Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / СТУДЕНТ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ / УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитроченко Татьяна Вячеславовна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в условиях современного мира. Представлен теоретический анализ литературы по рассмотренной проблеме, на основании осуществленного анализа автором статьи приведено уточненное определение понятия «профессиональная субъектность будущего педагога». Описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной субъектности будущих педагогов. В статье приведено обоснование комплекса диагностических методик, используемых при проведении исследования, психолого-педагогических условий и учебно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной субъектности. В статье приведены примеры заданий, использованных автором при организации опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной субъектности студентов 2 курса направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки в рамках изучения дисциплины «Педагогика». Представлены результаты, подтверждающие гипотезу исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитроченко Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL SUBJECT FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF PREPARATION AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to the actual problem of the formation of the professional subjectivity of future teachers in the modern world. A theoretical analysis of the literature on the problem considered is presented, on the basis of the analysis carried out by the author of the article, an updated definition of the concept of “professional subjectivity of a future teacher” is given. The course and results of experimental work on the formation of the professional subjectivity of future teachers are described. The article provides a rationale for a complex of diagnostic techniques used in the study, psychological and pedagogical conditions and educational and methodological support for the process of forming professional subjectivity. The article provides examples of tasks used by the author in organizing experimental work on the formation of professional subjectivity of students of the 2nd year of the training direction 44.03.05 “Pedagogical education” (with two training profiles in the study of the discipline “Pedagogy”. The results confirming the hypothesis of the study are presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ»

Формирование профессиональной субъектности будущих педагогов в процессе подготовки в вузе

Дмитроченко Татьяна Вячеславовна,

ассистент кафедры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» E-mail: bossyblond7@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональной субъектности будущих педагогов в условиях современного мира. Представлен теоретический анализ литературы по рассмотренной проблеме, на основании осуществленного анализа автором статьи приведено уточненное определение понятия «профессиональная субъектность будущего педагога». Описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной субъектности будущих педагогов. В статье приведено обоснование комплекса диагностических методик, используемых при проведении исследования, психолого-педагогических условий и учебно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной субъектности. В статье приведены примеры заданий, использованных автором при организации опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной субъектности студентов 2 курса направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки в рамках изучения дисциплины «Педагогика». Представлены результаты, подтверждающие гипотезу исследования.

Ключевые слова: профессиональная субъектность будущего педагога; студент; будущий педагог; формирование профессиональной субъектности; критерии профессиональной субъектности; уровни профессиональной субъектности.

Современная действительность характеризуется непрерывным развитием и преобразованием социально-экономической сферы общества. Условия постоянно меняющегося мира, ситуация неопределённости требуют от педагога соответствия его квалификации и профессиональных знаний современным требованиям, выраженным в различных нормативно-правовых документах. К ним мы относим Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3++); Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (от 18.10.2013 г.); Стратегию инновационного развития РФ; Концепцию поддержки развития педагогического образования и др. Согласно перечисленным нормативно-правовым документам, обществу в наши дни необходим педагог, осуществляющий свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соответствующем современному состоянию науки и практики, способный осуществлять личностное и профессиональное развитие на протяжении всей жизни.

В перечисленных условиях возрастает необходимость формирования у будущих педагогов профессиональной субъектности как интегральной характеристики личности будущего бакалавра педагогического образования, отражающей уровень самопознания, рефлексии, степень овладения умениями критического мышления, анализа профессионально-педагогических ситуаций, решения учебно-профессиональных задач и прогнозирования результатов собственной профессионально-педагогической деятельности, в том числе в ситуации неопределенности.

В психолого-педагогической литературе накоплен достаточно большой опыт рассмотрения вопроса формирования профессиональной субъект-ности будущего специалиста сферы образования.

В работах исследователя О.М. Бабич профессиональная субъектность студента вуза связана с рассмотрением мотивационно-смысловых аспектов его учебно-профессиональной деятельности и рассматривается в качестве интегральной способности, позволяющей выстраивать процесс своей жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, в соответствии с выработанной системой целей и ценностей [9].

И.А. Серегина под профессиональной субъект-ностью будущего специалиста понимает личностное качество человека как «интегратор его профессиональных способностей, обеспечивающий

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см

СП

возможность выполнения профессиональных требований на высоком уровне качества» [9].

В работах Т.А. Ольховой становление субъект-ности студента вуза связано с развитием системы его ценностных ориентаций и интериоризаци-ей внешней деятельности. Субъектность студента в трудах ученого определена как «аксиологическая характеристика личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения и жизнет-ворчества студента» [8].

