Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОНИТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОНИТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ РАБОЧИХ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Таисия Владимировна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Педагогическая субъектность является качеством личности, обеспечивающим успешность профессионально-педагогической деятельности. Одной из ее значимых функций в настоящее время выступает реализация мониторинга, в том числе результатов профессиональной подготовки. Автор рассматривает данное качество личности как необходимый инструмент мониторинговой деятельности, позволяющий преподавателю целенаправленно изменять соответствующий объект. В представленном контексте таковым выступает профессиональная готовность будущих рабочих. Итак, актуальность статьи обусловлена противоречием между потребностью профессиональных образовательных организаций в мониторинге и недостаточной субъектностью педагогов-практиков в его осуществлении. Охарактеризована целесообразность развития указанной субъектности средствами повышения квалификации. Цель исследования: методическая характеристика развития педагогической субъектности в контексте мониторинговой деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций. Методология (материалы и методы). Методологическим основанием достижения цели выступают концепции целевого и деятельностного подходов. Результаты. В статье предложены методические рекомендации по развитию педагогической субъектности в контексте мониторинговой деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций. Охарактеризован процесс повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин, включающий установочный, продуктивный и рефлексивный этапы. Эффективным способом их реализации является применение методов активного и интерактивного взаимодействия слушателей, предполагающее их включение в продуктивную деятельность, результатом которой выступает фонд оценочных средств. Конкретизированы процессы целеобразования, целедостижения и рефлексии преподавателей специальных дисциплин в контексте повышения их квалификации. Практическая значимость статьи заключается в возможности использования представленной методики повышения квалификации, включающей задания, обеспечивающие развитие педагогической субъектности мониторинговой деятельности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Таисия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL SUBJECTIVITY IN THE CONTEXT OF MONITORING ACTIVITIES OF TEACHERS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The research problem and the rationale for its relevance. Pedagogical subjectivity is a quality of personality that ensures the success of professional and pedagogical activities. Currently one of its important functions is the implementation of monitoring, including results of professional training. The author considers this quality of personality as a necessary tool of monitoring activities, which allows the teacher to purposefully change the corresponding object. In the presented context, it is the professional readiness of future workers. So, the relevance of the article is due to the contradiction between the need of professional educational organizations in monitoring and the lack of subjectivity of teachers-practitioners in its implementation. The expediency of developing this subjectivity by means of professional training was described. The goal of the research is methodological characteristics of the development of pedagogical subjectivity in the context of monitoring activities of teachers of professional educational organizations. Methodology (materials and methods). The concepts of target and activity approaches are the methodological basis for its achievement. Results. The article offers methodological recommendations for the development of pedagogical subjectivity in the context of monitoring activities of teachers of professional educational organizations. The article describes the process of professional training, which includes installation, productive and reflexive stages. An effective way to implement them is to use methods of active and interactive interaction of students, which involves their inclusion in productive activities. The result of it is the fund of evaluation facilities. The processes of goal formation, goal attainment and reflection of teachers of special disciplines in the context of their professional development are specified. The practical significance of the article lies in possibility of using the presented method of professional training, which includes tasks that ensure the development of pedagogical subjectivity of the monitoring activity of the teacher.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОНИТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Т. В. Данилова ^^

Развитие педагогической субъектности... мШЬ

ЧИЛПКРО

УДК: 377.4

Развитие педагогической субъектности в контексте мониторинговой деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций

Т. В. Данилова

https://orcid.org/0000-0002-2704-4682 taisiya.danilova.86@mail.ru

Development of pedagogical subjectivity in the context of monitoring activities of teachers of professional educational organizations

^ V. Danilova

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Педагогическая субъект-ность является качеством личности, обеспечивающим успешность профессионально-педагогической деятельности. Одной из ее значимых функций в настоящее время выступает реализация мониторинга, в том числе результатов профессиональной подготовки. Автор рассматривает данное качество личности как необходимый инструмент мониторинговой деятельности, позволяющий преподавателю целенаправленно изменять соответствующий объект. В представленном контексте таковым выступает профессиональная готовность будущих рабочих. Итак, актуальность статьи обусловлена противоречием между потребностью профессиональных образовательных организаций в мониторинге и недостаточной субъектностью педагогов-практиков в его осуществлении.

Охарактеризована целесообразность развития указанной субъектности средствами повышения квалификации.

