, аналитическую и интегративную функции СОС. Для этого студентам можно

предложить написать итоговую работу в форме эссе на следующие темы: 1). Традиции и инновации в оценивании образовательных достижений обучающихся (на примере физики, информатики), 2). Портфолио как перспективная форма представления индивидуальных достижений школьника, 3) Подготовка обучающихся к ОГЭ, ЕГЭ по физике /информатике в условиях дистанционного обучения. Отметим, что эссе - это итоговая индивидуальная самостоятельная письменная работа на предложенную тему, в которой студент должен представить и обосновать авторскую позицию по заявленной проблеме, что позволит оценить на основе контент-анализа уровень сформированности компонентов профессиональных компетенций каждого студента как будущего учителя физики и информатики. В Забайкальском государственном университете разработаны требования к структуре, объему итоговой работы в форме эссе, критерии и показатели оценивания.

Таким образом, при изучении дисциплин по выбору, для выявления уровня сформированности профессиональных компетенций будущего учителя физики и информатики, следует применять систему оценочных средств (СОС), в которую необходимо включать различные формы аттестации (традиционные, инновационные). Для реализации обучающей функции целесообразно использовать СОС в рамках текущего контроля 1) при изучении конкретных тем и использовании на занятиях комплекса учебных заданий (УЗ) различного уровня сложности (базовый, повышенный, углубленный), 2) после изучения какого-либо раздела дисциплины и применения комплексного задания, отличительной особенностью которого является уровень сложности проблемы, составляющей его основу. Выполнение студентами комплекса УЗ будет способствовать формированию таких компонентов

профессиональной компетенции, как готовность (мотивация и личностные качества), способности (знания, умения, опыт), выполнение комплексного задания - формированию такого компонента профессиональной компетенции, как условия, обладающие атрибутами (новизна,

самостоятельность, ресурсы). Для реализации диагностической, прогностической, аналитической и интегративной функций СОС в рамках промежуточного контроля целесообразно предложить студентам итоговую работу в форме эссе, в которой они должны представить и обосновать авторскую позицию по заявленной проблеме.

Дальнейшее исследование рассматриваемой в статье проблемы возможно, например, в аспекте совершенствования системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций в рамках дисциплин по выбору в условиях дистанционного обучения.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Министерство образования и науки России. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) : приказ Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г. № 125. - Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 15.12.2020). - Текст : электронный.

2. Гитман, Е. К. Разработка и использование ФОС в компетентностном формате для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине / Е. К. Гитман, М. Б. Гитман, В. Ю. Столбов, И. Д. Столбова.

- Текст : электронный // Высшее образование в России. - 2016. - № 8 - 9 (204). - С. 74 - 83. https://elibrarv.ru/item.asp?id=37217044 (дата обращения: 10.12.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

3. Десненко, С. И. Система оценочных средств сформированное™ профессиональных компетенций будущего учителя физики при изучении дисциплины «Методика обучения физике» / С. И. Десненко. - Текст : электронный // Школа будущего. - 2017. - №.6. - С. 4 - 12. https://elibrarv.ru/item.asp?id=37217044 (дата обращения: 16.11.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

4. Десненко, С. И. Элективные курсы в системе методической подготовки будущего учителя физики в условиях реализации новых образовательных стандартов / С. И. Десненко, М. А. Десненко. - Текст : непосредственный // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия : Педагогические науки. - 2018. - Т. 13. - №6. - С. 6 -17.

5. Ибрагимов, Г. И. Оценивание компетенций: проблемы и решения / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова. - Текст : электронный // Высшее образование в России. - 2016. - №1. - С. 43 - 52. https://elibrarv.ru/item.asp?id=37217044 (дата обращения: 10.12.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. - Москва : Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09019043-5. - Текст : непосредственный

7. Сахарчук, Е. И. Функциональная характеристика системы оценочных средств в условиях реализации модульных образовательных программ вуза / Е. И. Сахарчук, Е. А. Байкина. - Текст : электронный // Высшее образование в России. 2020. - Т. 29. - No 6. - С. 83 - 91. https://elibrarv.ru/item.asp?id=37217044 (дата обращения: 15.12.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

8. Чучалин, А. И. Планирование оценки результатов обучения при проектировании образовательных программ / А. И. Чучалин, А. В. Епихин, Е. А. Муратова. - Текст : электронный // Высшее образование в России. - 2013. - №1. - С. 13 - 19. https://elibrarv.ru/item.asp?id=37217044 (дата обращения: 10.12.2020). -Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

References

1. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossii. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoye obrazovaniye (s dvumya profilyami podgotovki) [Russian Federation. Ministry of Education and Science of Russia. On the approval of the federal state educational standard of higher education -bachelor's degree in the field of training 03.04.05 Pedagogical education (with two training profiles)]: Order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 125 dated February 22, 2018. - Legal reference and information system "Garant" (data obrashhenija: 15.12.2020) . — Text: electronics.