Рассмотрение специфики образовательного пространства гуманитарно-педагогического вуза, разработка психолого-педагогических условий, необходимых для формирования профессиональной субъектности будущих педагогов, позволили нам сформулировать собственное определение рассматриваемого понятия. Так, под профессиональной субъектностью будущего педагога в рамках данной статьи будет пониматься сложная интегральная характеристика личности будущего педагога, отражающая уровень самопознания, рефлексии, степень овладения умениями критического мышления, анализа профессионально-педагогических ситуаций, решения учебно-профессиональных задач и прогнозирования результатов собственной профессионально-педагогической деятельности, в том числе в ситуации неопределенности.

В структуре рассматриваемого качества мы можем выделить личностный, профессионально-деятельностный и прогностический критерии.

Личностный критерий раскрывает внутренний потенциал и ресурсы студента. Его содержание составляют механизмы самопознания, актуализации субъектного опыта, рефлексии, ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности. Содержание профессионально-деятельностного критерия составляет познавательная и информационно-когнитивная направленность студента, умения критического мышления, умения работать с научными текстами и решать профессионально-педагогические задачи, умения и навыки профессионально-педагогического общения. Прогностический критерий заключается в определении и реализации студентом путей собственного личностного и профессионального развития, в определении в целом перспектив развития педагогического образования и своего места в нем.

Для проведения педагогического эксперимента по формированию профессиональной субъектно-сти будущих педагогов нами были сформированы 2 группы студентов - контрольная и экспериментальная. В экспериментальную группу испытуемых (далее - ЭГ) вошло 20 студентов 2 курса направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) профили «Начальное образование» и «Иностранный язык», обучающихся в ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет». Контрольную группу (далее - КГ)

составило 22 человека 2 курса направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) профили «Русский язык» и «Литература», обучающихся в ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет». С данными группами студентов ранее не велась целенаправленная работа по формированию профессиональной субъектности.

Представленную выборку составили студенты, имеющие средний и высокий уровень успеваемости, достаточно устойчивые мотивы учебно-профессиональной педагогической деятельности, желающие связать свою будущую профессиональную деятельность с работой в образовательных организациях.

Целью данной статьи является апробация результатов проведенной экспериментальной работы по формированию профессиональной субъект-ности будущих педагогов. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что в практической деятельности формирование профессиональной субъектности будущих педагогов будет результативным при реализации предложенных психолого-педагогических условий и учебно-методического обеспечения.

Для определения уровня профессиональной субъектности будущих педагогов нами был сформирован комплекс диагностических методик, представленный в Таблице 1.

Таблица 1. Диагностический инструментарий исследования

№ п/п

Критерии

Личностный критерий

Профессионально-деятель-ностный критерий

Прогностический критерий

Показатели

Самопознание

Актуализированный субъектный опыт и рефлексия

Ценностное отношение к педагогической деятельности

Умения критического мышления; умения работать с научными текстами и решать профессионально-педагогические задачи, коммуникативные умения

Личностно-профессиональная самореализация

Методики диагностики

Методика исследования самоотношения (МИС) (автор -С.Р. Пантилеев)

Методика диагностики рефлексивности (опросник А.В. Карпова)

Опросник терминальных ценностей (автор - И.Г. Сенин)

Тест «Определение уровня развития умений критического мышления будущих педагогов» (разработан автором)

Многомерный опросник самореализации личности (автор -С.И. Кудинов)

1

2

3

На этапе констатирующего эксперимента при помощи разработанного нами диагностического инструментария был определен уровень профессиональной субъектности будущих педагогов.

Исходя из среднего арифметического, полученного в результате изучения профессиональной субъектности будущих педагогов по выделенным критериям, можно отметить, что в ЭГ высокий уровень профессиональной субъектности был выявлен у 12,2% участников исследования, средний уровень - у 57,2% испытуемых, низкий - у 30,6% студентов. В КГ высокий уровень профессиональной субъектности был выявлен у 9,6% участников исследования, средний уровень - у 65,1% испытуемых, низкий - у 25,3% студентов.

Обозначенные результаты изучения уровней сформированности профессиональной субъектно-сти студентов экспериментальной и контрольной групп представлены на рис. 1.