Цель исследования: методическая характеристика развития педагогической субъект-ности в контексте мониторинговой деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций. Методология (материалы и методы). Методологическим основанием достижения цели выступают концепции целевого и деятельностного подходов.

Результаты. В статье предложены методические рекомендации по развитию педагогической субъектности в контексте мониторинговой деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций. Охарактеризован процесс повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин, включающий установочный, продуктивный и рефлексивный этапы. Эффективным способом их реализации является применение методов активного и интерактивного взаимодействия слушателей, предполагающее их включение в продуктивную деятельность, результатом которой выступает фонд оценочных средств.

Конкретизированы процессы целеобразова-ния, целедостижения и рефлексии преподавателей специальных дисциплин в контексте повышения их квалификации. Практическая значимость статьи заключается в возможности использования представленной методики повышения квалификации, включающей задания, обеспечивающие развитие педагогической субъектности мониторинговой деятельности преподавателя.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. Pedagogical subjectivity is a quality of personality that ensures the success of professional and pedagogical activities. Currently one of its important functions is the implementation of monitoring, including results of professional training. The author considers this quality of personality as

a necessary tool of monitoring activities, which allows the teacher to purposefully change the corresponding object. In the presented context, it is the professional readiness of future workers. So, the relevance of the article is due to the contradiction between the need of professional educational organizations in monitoring and the lack of subjectivity of teachers-practitioners in its implementation. The expediency of developing this subjectivity by means of professional training was described.

The goal of the research is methodological characteristics of the development of pedagogical subjectivity in the context of monitoring activities of teachers of professional educational organizations. Methodology (materials and methods). The concepts of target and activity approaches are the methodological basis for its achievement.

Results. The article offers methodological recommendations for the development of pedagogical subjectivity in the context of monitoring activities of teachers of professional educational organizations. The article describes the process of professional training, which includes installation, productive and reflexive stages. An effective way to implement them is to use methods of active and interactive interaction of students, which involves their inclusion in productive activities. The result of it is the fund of evaluation facilities.

The processes of goal formation, goal attainment and reflection of teachers of special disciplines in the context of their professional development are specified. The practical significance of the article lies in possibility of using the presented method of professional training, which includes tasks that ensure the development of pedagogical subjectivity of the monitoring activity of the teacher.

Ключевые слова: педагогический мониторинг, формирование профессиональной готовности будущих рабочих, педагогическая субъ-ектность, повышение квалификации.

Keywords: pedagogical monitoring, formation of professional readiness offuture workers, pedagogical subjectivity, professional training.

Введение

Интенсивное развитие техники и технологий усиливает требования рынка труда к результатам подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций, к их профессиональной готовности. Так, квалифицированный рабочий в настоящее время должен

владеть действиями и умениями, зафиксированными в соответствующих профессиональных стандартах, и обладать способностью к непрерывному совершенствованию трудовой деятельности. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении различных видов работ также выступает неотъемлемым элементом профессиональной готовности будущих рабочих. В свою очередь, профессиональное образование должно характеризоваться гибкостью, предполагающей оперативные изменения, соответствующие требованиям современного производства и рынка труда. В этой связи актуализируется проблема оснащения профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку будущих рабочих к трудовой деятельности, эффективными педагогическими технологиями управления качеством образовательных результатов, в частности, профессиональной готовности. Одной из таких технологий является педагогический мониторинг.

Обзор литературы

Сущность педагогического мониторинга рассматривается как в фундаментальных, так и в современных научных исследованиях. Одни ученые характеризуют его как наблюдение за состоянием объекта, другие - как систему взаимосвязанных элементов, третьи - как технологию, предполагающую реализацию определенной последовательности действий [1]. Современными исследователями предпринимаются также попытки интеграции представленных точек зрения.

Так, А. В. Мальцев и А. В. Томильцев характеризуют сущность педагогического мониторинга как «процесс специально организованного систематического наблюдения за объектом, контроля, анализа, оценки и прогнозирования его состояния, методику и систему наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающую возможность наблюдать его в развитии, оценивать и оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов» [2, с. 24]. В этой связи универсальными характеристиками педагогического мониторинга являются системность, технологичность, процессуальная и проблемная направленность, а также неотъемлемая связь с системой принятия управленческих решений.