2. Gitman, Ye.K.; Razrabotka i ispol'zovaniye FOS v kompetentnostnom formate dlya provedeniya promezhutochnoy attestatsii po uchebnoy distsipline. [Development and use of FOS in a competency-based format for intermediate certification in an academic discipline]. Higher education in Russia. - 2016. - № 8 - 9 (204). - С. 74 - 83.

— URL: https ://elibrary.ru/item.asp?id=37217044_(data obrashhenija: 10.12.2020) . — Text: electronics.

3. Desnenko, S.I. Sistema otsenochnykh sredstv sformirovannosti professional'nykh kompetentsiy budushchego uchitelya fiziki pri izuchenii distsipliny «Metodika obucheniya fizike» [The system of assessment tools for the formation of professional competencies of the future physics teacher in the study of the discipline "Methods of teaching physics"]. School of the future. - 2017. - №.6. - С. 4 - 12. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37217044_(data obrashhenija: 16.11.2020). — Text: electronics

4. Desnenko, S.I. Desnenko, M.A. Elektivnyye kursy v sisteme metodicheskoy podgotovki budushchego uchitelya fiziki v usloviyakh realizatsii novykh obrazovatel'nykh standartov.[ Elective courses in the system of methodological training of the future physics teacher in the context of the implementation of new educational standards;]. Scientific notes of the Trans-Baikal State University. - 2018. - T. 13. - No. 6. - S. 6-17. - Text : unmediated.

5. Ibragimov, G.I. Otsenivaniye kompetentsiy: problemy i resheniya. [Assessment of competencies: problems and solutions]. Higher education in Russia. - 2016. - №1. - С. 43 - 52. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37217044 (data obrashhenija: 10.12.2020). — Text: electronics.

6. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Osnovnaya shkola [Approximate basic educational program of an educational institution. Primary school;]. M. : Education, 2011 .-- 342 p. - (Second generation standards). ISBN 978-5-09-019043-5. - Text : unmediated.

7. Sakharchuk, Ye.I. Funktsional'naya kharakteristika sistemy otsenochnykh sredstv v usloviyakh realizatsii modul'nykh obrazovatel'nykh programm vuza [Functional characteristics of the system of assessment tools in the context of the implementation of modular educational programs of the university;]. Higher education in Russia. 2020. -T. 29. - No 6. - C. 83 - 91. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37217044 (data obrashhenija: 15.12.2020). — Text: electronics.

8. Chuchalin A.I. Planirovaniye otsenki rezul'tatov obucheniya pri proyektirovanii obrazovatel'nykh program. [Planning the assessment of learning outcomes in the design of educational programs]. Higher education in Russia. -2013. - №1. - C. 13 - 19. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37217044 (data obrashhenija: 10.12.2020). — Text: electronics.

THE USE OF ASSESSMENT TOOLS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A FUTURE TEACHER OF PHYSICS AND COMPUTER SCIENCE IN THE FRAMEWORK OF ELECTIVE

DISCIPLINES

Svetlana I. Desnenko, Mikhail A. Desnenko

Trans-Baikal State University

Abstract. The article discusses the problem of creating a system of assessment tools for the formation of professional competencies, the definition of criteria and indicators for assessing their formation. An approach to assessing the formation of a competence, based on its structural components (readiness, abilities and conditions that act as appropriate criteria), and the function of the system of assessment tools (diagnostic, cumulative, prognostic, analytical, integrative, training), which can be implemented in the context of the introduction of modular educational programs of the university in accordance with the updated standard of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3 ++ are substantiated on the basis of an analysis of research by several authors. The aim of the work is to substantiate and describe the possibilities of using the system of assessment tools for the formation of professional competencies of a future teacher of physics and computer science within the framework of elective disciplines. When conducting current control, the author proposes to use a set of educational tasks of various levels of complexity (basic, advanced, in-depth) and complex tasks, a distinctive feature of which is the level of complexity of the problem that forms their basis, to form and evaluate the components of professional competencies. When conducting intermediate control, students should be offered a final work in the form of an essay, in which they must present and justify the author's position on the stated problem. The article provides examples of educational tasks of various levels of complexity and complex assignments that can be completed by students within the elective discipline "Modern means of assessing learning outcomes (physics, computer science)" when studying the section "State final certification of students (OGE, USE)". The research results can be used to create a system of assessment tools for the formation of professional competencies and its application in teaching future physics and computer science teachers within the curriculum disciplines, including in distance learning.

Keywords: elective disciplines, system of assessment tools, future physics and computer science teacher, professional competencies

Сведения об авторе:

Десненко Светлана Иннокентьевна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой физики ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» (672039, Российская Федерация, г.Чита, ул. Александро-Заводская, д.30, e-mail: desnenkochita@rambler.ru).

Десненко Михаил Анисимович - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и информатики ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» (672039, Российская Федерация, г.Чита, ул. Александро-Заводская, д.30, e-mail: desnenkochita@rambler.ru).

Статья поступила в редакцию 02.12.2020г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.