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Контрольная группа

Экспериментальная группа

10%

65%

25%

12%

57%

31%

Рис. 1. Уровни сформированности профессиональной субъектности студентов экспериментальной и контрольной групп

Оценка достоверности различий между процентными долями двух выборок ЭГ и КГ была осуществлена с помощью многофункционального критерия Фишера (ф*-критерий). Так как полученное ф*эмп. = 0,592 меньше ф*критич. =1,64, то это означает, что на уровне значимости р> 0,05 процентная доля будущих педагогов ЭГ и КГ с высоким, средним и низким уровнями сформированности профессиональной субъектности значимо не различаются.

На этапе формирующего эксперимента при работе с контрольной группой студентов нами были созданы обычные для профессионально-образовательного процесса гуманитарно-педагогического вуза психолого-педагогические и организационно-педагогические условия. Работа с экспериментальной группой студентов включала в себя реализацию следующих психолого-педагогических условий:

- обогащение субъектного опыта личности, формирование активной самостоятельной позиции студентов на основе стимулирования, мобилизации и активизации внутренних ресурсов студента, использования процедур рефлексии;

- вовлечение студентов в деятельность по решению проблемно-ситуационных и информационно-поисковых задач на основе использования продуктивных технологий профессионального образования;

- формирование ответственности за результаты собственного образования и развитие потребности к самосовершенствованию.

Данная работа осуществлялась целенаправленно в профессионально-образовательном процессе гуманитарно-педагогического вуза на учебных занятиях по дисциплине «Педагогика» при помощи разработанного учебно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной субъектности будущих педагогов.

К учебно-методическому обеспечению мы относим разработанное нами учебно-методическое пособие для преподавателя, используемое при проведении учебных занятий по педагогическим дисциплинам, и рабочую тетрадь для студента, позволяющую будущему педагогу осваивать содержание учебных дисциплин через методы и приемы продуктивных технологий профессионального образования.

Учебно-методическое пособие содержит в себе систему практических занятий, разработанных на основе материалов учебной дисциплины «Педагогика», и построено на основе применения методов и приемов продуктивных технологий профессионального образования. Предложенная система заданий направлена на формирование у студентов умений работы с разными видами текстовой информации, умений интерпретировать и критически оценивать факты, опираясь на объективные данные, всесторонне анализировать, сопоставлять различные точки зрения, осуществлять самостоятельный, творческий поиск истины.

Рабочая тетрадь создана с целью управления самостоятельной работой будущих педагогов и нацелена на более глубокое и основательное формирование компетенций в рамках изучения учебной дисциплины «Педагогика». Рабочая тетрадь содержит в себе систему заданий, предполагает усвоение студентами содержания данной учебной дисциплины через работу с учебно-научными текстами и выполнение практико-ориентированных, творческих, эвристических, исследовательских и проектных заданий.

Приведем пример заданий из разработанной нами рабочей тетради. Так, например, перед изучением темы «Общая и профессиональная культура педагога» студентам предлагается заполнить «Бортовой журнал», в первую графу которого необходимо внести утверждения, которые уже известны по изучаемой теме, вторая графа должна быть заполнена обучающимися в конце занятия. При работе с учебно-научными текстами по изучаемой теме студентам предлагается делать следующие пометки на полях: «V» - уже знакомая мне информация; «+» - новая для меня информация; «-» - информация противоречит моему мнению, я думал иначе; «?» - эта информация осталась для меня непонятной; «!» - эту информацию я считаю наиболее важной, ключевой, требующей особого внимания. После самостоятельного прочтения текстов студентами все сделанные пометки коллективно обсуждаются на занятии.

После изучения теории студентам предлагаются задания, направленные на формирование про-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см а>

фессиональной субъектности. Приведем некоторые из них:

1. На основании прочитанного текста сформулируйте несколько правил общения педагога с другими субъектами образовательного процесса: с детьми; с родителями (законными представителями) детей; с коллегами, администрацией.

2. Как вы считаете, связаны ли педагогическая культура и профессиональная компетентность педагога? Аргументируйте свой ответ.

3. Как вы думаете, в чем заключается взаимосвязь следующих категорий педагогической этики: профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь, педагогический авторитет?

4. Работая в паре или группе, разработайте этические заповеди современного педагога.

5. Определите, в чем заключается сходство и различие двух приведенных высказываний. Наиболее подробно поразмышляйте над одним из них. Выразите свою позицию по отношению к прочитанному, используя следующие слова: педагог, профессионально-педагогическая культура, школа, вуз, ребенок (дети), справедливость, авторитет, образ, педагогический долг, нравственность, мораль и др. (табл. 2).