В свою очередь, специфика мониторинга детерминирована ключевыми характеристиками его объекта. Так, в нашем контексте речь идет о профессиональной готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли. Системность мониторинга заключается во взаимосвязи его элементов: объекта, методов и оценочных средств, а также результата. Таковым является информация о состоянии объекта. Профессиональная готовность будущих рабочих как объект мониторинга также характеризуется системностью. Убеждены, что стержень ее содержания составляет совокупность знаний, профессиональных умений и действий, установленная профессиональными стандартами по рабочим профессиям. Осуществление мониторинга предоставляет возможность фиксации состояния указанной готовности в процессе ее формирования, ориентированной на своевременное выявление проблемных аспектов. Их нейтрализация включает принятие управленческих решений и осуществление необходимых коррекционных мероприятий. Ключевая роль в реализации мониторинга отводится педагогу, обладающему таким качеством личности, как субъектность.

Трактовка понятия «субъектность» в современных исследованиях, согласно мнению С. П. Будниковой, предполагает включенность субъекта в деятельность, а ее осуществление является перманентным признаком данного качества личности [3]. Известный исследователь А. А. Деркач считает, что сущность профессиональной субъектности характеризуется двухаспектностью. С одной стороны, данное качество личности включает такие универсальные характеристики как активность, рефлексивность, свобода, ответственность и творчество. С другой - выступает профессиональная деятельность, определяющая специфику их проявления [4]. В нашем контексте таковой является мониторинговая деятельность, а педагогическую субъектность мы рассматриваем как инструмент мониторинга. Педагог, обладающий таким качеством личности, способен к целенаправленному изменению объекта мониторингового исследования, в том числе формированию профессиональной готовности будущих рабочих. Очевидно, что формирование педагогической субъектности возможно в процессе профессионально -педагогического образования.

ЧИППКРО

Актуальность подготовки будущих педагогов к мониторинговой деятельности представлена в современных исследованиях. Она обусловлена противоречием между потребностью профессиональных образовательных организаций в мониторинге и недостаточной субъектно-стью педагогов в его осуществлении. По мнению М. Г. Сергеевой, С. В. Дмитриченковой и И. Ю. Варламовой, реализация данной подготовки целесообразна в освоении обучающимися программ магистратуры, поскольку компетенции, выступающие основой овладения указанной деятельностью, формируются по окончании бакалавриата [5]. Считаем, что педагогическая субъектность в осуществлении мониторинга предполагает владение необходимыми компетенциями. Вместе с тем квалификацией магистра обладают не все педагоги-практики. Так, квалификационный уровень одних преподавателей профессиональных образовательных организаций характеризуется наличием высшего образования бакалавра, других - среднего профессионально-педагогического образования или профессиональной переподготовки. Иными словами, допускается риск недостаточной компетентности педагогов-практиков в мониторинговой деятельности. Полагаем, что его нейтрализация возможна на уровне дополнительного профессионального образования, а именно повышения квалификации.

Потенциал развития педагогической субъ-ектности средствами повышения квалификации охарактеризован, в частности, С. С. Пана-риной. Так, ею представлена учебная профессионально-ориентированная ситуация совместной деятельности как ключевая единица организации учебной деятельности слушателей курсов повышения квалификации [6]. Учеными Т. В. Христидис и А. Ю. Нестеровой разработаны принципы развития субъектной позиции педагога в системе дополнительного профессионального образования, в частности, в повышении квалификации: единства теории и практики, взаимосвязи обучения с профессиональной деятельностью, активности слушателя, актуализации результатов обучения, электив-ности обучения [7]. Исследователи С. А. Голубков, Н. А. Илюхина и Т. П. Рубцова также рассматривают возможность формирования готовности педагогов к организации мониторинга в процессе повышения их квалифика-

ции [8]. Таким образом, в современной научной литературе сложились предпосылки разрешения проблемы развития педагогической субъ-ектности в контексте мониторинговой деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций в процессе повышения их квалификации.

Методология (материалы и методы)

Назначение статьи составляет методическая характеристика развития педагогической субъ-ектности в контексте мониторинговой деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций. Методологическим основанием ее реализации выступают концепции целевого и деятельностного подходов.

Сиситемообразующим понятием целевого подхода в педагогике является цель. Исследователь Е. С. Дорощук полагает, что его неотъемлемыми признаками выступают четкая постановка как главной, так и промежуточных образовательных целей, разработка соответствующей структуры действий, обеспечение условий их выполнения, проектирование специальных программ или методик воплощения цели, а также согласованность деятельности субъектов данного процесса [9]. В этой связи В. Г. Гладких разработана интерактивная технология формирования практической готовности бакалавра профессионального обучения, обеспечивающая приоритет субъектности обучающегося в процессе ее реализации. Указанная технология направлена на формирование профессионально-педагогических умений це-леобразования, целедостижения и рефлексии [10]. Полагаем, что они также являются значимыми в мониторинговой деятельности. Считаем, что элементы данной технологии могут быть адаптированы целесообразно развитию педагогической субъектности в контексте мониторинговой деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций и востребованы в повышении квалификации преподавателей.

Деятельностный подход характеризуется Ю. Ф. Кузнецовым как организация обучения и воспитания, в которой обучающийся действует с позиции активного субъекта познания, труда и коммуникации. Данный процесс направлен на формирование умений осознавания целей, планирования персональной деятельности, ее выполнения и регуляции, а также самоконтроля,

анализа и оценивания результатов [11]. С позиции указанного подхода педагогическая субъ-ектность в осуществлении мониторинга формирования профессиональной готовности будущих рабочих рассматривается нами в контексте мониторинговой деятельности, одним из продуктов которой являются оценочные средства. Включение слушателей в деятельность по их разработке в процессе повышения квалификации выступает основой развития указанной субъектности. Инструментом реализации являются интерактивные технологии, характеризующиеся субъект-субъектным взаимодействием обучающихся как с преподавателем, так и с участниками группы.

В нашем контексте речь идет о преподавателях специальных дисциплин, осуществляющих профессиональную подготовку будущих рабочих нефтегазовой отрасли в профессиональных образовательных организациях. Одни из них реализуют образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, в том числе подготовку будущих рабочих нефтегазовой отрасли. Другие профессиональные образовательные организации, включенные до 2013 года в систему начального профессионального образования, осуществляют подготовку обучающихся по программам профессионального обучения, разработанных соответственно требованиям квалификационных характеристик и профессиональных стандартов, в частности по рабочим профессиям нефтегазовой отрасли. Такими организациями выступают образовательные центры, учебные центры повышения квалификации и пр. Как известно, нередко квалификация педагогов-практиков, осуществляющих профессионально-педагогическую деятельность в данных организациях, характеризуется наличием высшего образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины, и профессиональной педагогической переподготовки. Повторимся, что отсутствие высшего профессионально-педагогического образования провоцирует затруднения в реализации отдельных функций профессионально-педагогической деятельности преподавателей, одной из которых является мониторинг.

Так, в 2019 году нами был проведен констатирующий эксперимент, установивший недостаточную сформированность педагогической

субъектности преподавателей в осуществлении мониторинга [12]. Экспериментальной базой исследования выступил один из образовательных центров г. Оренбург - ООО «Техноим-пульс», осуществляющий профессиональную подготовку будущих рабочих нефтегазовой отрасли, а также уполномоченный в реализации дополнительных профессиональных программ. Целесообразно ликвидации выявленных затруднений в мониторинговой деятельности педагогов нами в рамках формирующего эксперимента разработана программа повышения квалификации «Практико-ориентированные аспекты мониторинговой деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций», срок освоения которой составляет 72 часа.

Целью программы является совершенствование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективность мониторинговой деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций. Соответственно, одной из задач ее реализации выступает развитие педагогической субъектности в контексте мониторинговой деятельности преподавателей, а категорию слушателей составляют преподаватели специальных дисциплин. Данная программа включает три модуля, первый из которых предполагает изучение теоретических аспектов мониторинга формирования профессиональной готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли, но некоторая практико-ориентированность в нем присутствует. Освоение второго и третьего модулей программы повышения квалификации педагогами связано с выполнением практико-ориентированных заданий, продуктом которых выступают оценочные средства данного мониторинга. Соответственно, процесс повышения квалификации, направленный на развитие педагогической субъектно-сти в контексте мониторинговой деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций, включает установочный, продуктивный и рефлексивный этапы.