Таблица 2. Пример задания для формирования профессиональной субъектности студентов в рамках изучения темы «Общая и профессиональная культура педагога»

Высказывания

К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. Д.И. Менделеев

Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам. М.А. Булгаков

Общее:

Различия:

Моя позиция:

На завершающем этапе опытно-экспериментальной работы (далее - ОЭР) нами был осуществлен анализ результатов формирующей работы, определена динамика в формировании профессиональной субъектности будущих педагогов с использованием уже описанного диагностического инструментария.

В экспериментальной группе студентов произошла статистически значимая динамика в формировании профессиональной субъектности. Полученные данные позволяют сделать вывод, что к концу формирующего эксперимента количество студентов с высоким уровнем профессиональной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

субъектности увеличилось на 25%, количество студентов со средним уровнем рассматриваемого качества уменьшилось на 8,3%, с низким уровнем - уменьшилось на 16,7%. Это свидетельствует о результативности предложенных психолого-педагогических условий и разработанного учебно-методического обеспечения процесса формирования профессиональной субъектности будущих педагогов.

Незначительная динамика обозначилась и в формировании профессиональной субъект-ности студентов контрольной группы. Полученные данные позволяют сделать вывод, что к концу формирующего эксперимента количество студентов с высоким уровнем профессиональной субъектности увеличилось на 4,5%, количество студентов со средним уровнем рассматриваемого качества увеличилось на 2,6%, с низким уровнем - уменьшилось на 7,1%. Незначительная динамика в формировании исследуемого качества студентов контрольной группы свидетельствует о том, что в данной группе не велась целенаправленная работа по формированию профессиональной субъектности, а условия оставались обычными для профессионально-образовательного процесса педагогического вуза.

Для проверки различий экспериментальной и контрольной групп мы использовали ф*-крите-рий Фишера для оценки различий между двумя выборками. По результатам расчетов мы получили значение ф*эмп. =1,650 для р> 0,05. Критическое значение ф*критич. =1,64 для р> 0,05; ф*эмп.> ф*критич. (1,650>1,64). Следовательно, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе студентов произошла статистически значимая динамика в формировании исследуемого качества.

Обозначенная динамика в формировании профессиональной субъектности будущих педагогов по выделенным критериям в ЭГ и КГ представлена на рис. 2.

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Профессиональная субъектность на окончание ОЭР в КГ

Профессиональная субъектность на начало ОЭР в КГ

Профессиональная субъектность на окончание ОЭР в ЭГ

Профессиональная субъектность на начало ОЭР в ЭГ

37%

49% 14%

12% 57%

31%

Рис. 2. Динамика формирования профессиональной субъектности будущих педагогов

Таким образом, проведенный эксперимент явился доказательством выдвинутой гипотезы нашего исследования, согласно которой предполагалось, что на формирование профессиональной субъектности будущих педагогов в процессе подготовки в вузе будет результативным при реализа-

14%

68%

18%

65%

25%

ции психолого-педагогических условии и использования в педагогическом процессе разработанного учебно-методического обеспечения. По результатам проведенной работы можно отметить, что увеличилось количество студентов, имеющих высокий и средний уровень профессиональной субъектности. Это нашло свое отражение в улучшении академической успеваемости, качества прохождения педагогической практики и качества профессиональной подготовки будущих педагогов в целом.

Серегина Илона Альбертова. - Москва, 1999. -24 с.

13. Хабарова Т.С. Технология развития критического мышления как средство становления субъектности студентов медицинского вуза: дис... канд. пед. наук: 13.00.01: Оренбург, 2016-277 с.

14. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: монография. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. - 346 с.

Литература

1. Бердникова Д.В. Исследования активности личности в отечественной и зарубежной психологии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. № 2. С.8-20.

2. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия - Волгоград, 2000. 225 с.

3. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.

4. Компетентностный подход в образовании: методологический аспект [Электронный ресурс]: монография / С.Д. Якушева [и др.]. - Новосибирск: Сибирская академическая книга. -2016. - ^N978-5-4379-0467-1. - 248 с.

5. Кудинов, С.И. Психодиагностика личности: учебн. пособие - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. 270 с.

6. Мороченкова, И.А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Мороченкова Ирина Александровна. - Оренбург, 2004. - 181 с.

7. Мухаметзянова, Ф.Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика: дис. докт. пед. наук: 13.00.01 / Мухаметзянова Флера Габдуль-баровна. - Киров, 2002. - 422 с.

8. Ольховая, Т.А. Критическое мышление как основа развития информационно-познавательной самостоятельности студентов / Т.А. Ольховая, В.Н. Елисеев // Высшее образование сегодня, 2013. - № 9. - с. 4651

9. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения Москва: «СМЫСЛ». 1993. 32 с.

10. Сергиенко, Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект / Е.А. Сергиенко // Проблема субъекта в психологической науке. - М.: ИП РАН, 2000 - с. 13-27.

11. Сергиенко, Е.А. Субъект развития, субъект деятельности, субъект жизни: регуляция поведения / Е.А. Сергиенко// Субъект и личность в психологии саморегуляции. - Москва-Ставрополь. -2007. - 227 с.

12. Серегина, И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: автореф. ... канд. психол. наук: 19.00.07 /

FORMATION OF PROFESSIONAL SUBJECT FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF PREPARATION AT THE UNIVERSITY

Dmitrochenko T.V.

Amur State University of Humanities and Pedagogy

The article is devoted to the actual problem of the formation of the professional subjectivity of future teachers in the modern world. A theoretical analysis of the literature on the problem considered is presented, on the basis of the analysis carried out by the author of the article, an updated definition of the concept of "professional subjectivity of a future teacher" is given. The course and results of experimental work on the formation of the professional subjectivity of future teachers are described. The article provides a rationale for a complex of diagnostic techniques used in the study, psychological and pedagogical conditions and educational and methodological support for the process of forming professional subjectivity. The article provides examples of tasks used by the author in organizing experimental work on the formation of professional subjectivity of students of the 2nd year of the training direction 44.03.05 "Pedagogical education" (with two training profiles in the study of the discipline "Pedagogy". The results confirming the hypothesis of the study are presented.

Keywords: professional subjectivity of the future teacher; student; future teacher; the formation of professional subjectivity; criteria for professional subjectivity; levels of professional subjectivity.

References

1. Berdnikova D.V. Research of personality activity in domestic and foreign psychology // Psychology. Historical and critical reviews and modern research. 2016. No. 2. P. 8-20.

2. Borytko N.M. The space of education: the way of being - Volgograd, 2000.225 p.

3. Karpov, AV Reflexivity as a mental property and methods of its diagnosis // Psychological journal. 2003. T. 24, No. 5. S. 45-57.

4. Competence approach in education: methodological aspect [Electronic resource]: monograph / SD Yakusheva [et al.]. - Novosibirsk: Siberian academic book. - 2016. - IS-BN978-5-4379-0467-1. - 248 p.

5. Kudinov, SI Psychodiagnostics of personality: textbook. allowance - Togliatti: TSU Publishing House, 2012.270 p.

6. Morochenkova, I.A. Formation of critical thinking of students in the educational process of the university: dis... Cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Morochenkova Irina Aleksandrovna. -Orenburg, 2004. - 181 p.

7. Mukhametzyanova, F.G. Subjectivity of a student of a higher pedagogical educational institution: theory and practice: dis. doct. ped. Sciences: 13.00.01 / Muhametzyanova Flera Gabdul-barovna. - Kirov, 2002. - 422 p.

8. Olkhovaya, T.A. Critical thinking as the basis for the development of information and cognitive independence of students / T.A. Olkhovaya, V.N. Eliseev // Higher education today, 2013. -№ 9. - p. 46-51

9. Pantileev, SR Methods of researching self-attitude Moscow: "MEANING". 1993.32 p.

10. Sergienko, EA The nature of the subject: ontogenetic aspect / EA Sergienko // The problem of the subject in psychological science. - M.: IP RAS, 2000 - p. 13-27.

11. Sergienko, E.A. Subject of development, subject of activity, subject of life: regulation of behavior / E.A. Sergienko // Subject

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

and personality in the psychology of self-regulation. - Moscow-Stavropol. -2007. - 227 p. 12. Seregina, I.A. Psychological structure of subjectivity as a personal property of a teacher: author... Cand. psychol. Sciences: 19.00.07 / Seregina Ilona Albertova. - Moscow, 1999. - 24 p.

13. Khabarova T.S. Technology of development of critical thinking as a means of forming the subjectivity of medical students: dis... Cand. ped. Sciences: 13.00.01: Orenburg, 2016-277 p.

14. Shchukina M.A. Psychology of personality self-development: monograph. - St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University, 2015. - 346 p.

o ci u

CM S)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.