Результаты и их описание

Целью установочного этапа является формирование у преподавателей персонифицированной значимости мониторинга формирования профессиональной готовности будущих рабочих. Ее реализация сопряжена с освоением зна-

ЧИППКРО

ний, которые выступают основой развития представленной педагогической субъектности. Речь идет о профессиональной готовности будущих рабочих как цели и результате профессиональной подготовки, а также сущности и функциональных возможностях мониторинга в управлении качеством ее формирования. Очевидно, что преподаватели-практики обладают некоторыми знаниями в данной области. Следовательно, необходимо адаптировать содержание курса повышения квалификации как под образовательные потребности группы преподавателей, так и индивидуально каждого. Данная задача в определенной мере разрешима методами педагогической диагностики.

Так, предваряющее повышение квалификации анкетирование позволяет выявить групповые затруднения педагогов в осуществлении мониторинга, а также проблемные аспекты сформированности их педагогической субъект-ности. Полученная информация предоставляет возможность оперативной коррекции содержания программы повышения квалификации, ее дополнения, сокращения, оптимизации. Однако групповые «усредненные» образовательные потребности не всегда соответствуют персональным. Считаем, что индивидуализация развития педагогической субъектности мониторинговой деятельности по формированию профессиональной готовности будущих рабочих на установочном этапе достижима посредством применения дистанционных образовательных технологий, а также электронного обучения. Таковой, в частности, является система электронного обучения Moodle, включающая учебные элементы «Лекция», «Задание», «Тест», а также предоставляющая возможность дистанционного взаимодействия преподавателя и обучающихся.

В данной системе слушатели, т. е. повышающие квалификацию педагоги профессионального обучения, самостоятельно изучают необходимый теоретический материал, а работающий с ними преподаватель выступает в роли консультанта. В процессе изучения каждой темы программы повышения квалификации обучающимся предлагается ответить на вопросы: «Какую новую информацию я хотел получить?», «Какие затруднения возникли в освоении теоретического материала?», «Как я могу применить знания о мониторинге формирова-

ния профессиональной готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли в процессе преподаваемой мною дисциплины?» Таким образом, обеспечивается обретение персонального смысла мониторинговой деятельности как основы развития педагогической субъектности.

Освоение установочного этапа завершается промежуточной аттестацией. К примеру, педагогам профессионального обучения предлагается задание: «Конкретизируйте показатели мониторинга формирования профессиональной готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли соответственно преподаваемой дисциплине». Речь идет о развитии практико-ориентированных умений целеобразования в контексте мониторинговой деятельности. Информационным источником выполнения указанного задания выступают планируемые результаты освоения программ профессиональной подготовки и профессиональные стандарты, устанавливающие требования к рабочим профессиям. Таким образом, продуктом освоения установочного этапа являются зафиксированные показатели сформированности указанной готовности. Они составляют информационную основу фонда оценочных средств учебной дисциплины и, соответственно, мониторинга. Данные показатели необходимы в реализации следующего этапа повышения квалификации педагогов - продуктивного.

Реализация продуктивного этапа предполагает развитие способности к разработке практико-ориентированных оценочных средств формирования профессиональной готовности будущих рабочих. Его направленность предполагает выполнение трех заданий в группах слушателей из 3-4 человек, включающих педагогов профессионального обучения, преподающих учебные дисциплины, объединенные профильной направленностью. Первое задание заключается в формулировании повышающими квалификацию педагогами профессионального обучения вопросов для тестирования, оснащенных вариантами ответов. Данные оценочные средства ориентированы на оценку знаний будущих рабочих как основы формирования их профессиональной готовности. Второе задание предполагает разработку педагогами профессионального обучения протоколов наблюдения, направленного на оценивание точности профессиональных действий и их соответствие

требованиям техники безопасности, выполняемых в процессе практических работ с использованием компьютерных тренажеров и симуля-торов. Третье задание ориентировано на проектирование повышающими квалификацию преподавателями проблемных контекстных заданий и ситуаций, позволяющих диагностировать способность к решению будущими рабочими нестандартных профессиональных задач как ключевого элемента их готовности к трудовой деятельности. Все оценочные средства должны соответствовать показателям сформированно-сти данной готовности, разработанным ранее каждым педагогом профессионального обучения в результате освоения установочного этапа. Соответственно, в отдельной группе будут представлены несколько вариантов показателей, обсуждение, корректирование и выбор оптимальных из которых производится повышающими квалификацию преподавателями в процессе группового взаимодействия.

Соответственно, информационным источником разработки тестов выступает учебно-методическая и научная литература. Содержание протоколов наблюдения обусловлено возможностями компьютерных тренажеров и си-муляторов, которыми оснащена профессиональная образовательная организация, в диагностике точности профессиональных действий будущих рабочих. Основой разработки проблемных заданий и ситуаций являются реальные производственные случаи, представленные в СМИ и сети Интернет. Они могут быть отредактированы соответственно показателям сформированности профессиональной готовности будущих рабочих.

Итак, разработка оценочных средств мониторинга формирования профессиональной готовности будущих рабочих предполагает групповую форму интеракции педагогов. Включение повышающих квалификацию преподавателей в профессиональное сообщество аккумулирует способности участников группы, повышая качество результата продуктивного этапа, т. е. разработанных тестов, протоколов наблюдения, проблемных заданий и ситуаций. Таким образом достигается развитие практико-ориентированных умений це-ледостижения как характеристики педагогической субъектности в мониторинговой деятельности по формированию профессиональной готовности будущих рабочих.

Наконец, содержание рефлексивного этапа повышения квалификации ориентировано на развитие способности педагогов профессионального обучения к самооценке мониторинговой деятельности. Обучающиеся являются педагогами-практиками, осуществляющими профессиональную подготовку будущих рабочих, и, соответственно, имеют опыт оценочной деятельности. Следовательно, целесообразно обеспечение активной позиции слушателей, т. е. педагогов профессионального обучения, в оценивании результатов повышения квалификации. На данном этапе сформированным ранее группам педагогов предлагается задание: «Представьте презентацию разработанного фонда оценочных средств, включающую характеристику затруднений, возникавших в процессе его подготовки, и способов их преодоления». Его выполнение предполагает развитие рефлексивных умений преподавателей как необходимого аспекта педагогической субъектности мониторинговой деятельности по формированию профессиональной готовности будущих рабочих.

В продолжение представителем каждой группы производится защита фонда оценочных средств, включающая аргументированную самооценку процесса и результата его разработки. Объективность самооценки характеризуют другие слушатели курса повышения квалификации, т. е. коллеги. Они уполномочены предлагать рациональные способы коррекции содержания оценочных средств и альтернативные варианты преодоления затруднений. Преподаватель-консультант, работающий с ними, выступает в роли организатора и равноправного участника обсуждения результата повышения квалификации. Итоговая оценка формируется на основании суждений слушателей - педагогов профессионального обучения.

Таким образом, реализация рефлексивного этапа предполагает как групповую, так и коллективную форму взаимодействия обучающихся. Первая ориентирована на развитие самооценки мониторинговой деятельности, реализованной в процессе разработки оценочных средств. Индивидуальное суждение о ее эффективности корректируется другими участниками группы. Продуктом групповой самооценки выступает презентация фонда оценочных средств, предполагающая анализ и характеристику за-

ЧИППКРО

труднений, преодолеваемых в процессе разработки. Ее защита, реализуемая во второй, коллективной, форме взаимодействия слушателей, сопровождается обсуждением достигнутых результатов. Она предоставляет возможность последующей коррекции самооценки мониторинговой деятельности и обеспечивает ее объективность.

Обсуждение

Научная новизна исследования представлена поэтапной методической характеристикой процесса повышения квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций, который направлен на развитие педагогической субъектности в контексте мониторинговой деятельности. Результатом данной характеристики выступают соответствующие методические рекомендации.

Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации процессов целеобразо-вания, целедостижения и рефлексии в аспекте повышения квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций: мониторинговой деятельности по формированию профессиональной готовности будущих рабочих как пространства проявления педагогической субъектности. Соответственно, целеобразование в мониторинговой деятельности заключается в конкретизации показателей указанной готовности в рамках учебной дисциплины. Целедостижение, в свою очередь, требует оснащенности эффективными оценочными средствами, а педагогическая субъектность проявляется в процессе их разработки. Перманентным признаком рефлексии в контексте мониторинга выступает как способность к объективной самостоятельной оценке готовых средств, так и осознанность персональных затруднений, а также способов их преодоления.

Практическая значимость исследования заключается в возможности реализации охарактеризованной методики повышения квалификации, включающей задания, обеспечивающие развитие педагогической субъектности в контексте мониторинговой деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций. Целесообразность практико-ориентированного развития педагогической субъектности мониторинговой деятельности соотносится с результатами исследования, представленного учеными М. Г. Сергеевой,

С. В. Дмитриченковой и М. Ю. Варламовой. Они приходят к выводу о доминирующем значении опыта мониторинговой деятельности, приобретаемого в процессе подготовки к ней обучающихся педагогов. Установлена также низкая корреляция между их теоретической подготовленностью к мониторингу и успешностью его реализации [5]. Соответственно, обеспечение опыта мониторинговой деятельности, достигаемое в процессе повышения квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций, способствует развитию рассматриваемой педагогической субъект-ности.

Заключение

Таким образом, в статье представлена методическая характеристика развития педагогической субъектности в контексте мониторинговой деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций. Данное качество личности реализуется в процессе повышения квалификации преподавателей с позиций целевого и деятельностно-го подходов. Содержание указанной субъект-ности конкретизировано с позиции целевого подхода: инструментом ее реализации в мониторинговой деятельности выступают умения целеобразования, целедостижения и рефлексии. Согласно ключевым идеям деятель-ностного подхода, развитие педагогической субъектности мониторинговой деятельности по формированию профессиональной готовности будущих рабочих возможно в процессе соответствующей практической деятельности. Таковой выступает разработка необходимых оценочных средств. Соответственно, тесты, протоколы наблюдения, проблемные задания и ситуации выступают продуктом повышения квалификации, позволяющим судить об уровне развития данной субъектности педагогов.

Процесс повышения квалификации преподавателей, обеспечивающий развитие педагогической субъектности в контексте мониторинговой деятельности, включает установочный, продуктивный и рефлексивный этапы. Они направлены на проявление универсальных качеств субъектности: активности, рефлексивности, свободы, творчества и ответственности. Субъектность в освоении установочного этапа проявляется в активности освоения знаний,

осознании образовательных потребностей, а также персональной значимости мониторинга. Реализация субъектности на продуктивном этапе предполагает свободный выбор и творчество в процессе разработки оценочных средств мониторинга. Осуществление рефлексивного этапа связано с ответственностью за результаты деятельности, воплощенные в материальном продукте: фонде оценочных средств мониторинга формирования профессиональной готовности будущих рабочих.

Библиографический список:

1. Григорян, И. А. Мониторинг: эволюция научных взглядов, сущность, функции и принципы / И. А. Григорян. - Текст : непосредственный // Проблемы педагогики. - 2017. -№ 3 (26). - С. 60-66.

2. Мальцев, А. В. Мониторинг качества учебных достижений: предмет, функции, методы / А. В. Мальцев, А. В. Томильцев. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2017. - № 5 (212). - С. 23-33.

3. Будникова, С. П. Анализ компонентов структуры профессиональной субъектности будущих педагогов / С. П. Будникова. - Текст : непосредственный // Педагогика и психология образования. - 2018. - № 4. - С. 191-202.

4. Деркач, А. А. Профессиональная субъект-ность как психолого-акмеологический феномен / А. А. Деркач. - Текст : непосредственный // Акмеология. - 2016. - № 1 (27). -С. 8-13.

5. Сергеева, М. Г. Особенности подготовки студентов педагогической магистратуры к мониторинговой деятельности / М. Г. Сергеева, С. В. Дмитриченкова, И. Ю. Варламова. -Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 58 (2). - С. 222-225.

6. Панарина, С. С. Психолого-педагогические основания организации учебной деятельности взрослых в системе дополнительного профессионального образования / С. С. Пана-рина. - Текст : непосредственный // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус . - 2018. -Т 17. - № 37. - С. 7-14.

7. Христидис, Т. В. Формирование субъектной позиции педагога в системе дополнительного профессионального образования / Т. В. Христи-дис, А. Ю. Нестерова. - Текст : непосредствен-

ный // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2017. -№ 5 (79). - С. 194-200.

8. Голубков, С. А. Готовность преподавателя вуза к организации внутривузовского мониторинга качества обучения студентов / С. А. Голубков, Н. А. Илюхина, Т. П. Рубцова. - Текст : непосредственный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2018. - Т. 20. - № 5. -С.16-20.

9. Дорощук, Е. С. Системно-целевой подход к обучению студентов-журналистов культуре творческой деятельности / Е. С. Дорощук. -Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. - 2007. - № 1 (49). - С. 26-33.

10. Гладких, В. Г. Целевые доминанты интерактивной технологии формирования практической готовности бакалавра профессионального обучения / В. Г. Гладких. - Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2019. -№ 3 (221). - С. 21-27.

11. Кузнецов, Ю. Ф. Деятельностный подход к учению и основные категории педагогики / Ю. Ф. Кузнецов. - Текст : непосредственный // Специальное образование. - 2006. - № 6. -С.29-38.

12. Данилова, Т. В. Педагогическая субъект-ность мониторинга формирования профессиональной готовности будущих рабочих нефтегазовой отрасли / Т. В. Данилова. - Текст : непосредственный // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2020. - Т 8. - № 5. - С. 3-8.

References:

1. Grigoryan, I. A. Monitoring: evolution of scientific views, essence, functions and principles [Monitoring: evolyutsiya nauchnykh vzglyadov, sushchnost', funktsii i printsipy], Problems of pedagogy, 2017, No. 3 (26), pp. 60-66.

2. Maltsev, A. V., Tomiltsev, A. V. Monitoring the quality of educational achievements: subject, functions, methods [Monitoring kachestva uchebnykh dostizheniy: predmet, funktsii, meto-dy], Higher education in Russia, 2017, No. 5 (212), pp. 23-33.

3. Budnikova, S. P. Analysis of components of the structure of professional subjectivity of future teachers [Analiz komponentov struktury profes-

ЧИППКР0

sional'noy sub'ektnosti budushchikh pedagogov], Pedagogy and psychology of education, 2018, No. 4, pp. 191-202.

4. Derkach, A. A. Professional subjectivity as a psychological and acmeological phenomenon [Pro-fessional'naya sub'ektnost' kak psikhologo-akmeologicheskiy fenomen], Acmeology, 2016, No. 1 (27), pp. 8-13.

5. Sergeyeva, M. G., Dmitrichenkova, S. V., Varlamova, I. Yu. Features of preparation of students of pedagogical magistracy for monitoring activities [Osobennosti podgotovki studentov ped-agogicheskoy magistratury k monitoringovoy deyatel'nosti], Problems of modern pedagogical education, 2018, No. 58 (2), pp. 222-225.

6. Borovkova, Ye. G. Development of the subject position of students of advanced training courses at the training session [Razvitie sub'ektnoy pozitsii slushateley kursov povysheniya kvalifikatsii na uchebnom zanyatii], Scientific support of the personnel training system, 2017, No. 2 (31), pp. 92-99.

7. Khristidis, T. V., Nesterova, A. Yu. Formation of the subject position of a teacher in the system of additional professional education [Formirovanie sub'ektnoy pozitsii pedagoga v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya], Bulletin of the Moscow state University of culture and arts, 2017, No. 5 (79), pp. 194-200.

8. Golubkov, S. A., Ilyukhina, N. A., Rubtso-va, T. P. Readiness of a University teacher to organize intra-University monitoring of the quality of students' education [Gotovnost' prepo-davatelya vuza k organizatsii vnutrivuzovskogo monitoringa kachestva obucheniya studentov], Proceedings of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medical and biological Sciences, 2018, Vol. 20, No. 5, pp. 16-20.

9. Doroshchuk, Ye. S. System-targeted approach to teaching students-journalists the culture of creative activity [Sistemno-tselevoy podkhod k obucheniyu studentov-zhurnalistov kul'ture tvorcheskoy deyatel'nosti], Kazan Pedagogical journal, 2007, No. 1 (49), pp. 26-33.

10. Gladkikh, V. G. Target dominants of interactive technology offormation of practical readiness of the bachelor of professional training [Tselevye dominanty interaktivnoy tekhnologii formirovaniya prakticheskoy gotovnosti bakalavra professional'nogo obucheniya], Bulletin of Oren-

burg state University, 2019, No. 3 (221), pp. 21-27.

11. Kuznetsov, Yu. F. Activity approach to teaching and the main categories of pedagogy [Deyatel'nostnyy podkhod k ucheniyu i osnovnye kategorii pedagogiki], Special education, 2006, No. 6, pp. 29-38.

12. Danilova, T. V. Pedagogical subjectivity of monitoring the formation of professional readiness of future workers in the oil and gas industry [Pedagog-icheskaya subyektnost monitoringa formirovaniya professionalnoy gotovnosti budushchikh rabochikh neftegazovoy otrasli], Standards and monitoring in education, 2020, Vol. 8, No. 5, pp. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.